УКД 37.086 Голиков Николай Алексеевич
кандидат педагогических наук, доцент, директор общеобразовательного лицея Тюменского государственного нефтегазового университета
Лобанов Алексей Николаевич
директор средней общеобразовательной школы № 2 г. Ханты-Мансийска
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Golikov Nikolay Alekseevich
PhD in Education Science, Assistant Professor, Headmaster of the General Education Lyceum under the Tyumen State Oil and Gas University
Lobanov Aleksey Nikolaevich
Headmaster, Comprehensive School №2, Khanty-Mansiysk
TEACHERS' PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE CONDITIONS OF MULTIFUNCTIONAL EDUCATION
Аннотация:
В статье рассматриваются феномены «профессиональная состоятельность» и «профессиональное самочувствие» педагога, а также требования, предъявляемые к учителю в условиях полифункциональности образования. Предлагаются социально-педагогические технологии наращивания профессиональной состоятельности учителей.
Ключевые слова:
полифункциональность образования, профессиональная состоятельность, профессиональное самочувствие, профессиональные деструкции, сопровождение.
Summary:
The article considers such phenomena as "professional competence" and "professional health" of teachers. The authors discuss the requirements to the teachers in the conditions of multifunctional education. The socio-pedagogical technologies improving professional competence of teachers are suggested in the article.
Keywords:
multifunctional education, professional competence, professional health, professional destructions, support.
Требования общества и потребителей образовательных услуг определяют перед учительством достаточно жесткий круг профессиональных обязанностей: создание благоприятных условий для развития каждого обучающегося в соответствии с особенностями его организма и психики; сохранение, приумножение соматического, психического, социально-нравственного здоровья; обеспечение максимума в овладении знаниями, умениями, навыками в рамках образовательных стандартов. В современном педагогическом тезаурусе это обозначается как предоставление потребителям качественного образования.
Школа XXI в. расширила свои профессиональные границы и трансформировалась в полифункциональную образовательную организацию. Традиционные функции обучения, развития и воспитания дополнились сервисной, здоровьесберегающей, здоровьеформирующей, социально-педагогического проектирования, предвидения и предвосхищения результата, психолого-педагогической поддержки, комплексного сопровождения, социальной защиты, коррекционной, психотерапевтической, инклюзивной функциями [1; 2]. Особая роль в современных условиях отводится именно последней функции, поскольку возникла острая необходимость разрабатывать и внедрять технологии включения особых детей - инвалидов, одаренных, мигрантов - в классы с обычными школьниками. Следовательно, требования к педагогическому сообществу, содержанию и качеству выполнения учителями профессиональных функций также претерпели изменения.
Современный педагог должен не просто ориентироваться в требованиях дня сегодняшнего -он обязан предвидеть требования дня завтрашнего. И это особенно актуально в условиях эпохи стремительных перемен, постоянно трансформирующегося общества, интенсивного развития научно-технического прогресса и формирования информационного пространства, требований инновационной экономики [3].
Несомненно, педагог XXI в. должен отличаться от педагога XX в. своей педагогической технологичностью, умением достаточно точно выбирать из многообразия педтехнологий оптимальную для конкретного обучающегося уровнем социальной состоятельности, способностью корректно проникать во внутренний мир каждого ученика. Современные дети принципиально из-
менились и отличаются от детей прошлого века. Из категории искренне-непосредственных, открытых и достаточно легко педагогически ведомых они стали чаще характеризоваться качествами широко интернет-информированных не всегда полезными знаниями, алчных, рационально-расчетливых, социально инертных, эгоцентричных, искаженных бурно расцветшей психологией потребления. Они отличаются от своих сверстников прошлого столетия качеством здоровья, включая его социально-нравственный компонент, внутренней картиной мира, неадекватностью притязания к окружающим. Низкий уровень ответственности современных подростков, а в некоторых случаях ее полное отсутствие приобретают выражено карикатурные формы. Таких учеников удивить сложно, еще сложнее быть убедительными в ответах на их постоянный вопрос: «А мне это зачем?».
