Научная статья на тему 'Моделирование как научная категория в системе проектирования процесса формирования гражданско-правовой культуры молодежи'

Моделирование как научная категория в системе проектирования процесса формирования гражданско-правовой культуры молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖЬ / MODELING / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / CIVIL AND LEGAL CULTURE / YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамсутдинова Дарина В.

В статье рассматривается технология моделирования процесса формирования гражданско-правовой культуры молодежи как система научных взглядов на социокультурный объект при обосновании социокультурных процессов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the technology of modeling process of formation of civil youth culture as a system of scientific views on the socio-cultural object in the justification of social-cultural processes

Текст научной работы на тему «Моделирование как научная категория в системе проектирования процесса формирования гражданско-правовой культуры молодежи»

- организовать цикл выставок о знатных земляках, по истории и краеведению республики «Открывая Родину, узнаем себя»;

- проводить мероприятия по воспитанию уважения к государственной символике Российской Федерации и Республики Татарстан;

- организовать курсы по месту работы «Подготовка молодежи к военной службе»;

- организовать экскурсии для активистов общественных объединений по городам и районам Республики Татарстан, в места боевой и трудовой славы (посещение музеев, обелисков и других мест, связанных с Великой Отечественной войной).

Конечной целью гражданско-патриотического воспитания является формирование высокой социальной активности, которая присуще человеку-гражданину, она связана с гражданской ответственностью, умением сочетать и подчинять личные интересы общественным, умением осознанно и самостоятельно делать свой выбор, обладать гуманизмом, этнической толерантностью и патриотизмом. Для этого необходимо создание культурно-досугового пространства, обеспечивающего эффективное функционирование гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в условиях научно-обоснованной социально-культурной и педагогической деятельности, формирование правовой культуры, обеспечивающей усвоение базовых гражданско-патриотических ценностей, направленных на развитие гражданской позиции, воспитание основополагающих гражданско-патриотических качеств личности - противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма, развитие гражданской честности, достоинства, уважение к традициям страны.

Литература

1.Гатауллин Р.В. Патриотизм молодежи как фактор социального прогресса [Текст] / / Формы и методы воспитательной работы в вузе: сборник научных трудов, сб.3- Казань - 2010. - 380 с.

2.Радугин А.А. Педагогика. Учеб. пос. для высших учебных заведений [Текст]. - М.: Центр, 2002 - 272 с.

3.Каменец В.В. Гражданско-патриотическое воспитание школьников [Электронный ресурс] социально-образовательный портал / / Режим доступа: http://coolreferat.com/

УДК 351.858

Дарина В.Шамсутдинова

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ В СИСТЕМЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ

КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматривается технология моделирования процесса формирования гражданско-правовой культуры молодежи как система научных взглядов на социокультурный объект при обосновании социокультурных процессов

Ключевые слова: моделирование, социально-культурная деятельность, гражданско-правовая культура, молодежь

Shamsutdinova Darina MODELING AS A SCIENTIFIC CATEGORY IN THE DESIGN PROCESS SYSTEM OF FORMATION OF CIVIL CULTURE OF YOUTH

The article considers the technology of modeling process of formation of civil youth culture as a system of scientific views on the socio-cultural object in the justification of social-cultural processes

Keywords: modeling, socio-cultural activities, civil and legal culture, youth

Ученые определяет правовую культуру как сложное интегративное качество личности, включающее в себя когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностно-поведенческий компоненты и характеризующееся определенным уровнем владения системой правовых знаний, умений, навыков, чувств, убеждений, ценностей, правовой деятельностью. Показателями правовой культуры являются сформированное^ правовых знаний, их широта, полнота и глубина, устойчивость познавательного интереса к правовым знаниям, сформированность положительного эмоционально-ценностного отношения к различным правовым явлениям, готовность к социально активному и правомерному поведению.

Современный исследователь К.С. Линейцева пришла к выводу, что для повышения правовой культуры граждан и всего общества в целом необходим комплекс экономических, политических, организационных, административных, судебных, воспитательных, образовательных мер, призванных привить уважение к праву и стимулировать положительную правовую активность. «Правовая культура -особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние личности и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям»

B.Б.Кузнецов считает, что гражданско-правовая культура - это комплекс знаний, ценностных установок и ориентаций, знаний законов, умений и навыков, которые позволяют человеку жить в гармонии как с общечеловеческой и национальной, так и с культурой других народов

В диссертационном исследовании Е.В.Меркель сделан вывод о том, что гражданско-правовая культура выступает как единство общего и специфического и имеет свои особенности в области отношений и деятельности. Гражданско-правовая культура рассматривается исследователем как часть общей культуры личности, реализующаяся в процессе гражданско-правового образования, направленного на развитие гражданско-правового сознания, что способствует позитивному гражданско-правовому поведению на основе гражданско-правовых знаний и позволяющее предупреждать всевозможные ошибки и оценивать жизненные и социальные ситуации, возникающие у гражданина.

