Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
УДК 376, 371,612.829.3
ЕФИМОВА Виктория Леонидовна,
кандидат педагогических наук
МОДЕЛИРОВАНИЕ ФАСИЛИТИРУЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ ЗАТРУДНЕНИЯ В ВОСПРИЯТИИ СЛУХОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
В статье описаны теоретические основы и практические рекомендации по моделированию фасилитирую-щей образовательной среды для учащихся начальных классов, имеющих учебные затруднения. Показано, что у 80% учащихся начальных классов, имеющих учебные затруднения, обнаруживаются проблемы, связанные с нарушением переработки мозгом слуховой информации. При этом периферический слух у таких учеников, как правило, функционирует нормально. Данные затруднения оказывают отрицательное влияние на формирование всех видов учебной деятельности, так как большая часть учебного материала в школе преподносится в устной форме. Предлагаемые практические рекомендации направлены на изменение предметного окружения и коммуникативных стратегий всех взрослых, имеющих отношение к учебной деятельности учеников, с целью создания благоприятных условий для восприятия информации на слух. Для создания фаси-литирующей среды предлагаются следующие меры: улучшение акустических характеристик помещений, использование визуальных подсказок, изменение коммуникативных стратегий взрослых, использование специальной аппаратуры на уроке. Предлагаются меры, которые позволят создать для ребенка фасилити-рующую образовательную среду дома во время выполнения ребенком, имеющим учебные затруднения, домашнего задания.
Ключевые слова: учебные затруднения, трудности в обучении, нарушение центральной переработки слуховой информации, фасилитирующая образовательная среда.
DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.4.140-143
EFIMOVA Victoria Leonidovna,
Candidate of Pedagogical Sciences
MODELLING OF FACILITATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR STUDENTS WITH AUDITORY IMPERCEPTION
The article describes the theoretical basis and practical recommendations for modelling the facilitative educational environment for elementary school pupils with learning difficulties. It is shown that 80% of elementary school pupils with learning difficulties have problems related to auditory imperceptions. At the same time, the peripheral hearing of these students is usually normal. Auditory imperception has a negative impact on all types of educational activities, as educational material is mainly based on aural reception. The practical recommendations are aimed at changing the objective environment and the communicative strategies of all adults involved in educational activities of pupils in order to create conditions facilitating the aural reception of information by pupils. To create a facilitative environment, the following measures are proposed: improvement of the acoustic characteristics of the learning premises, the use of visual cues, change of the communicative strategies of adults, the use of special equipment in the classroom. The author suggests measures for creating the facilitating environment at home for children with aural imperceptions when they do their homework.
Keywords: learning disabilities, learning difficulties, central auditory processing disorder, aural perception, facili-tative learning environment.
За последние годы в педагогической науке изменились представления о качестве образовательной среды, необходимой для раскрытия индивидуального потенциала каждого учащегося. Известно, что средовые факторы могут оказывать как способствующее (фасилитирую-щее), так и препятствующее влияние на процесс учебной деятельности ребенка, имеющего учебные затруднения. Моделирование фасилитирующей образовательной среды, на наш взгляд, должно учитывать особенности функционирования мозга каждого ученика и предполагать изменение как предметного окружения, так и стратегий общения взрослых с детьми [3, 4, 5]. Как правило, взрослые характеризуют детей, имеющих учебные затруднения, как невнимательных, рассеянных. С точки зрения нейрофизиологии внимание человека, находящегося в сознании, не может быть «выключено», однако оно может быть направлено на те события или явления, которые не имеют отношения к учебной деятельности [3]. Таким образом, ситуацию с дефицитом внимания можно представить как неспособность учащегося произвольно реагировать на информацию, которая значима для учения. Достаточно