Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕР / ЭКОЛОГ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА / ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / БАКАЛАВРИАТ / УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ЭТИКА / ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгих Андрей Сергеевич, Шайбаков Ильнур Илгизович

В данной статье рассматривается тема, посвященная организации процесса образования, который способствует формированию экологоориентированной профессиональной компетентности у студентов, обучающихся по направлению 20.03.01. Техносферная безопасность в академическом бакалавриате, обеспечиваемом ФГОС ВО 3++ с 2020 года, на базе политехнического вуза. Результативные данные работы позволяют ознакомиться с подробностями организации учебного процесса во время получения профессионального обучения будущего инженера-эколога и с формирующими составляющими, которые включены в понятие профессионализма с позиции применения экологической функциональной грамотности, сформированной в результате освоения им актуальной программы образования, обеспечивающей востребованность на рынке труда в современном обществе. Представлена научноисследовательская работа, выполняемая в рамках семестров, где студентами последовательно осуществляются определенные задания во время практических, аудиторных и самостоятельных внеаудиторных занятий, а также в период выделенных учебных и других практик на основе проектной деятельности, что в совокупности позволяет создать педагогические условия для этапного целенаправленного формирования у них компетенций универсального, общепрофессионального и профессионального характера, необходимых для студентов, учащихся в эколого-инженерной высшей школе, что будет свидетельствовать об их профессиональной пригодности как выпускников университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долгих Андрей Сергеевич, Шайбаков Ильнур Илгизович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES AMONG STUDENTS OF THE POLYTECHNIC UNIVERSITY STUDYING TECHNOSPHERE SAFETY

The article deals with the problem of the educational process organization, which contributes to the development of environmentally-oriented professional competence of students studying for the training program 20.03.01 "Technosphere safety". The paper discusses technosphere safety for the academic bachelor's degree program provided by the Federal State Educational Standard 3++ in 2020. The research data show the details of the educational process organization during the professional training of a future environmental engineer as well as the components that are included in the concept of professionalism. The notion under consideration is defined in terms of ecological functional literacy, formed as a result of mastering the educational program that ensures up-to-date social and labor market demands. The research work presented in the article was carried out in terms of curriculum. Students consistently performed certain tasks during practical training, classroom studies and independent extracurricular classes, as well as during project activities, which together produce pedagogical conditions to provide gradual purposeful development of general and professional competencies in students. Such competences are necessary for the students of environmental engineering higher school, as an indicator of their occupational aptitude.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»»

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

DOI: 10.23888/humJ2022104341-354

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES AMONG STUDENTS OF THE POLYTECHNIC UNIVERSITY STUDYING TECHNOSPHERE SAFETY

Долгих А. С., Шайбаков И. И.

Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Российская Федерация

Dolgikh A. S., Shaybakov 1.1.

Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russian Federation

Аннотация:

В данной статье рассматривается тема, посвященная организации процесса образования, который способствует формированию экологоориенти-рованной профессиональной компетентности у студентов, обучающихся по направлению 20.03.01. Техносферная безопасность в академическом бакалавриате, обеспечиваемом ФГОС ВО 3++ с 2020 года, на базе политехнического вуза. Результативные данные работы позволяют ознакомиться с подробностями организации учебного процесса во время получения профессионального обучения будущего инженера-эколога и с формирующими составляющими, которые включены в понятие профессионализма с позиции применения

Abstract:

The article deals with the problem of the educational process organization, which contributes to the development of environmentally-oriented professional competence of students studying for the training program 20.03.01 "Technosphere safety". The paper discusses technosphere safety for the academic bachelor's degree program provided by the Federal State Educational Standard 3++ in 2020. The research data show the details of the educational process organization during the professional training of a future environmental engineer as well as the components that are included in the concept of professionalism. The notion under consideration is defined in terms of ecological functional literacy, formed as a result of mastering

