Полицейская деятельность
Правильная ссылка на статью:
Васильев М.А — Моделирование экстремальных ситуаций в огневой подготовке слушателей образовательных организаций МВД России // Полицейская деятельность. - 2022. - № 3. DOI: 10.7256/2454-0692.2022.3.37069 URL: https://nbpublish.com'llbrary_read_article.php?id=37069
Моделирование экстремальных ситуаций в огневой подготовке слушателей образовательных организаций МВД России
Васильев Михаил Александрович
старший преподаватель, кафедра специальной подготовки, Восточно-Сибирский институт МВД России
664074, Россия, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110
Статья из рубрики "Профессиональная подготовка сотрудников полиции"
DOI:
10.7256/2454-0692.2022.3.37069
Дата направления статьи в редакцию:
09-12-2021
Дата публикации:
21-05-2022
Аннотация: Объектом исследования данной научной статьи является моделирование факторов стресса у слушателей при обучении огневой подготовке и способы их преодоления. Предметом исследования являются психолого-педагогическая методика преодоления факторов стресса в процессе их моделирования при обучении огневой подготовке и способы преодоления данных психологических явлений. Целью научной статьи является выявление наиболее эффективных методик и способов проведения занятий по огневой подготовке, которые будут направленны на формирование навыков преодоления стресса при обращении с огнестрельным оружием и боеприпасами. При этом уделяется внимание строгому соблюдению мер безопасности при обращении как с учебным, так и боевым оружием в процессе обучения. Практическая значимость проведенного исследования в рамках данной научной статьи состоит в выявлении наиболее эффективных методик в преодолении стрессовых состояний слушателей при обучении огневой подготовке, необходимых для применения в практической деятельности. Методология проведенного исследования обусловливается его целью и задачами. Её основу составляет системный подход к изучению методик подготовки сотрудников ОВД в вопросах преодоления стрессовых состояний при применении огнестрельного оружия. Методика исследования использованная при написании научной статьи была реализована с помощью следующих методов: - структурно-содержательный
анализ научных работ, посвященных теме настоящего исследования; - синтез практического опыта сотрудников ОВД и нормативных правовых актов по теме исследования; - апробирование предложенных методик моделирования экстремальных ситуаций в огневой подготовке и способов их преодоления со слушателями учебных групп при проведении практических занятий.
Ключевые слова: огневая подготовка, моделирование действий, экстремальные ситуации, огнестрельное оружие, меры безопасности, психологический барьер, система подготовки, психологическая готовность, профессиональное обучение, самоанализ
Экстремальные ситуации в деятельности сотрудников ОВД, являются серьёзным фактором риска, который может внести серьёзные негативные коррективы в осуществление служебной деятельности. Как показала учебная и практическая деятельность, экстремальные ситуации по своей природе происходят неожиданно. Они стремительны в своем распространении и оказывают серьёзное влияние на окружающие его субъекты. В большинстве случаев, данное влияние имеет крайне негативное, подавляющее воздействие на психику участников данного процесса. Что в свою очередь через механизмы психического воздействия, оказывает влияние на физическое состояние. Как итог, неподготовленный сотрудник может через резко испытываемый страх растеряться, впасть в состояние ступора, либо начать выполнять неправильные действия Совокупный итог подобных действий, в лучшем случае закончится не выполнением поставленной задачи, в худшем может привести к негативным последствиям, где цена ошибки будет измеряться здоровьем или жизнью, как самого сотрудника, так и окружающих его людей.
Для полного понимания исследуемого явления, необходимо дать понятие словосочетанию экстремальная ситуация.
Экстремальная ситуация (лат. extremus - крайний, критичный) - это внезапно возникшая ситуация, угрожающая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности и благополучию, как самого человека, так и значимых для него окружающих. Экстремальная ситуация характеризует специфическую обстановку, в которой наблюдаются крайние значения существенных для жизни субъективных факторов: физического здоровья и деятельности человека или социальной группы, в которую он включён. Определение экстремальной ситуации служит для трактовки несчастных случаев, экстраординарных инцидентов, бедствий, чрезвычайных ситуаций и происшествий и др.