Сегодня уже недостаточно быть взрослым и занимать должность учителя, чтобы эффективно управлять образовательным процессом всего класса и отдельно в нем каждого взятого ученика. Нужно быть психолого-педагогически и социально образованным, иметь высокий уровень профессиональной состоятельности в соответствии с профессиональным стандартом педагога. Это дает возможность в полной мере «рассматривать ребенка комплексно, голографи-чески, многосторонне, при этом адресно обеспечивая комфортные, природосообразные его индивидуальности условия» [4, с. 110]. Под указанным стандартом нами понимается «образ успешного профессионала» в сфере образования. Он наделяется следующими характеристиками: 1) наличием глубоких научных знаний в области школьной педагогики и психологии, гигиены, предметных методик, теории и практики воспитания, широты мировоззрения; 2) высоким уровнем развитости педагогических умений: психолого-педагогического диагностирования, прогнозирования развития каждого ребенка, проектирования становления его личности, своевременного устранения социальных, психологических и иных барьеров в этом процессе; 3) способностью продуктивно взаимодействовать с другими специалистами во благо школьника, предметом деятельности которых являются здоровье, развитие ребенка (врач, психолог, учитель-логопед, спортивный тренер, сотрудник по делам несовершеннолетних УВД); 4) наличием высокого уровня стрессоустойчивости и саморегуляции, креативности и ответственности за оказываемое на детей влияние; 5) обладанием толерантностью и искренним интересом к ученикам; 6) проявлением заинтересованности в их продвижении в преподаваемом предмете. Более подробно это зафиксировано приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» [5].
Предъявляемые к педагогу требования и те условия, в которых он осуществляет свою деятельность, профессиональные затруднения, с которыми он встречается повседневно, не могут не отразиться на его профессиональном самочувствии. Под профессиональным самочувствием мы понимаем синтетический феномен, выражающийся в отношении субъекта профессиональной деятельности к выполнению профессиональных функций, к требованиям заказчиков и потребителей образования, степени комфортности в профессии. Профессиональное самочувствие педагога дифференцируется на уровни: оптимальный, допустимый, недопустимый, критический. Несомненно, профессионально состоятельным может быть учитель с оптимальным и допустимым уровнем профессионального самочувствия. Профессионально выгоревший учитель, не любящий свое ремесло, не уважающий себя в нем, не может достигать успеха - у него, безусловно, диагностируется недопустимый, критический уровни самочувствия.
Обеспечение профессионального самочувствия как минимум на допустимом уровне обязывает руководство школ уделять особое внимание профилактике возникновения профессиональных деформаций и деструкций личности педагогов, регулированию их психоэмоционального напряжения и физической нагрузки, состоянию здоровья и ведению индивидуализированного здорового образа жизни с учетом особенностей конкретного организма.
Наш опыт и экспериментальная работа показывают, что пока директор школы не созреет до осознания своей миссии быть защитником и наставником для педагогического коллектива, создавая психологически комфортные условия для раскрытия потенциалов каждого сотрудника, процесс возникновения профессиональных деструкций и снижения уровня профессионального самочувствия будет неизбежным, закономерным и естественным. Практика убедила нас в необходимости сопровождения наращивания профессиональной состоятельности каждого педагога и коллектива в целом. Она успешно опробована на базе МБОУ СОШ № 2 г. Ханты-Мансийска, общеобразовательного лицея Тюменского государственного нефтегазового университета.
Сопровождение включает следующие этапы:
1. Осуществление грамотной и своевременной диагностики с целью определения потенциальных возможностей педагогов, выявление сильных сторон личности, «точек роста», проблемного поля. С этой целью используются методы наблюдения, опроса и экспертной оценки.
2. Оказание помощи педагогу в разработке его персонального профессионального маршрута, то есть реализации профессиональных функций посредством повышения уровня квалификации, расширения зоны успешности с учетом присущих ему индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей в реальном времени и перспективе развития. Процедура включает следующие этапы:
а) создание и самосоздание образа эффективного педагога. На этом этапе педагог осуществляет поиск ответа на вопрос: «К чему буду стремиться?»;
б) определение психолого-педагогических средств для достижения искомой цели. Это нелегкое для учителей задание, особенно у разочарованных в своей профессии педагогов. Необходимо разбудить «дремлющее», помочь им найти в себе положительное, потенциальное, ценное, чтобы они почувствовали уверенность в своих возможностях и начали старт своего позитивного преображения;
в) выявление возможных препятствий на пути достижения этой цели. Обычно здесь педагоги разворачиваются: называют и постоянный упадок сил, плохое настроение, маленькую зарплату, недостаток времени, плохое здоровье и т. д. Необходимо внимательно выслушать, зафиксировать сказанное для дальнейшей работы;
г) поиск резервов для преодоления выявленных препятствий. Этот этап, на наш взгляд, -определяющий в профилактике возникновения эмоциональных проблем, профессиональных затруднений педагога, оказанию им помощи и поддержки. Необходимо попытаться на каждое препятствие вместе найти несколько внутренних и внешних резервов.
