Моделирование архитектуры предприятия Enterprise architecture modeling
Ефремова Лидия Ивановна Efremova Lidiya Ivanovna
Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
Аннотация
В статье рассматриваются основные составляющие архитектуры предприятия. Отмечено, что каждый домен архитектуры предприятия занимает важное место в ее структуре, и любая модернизация одного из них повлечет за собой изменения внутри остальных. Обосновано, что нельзя игнорировать технологии при проектировании бизнес-процессов, а с другой стороны, нельзя игнорировать специфику бизнеса при выборе и проектировании технологических решений. Даны рекомендации по совершенствованию архитектуры исследуемого предприятия за счет разработки корпоративного информационного портала.
Abstract
The article deals with the main components of the enterprise architecture. It is noted that each domain of enterprise architecture plays an important role in its structure, and any modernization of one of the components will result in changes in all the others. It is proved that the technology can not be ignored in the design of business processes, and on the other hand, one can not ignore the specifics of the business in the choice and design of technological solutions. Recommendations for improving the architecture of the investigated companies through the development of corporate information portal.
Ключевые слова: архитектура предприятия, бизнес-архитектура, архитектура информации, архитектура прикладных систем, технологическая архитектура, инструментальные средства моделирования архитектуры
предприятия, корпоративный информационный портал.
Keywords: enterprise architecture, business architecture, information architecture, the architecture of application systems, technology architecture, tools modeling enterprise architecture, enterprise information portal.
Введение
Современное предприятие представляет собой сложную социально-экономическую систему. Организационная структура предприятия включает множество структурных подразделений, что определяет разветвленную систему информационного взаимодействия. Производственный процесс характеризуется многообразием номенклатуры выпускаемой продукции. Функции предприятия непрерывно расширяются, усложняются. В процессе конкурентной борьбы необходимо постоянно следить за передовыми технологиями, последними достижениями науки и техники, заниматься обновлением номенклатуры производимой продукции и быстро внедрять прогрессивные идеи. Все это влечет за собой необходимость в достоверной, надежной, безопасной и оперативной информации и поэтому все больше аналитиков и руководителей начинают испытывать потребность в комплексном описании и планировании развития своей организации. Это необходимо им для того, чтобы знать, что представляет собой в реальности их организация, поддерживать рациональный порядок ее устройства, а затем - приступить к ее планомерному развитию или модификации с учетом всех важных обстоятельств. Таким целям служит адекватно сформированная архитектура предприятия.
Основной раздел
Основными составляющими архитектуры предприятия являются бизнес-архитектура и системная архитектура, которая включает в себя архитектуру информации, архитектуру прикладных систем и технологическую архитектуру. Рассматривать и проектировать изолированно друг от друга эти компоненты невозможно, это будет являться большой методической ошибкой. Ведущая роль отводится бизнес-архитектуре, так как она определяет трансформацию
системной архитектуры. При рассмотрении иерархии составляющих архитектуры предприятия сверху вниз (от бизнес-архитектуры на верхнем уровне к архитектуре прикладных систем и затем до технологической архитектуры), наблюдается их явная зависимость от бизнес-архитектуры.
Бизнес-архитектура показывает, как связаны между собой все элементы ведения бизнеса. Включение бизнес-архитектуры в состав архитектуры предприятия влечет за собой следующие преимущества:
- обеспечение вариативности бизнес-стратегии за счет возможности изменений в обеспечивающих процессах и технологических решениях;
- лучшие перспективы, с точки зрения использования возможностей информационных технологий по формированию самой бизнес-стратегии.
Проектирование бизнес-архитектуры необходимо начинать с построения классификатора видов, направлений и областей деятельности предприятия и с каталога производимых им услуг и продуктов - с того, к чему позже будут привязаны функции, бизнес-процессы, а затем информационные системы и на основании чего будет определен их функционал [11].