Автор данной научной статьи, предложил методику, позволяющую через моделирование экстремальных ситуаций при проведении занятий по огневой подготовке, добиться у слушателей выработку чувства уверенности, психологического самоконтроля и правильного алгоритма действий при выполнении учебных задач. А также выработку необходимых навыков владения огнестрельным оружием при выполнении служебных задач в территориальных подразделениях ОВД.
Выполнение учебных задач по моделированию экстремальных ситуации при проведении занятий по огневой подготовке, должно проводиться только с учебным оружием и
учебными боеприпасами, при строгом выполнении мер безопасности
В основе научной статьи лежат методики по взаимодействию с пистолетом Макарова, как
базовым и универсальным видом огнестрельного оружия, способного привить слушателю необходимые навыки владения табельным оружием ОВД.
Научная новизна предложенных методик (упражнений) моделирования экстремальных ситуаций и их преодоления, заключается в том, что их апробирование впервые происходило при проведении практических занятий по огневой подготовке на базе Восточно-Сибирского института МВД России в период 2018 по 2019 г.г. в очном формате.
При этом в процессе научного эксперимента принимало участие 17 слушателей из 3 учебных групп, впервые принятых на службу в подразделения полиции. 3 слушателей мужского пола, 14 слушателей женского пола. Слушатели девушки на период прохождения первоначального обучения, не имели ни каких навыков обращения с огнестрельным оружием. В процессе внедрения методик заявленных на проведения научного эксперимента, в течение 1 месяца обучения слушатели полностью овладели навыкам обращения с огнестрельным оружием и овладели методами самоанализа и контроля.
Методика моделирования экстремальных ситуаций на этапе первоначального обучения слушателей предполагает то, что учебная группа уже освоила теоретический курс огневой подготовки, с обязательной сдачей зачёта по знанию теоретических основ огневой подготовки и соблюдению мер безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
После первоначального теоретического курса, преподаватель огневой подготовки переходит к изучению темы овладения приёмами и правилами владения огнестрельным оружием, где в полной мере может создавать контролируемые экстремальные ситуации
для обучающихся с целью воспитания психологической готовности Упражнение №1
При построении учебной группы в начале занятия, преподаватель, неожиданно для группы ставит учебную задачу о проведении небольшого среза знаний на оценку с выставлением, результатов опроса в журнал. Как показала практическая учебная деятельность, данная резко изменяющаяся учебная задача для подавляющего большинства слушателей группы идентифицируется именно как экстремальная. По внешнему проявлению, можно выделить усилившееся волнение и переживание у участников данного процесса. Как показало систематическое применение данного метода, спустя примерно 5-6 учебных занятий, качество уровня подготовки учебной группы значительно возрастает. В процессе опроса у слушателей группы проявляется уверенность и индивидуальный алгоритм при ответе на поставленные учебные вопросы. Как итог применения данной методики к концу обучения у слушателей появляются стойкие и уверенные теоретические знания по курсу огневой подготовки. Надо отметить, что применение данной методики может осуществляться в различных ситуациях как непосредственно при построении, так и при нахождении учебной группы в учебном классе. В данном случае важен элемент неожиданности, через стресс и развитие процессов саморегуляции у сотрудников появляется уверенность в правильности своих действий. А правильно выработанный алгоритм действий через тренировки, не позволит в экстремальной ситуации допустить оши бку .
Упражнение №2
Методика создания экстремальной ситуации в данном упражнении направлена на выработку навыка по обращению с огнестрельным оружием при выполнении нормативов
по огневой подготовке. Здесь также важен фактор неожиданности для учебной группы.
