УДК 338.2 (075)
Панков А.Г.
МОДЕЛИ ВЫБОРА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПОСРЕДНИКОВ
Формирование эффективных логистических систем связано с использованием партнеров и контрагентов. Клиенты, партнеры и контрагенты образуют так называемые "три стороны" в логистике фирмы: потребители готовой продукции или услуг, поставщики материальных ресурсов и/или готовой продукции, логистические посредники. Взаимодействие этих трех сторон (для промышленных и торговых компаний) показано на рис. 1.
новные логистические функции или комплекс таких функций. К числу вспомогательных логистических посредников обычно относят страховые и охранные фирмы, таможенных брокеров, сюрвейеров, банки, другие финансовые учреждения, осуществляющие расчеты за логистические функции/операции, предприятия информационно-компьютерного сервиса и связи и т. д. В последнее время компании, осуществляющие комплексное логистическое
Потребители (ПТ) готовой продукции
Логические посредники. (ЯП)
Поставщики (ПС) материальных ресурсов и/или готовой продукции
ЛП1 Pi
п 1 С1 fl
ПТ2 ПТ2
а. а,.
^ 5Х
ЛП1 ЛП1
ß?
ПС1 ПС1
У, У.
Рис. 1
В зарубежной практике логистического менеджмента даже появился специальный термин "Third Party Logistics" (3PL) — "третья сторона в логистике" — логистический посредник. Согласно ставшей уже классикой теории Майкла Портера, чтобы быть успешными на рынке, современные компании должны сосредоточиться на своих ключевых (базовых) компетенциях, а все остальные непрофильные операции передать на аутсорсинг, логистическим посредникам. Таким образом, оптимизируется цепочка создания потребительской стоимости товара или услуги.
Основными логистическими посредниками, для фирмы-производителя товаров или торговой компании являются перевозчики, экспедиторы, грузовые терминалы, склады общего пользования и другие юридические или физические лица, осуществляющие ос-
обслуживание потребителей, получили название логистических операторов или провайдеров логистических услуг. К ним относятся, прежде всего, крупные международные экспедиторские компании и экспресс-доставщики (такие, например, как TNT, DHL, Shenker/BTL, UPS, FedExpress и другие).
Исследования и накопленный опыт оценивания позволил разработать общий алгоритм выбора ЛП (рис. 2).
Алгоритм включает следующие положения:
1. Показатели (критерии) разделены на три группы: количественные, качественные, релейные ("да"/"нет"). Это позволяет использовать различные подходы при их определении и расчете интегральных оценок для ЛП. В ряде работ приведены общие ранжированные перечни показателей (критериев) для поставщиков, экспедиторов, пере-
4-
Экономико-математические методы и модели
возчиков. В табл. 1 приведен пример стандартизованной таблицы показателей (критериев).
2. К релейным показателям отнесены такие, которые имеют только два показателя: "да" или "нет". Например, наличие у ЛП соответствующего сертификата качества или лицензии, страховых полисов, допуск к каким-либо процедурам (в частности, для международных перевозчиков — допуск к процедуре МДП) и др. Выделение релейных показателей повышает объективность процесса выбора, а также позволяет сократить объем работы экспертов.
3. Весовые коэффициенты Ж., учитывающие степень влияния показателей на интегральную оценку, рассчитываются для количественных и качественных показателей с учетом их общего ранжирования по следующим формулам:
• для линейной зависимости:
= 2(Ж-!±1), . = (1)
' N N +1)
• для экспоненциальной зависимости:
Ж. = Дхехр(-х.), (2)
где N—количество учитываемых показателей; х . — середина г'-го интервала, г = 1, 2, ..., N Дх — интервал, рассчитываемый с учетом количества показателей и размаха значений х. Для определения весовых коэффициентов могут
быть использованы и другие зависимости, в частности плотности распределения вероятностей (закон Пуассона, нормальный закон и др.).
4. Для определения значений количественных показателей помимо оценок экспертов используются различные источники информации (отчеты, справочники, прайс-листы, результаты обследований и опросов и т. п.). Теоретически возможен вариант, когда все количественные оценки анализируемых ЛП могут быть получены без участия экспертов. Обработка количественных показателей производится в соответствии с методами квалиметрии, предусматривающей следующие этапы:
• построение таблицы, в горизонтальных строках которой указываются показатели, в столбцах — значения анализируемых ЛП по каждому показателю A..;
• для каждого параметра определяется эталонное значение — максимальное или минимальное в зависимости от влияния показателя на общую оценку;
• если в качестве эталонного выбрано наибольшее A ,max, то все значения данной строки делятся на него, в клетки таблицы заносится
A min .