экологической функциональной грамотности, сформированной в результате освоения им актуальной программы образования, обеспечивающей востребованность на рынке труда в современном обществе. Представлена научно-исследовательская работа, выполняемая в рамках семестров, где студентами последовательно осуществляются определенные задания во время практических, аудиторных и самостоятельных внеаудиторных занятий, а также в период выделенных учебных и других практик на основе проектной деятельности, что в совокупности позволяет создать педагогические условия для этапного целенаправленного формирования у них компетенций универсального, общепрофессионального и профессионального характера, необходимых для студентов, учащихся в эколого-инженерной высшей школе, что будет свидетельствовать об их профессиональной пригодности как выпускников университета.

the educational program that ensures up-to-date social and labor market demands. The research work presented in the article was carried out in terms of curriculum. Students consistently performed certain tasks during practical training, classroom studies and independent extracurricular classes, as well as during project activities, which together produce pedagogical conditions to provide gradual purposeful development of general and professional competencies in students. Such competences are necessary for the students of environmental engineering higher school, as an indicator of their occupational aptitude.

Ключевые слова:

инженер; эколог; функциональная грамотность; профессиональные компетенции; компетент-ностная модель выпускника; фундаментальная грамотность; бакалавриат; учебные проекты; профессиональная природоохранная этика; техносферная безопасность

Keywords:

engineer; ecologist; functional literacy; professional competencies; graduate competence model; fundamental literacy; bachelor's degree; educational projects; professional environmental ethics; technosphere safety

Актуальность

Современный уровень развития общества требует рассматривать выпускников вузов на уровне увеличения их профессиональной компетенции в рамках формирования у них экологического мышления, которое бы определяло их будущую профессиональную деятельность на уровне обеспечения всех технологических процессов с позиции экологической безопасности. Это связано с тем, что в настоящее время проблемы окружающей среды занимают одну из лидирующих позиций в мире [1]. В связи с этим потребовался пересмотр различных аспектов образовательной среды, где было определено новое экологоориентированное направление, получившее отражение в ФГОС ВО 20.03.01. Техносферная безопасность, реализуемом в Пермском национальном исследовательском политехническом университете. Положения направления были изложены еще до выхода обновленного ФГОС ВО по направлению Техносферная безопасность (в формате 3++) в 2020 году, в рамках Форсайт-проекта «Образование-2030», где было определено, что формирование профессиональной

компетентности выпускников вузов должно соответствовать высокой конкурентоспособности бакалавров-экологов. При выпуске они должны обладать знаниями для обеспечения создания и поддержания различных необходимых технологий в факторах экологической безопасности, которые бы наравне с обеспечением необходимой функциональности, позволяли бы сохранять экологическую составляющую [2]. С учетом того, что данная область является новой для сферы образования, требуется рассмотреть различные особенности и параметры влияния технологий на экологию как детально, так и в целом. И во время образовательного процесса преподносить знания специальности уже с позиции экологического мышления, что будет позволять формировать экологическую грамотность в функциональном применении у студентов политехнического вуза, которая бы определяла их профессионализм, в том числе и в экологоориентированном направлении, как выпускников высшей школы в соответствии с введенной необходимостью [3]. В связи с этим является актуальной разработка модели формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в рамках разработок экологически безопасных технологий, которые бы наряду с этим обеспечивали поддержание высокого качества жизнеобеспечения.

Цели и задачи

Вышерассмотренная актуальность проблемы по разработке педагогических методов развития необходимых умений и навыков у студентов для проведения их будущей квалифицированной деятельности с технологиями, имеющими экологическую безопасность, определи цель и задачи данной работы по созданию модели организации образовательного процесса для формирования эколого-ориентированных профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по направлению 20.03.01. Техносферная безопасность в Пермском национальном исследовательском политехническом университете.

