Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгих А.С.

В статье отражены аспекты моделирования формирования профессиональных компетенций у студентов, изучающих техносферную безопасность. Данное образовательное направление имеет особую важность в связи с резким ухудшением экологии в мире, которая в настоящий момент находится на уровне экологического кризиса, несущего угрозу жизни человека на планете. С учетом техногенной ее причины развития требуется пересмотр существующих технологий в производстве, которые несут отрицательное воздействие на окружающий мир, для их замены на экологически безопасные технологии. Данная важная задача накладывается на выпускников по специальности техносферная безопасность, которые должны будут разработать экологичные технологии, способные заменить имеющиеся. Это диктует совершенствование области образования на предмет формирования у обучающихся профессиональных компетенций, которые бы отражали необходимые экологоориентированные и инженерные параметры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долгих А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES AMONG STUDENTS OF A POLYTECHNIC UNIVERSITY IN THE DIRECTION OF TECHNOSPHERE SAFETY

The article reflects aspects of modeling the formation of professional competencies among students studying technosphere safety. This educational direction is of particular importance due to the sharp deterioration of the ecology in the world, which is currently at the level of an ecological crisis that threatens human life on the planet. Taking into account the technogenic cause of its development, it is necessary to revise existing technologies in production, which have a negative impact on the surrounding world, in order to replace them with environmentally friendly technologies. This important task is imposed on graduates of the technosphere safety specialty, who will have to develop environmentally friendly technologies that can replace the existing ones. This dictates the improvement of the field of education for the formation of students' professional competencies that would reflect the necessary environmental-oriented and engineering parameters.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Моделирование формирования профессиональных компетенций у студентов политехнического вуза по направлению техносферная безопасность

Modeling the formation of professional competencies among students of a polytechnic university in the direction of technosphere safety

Долгих А. С.,

аспирант 3 курса кафедры Безопасность жизнедеятельности горно-нефтяной факультет Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Россия, г. Пермь e-mail: andreydolgix@mail ru

Dolgih A. S.

postgraduate student 3rd year department of Life Safety faculty of Mining and Oil Perm National Research Polytechnic University

Russia, Perm e-mail: andreydolgix@mail ru

Аннотация.

В статье отражены аспекты моделирования формирования профессиональных компетенций у студентов, изучающих техносферную безопасность. Данное образовательное направление имеет особую важность в связи с резким ухудшением экологии в мире, которая в настоящий момент находится на уровне экологического кризиса, несущего угрозу жизни человека на планете. С учетом техногенной ее причины развития требуется пересмотр существующих технологий в производстве, которые несут отрицательное воздействие на окружающий мир, для их замены на экологически безопасные технологии. Данная важная задача накладывается на выпускников по специальности техносферная безопасность, которые должны будут разработать экологичные технологии, способные заменить имеющиеся. Это диктует совершенствование области образования на предмет формирования у обучающихся профессиональных компетенций, которые бы отражали необходимые экологоориентированные и инженерные параметры.

Annotation.

The article reflects aspects of modeling the formation of professional competencies among students studying technosphere safety. This educational direction is of particular importance due to the sharp deterioration of the ecology in the world, which is currently at the level of an ecological crisis that threatens human life on the planet. Taking into account the technogenic cause of its development, it is necessary to revise existing technologies in production, which have a negative impact on the surrounding world, in order to replace them with environmentally friendly technologies. This important task is imposed on graduates of the technosphere safety specialty, who will have to develop environmentally friendly technologies that can replace the existing ones. This dictates the improvement of the field of education for the formation of students' professional competencies that would reflect the necessary environmental-oriented and engineering parameters.

Ключевые слова: техносферная безопасность, профессиональные компетенции, технологии, экологическая безопасность, образование.

Key words: technosphere safety, professional competencies, technologies, environmental safety, education.

Одной из важных задач в современном мире является улучшение экологии, что позволит восстановить благоприятную среду жизнедеятельности человека [8]. Экологический кризис, создавшийся в результате техногенных причин, поставил под угрозу существование жизни населения планеты. Нарушенный баланс в экосистеме провоцирует множественные климатические и природные катастрофы, которые несут масштабные разрушения, уничтожающие все на своем пути [7]. Это диктует пересмотреть все действующие технологии на предмет их влияния на экологию, чтобы выявить причины их отрицательной технологичности в воздействии на окружающий мир и заменить их на нейтральные, которые бы не нарушали экобаланс [2]. Данная работа накладывается на профессионалов в области техногенной безопасности, которые должны обладать

необходимыми компетенциями для осуществления грамотного анализа имеющихся в производстве и сфере услуг технологий и создания новых, экологически безопасных, которые бы успешно при замене на них неприемлемых с экологической точки зрения позволили бы поддерживать высокое качество жизни и производства в мире. Это отражает актуальность совершенствования образования по направлению техносферной безопасности с позиции улучшения учебного процесса, позволяющего углубить и расширить приобретение профессиональных навыков и умений обучающихся для формирования у них профессиональных компетенций, отвечающим вышерассмотренным запросам современного общества.

