УДК: 334.723 ББК: У29
Лапшин В.С., Ямашкин Ю.В.
УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ НА ОСНОВЕ АРХИТЕКТУРНОГО
ПОДХОДА
Lapshin V.S., Yamashkin Y.V.
BUSINESS PROCESS MANAGEMENT BASED ON ARCHITECTURAL APPROACH
Ключевые слова: управление бизнес-процессами, архитектура предприятия, архитектура бизнес-процессов, системная архитектура, международные стандарты, моделирование.
Keywords: business process management, enterprise architecture, architecture of business processes, system architecture, international standards, modeling.
Аннотация: в статье рассматриваются возможности формирования архитектуры бизнес-процессов, основанной на международных стандартах. Обращается внимание на особое положение человеческого фактора и организационной архитектуры в ISO 15704-2008 и их отражению в архитектуре бизнес-процессов. Показываются возможности и необходимость построения архитектуры сквозных бизнес-процессов, рассматриваемых как «предприятие в миниатюре» и ее интеграции в архитектуру предприятия в целом.
Abstract: the article discusses formation possibilities of architecture business processes based on international standards. Draws attention to the special situation of the human factors and organizational architecture in ISO 15704-2008 and to reflect this position in the architecture of business processes. Shows the possibilities and the necessity to build the architecture of through business processes, considered as «enterprise in miniature», and its integration into the architecture of the enterprise as a whole.
В условиях продолжающейся рецессии промышленного производства, обусловленной хорошо известными всем политическими и экономическими факторами, перед реальным сектором экономики РФ ставятся задачи, решение которых потребует мобилизации даже не столько финансовых, сколько интеллектуальных ресурсов общества. В первую очередь той его части, которую П. Друкер охарактеризовал как самую дефицитную, самую дорогую, но и самую потенциально эффективную часть - менеджмент. Именно перед менеджментом, в первую очередь - государственным и бизнеса, ставится задача формирования высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития.
Задача менеджмента в сфере инноваций - это задача, посредством которой бизнес при участии государства внедряет в
жизнь свое видение того, каким он должен быть. В зарубежной бизнес-практике признанным инструментом ее решения становится архитектура предприятия как концепция и как подход к управлению изменениями и знаниями.
Идея архитектурного подхода выдвинута Дж. Захманом в 1987 г и заключается в том, что для обеспечения высокой ценности и гибкости бизнеса необходим целостный подход к описанию производственных систем, в рамках которого каждая существенная проблема рассматривается с различных точек зрения, а именно владельцев, менеджмента и специалистов в области ИТ Архитектурный взгляд на системы (как ИТ-системы, так и бизнес-системы) определен в стандарте ANSI/IEEE 1471-2000 как «фундаментальная организация системы, со-стояшая из совокупности компонент, их связей между собой и внешней средой, и принципы, которыми руководствуются при их создании и развитии». Значение архитек-
турного подхода постоянно увеличивается за счет обеспечения возможностей эффективного использования всего многообразия технологий и инновационного перехода к новейшим технологиям. В некоторых странах, например, в США, правительственные директивы требуют, чтобы предприятия имели четко описанную архитектуру являясь, таким образом, механизмом реализации принципа прозрачности бизнеса.
Архитектурный подход в практике менеджмента отечественных предприятий еще не стал распространенным и действенным инструментом управления бизнесом и воспринимается часто лишь как инструмент оптимизации затрат на информационные системы. На самом деле, на современном этапе своего развития архитектура предприятия представляет собой стратегическую информационную основу, которая идентифицирует:
- миссию, цели и стратегию бизнеса;
- бизнес-процессы, необходимые для достижения поставленных целей посредством выбранных для этого стратегий;
- информационные технологии, необходимые для поддержания деловых операций;
- переходные процессы совершенствования и развития необходимые для воплощения в жизнь видения бизнеса.