Материалы и методы

Данное исследование проведено при помощи модификации метода диагностического тестирования «Изучение отношения к учебным предметам», разработанного профильным специалистом Г. Н. Казанцевой, в рамках использования основных вопросов теста по изучению их в детальном и обобщенном рассмотрении на уровне оценки шкалы Лайкерта и выделением среднего параметра исследования. Отраженные аспекты метода исследования позволяют выявить важные составляющие по отношению к изучению специальности в различных его основных гранях преподношения, что выявит составляющие, которые необходимы для разработки модели поэтапной организации образовательного процесса позволяющего сформировать профессиональные компетенции студентов в рамках развития их экологического мышления [4]. Диагностический метод имеет ряд вопросов, на которые исследуемые студенты отвечают в рамках пятибалльной системы оценки данного исходя из основ шкалы Лайкерта по ряду ответов: «полностью согласен», «частично

согласен», «трудно сказать», «согласен», «не согласен», «частично не согласен», «совершенно не согласен», которые в последующем выделяются на уровне обобщения среднестатистического значения. Также на основе вопросов был проведен детальный анализ на необходимые элементы, важные для повышения мотивации в учебной деятельности и развития коммуникационных и исследовательских навыков, которые бы отражали успешность разработанной модели этапности образовательного процесса для формирования профессиональных компетенций. После дачи ответов были подсчитаны результаты тестирования как общего параметра, так и частных детальных характеристик. При подсчете общих результатов исследования был использован стандартный метод математического подсчета и графического изображения результатов.

Педагогический эксперимент был проведен на базе Пермского национального исследовательского политехнического университета. Диагностическое тестирование прошли 86 обучающихся по направлению бакалавров-экологов, в возрастной категории 22-25 лет.

Данная проблема исследовалась в три этапа: на первом этапе был проведен теоретический анализ научной, исследовательской, методической литературы по рассматриваемой проблеме в рамках разработки модели формирования экологоориентированных профессиональных компетенций, и так были определены проблема, цель, методы исследования и деятельный план работы. На втором этапе было проведено тестирование студентов и данная экспериментальная работа с анализом результатов и формулировкой выводов. На третьем этапе были уточнены выводы и систематизированы полученные результаты.

Результаты и их обсуждение

Анализ литературы позволил выявить, что обучение в бакалавриате по направлению 20.03.01. Техносферная безопасность на данный момент основано компонентами, определяющими недостаточный уровень экологической функциональной грамотности студентов, исходя из практической реализации, и соответственно, существующая программа не соответствует высоким современным требованиям выпускников вузов в виду будущей их практической деятельности в факторах разработки различных технологий без отрицательного их влияния на экологическую составляющую, которая формируется в результате соотнесения содержательного компонента обучения с необходимыми условиями для усвоения знаний и формирования практических умений и навыков профессионального характера [5]. Современная педагогика успешно использует методы проектной деятельности, которые сочетают в себе практические и теоретические знания. Применение проектных работ в учебной среде будет развивать практическое мышление и учить студентов реализовывать свои знания на физическом уровне. Исходя из необходимости развития экологоориентированного мышления, студенты смогут проводить анализ своих проектных работ по развитию и созданию различных технологий с позиции из влияния на экологию. С течением времени опытным путем будет выработана их экологически функциональная грамотность, где они будут

изначально определять параметры технологий в форме их влияния на окружающий мир и экологию. Рассматриваемая проектная деятельность будет определять составные элементы профессиональных компетенций, которые по совокупности позволят сформировать экологоориентированную функциональность их будущей профессиональной деятельности на высоком уровне. Профессиональная компетентность выпускника высшей школы должна объединять в себе все специальные знания в рамках умений на практическом уровне, ряд научных деятелей ее описывает как «...метакомпетенции, предметные компетенции, компетенции саморазвития, самообразования и саморегуляции, которые выводят его на уровень учебной и профессиональной компетентности» [6]. Поэтому именно совокупность всех деталей, которые включены в понимание экологоориентированного направления «Техносферная безопасность», позволят рассматривать тенденции по успешному формированию профессиональной компетентности выпускников с глубокими познаниями и умением составлять и решать задачи по образованию причинно-следственной связи влияния технологий и их составных частей на экологию. Задачи теоретического уровня диктуют необходимость формирования образовательного процесса для реализации на практике вышеописанного, в котором выпускники политехнического вуза будут обладать высокой квалификацией экологически безопасной деятельности в своей работе, что, по сути, будет отражать их основу функциональной грамотности по экологоориентированному направлению. В тоже время бакалавры-экологи, имеющие навыки в экологоориентированных метакомпетенциях (сквозных, общепрофессиональных, универсальных), приобретут и профессиональную востребованность, что в отражении будет делать вуз и кафедры, выпускающие данных специалистов, более престижными и современно развивающимися с появлением актуальных задач в социуме [7].

