Научная статья на тему 'Модели развития европейской науки: от античности до Нового времени'

Модели развития европейской науки: от античности до Нового времени Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3409
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ФИЛОСОФИЯ / МЫШЛЕНИЕ / АНТИЧНОСТЬ / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / МЕТОД / ЗНАНИЕ / ЛОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / SCIENCE / PHILOSOPHY / IDEATION / ANTIQUITY / MIDDLE AGES / METHOD / KNOWLEDGE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Булдаков Сергей Константинович

В статье рассматриваются исторические модели развития европейской науки от античности до эпохи Нового времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The models of development of the European science: from the Antiquity till the Early Modern Period

The article deals with historical ways of development of the European science from the Antiquity till the Early Modern Period.

Текст научной работы на тему «Модели развития европейской науки: от античности до Нового времени»

ФИЛОСОФИЯ

УДК 001 (09)

Булдаков Сергей Константинович

доктор философских наук, профессор Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

kaf_filosof @ksu.edu.ru

МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ: ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ

В статье рассматриваются исторические модели развития европейской науки от античности до эпохи Нового времени.

Ключевые слова: наука, философия, мышление, античность, средневековье, метод, знание, логика, образование.

Исторически первая модель европейской науки берет свое начало в античной философии. Хронологические рамки античности VIII в. до н.э. - V в. н.э. Уже первые философы стали перерабатывать азиатскую вычислительную математику в дедуктивную науку. На этой основе сформировалось рациональное мировоззрение, объясняющее мир с позиций разума, хотя и в наивных формах. Первой научной (и философской) школой была милетская школа, которую основал Фалес (VI век до н. э). Фалес стал первым астрономом и математиком. Как философ он пытался найти первооснову мира и видел ее в воде. Его ученик Анаксимандр высказал догадку о происхождении жизни. Конечно, никаких естественнонаучных данных Анаксимандр не имел, и вывод делал умозрительно.

Гераклит, в отличие от милетских философов, много говорит о познании. Он различает чувственное и рациональное познание. Высшая цель познания - познание логоса, мудрости, единства мира.

Пифагорейский союз связан с именем Пифагора (VI век до н. э.), выступавшего в качестве крупного математика. В астрономии Пифагор стал одним из первых геоцентристов, в основе Космоса он видел число, которое упорядочило мироздание.

Теория Левкиппа дает первые атомистические, хотя и умозрительные представления о картине мира. Софисты и Сократ (V век до н. э.) закладывают представления о формальной логике как системе доказательств. Научное знание становится предметом изучения и преподавания. Возникают школы, где знание становится достоянием всех свободных людей.

В целом греческая цивилизация, несопоставимая по «мощности» с восточными цивилизациями, не только не стала слепо копировать их достижения, но и создала новую научную культуру. Греция ввела в практику новый тип мышления - научный, новые принципы образования - светскую школу. Вместо традиции знания как посвящения возникла традиция знания как размышления и исследования. Заслуга античных мыслителей в том, что они заложили основы современного понимания научного знания и отношения к нему общества.

Формирование научного типа мышления как системы начинается с Платона. В центре его теории лежит учение об идеях. Слово идея означало «образ», «форма». Платон исследует область понятий. Он считает, что чувственные вещи изменчивы, и поэтому истинное знание должно состоять в понятиях - в них выражается неизменное и существенное в каждом предмете. Идеи выступают у него как образцы вещей. Они дают общую сущность, но не объясняют, в чем причина многообразия и изменчивости, которую Платон видит в материи - втором после идей начале мироздания. Каждая вещь понимается как индивидуальное воплощение идеи материи (идея кошки воплощается в кошку). Он вводит понятие «душа космоса» или «мировая душа», которое объемлет мир идей и мир вещей, связывает их.

С точки зрения Платона, чувственные восприятия не могут быть источником знания. Основанное на показаниях органов чувств, не дает истины. Платон отрицает индуктивный метод познания, выводящий обобщения из чувственного знания. То, что основано на ощущениях, всего лишь мнения, а не знания, поэтому он допускает лишь априорное, доо-пытное знание. С его точки зрения, рациональное познание понимается как чисто умозрительное знание, не связанное со знанием чувственных вещей.

Основной метод познания у Платона - припоминание. Это как бы пробуждение в душе забытого знания, которое изначально в ней находится. Самое главное в методе припоминания - это искусство логического рассуждения. В своей логике Платон приходит к открытию законов мышления (например, закон запрещения противоречия).