часто эта проблема связана с особенностями процесса обработки мозгом ребенка слуховой информации. В англоязычной научной литературе показано, что данные нарушения имеются более чем у 80% детей, имеющих учебные затруднения. Слуховой части нервной системы таких учеников, имеющих абсолютно нормальный периферический слух, трудно отделить значимый звуковой сигнал (голос учителя) от конкурирующей звуковой информации, поэтому они испытывают постоянное излишнее напряжение, многократно «возвращая» свое внимание к тому, что происходит в классе, или постоянно отвлекаются. Лаборатория N. Kraus исследовала особенности слухового восприятия детей с нарушением чтения [6]. Было выявлено, что, хотя у всех обследованных в процессе эксперимента учеников был нормальный периферический слух, у них вызывало затруднение восприятие речи в условиях шума. При этом оказалось, что даже в идеальных условиях класса, в котором занимается небольшое количество детей, постоянный уровень шума составляет около 60 Дб. Это происходит из-за того, что дети двигают стулья, переговариваются, пере-
- 140 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________
кладывают книги и т.д. Даже такое незначительное воздействие окружающей среды может «запускать» механизм возникновения учебных затруднений. Полноценному восприятию информации на слух учениками может препятствовать шум за окном, шум в других помещениях школы. Осложнять восприятие информации на слух также может наличие реверберации, возникающей от проезжающего по улице транспорта, так как реверберация сокращает временные интервалы между фонемами в потоке звучащей речи, затрудняя процесс различения похожих фонем слушателем. Для снижения воздействия данных факторов необходимо использовать следующие приемы, снижающие воздействие шума и создающие благоприятные для обучения акустические условия: размещение штор на окнах, ковра на полу, войлочных накладок на ножках столов и стульев (если невозможно использовать ковер). Книжные шкафы, наполненные книгами, комнатные растения на подоконниках, пробковые доски для информации на стенах класса также снижают уровень шума в помещении и создают более благоприятные акустические условия. Важность данных мероприятий необходимо разъяснить родителям. Недопустимо во время выполнения домашнего задания оставлять телевизор включенным (даже, если он работает в другой комнате) или слушать музыку. Если в семье есть младшие дети, желательно занимать их какой-то тихой игрой на время выполнения уроков старшим ребенком. Учитель и родители могут использовать специальные стратегии, помогающие ученикам, имеющим учебные затруднения, лучше воспринимать информацию на слух. Таких учеников необходимо сажать в классе напротив учителя и приучать одновременно слушать учителя и смотреть на его лицо. Подобное расположение слушателя и говорящего обеспечивает наличие более громкого и четкого звукового сигнала с минимальной реверберацией, а также визуальную поддержку, позволяющую ребенку дольше сосредоточиваться на голосе учителя. Ученику, которому трудно сосредоточиваться в течение длительного времени, следует позволять ненадолго отвлекаться, а потом вновь привлекать его внимание (например, легким прикосновением к плечу или обращением к ребенку по имени спокойным тоном). Всегда, прежде чем дать такому ученику какую-то инструкцию, необходимо таким же образом привлекать его внимание к себе. Ребенку, испытывающему затруднения в переработке слуховой информации, рекомендуется задавать дополнительные вопросы по поводу того, что обсуждается в классе (несколько раз во время урока). Это позволяет убедиться в том, что он следит за ходом урока. Следует отметить, что, если ученика просят повторить слово в слово высказывание учителя и ученик повторяет, это не всегда означает то, что он понял смысл высказывания и следит за тем, что говорит учитель. Поэтому более целесообразно просить перефразировать то, что сказал учитель: «Поясни, пожалуйста, ребятам еще раз то, о чем я сейчас говорила, но своими словами» (вместо: «Повтори, что я сейчас сказала»). Если в классе имеются ученики, испытывающие трудности в переработке слуховой информации, учителю следует изменить манеру изложения учебного материала: говорить значительно медленнее, чем обычно, повторяя ключевые фрагменты информации несколько раз, использовать короткие и понятные инструкции. Исследования демонстрируют, что даже использование только одной стратегии - снижения