В описанном важное значение отводится моделированию процесса профессиональных компетенций, что помогает создать образ идеала модели проекта, отражающего будущие экологически безопасные технологии. Ведь именно с помощью проектной деятельности возможно совершенствовать и создавать новые технологии, несущие нейтральное воздействие на природу, окружающий мир, что позволит не нарушать естественную структуру экобаланса [5].

Начало моделирования происходит из имеющихся целей и задачей, объединенных с другими составляющими в цельную систему и с прогнозируемым итогом проектной работы. Исследователи отмечают, что проектная работа основывается на известных научных закономерностях с желаемым результатом, в котором наравне с целевой функциональностью важно будет их техногенно безопасное воздействие. В данном моделировании выполнение проектной работы за счет содержания предметной части будет обеспечивать формирование определенных параметров профессиональной компетенции, на которые она будет направлена, в том числе, как в данном случае, и на уровне их экологичности. Активное методическое сопровождение моделирования будет затрагивать все структуры и уровни учебно-воспитательной педагогической деятельности, позволяя приобрести будущим специалистам навыки и умения для целенаправленного применения в их работе инновационных технологических разработок. Во время проектной работы за счет методического сопровождения студенты будут учиться вести диалог и конструктивные беседы, открыто высказывать свое мнение, обсуждать детали проекта и высказывать идеи по его развитию и осуществлению, что создаст условия для свободных и благоприятных коммуникаций, имеющих плодотворные итоговые показатели. Полученные результаты в целом будут эффективно сказываться на всей системе обучения по техносферной безопасности, где будет расти профессионализм и компетентность обучающихся. Также применение инновационных технологических средств как обязательного методического компонента расширяет педагогическое пространство, способствующее своевременному получению актуальных знаний предметной и сопряженной с ней интегрированной областью, преображая научно-проектную деятельность, что важно для поддержания и усиления мотивированной составляющей обучения. Такая цепочка методической составляющей приведет к развитию аспектов самообразования у обучающихся, позволит преодолевать при разработке экологически безопасных технологий различные затруднительные ситуации, а также активизировать стремление к более глубокому изучению информации, что позволит сделать необходимую экологоориентированную модель проектной работы и сформировать мировоззренческие позиции личности с важной экологической стороны. Методическое наполнение при моделировании формирования профессиональных компетенций как система управления формирования личности будущего высококвалифицированного специалиста позволяет создать условия для овладения актуальными познаниями и навыками в экологоориентированной инженерии [4].

Для моделирования грамотных профессиональных компетенций важно в рамках проектной работы рассматривать модели, которые бы позволили улучшить реальную сферу производства и обеспечения населения необходимыми для комфортной жизни услугами, что, в свою очередь, позволит повысить вариабельность преподношения предметных знаний у участников учебного процесса, наделив их умениями обладать гибкостью

и быстрой адаптацией к новым педагогическим запросам в ряде компетентных факторов, которые будут отражать условия их будущей профессиональной области работы, обеспечивая формирование рефлексии у студентов.

Рассматриваемое значение методологии при моделировании компетенций во время научно-проектной деятельности обеспечивает практическое овладение не только профессиональными навыками, но дает и профессиональное образование в сфере экологоориентированной инженерии. Студенты будут учиться решать частные и общие задачи учебного процесса, ставить задачи самостоятельно и подключать к их решению других участников проектной работы. Объединение многих инновационных педагогическо-методических форм позволит в полной мере подготовить будущего специалиста к его рабочей деятельности. Это также сформирует личностно-профессиональную позицию, которая будет активно проявляться в достижении поставленных целей по разработке экологических технологий. Так, вышеописанное подчеркивает важность методической составляющей при проведении моделирования процесса формирования профессиональных компетенций в рамках проектной работы [2].

Учитывая, что научно-проектные занятия позволят создать модель в ее окончательном варианте, то ее можно использовать как прототип экологичной технологии, пригодной для практического применения, что позволит обучающимся понять все этапы ее разработки и понять суть практической сферы своей будущей деятельности. Проектная модель будет выражать составляющую увеличения функциональности компетенций, так как будет рассмотрен полностью весь механизм ее создания. Станут понятны установки процесса создания целеполагающей работы. В данном будет наблюдаться и понимание применения теоретических знаний на практике, что является важным аспектом и задачей всего образовательного процесса в вузе.

