Научная статья на тему 'Мультидисциплинарные концепции, объясняющие механизмы возникновения учебных затруднений'

Мультидисциплинарные концепции, объясняющие механизмы возникновения учебных затруднений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
179
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ / НАРУШЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ СЛУХОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / НАРУШЕНИЕ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИЯ / НАРУШЕНИЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ / НЕВЕРБАЛЬНОЕ РАССТРОЙСТВО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ефимова Виктория Леонидовна

В статье приводится обзор мультициплинарных концепций, предлагаемых в англоязычной научной литературе для объяснения механизма возникновения учебных затруднений у детей школьного возраста, не имеющих отклонений в состоянии интеллекта и грубых сенсорных нарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ефимова Виктория Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мультидисциплинарные концепции, объясняющие механизмы возникновения учебных затруднений»

УДК 376, 371, 612.829.3

Ефимова Виктория Леонидовна

кандидат педагогических наук,

руководитель научно-методический центра «Логопрогноз»

prefish@ya.ru

Victoria L. Yefimova

candidate of pedagogical sciences,

head scientific and methodical Logoprognoz center

prefish@ya.ru

Мультидисциплинарные концепции, объясняющие механизмы возникновения учебных затруднений

Multidisciplinary concept, explaining mechanisms of learning difficulties

Аннотация. В статье приводится обзор мультициплинарных концепций, предлагаемых в англоязычной научной литературе для объяснения механизма возникновения учебных затруднений у детей школьного возраста, не имеющих отклонений в состоянии интеллекта и грубых сенсорных нарушений.

Ключевые слова. Учебные затруднения, нарушение центральной переработки слуховой информации, нарушение сенсорной интеграция, нарушение развития координации движений, невербальное расстройство развития.

Abstract. The article provides an overview multidisciplinary concepts offered in English-language scientific literature to explain the mechanism of occurrence of learning desorders of students with normal intellectual ability and without sensory deficits.

Key words. Learning Disabilities, Central Auditory Processing Disorder, Sensory Processing Desorder Developmental Coordination Disorder, Nonverbal Learning Disability

Известно, что у 15-40 % школьников, не имеющих грубых нарушений интеллекта или сенсорных дисфункций, возникают учебные затруднения. Данная группа детей, на наш взгляд, лишена полноценной педагогической поддержки, так как механизмы возникновения учебных затруднений изучены недостаточно.

Нам представляется, что анализ причин возникновения учебных затруднений не возможен вне рассмотрения механизмов онтогенеза и дезонтогенеза нервной системы. Продуктивная педагогическая помощь детям с трудностями в обучении, по нашему мнению, должна быть организована на основе мульти-дисциплинарной модели, учитывающей современные данные нейронаук о закономерностях развития нервной системы [6, с. 135].

Настоящая статья посвящена обзору основных междисциплинарных концепций, встречающихся в настоящее время в англоязычной научной литературе и объясняющих причины возникновения учебных затруднений.

Одна из концепций объясняет возникновение учебных затруднений наличием нарушения переработки мозгом слуховой информации у детей с нормальным периферическим слухом. (Central Auditory Processing Disorder - CAPD). Данный термин был введен Американской ассоциацией специалистов, занимающихся речью и слухом (American Speech-Language Hearing Association (ASHA)) в 1996 г. Британская ассоциация аудиологов (The British Society of Au-diology) присвоила этому нарушению официальный статус в 2007 г. [3, с. 31].

Дети, имеющие CAPD, демонстрируют трудности в одной или нескольких областях, связанных с обработкой информации, воспринимаемой с помощью слуха: определение локализации источника звука; различение звуков; узнавание паттернов звуковых стимулов; скоростные аспекты обработки слуховой информации.

В отчете ASHA показано, что данный трудности могут быть причиной нарушений языкового развития, возникновения учебных затруднений. Проблемы со слуховой памятью и слуховым вниманием, которые характерны для детей с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, также могут быть рассмотрены как проявление CAPD.

В работе Liadou, Bamiou, Kaprinis at al. показано, что CAPD является основным нарушением в картине специфических нарушений обучения и выявляется у всех детей, которые испытывают трудности в обучении [2, с. 194].

Еще одна концепция, описывающая возможный механизм возникновения учебных затруднений - это концепция нарушения развития координации движений (Developmental Coordination Disorder - DCD). Координация движений -это комплексный процесс, который управляется корой головного мозга, нисходящими моторными трактами от коры, связанными с мозжечком и базальными ганглиями. Интеграция работы многочисленных нервных путей позволяет выполнять движения плавно и точно[7, с. 135].