Все науки оцениваются Платоном лишь с одной точки зрения - насколько они способны отвращать нас от чувственного мира и возносить к идеальному, служить припоминанию идей. У Платона можно различить три вида знания: 1) знание совершенно достоверное - знание идей; 2) знание близкое к достоверному - знание чисел и основанных на них наук; 3) знание мнимое, эмпирическое и физическое знание вещей чувственного мира, в котором нет истины.

© Булдаков С.К., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013

33

Смысл философии Платона в том, что человек должен в процессе жизни создать условия для возвращения души к ее божественной природе. Для этого он должен осуществить познание мира с помощью доказательств, построенных по определенным логическим правилам.

Своей вершины формирование научного типа мышления достигает в работах Аристотеля. Он подверг критике теорию Платона, указав, что тот совершил ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может (идеи не существуют без вещей).

В теории познания Аристотель исходит из того, что оно начинается с чувственного восприятия, благодаря которому память накапливает опыт. Опыт дает нам знание индивидуальных вещей. Следующей ступенью познания является искусство (тех-нэ). Это ступень познания, имеющая основу в практике. Высшая ступень познания - философия, которая дает знание общего и причин. Предпочтение Аристотель отдает рациональному знанию. Бог -это активный разум, знание существует еще до процесса познания.

Аристотель - создатель логики как науки о мышлении и его законах. Логика - это инструмент всякой науки. Как логик он определяет, что есть истина и ложь, дает определение суждению, выявляет типичные ошибки в доказательствах, исследует индукцию и аналогию. Им установлены законы противоречия и исключенного третьего, создана система категорий логики.

Определяя сущность науки, Аристотель считает, что она может быть лишь в сфере размышления, а не в сфере опыта. С точки зрения научности и ценности, он выделяет три рода наук: 1) теоретические, 2) практические, 3) творческие. Теория противопоставляется деятельности и творчеству. Теоретические науки Аристотель понимает как созерцательные в силу их умозаключительности, оторванности от опыта и критики. Этот взгляд на теорию установится в науке надолго. Система Аристотеля не имела бы той значимости, если бы в ней не был предложен принцип организации и упорядочения всех полученных знаний. Он предлагает иерархическую систему знаний: менее общее подчиняется более общему, а также предлагает соблюдать правила истинного рассуждения (мышления). Сами эти правила строились так, чтобы избежать противоречий и одновременно ассимилировать основную массу эмпирических знаний, полученных в рассуждениях и опыте. При этом Аристотель утверждал, что правила, которым должно подчиняться научное мышление, отражают устройство существующего.

Одним из условий становления античной науки являлся поиск аргументации той или иной точки зрения перед народом, что диктовалось развитием в Греции права и демократии. Для этого использо-

вались простейшие приемы логической аргументации, которые затем стали использоваться в качестве средства объяснения природы. Создаются простейшие натурфилософские концептуальные модели, в которых на основе противоположностей получается новый результат. Метод полярных противоположностей создавал структурно-упорядоченную картину мира природы.

Роль логических приемов аргументации как модели понимания мира выделяется у Парменида (VI век до н. э.). В его учении переплетаются результаты логических доказательств с религиозномифологическими представлениями о познании. Осознав это противоречие, Парменид впервые разграничил чувственно воспринимаемое и истинное бытие, понимая бытие как высказывание. Небытия нет, так как его невозможно ни познать, ни выразить. Универсальный характер логической аргументации понимал и Платон, использовавший ее для решения самых разных вопросов (математических, космологических, правовых и т. п.).

У греков появляются первые сведения о гипотезе (научном предположении, требующем доказательства). Античные математики применяли в качестве метода математического доказательства дедуктивный мысленный эксперимент, включающий в себя выдвижение гипотез и вывод из них следствий с целью проверки правильности начальных догадок.

Однако метод дедукции в математике не позволял получить абсолютно истинные выводы, поскольку исходные предпосылки носили характер предположений. На это обратил внимание Платон, который впервые дал четкую формулировку обоснования научного, математического знания. Эта задача понимается им как проблема обоснования исходных посылок математических выводов и как проблема правильности этих выводов. Он предложил использовать диалектический метод для достижения безошибочной, абсолютной истины - особого мира общих идей, умопостигаемого душой. Сама идея поиска «безошибочного» метода была шагом вперед по сравнению с пифагорейской арифметикой. Вместо чисел, имеющих наглядную геометрическую природу, выступают числа-идеи, то есть идеализированные математические объекты. У Платона истинное научное знание возможно только как знание существующих в мышлении идеализированных объектов. Следует подчеркнуть, что установка на экспериментальную проверяемость знаний была чужда и Платону, и всему античному мировоззрению.

