Научная статья на тему 'Моделирование и прогнозирование возникновения школьной дезадаптации у социально депривированных учащихся, в зависимости от социальногигиенических и медико-биологических факторов риска'

Моделирование и прогнозирование возникновения школьной дезадаптации у социально депривированных учащихся, в зависимости от социальногигиенических и медико-биологических факторов риска Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
341
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ФАКТОРЫ РИСКА / CHILDREN / MENTAL RETARDATION / RISK FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Седова Анна Александровна, Зиньковский Александр Константинович, Красненков Валерий Леонидович

Предпринята попытка определения социально-средовых и медикобиологических факторов риска возникновения школьной дезадаптации у детей с задержкой психического развития, а также прогнозирования вероятности развития школьной дезадаптации у школьников на основе математических моделей. Выявлены социально-средовые и медико-биологических факторы риска возникновения школьной дезадаптации у детей с задержкой психического развития. Для прогнозирования вероятности развития школьной дезадаптации у воспитанников специализированных образовательных учреждений были построены модели, учитывающие взаимосвязь оцениваемой вероятности с социально-гигиеническими и медико-биологическими характеристиками исследуемого контингента. На основе построенных математических моделей возможно прогнозирование возникновения школьной дезадаптации у школьников с задержкой психического развития на индивидуальном уровне, исходя из их социально-гигиенических и медико-биологических характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Седова Анна Александровна, Зиньковский Александр Константинович, Красненков Валерий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELLING AND PREDICTION OF SCHOOL MALADJUSTMENT IN SOCIALLY NEGLECTED CHILDREN, DEPENDENT ON SOCIAL-HYGIENIC AND MEDICO-BIOLOGICAL RISK FACTORS

A group of researchers make an attempt to discover socialenvironmental and medico-biological risk factors for school maladjustment in mentally retarded children, and predict the probability of school maladjustment on the basis of mathematical models. The authors report about the found social-environmental and medicobiological risk factors for school maladjustment in mentally retarded children. They have also developed the models that take into account the interaction of estimated probability with social-hygienic and medicobiological characteristics of the population studied. These mathematical models can serve as the basis for prediction of school maladjustment in individual mentally retarded children.

Текст научной работы на тему «Моделирование и прогнозирование возникновения школьной дезадаптации у социально депривированных учащихся, в зависимости от социальногигиенических и медико-биологических факторов риска»

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У СОЦИАЛЬНО ДЕПРИВИРОВАННЫХ УЧАЩИХСЯ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ

ФАКТОРОВ РИСКА

А. А. Седова, А. К. Зиньковский, В. Л. Красненков

ГБОУ ВПО Тверская ГМА Минздравсоцразвития России

В настоящее время наблюдается неуклонный рост психосоматической патологии и социально-обусловленных заболеваний в детском и подростковом возрасте, увеличивается число школьников с девиантным поведением [1, 6]. Причины данного явления носят достаточно сложный и неоднозначный характер. Среди наиболее значимых исследователи отмечают экстенсивный характер учебных нагрузок на фоне ухудшающихся физических показателей школьников, увеличение числа детей с соматической патологией и пограничными нервнопсихическими расстройствами [2].

Проблема школьной дезадаптации является чрезвычайно острой для детей группы «социального риска», к которой относятся социально деприви-рованные дети (обучающиеся в специализированных/коррекционных образовательных учреждениях, дети-сироты, дети из многодетных и малообеспеченных семей) [2].

Для обоснования мероприятий, направленных на оздоровление детей, необходимо установление взаимосвязей между показателями здоровья и современными социально-гигиеническими, а также медико-биологическими факторами риска [3-5].

Материалы и методы

Нами были исследованы 248 школьников, в возрасте от 11 до16 лет. Из них 124 - с задержкой психического развития (ЗПР), проживающие и обучающиеся в специализированном/коррекционном образовательном учреждении (СКОУ) VII вида. Контрольная группа (124 ребенка, проживающих и обучающихся в социальном приюте для детей и подростков) была подобрана по методу «копия-пара». Изучение социально-гигиенических аспектов образа жизни учащихся проводилось путем анкетирования. Анкета была представлена 88 учетными признаками следующего характера: отношение к собственному здоровью, оценка здоровья на мо-

мент обследования, выбор учащимися источников информации о здоровом образе жизни, выявление жизненных ценностей, занятие в свободное от учебы время, семейное окружение, приверженность к аддиктивному (отклоняющемуся) поведению.

