Научная статья на тему 'МОДЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

МОДЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВУЗ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жутова Вера Андреевна, Сидунова Галина Ивановна

В статье рассмотрены основные пути получения знаний, умений и навыков в университете, а также методы и средства для выполнения заданий посредством дистанционных технологий. Авторами было проведено анкетирование с целью выявления степени удовлетворенности форматом дистанционного обучения для последующего проектирования моделей применения дистанционной формы обучения в высшем учебном заведении.The article discusses the main ways of acquiring knowledge, skills and abilities at the university, as well as methods and means for completing assignments through remote technologies. The authors conducted a survey in order to identify the degree of satisfaction with the format of distance learning for the subsequent design of models for using distance learning in a higher educational institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жутова Вера Андреевна, Сидунова Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

V. CONCLUSION/RECOMMENDATIONS

An important condition for improving the efficiency of the educational process in higher education is the introduction of innovations used in the education system of developed countries in the educational process of educational institutions of our country and the organization of the educational process. effective use of the basics of pedagogical skills is important. The use of problem-based learning technology in education is a universal tool in the implementation of the educational process. This technology is only effective when students are prepared for situational problem-solving activities, problem-solving, and problem-solving. Thus, problem-based learning is a pedagogical technology of teaching, which synthesizes the creative processes of teacher and student in its content and structure. consists of the process of clarifying goals by moving to situations. Thus, the effective use of the basics of pedagogical skills and problem-based learning technologies in the organization of the educational process helps students to effectively master the knowledge systems and intellectual, practical activities, and the acquired new knowledge will help to solve future educational problems. It opens up opportunities to solve, teach independent research, gain and develop creative experience, analyze the tasks of the educational process, identify problem-based learning. In short, a new approach to the educational process, Only when creativity is applied and the process of pedagogical activity is methodologically and psychologically correct, the effectiveness of education rises to a new level, namely:

- the child's needs, inclinations, desires are met at the level of his abilities;

- increases the responsibility, accountability and duty of the student to the academic work;

- skills of independent acquisition of knowledge are formed;

- he has the confidence that he will enrich his knowledge for the rest of his life;

- develops the ability to think freely;

- creates an environment in which an individual can quickly find his place in society.

To do this, we need to move from the compelling call to "You need to know this" to instill in the reader an inner conviction and aspiration that "I need this and I am able to know it and apply it in my life".

REFERENCES

[1] Address of the President of the Republic of Uzbekistan Sh. Mirziyoyev to the Oliy Majlis. December 29, 2020. // www.uza.uz;

[2] Ernazarov O.E. Methods of Evaluating the Efficiency of Innovations in Industrial Enterprises. International Journal of Research - 2020. - Volume 07 - Issue 07. Available at https://journals.pen2print.org/index.php/ijr;

[3] Azizxodjaeva N.N. Pedagogical technology and pedagogical skills. - T., 2012;

[4] Yuldashev J., Khasanov S. "Pedagogical technology" - T .: TMI, 2014.

МОДЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Жутова Вера Андреевна

студент группы ТЭ-ЭМ-21; институт технологии, экономики и сервиса; кафедра технологии, экономики образования и сервиса;

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Сидунова Галина Ивановна доктор экономических наук; профессор; институт технологии, экономики и сервиса; кафедра технологии, экономики образования и сервиса;

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

MODELS OF APPLICATION OF DISTANCE LEARNING AT THE UNIVERSITY

Аннотация: В статье рассмотрены основные пути получения знаний, умений и навыков в университете, а также методы и средства для выполнения заданий посредством дистанционных технологий. Авторами было проведено анкетирование с целью выявления степени удовлетворенности форматом дистанционного обучения для последующего проектирования моделей применения дистанционной формы обучения в высшем учебном заведении.

Abstract: The article discusses the main ways of acquiring knowledge, skills and abilities at the university, as well as methods and means for completing assignments through remote technologies. The authors conducted a survey in order to identify the degree of satisfaction with the format of distance learning for the subsequent design of models for using distance learning in a higher educational institution.