Данное упражнение рекомендовано выполнять во второй части учебного занятия, когда учебная группа в полном объёме вовлечена в учебный процесс. Рекомендуется в процессе проведения учебного занятия, неожиданно для всей учебной группы дать команду о построении. После того как учебная группа построена, поставить новую учебную задачи по результатам выполнения которой выставить оценки в журнал учебной группы. Постановка задачи заключается в выполнении нормативов по огневой подготовке, без предварительной подготовки, как при сдаче зачёта или экзамена. Как показала практика, данная неожиданно поставленная учебная задача, для 100% слушателей учебной группы является экстремальной. Уровень волнения, беспокойства и психологического напряжения, на первоначальном этапе подобного эксперимента, очень часто приводит к тому, что слушатель, просто не совладав со своим психическим состоянием не способен вообще выполнить норматив или отказывается его выполнять, ссылаясь на возможность повторения и пересдачи этого элемента в огневой подготовке позже.
Систематическое применение данной методики с чередованием через 1-2 учебных занятия, приводил к тому, что к концу обучения, учебная группа в полном объёме выполняла нормативы по огневой подготовке на оценку отлично. В данном случае фактор экстремальной ситуации, явился основным мотивом к улучшению психологической готовности, с последующими положительными результатами в учебной деятельности.
Упражнение №3
Методика данного упражнения направлена на выработку внимательности у слушателя в вопросах соблюдения мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием, через создание контролируемой экстремальной ситуации.
Первоначальным этапом в обращении с огнестрельным оружием, является его проверка на незаряженность. При проведении занятий по огневой подготовке, особенно на первоначальном этапе многие слушатели ещё до этапа учебной стрельбы, имеют достаточно несформированное отношение к огнестрельному оружию и достаточно часто стараются не до конца выполнять положенные требования по мерам безопасности. Это в первую очередь выражается в том, что при работе с учебным оружием на учебном месте слушатели могут направить оружие в небезопасном направлении Предложенное ниже упражнение направленно на создание условий, при которых у слушателей формируется правильное отношение к пониманию степени ответственности при работе с огнестрельным оружием в будущем.
Методика создания экстремальной ситуации заключается в том, чтобы до прихода учебной группы на занятие разместить в учебном пистолете учебный патрон в патроннике. При проведении занятий в режиме среза знаний принять на зачёт правильность действий сотрудника при обращении с оружием. А именно провести правильный осмотр оружия на наличие его заряженности, с использование мер безопасности. Как показало практическое применение данной методики, учебный патрон в патроннике для подавляющего большинства слушателей являлся полной неожиданностью. В результате чего многие слушатели, испытывая психическое переживание, не могли продолжить выполнение действий по проверке оружия.
Применение данной методики, позволило в дальнейшем при проведении занятий по
огневой подготовке, кардинально поменять отношение слушателей к вопросам соблюдения мер безопасности и как итог привело к отсутствию нарушений при обращении с оружием на учебных занятиях.
Учебные стрельбы в огневой подготовке являются одним из самых сложных и важных элементов в подготовке сотрудника ОВД. Сложность данной учебной задачи заключается в том, что, подойдя к этапу учебной стрельбы слушатель должен обладать комплексом
знаний и умений, позволяющих ему успешно выполнять данную задачу [3]. Но при этом успешное освоение теоретического и части практического материала по огневой подготовке не дают полной гарантии для стреляющего, что при выполнении учебных стрельб не произойдёт ничего экстраординарного способного повлиять на качество стрельбы и соблюдение мер безопасности. И как показали практические учебные стрельбы, подобные явления достаточно часто происходят, в виде различных задержек, а также в меньшей степени психологической неготовностью слушателя к стрельбе из огнестрельного оружия.
В методике предложенной ниже, указаны способы моделирования экстремальных ситуаций с целью воспитания психологической саморегуляции на огневом рубеже, для слушателей, испытывающих страх перед выстрелом, а также освоение методики самоконтроля, идентификации и устранения задержек при стрельбе из пистолета Макарова способных повлиять на качество выполнения данной учебной задачи.