Для исследования нарушений соматического и психического здоровья применялась разработанная нами анкета, включающая 77 учетных признаков. Дополнительным являлось патопсихологическое, соматическое обследование. Классификация психопатологической симптоматики проводилась согласно МКБ-10.

Для анализа взаимосвязи и влияния социальногигиенических и медико-биологических факторов на формирование школьной дезадаптации у школьников и их состояние здоровья, были использованы следующие методы: экспертной оценки индивидуальных характеристик, априорного ранжирования, множественной регрессии, корреляционный анализ, метод оценки достоверности различия характеристик основной и контрольной групп по критерию Стьюдента.

Статистическая обработка данных проведена на базе ГОУ ВПО «Тверская ГМА Росздрава». Вычисления и обработка данных проводилась в среде специализированных программных пакетов STATIS-TICA 6, Matlab 6.5, а также Excel XP.

Результаты

Изучение семейного окружения детей с задержкой психического развития показало, что в полных семья проживают 47,4%, а в неполных семьях

- 52,6%. Также выявлено, что значительное число учащихся испытывает чувство одиночества (44,8% детей с задержкой психического развития и 38,7% сирот, p>0,05).

Исследование приоритетных факторов, влияющих на укрепление здоровья у школьников сравниваемых групп, не выявило достоверных межгрупповых раз-

личий (р>0,05). Основным стимулом для укрепления здоровья они считают свое желание и силу воли: учащиеся основной группы - 38,4%, контрольной -40,3%. Важным является наличие денежных средств (16,0% - ЗПР и 8,0% - сироты); специальных знаний и программ - 9,6% и 7,2% соответственно; помещения и оборудования (5,6% и 6,4%).

Наибольший вред здоровью, по мнению учащихся, может нанести употребление наркотиков, курение, и в меньшей степени, употребление алкогольных напитков, причем показатели существенно не различаются (р>0,05). Исследование показало, что, несмотря на осведомленность о вреде, учащиеся вовлечены в различные формы аддиктивного поведения. Среди детей основной группы курит 42,4% обследуемых, среди сирот - 39,5% (р>0,05). Алкогольные напитки с определенной периодичностью употребляли на момент обследования 22,4% школьников с задержкой психического развития, что в 1,6 раза больше, чем дети контрольной группы (13,7%; р<0,05); пробовали алкогольные напитки 30,4% (сироты - 20,1%). Токсические вещества больные с задержкой психического развития употребляли в 8,7 раз чаще. Проведенный анализ показал, что по данному виду аддикций дети контрольной группы наиболее благополучны.

Свое здоровье субъективно оценили как «хорошее» и «удовлетворительное» 76,8% детей основной группы. В то же время, 71,2% воспитанников пропускали школьные занятия в течение года из-за болезней, что не соответствует субъективной оценке их здоровья, ранее данной как «хорошее» и «удовлетворительное».

Употребление алкогольных напитков в 1,8 раза чаще (р<0,05) отмечено в семьях детей основной группы. Также у 20,0% родителей (отцы или сожители матерей, отбывавшие сроки в местах лишения свободы) выявлены эпизоды использования токсических и наркотических веществ.

У матерей детей основной группы, достоверно чаще, чем у матерей детей контрольной группы наблюдались в течение беременности инфекции, анемии, осложнения родовой деятельности (р<0,05). Дети в 40,8% случаев рождались с применением кесарева сечения и при помощи различных акушерских, травматичных для плода приемов.

Дети с задержкой психического развития в перинатальном периоде имели различную патологию: асфиксию плода (35,2%), родовую травму (21,6%) и поражения ЦНС различной этиологии (16,0%), что в 4 раза больше, чем школьники из социального приюта (р<0,05).

Как показало исследование, часто болеющие дети (более 4 раз в год) среди учащихся основной группы выявлены в 38,4% случаев, что достоверно (р<0,05) больше, чем у детей-сирот (18,5%). Обнаружен широкий спектр поражений сразу нескольких функциональных систем организма.

Так, патологические изменения встречались в следующих функциональных системах: ЦНС -77,6%, эндокринной - 31,2%, дыхательной - 24,0%, мочеполовой - 20,8%, пищеварительной - 12,8%, сердечно-сосудистой - 11,2%, патология кожи -12,0% учащихся. В анамнезе обследуемых достоверно чаще, по сравнению с детьми контрольной группы, выявлены черепно-мозговые травмы (27,2% и 16,9% случаев, р<0,05).

