Научная статья на тему 'Модели организации исследовательской деятельности студентов на основе праксиологического подхода'

Модели организации исследовательской деятельности студентов на основе праксиологического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
500
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОДУКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ / RESEARCH ACTIVITIES / RESEARCH COMPETENCE / PRAXIOLOGICAL APPROACH / PROFESSIONAL-PRODUCTIVE TRAINING / FUNCTIONS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Вера Сергеевна

В статье охарактеризована структура исследовательской деятельности студентов педагогического вуза, методологическую основу которой составляет праксиологический подход, выражающийся в организации профессионально-продуктивного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотова Вера Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Models of organization of students' research activity on the basis of praxiological approach

The article reveals the structure of pedagogical college students' research activities, which methodological basis consists of praxiological approach, expressed in the organization of professional-productive training.

Текст научной работы на тему «Модели организации исследовательской деятельности студентов на основе праксиологического подхода»

В. С. Федотова

(Санкт-Петербург)

МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПРАКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

В статье охарактеризована структура исследовательской деятельности студентов педагогического вуза, методологическую основу которой составляет праксиологический подход, выражающийся в организации профессионально-продуктивного обучения.

Необходимость реализации социально значимых планов по сохранению и развитию научного потенциала высшей школы России путем повышения уровня и качества подготовки будущих учителей актуализирует проблему эффективной организации результативной исследовательской деятельности студентов в педагогических вузах. В условиях модернизации системы образования привлечение студентов, магистрантов, аспирантов к интенсивной научно-исследовательской деятельности становится решающим показателем соответствия уровня вуза требованиям современного общества, обеспечивает его конкурентоспособность в мировом образовательном пространстве.

Исследовательская деятельность студентов согласно образовательным стандартам является обязательным компонентом подготовки бакалавров и магистров, так как основная задача высшей школы состоит в ориентации студентов на самообразование, мотивацию к пополнению знаний на основе исследовательского мышления. При таком подходе ведущим становится овладение студентами логикой исследовательского процесса.

В проектах стандартов третьего поколения по направлениям педагогического образования [5] для бакалавров сформулированы следующие компетенции в области исследовательской деятельности:

- организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

- выбор теоретических и экспериментальных методов научного исследования и их реализация;

- анализ, обработка и интерпретация собранной информации по поставленной руководителем исследовательской задаче;

- презентация результатов исследования.

Также в рамках бакалаврской образовательной программы требуется понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации; постановке цели и выбору путей ее достижения; уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; использовать личностный потенциал и креативные способности при решении задач профессиональных и собственного образования; быть способным ориентироваться в многообразии подходов и научных концепций; осуществлять научное исследование в предметных областях с использованием современных методов науки. На уровне магистерской подготовки в соответствии с требованиями ФГОС исследовательская деятельность выделяется как отдельная составляющая.

По требованиям стандарта магистр должен быть способен:

- отбирать и критически анализировать современную научную информацию;

- самостоятельно осуществлять научное исследование по выбранной проблеме с использованием современных методов науки;

- участвовать в научных исследованиях, направленных на разработку новых методик обучения, инновационных образовательных технологий;

- использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач;

- использовать арсенал современных информационно-технологических средств для представления результатов.

Планом магистерской образовательной программы предусмотрены также научно-ис-

следовательская практика, научно-исследовательская деятельность в процессе обучения и работа над магистерской диссертацией.

Заявленные социально значимые компетенции, касающиеся исследовательской деятельности, на практике оказываются не реализуемыми. Налицо противоречие между декларируемыми в документах предписаниями относительно качества подготовки выпускников вузов и фактическим уровнем умений исследовательской деятельности студентов, с одной стороны, и организацией подготовки к ней будущих учителей в вузе - с другой.

Указанное противоречие приводит к тому, что поставленная государством архиважная задача привлечения в науку молодых специалистов остается нерешенной. Количество студентов, желающих профессионально заниматься научной деятельностью или стать преподавателем высшей школы, оказывается недостаточным, чтобы сохранить и обеспечить развитие стратегически важного для России научного потенциала.