Аристотель как создатель науки о доказательствах и законах мышления - логики - выделил целостные идеализированные структуры умозаключений - силлогизмы. Это, по Аристотелю, некоторый вид логоса (рассуждения), выражающий отношение необходимого следования между данны-

34

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013

ми посылками и заключением. Причем заключение должно вытекать из посылок с необходимостью, оно будет истинным, если посылки истинны. Таким образом, Аристотель создает дедуктивную методологию науки.

Разработанный Аристотелем идеал «доказывающей» науки соответствовал установкам ученых Древней Греции. Требование строгих доказательств отвечало тогдашнему уровню теоретического познания и методологическим приемам, используемым наукой. Эти античные каноны служили образцом для науки в последующие периоды.

Научное познание и материальная деятельность в эпоху античности практически не связаны между собой. Во многом эта ситуация в науке останется неизменной до эпохи Нового времени.

Вторая историческая модель науки сформировалась в Средневековье. Эпоха Средневековья имеет хронологические рамки с V по XV века н. э В теории познания появляются новые принципы:

1) креационизм (учение о сотворении мира Богом);

2) принцип богооткровенности (Бог дает знание через откровения достойным); 3) провиденциализм (учение о подчинении человека сверхъестественной судьбе - провидению); 4) эсхатология (учение о конце мира).

Средневековье занимает особое место в истории науки, от которой требуется полное подчинение религиозным догматам. Структура средневекового знания включает 4 направления.

1. Физико-космологическое, в основе которого лежит учение о движении натурфилософии Аристотеля (Бог как перводвигатель).

2. Учение о свете - оптика, в рамках которой строится модель Вселенной на основе философии Платона. (Космос - сферичен, это созданный по определенному проекту механизм, где число сфер соответствует числу планет. Земля в центре мира.)

3. Учение о живом, понимаемое как наука о душе аристотелевского толка (душа растительная, животная и разумная).

4. Комплекс астролого-медицинских знаний, к которому примыкает учение о минералах и алхимия.

В состав средневекового знания входили также философия и семь свободных искусств: грамматика, риторика, логика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Философия понималась как наука о делах человеческих и божественных в той мере, в какой их понимание доступно человеку.

Наука понимается как знание, получаемое по особым правилам, лишенное заблуждений, порожденных субъективными взглядами. По мнению Аврелия Августина, наука должна носить характер христианской науки и подтверждать библейскую картину мира.

Проблема соотношения разума и веры была центральной в культуре средних веков. Существо-

вало два основных подхода в ее решении: религиозный интеллектуализм и религиозный антиинтеллектуализм. Представители первого (Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр и др.) допускали участие разума в восприятии религиозного учения, стремились примирить науку и религию. Августин разработал теорию о гармонии веры и разума и признавал два пути приобщения к религии - понятийно-рациональный и путь откровения. Однако откровение имеет решающее значение. Представители свободомыслия, признавая руководство миром Бога, отстаивали права и возможности человеческого разума в области науки, что нашло выражение в «теории двух истин», смысл которой заключался в независимости науки от догм теологии. Представители антиинтеллектуализма считали, что действия Бога неподвластны законам разума, его воля непредсказуема. Наука и культура понимались как ложные воззрения, уводящие людей от веры и спасения души.

В целом, проблема выражала неустранимое противоречие: наука - это особый вид творчества, но человек изначально - не творец, творец - Бог. Поэтому опытное знание развивалось медленно, а в науке сформировался такой специфический метод как схоластика. Это метод умозрительных, формально-логических доказательств, в основе которого лежала логика Аристотеля. Схоластика не описывала мир, а строила универсальный понятийный аппарат.

В средневековом знании определились два направления. Одно из них воспринимало научное наследие античности через Рим и арабо-мусульманскую культуру, тоже включавшую в себя античное наследие. С латыни и арабского переводились работы по математике и астрономии (Евклид, Пто-ломей, Аль-Хорезми и т.д.). С течением времени стали переводиться работы по медицине, алхимии, оптике, механике. Наиболее известной была испанская школа переводчиков. Тексты переводились с арабского на испанский, а затем на латынь, которая была общим для Европы языком науки и образования.