Так, при комплексном рассмотрении вышеописанных компонентов раскрывается организация процесса создания модели формирования экологоориентированных профессиональных компетенций у бакалавров-экологов, которая представляет из себя форму организации образовательного процесса, реализующего постепенно расширяющие задачи, которые включают в себя методические особенности интегрального и предметного изучения, развития когнитивных и аналитических характеристик в параметрах усиления их самостоятельности и с формированием высокой мотивации к изучению экологоориентированной техносферной безопасности с приобретением практических навыков в данной сфере, которая также будет приниматься как результат функционирования рассматриваемого исследования, исходя из разработанной модели формирования профессиональных компетенций бакалавров-экологов.

Как показали результаты, изучение техносферной безопасности у студентов-бакалавров вызывает большой интерес, они считают предмет важным в его изучении и дальнейшем использовании в рамках экологизации в социуме. Однако его преподношение и усвоение им не кажется полноценным, так как им сложно осознавать практическую часть его применения в своей будущей работе. Так, на начальном этапе

рассмотрения результатов исследовательской работы можно говорить, что изначально факторы внутренней мотивации были выявлены на низком и среднем уровнях у большинства исследуемых, что отражено на рисунке 1.

Степени мотивзции к изучению Технологической безопасности

Кол-во студентов (в процентах)

Рис. 1. Распределение студентов в зависимости от степени мотивации.

Детальные данные, полученные в ходе диагностического тестирования, отражающие факторы мотивации, можно увидеть на рисунке 2.

Рис. 2. Данные в зависимости от выявленных критериев.

Анализ результатов показал недостаток в образовательном процессе факторов, влияющих на формирование интереса, развитие внутренней мотивации, понимания и усвоения предмета, а также недостаточное развитие исследовательских умений с применением экологоориентированной мыслительной деятельности и сопоставлений, разработки технологий и их влияния на экологическую составляющую в целом, исходя из познаний об окружающем мире. Также, исходя из ранее выявленных параметров,

346

которые будут улучшать показательные критерии образовательного процесса в формировании многих элементов, улучшающих познавательную, умственную, аналитическую, исследовательскую и экологосберегательную работу личностного осознания студентов и применяемых ими подходов, которые в будущем будут определять качественные показатели экологизации в профессиональной деятельности обучающихся. Так, были выделены основные параметры и критерии, которые стали основой для разработки модели формирования профессиональных компетенции на высоком и современном уровне, отражающем основные задачи, стоящие перед сферой образования по развитию экологоориентированной функциональности обучающихся.

Основываясь на вышесказанном, была разработана модель организации образовательного процесса для формирования профессиональных компетенций у бакалавров-экологов, которая представляет из себя пять этапов выполнения практической проектной работы, распределенной между семестрами. Она имеет теоретическую базу знаний в виде лекционного материала на практике, в лаборатории и при внеучебном формате самостоятельной работы студентов, в которой идет работа с реальными производственными объектами, так как на основании анализа изучаемого студенты смогут предложить прототипы. Разработанная модель позволяет создать условия для осмысления студентами особенностей природоохранных технологий, что усиливается за счет создания и отбора учебного контента, соответствующего конкретно-производственной направленности обучения по профилю. Для ее реализации необходимы: медийное оснащение как аудитории, так и внеаудиторного прохождения практики (компьютер, проектор, экран, акустическая система).

Таким образом, разработанная модель организации процесса образования для формирования профессиональных компетенций студентов экологоориентированного направления техносферной безопасности включает в себя ряд этапов.

Первый этап: техническое изучение. Проводится ознакомление студентов с концепцией обучения по направлению 20.03.01. Техносферная безопасность, определяется их уровень знаний и умений в отношении способности работать в области информационно-компьютерных приложений, что необходимо для создания проектов, реализуемых в рамках практики. Далее студенты бакалавриата, используя уже сформированные навыки использования цифровой поддержки труда, характерные для инженеров-экологов, самостоятельно смогут выполнять необходимую проектную работу, определяемую информационными технологиями.