Таким образом, можно рассмотреть различные аспекты архитектуры предприятия. В частности, можно выделить такие подмножества, как архитектура приложений, архитектура данных и техническая архитектура. Это то, что в наибольшей степени относится к компетенциям специалистов в области информационных технологий. Для владельцев и менеджмента предприятий наибольший интерес представляет бизнес-архитектура в виде таких компонентов как организационная архитектура и архитектура бизнес-процессов. Современные подходы к формулированию понятия архитектуры предприятия являются попытками представить такой язык, который понятен и полезен одновременно и для бизнес-руководства и для специалистов в области ИТ По мнению консалтинговой компании Gartner, подход к формулировке архитектуры должен основываться на анализе обще-
корпоративных бизнес-процессов и их переоценке также как поддерживающих их приложений. Другими словами, системная архитектура определяется бизнес-архитектурой, и ее проектирование может осуществляться только на основании бизнес-архитектуры, которая в свою очередь зависит от миссии, целей и стратегии организации. Ключом к построению хорошей бизнес-архитектуры является идентификация сквозных бизнес-процессов и разработка их архитектуры. Одновременно архитектура бизнес-процессов является важнейшей ступенью проекта и организации менеджмента бизнес-процессов (ВРМ). С учетом вышеизложенного архитектура бизнес-процессов должна обеспечить:
- соответствие перестроенных или вновь разработанных бизнес-процессов целям организации и ее стратегии;
- увязывание бизнес-процессов с тем, как ведется (или должен вестись) бизнес и способность представлять продукты (услуги) потребителям;
- увязывание бизнес-процессов с архитектурой ИТ и приложениями, поскольку ИТ должны поддерживать настоящие и будущие процессы;
- согласование одних процессов с другими [6].
По мнению Д. Джестона и Й. Нелиса, показанная на рисунке 1 модель лучше всего соответствует характеристикам эффективной архитектуры бизнес-процессов.
Для предприятия, занимающегося одним видом бизнеса, разрабатывается одна архитектура предприятия и в ее контексте единственная архитектура бизнес-процессов. Архитектура бизнес-процессов значительно усложняется в том случае, если речь идет о диверсифицированном предприятии. Для такого предприятия разрабатывается корпоративная архитектура и архитектура для каждого выделенного в процессе диверсификации продуктового бизнес-направления. Такое продуктовое бизнес-направление может быть определено как «предприятие в миниатюре» выполняющее самостоятельные рыночные задачи при помощи собственных продуктов в рамках четко определенных целей - деловой стратегии (бизнес-стратегии).
Миссия, цели и стратегия
Обобщенные принципы
Методические руководства по процессам, продуктам, организации, информации и технологиям
/ Модели Организацион- Модели Модели Модели
/ продуктов ные модели процзссов информации технологии \
Рисунок 1 - Архитектура бизнес-процессов
Из модели, изображенной на рисунке 1, следует, что архитектура процессов значительно больше, чем модели процессов. Она включает в себя миссию, цели и стратегию для одной конкретной сферы деятельности, принципы, которыми руководствуется бизнес и кроме описания бизнес-процессов - описание продуктов, организационные схемы, описание технологий и информации. Важно, что эта модель в целом соответствует требованиям к стандартным архитектурам и методологиям предприятия (ГОСТ Р ИСО 15704-2008). В числе этих требований:
- ориентация на управление миссией и выполнение миссии;
- ориентация на процесс;
- ориентация на технологию;
- ориентация на человека.
Миссия, согласно ГОСТ Р ИСО 15704-2008 - это деятельность предприятия, предусматривающая производство потребительской продукции или услуги, ради которой оно было создано и механизм, с помощью которого предприятие реализует свои цели и задачи. В ориентации на выполнение и управление миссией указывается на то, что стандартные архитектуры и методологии должны быть способны представлять любой процесс и составляющие его виды деятельности для осуществления менеджмента установленной миссии предприятия. Другими словами, речь идет о процессах управления деятельностью предприятия по производству продукции и оказанию услуг и о процессах производства продукции и оказанию услуг потребителю.
Бизнес-процесс любого уровня может и должен характеризоваться своим предназначением, т.е. миссией. Для сквозных бизнес-процессов идентифицированных как «предприятие в миниатюре» определение миссии - задача владельца бизнес-процесса. Ее решение позволит:
- определить предназначение сквозного бизнес-процесса в контексте корпоративной стратегии;
- довести до команды бизнес-процесса те принципы и ценности, которые могут быть индивидуальны для каждого продуктового бизнес-направления;
- стимулировать действия членов команды бизнес-процесса в едином направлении. Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования предприятия, выражающие смысл его существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится предприятие, описывается в виде целей. Стратегические карты Д. Нортона и Р. Каплана описывают создание ценности для клиента, связывая стратегические цели явными причинно-следственными зависимостями через целевые показатели четырех аспектов деятельности предприятия: финансовый, клиентский, процессный, обучения и развития. Разработка сбалансированной системы показателей по отдельным продуктовым бизнес-направлениям осуществляется с точки зрения интересов каждого сквозного бизнес-процесса, но в соответствии с корпоративной стратегией. Стратегические карты и сбалансированная система показателей являются носителями информации о деловой
стратегии, которая нацелена на установление и укрепление долгосрочной конкурентоспособной позиции продуктового бизнес-направления на рынке. Деловую стратегию должны поддерживать ключевые функциональные стратегии при условии вывода, к примеру, таких функций, как маркетинг, финансы или бухгалтерский учет за границы команды бизнес-процесса. Уровень операционных стратегий завершает выстраивание стратегической пирамиды.