Наибольшие сложности при проектировании бизнес-архитектуры возникают, когда появляется необходимость распределения бизнес-процессов по видам деятельности. Рассмотрим примерный перечень бизнес-процессов конкретного предприятия - ОАО «Саранский приборостроительный завод»:
- «Управление предприятием» включает все процессы, связанные с мотивацией, планированием, организацией и контролем на предприятии. Это сложный процесс, включает в себя несколько подпроцессов: «Распределение персональной ответственности», «Менеджмент качества», «Планирование», «Обеспечение безопасности», «Корректирующие и предупреждающие действия»;
- «Менеджмент ресурсов» включает в себя все процессы, связанные с обеспечением необходимыми ресурсами всех направлений деятельности предприятия: «Управление финансами», «Управление персоналом»,
«Управление инфраструктурой», «Управление производственным оборудованием, оснасткой и средой»;
- «Работа с потребителем» проводит исследование рынка, заключение договоров, отслеживание выполнения договоров и сбыт;
- «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы» отслеживает разработку и сертификацию продукции;
- «Управление документацией» отвечает за получение и разработку, согласование, утверждение, рассылку, хранение, изменение и аннулирование документации;
- «Снабжение» ведет закупку необходимых ресурсов для производства, хранение запасов и выдачу их в производство, оценку поставщиков;
- «Подготовка производства» создает необходимые условия для серийного и опытного производства;
- «Конструкторское сопровождение производства» включает процедуру поддержания конструкторской документации в актуализированном состоянии на этапе производства;
- «Производство» включает поэтапное планирование производства, диспетчирование движения деталей, материалов, а также процесс подготовки изделия к приемке ОТК и периодические испытания;
- «Метрологический надзор» включает в себя формирование реестра средств измерения, закупку нового оборудования, обслуживание, аттестацию, хранение, списание и ремонт средств измерения.
Любые изменения в каждом из перечисленных процессов повлекут за собой модернизацию системной архитектуры, так как бизнес-архитектура на основании миссии, стратегии развития и долгосрочных бизнес-целей организации определяет соответствующие бизнес-процессы, информационные и материальные потоки, а также поддерживающую их технологическую архитектуру.
Рассмотрим каждую составляющую системной архитектуры в отдельности.
Архитектура информации включает базы данных (БД) и хранилища данных; системы управления БД или хранилищами данных; правила и средства санкционирования доступа к данным. [2; 4] В нее включаются видение, стандарты, модели и принципы, которые обеспечивают процессы создания, использования и поддержания информации, относящиеся к различным направлениям деятельности предприятия. Архитектура информации описывает, как информационные технологии обеспечивают на предприятии возможности для быстрого принятия управленческих решений, распространения информации внутри организации, а также за ее пределы, например, партнерам по бизнесу. Объемы, состав и структура используемой информации должны трансформироваться в единую информационную систему, обеспечить улучшение качества информационного обеспечения предприятия путём оптимизации информационной среды и комплексной автоматизации процессов управления. [6] Реализация архитектуры информации обеспечивает своевременный доступ к корректным данным в масштабах всего предприятия и соответствующий уровень безопасности и защиты. Это является основой для реализации систем поддержки принятия решений. [1, с. 147]
Ограничения в архитектуре информации ответным образом скажутся на реализации бизнес-архитектуры. Например, при отсутствии централизованной базы данных невозможно обеспечить высокое качество обслуживания всех рабочих мест клиентов. Что касается исследуемого предприятия, то проблем по формированию централизованной базы данных нет. Она сформирована, хранится на сервере, надежно защищена и предоставляет свои данные в соответствии с разграничением полномочий пользователей.
Следующая составная часть системной архитектуры - это архитектура приложений. Архитектура прикладных систем включает в себя:
- прикладные системы, которые обеспечивают необходимый функционал для реализации логики бизнес-процессов;
- интерфейсы взаимодействия прикладных систем между собой и с внешними системами и источниками или потребителями данных;
- методы и средства разработки и сопровождения прикладных программ. В архитектуре прикладных систем принято выделять две основные области: формирование и управление портфелем прикладных программ организации и разработку прикладных программ.
Портфель прикладных программ любого предприятия должен в полном объеме удовлетворять потребности бизнес-процессов соответствующим набором приложений. Он определяет область ответственности каждого приложения, его приоритетность, а также то, как будет достигаться необходимая функциональность: за счет разработки новой системы, через покупку готовых приложений, аренду приложения или интеграцию и использование возможностей уже имеющихся приложений. Портфель прикладных систем описывает приложения, предназначенные для выполнения функций экономического объекта, а также обмена информацией между клиентами, поставщиками и партнерами предприятия по бизнесу.
Область разработки прикладных систем описывает те технологии, которые используются для построения систем, разделения их на функциональные составляющие, создания интерфейсов, настройки, а также используемые для этого шаблоны, руководства и т.д. Эта область также определяет организацию процесса разработки, используемые для этого средства, принятый на предприятии цикл разработки систем, контроль версий, управление конфигурациями, используемое программное обеспечение промежуточного слоя, средства проектирования. [9, с. 48.]