К сожалению, в настоящее время мы констатируем снижение авторитета науки среди молодежи, что привело к усилению возрастной диспропорции в среде ученых и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, «дефициту преподавателей необходимой квалификации, распаду научных школ, разрушению преемственности поколений в научно-педагогических коллективах» [2, с. 3], «снижению уровня научных разработок по приоритетным направлениям науки» [3, с. 5].

Как показывают исследования, большая часть студентов на завершающем этапе обучения не только не способны самостоятельно генерировать новые научные знания, но и большинство из них не овладевают уровнем исследовательской компетентности, требуемым государственным образовательным стандартом.

Разрешение указанной проблемы мы видим в совершенствовании образовательного процесса путем организации профессионально-продуктивного обучения, направленного на самостоятельную работу студентов по получению инновационного результата, востребованного в реальной образовательной практике, что служит источником генерирования нового знания.

В педагогической теории разработаны некоторые аспекты организации исследовательской деятельности студентов, например: психолого-педагогические условия исследовательской деятельности; общие вопросы исследовательского поведения человека; развитие у студентов интереса к научным разработкам и др. Однако решение проблемы формирования умений исследовательской деятельности под углом зрения праксиологического подхода не предлагалось. Суть подхода состоит в том, чтобы подготовить специалиста, способного к осуществлению исследовательской деятельности с минимальными ресурсными затратами, и главным здесь становится анализ проблемы рационального достижения результата - продукта такой деятельности. Проблема осложняется еще и тем, что часто исследовательская деятельность носит квазипрофессиональный характер и направлена на решение чисто учебных задач, что затрудняет в дальнейшем достижение эффективности практических разработок в реальной сфере научного или педагогического труда.

В ходе исследования нами выделены функции праксиологического подхода в организации профессионально-продуктивного обучения, которые обеспечивают взаимосвязь объективных и субъективных факторов, способствующих достижению обучающимися вершин в образовательной сфере, в том числе в исследовательской деятельности, с минимальными затратами.

Рассмотрим эти функции.

Системная функция праксиологического подхода проявляется в том, что позволяет представить исследуемый объект как систему со всеми присущими ей связями и на этой основе предложить целостную схему успешного управления данной системой.

Личностно-ориентированная функция праксиологического подхода проявляется в том, что позволяет описать условия для полноценной реализации личности в период учения в настоящем и профессиональной деятельности в будущем. Это дает возможность рассмотреть личностное развитие студента вуза в соответствии с его посильным темпом, индивидуально ориентированными приемами и методами достижения высокого уровня исследовательской компетентности.

Деятельностная функция праксиологического подхода состоит в том, что позволяет

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (25) 2010

103

проникнуть в сущность деятельности с психологической и педагогической точки зрения, выявить ее закономерности, условия ее успешного протекания, требует максимальной активности самих студентов в процессе обучения.

Компетентностная функция праксиологического подхода проявляется в ориентации на достижение диагностируемого результата (разработка технологических карт, маршрутных книжек, портфолио и т.п.), что важно для выявления динамики развития студента в исследовательском пространстве вуза.

Тезаурусная функция праксиологического подхода состоит в понимании, что только владея терминологией в конкретной профессиональной области, обучающийся способен самостоятельно порождать новое научное знание.

Технологическая функция праксиологического подхода проявляется в возможностях определять необходимые педагогические технологии, направленные на развитие исследовательской компетентности студентов. Использование кейс-технологий, коуч-технологий, продуктивных технологий профессионального обучения, информационно-коммуникативных технологий, технологий проектирования информационно-праксиологических сред, моделирования педагогических ситуаций, проблемных заданий, проектов, профессионального портфолио, ролевых игр и т.п. позволяет подготовить студентов к успешной исследовательской деятельности.

Перечисленные функции организации исследовательской деятельности студентов педагогического вуза на основе праксиологического подхода реализуются по следующим моделям обучения (конкретные примеры приводятся из предметной области «математика»):

Модель 1. «Адаптация студентов в исследовательском пространстве вуза».