Уже на этапе разработки стратегического уровня управления сквозным бизнес-процессом возникает потребность в принципах, руководствуясь которыми можно получить желаемый результат. Поэтому на втором этапе разработки архитектуры бизнес-процесса необходимо определиться с общими принципами, определяющими характер и содержание деятельности команды бизнес-процесса. Чаще всего в основу этой работы положены взаимосвязанные принципы менеджмента, используемые для разработки и/или улучшения процессов и необходимые для достижения поставленных целей организации. ГОСТ Р ИСО 10014-2008 содержит руководящие указания по достижению экономического эффекта от применения принципов менеджмента качества, установленных ИСО 9000. В их числе:
- ориентация на потребителя;
- лидерство руководителя;
- вовлечение работников;
- процессный подход;
- системный подход;
- постоянное улучшение;
- принятие решений, основанное на фактах;
- взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Однако уже сегодня бизнес развитых стран готов руководствоваться и такими принципами, которые расширяют представление о его возможностях и дают рекомендации по их использованию в целях устойчивого развития. Японский стандарт TR Q 0005 делает акцент на таких положениях, как всеобщая оптимизация, понимание ключевых компетенций, лидерство в предвидении, создание ценности для потребителя и общества, сотрудничество с партнерами, всеобщая оптимизация, личное и организа-
ционное самообучение, автономность и оперативность. Критерии устойчивого развития и действия в экономической, экологической и социальной сфере установлены в национальном стандарте РФ ГОСТ Р 54598.1-2011, который выделят такие принципы устойчивого развития, как инклюзив-ность, соблюдение этических норм, ответственное руководство и прозрачность. Успешная интеграция принципов менеджмента основывается на применении процессного подхода и методологии «план - выполнение - проверка - действие» (PDCA). Принятие организацией принципов менеджмента - это стратегическое решение высшего руководства. Следуя принципам автономности и оперативности, это решение может быть индивидуализировано для сквозного бизнес-процесса его владельцем и командой.
В рамках процессной ориентации стандартные архитектуры предприятия и методологии должны быть способны представлять работу предприятия с учетом ее функциональности и поведения. Требования и рекомендации по осуществлению процессов менеджмента и процессов жизненного цикла продукции наиболее полно представлены в ГОСТ Р ИСО 9001-2011 и ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Модели сквозных бизнес процессов базируются на концепции цепочки ценности М. Портера. При анализе деятельности предприятия Портер предложил сконцентрироваться на бизнес-процессах, создающих ценности для клиента, которые пересекают организационные границы, границы департаментов и функциональных образований. Система ценностей включает цепочки ценности поставщиков, цепочки ценности фирмы, цепочки ценности каналов сбыта, цепочки ценности покупателей, определяя, таким образом, зону ответственности владельца сквозного бизнес-процесса. Систематизацию процессов можно охарактеризовать как новаторский творческий акт, позволяющий сформировать из множества основных и вспомогательных процессов единую целостную структуру [5, с. 104].