Второй этап: практика семестрового характера, решающая проектно-технологическую задачу определенного содержательного модуля. Проходит аудиторное установочное занятие, которое позволяет сделать анализ данных, подготавливаемых к работе над проектом в модуле, выбранном студентом, а далее структурировать и подобрать контент проектирования в рамках практики и подготовить полученные данные к разработке.

Третий этап: практика, обеспечивающая аналитическое мышление экологического направления и обдумывание разработки проекта на основе выбранного предметного модуля, обнаруживающего профессиональные интересы обучающегося.

Четвертый этап: демонстрационная практика. Она позволяет студентам понять и увидеть способы внедрения полученных проектных предположений и результатов на уровне продукта, формируемом на основе ранее выбранного модуля и его вероятной исследовательской интерпретации.

Пятый этап: самостоятельное изучение учебной дисциплины и научно-исследовательский семинар. На данном этапе происходит разработка полноценного проекта, свидетельствующего о готовности студента к предпрофессиональному созданию выпускной квалификационной работы на основании ранее изученного и отработанного материала учебно-исследовательского характера и различных элементов в предметных модулях. Данная практика является зачетной.

Таким образом, созданный этапный процесс организации формирования профессиональных экологоориентированных компетенций позволяет студентам создать в рамках проектной работы технологичный продукт, имеющий экологическую безопасность, который создает условия реальности применения и соответствует рыночным запросам работодателей, что позволит будущим специалистам проявлять себя интеллектуально, личностно, творчески, обнаруживая при этом способность к критическому системному мышлению, и научит их выявлять причинно-следственную связь влияния технологий и их деталей на экологию [7].

После разработки данная модель была внедрена на базу исследования для ее апробации, где была выявлена ее функциональная положительная область в зоне значительного повышения мотивации, усиления развития личностного интереса к изучению предметной области техносферной безопасности и понимания экологизации различных технологий. Данные отражены на рисунке 3.

Степени мотирэции на контрольном этапе

100 30 60 40 20 О

Рис. 3. Распределение студентов в зависимости от степени мотивации на контрольном этапе работы.

Динамика в ходе исследования после внедрения разработанной модели позволила выявить увеличение составляющих различных факторов в мотивационной среде изучения личностного расположения к приобретению практических навыков и познаний на уровне восстановления и расширения экологичности мировоззренческих понятий, в создании технологий самими обучающимися, которые благодаря своей

работе смогут улучшить среду обитания и жизнедеятельности людей, социума и окружающего мира со всеми его представителями. Распределение студентов, исходя из детальных факторов исследования по выраженности степени определения со стороны самих исследуемых, показаны на рисунке 4.

Рис. 4. Распределение студентов в зависимости от выявленных критериев на контрольном этапе работы.

Анализ полученных результатов позволяет говорить, что все критерии в показательном улучшении были выявлены в ходе работы. Также разработанная модель повысила уровень приобретенных навыков у студентов в рамках приобщения их к научной составляющей дисциплины, позволила приобрести им исследовательские навыки и умения, повысила знания в области практического применения техносферной безопасности, увеличив функциональную грамотность, характерную для бакалавров-экологов, которая определяется практическими умениями разрабатывать экологоориентированные технологии, а также определять уровень влияния любых существующих технологий на экологическую безопасность. Уровень динамики описанных параметров показан на рисунке 5.

Анализ полученных результатов свидетельствует об успешности разработанной модели, которая позволяет студентам приобрести навыки на уровне исследовательской и когнитивной функций, а также формирует высокий уровень экологизации мышления, исходя из применения возможностей разработки различных технологий в своей будущей профессиональной деятельности в рамках экологической безопасности.