Также были изучены особенности памяти, моторной сферы, поведения у учащихся СКОУ. Как показал анализ, трудности с запоминанием материала были выявлены у учащихся с задержкой психического развития в 94,4% (118 чел.), а у детей-сирот

- в 4,0% случаев (5 чел.; р<0,01). Трудности в воспроизведении школьного материала отмечены у учащихся основной группы в 81,6% случаев (102 чел.), что достоверно больше, чем у детей-сирот -1,6% случаев (2 чел.).

Нарушения влечений, по сравнению с детьми-сиротами, у детей с задержкой психического развития в целом встречались в 9,8 раза чаще (р<0,05). Достоверно чаще у детей основной группы наблюдались следующие нарушения: дромомания (28,2% и 0,8%; р<0,05), пиромания (8,8%; р<0,05), лудо-мания (13,7% и 1,6%; р<0,05), трихотилломания (15,3% и 3,2%; р<0,05). Можно полагать, что указанные расстройства у данной категории учащихся имеют как биологическую основу, связанную с патологией внутриутробного периода развития, так и социальную, обусловленную особенностями их психосоциальной адаптации в процессе индивидуального онтогенеза.

Исследование показало, что навязчивые страхи наблюдались у детей обеих исследуемых групп. Однако, если клаустрофобия и гипсофобия чаще (1,6% и 0,8%; 4,8% и 0,8% соответственно) встречались у подростков с задержкой психического развития, то кардиофобия встречалась чаще у детей-сирот (2,4% и 6,4%).

При анализе социальных фобий выявлено, что эритрофобия преобладает у детей-сирот (2,4% и 6,4% р<0,05). Возможно, это связано с социальной депривацией данной группы детей в условиях приюта, а также переживанием своих социальных успехов и неудач в большей степени, чем детьми основной группы.

Таким образом, социально-средовые факторы риска возникновения школьной дезадаптации у школьников с задержкой психического развития: неполная родительская семья; низкий уровень внутрисемейных отношений (невыполнение родителями рекомендаций медицинских и психологопедагогических комиссий, постоянные стрессовые факторы в семьях, связанные с пьянством и низким социально-бытовым уровнем семей, неправильным типом семейного воспитания); отсутствие социально-психологической поддержки среди род-

ственников; доминирование чувства одиночества; аддиктивное поведение (курение, употребление алкоголя и токсических веществ).

Основными медико-биологическими факторами риска школьной дезадаптации являются: отягощенный семейный анамнез, патология внутриутробного периода развития, частые сочетанные поражения со стороны систем и органов. Сочетание факторов риска с интеллектуальной недостаточностью, отягощенной психопатологическими расстройствами, повышает риск развития школьной дезадаптации.

Прогнозирование вероятности развития школьной дезадаптации у школьников, обучающихся в специализированных/коррекционных образовательных учреждениях, возможно на основании минимального набора факторов риска: 1) социальногигиенических - семейное окружение; употребление наркотических или токсических веществ; возраст начала гигиенического воспитания; помощь ребенку при возникновении аддикции; употребление алкоголя; пол; важность здоровья; знания о болезнях, передающихся половым путем; работа по укреплению здоровья; возраст и 2) медикобиологических - интеллектуальная недостаточность; нарушение запоминания; длительный безводный период при рождении; страхи; нарушение воспроизведения; гиперкинетические расстройства; анорексия; энурез; стремительные роды; слабая родовая деятельность.

Для прогнозирования вероятности развития школьной дезадаптации у воспитанников специализированных образовательных учреждений были построены модели, учитывающие взаимосвязь оцениваемой вероятности с социально-гигиеническими и медико-биологическими характеристиками исследуемого контингента:

1). Y = 2,212290 + 0,053137*х1 - 0,368967*х2 -

- 0,016031*х3 + 0,036795*х4 - 0,073241*х5 + + 0,163766*х6 - 0,091644*х7 - 0,0355536*х8 -

- 0,076211*х9 - 0,121227*х10,

где Y - оценка развития школьной дезадаптации; х1 - семейное окружение; х2 - употребление наркотических или токсических веществ; х3 - возраст начала гигиенического воспитания; х4 - помощь при возникновении аддикции; х5 - употребление алкоголя; х6 - пол; х7 - важность здоровья; х8 - знание о болезнях, передающихся половым путем; х9 - помощь в укреплении здоровья; х10 - возраст.

2). Y=2,97042-1,78989*х1-0,19895*х2+0,18272*х+ +0,03605*х4+ 0,11358*х5 +0,03723*х6+0,05611*х7--0,08593*х8-0,07566*х9-0,08798*х10-0,03877*х11, где Y - степень развития школьной дезадаптации; х1

- интеллектуальная недостаточность; х2 - нарушение запоминания; х3 - длительный безводный период; х4 - страхи; х5 - нарушение воспроизведения; х6 - гиперкинетические расстройства; х7 - срочные роды; х8 - анорексия; х9 - энурез; х10 - стремительные роды; х11 - слабая родовая деятельность.