Ключевые слова: дистанционное обучение, вуз, дистанционные технологии, университет

Keywords: distance learning, university, distance technologies, university

Дистанционное обучение занимает в современной системе высшего образования прочные позиции, органично дополняя очную форму и разнообразные очные тренинги и курсы. Ведущие мировые

аналитические компании предсказывают ему большое будущее и утверждают, что мировой рынок систем дистанционного обучения является источником больших возможностей для учебных заведений и работодателей. Дистанционное обучение активно используется как в учебных заведениях, так и на предприятиях и по степени популярности оно довольно скоро догонит очное. В лучших высших учебных заведениях мира созданы центры, позволяющие пройти дистанционное обучение с получением соответствующего диплома.

Актуальность данного исследования заключается в том, что применение ресурсов и инструментом дистанционного обучения в университетах при подготовке кадров поможет сделать процесс обучения более эффективным как для преподавателей, так и для студентов. Субъекты и объекты образовательного процесса смогут получать больше полезного материала и быструю обратную связь. Проведенное исследование поможет определить основные проблемы и трудности, с которыми столкнулись обучающиеся в период внедрения дистанционного обучения в вузах, а также предложить пути их решения.

С точки зрения Минаевой Е.Г. современное дистанционное обучение, в основе которого лежат сетевые технологии, характеризуется такими показателями как высокая мобильность, массовость, гибкость, технологичность и рядом других [3].

К числу основных черт дистанционного обучения А.А. Елизаров, Л.И. Ястребов, Д.Ю. Гужеля и другие авторы относят также эффективность, в том числе и экономическую [1]. Она связана с сокращением затрат на обучение и зависит от мотивационной готовности учащихся к работе с дистанционной технологией; уровня владения учащимися и педагогами базовыми навыками работы с компьютером, с сетью Интернет; наличия сети Интернет в учебном заведении и дома у учащихся и преподавателей; оборудования для проведения телеконференций.

В связи с распространением коронавирусной инфекции в период с 2020 по 2021 год все вузы перешли на дистанционное обучение. Оно, как правило, включает в себя проведение лекционных и практических занятий, сдачу зачетов, экзаменов и выпускных квалификационных работ с помощью интернета и специализированных ресурсов для дистанционного обучения.

Главным действующим лицом и центром образовательного процесса и обучения в целом является студент: он получает учебную информацию и необходимые умения и навыки для будущей профессии преподавателя посредством:

• лекционных и практических занятий;

• прохождения практики и подготовки НИР и отчетов;

• написания и защиты ВКР.

Авторами было проведено анкетирование магистрантов педагогического университета с целью выявления степени удовлетворенности форматом дистанционного обучения в вузе. Результаты опроса помогли выявить основные трудности и проблемы студентов в процессе перехода на дистанционное обучение, а также их пожелания по дальнейшему применению дистанционных технологий в университете. Также полученные данные позволят создать модели применения дистанционной формы обучения в университете.

Анкетирование проводилось онлайн с помощью сервиса «Google.Формы», который позволяет отслеживать полученные ответы и составлять статистику по каждому вопросу. Анкета состоит из 20 вопросов с выбором ответа и 1 вопрос с развернутым ответом, где студенты могли оставить свои пожелания и рекомендации по улучшению качества дистанционного образования в университете.

Вопросы были направлены на определение эффективности использования дистанционных технологий в процессе обучения в вузе и степени удовлетворенности данной формой обучения.

Рассмотрим некоторые вопросы, результаты которых отражены в таблице 1. Они будут полезны для разработки моделей дистанционного обучения.

Таблица 1

Результаты анкетирования_

№ Вопрос Ответы, %

1 Как Вы адаптировались к новым условиям дистанционного обучения? •Отлично - 66,7 •Хорошо - 33,3 •Удовлетворительно - 0 •Плохо - 0

2 Уровень мотивации к обучению у Вас в рамках дистанционной формы •Увеличился - 0 •Не изменился - 77,8 •Уменьшился - 22,2

3 Удовлетворены ли Вы были процессом обучения в дистанционном режиме? •Да - 44,4 •Скорее да, чем нет - 44,4 •Скорее нет, чем да - 11,1 •Нет - 0 •Затрудняюсь ответить - 0

