Зубкова Т.Н.
МОДЕЛИ РАСЧЕТА БЮДЖЕТНОГО ПОТЕНЦИАЛА
Основой расчета бюджетного потенциала субъекта РФ является системный анализ результатов экономической деятельности, находящей отражение в годовом бюджете.
При любой системе экономических отношений между годовым финансовым планом и его реализацией всегда существуют различия, обусловленные инфляцией, неустойчивостью промышленного потенциала, изменением внешнеэкономической конъюнктуры, форс-мажорными обстоятельствами и пр.
Поэтому существует объективная экономически обоснованная возможность аккумулирования денежных средств в централизованном фонде финансовых ресурсов (государственном бюджете) на соответствующий финансовый год. На основе анализа этой возможности, т.е. бюджетного потенциала, субъект бюджетного правоотношения формирует свой годовой бюджет, через который происходит перераспределение части валового национального продукта.
Бюджеты субъектов Российской Федерации (субъектов РФ) разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ. Бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
К бюджетам любого уровня предъявляется требование сбалансированности. Это означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При этом может иметь место дефицит доходов и расходов, а также первичный профицит бюджета. Анализ структуры бюджета и определение источников доходов бюджета и направлений расходования средств осуществляется на основе исследования бюджетного потенциала. Поэтому важнейшей проблемой формирования годового бюджета является исследование бюджетного потенциала. Как решается проблема формирования бюджетного потенциала, покажем на примере г.Москвы, как субъекта Российской Федерации.
1. Анализ структуры доходного потенциала по налоговым доходам
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Доходы бюджета города Москвы формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.
Для составления и исполнения бюджетов, а также обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ используется бюджетная классификация РФ, которая является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. При этом в доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
Налоговые доходы состоят из предусмотренных налоговым законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов.
В данной работе будет определен и проанализирован доходный потенциал по налоговым доходам бюджета города Москвы.
В целях настоящего исследования «налоговый потенциал» рассматривается как способность базы налогообложения в пределах города Москвы приносить доходы в виде налоговых поступлений (но не фактическая сумма поступлений как таковых). В практических целях под «налоговым потенциалом» города можно понимать сумму потенциалов всех действующих в данном регионе отдельных налогов, а под потенциалом конкретного налога -максимально возможную сумму поступлений за определенный период по данному налогу, исходя из установленной федеральным законодательством налоговой базы и ставки.
Рассмотрим бюджетный потенциал годового бюджета г. Москвы. Доходный потенциал в расчетном году по налоговым доходам представляет собой возможный объем поступлений в бюджет города Москвы. Структура доходного потенциала представлена на рис. 1.
Доходный потенциал
Доходный потен- Доходный потен- Доходный по-
циал по налого- циал по неналого- тенциал по без-
вым платежам в вый! платежам в возмездным пе-
оюджет бюджет речислениям
Рис. 1. Структура доходного потенциала
К налоговым доходам консолидированного бюджета города Москвы относятся:
- отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
- собственные налоговые доходы бюджетов от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации,
- пени и штрафы, связанные с исполнением налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно Бюджетному кодексу РФ размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по
уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.
Налоговые органы РФ могут предоставлять отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам перед федеральным бюджетом и при соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъекта РФ и размера государственного долга субъекта РФ.
Доходный потенциал по налоговым доходам бюджета города Москвы (в разрезе каждого налога) рассчитывается по следующей формуле:
СДПН= СН + СЛ + СЗН + СШг (1)
где Сдпн - доходный потенциал по налогам; Сн - сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет в расчетном году; Сл - сумма льгот по налогам, заявленным налогоплательщиками в расчетном году; Сзн - сумма задолженностей прошлых лет по основной сумме налогов, погашение которых предусмотрено в расчетном году (отсрочки, рассрочки, налоговые кредиты, включая проценты по ним и т.п.); Сш - сумма штрафов и пеней, начисленных за нарушение налогового законодательства, и подлежащих уплате в бюджет г.Москвы в расчетном году.
Сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет в расчетном году, определяется как сумма налогов, подлежащих начислению в этот период, скорректированных с учетом имеющейся переплаты по налогам
СН = СНЧ - (СП1 — СП2)г (2)
где Сн - сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет в расчетном году; Снч - сумма налогов, подлежащих начислению в расчетном году; СП1 - сумма переплаты налогов по состоянию на 1 января расчетного года; Сп2
- сумма переплаты налогов по состоянию на 1 января следующего за расчетным годом.
Сумма налогов, подлежащих начислению в расчетном году, определяется на основе потенциальной налого-
вой базы и размера льгот, которыми воспользовались налогоплательщики
СНЧ = (СНБ—Сл) Х "КоНг (3)
где Снб - потенциальная налоговая база расчетного года; Сл - сумма льгот, заявленных в расчетном году; Кон - ставка налога.
Существуют два подхода к определению потенциальной налоговой базы по налогам: микроподход (метод
прямого счета) и макроподход (косвенный метод).
При микроподходе потенциальная налоговая база принимается равной налоговой базе, представленной налогоплательщиками. Данная налоговая база определяется по данным отчетности налоговых органов.
При отсутствии указанной отчетности об объемах налоговой базы сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет в расчетном году, определяется на основе данных фактических поступлений налогов в бюджет, скорректированных с учетом объемов задолженностей по налоговым платежам в бюджет
СН = СФП + (СЗ1 - СЗ2) — СШПг (4)
где Сфп - фактические поступления по кодам бюджетной классификации (по видам налогов) за расчетный год; С31 - сумма задолженностей по налоговым платежам в бюджет г. Москвы по состоянию на начало года, следующего за расчетным; С32 - сумма задолженностей по налоговым платежам в бюджет г.Москвы по состоянию на 1
января расчетного года; Сш - сумма штрафов и пеней, фактически поступивших в расчетном году.
