Научная статья на тему 'Модели учебных дискуссий для формирования познавательной самостоятельности учащихся'

Модели учебных дискуссий для формирования познавательной самостоятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / УРОВНИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / EDUCATIONAL DISCUSSION / THE FORMATION OF COGNITIVE INDEPENDENCE / LEVELS OF FORMATION OF INDEPENDENCE / LEVELS OF COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мигачева Галина Николаевна, Мигачева Елена Борисовна

В статье рассмотрены современные модели учебной дискуссии, используемые для формирования познавательной самостоятельности учащихся. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы при проектировании и организации процесса изучения иностранного языка с использованием учебных дискуссий. Проанализированы данные двух экспериментальных и одной контрольной групп по оценке уровня сформированности познавательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мигачева Галина Николаевна, Мигачева Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели учебных дискуссий для формирования познавательной самостоятельности учащихся»

Models for education debate formation of informative of pupils

1 2

Migacheva G. , Migacheva E. (Russian Federation)

Модели учебных дискуссий для формирования

познавательной самостоятельности учащихся

1 2

Мигачева Г. Н. , Мигачева Е. Б. (Российская Федерация)

Лигачева Галина Николаевна /Migacheva Galina - доцент, кафедра технологии машиностроения, сертификации и методики профессионального обучения,

Российский государственный профессионально-педагогический университет;

2Мигачева Елена Борисовна /Migacheva Elena - учитель, гимназия № 144, г. Екатеринбург

Аннотация: в статье рассмотрены современные модели учебной дискуссии, используемые для формирования познавательной самостоятельности учащихся. Представлены результаты опытноэкспериментальной работы при проектировании и организации процесса изучения иностранного языка с использованием учебных дискуссий. Проанализированы данные двух экспериментальных и одной контрольной групп по оценке уровня сформированности познавательной активности.

Abstract: the article considers the current models of academic discussion used for the formation of cognitive independence of students. Presents the results of experimental work in the design and organization of the process of learning a foreign language using tutorial discussions. Analyzed data from two experimental and one control groups to assess the level of cognitive activity formation.

Ключевые слова: учебная дискуссия, формирование познавательной самостоятельности, уровни сформированности самостоятельности, уровни познавательной активности.

Keywords: educational discussion, the formation of cognitive independence, levels of formation of independence, levels of cognitive activity.

Важной задачей современного образования является формирование у учащихся самостоятельности, характеризующей способность личности к саморазвитию и самообразованию, проявлению творческой и инновационной активности. Самостоятельность, как считает С. М. Абрамов, представляет качество личности, направленное на обособленное приобретение и выработку общечеловеческих и профессиональных знаний, умений и навыков, формирование готовности к творческой самореализации с целью расширения «горизонта» своего собственного развития и осознанного выбора в творческом самовоплощении и жизненном самоопределении. Такая самостоятельность развивается там, «где есть свобода действий, возможность выбора, право высказывать свои мысли, независимые суждения, совершать нравственные поступки» [1].

В результате процесса обучения учащиеся приобретают такое качество личности, как познавательная самостоятельность. П. И. Пидкасистый считает, что познавательная самостоятельность - это внутренне мотивированная, самоуправляемая умственная деятельность субъекта по распознанию и оценке объектов (явлений) окружающей действительности с целью идентификации, индивидуализации и персонализации личности.

Ведущим принципом развития познавательной самостоятельности у учащихся является принцип сознательности, активности, самостоятельности и прочности усвоения знаний. Среди современных технологий обучения одно из ведущих мест принадлежит учебной дискуссии [2]. Она диалогична по самой своей сути - и как форма организации обучения, и как способ работы с содержанием учебного материала. Широкое внедрение дискуссии в учебный процесс дает новый импульс проблемному обучению, которое базируется на том, что усвоение программного материала будет эффективнее, если учащиеся будут не только получать готовые знания от преподавателя, из учебников, но «добывать» их, решая познавательные задачи. Для формирования познавательной самостоятельности учащихся нами были выделены несколько моделей учебной дискуссии: дискуссия в сочетании с игровым моделированием и направляемая (структурированная) дискуссия (учебный спор-диалог), которые использовались при педагогическом эксперименте.

