Научная статья на тему 'Праксиологическая модель организации исследовательской деятельности студентов'

Праксиологическая модель организации исследовательской деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКСИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРАКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PRAXIOLOGICAL MODEL / RESEARCH / RESEARCH COMPETENCE / PRAXIOLOGICAL ENVIRONMENT / PRAXIOLOGICAL APPROACH / ORGANIZATIONAL AND EDUCATIONAL TERMS / RESEARCH ACTIVITY ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Вера Сергеевна

Представлена модель организации исследовательской деятельности студентов, отвечающая требованиям современного образования, определены условия и принципы ее успешной реализации. В основу модели положен праксиологический подход, обеспечивающий целостное восприятие проблемы, ее решение с целью получения максимально высокого результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотова Вера Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRAXEOLOGICAL MODEL FOR ORGANIZING RESEARCH STUDENTS

The article represents a model to establish students research that meets the requirements of contemporary education. Terms and principles of its successful implementation are also explored. The model is based on a praxiological approach that provides a holistic perception of the problem as well as its solving with the purpose of achieving the highest result.

Текст научной работы на тему «Праксиологическая модель организации исследовательской деятельности студентов»

УДК 378

В. С. Федотова

ПРАКСИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ

Представлена модель организации исследовательской деятельности студентов, отвечающая требованиям современного образования, определены условия и принципы ее успешной реализации. В основу модели положен праксиологический подход, обеспечивающий целостное восприятие проблемы, ее решение с целью получения максимально высокого результата.

Ключевые слова: праксиологическая модель, исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, праксиологическая среда, праксиологический подход, организационно-педагогические условия, организация исследовательской деятельности.

Актуализация проблемы организации исследовательской деятельности студентов в вузе обусловлена объективными процессами, связанными с изменениями в сфере образования и экономики России.

В настоящее время общегосударственные интересы сосредоточены на привлечении молодежи в науку с целью обеспечения ее молодыми высококвалифицированными кадрами. В сознании подрастающего поколения научная деятельность утратила свой престиж. Затухание воспроизводства научной элиты создает реальную угрозу безопасности государства, приводит к деградации существующих научных школ, сокращению количества и снижению уровня научных разработок по приоритетным направлениям науки и техники.

Ведущую роль в обеспечении страны научными кадрами играют вузы. Они призваны готовить специалистов с высшим профессиональным образованием, в том числе подготовленных к последующему достижению высшей научной квалификации в самих вузах или академических и отраслевых научно-исследовательских учреждениях.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» указывается, что вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования как одно из главных условий развития системы высшего профессионального образования позволит не только сохранить известные во всем мире научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний. «Фундаментальные научные исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностно-го поиска, анализа, освоения и обновления информации. Формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ позволит максимально эффективно использовать человечес-

кий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни» [1, с. 1].

Несмотря на государственную установку, исследовательская деятельность среди студентов не пользуется популярностью. Так, анкетирование, проведенное среди студентов IV курса бакалавриата по направлению «Физико-математическое образование» дало следующие результаты. На вопрос «Какая деятельность студента в вузе является для Вас наиболее важной?» 73.4 % опрошенных студентов выстроили такую последовательность: на первом месте - учебная аудиторная деятельность, на втором - участие в воспитательной деятельности, на третьем - учебная внеаудиторная, на четвертом - самостоятельная, на пятом - исследовательская. Только незначительная часть студентов (20 %) занимается исследовательской деятельностью. Основной причиной этого они называют требования преподавателей (66.7 %), а не собственный интерес. Из группы, состоящей из тридцати студентов, никто не готов связать свою будущую профессиональную деятельность с наукой. Примерно 60 % студентов демонстрируют невысокий уровень исследовательской компетентности при выполнении заданий на анализ, синтез, классификацию фактов, при формулировании выводов, представлении результатов исследовательской деятельности общественности.

Существующее рассогласование ожидаемых и реально получаемых результатов позволяет выделить противоречия между:

- потребностью общества в специалистах-иссле-дователях, способных самостоятельно генерировать и внедрять в производство новые научные знания по приоритетным направлениям науки и техники, и нежеланием студентов во время обучения в вузе заниматься исследовательской деятельностью;

- потребностью информационного общества в специалистах с высоким уровнем исследовательской компетентности и отсутствием адекватной модели по ее формированию в условиях «образование через всю жизнь».