4 С помощью каких средств осуществлялась обратная связь с преподавателями? (можно отметить несколько вариантов) •Сайт вуза и онлайн-расписание - 55,6 •Edu.ru - 55,6 •Портал электронного обучения «Курсы» - 0

•Электронная почта - 88,9 •Общение с преподавателем происходило через старосту - 55,6 •Мессенджеры (Telegram, Viber, WhatsApp и др.) - 0

5 Как вы поддерживаете связь с Вашим научным руководителем для написания ВКР? (можно отметить несколько вариантов) •Электронная почта - 66,7 •Телефон - 55,6 •Мессенджеры - 11,1 •Социальные сети - 11,1 •Встречи в университете - 22,2

6 Что Вам понравилось при обучении в дистанционном режиме? (можно отметить несколько вариантов) •Низкий риск заражения инфекцией - 88,9 •Самообучение - 44,4 •Дополнительный объем материала по предмету - 11,1 •Индивидуальный темп обучения - 44,4 •Использование современных технологий обучения - 55,6 •Повышение качества обучения - 11,1 •Возможность повторно посмотреть видеозапись лекции/задания - 55,6 •Возможность скачать материалы лекции, презентации и другие - 77,8

•Гибкость учебного процесса - 77,8 •Возможность совмещать работу с учебой -77,8 •Технологичность процесса обучения (использование информационных технологий) - 66,7 •Обучение в комфортной и привычной обстановке - 100 •Легкость обновления содержания и возможности архивации старого материала: любой учебный материал остается доступен для скачивания - 44,4 •Не вижу никаких преимуществ - 0

7 Какие преимущества дистанционного обучения на данный момент наиболее важны для Вас? (можно отметить несколько вариантов)

8 Хотели бы Вы, чтобы вуз полностью перешел на дистанционное обучение? •Да - 33,3 •Да, но постепенно - 11,1 •Нет - 44,4 •Затрудняюсь ответить - 11,1

9 Хотели бы Вы обучаться очно, но с применением дистанционных технологий (главным образом специализированных образовательных платформ для преподавателей и студентов)? •Да - 77,8 •Нет - 0 •Возможно - 22,2 •Затрудняюсь ответить - 0

Источник: таблица составлена авторами

Анализируя результаты анкетирования, мы пришли к следующим выводам:

1.Большинство опрошенных студентов адаптировались к новым условиям дистанционного обучения в период коронавирусной инфекции, так как у них уже есть опыт обучения с использованием электронных технологий. Около 89% опрашиваемых подтвердили, что низкий риск заражения инфекцией - это одно из главных преимуществ дистанционного обучения. Почти 45% студентов понравилось то, что они могут подобрать индивидуальный график и темп обучения. Преимуществами также назвали использование современных технологий и возможность повторного просмотра заданий и скачивания необходимых учебных материалов. Все магистранты, участвовавшие в анкетировании, отметили преимуществом обучение в комфортной и привычной обстановке, при этом не затрачивая временные и денежные ресурсы на поездку в вуз.

2.Около 89% студентов удовлетворены процессом обучения в дистанционном режиме в университете, однако уровень мотивации к обучению у большинства не увеличился, а у 22% даже уменьшился. Это может говорить о том, что учебный материал, представляемый в электронном виде, не заинтересовывает учащихся или его может быть недостаточно для полного изучения дисциплины [2].

3.Вузу следует использовать все доступные ресурсы для дистанционного обучения, в том числе и информировать об их существовании студентов.

4.В университете в 2021 году необходимо активно использовать новые технологии, особенно быстро развивающиеся мессенджеры (Телеграм, WhatsApp), социальные сети, а также всем привычную

электронную почту. Это экономит время и позволяет быстро получить ответ на возникший вопрос по какой-либо работе или расписанию. Однако многие студенты отметили, что общаются с руководителями посредством телефона и во время очных встреч в университете. Это имеет место быть, но, по мнению авторов, больший упор нужно уделять дистанционным технологиям, так как они помогают быстро задать вопрос и получить ответ, используя различные функции приложений и программ (добавление фото, видео, документов, голосовые сообщения и т.д.).

