можность выбора режима визуализации обеспечивает наглядность при анализе материала. Использование запросов по заданной исследователем комбинации признаков позволяет осуществлять разноплановые выборки находок: по заданным границам в пространстве, по виду производственной и хозяйственной деятельности и пр. Эта процедура позволяет автоматически подготовить данные для анализа распределения вещевого материала в культурном слое.
Применение компьютерных технологий и пространственного моделирования культурного слоя позволяет решить ряд важных задач. Оно обеспечивает не только копирование и хранение информации об археологическом объекте, но и создание его виртуального образа, что разрешает противоречие между исследованием памятника и его сохранением как объекта историко-культурного наследия. Формирование многофункционального источника за счет преобразования полевой информации в компьютерную модель дает возможность изучать археологический памятник на основе не только визуально фиксируемой информации, но и структурной, выраженной во взаимном расположении элементов культурного слоя.
В.И. Завьялов, Н.Н. Терехова МОДЕЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУЗНЕЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА У ФИННО-УГРОВ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Внедрение в археологию методов естественных наук значительно расширило информативность археологических артефактов. В частности, использование металлографического метода в изучении изделий из металла позволило решить многие вопросы производственной сферы деятельности человека (Вознесенсь-ка, Недопако, Паньков, 1996; Терехова и др., 1997; Pleiner, 2006). Накопленный в настоящее время массив аналитических данных в Лаборатории естественнонаучных методов ИА РАН (более 12000 анализов) даёт возможность не только реконструировать древние технологические процессы, но и обратиться к проблемам культурно-исторического характера (Завьялов, Розанова, Терехова, 2007; 2009а; 2009б). Настоящая работа ставит задачей рассмотреть региональные особенности железообрабатывающего производства финно-угров в эпоху средневековья и на этой основе построить модели развития кузнечного ремесла.
Под моделью технологического развития мы понимаем совокупность трёх взаимозависимых составляющих, таких как технико-технологический стереотип, производственные традиции и ино-культурные воздействия. Технико-технологический стереотип включает определённый набор и соотношение признаков, характеризующих материал, категори-
© Завьялов В.И., Терехова Н.Н., 2009 Работа выполнена при финансовом содействии РГНФ, грант 08-01-00063а
материал
1
способ обработай категориальный состав
тегшико-техноіюіическии стереотип
I
производственные традиции
\
перемещение перемещение распространение
изделии мастеров идей
I
инокулыурные воздействия
Рис. 1. Модель технологического развития кузнечного ремесла
- ............" " 1 ——'—'— ‘ ‘ ‘ ...................
УЛ/1 II вв. ІХ-ХІІІ вв.
□ целиком из железа ш целиком из сырцовой стали ш из цементированной стали ш пакетирование н технологическая сварка
Рис. 2. Изменение технико-технологического стереотипа (по материалам финноугорских памятников Предуралья)
меря и весь пермские народы мордва
□ целиком из железа ■ из цементированной стали Н технологическая сварка
Ш целиком из сырцовой стали Шпакетирование
Рис. 3. Технологические особенности моделей развития кузнечного ремесла у финно-угров в эпоху средневековья
альный состав, приёмы и способы изготовления изделий в конкретной археологической культуре. Технико-технологический стереотип в кузнечном производстве представляет устойчивый элемент культуры. Закрепление технико-технологического стереотипа и передача его из поколения в поколение на протяжении длительного времени составляют суть производственных традиций. На фоне производственных традиций появляется возможность отследить ино-культурные воздействия, проявляющиеся в различных формах: перемещение вещей, перемещение мастеров, распространение идей.
Накопленные за последние десятилетия аналитические данные, полученные при металлографическом изучении кузнечной продукции из памятников финно-угров, позволили воссоздать историю кузнечного ремесла одного из древнейших этносов лесной зоны Восточной Европы (Завьялов, Розанова, Терехова, 2007; 2009а). Как установлено, появление первых изделий из чёрного
металла (УШ-УП вв. до н.э.) в финноугорской среде связано с кавказским импульсом, который прослежен на материалах из памятников средневолжского ареала ананьинской культурно-исторической общности. Однако кавказские технологические традиции не вошли в систему местного кузнечного производства, развитие которого пошло по линии использования простейших способов обработки чёрного металла.