При реализации данной технологии есть еще один принципиально важный момент - обучение педагогов технологиям профессионального самосохранения [6]. Профессиональное самосохранение мы рассматриваем как способность учителя противостоять негативным воздействиям профессиональной среды и максимально актуализировать свой позитивный потенциал, минимизируя проявления деструктивного, например, несдержанности, взрывного характера.
Профессиональное самосохранение предполагает: 1) самоизучение своей личности, психофизиологических возможностей для исключения или минимизации невыгодных, небезопасных для себя ситуаций; 2) укрепление своего организма, повышение физического тонуса; 3) развитие социально-психолого-педагогической компетентности; 4) определение оптимальных условий профессионального роста; 5) использование техники самофутурирования, направленной на строительство своей дальнейшей профессиональной карьеры; 6) овладение психогигиеническими навыками, повышение уровня педагогической толерантности. Одним словом, необходимо найти ответ на вопрос: «Как сохранить себя в профессии и повысить уровень профессионального самочувствия?».
Удачной формой профилактики и защиты от любых форм профессиональных деформаций и деструкций, сохранения профессиональной состоятельности является баллинтовская, то есть профессионально-коррекционная группа, которая проводится под руководством специально обученного психолога. Это открытая тренинговая группа, занятия которой проходят 1 раз в неделю. На них педагоги могут рассказать о наиболее сложных случаях из своей педагогической практики, попытаются коллегиально проанализировать реальную педагогическую ситуацию с разных позиций и социальных ролей, посмотреть на нее глазами разных людей, в том числе ребенка-сорванца: «А может, именно он оказывается жертвой нашего педагогического произвола? Это ребенок-подранок, которому необходима наша экстренная помощь и поддержка, а не нотации и разборки». На занятиях педагоги помогают друг другу смоделировать множество способов решения сложных психолого-педагогических задач. Каждый педагог может определить для себя, какая стратегия поведения оптимально подходит в этом случае.
Достаточно продуктивно влияет на развитие профессиональной состоятельности педагогов их включение в исследовательскую деятельность, опытно-экспериментальную работу, разработку и апробирование инновационных проектов, подготовку методических и научных публикаций. Например, в МБОУ СОШ № 2 г. Ханты-Мансийска для вовлечения учителей были созданы условия для самореализации педагогов в поле их персональных профессиональных интересов, связанных с концепцией развития школы. Были разработаны и реализованы следующие проекты: «Оптимизация качества жизни школьников с задержкой психического развития в классах коррекции VII вида» (О.В. Куклина), «Эффективность психотерапевтических методов и приемов в работе со школьниками» (Д.Х. Байбикова), «Экспериментальная и исследовательская деятельность как форма оптимизации обучения и воспитания школьников» (С.И. Кульневич), «Система обучения учащихся способам продуктивной учебной деятельности на уроках истории» (В.Г. Жукова), «Оптимизация учебного процесса на уроках иностранного языка в условиях школы здоровья» (Т.Б. Бондарева), «Оптимизация воспитательного процесса в системе воспитания в условиях инновационной школы» (Л.А. Лукина), «Инновационный проект "Быть Человеком!"»
(А.Ф. Грасмик), «Оптимизация функций внутришкольного управления на основе информационных технологий» (А.Н. Лобанов) и многие другие.
Мы осознаем, что активному включению в инновационное поле педагогов способствует мощная целенаправленная работа по их мотивированию, минимизации и устранению чувства страха и напряженности в отношении своих профессиональных способностей и, наоборот, профилактике необоснованного профессионального самомнения. Поэтому в рамках программы развития школы проводится в постоянном режиме работа администрации по повышению психологической культуры членов коллектива, формированию корпоративного духа.
Ссылки:
1. Голиков Н.А. Комплексная реабилитация учащихся начальной школы валеологической направленности : дис. ... канд. пед. наук, Тюмень, 1998.
2. Феноменология образования: от проблем к решениям / А.Г. Бермус, Н.А. Голиков, С.Ф. Касаткин, Н.Н. Малярчук, Н.М. Полетаева, Л.М. Федоряк ; под ред. Л.М. Федоряк. СПб., 2011.
3. Гаврилюк В.В., Голиков И.Н. Роль молодежи в инновационном преобразовании России // Теория и практика общественного развития. 2015. № 7. С. 33-35.
4. Голиков Н.А. Социально-психологическое сопровождение деятельности педагога // Образование и наука. 2004. № 4 (28). С. 103-113.
5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ Министерства труда России от 18.12.2013 № 544н [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Голиков Н.А. Социально-психологическое сопровождение деятельности педагога: условия, способы, технологии реализации // Вестник Тюменского государственного университета. 2004. № 2. С. 210-219.