скорости речи говорящего - существенно увеличивает количество точно распознаваемых слушателями слов [3]. Задав вопрос, не следует требовать от ученика мгновенного ответа; нужно сделать достаточно продолжительную паузу, которая позволит ребенку осмыслить информацию и сформулировать ответ. Отсутствие пауз в речи учителя - весьма распространенная причина повышения тревожности учеников, имеющих учебные затруднения, так как слуховой системе многих детей требуется достаточно длительное время для переработки услышанной информации. Использование учителем просодических компонентов речевого высказывания в качестве способа выделения значимых элементов сообщения также достаточно эффективно. Полезно сопровождать устное сообщение, обращенное ребенку, имеющему учебные затруднения, соответствующими жестами, тактильными подсказками, разделять сообщение паузами на небольшие порции информации. Эффективный способ помощи детям, испытывающим трудности в восприятии слуховой информации, - использование визуальных подсказок, которые помогают установить ассоциативные связи между слуховой и зрительной информацией. Подсказки могут быть в виде рисунков, пиктограмм или написанных слов. Например, прежде чем обсуждать в классе учебный материал, можно разместить на доске список ключевых слов. Обсуждение учебного материала в этом случае следует строить, используя именно эти слова. Необходимо помнить о том, что многим ученикам трудно одновременно слушать и воспринимать визуальную информацию. Поэтому до начала объяснения материала нужно дать ученикам время для ознакомления с ключевыми словами и в процессе объяснения периодически привлекать внимание учеников к данному списку слов. Ученикам начальной школы можно предлагать во время объяснения материала готовый визуальный план (представленный в виде картинок или пиктограмм, нарисованных учителем), в дальнейшем есть смысл обучать таких учеников выполнять быстрые рисунки-напоминания в процессе знакомства с новой темой. Предлагать делать быстрые рисунки ученикам начальной школы, как
- 141 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
правило, нецелесообразно из-за того, что их графо-моторные навыки могут быть недостаточно совершенны для выполнения подобной работы. В англоязычной литературе для детей, имеющих трудности в обработке слуховой информации, рекомендуется использование микрофона и наушников на уроке: учитель объясняет материал, используя портативный микрофон и FM-систему (подобные системы часто используют экскурсоводы, проводящие экскурсии в шумных местах). В этом случае ученик слушает учителя через наушники закрытого типа, что позволяет ему не испытывать затруднений при выделении голоса учителя из окружающего шума. Показано, что использование данного приема существенно улучшает способность учащихся к восприятию слуховой информации, развивает внимание и кратковременную память [8]. При этом важно, чтобы наушники были качественными, недопустимо использовать компактные наушники, которые помещаются в ушную раковину. Если у ребенка имеются проблемы с переработкой слуховой информации, можно порекомендовать родителям заранее знакомить его с той темой, которая будет изучаться в классе на следующий день. В этом случае ребенку будет проще воспринимать информацию на слух. В англоязычной педагогической литературе данная стратегия называется pre-tutoring (пре-подготовка). Если ребенок индивидуально занимается с логопедом или психологом, следует привлекать данных специалистов к пре-подготовке [7]. Важно также объяснять родителям необходимость чтения ребенку вслух даже в том случае, если он уже умеет читать самостоятельно. Как правило, техника чтения у детей в начальной школе не настолько хороша, чтобы они могли получать удовольствие от самостоятельного чтения тех книг, содержание которых соответствует их возрасту и вызывает интерес. Чтение взрослыми вслух помогает тренировать слуховую систему ребенка и развивает любовь к самостоятельному чтению в будущем.
Представляется важным обобщить идеи, изложенные в статье.
1. По данным научной литературы, около 80% учащихся начальной школы с учебными затруднениями имеют нарушения процесса переработки мозгом слуховой информации на фоне нормального функционирования периферического слуха.
2. Изменения образовательной среды, учитывающие особенности функционирования нервной системы таких учеников, могут способствовать созданию оптимальных условий для преодоления учебных затруднений.