Портфель прикладных программ на ОАО «Саранский приборостроительный завод» сформирован достаточно глубоко и грамотно. Поскольку на предприятии используется информационная система «1С: УПП 8.2», то в каждом из отделов используется та или иная подсистема функционирующей информационной системы. Следует отметить, что прикладным программным продуктом Microsoft Office пользуется каждый из отделов предприятия.
Технологическая архитектура описывает то, как связаны между собой
компоненты информационной системы. Она включает в себя две составляющие
1. Сетевая архитектура:
- локальные и территориальные вычислительные сети;
- коммуникационные протоколы, сервисы и системы адресации, используемые в сетях;
- аварийные планы по обеспечению бесперебойной работы сетей в условиях чрезвычайных ситуаций.
2. Архитектура платформ:
- аппаратные средства вычислительной техники - рабочие станции, серверы, накопители и другое компьютерное оборудование;
- операционные и офисные программные системы, утилиты;
- аварийные планы по обеспечению бесперебойной работы аппаратуры и БД в условиях чрезвычайных обстоятельств. [8; 9]
Основным назначением технологической архитектуры является обеспечение надежных ИТ-сервисов, предоставляемых в рамках всего предприятия в целом и координируемых централизованно. Построение гибкой и масштабируемой технологической инфраструктуры, на базе которой будут работать функциональные подсистемы, обеспечит высокую скорость доступа к информационным ресурсам, автоматизирует предоставление услуг в удаленном режиме, упростит технологические и административные процессы. [3]
Следует подчеркнуть, что все составляющие архитектуры предприятия очень тесно связаны между собой. Нельзя игнорировать технологии при проектировании бизнес-процессов, а с другой стороны, нельзя игнорировать характер и специфику бизнеса и бизнес-процессов при выборе и проектировании технологических решений. Т. е. архитектура предприятия - это архитектура возможностей и потенциала бизнеса, основанных на комбинации таких работающих совместно факторов, как люди, процессы и технологии.[5; 7]
Анализ существующей 1Т-архитектуры ОАО «Саранский приборостроительный завод», показал, что на заводе отсутствует корпоративный информационный портал. Поэтому в плане совершенствования
архитектуры предприятия хотелось бы предложить мероприятия по его разработке. Корпоративный портал представляет собой программный комплекс, обеспечивающий защищенный персонифицированный web-интерфейс, посредством которого сотрудники организации имеют доступ к необходимой им информации и приложениям в соответствии с правами разграничения доступа. Портал обеспечивает сотрудников информацией, необходимой для внутренних коммуникаций, коллективной работы, хранения документов, а также автоматизации бизнес-процессов. Разработка корпоративного портала представляет собой процесс создания автоматизированной информационной системы, объединяющей все необходимые информационные ресурсы.[10]
Корпоративный информационный портал как система должен иметь на входе простые, настраиваемые и развиваемые средства для манипуляций со служебной и профессиональной информацией, а на выходе - множество тематически сгруппированных информационных ресурсов и сервисов, ориентированных на различные информационные потребности сотрудников.
Корпоративный портал станет частью общей ИТ-архитектуры завода. Помимо традиционных презентационных функций он должен стать инструментом повседневной деятельности отделов и сотрудников предприятия. Основная функция корпоративного информационного портала - сведение в единую управляемую систему разнородных служебных и профессиональных информационных потоков и ресурсов. В новом качестве он должен отвечать базовым информационным потребностям всех основных категорий действующих лиц ИТ-архитектуры, и развиваться вместе с изменением и развитием их потребностей.
Корпоративный информационный портал ОАО «Саранский приборостроительный завод» предназначен для решения широкого круга задач: - обеспечение быстрой публикации и предоставление информации большому количеству сотрудников. Например, распоряжения, приказы, новости, планируемые мероприятия. Эта информация может касаться как
предприятия в целом, так и конкретных отделов. Для передачи информации нужно опубликовать документ, портал сам уведомит всех работников, для которых она предназначена по электронной почте;
- предоставление быстрой обратной связи между создателем информации и ее потребителями. В частности, по поводу любых событий, происходящих внутри предприятия можно организовать обсуждение, по некоторым -голосование. Любой сотрудник может быть вовлечен в обсуждение опубликованного материала, оценить его, прочитать комментарии и выбрать варианты ответов на поставленные вопросы;
- упрощение публикации внутренних отчетов, так как позволяет загружать нужные документы прямо на портал;
- обеспечение эффективной коммуникации персонала. Это достигается через встроенные возможности работы над совместными документами, проектами. Кроме этого, социальная сеть, интегрированная в портал, восполняет недостаток сотрудников в общении, обмене мнениями по различным вопросам.