Таблица 1
№ Наименование критерия Ранг
1 Надежность времени доставки 1
2 Тарифы (затраты) доставки "от двери до двери" 2
3 Общее время транзита "ДТД" 3
4 Готовность перевозчика к переговорам об изменении тарифа 4
5 Финансовая стабильность перевозчика 5
6 Наличие дополнительного оборудования (по грузопереработке) 6
7 Частота сервиса 7
8 Наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке груза 8
9 Потери и хищения груза (сохранность груза) 9
10 Экипирование отправок 10
11 Готовность перевозчика к переговорам об изменении сервиса 11
12 Отслеживание отправок 12
13 Готовность перевозчика к переговорам об изменении сервиса 13
14 Готовность схем маршрутизации перевозок 14
15 Сервис на линии 15
16 Процедура заявки (заказа транспортировки) 16
17 Качество организации продаж транспортных услуг 17
18 Специальное оборудование 18
Рис. 2. Алгоритм выбора логистических посредников
таблицы заносятся a ='
• если в качестве эталонного выбрано наименьшее A , то эталонное значение делится
imln'
на другие значения данной строки и в клетки
А min .
-- a •
5. Для получения оценок качественных показателей предлагается использовать функцию желательности, значения которой рассчитываются по формуле:
a. = exp(-exp(-y.)), (3)
где a — значение функции желательности; у. — значение i-ro параметра на кодированной шкале.
Использование функций желательности позволяет свести качественные оценки показателей к количественным, при этом те и другие находятся в интервале 0-1. В целях унификации качественные оценки могут быть нормированы
относительно максимальных значений по строкам. Количественные показатели также могут быть обработаны с применением функции желательности.
Приведенный на рис. 2 алгоритм позволяет провести отбор наиболее предпочтительных посредников для какого-то вида поставок товаров или услуг. В то же время этот алгоритм не позволяет учесть взаимодействия потребителей и поставщиков посредством конкретных ЛП. Учесть такие взаимосвязи позволяет модель решающих матриц, которую можно разработать на основе отображения взаимосвязей с помощью структуры, подобной рис. 1.
Такая модель позволяет выбрать наиболее предпочтительных посредников с учетом значимости потребителей, предпочтительности поставщиков и анализа услуг аналогичных ЛП,
Экономико-математические методы и модели
которые могут рассматриваться как конкуренты. Алгоритм этой модели приведен на рис. 3: вначале методом нормирования оцениваются потребители значимость а. посредников для каждого потребителя и вычисляется значимость ЛП р. при этом выполняются соответствующие условия нормирования. Аналогично оценивается относительная значимость Ь поставщиков для каждого посредника и вычисляется их нормированная значимость ук.
ный алгоритм суммированием этих оценок с учетом весовых коэффициентов критериев.
Заключение.
Таким образом, в статье предлагаются модели организации сложных экспертиз при выборе посредников в логистической системе для оптимизации поставок материальных ресурсов и/или готовой продукции.
В отличие от традиционного метода решающих матриц предлагается организовать
Вычисление значимости ЛП 1
2>*= юо ¿=1
у к = 2ЖР< к=1 <-
Рис. 3.
В отличие от традиционного метода решающих матриц предлагается организовать оценку относительной значимости а. и Ьк. по нескольким критериям и дополнить приведен-
оценку относительной значимости уровней модели относительно вышестоящих по нескольким критериям с учетом их весовых коэффициентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипов А.В., Иванов Д.А. Управление цепями поставок в виртуальных предприятиях // Логистика и управление цепями поставок, 2004, № 1. С. 36-40.
2. Бауэрокс Дональд Дж., Клосс Дейвид Дж.
Логистика: интегрированная цепь поставок. М.: Олимп-Бизнес, 2001. 640 с.
3. Бизнес и логистика-2002: Сборник материалов
IV Московского Международного Логистического Форума (ММЛФ-2002) / Под общей ред. Л.Б. Миро-тина и Ы.Э. Ташбаева. М.: Дом печати Столичный бизнес, 2002. С. 67-70.
4. Иванов Д.А. Современные формы интегрированной логистики: виртуальные приедприятие и логистические цепи // Интегрированная логистика, 2004, № 3. С. 2-7.