Моделирование как цельный процесс системы изучения техносферной безопасности включает в себя три аспекта, где в начале существует логика, ограниченная темой проекта, линия его этапности и уровень усвоение изучаемых деталей. Оценка успешности моделирования будет происходить из критериев функциональных элементов, отвечающих за приобретение профессиональных навыков и умений, которые будут в совокупности определять формирование компетенций у студентов. При детальном рассмотрении дорабатываются факторы проектирования, которые будут дополнять профессиональными качествами обучающихся, совершенствуя систему моделирования, где необходимо проводить своевременный мониторинг компонентов данного процесса и исследовательской деятельности в реальном учебном пространстве научно-проектной работы. Такой подход будет обеспечивать актуальность данной деятельности в сфере инженерии, направленной на восстановление техногенного пространства, обладающего экологической безопасностью, а также позволит учитывать индивидуальные критерии личности студента на предмет формирования у него ценностно-мировоззренческих параметров на линии экологоориентированных устремлений и выявлять пробелы в знаниях для оказания информационной поддержки для его лучшего усвоения темы. В целом это позволит сделать учебную среду эффективным педагогическим инструментом, обеспечивающим возможностью постоянного дополнения факторов, расширяющих профессиональные компетенции студентов, изучающих техносферную безопасность [6].

При процессе моделирования приобретения студентами профессиональных компетенций вырабатывается общая концепция, которая будет выделять общую цель как замысел проекта, обучающего определенным навыкам студентов, где осуществляются педагогические принципы и условия позволяющие получить результаты научно-проектной деятельности. Она должна иметь практическое значение, хотя может быть отражена и на уровне ее обобщения, отражая данное как стадию идейного моделирования, которая будет в последствии расширена до ее практического применения. Большое значение в этом отдается актуальности, в которой в реальном прототипе будет выделено противоречие, необходимое для коррекции, что создаст

предпосылки важности в исследовательской деятельности и позволит усилить ее значение, приводя к мотивированности к реализации проекта.

В моделировании учитываются проблемы методических разработок и конспектов, которые будут обеспечивать учебное пространство необходимой экологоориентированной и научно-технической информацией и позволят осуществлять информационную помощь обучающимся, создавая непрерывность и своевременность для прогресса в научно-исследовательской работе при проектировании. Также полнота объяснений позволит студентам проявлять самостоятельность в практических занятиях и развивать мыслительную деятельность в заданном направлении по решению текущих вопросов осуществления проекта. Соответствуя данной позиции, можно предположить, что стратегией моделирования профессиональной компетентности у выпускников инженерных направлений обязательно должны отслеживаться качественные характеристики личностного роста, определяемого в период обучения, которые бы отражали их экологические подходы в отношении разработки технологий, которые бы не нести отрицательного воздействия на экологию и природу, позволяя создавать техногенную среду для восстановления экологического баланса [4].

Таким образом, общая профессиональная компетентность выпускников вуза будет состоять из суммы компетенций по необходимым практическим навыкам, умениям и другим необходимым аспектам по изучению дисциплины техносферной безопасности, что делает ее рассмотрение как процесс формирования за счет модульного построения логической композиции из теоретических блоков образовательной программы, которые обладают функциональными показателями и свидетельствуют о характере учебного плана данного образовательного направления.

Так как процесс моделирования соответствует иерархии заложенной в него актуальной информационно-практической базы на уровне целевых, методологических, процессуальных, содержательных и оценочных уровней проектирования образовательного результата, то структура его влияния будет оказывать воздействие на следующие факторы:

1. Личностный - мотивированность к обучению, ответственность за личные разработки и в целом результаты деятельности, экологоориентированное мышление, склонность к анализу самопроявления;

2. Профессиональный - аспекты профессиональной компетенции, ценностное полагание результатов обучения и трудоустройства;

3. Когнитивный - интеллектуальные способности в процессе обучения и формирование объема знаний по поводу будущей экологоориентированной деятельности;

4. Опытный - практические навыки и умения, опыт в личной практической деятельности [5].

Все вышеописанное отражает, что формирование модели становления профессиональной компетентности у студентов инженерных направлений обучения в вузе представляет собой значимую задачу, поскольку это объясняет последовательно реализацию интегративной композиции средств и методов, сформированных для создания результативного профессионального цикла обучения. Выявлено, что моделирование осуществляют пошагово за счет определения цели и задач, разработки структурных компонентов и методического содержания, осуществления прогноза результативности при использовании применяемых знаний, подходов и методов, а также на основе выделения этапов проектирования необходимой модели [1].