Состояние, когда у ребенка возникают моторные и координационные проблемы при нормальном функционировании мышц и нервов, раньше называлось «motor dyspraxia», более современный термин «developmental coordination disorder - DCD», который сейчас широко используется в англоязычной литературе. Это нарушение, редко распознаваемое специалистами, часто остающееся незамеченным, оказывает огромное влияние на процесс формирования учебных навыков и навыков, связанных с повседневной жизнью ребенка.

DCD определяется по следующим критериям: ребенок не достигает уровня двигательного развития, который соответствует возрасту, не смотря на то, что для этого были созданы необходимые условия. Двигательные проблемы могут проявляться как неуклюжесть, трудности с координацией движений, удержанием равновесия. Ребенок с такими проблемами часто роняет предметы или сталкивается с объектами во время движения. Наблюдается отставание в формировании основных моторных навыков (более поздний, по сравнению с нормой, возраст, в котором ребенок начал сидеть, ползать, ходить, бегать, прыгать, отбивать мяч ногой, ловить мяч руками, резать ножницами, раскрашивать, рисовать, писать); нарушения, перечисленные выше, создают проблемы в освоении навыков, необходимых для учебы и повседневной жизни; данные наруше-

ния не обусловлены грубыми дисфункциями в развитии мышц или нервной системы (такими как ДЦП, мышечная дистрофия и т.д.). Диагноз не может быть поставлен ребенку с уровнем IQ ниже 70.

Нарушение развития координации движений может сочетаться с другими нарушениями, например, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (ADHD).

В Швеции было проведено исследование, в котором приняли участие 409 семилетних детей с DCD. Было установлено, что у половины этих детей наблюдаются средние или выраженные проявления дефицита внимания с гиперактивностью. У детей с речевыми нарушениями и учебными затруднениями также часто наблюдаются признаки DCD[7, с. 12].

Данные нарушения могут оказывать негативное влияние на состояние внимания, развитие языковых навыков, навыков социализации и когнитивное развитие.

У детей с DCD могут возникать проблемы, связанные с общением, особенно в начальной школе. Иногда неуклюжие дети, которые не могут себя проявить во время подвижных игр с одноклассниками, подвергаются насмешкам. Это отрицательно сказывается на формировании самооценки.

Часто такие дети отказываются играть или заниматься спортом, так как боятся, что их проблемы с координацией станут очевидны для окружающих. В результате проблемы будут усугубляться с возрастом, осложняясь в некоторых случаях избыточным весом. В научной литературе показано, что данные проблемы не проходят со временем и могут усиливаться к подростковому возрасту.

Концепция невербального расстройства обучения (Nonverbal Learning Disability) также широко используется для описания причин возникновения учебных затруднений. В данном случае трудности также проявляются в моторной неловкости ребенка, как это можно наблюдать у детей DCD. Кроме этого отмечаются и другие затруднения: трудности в формировании зрительно-пространственных навыков, проблемы во взаимоотношениях с другими людьми, трудности с математикой и самоорганизованностью. На первый взгляд, дети, имеющие невербальное расстройство обучения, опережают сверстников в тех видах деятельности, которые предполагают использование речи. Как правило, эти дети рано начинают говорить, у них обширный словарный запас, они быстро осваивают навыки чтения, у них отличная механическая память. Но, несмотря на то, что в школе дети с подобным нарушением демонстрируют высокие результаты в вербальных тестах, у них возникают проблемы в области прагматики - их многословные ответы на вопросы часто не вполне соотносятся с контекстом, то есть оказываются многословными, но бессмысленными. Подобную ситуацию можно расценивать как лингвистический аналог дисметрии (неспособности контролировать точно разброс движений во время деятельности); дисметрия отмечается при исследовании двигательной сферы у пациентов с мозжечковыми проблемами[4, с. 26]. Для детей с невербальным расстройством развития характерна также атипичная просодика.

Существует ряд концепций, рассматривающих возникновение учебных затруднений как результат «сбоя» на одном из этапов переработки мозгом сенсорной информации. Любое обучение предполагает, что информация в мозге проходит четыре этапа обработки: вход, интеграция, сохранение, выход.

Так как проблемами с «входом» в большей степени занимаются врачи, а проблемы с «сохранением» и «выходом», как правило, очевидны для учителей и родителей, остановимся подробнее на этапе интеграции информации. На наш взгляд, данная проблема является ключевой для понимания механизма возникновения учебных затруднений.

Подобный взгляд на механизмы возникновения нарушений способности к обучению и пути педагогической помощи детям с учебными затруднениями лег в основу теории сенсорной интеграции, предложенной американской исследовательницей психологом и педагогом J.Ares [1, с. 111]. Она сделала вывод, что трудности в обучении являются результатом нерегулярной и неэффективной переработки мозгом сенсорной информации. Для обозначения процесса обработки мозгом сенсорной информации J.Ares предложила термин «сенсорная интеграция». У детей с сенсорной дезинтеграцией (Sensory Processing Desorder - SPD) мозг не способен эффективно перерабатывать информацию, поступающую от органов чувств.