Второе направление связано с сохранением античного наследия в восточной части Римской империи, прежде всего в Византии. Специфика восточной ветви объяснялась сохранением греческого языка и православной трактовки христианства. Из византийских ученых наиболее известны: Иоанн Дамаскин (богослов), Лев Математик (сочинения по математике, механике, анатомии) и др. Составной частью византийской учености явилась система образования - светская и классическая. Образование было доступным, особенно для городов. Учебные заведения, школы имели несколько различных ступеней, в том числе и высшие школы (университеты). Византийские ученые собирают и комментируют уцелевшие рукописи античных авторов.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013

35

В эпоху Средневековья, наряду с элитарной университетской наукой, возникает низкая «ремесленная» наука. С XI века вместе с развитием городов начинается развитие ремесел. Формируется цеховая корпоративная система, способствующая накоплению профессионального мастерства и знаний. Именно по образу цехов в университетах Европы начинают формироваться корпоративные организации ученых, тем самым закладываются основы формирования особого сообщества - корпорации ученых. В обществе повышается престижность и социальная значимость практических знаний.

Третья историческая модель науки может быть отнесена к XIV-XV векам, именно тогда появляются предпосылки превращения познания в опытное научное знание. Происходит сближение «высокой» и «низкой» наук. Потребность в этом связана с тем, что «высокая» наука Средневековья имела ограниченную информационную емкость и не знала других способов аргументации истины кроме обращения к авторитету текстов Священного писания. Схоластическая система образования имела целью научить вести диспуты, но не давала навыков самостоятельного исследования и построения научных теорий. «Низкая» ремесленная наука начинает ощущать все большее давление со стороны практики, требующей более совершенных расчетных методов. Удовлетворение этих потребностей происходит на уровне цеховых и корпоративных школ. Расчетных схем требует банковское дело, коммерция, мореплавание. Географические открытия веков (Х. Колумб, Ф. Магеллан и др.)

стимулируют развитие картографии и навигации.

Свои требования к науке предъявляют военное дело, металлургия, строительство, медицина и т. д.

Таким образом, перед наукой встает конкретная задача, для решения которой уже недостаточно простого освоения и использования античной классики.

Важнейшим событием было внедрение в культуру Европы книгопечатания (Иоганн Гуттенберг). До сих пор знания передавались медленно и ограниченно, а печатная книга дешевле рукописной, и она тиражируется. Распространение печатных книг, в свою очередь, вызвало интерес к грамотности, что стимулировало открытие типографий. Церковь пыталась направить издательскую деятельность в нужное русло, но не смогла преградить путь свободной мысли. Ф. Аквинский нашел формулу, позволявшую познанию природы развиваться, не приходя в противоречие с теологией. Это было положение о двух путях постижения истины: через откровение и путем научного исследования. Ученый обретал свободу исследования с условием не покушаться на догматы религии.

Третья историческая модель науки завершает эпоху протонауки и создает условия для становления собственно науки.

Библиографический список

1. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия. - М., 2008 - 691 с.

2. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. - М., 2006. - 382 с.

3. Булдаков С.К. История и философия науки: Учебное пособие. - М., 2008. - 138 с.

УДК 316:1

Калустьянц Жанна Суреновна

кандидат философских наук Северо-Кавказский государственный горно-металлургический институт

[email protected]

ЭФФЕКТЫ МОДЕРНА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ БЫТИЯ ОБЩЕСТВА

Статья посвящена рассмотрению общества модерна, которое создало небывалые возможности реализации индивидуальных жизненных проектов. Автор также выявляет неизбежность индивидуализации, что явилось причиной ослабления групповых ценностей, которые, в свою очередь, спровоцировали исторически беспрецедентное противостояние человека и общества.

Ключевые слова: индивидуализация, человек и общество, социальная группа, интегрированность, институциональные трансформации, социокультурная динамика.

Идентификация любого социального феномена происходит на определенной . основе. Базовой (основной) системой отсчета для определения действительного социального значения является идея общества с его понятиями подсистемы, сферы общества, социальной группы, субкультуры и т.д. Чтобы объяснить существование того или иного элемента надо показать его функциональную роль в этой системе, что делает воспроизводство общественного целого фундаментальным объяснительным принципом.

Система координат общества задает разноуровне-вость позиции каждого из участников социальной жизни.

Так как общество являет собой специфический организм (наподобие биологического), то для его функционирования необходима определенная внутренняя интегрированность. Поэтому имеющаяся разноуровневость становится условием, импульсом для начала процесса интеграции всех элементов общества. Причем общество в результате внутренних процессов способно обеспечить высокий уро-

36

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013

© Калустьянц Ж.С., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.