С учетом выявленных позиций был сформирован подход к организации учебного процесса на основе создания метода проектной работы для студентов, изучающих техносферную безопасность, который позволил сформировать у них необходимые профессиональные компетенции для осуществления ими экологоориентированных разработок, актуальных технологий для общества, несущих безопасность для жизни человека и экологии, который требует дальнейшей детализации. Данный подход отразит рассмотренное

моделирование процесса профессиональных компетенций, включая в себя выполнение ряда проектных работ, распределенных среди разных семестров, где будут последовательно изучаться различные теоретические и практические знания по инженерному направлению. В рамке итогового проекта будет осуществляться разработка модели технологии, актуальной для реального производства и обладающей экологической безопасностью. Так, рассмотренный вышеописанный этапный процесс детального моделирования формирования профессиональных компетенций объединяется в цельную систему научно-проектной работы по техносферной безопасности.

Будущие инженеры по направлению техносферная безопасности должны обладать актуальными современным запросам времени компетенциями на уровне экологоориентирования, в которых важен будет социальный заказ как техногенного характера, так и экологического параметра в факторах их безопасного воздействия, которые могут быть рассмотрены в их нейтральном влиянии на природу, окружающий мир, жизнь человека, что будет обеспечивать создание условий для восстановления естественной экосистемы и ее экологического баланса. А если студенты будут проектировать экологическую модель, имеющую приоритетность для практической производственной среды, то будет запущен механизм, обеспечивающий их условиями реальной работы, но в то же время происходящего в учебной среде, подразумевающей помощь педагогов, групповую работу, методическую и информационную поддержку. Это позволит создать сферу приобретения профессионального опыта студентами при обучении в вузе, повышающую их квалификацию, что увеличит их уверенность в собственных силах и создаст фундамент для начала их работы, содействуя ее успешному началу в реальной трудовой области. Благодаря изучению социально значимых направлений по разработке экологичных технологий обучающиеся будут знакомиться с проблемными ситуациями и обдумывать пути их решения. У них разовьется образное мышление и будут генерироваться идеи по реализации экологичных технологий, что поможет совершенствовать механизмы производственной среды в будущем [3].

Так, грамотное моделирование процесса формирования профессиональных компетенций позволит улучшать образовательную область изучения инженерных аспектов по техносферной безопасности, исходя из поставленных актуальных задач, существующих в обществе, по трансформации существующего техногенного мира, отрицательно влияющего на экологию, на техногенную составляющую, имеющую экологически безопасное воздействие на окружающий мир и жизнь всего живого в целом, улучшая сферу профессионального образования, позволяющего выпускать высококвалифицированных инженеров.

Список используемой литературы:

1. Карпов В.В. Формирование профессиональных компетенций экологической направленности у будущих бакалавров техносферной безопасности // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе : сборник материалов Международной научно-практической конференции (г.Москва, 12-14 февраля 2020 г.). - М. : Диона, 2020. - С. 339-342.

2. Панасенкова Е.Ю., С.С. Тимофеев Применение компетентностного подхода при подготовке студентов направления «Техносферная безопасность» на примере дисциплины «Региональная экология»

// XXI век. Техносферная безопасность. - 2017. - Т.2 - № 3 - С.102-110.

3. Попцов А.Н. Формирование компетентности обеспечения техносферной безопасности студентов политехнического вуза на основе междисциплинарных связей // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Серия No1. Психологические и педагогические науки. -Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2020. - №1 (3). - С. 61-68.

4. Чиркова Е. Б. Развитие универсальных учебных действий в проектно-исследовательской деятельности // Начальная школа, - 2019. - № 12. - С. 55-58.

5. Чучалин А. И. Инженерное образование в эпоху индустриальной революции и цифровой экономики // Высшее образование в России, - 2018. - Т. 27. - № 10. - С. 47-62.

6. Ямборко П.В. Подготовка бакалавров направления «Техносферная безопасность» в Ульяновском государственном университете // сб. статей IV Всероссийской научно-технической конференции «Инновации технических решений в машиностроении и транспорте». - Пенза: Изд-во ПГАУ 2018. - С. 167-180.

7. Ferguson P. Discourses of resilience in the climate security debate // Glob. Environ. Politics, - 2019. - Vol. 19. -pp.101-126.

8. Moser S., Meerow S., Arnott J., Jack-Scott E. The trnbulent world of resilience: interpretations and themes for transdisciplinary dialogue // Clim. Change, - 2019. - Vol.153. - pp. 21-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.