Так, поэтапное использование проектной работы, имеющей тенденцию повышения сложности проектно-исследовательских учебных задач, решаемых студентами в рамках семестров, позволяет корректировать учебно-методическое сопровождение педагогического процесса для формирования профессиональной компетенции по направлению «Техносферная безопасность». Предложенная модель применения практик позволяет выявлять и устранять в будущем:

- ошибки и сложности в достижении чистоты инженерно-этического мышления обучающихся;

I

Степень влияния на развитие функциональной составляющей параметров на контрольном этапе

Знания

Исследования

Экологизация

Технологическая безопасность

□ Кол-во студентов (в процентах)

Рис. 5. Распределение студентов в зависимости от приобретения навыков на контрольном этапе.

- нехватку простейших знаний или неумение их извлекать из предоставляемого контента, что обнаруживает ошибки методологического характера;

- случайные трактовки исходных данных;

- технологические ошибки, свидетельствующие о недостаточно сформированном знании теоретических компонентов предметного цикла в семестре [8].

Учитывая, что полученные результаты семестрового проектирования будут храниться в личном кабинете студента, это позволят судить о качестве и результативности формирования его профессиональных компетенций как будущего бакалавра-эколога. Преподаватель сможет выбирать на каждом последующем этапе практик средства, которые будут корректировать недостающие параметры - в познаниях или экологическом мышлении.

Таким образом, разработанная модель позволяет решить задачу по узнаванию, осмыслению, поиску, анализу, применению и последующей интерпретации конкретных, имеющих реальные прототипы данных на практике в своей будущей профессиональной деятельности, что будет отражать степень формирования профессиональной компетенции. Поэтапные практики позволят постепенно создавать условия для углубления и фундаментализации знаний и опыта, необходимых будущим инженерам-экологам [9].

Формирование необходимой экологической грамотности у студентов имеет природоохранный характер, который путем становления обязательной профессиональной компетенции ПКО-1, определяющей этическую платформу обучения, обнаруживается путем освоения ряда дисциплин и суммируется с помощью практики «Научно-исследовательская работа в семестре».

Теоретические компоненты разработанных этапов проектной деятельности имеют логику построения и структуру, определенную объемом требований, предъявляемых работодателями к инженерам-экологам с целью выявления их профессионального соответствия. Для инженера-эколога, профессиональная работа

которого оценивается не только уникальным результатом обучения, но и возможностью ее внедрения в производственный цикл на предприятии, имеет важные параметры:

- готовность искать необходимые данные для выполнения проекта;

- осведомленность о способах решения проектной задачи, анализа и интерпретации полученных результатов.

Исходя из полученных данных, во время практических работ можно в дальнейшем проводить результативную интерпретацию, которая может быть уникальной в качестве формы разработки технологий. Данное важно для системы образования, так как инженер-эколог в своей исследовательской работе показывает личные результаты проектной деятельности по направлению 20.03.01. Техносферная безопасность, и их далее нужно будет соотносить с запросами государства и потребностями гражданского населения. Для этого специально введена в образовательную программу новая профессиональная компетенция в квалификационной модели выпускника ОК-12, основанная на опыте владения информационными (цифровыми) технологиями, позволяющая использовать существующие и создавать собственные информационные Интернет-ресурсы, пополняя учебный контент. Также при появлении в интернет-сети информационного проекта «Компетентностная модель выпускника» по направлению 20.03.01. Техносферная безопасность будет возможно на основе реально существующих сформированных образцов традиционного и инновационного обучения в области техносферной безопасности структурировать и описывать требования различных профессиональных стандартов, определяющих работу инженеров-экологов, предлагая актуальные формы профессиональной востребованности выпускников высшей школы по профилю [10].

Разработанная модель повышает квалификацию выпускника пошагово: от адаптивных учебно-ознакомительных и исследовательских практик двух первых курсов бакалавриата, позволяет наблюдать увеличение его экологоориентированной функциональной грамотности, что будет усиливаться содержанием научно-исследовательской работы с элементами теории формирования природоохранной этики, которая основывается на изучении мирового и отечественного опыта техносферной безопасности и сопоставляет их:

- с природно-климатическими, географическими, исторически сложившимися условиями их функционирования;

- с технолого-конструктивными деталями функционалов;

- с этическими нормами развития мышления в каждой отдельной версии профессиональных стандартов, регламентирующих компетентностные подробности.