C.Б.Тугуз пришла к выводу, что правовая культура является необходимой составляющей компе-тентностно-ориентированной подготовки будущего специалиста в вузе и характеризуется сознательным выполнением правовых предписаний, осознанием своих прав и способностью их реализовывать в обществе, готовностью к активной защите прав других людей и участию в правотворческой деятельности. Концептуальным подходом к процессу формирования правовой культуры является рассмотрение ее в качестве как основы взаимосвязи и взаимодействия процессов социализации и профессионального становления личности будущего специалиста, обеспечения его адаптивности в условиях усложнения и расширения интеграции профессиональной деятельности.

На наш взгляд, гражданско-правовая культура - это системное, структурированное и интегрированное качество, определяющееся социально-гражданскими ориентациями, влияющими на готовность личности нести ответственность за происходящие вокруг него социальные события, владеть избирательной культурой, стремиться к участию в общественно значимых мероприятиях, быть направленным на расширение знаний об истории и традициях своего народа, иметь чувство сопричастности к гражданскому будущему родины в условиях реализации своих прав и свобод.

Если рассматривать моделирование как научную категорию в системе проектирования процесса формирования гражданско-правовой культуры молодежи, то необходимо отметить, что моделирование является основным методом научно-теоретического исследования, которое базируется на расширении научной основы в условиях описания различных моделей реального объекта. Это позволяет получить экспериментальное обоснование в конкретной области при наличии аналогии процессов и явлений, имеющих различную природу и направленность.

Известно, что моделирование - это целостная, взаимосвязанная и взаимообусловленная совокупность приемов, логических операций познания - наблюдение, анализ, синтез, построение гипотез, формализация, идеализация, абстрагирование, сравнение, аналогия, конкретизация, обобщение, классификация, систематизация, структурирование, построение умозаключений и др. - и практических действий моделирования (экспериментирование, интерпретация, верификация), выполняемых для построения и исследования модели объекта с целью изучения самого объекта.

М.В.Фоминых считает, что моделирование способствуют освоению теоретико-методологических основ, методики и приемов работы и позволяет обеспечить единство аксиологических, концептуальных и прикладных аспектов специального содержания на основе идеи устойчивого развития личности и требований модернизации высшей школы. По ее мнению, моделирование предстает как дидактическое средство активизации, управления, дифференциации профессионально-педагогического знания, в том числе индивидуального стиля профессионально-педагогической деятельности посредством включения вариативных стратегических, тактических, ситуационных задач разного уровня сложности, с переходом от репродуктивного уровня к творческому.

На наш взгляд, моделирование как научный метод познания базируется на следующих положениях:

1.Исходным методологическим основанием моделирования является создание идеальных эмпирических объектов.

2. Моделирование основывается на абстрактно-теоретическом объекте познания, связанного с модификацией исследуемого процесса.

3. Теоретическая база моделирования связана с логическими процедурами - анализирование, абстрагирование, идеализация, формализация, синтезирование.

4. Моделирование связано со способностью замещения на определенных этапах объектов и субъектов на основе новой информацию о самом исследуемом процессе.

5. Моделирование позволяет обнаруживать закономерности при пересечении различных сторон педагогического явления (рис1).

Научно-теоретические положения моделирования как научного метола познания

Рис.1

1.Исходным методологическим основанием моделирования является создание идеальных эмпирических объектов.

2. Моделирование основывается на абстрактно-теоретическом объекте познания, связанным с модификацией исследуемого процесса.

3. Теоретическая база моделирования связана с логическими процедурами - анализирование, абстрагирование, идеализация, формализация, синтезирование.

4. Моделирование связано со способностью замещения на определенных этапах объектов и субъектов на основе новой информацию о самом исследуемом процессе.

5. Моделирование позволяет обнаруживать закономерности при пересечении различных сторон педагогического явления.

Так, Т.Э.Мангер, анализируя моделирование в социально-культурной сфере, рассматривает его в единстве и взаимосвязи представленными методами диверсификации, под которыми понимает способы, приемы, образы действия по использованию средств воздействия на аудиторию. К основным методам, применяемым в организации социокультурной образовательной деятельности личности, автор относит: метод моделирования образовательного социокультурного процесса, метод стимулирования социокультурной активности личности, метод формирования общественного сознания личности, метод мотивации, методы познавательной и самообразовательной деятельности, метод включения в социально-культурную деятельность. К числу важнейших компонентов реализации модели системы непрерывного образования в социально-культурной сфере относятся, по мнению автора, организационные средства социально-культурной образовательной деятельности. Данные средства представляют собой способы передачи содержания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров) в целях оказания влияния на сознание личности.