Так как зависимая переменная Y принимает значения из диапазона от 0 до 2, то данная величина может использоваться в качестве прогнозируемой вероятности развития школьной дезадаптации у детей с задержкой психического развития. Чем больше значение данного показателя, тем выше вероятность развития школьной дезадаптации у данной категории школьников.

Выводы

На основе построенных математических моделей возможно прогнозирование возникновения школьной дезадаптации у школьников с задержкой психического развития на индивидуальном уровне, исходя из их социально-гигиенических и медико-биологических характеристик. Это позволит определить группы риска по возникновению школьной дезадаптации, составить компьютерную базу данных для мониторинга состояния здоровья подростков и тем самым повысить эффективность лечебно-профилактических мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вострокнутов Н.В. Социально-дезадаптированные дети: проблемы отклоненности поведения и сопутствующие психические расстройства // Психиатрия и общество. М., 2001. С. 49-59.

2. Сухотина Н.К. Донозологические формы нервно-психических расстройств у детей // Социальная и клиническая психиатрия. 2008. Т. 18, № 1. С. 75-80.

3. Чичерин Л.П. Проблемы общественного здравоохранения применительно к педиатрической службе // Общественное здоровье и здравоохранение. 2005. № 3-4. С. 4-10.

4. Чичерин Л.П., Лешкевич И.А., Михальская Е.В. и соавт. Проблемы оптимизации медицинского обеспечения детей и подростков // Российский педиатрический журнал. 2005. № 4. С. 51-54.

5. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Изучение качества жизни в медицине и педиатрии // Вопросы современной педиатрии. 2005. Т. 4, № 2. С. 7-12.

6. Brown R.J., Schrag A., Trimble M.R. Dissociation, childhood interpersonal trauma, and family functioning in patients with somatization disorder // Am. J. Psychiatry. 2005. Vol. 1б2, N 5. P. 899-905.

28

А. А. Седова и соавт.

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У СОЦИАЛЬНО ДЕПРИВИРОВАННЫХ УЧАЩИХСЯ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНОГИГИЕНИЧЕСКИХ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РИСКА

А. А. Седова, А. К. Зиньковский, В. Л. Красненков

Предпринята попытка определения социально-средовых и медикобиологических факторов риска возникновения школьной дезадаптации у детей с задержкой психического развития, а также прогнозирования вероятности развития школьной дезадаптации у школьников на основе математических моделей.

Выявлены социально-средовые и медико-биологических факторы риска возникновения школьной дезадаптации у детей с задержкой психического развития. Для прогнозирования вероятности развития школьной дезадаптации у воспитанников специализированных об-

разовательных учреждений были построены модели, учитывающие взаимосвязь оцениваемой вероятности с социально-гигиеническими и медико-биологическими характеристиками исследуемого контингента. На основе построенных математических моделей возможно прогнозирование возникновения школьной дезадаптации у школьников с задержкой психического развития на индивидуальном уровне, исходя из их социально-гигиенических и медико-биологических характеристик.

Ключевые слова: дети, задержка психического развития, факторы риска.

MODELLING AND PREDICTION OF SCHOOL MALADJUSTMENT IN SOCIALLY NEGLECTED CHILDREN, DEPENDENT ON SOCIAL-HYGIENIC AND MEDICO-BIOLOGICAL RISK FACTORS

А. A. Sedova, A. K. Zinkovky, V. L. Krasnenkov

A group of researchers make an attempt to discover socialenvironmental and medico-biological risk factors for school maladjustment in mentally retarded children, and predict the probability of school maladjustment on the basis of mathematical models. The authors report about the found social-environmental and medico-biological risk factors for school maladjustment in mentally retarded

children. They have also developed the models that take into account the interaction of estimated probability with social-hygienic and medico-biological characteristics of the population studied. These mathematical models can serve as the basis for prediction of school maladjustment in individual mentally retarded children.

Key words: children, mental retardation, risk factors.

Седова Анна Александровна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии педиатрического факультета ГБОУ ВПО Тверская ГМА Минздравсоцразвития

Зиньковский Александр Константинович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и медицинской психологии ГБОУ ВПО Тверская ГМА Минздравсоцразвития России; e-mail: zinkovsky@mail.ru

Красненков Валерий Леонидович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, декан лечебного факультета ГБОУ ВПО Тверская ГМА Минздравсоцразвития России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.