Формирование умений будет расширять профессиональные компетенции студентов в факторах умения обнаруживать, уточнять, интерпретировать и определять инструменты решения проектно-исследовательской задачи. Так, выполнение студентами заданий проектной работы позволит получить несколько дидактических результатов:

- способность находить реальный объект в соответствии с требованиями задания на проектирование;

- способность анализировать реальный объект;

- умение классифицировать результаты анализа с помощью анализа системного объекта;

- готовность к первичному исследованию реального объекта с целью идентификации и демонстрации уровня освоения профессиональных компетенций;

- овладение опытом работы с проектом и формированием отчета по практике, что будет показывать степень сформированности природоохранного мышления и экологической этики в рамках конкретного проекта в профессиональной деятельности инженеров-экологов [11].

Выводы

Разработанная модель организации образовательного процесса позволяет создать успешные условия для формирования профессиональных компетенций будущих инженеров-экологов в рамках экологической функциональной грамотности при прохождении обучения в бакалавриате по направлению 20.03.01. Техносферная безопасность. Созданная модель отражает традиционную преемственность учебных дисциплин образовательной программы, свидетельствуя о формировании профессионализма будущего инженера, что будет определено при выполнении проектной работы, где будет формироваться экологоориентированное мышление при разработке технологий, максимально приближенных к реальной жизни и актуальных для работодателей и общества. Это обеспечит выпускника образовательной программы необходимыми профессиональными компетенциями на конкурентоспособном уровне, а также определит его достижения, которые учитываются в профессиограмме по рассматриваемому направлению при междисциплинарном объединении.

Таким образом, поэтапная организация учебной проектной деятельности будет значительно улучшать образовательный процесс, увеличивать эколого-ориентированное развитие высшей школы в области природоохранного эколого-инженерного образования, что несет практическую значимость для улучшения экологии в целом.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Mayolo-Deloisa K., Ramos-de-la-Pena A.M., Aguilar O. Research-based learning as a strategy for the integration of theory and practice and the development of disciplinary competencies in engineering // International Journal on Interactive Design and Manufacturing. 2019. № 13. P. 1331-1340.

2. Weurlander M., Cronhjort M., Filipsson L. Engineering students' experiences of interactive teaching in calculus // Higher Education Research And Development. 2017. № 36. P. 852-865.

REFERENCES:

1. Mayolo-Deloisa K, Ramos-de-la-Pena AM, Aguilar O. Research-based learning as a strategy for the integration of theory and practice and the development of disciplinary competencies in engineering. International Journal on Interactive Design and Manufacturing. 2019;(13):1331-40.

2. Weurlander M, Cronhjort M, Filipsson L. Engineering students' experiences of interactive teaching in calculus. Higher Education Research And Development. 2017;(36):852-65.

352

3. Nanni A. Allan L. PBL and the new ecological paradigm: fostering environmental awareness through project-based learning // Journal of Asia TEFL. 2020. № 17. P. 1085-1092.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Сизякина В.М., Лопатухина Т.А. Феномен функциональной грамотности в современной высшей школе // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 3. С. 463-472.

5. Weissman S. It is a different world // Diverse issues in higher education. 2020. № 37. P. 10-12.

6. Mallik S. National education policy 2020 and its comparative analysis with RTE // American Research Journal of Humanities and Social Sciences. 2020. № 7. P. 1-7.

7. Чалышева В.И. Компоненты формирования готовности бакалавров в области техносферной безопасности к осуществлению профессиональной деятельности // Глобальный научный потенциал. 2020. № 11. С. 199-201.

8. Попцов А.Н., Долинина И.Г., Хаматнурова Е.Н. Педагогическая технология формирования компетентности обеспечения техносферной безопасности // Kant. 2019. № 3. С. 103-108.

9. Гарданова Ж.Р., Манина В.А. Анализ взаимосвязи уровня саморегуляции поведения и способности к преодолению психологических барьеров у студентов // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т. 9, № 1. С. 67-75. Доступно по: http://humjournal. rzgmu.ru/art&id=470. Ссылка активна 24.04.2022. doi: 10.23888/humJ2021167-75

10. Попцов А.Н. Формирование компетентности обеспечения техносферной безопасности студентов политехнического вуза на основе междисциплинарных связей // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. 2020. № 1. С. 61-68.