5.Авторами анкетирования также была поставлена задача узнать, хотят ли студенты, чтобы вуз переходил полностью на дистанционное обучение либо использовал дистанционные технологии параллельно с очным обучением. Почти половина респондентов (44%) не хотела бы, чтобы вуз полностью переходил на дистанционный формат обучения. Другие же 44% за переход, 11% из которых советуют делать это постепенно. Вероятно, такие результаты связаны с тем, что студенты не хотят полностью отказываться от очного обучения, ведь у него также есть свои весомые плюсы (общение с одногруппниками и преподавателями в реальной жизни, участие в различных мероприятиях и т.д.).

6.Последний вопрос представлял собой пожелания по улучшению качества дистанционного обучения в вузе. Один из студентов отметил, что хотел бы видеть уменьшение лекционной части во время обучения и увеличение практической. Действительно, обучаясь на магистерской программе, практики значительно меньше, чем на бакалавриате.

Магистранты отмечают, что им недостаточно обратной связи со стороны преподавателей в условиях дистанционного обучения. Данную проблему можно решить с помощью онлайн-консультаций и более тесного общения с преподавателями через мессенджеры.

Один из респондентов отметил, что он хотел бы видеть больше ресурсов для дистанционного обучения. В этом могла бы помочь общая образовательная платформа, которая собрала бы все доступные ресурсы в одном месте, так как некоторые не знают о существовании почти половины порталов.

На основе полученных результатов, а также анализа средств и методов применения дистанционного обучения в вузах было создано 3 модели применения дистанционной формы обучения. Все модели имеют одинаковую структуру, но различное содержание: ресурсы и механизмы реализации, а также определенные субъекты/объекты обучения.

Каждая модель включает в себя одно или несколько дополнений к существующим элементам модели, которые, по мнению авторов, облегчат учебный процесс и позволят эффективно достигать поставленных целей и задач. Для того чтобы модель функционировала, студенты и преподаватели должны иметь доступ в Интернет, а также компьютер или телефон. Этого будет достаточно для выполнения поставленных учебных задач.

Субъекты/объекп обучения и их с] обяза

Студент

О посещение онлайн-эанятий 9 регистрация на нужных для обучения ресурсах и их мониторинг 9 Своевременная сдача выполненных заданий 9 запрос на обратную связь в случае необходимости 9 оповещение преподавателя/руководство вуза о технических проблемах (рекомендуемая)

Руководство вуза/деканат

юобеспечивать стабильную работу необходимых ресурсов для дистанционного обучения ^своевременно обновлять расписание

Рис. 1. Модель дистанционного обучения в вузе для проведения практических и лекционных занятий

Первая модель предполагает проведение практических и лекционных занятий через специальные программы, как правило, Zoom или Skype, а также использование специальных онлайн-ресурсов университета, которые помогают быстрее и эффективнее усваивать материал студентами и облегчает работу преподавателя: его подготовку к занятиям и домашним заданиям.

Дополнения авторов к существующим элементам модели №1:

1. Создание сайта с разработками дистанционных уроков и материалов к ним или же платформы для прохождения дистанционных занятий.

2. Создание видеозаданий по различным дисциплинам.

Часто студенты не знают, как правильно делать практические задания по следующим причинам: отсутствие на занятии, невнимательность, забывчивость и т.д. В связи с этим авторы предлагают использовать для этого формат видео. Преподаватель объясняет, что именно студентам нужно сделать, дает примеры, необходимую литературу и источники. Обучающийся в любое время сможет просмотреть видео еще раз, если у него возникли какие-либо вопросы. Ссылка на задание помещается в расписание группы.

3. Проведение еженедельных онлайн-консультаций по дисциплинам.

Создание отдельного расписания с графиком консультаций в каждой группе или потоке и обеспечение студентов актуальной информацией: ссылками на конференцию в Zoom, датой и временем проведения консультации, названием дисциплины и фамилией преподавателя.