Полная модель процессов необходимых для создания ценности для клиента может быть представлена в виде картины процессов. На ней группы процессов показываются обычно на трех уровнях - процес-
сы менеджмента, основные процессы и вспомогательные процессы. В соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 15704 картина процессов должна быть дополнена процессами развития. Такие процессы позволят создать цепочку ценности на новом, более высоком уровне показателей качества процессов и продукции. В стандарте процессы развития определены как процессы инжиниринга предприятия. Основной частью методологии инжиниринга является структурированный подход, обеспечивающий определение не только этапов, которым необходимо следовать при выполнении проекта инжиниринга, но и способа вовлечения как можно большего количества персонала бизнес- процесса в проведение анализа и проектирования системы производства и оказания услуг
В связи с включением человека возникает необходимость в таком компоненте архитектуры бизнес-процесса, как «человеческая или организационная архитектура». Существующие языки моделирования бизнес- процессов и, прежде всего, ГОЕР, ЛЯЛЕ, BPML «человеческий аспект» архитектуры способны отразить если не на примитивном, то на недостаточном для серьезного анализа уровне. В соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 15704 «стандартные архитектуры предприятия и методологии должны быть способны представлять такие человеческие аспекты, как организационные и рабочие роли, способности, профессиональные навыки, ноу-хау, компетенцию, обязанности, полномочия и отношение к организации». Для реализации данного требования может быть использована организационная архитектура. Термин «организационная архитектура» охватывает формальную и неформальную структуру, методы и стили менеджмента, позволяющие организации функционировать в качестве социального организма и коллектива людей, объединенных общими целями, и показывает, как компания организует свои действия [8, с. 35]. Такое представление обеспечивает интеграцию организационных структур, применяемых для обеспечения инжиниринга пред-
приятия и операций бизнес-процессов с человеческим фактором.
Кроме моделей процессов и организационной архитектуры, командой бизнес-процесса должны быть найдены способы представления всех технологий и информации, применяемых в ходе создания ценности для клиента. Это информационные технологии, технология производства, офисная автоматизация и т.д. (техническая архитектура), а также архитектура данных и приложений, представляющих собой совокупность методологических, технологических и технических решений для обеспечения информационной поддержки деятельности предприятия, определяемой его бизнес-архитектурой. Модельные решения, принятые в отношении каждого элемента архитектуры бизнес-процесса, в совокупности позволяют получить целостное представление о каждом из продуктовых бизнес-направлений с учетом всех возможных измерений. Другими словами, архитектура бизнес-процесса описывает, как команда бизнес-процесса достигает поставленных целей, используя такие ресурсы, как люди, процессы, технологии и информацию. Важно, чтобы архитектура процессов всегда поддерживалась в актуальном состоянии. Есть единственный способ добиться динамичной архитектуры - архитектурный процесс, который работает со всеми механизмами включения лиц ответственных за состояние архитектуры и последующими изменениями (рисунок 2).
В целом можно утверждать, что архитектура процессов обеспечивает определенность всей базовой информации, состоящей из основы и руководящих инструкций для управления и совершенствования процессов, и может быть использована как документ, устанавливающий влияние любого внутреннего или внешнего изменения. Для отечественного менеджмента работа над архитектурой бизнес-процессов может проводиться в качестве пилотного проекта и стать важной предпосылкой для разработки архитектуры предприятия в целом.
Рисунок 2 - Цикл актуализации архитектуры бизнес-процесса [7]
В заключение важно отметить, что в качестве факторов, ограничивающих возможности архитектуры бизнес-процессов активно влиять на эффективность бизнеса, следует назвать такие, как низкий уровень процессуализации предприятий, недостаточная компетентность персонала подразде-
лений для участия в процессах инжиниринга, высокая трудоемкость и сложность разработки архитектуры, отсутствие структур, имеющих возможность единого проектирования систем процессов адекватных с точки зрения выполнения миссии и достижения целей организации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ГОСТ Р ИСО 15704-2008. Требования к стандартным архитектурам и методологиям предприятия. - М.: Стандартинформ, 2010. - 51 с.
2. ГОСТ Р ИСО 14258-2008. Концепции и правила для моделей предприятия. - М.: Стандартинформ, 2010. - 17 с.
3. ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. - М.: Стандартинформ, 2011. - 41 с.
4. ГОСТ ISO 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования. - М.: Стандартинформ, 2012. - 36 с.
5. Менеджмент процессов / под ред. Й. Беккера, Л. Вилкова, В. Таратухина, М. Розе-манна, М. Кучелера. - М.: Эксмо, 2007. - 384 с.
6. Джестон Д., Нелис Й. Управление бизнес-процессами. - СПб.: Символ-Плюс, 2008. -
512 с.
7. Калянов Г.Н. Архитектура предприятия и инструменты ее моделирования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://avtprom.ru/arkhitektura-predpriyatiya-i-instrumenty -Загл. с экрана.
8. Конти Т. Самооценка в организациях. - М.: Стандарты и качество, 2000. - 328 с.