11. Машарина А.Ф. Взаимосвязь показателей саморегуляции и духовно-нравственных качеств личности // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т. 10, № 3. С. 211-222. Доступно по: http://humjournal.rzgmu. ru/art&id=533. doi: 10.23888/humJ2022103211-222

12. Панасенкова Е.Ю., Тимофеев С.С. Применение компетентностного подхода при подготовке студентов направления «Техносферная безопасность» на примере дисциплины «Региональная экология» // XXI век. Техносферная безопасность. 2017. Т. 2, № 3. С. 102-110.

3. Nanni A, Allan L. PBL and the new ecological paradigm: fostering environmental awareness through project-based learning. Journal of Asia TEFL. 2020;(17):1085-92.

4. Sizyakina VM, Lopatukhina TA. The phenomenon of functional literacy in modern higher school. Scientific Bulletin of BelSU. Series: Humanities. 2019;(3):463-72. (In Russ).

5. Weissman S. It is a different world. Diverse issues in higher education. 2020;(37):10-2.

6. Mallik S. National education policy 2020 and its comparative analysis with RTE. American Research Journal of Humanities and Social Sciences. 2020;(7):1-7.

7. Chalysheva VI. Components of the formation of bachelors' readiness in the field of technosphere security to carry out professional activities. Global Scientific Potential. 2020;(11): 199-201. (In Russ).

8. Poptsov AN, Dolinina IG, Hamatnurova EN. Pedagogical technology of competence formation for ensuring technosphere safety. Kant. 2019;(3): 103-8. (In Russ).

9. Gardanova ZhR, Manina VA. Analysis of the relationship between the level of self-regulation of behavior and the ability to overcome psychological barriers in students. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2021;9(1):67-75. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id=470. Accessed: 2022 April 24. (In Russ). doi: 10.23888/humJ2021167-75

10. Poptsov AN. Formation of competence to ensure technosphere safety of students of the Polytechnic university on the basis of interdisciplinary connections. Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. 2020;1(3):61-8. (In Russ).

11. Masharina AF. Interrelation of indicators of self-regulation and spiritual and moral qualities of personality. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2022;10(3):211-22. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=533. Accessed: 2022 April 24. (In Russ). doi: 10.23888/humJ2022103211-222

12. Panasenkova EYu, Timofeev SS. Application of the competence approach in the preparation of students of the direction "Technosphere safety" on the example of the discipline "Regional ecology". XXI century. Technosphere Safety. 2017;2(3):102-10. (In Russ).

353

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Долгих Андрей Сергеевич — начальник отдела молодежного научно-технического творчества Управления инноваций. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7830-5910. E-mail: andreydolgix@mail.ru

Шайбаков Ильнур Илгизович — студент. ORCID: https://orcid.org/0 000-0002-74 86-7200. E-mail: ilnur1705@icloud.com

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 25.04.2022. ДАТА ОДОБРЕНИЯ: 07.09.2022. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 07.12.2022.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Долгих А.С., Шайбаков И.И. Формирование профессиональных компетенций у студентов политехнического вуза, обучающихся по направлению «Техносферная безопасность» // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т. 10, № 4 (39). С. 341-354. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=545. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ2022104341-354

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Andrey S. Dolgikh — Head of the Division of Youth Scientific and Technical Creativity of the Innovation Department. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-78 30-5910. E-mail: andreydolgix@mail.ru

Ilnur I. Shaybakov — Student. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7486-7200. E-mail: ilnur1705@icloud.com

PAPER RECEIVED: 25.04.2022. PAPER REVISED: 07.09.2022. PAPER ACCEPTED: 07.12.2022.

FOR CITATION:

Dolgikh AS, Shaybakov II. Development of professional competencies among students of the polytechnic university studying Technosphere Safety. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2022;10(4):341-354. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&:id=545. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ2022104341-354

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.