Упражнение №1
Данное упражнение направлено на создание целью выработки психологической готовности
контролируемой экстремальной ситуации, с к выстрелу из огнестрельного оружия.
Как показала практика проведения учебных стрельб, особенно на первоначальном этапе, основной проблемой в производстве качественного выстрела является боязнь слушателя перед огнестрельным оружием и непосредственно звук резкого хлопка от
выстрела [6].
При проведении учебных стрельб формируется смена из наиболее подготовленных слушателей, они являются эталоном в учебной стрельбе для тех слушателей, кто испытывает психологические трудности на первоначальном этапе обучения. Из данных слушателей формируется смена в количестве 3 человек не более (для осуществления качественного контроля), и данная группа располагается от смены выполняющей стрельбу на дистанции 3-4 метра сзади. На первоначальном этапе подобного эксперимента слушатели идентифицировали подобную методику как экстремальную, по средствам резко усилившегося психологического переживания и страха. Соответственно руководитель стрельб располагается сзади от огневого рубежа на дистанции 1-2 метра, осуществляя общее руководство стрельбой. Задача группе слушателей, расположенной позади огневого рубежа обозначается в виде осуществления наблюдения за выполнением действий смены на огневом рубеже, а также непосредственному ощущению на себе близкого воздействия от звуков выстрела огнестрельного оружия. Применение подобной методики спустя 3-4 занятия практически полностью снимало проблему психологической боязни перед выстрелом и с учётом работы с учебным оружием вхолостую, на учебном месте позволяло добиться хороших и отличных результатов при выполнении учебных стрельб в дальнейшем.
Упражнение №2
Вторым и не менее важным фактором, влияющим на качество подготовки слушателей при
учебных стрельбах, является создание экстремальных ситуаций в виде имитации задержек при стрельбе из пистолета Макарова. Как показали практические занятия, качественная отработка подобных действий с учебным оружием вхолостую, позволяет, осуществляя стрельбу из огнестрельного оружия, быть более уверенным при возникновении любого из видов задержек, и вырабатывает способность самостоятельно, принимая правильные решения, продолжить выполнение учебной стрельбы.
Данная методика подразумевает воссоздание на учебном оружии видов задержек, с дальнейшими самостоятельными действиями по решению данной учебной задачи слушателями.
Учитывая техническую специфику пистолета Макарова, существует 5 видов задержек при стрельбе из данного вида огнестрельного оружия, это:
- Осечка;
- Недокрытие патрона затвором;
- Неподача или не продвижение патрона из магазина в патронник;
- Прихват гильзы затвором;
- Автоматическая стрельба.
Создание экстремальных ситуаций в осуществлении проведения данной учебной задачи, заключается в том, что слушатель должен находясь на учёбном месте с учебным оружием, после моделирования задержки самостоятельно идентифицировать произошедшую неисправность, выявить причину и самостоятельно применить способы
устранения данной задержки Важно отметить, что систематическое применение данной методики позволило к концу курса обучения, сформировать у слушателей необходимые навыки для преодоления психического напряжения и умелых действий по устранению всех изученных видов неисправностей пистолета Макарова в процессе стрельбы и его эксплуатации.
Несомненно, при проведении занятий по огневой подготовке в системе МВД России превалируют элементы авторитарного педагогического характера. Данное явление, в первую очередь обусловлено строгим соблюдением нормативно-правовых документов чётко предписывающих порядок и правила проведения занятий, направленное на сохранение жизни и здоровья слушателей в период обучения и дальнейшего прохождения службы в практических органах.
Библиография
1. Васильев М.А. Кузьменко А.А., Приемы преодоления психологического барьера перед оружием // В сборнике: Актуальные вопросы тактики охраны общественного порядка и общественной безопасности. Сборник научных статей: Материалы межвузовского научно-практического семинара. Ответственные редакторы А.А. Каримов, А.А. Сысоев. 2018. С. 57-60.