С.В.Коновалов, О.А.Козырева считают, что в структуре решения задач научно-педагогического исследования социокультурное моделирование используется как метод (узкий смысл) и как вид педагогической деятельности (локальный смысл). Описание возможностей использования социокультурного и педагогического моделирования детерминировано спецификой изучения курсов современного профессионально-педагогического знания в модели технологии системно-педагогического моделирования, где отражена иерархия определяемых и решаемых задач научно-педагогической подготовки будущих педагогов. В модели продуктивной подготовки студента, фасилитирующей создание, апробацию и внедрение различных педагогических средств, решающих те или иные проблемы современного образования, присутствует, по мнению авторов, необходимость иллюстрации дуализма педагогического знания, которое представляет собой полисистемную практику реализации идей педагогического моделирования и педагогической рефлексии базового уровня. Авторы разрабатывают технологии системно-педагогического моделирования, обеспечивающие акмеверифицированный поиск условий и возможностей развития студента в определении и решении задач продуктивной самореализации и самосовершенствования.

В диссертации Н.Ф. Хилько исследованы основные направления моделирования деятельности в рамках социально-культурного объединения: включение в диалог, усложнение технологии, культурно-экологическое сопровождение, придание творческого статуса, модернизация и эстетическое преобразование деятельности, (ее "освящение"), создание условий общения, выбор форм занятий, техни-

ки. Спроектированная автором модель воссоздает в педагогическом процессе развернутое пространство ситуаций, отражающих этапы творческой деятельности: (перцептивный: активизацию смыслов экранной информации (1 блок), проективный: определение подходов к решению задач (2 блок), конструктивный: развертывание творческой деятельности (3 блок), коммуникативный и презентатив-ный, заключающийся в многостороннем анализе результата (4 блок). Этапы отражаются в модели с учетом переработки опыта познания, восприятия и чувствования под контролем полученных умений и выработанных способностей, а также определенные виды деятельности, организационные формы, компоненты педагогического процесса, этапы, стратегию и систему взаимосвязей, обусловливающих слаженность действий в социально-культурной деятельности.

Если рассматривать технологию моделирования социокультурных процессов в условиях формирования гражданско-правовой культуры молодежи, то, по нашему мнению, она базируется на следующих компонентах: а) объективные социально-политические, культурные и экономические факторы реализации формирования гражданско-правовой культуры молодежи в системе контроля и коррекции гражданско-правового поведения; б) методология социально-культурной деятельности; в) интенсивный поиск инновационных форм организации досуга; г) моделирование социокультурных и образовательных процессов; д) модернизация социально-культурной сферы; е) исследование особенностей социально-культурного объекта; ж) применение социально-культурных технологий; з) реализация культурно-досуговых программ, проектов, акций; и) проектирование модели гражданско-правового ролевого повеления участников; к) использование системы научных взглядов на организацию социально-культурной деятельности; л) реализация социально-культурной практики; м) подведение результатов - выявление критериев, уровней, диагностика.

Согласно изложенному научному взгляду на выявление сущности понятия «моделирование» как научной категории в системе проектирования социокультурных процессов, понятие моделирование рассматривается нами как система научных взглядов на изучаемый социокультурный объект, определяющий абстрактно-теоретическое обоснование социокультурных процессов, имеющих различные уровни реализации, систему регуляции социально-культурного поведения и деятельности личности, при совокупности социокультурных, организационных,управленческих и психолого-педагогических факторов.

В частности, при моделировании социокультурных и образовательных процессов необходимо отметить, что моделирование социокультурных и образовательных процессов базируется на взаимосвязи целей, задач, используемых методов и приемов, технологий методик и образовательных и досу-говых программ. Большое значение здесь играет применение различных проектов образовательной и досуговой направленности, связанных с развитием знаний, умений, навыков, способностей и направленных на удовлетворение широкого спектра потребностей молодежи.

Система научных взглядов на организацию социально-культурной деятельности. Система научных взглядов на организацию социально-культурной деятельности базируется на выделении методологических, теоретических, технологических проблем организации формирования гражданско-правовой культуры молодежи. Они выявляют сложность, проблемное видение, основные закономерности исследуемого процесса. Научные взгляды позволяют обобщить существенные признаки гражданско-правовой культуры, выявить ее недостатки, изучить принципы и функции реализации.

Кроме этого, система научных взглядов на организацию социально-культурной деятельности рассматривает сферу реализации педагогического процесса, его закономерностей и результатов. Она направлена на выявление научных подходов к организации гражданско-правовой культуры молодежи, выявления их общественных потребностей, определения социальных задач, выявления путей социально-культурного совершенствования личности, возможностей реализации ее потенциалов и ценностных ориентаций.

Система научных взглядов связана также с обоснованием мировоззренческих позиций личности, выработки стратегий ее социально-психологического развития, ценностных установок и идеалов. Такой подход базируется на выявлении социально-педагогической направленности используемых программ и проектов, методики их реализации с позиции социально-культурной теории и практики.