Сложение финно-угорского технико-технологического стереотипа происходит на рубеже эр. Для него характерны следующие признаки: ограниченный ассортимент железных артефактов, применение при изготовлении изделий либо железа, либо сырцовой стали, приёма пакетирования заготовки, крайне редкое использование приёмов цементации (искусственного получения стали) и термообработки. Описанный стереотип прослежен на материалах из памятников большинства археологических культур финно-угорского мира.
Но уже в этот период на территории
дьяковской культуры прослеживается иной технико-технологический стереотип, сформировавшийся под влиянием инокультурных (балтских) воздействий. В основе его лежит использование развитых технологий: получение качественной высокоуглеродистой стали, использование сварки железа со сталью, широкое применение химико-термических и термических способов обработки чёрных металлов. Этот стереотип закрепился как устойчивая традиция в дьяковской среде и просуществовал до финального этапа культуры.
Таким образом, можно говорить о существовании в финно-угорском мире уже в раннем железном веке двух моделей технологического развития кузнечного производства. В основе одной из них лежит использование простых технологий, т.е. обработка сырьевого материала, полученного в ходе металлургического процесса, без попыток улучшения механических свойств изделия. В основе другой, сформировавшейся на основании инокультурного импульса, -широкое применение передовых для своего времени технологических приёмов.
Определённым рубежом в истории кузнечного ремесла финно-угров является конец I тысячелетия н.э. - период формирования раннегосударственных образований на территории Восточной Европы. Судьба многих финноугорских народов складывалась в зависимости от характера связей с новыми политическими образованиями, что влекло за собой и трансформацию технологических моделей. Изменения в производственной сфере выразились, прежде всего, в распространении кузнечных изделий новых форм и появлении новых технологий. Происходит смена техникотехнологического стереотипа. Ведущим признаком становится технологическая сварка (трёхслойный пакет, вварка, раз-
личные варианты наварки). Эта смена приводит к формированию в финноугорском мире трёх моделей развития кузнечного производства.
Одна из них связана с племенами мери и веси, которые уже в 1Х-Х вв. испытали мощное воздействие трансъевропейской торговой магистрали (Великий Волжский путь). Именно этот путь служил дорогой, по которой в Восточной Европе распространялась новая технология - трёхслойный пакет (Завьялов, Розанова, Терехова, 2008). Особенность этой технологии заключалась в следующем. В центре клинка помещалась полоса высокоуглеродистой стали, выходящей на рабочую часть, а по бокам - полосы железа. Причем использовалось железо особого сорта - с высоким содержанием фосфора. Такое железо, с одной стороны, имеет положительное свойство - хорошо сваривается с высокоуглеродистой сталью, но, с другой стороны, присутствие фосфора препятствует насыщению железа углеродом, а, следовательно, возможности получения стали.
Трёхслойные ножи обладали как высокими техническими, так и эстетическими свойствами. Такой нож мог быть использован практически до полного стачивания клинка. Кроме того, его поверхность после полировки фосфористого железа приобретала серебристый блеск. Неудивительно, что подобные изделия быстро завоевали популярность у многих народов, вытеснив их собственную продукцию. Трехслойные ножи в большом количестве встречаются на всем протяжении Балтийско-Волжского пути (северного отрезка Великого Волжского пути), где главенствующая роль в торговых операциях принадлежала скандинавам.
Приведенные исследователями Б.Аррениус, С. Модиным и Р. Плейне-ром данные о форме, технологии и по-
делочном материале орудий из Скандинавии (Arrhenius, 1970; Modin, Pleiner, 1978), в частности из поселения Хельгё VII в. (Швеция), позволяют нам связывать происхождение ножей, выполненных в трёхслойной технологией, именно с этой территорией.