3. Фасилитирующий характер образовательной среды должен предполагать соответствующие изменения предметного окружения и коммуникативных стратегий всех взрослых, имеющих отношение к учебной деятельности ребенка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ефимова В.Л. Нарушение скорости проведения слуховой информации в структурах ствола мозга у детей с расстройствами развития речи и трудностями в обучении / Ефимов О.И., Ефимова В.Л., Рожков В.П. // Сенсорные системы: научный журнал ВАК. - М. - 2014. - Том 28. - № 3. - С. 36-44.
2. Ефимова В.Л. Мультидисциплинарнарные концепции, объясняющие механизмы возникновения учебных затруднений // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки: научный журнал ВАК. - Краснодар. - 2014. - № 5. - С. 30-32.
3. An Introduction to Auditory Processing Disorders in Children / Edited by T.K. Parthasarathy. Lawrence Erlbaum Associates. - NY, London, 2006. - P. 292.
4. Efimova V.L. The International Classification of Functioning, Disability and Health: applicability in educational practi-cum // F.L. Ratner, V.L. Efimova / Life Science Journal. - 2014. - № 11(12s). - P. 422-426, http://www.lifesciencesite.com
5. Heward W.L Exceptional children. An Introduction to Special Education. 10th ed. - Pearson, 2012. - P. 562.
6. Kraus N., Skoe E., Nicola T. Cross-phaseogram: Objective neural index of speech sound differentiation / Journal of Neuroscience Methods. - 196 (2011). - P. 308-317.
7. Weinfeld R. at al. Smart Kids with Learning Difficulties. Overcoming Obstacles and Realizing Potential. - Prufrock Press Inc., Texas, 2013. - P. 270.
8. Wolf P. Brain Matters. Translating Research into Classroom Practice. - ASCD, Virginia, USA, 2001. - P. 206.
REFERENCE
1. Efimov O.I., Efimova, V.L., Rozhkov V.P. Violation of the speed of the auditory information in the structures of the brain stem in children with disorders of language development and learning difficulties. [Narushenie skorosti provedeniya slukhovoy informatsii v strukturakh stvola mozga u detey s rasstroystvami razvitiya rechi i trudnostyami v obuchenii]. Sensory systems: the scientific journal the WAC. Moscow. 2014, volume 28, No. 3, pp. 36-44. (in Russ.)
2. Efimov V.L. Multidisciplinary concepts that explain the mechanisms of occurrence of learning difficul-ties.[Mul'tidistsiplinarnarnye kontseptsii, ob"yasnyayushchie mekhanizmy vozniknoveniya uchebnykh zatrudneniy].
- 142 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________
Humanitarian, socio-economic and social Sciences: the scientific journal the WAC. Krasnodar, 2014, vol. 5, pp. 3032. (in Russ.)
3. An Introduction to Auditory Processing Disorders in Children. Edited by T.K. Parthasarathy. Lawrence Erlbaum Associates. NY, London, 2006, p. 292.
4. RatnerF.L., Efimova V.L. The International Classification of Functioning, Disability and Health: applicability in educational practicum. Life Science Journal. 2014. 11(12s). p. 422-426.
5. Heward W.L Exceptional children. An Introduction to Special Education. 10th edition. Pearson, 2012, p. 562.
6. Kraus N., Skoe E., Nicola T. Cross-phaseogram: Objective neural index of speech sound differentiation. Journal of Neuroscience Methods, 2011, no 196, pp. 308-317.
7. Weinfeld R. at al. Smart Kids with Learning Difficulties. Overcoming Obstacles and Realizing Potential. Prufrock Press Inc., Texas, 2013, p. 270.
8. Wolf P. Brain Matters. Translating Research into Classroom Practice. ASCD, Virginia, USA, 2001, p. 206.
Информация об авторе Information about the author
Ефимова Виктория Леонидовна, кандидат педагогических наук, руководитель научнометодического центра «Логопрогноз». Санкт-Петербург, Россия [email protected]"
Получена: 26.04.2015
Efimova Victoria Leonidovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Scientific and Methodical Center "Logoprognoz". Saint-Petersburg city, Russian Federation [email protected]"
Received: 26.04.2015
- 143 -