Эта модель предполагает:

- создание благоприятного психологического климата в университете, располагающего к исследовательской деятельности, информирование студентов о мероприятиях исследовательского характера, популяризация разнообразных форм исследовательской деятельности (размещение информации на стендах, обновление информации на сайте университета, открытость информации о студен-

тах, аспирантах и преподавателях - участниках и победителях научных конкурсов);

- формирование представлений у студентов об исследовательской деятельности как средстве подготовки к будущей профессиональной деятельности, генерированию нового знания для развития общества и государства, воспитание уважительного отношения к деятелям науки и получаемым ими результатам (встречи с выдающимися учеными в различных областях знания, знакомство с внедренными в практику результатами их исследований, участие в деятельности СНО и др.);

- развитие исследовательской активности студента, побуждение интереса к исследовательской деятельности различными педагогическими методами (примерами глубокой увлеченности исследованиями выдающихся личностей: ученых, политических деятелей, писателей, - подготовка информационных листков по современным научным открытиям и изобретениям и др.);

- гибкое сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности студента; изменение методов педагогического аспекта обучения путем утверждения студента в качестве равноправного субъекта образования (включение студентов в оргкомитеты конференций, семинаров, симпозиумов, круглых столов и т.п., разработчиков и организаторов предметных олимпиад для абитуриентов и др.).

Модель 2. «Организация исследовательской деятельности студентов в рамках предметных курсов».

Цель: становление исследовательской позиции студента за счет высоких организаторских способностей профессорско-преподавательского состава, осведомленности их в таких областях знаний, как дидактика высшей школы, педагогическая психология, технологии трансляции научного содержания дисциплин в студенческой аудитории.

Содержание: преподаватель в подготовке студентов к исследовательской деятельности выступает в роли образца для подражания, он учит не только своему предмету, но и отношению к труду, жизни, пробуждает у студентов интерес к познанию, воспитывает настойчивость в преодолении трудностей. Он призван убедить студента в увлекательности научного поиска, указать на обилие стоящих перед человечеством еще нерешенных проблем. Преподаватель демонстрирует такие

личностные качества, как интерес к исследовательской деятельности, активную исследовательскую позицию, убежденность в социальной значимости исследовательской деятельности, критичность мышления, коммуникативность, стремление к самосовершенствованию, работоспособность. От выбранного стиля общения в рамках предметного курса в значительной степени зависит как сама возможность организации исследовательской деятельности, так и успешность достижения поставленной цели.

Результат: определение индивидуального исследовательского маршрута студента.

Модель 3. «Обеспечение высокого уровня научно-методического сопровождения исследовательской деятельности студентов».

Цель: создание условий для осуществления продуктивной исследовательской деятельности студентов, апробации, презентации, внедрения полученных результатов исследования на практике, осознание ими ценности нового научного знания.

Содержание: выполнение студентами заданий исследовательского характера на основе разработанного профессорско-преподавательским составом научно-методического сопровождения: исследовательских заданий,

тематики рефератов, курсовых, выпускных квалификационных работ, программ и заданий педагогической практики, методических рекомендаций, памяток для студентов, системы самостоятельных работ, действующих спецкурсов по выполнению исследовательских работ с использованием студентами пакетов прикладных программ, предназначенных для специализированных математических расчетов (MathLab, Mathematica, Maple и MathCad], имеющихся математических редакторов (LaTex, MikTex и др.] для получения профессиональных математических текстов; разработанных информационно-праксиологических сред [8], свободного доступа к отечественной и зарубежной научной информации через библиотеки (РНБ, РГБ, e-library и др.] и поисковым системам (Яндекс, Google, Yahoo! или др.], к Общероссийскому математическому порталу Math-Net.Ru, предоставляющему российским и зарубежным математикам различные возможности в поиске информации о математической жизни в России, к полным текстам статей журналов Академ-издатцентра «Наука» РАН; организация экскурсий в НИИ и НОЦ города с целью ознаком-

ления с современным лабораторным оборудованием; проведение параллельных учебному процессу специализированных курсов («Основы научного исследования» и т.п.).