По имеющимся данным, древнейшие находки трёхслойных изделий в финноугорском мире происходят с территории веси и мери. Для выявления особенностей кузнечного производства веси нами были использованы материалы памятников Крутик, Минино 5, группы памятников у деревни Никольское; мери -Сарского и Поповского городищ. Отметим, что традиции мери и веси в кузнечном производстве до этого времени характеризует консервативный подход как к сырью, так и к технологическим приемам, то есть отражают общефинскую модель кузнечного производства раннего железного века. Начиная с IX в. на памятниках фиксируется абсолютное преобладание кузнечной продукции, изготовленной по технологии многослойной сварки (трёхслойный пакет) и не связанной с местными производственными традициями. Истоки технологической новации, как уже отмечалось, восходят к материалам из Скандинавии, что хорошо укладывается в историкоархеологический контекст. Можно говорить о том, что в это время шел мощный поток изделий, выполненных в сложных технологиях и изготовленных в специализированных мастерских. Об этом свидетельствуют инновации в кузнечной продукции (появление общеевропейских форм орудий труда и оружия; распространение ножей скандинавского типа, сочетавших стандартность формы-материала-технологии). Под воздействием скандинавских традиций происходит изменение местного технико-технологического стереотипа: кузнецы осваивают
технологическую сварку, овладевают искусством получения цементированной стали. Дальнейшее развитие местной железообработки связано с вхождением мери и веси в состав Древнерусского государства. Ассимиляция этих народов привела к установлению в регионе древнерусской модели развития ремесла.
Другая технологическая модель связана с пермскими народами Предуралья (поломско-чепецкая, ломоватовская, ван-виздинская, вымская культуры). На основании металлографических данных можно говорить о том, что в IX - начале X в. в пермской железообработке также происходят существенные изменения. В плане морфологии они связаны с распространением на предуральс-ких памятниках кузнечных изделий европейских типов. При этом из обихода вытесняются как орудия местных форм (функционально менее эффективные, например, топоры-кельты), так и некоторые заимствованные формы железных предметов (ножи «аланского» типа).
Наиболее заметно и ярко новации в пермском кузнечестве проявились в технологии изготовления кузнечных изделий. Здесь, прежде всего, нужно отметить освоение местными кузнецами технологической сварки и, в частности, схемы трёхслойного пакета. Трёхслойные ножи быстро (в течение 1Х-Х вв.) и широко (от Средней Камы до Повычегодья) распространились на территории Преду-ралья. Несомненно, что появление новой технологии произошло под воздействием кузнечных традиций, сложившихся в скандинавском мире. Контакты пермских кузнецов с мастерами, работавшими в этих традициях, возможно, проходили в регионе Белозерья, где фиксируется присутствие предуральского населения, с одной стороны, и носителей североевропейской кузнечной традиции, с другой. Новации в кузнечной сфере
проявились и в подходе к использованию сырья. Новшеством стало целенаправленное применение такого вида сырья как фосфористое железо.
В отличии от модели, прослеженной на материалах из памятников веси и мери, в Предуралье воспринятая скандинавская традиция законсервировалась на несколько столетий, превратившись в основу пермского кузнечного ремесла. Хотя существовали активные контакты пермских народов и с Волжской Болгарией (позднее с Золотой Ордой), и с Древней Русью, в железообрабатывающем производстве это не нашло отражение.
Другую картину мы наблюдаем на примере кузнечного ремесла мордовских племён (Крюково-Кужновский и Лядинский могильники), которые остаются в рамках традиционных способов обработки чёрного металла. Основное развитие шло по металлургической линии (увеличение объёмов получаемого металла). Что же касается приёмов обработки металла, то они оставались на уровне ранних этапов развития железо-обработки финно-угров: использовались в основном железо и сырцовая сталь, приёмы пакетирования заготовки. Территорию мордвы практически не затронула широко распространившаяся в Восточной Европе технологическая инновация в виде многослойной сварки. Это
во многом объясняется территориальной замкнутостью населения, а также ориентацией культурно-исторических связей на Хазарию и Волжскую Болгарию, где технология многослойной сварки не имела распространения. Инокультурное воздействие в производственной сфере на мордовские племена ограничивалось либо получением готовых кузнечных изделий, либо местным подражанием формам привозных изделий.
Располагая огромным фондом аналитических данных, характеризующих кузнечное ремесло разных народов в различные исторические эпохи, мы можем констатировать, что основой модели развития кузнечного ремесла является технико-технологический стереотип. Возможность его изменения в догосудар-ственных образованиях связана, на наш взгляд, прежде всего с интеграцией носителей инокультурных традиций в местную среду Что же касается государственных образований, то здесь на первый план выдвигаются экономические факторы, предполагающие определённую систему организации самого производства (дифференциация, регламентация, институт ученичества и т.п.) и сбыта продукции.