J.Ares справедливо считала, что именно тактильная, вестибулярная и проприоцептивная (мышечно-суставная системы) являются базовыми для развития способности к обучению. Ее подход позволяет выделить практические рекомендации для развития всех базисных психических функций, недостатки которых обнаруживаются у детей, имеющих учебные затруднения. Следует отметить, что в отличие от терминов, описанных выше, Sensory Processing Desorder не признан официально в качестве медицинского диагноза, но широко используется в педагогической литературе.

Сейчас ученые пытаются создать модель функционирования мозга, которая может объяснить нарушения сенсорной интеграции. Существует теория, которая объясняет нарушения сенсорной интеграции с точки зрения взаимоотношений между корой головного мозга и подкорковыми структурами (базаль-ными ганглиями и мозжечком). Каждая из этих областей вносит свой уникальный вклад в восприятие и переработку сенсорной информации.

Хотя автором теории сенсорной интеграции считается J.Ares, в работах выдающихся российских ученых конца XIX, начала ХХ века И.П.Сеченова, Н.А.Бернштейна, А.Р.Лурии показано, что высшие психические процессы человека развиваются только на основе элементарных процессов восприятия.

В заключении перечислим концепции, описанные в данном обзоре:

- концепция нарушения переработки мозгом слуховой информации (Central Auditory Processing Disorder - CAPD);

- концепция нарушения развития координации движений (Developmental coordination disorder - DCD);

- концепция невербального расстройства обучения (Nonverbal Learning Disability);

- концепция нарушения сенсорной интеграции (Sensory Processing Desorder - SPD).

Нам представляется, что дальнейшее мультидисциплинарное изучение причин возникновения нарушений обучения будет способствовать созданию адекватных моделей сопровождения достаточно многочисленной группы школьников, имеющих учебные затруднения.

Литература:

1. Айрес, Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. Пер. с англ. Даре Ю. - М., Теревинф, 2010. - 272 с.

2. Batshaw, M., Roizen, N., Lotrecchiano, G. Children with Disabilities. 7th edition. - Baltimor, London, Sydney, Paul Brookes Publishing Co, 2012. - 868p.

3. Johnson, S. Child development paediatrics. - Sydney, Edinburg, London, New-York, Elsevier. 2012. - 299p.

4. Marien, P., Wackenier, P., De Surgeloose, D., De Deyn, P. P., & Verhoeven, J. (2010). Developmental coordination disorder: Disruption of the cerebello-cerebral network evidenced by SPECT. Cerebellum, 9(3), Р. 405-410.

5. Miller, L. Sensational Kids. Hope and Help for Children with SPD. - N-Y., A Perigee Book, 2006, 351 p.

6. Nicolson, R. I., & Fawcett, A. J. (2007). Procedural learning difficul- ties: Reuniting the developmental disorders? Trends in Neurosciences, 30(4), Р. 135-141.

7. Weinfeld, R., Barnes-Robinson L. at al. Smart Kids with Learning Difficulties. Overcoming Obstacles and Realizing Potential. - Texas, Prufrock Press Inc., 2013. - 270p.

Bibliography

1. Aires, J. Forth a Child, and sensory integration. Understanding the hidden development problems. Lane. from English. The gift of Yu - M, Elms, 2010. - 272 р.

2. Batshaw, M., Roizen, N., Lotrecchiano G. Children with Disabilities. 7th edition. - Baltimor, London, Sydney, Paul Brookes Publishing Co, 2012. - 868 p.

3. Johnson, S. Child development paediatrics. - Sydney, Edinburg, London, New-York, Elsevier. 2012. - 299p.

4. Marien, P., Wackenier, P., De Surgeloose, D., De Deyn, P. P., & Verhoeven, J. (2010). Developmental coordination disorder: Disruption of the cerebello-cerebral network evidenced by SPECT. Cerebellum, 9(3), Р.405-410.

5. Miller, L. Sensational Kids. Hope and Help for Children with SPD. - N-y, A Perigee Book, 2006, 351 p.

6. Nicolson, R. I., & Fawcett, A. J. (2007). Procedural learning difficul - ties: Reuniting the developmental disorders? Trends in Neurosciences, 30(4), Р. 135-141.

7. Weinfeld R., Barnes-L. Robinson at al. Smart Kids with Learning Difficulties. Overcoming Obstacles and Realizing Potential. Texas, Prufrock Press Inc., 2013. - 270p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.