Портал позволит облегчить документооборот путем запуска самых разных бизнес-процессов: оформление отпуска, командировки, заказ канцелярии, утверждение и оплата счетов, обращение в службу ИТ и т. д. Портал можно также использовать для адаптации и обучения вновь принятого персонала. Например, разместить в специальном разделе основные документы, регламентирующие деятельность компании, а также информацию об истории компании, корпоративной культуре. Также на портале можно организовать онлайн-обучение, с последующим тестированием полученных знаний.
С внедрением корпоративного информационного портала в архитектуру предприятия произойдут изменения во всей ее структуре. Что касается бизнес -архитектуры - будет облегчено протекание отдельных бизнес-процессов. Архитектура информации будет представлена всеми необходимыми информационными ресурсами предприятия. Архитектура прикладных систем будет дополнена прикладными программами, обеспечивающими работу
портала. Технологическая архитектура возложит на себя обязанности по обеспечению бесперебойной работы ИТ-инфраструктуры: интернет, локальные сети, операционные системы, технологии системного управления ИТ-ресурсами в распределенной среде, архитектура хранилищ данных и т. д.
Заключение
Главной целью моделирования архитектуры предприятия, безусловно, должно являться не только повышение интегрированности предприятия, но и поддержка его анализа в самых различных разрезах (организационных, экономических, количественных, качественных и т. д.) для совершенствования деятельности по принятию решений, контролю, координации и мониторингу различных управленческих решений.
В результате внедрения корпоративного информационного портала в ОАО «Саранский приборостроительный завод» при минимальной экономии денежных средств за счет ускорения поиска информации и сокращения времени перемещения сотрудника между отделами, а также за счет сокращения средств, расходуемых на печать документов, общая экономия денежных средств составит 728345,28 рублей за год использования портала. Таким образом, потребность в построении корпоративного информационного портала в ОАО «Саранский приборостроительный завод», является необходимой для совершенствования архитектуры данного предприятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Данилин А. Г. Архитектура и стратегия. «ИНЬ» и «ЯНЬ» информационных технологий предприятия / А. Г. Данилин, А. В. Слюсаренко. - М. : ИНТЕРНЕТ УН-Т ИНФОРМ. ТЕХНОЛОГИЙ, 2005. - 504 с.
2. Ефремова Л. И. Автоматизированный офис (Проектирование баз данных в среде СУБД MS ACCESS) : учеб. пособие (2-е изд., перераб. и доп.) / Л. И. Ефремова, Т. В. Глухова. - Саранск, 2009. - 122 с.
3. Ефремова Л. И. Модернизация автоматизированной информационной системы управления пенсионным фондом РФ в г.о. Саранск Республики
Мордовия // Информационные системы и технологии. - 2016. - № 3 (95). - С. 47-52.
4. Ефремова Л. И. Разработка реляционных баз данных : учеб. пособие / Л. И. Ефремова, Т. В. Глухова. - Саранск, 2006. - 116 с.
5. Ефремова Л. И. Формирование корпоративной информационной системы энергетической компании с использованием геоинформационной системы // Информационные системы и технологии.-2014.-№ 3 (83). - С. 39-43.
6. Зинина Л. И., Ефремова Л. И. Информационно-аналитическое обеспечение менеджмента предприятия // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 8. - С. 87-92.
7. Зинина Л. И., Ефремова Л. И. Стратегическое управление предприятием: структурно-функциональная модель // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - № 9. - С. 77-83.
8. Калянов Г. Н. Архитектура предприятия и инструменты ее моделирования // Автоматизация в промышленности. - № 7. - 2004. - С. 9-12.
9. Калянов Г. Н. Стратегическое управление информационными системами: учеб. / Г. Н. Калянов. - М. : ИНТЕРНЕТ - УН-Т ИНФОРМ. ТЕХНОЛОГИЙ: БИНОМ. ЛАБОРАТОРИЯ ЗНАНИЙ, 2010. - 510 с.
10. Коротков А. Архитектура предприятия «Как заставить ИТ работать на вашу компанию?» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: HTTP: //ANDREY-KOROTKOV.RU/WPCONTENT/UPLOADS/20 13/02/ANDREYKOROTKOV.RU _ENTERPRISE _ARCHITECTURE.PDF
11. Поляков К. В одной упряжке // Директор информационной службы. -2013. - № 06.