2. Васильев М.А. Педагогическое сопровождение курсантов образовательных организаций МВД Росси в процессе обучения огневой подготовке // Полицейская деятельность. 2019. № 2. С. 68-75.
3. Кубышко В.Л., Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских):учебник в 2 ч.- М.: ДГСК МВД России, 2014. - 228 с.
4. Кудряшов Ю. Моделирование действий стрелка при выполнении выстрела // Разноцветные мишени: Сборник статей и очерков по стрелковому спорту, стендовой стрельбе и стрельбе из лука.-М.: Физкультура и спорт, 1977.-С. 71-75.
5. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 960 с.
6. Морозов А.В. Обучение инстинктивной стрельбе в условиях физических нагрузок и психологического воздействия: Учебное пособие.-Томск: Филиал РИПК МВД РФ, 1993.
7. Тирских А.А. Формирование психологической готовности сотрудников ОВД к применению огнестрельного оружия // В сборнике: Актуальные вопросы тактики охраны общественного порядка и общественной безопасности. Сборник научных статей: Материалы межвузовского научно-практического семинара. Ответственные редакторы А.А. Каримов, А.А. Сысоев. 2018. С. 113-117.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предметом исследования в статье «Моделирование экстремальных ситуаций в огневой подготовке слушателей образовательных организаций МВД России» является методическое сопровождение огневой подготовки сотрудников полиции. Методология исследования опирается на компетентностный подход к профессиональной подготовке сотрудников полиции. В работе применяются теоретические методы (анализ, систематизация и обобщение педагогических практик в области подготовки полицейских) и эмпирические методы (моделирование учебных экстремальных ситуаций). Описаны результаты педагогического эксперимента по использованию экстремальных ситуаций организационно-учебного характера в рамках реализации огневой подготовки на базе Восточно-Сибирского института МВД России (эксперимент проводился в 2018-2019 гг. в группе из 17 слушателей.)
Актуальность исследования определяется значимостью совершенствования профессионально важных качеств сотрудника полиции на занятиях по огневой подготовке. Моделирование ситуаций в условиях неопределенности позволяет формировать у слушателей такие качества как срессоустойчивость и уверенность при выполнении манипуляций с огнестрельным оружием, четкость в выполнении действий с учебным оружием. При выполнении учебных задач у слушателей развивается способность осуществлять психологический самоконтроль.
Автор описывает методическое сопровождения огневой подготовки по взаимодействию слушателей с пистолетом Макарова, как базовым и универсальным видом огнестрельного оружия. К результатам научной новизны работы можно отнести разработанное методическое сопровождение учебной деятельности по моделированию экстремальных ситуаций для их последующего преодоления на практических занятиях по огневой подготовке. Представленные методики направлены на формирование у обучающихся необходимых навыков владения табельным оружием. По итогам выполнения заданий по овладению практическими навыками огневой подготовки слушатели проводят самоанализ учебной деятельности.
Стиль и оформление статьи В ней содержатся: введение (раскрывается необходимость совершенствования огневой подготовки в формировании профессиональных компетенций студентов), основная часть (приводится обобщение опыта проведения практических занятий по огневой подготовке на базе Восточно-Сибирского института
МВД России и описывается разработанное методическое сопровождение учебной деятельности) и заключение (делается вывод по результатам апробации предложенного методического сопровождения огневой подготовки сотрудников полиции). Библиография содержит 7 источников, которые оформлены по ГОСТ. Все источники согласуются с предметом исследования и на них в тексте делаются ссылки. Среди источников имеются методические пособия, научные статьи и материалы научных конференций. Большая часть работ издана за последние 5 лет.
Материал достаточно хорошо структурирован, текст написан научным языком. В статье имеются обращения к источникам и проводится анализ существующей практики огневой подготовки сотрудников полиции.
Существенных замечаний по оформлению текста нет.
Статья может быть интересна преподавателям специальных дисциплин при подготовке сотрудников полиции и рекомендуется к публикации в журнале "Полицейская деятельность"