Для определения исходного уровня развития познавательной самостоятельности учащихся в качестве критериев, принята познавательная активность и мотивация учебной деятельности, которые оценивались по результатам анкетирования. Вопросы анкеты были нацелены на получение информации о знании учащимися понятия «самостоятельность», об их отношении к различным качествам личности, в том числе самостоятельности и выявления уровня сформированности этих понятий [3].

Первое задание анкеты выявило наиболее привлекательные для учащихся черты характера из десяти. Самая высокая оценка 10 баллов была поставлена большинством опрошенных (76 %) целеустремленности. На втором месте находится самостоятельность (8-10баллов), на третьем - работоспособность (6-9

баллов). Самую низкую оценку учащиеся поставили активности и настойчивости (1-3 балла). Следовательно, учащиеся осознают важность развития самостоятельности.

Давая свое определение понятию, 38 % опрошенных от общего числа респондентов определили самостоятельность как «способность действовать без помощи со стороны». Для 34 % учащихся самостоятельность - это «способность человека самому принимать необходимые решения». 14 % респондентов определили самостоятельность как «ответственность за свои поступки». 10 % учащихся определили самостоятельность как «независимость от других». Однако на вопрос, что необходимо для того, чтобы стать самостоятельным, не смогли дать ответ 12 % респондентов. Кроме того, для большинства из них самостоятельность рассматривается в учебе (около 38 % респондентов) и сфере дальнейшего самоопределения после окончания школы, выбора профессии (около 24 %). Только 8% респондентов сами принимают решения любой сложности, что подтверждает вывод о том, что, хотя самостоятельность и является привлекательным качеством для учащихся, уровень её сформированности недостаточен.

Модели учебных дискуссий смогут служить средством формирования познавательной самостоятельности, средством повышения уровня мотивации занятий, а также средством творческой самореализации личности.

Для получения достоверных результатов влияния преподавания с помощью учебных дискуссий на развитие самостоятельности учащихся, проанализированы данные в двух экспериментальных и одной контрольной группах по следующим показателям: уровень сформированности познавательной активности (по Т. И. Шамовой) и уровень мотивации занятий английским языком (по В. И. Андрееву).

На основании методики Т. И. Шамовой выявили, что систематическое использование разработанных моделей дискуссий позволяет говорить о положительных результатах развития познавательной активности учащихся. Так, например, низкий уровень познавательной активности в экспериментальных группах просто исчез, в то время как в контрольной группе он незначительно уменьшился. В то время как количество учащихся, имеющих творческий уровень, в контрольной группе остался без изменений, в экспериментальных группах увеличилось, составило 20 % и 30 %, что больше, чем на исходном этапе эксперимента (10 % и 20 %). Четвёртая часть учащихся (пять человек из двадцати) оказалась на высоком уровне развития познавательной самостоятельности. Для них характерно личностно-положительное отношение к творческой деятельности, ориентация на активное приобретение новых знаний, преобладание деятельностных и личностных мотивов в получении знаний. Они готовы к выполнению самостоятельно поставленных нестандартных целей и последующей их реализации на основе самоконтроля.

Изменения в проявлении мотивации к творческой деятельности, самореализации способностей подтвердили необходимость использования метода учебной дискуссии как средства формирования познавательной самостоятельности личности учащихся.

Литература

1. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. / П. И. Пидкасистый. - М: Педагогика, 1972. - 184.

2. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. / В. И. Андреев. -Казань: Центр инновационных технологий. - 2000. - 600 с.

3. Беганцова И. С. Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. / текст / И. С. Беганцова. // Молодой ученый. - 2014. - № 21. 1. - с. 72-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.