Рис.2. Модель дистанционного обучения в вузе для подготовки и защиты ВКР

Модель №2 предполагает использование дистанционных технологий при подготовке и защите выпускных квалификационных работ. Студент может пользоваться различными интернет-ресурсами (например, CyberLeninka) для поиска научных исследований и публикаций в определённой области знаний. Выпускная квалификационная работа предполагает тесное общение студентов с научным руководителем. По мнению авторов, использования электронной почты не так удобно, потому что оно происходит в режиме оффлайн: приходится ждать ответа в течение нескольких часов, а возможно и дней. Поэтому авторы рекомендуют использование мессенджеров, в которых общение происходит в режиме реального времени. Кроме того студент или преподаватель могут записывать голосовые и видеосообщения, что позволит быстрее решить возникшие вопросы по дипломной работе. Это также является дополнением авторов, так как в настоящее время таким способом связи пользуется немногие преподаватели для написания выпускной квалификационной работы.

Самостоятельная работа студента при подготовке ВКР подразумевает анализ и синтез информация, полученной из учебников и интернет-ресурсов. В этом могут помочь электронные библиотеки, одна из которых IPRbooks. Доступ к ней предоставляет вуз на бесплатной основе, для этого необходимо обратиться в библиотеку университета. IPRbooks удобен тем, что позволяет просмотреть практически любые учебные материалы в режиме онлайн, скачивать их себе на компьютер и печатать.

Защита выпускных квалификационных работ при дистанционном обучении происходит в режиме онлайн с использованием программ Zoom или Skype, где возможно создание конференций с большим количеством людей (студенты и преподаватели из комиссии). Главными недостатками такого проведения защиты диплома является отсутствие реального живого общения и частые сбои самой программы Zoom, однако плюсов значительно больше:

•меньшее волнение студентов, так как не нужно защищать диплом перед живой аудиторией очно, помогает домашняя обстановка;

•функционал программы позволяет всем участникам мероприятия активно участвовать в процессе выступления каждого участника;

•на проведение мероприятия затрачивается меньше ресурсов (например, помещение для проведения) и другие.

Выпускные квалификационные работы сдаются на кафедру в установленном порядке в печатном виде, кроме того электронная версия отправляется на почту научному руководителю для проверки и написания отзыва и характеристики.

категории из Модели №2 (подготовка ВКР)

Рис.3. Модель дистанционного обучения для подготовки и защиты ВКР

Модель №3 предполагает подготовку научно-исследовательских работ и отчетов по практике с использованием дистанционных технологий, главным образом облачных сервисов.

Основными механизмами реализации являются самостоятельная работа студента с использованием специализированных онлайн-ресурсов для поиска и анализа информации, а также ее синтеза. Кроме того студент должен активно пользоваться сайтом университета, школы или колледжа, где он проходит практику. Данная модель включает в себя элементы модели №2, а именно ресурсы для работы.

Дополнение авторов к модели №3: видеозадания для подготовки отчета по практике. Достоинствами данного способа подачи информации являются:

•возможность перемотки, остановки и повторного просмотра видео студентами для проработки непонятных моментов;

•возможность посмотреть видео в любое время;

•легкость подачи информации для преподавателя и относительно маленькая продолжительность видео.

Ссылка на задание помещается в расписание группы.

Дистанционные занятия с применением интернет-технологий имеют специфические характеристики и принципы, опираясь на которые преподаватель должен составлять разработки занятий. Несмотря на множество достоинств, главное из которых - скорость обратной связи, такие занятия требуют хорошей базовой подготовки как преподавателя, так и студентов в плане владения компьютерными технологиями. Поэтому перед внедрением дистанционных технологий в вузе необходимо провести инструктаж или дополнительное занятие для объяснения принципов работы со средствами обучения и оборудованием.

Список использованной литературы

1.Гарманова О.Ю. Организационно-методическое обеспечение дистанционного обучения. -Проблемы развития территорий. - 2017. - № 9. - С. 18-24.

2. Лазутин С.Б. - Новые информационные технологии в системе дистанционного обучения. - Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2012. - №21 - 161-164 стр.

3.Минаева Е.Г. Преимущества и недостатки дистанционного образования [Электронный ресурс] -URL: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ (дата обращения: 01.04.2021 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.