Недостаток этого подхода заключается в том, что доходный потенциал можно определить только после того, как будет исчислена налогоплательщиком налоговая база или перечислены налоги в бюджет. Кроме того, данный подход не позволяет выявить факторы, влияющие на поступление налогов в бюджет г.Москвы. Поэтому использование этого метода в прогностических целях связано с известными трудностями.
При расчёте потенциальной налоговой базы с учётом фактических поступлений резервы повышения поступлений в бюджет включают в себя отмену предоставленных налогоплательщикам льгот, а также взыскание непогашенных объёмов задолженностей по налоговым платежам в бюджет (отсрочки, рассрочки, налоговые кредиты и проценты по ним).
При макроподходе потенциальная налоговая база определяется как налоговая база, которая могла быть сформирована, исходя из сложившейся макроэкономической ситуации в городе Москве, уровня развития реального сектора экономики и других факторов, влияющих на финансовое положение предприятий.
Макроподход предусматривает создание макроэкономической модели, отражающей экономическую зависимость между факторами, влияющими на формирование налоговой базы, и результирующим показателем - налоговой базой.
Так, данные, полученные при использовании макроподхода, могут использоваться при принятии решений, в том числе при планировании и прогнозировании показателей на расчетный год. Однако необходимо отметить, что объем налоговой базы, полученной при применении макроподхода, нецелесообразно использовать при установлении плановых заданий по налоговым поступлениям в бюджет города. Данные макроподхода могут быть использованы при разработке (корректировке) экономико-социальной и налоговой политики развития города.
2. Методики расчета налогового потенциала
Налоговый потенциал составляет определенную часть доходного потенциала, хотя и весьма существенную.
Существует несколько подходов к расчету налогового потенциала некоторого региона.
Так в работе [1], опубликованной Институтом региональной экономики, рассмотрены методики определения налогового потенциала региона. Для расчёта налогового потенциала региона необходимо:
1) рассматривать налоговый потенциал за конкретный период, а именно календарный год;
2) принять за налоговый потенциал суммарный налоговый потенциал по всем налогам, собираемым в реги-
оне, безотносительно к налоговой компетенции или зачислению в бюджеты;
3) определить налоговый потенциал региона как максимально возможную сумму налоговых платежей на дан-
ной территории исходя из действующего федерального налогового законодательства.
Таким образом, предлагается три метода оценки, которые принципиально близки и могут использоваться самостоятельно или совместно. В основе всех расчётов лежат данные официальных форм налоговой отчётности:
1. Метод прямого счёта, по которому непосредственно исчисляются и складываются потенциалы всех налогов требуемого уровня. Он опирается на аддитивное свойство налогового потенциала: налоговый потенциал
региона (НП) равен сумме потенциалов отдельных налогов и определяется по формуле
п
Снпр = ^СНБ: Х /У100 ' (5)
I =1
где п - число налогов; Снб± - налоговая база 1-го налога; ¿1/100- предельная ставка 1-го налога в процентах, которая возможна согласно действующему налоговому законодательству.
Для расчета налоговых баз исходными данными служат данные форм налоговой отчетности, содержащие прямую информацию по базе основных налогов (НДС, налог на прибыль и имущество, подоходный налог и другие). Кроме того, необходимо учитывать фактически начисленные суммы налогов за налоговый период.
РФ сложения налоговых потенциалов налогов, можно получить общий налоговый потенциал.
Данный метод может быть использован при расчёте общего налогового потенциала города в расчетном году, при представлении налоговыми органами данных по налоговым базам соответствующих налогов за предыдущие периоды.
2. Упрощённый метод заключается в использовании только данных налоговой отчетности, содержащей прямую информацию по базе основных налогов.
Основные налоги, отражаемые в отчётности, составляют 90 процентов всех налоговых доходов региона. Следовательно, можно без большой погрешности сделать общую «дооценку» потенциала оставшихся налогов.
3. Фактический метод предусматривает расчёт налогового потенциала исходя из фактических значений налоговых поступлений, поскольку полному расчету налогового потенциала препятствуют только два обстоятельства: неплатежи (недоимка) и льготы. Отсюда и формула налогового потенциала:
Снп = СФ + С3 + СЛг (6)
где Сф - фактические поступления налогов, Сз - прирост задолженности за отчётный период, Сл - сумма налога, приходящаяся на региональные и местные льготы.
Недостатком фактического метода является сложность в планировании показателя Снп, поскольку здесь не используется налоговая база, тогда как первые два метода с достаточно высокой степенью надёжности допускают перспективную оценку налогового потенциала именно через планирование налоговой базы [2].
Ниже приводится формула расчёта налогового потенциала г. Москвы на расчетный год по данному методу без учёта суммы налога, приходящейся на региональные и местные льготы, т.к. они не могут быть определены заранее для расчетного года. Таким образом, формула (6) приняла следующий вид:
Снп = Сф + Сз (7)
Прирост задолженности за отчётный период (Сз) рассчитывается на основании данных соответствующей формы налоговой отчётности на начало и конец расчетного года. Определяемый по этой форме отчётности прирост задолженности также является не точным, так как задолженность по местным налогам, указанная в отчётности содержит общие сведения о задолженности по всем местным налогам, как в федеральный бюджет, так и в местный. Задолженность по федеральным налогам также отражает общую задолженность без разделения её по уровням бюджетов.
Вывод
Для определения налогового потенциала при формировании бюджета субъекта РФ на расчетный год необходимо в зависимости от имеющейся информации использовать различные модели, рассмотренные в данной статье.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник для ВУЗОВ. М.: Финансы.
2000.
2. Землин А.И. Бюджетное право. М.: Юриспруденция. 2001.