Также при анализе методологии социально-культурной деятельности важно выделить тот факт, что методология социально-культурной деятельности позволяет проектировать различные досуго-вые и образовательные системы формирования гражданско-правовой культуры молодежи, разрабатывать содержание, методы, средства и приемы, выделять научные концепции и теории на базе изучения передового педагогического и социально-культурного опыта.

Методология социально-культурной деятельности - это система научных взглядов и представлений, обеспечивающих расширение сферы познания, влияющих на результаты и качество организации

досуга молодежи, ее направленности и реализации интересов и потребностей. Кроме этого, методология базируется на использовании возможностей социально-культурной сферы с учетом развития процессов социализации, инкультурации и индивидуализации молодежи в достижении поставленных целей.

Современная методология социально-культурной деятельности опирается, на наш взгляд, на систему научных принципов, методов, объектов, подходов, процессов, теорий научного познания. Это позволяет искать инновационные способы приоритетных стратегий совершенствования качества социально-культурной деятельности, входить в новую область научного знания. Методология социально-культурной деятельности позволяет рассматривать процесс формирования гражданско-правовой культуры молодежи с позиции следующих направлений:

- разработки и внедрения новых социально-культурных технологий;

- соответствия содержания социально-культурной деятельности современным социально-культурным требованиям и условиям жизни;

- дифференциации и индивидуализации в поиске подходов работы с молодежью;

- повышения эффективности применения современных методов формирования гражданско-правового сознания личности;

- повышения качества работы руководителей и педагогов;

- выявления оценки приоритетности решаемых проблем.

Литература:

1. Коновалов С.В., Козырева ОА. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования- научная статья [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/vozmo zhnosti-pedagogicheskogo-modelirovaniya-v-reshenii-zadach-nauchnogo-issledovaniya

2. Кузнецов В.Б. Гражданско-патриотическое воспитание. Правовая культура - Электронное периодическое издание «Преемственность в образовании» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.preemst vennost.ru/arkhiv/year-2012/12-2112012/uud/29-grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-pravovaya-kultura-lichnosti

3. Линейцева К.С. Правовая культура в контексте развития гражданского общества /[Текст] / / Образование и право № 5 (45) - 6 (46) 2013- с. 179-192

4. Мангер Т.Э. Моделирование системы непрерывного образования в социально-культурной сфере - научная статья [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-sistemy-nepreryv nogo-obrazovaniya-v-sotsialno-kulturnoy-sfere

5. Меркель Е.В. Формирование гражданско-правовой культуры обучающихся в основной и старшей школе как фактор их успешной социализации: [Текст] дисс... канд.пед.наук - Москва, 2014. - 248 с.

6. Моделирование - термин [Электронный ресурс] - Режим доступа http://letopisi.org/index.php

7.Семенова М.Г. Педагогические функции социально-культурной практики как средства формирования гражданской культуры студенческой молодежи: /[Текст] дисс... канд.пед.наук - Казань, 2012 - 218 c.

8. Сущность и содержание технологии моделирования социальных процессов [Электронный ресурс] - научный образовательный ресурс - Режим доступа:http://revolution.allbestru/sociology/00204125_0.html

9. Тугуз С.Б. Формирование правовой культуры студентов вуза в условиях компетентностной модели подготовки специалиста: [Текст] автореф.дисс... канд. пед. наук - Москва, 2009. - 20 с.

10. Фоминых М. В. Особенности применения технологии моделирования в профессионально-педагогическом образовании [Текст] / / Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф.,г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.- СПб.: Реноме, 2012. - С. 194-196.

11. Хилько Н.Ф. Педагогика аудиовизуального творчества в социально-культурной сфере [Текст]: дисс... докт.пед.наук - Москва, 2007-542 с.

УДК 72.01+374.7+37.017.922

Э.И.Баширова

РОЛЬ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ АРХИТЕКТУРЫ

В статье анализируются практики неформального образования, ориентированные на студентов архитектурных вузов, призванные способствовать развитию межпрофессионального взаимодействия между будущими специалистами. В статье даются определения ключевым понятиям, а также приводятся принципы неформального образования. В качестве примера рассматривается структура и результаты Международной летней школы в области архитектуры, проходившей на базе КГАСУ.

Ключевые слова: неформальное образование, архитектурное образование, межпрофессиональное взаимодействие, летняя школа.

Elza Bashirova THE ROLE OF NON-FORMAL EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF INTERPROFESSIONAL COLLABORATION IN THE FIELD OF ARCHITECTURE

The article analyzes the practices of non-formal education, addressed to students of architectural universities, intended to promote the development of interprofessional collaboration between future specialists. The article provides the definitions of key concepts and also the principles of non-formal education. The structure and the results of the International

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.