Результат: способность студентов осуществлять исследовательскую деятельность в предметных областях физико-математического образования с использованием современных методов науки, ориентированную на получение нового научного знания.

Модель 4. «Внедрение системы рейтинговой оценки качества исследовательской деятельности студентов».

Цель: объективная оценка качества исследовательской деятельности студентов в вузе, стимулирование самостоятельной исследовательской деятельности.

Содержание: учет текущей работы и результатов исследовательской деятельности студентов за весь период обучения в вузе; организация прозрачной системы оценки индивидуальных образовательных достижений студента в процессе исследовательской деятельности с целью перехода к следующему уровню исследовательской компетентности.

Результат: осведомленность студентов о собственных успехах в исследовательской деятельности.

Модель 5. «Интенсификация процессов сотрудничества университета с другими научными и образовательными учреждениями (академическими институтами, университетами, колледжами, гимназиями, школами)».

Цель: развитие исследовательской мобильности студента за счет межотраслевой интеграции вузов, производственных организаций и научных учреждений.

Реализация данной модели предполагает:

- выявление и распространение положительного в современных условиях отечественного и зарубежного опыта организации исследовательской деятельности студентов, осуществление обмена им в системе «педагогический вуз - школа», «педагогический вуз -научно-исследовательский институт», «педагогический вуз - вуз» и т.п., создание новых форм организации исследовательской деятельности студентов, изучение и обобщение ее результатов для их приложения в учебном процессе и на практике (организация на базе школы и курирование студентами научного кружка «Юный исследователь»; посещение студентами научных семинаров в НИИ и др.; участие студентов в организации и проведе-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (25] 2010

105

нии межвузовских студенческих научных конференций; издание студенческого научного математического журнала «Аксиома»];

- создание единого информационно-образовательного пространства как пространств осуществления личностных изменений студента на основе использования новых информационных технологий в процессе исследовательской деятельности (участие во Всероссийской Интернет-олимпиаде, ежегодно организуемой Национальным аккредитационным агентством в сфере образования. Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования - http : // www. fepo. ru];

- свободный выбор тематики и партнеров, соревнование идей, научных, методических и технических решений как основы перестройки вузовской науки в интересах ее ускоренного развития, соответствия новым общественным потребностям и повышению статуса в российском и мировом сообществе (участие во внутривузовских научных конкурсах «Исследовательский проект года», «Студент-исследователь XXI века» и др., выставках «Мои научные достижения», «Перспективный курсовой проект по математике» и др.].

Системная реализация основных моделей организации исследовательской деятельности студентов педагогического вуза призвана:

- повысить качество профессиональной подготовки студентов с ориентацией на международные стандарты качества;

- осуществить путем поддержки и развития талантливой молодежи воспроизводство научной элиты;

- увеличить вклад вуза в развитие и распространение научных знаний, формирование культуры исследовательской деятельности в рамках фундаментальных научных исследований.

Приоритетная роль праксиологического подхода в организации исследовательской деятельности выражает глубинные потребности общества в личности с высоким уровнем исследовательской компетентности.

Реализация функций праксиологического подхода задает специфическую направленность процесса организации исследовательской деятельности студентов - перевод регламентирующих установок и рекомендаций в инструмент-катализатор профессиональнопродуктивной деятельности.

Литература

1. Калугина Н. В. Формирование исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Магнитогорск, 2007. -19 с.

2. Малюгина И. В. Управление воспроизводством кадрового потенциала сектора науки в высших учебных заведениях России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - 23 с.

3. Миронов В. А., Майкова Э. Ю. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов. -Тверь: ТГТУ, 2004. - 100 с.

4. Монахова Л. Ю. Информатизация математического образования в профессиональной подготовке военных специалистов (теоретико-прикладной аспект) : моногр. - СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2005. - 168 с.

5. Проект федеральных образовательных стандартов по направлениям педагогического образования [Электронный ресурс"!. - URL: http://www.herzen.spb.ru/news/06-06-2008 (дата обращения: 26.09.2010).

6. Раздульева Е. М. Развитие исследовательских способностей студентов педагогического вуза : автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.07. - М., 2008. - 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.