Приоритетными задачами в организации исследовательской деятельности студентов являются: 1) создание условий для раскрытия и реализации личностного исследовательского потенциала каждого студента, 2) формирование их исследовательской компетентности в соответствии с требованиями государственных стандартов третьего поколения как способности аккумулировать новые знания и на основе сформированных исследовательских умений генерировать новое знание, 3) отбор и поддержка талантливых студентов, имеющих способности к исследовательской деятельности, для продолжения образования в магистратуре и аспирантуре на основе разработки индивидуального исследовательского маршрута.

Решение этих задач в системе высшего профессионального образования будет успешным, если:

- в основу организации исследовательской деятельности студентов положена праксиологическая модель, ядром которой является праксиологическая среда;

- модель строится на принципах «праксиологического подхода» [2, с. 86; 3, с. 10]: программизации, антиципации, препарации, инструментализации, экономизации, эвристичности, инициативности;

- созданы организационно-педагогические условия для реализации модели.

Праксиологический подход базируется:

- на принципе программизации, предполагающем выработку плана, который позволяет достичь нужного результата с наименьшими потерями, затратами и расходами, в котором указано и рассчитано время выполнения каждого действия и общее время, необходимое для достижения окончательного результата. Сущность плана состоит в степени согласованности отдельных его пунктов, в форме целостности, неразрывности его частей, предусматривает плавный переход от одной операции к другой, создает возможность безостановочного движения от его первого пункта к последнему;

- принципе антиципации, предполагающем прогнозирование результатов деятельности, возможных трудностей и препятствий для ее успешного осуществления;

- принципе препарации, предполагающем подготовку субъектов, среды, материальных и технических средств к деятельности;

- принципе инструментализации, определяющем выбор средств согласно заданной цели;

- принципе экономизации, предполагающем уменьшение затрат времени, хорошо оснащенной материально-технической базы;

- принципе эвристичности, регламентирующем открытие новых, более рациональных способов осуществления деятельности;

- принципе инициативности, предполагающем свободу выбора направления, собственного маршрута деятельности, который проявляется в возможности воплотить в жизнь исследовательские замыслы, выбрать определенный план действий при решении задач.

Праксиологическая модель организации исследовательской деятельности студентов, включает следующие компоненты:

1. Целевой компонент ориентирует на формирование исследовательской компетентности студентов вуза, подготовку студента-исследователя.

2. Содержательно-структурный компонент предполагает создание праксиологической среды как совокупности условий для организации успешной, эффективной, результативной исследовательской деятельности студентов.

3. Процессуально-деятельностный компонент определяет этапы организации исследовательской деятельности студентов вуза.

4. Результативный компонент включает оценку уровня и динамику сформированности исследовательской компетентности. В результативном компоненте модели раскрываются связи между планируемыми и достигнутыми уровнями исследовательской компетентности. Оценка осуществляется на основе разработанных критериев и показателей.

Основными характеристиками праксиологической модели организации исследовательской деятельности студентов являются: ее независимость от конкретной реализации в рамках учебной дисциплины и учебного заведения; целостность, поскольку все компоненты взаимосвязаны между собой, работают на конечный результат и при изменении внешних условий наблюдается их устойчивая связь; наличие инвариантной (глобальная цель и принципы) и вариативной (методы, формы и средства достижения цели) частей.

Под праксиологической средой понимается совокупность материальных и психологических условий для осуществления успешной исследовательской деятельности студентов.

Данные условия создаются в результате реализации следующих направлений:

В рамках первого направления «Адаптация студентов в исследовательском пространстве вуза» с целью создания условий для приобщения студентов к исследовательской деятельности и формирования ценностного к ней отношения проводится расширенное заседание СНО с привлечением первокурсников в качестве зрителей; праздник «Посвящение в начинающие исследователи» с присвоением титула «Искатель» и дальнейшей перспективой получения более высокого звания - «Эрудит» -«Знаток» - «Талант» - «Интеллектуальный лидер». Каждому студенту выдается информационный

буклет о мероприятиях исследовательского характера, проводимых в вузе в течение года. Организуется стенд с информацией о студентах - участниках и победителях разных конкурсов, грантов, о студенческих научных результатах, признанных на государственном и международном уровне. Среди студентов второго курса с целью выявления их научных интересов проводится анкетирование. Организуются встречи студентов с заслуженными профессорами и деятелями науки, рассказывающими о результатах своей деятельности. В индивидуальный план преподавателя включается пункт о необходимости разработки заданий исследовательского характера по преподаваемой дисциплине.

В рамках второго направления «Создание системы морального и материального стимулирования субъектов, участвующих в организации исследовательской деятельности студентов» с целью повышения мотивации к исследовательской деятельности и массового включения студентов проводится вручение грамот и подарков за участие в мероприятиях исследовательского характера; способные студенты получают рекомендации для обучения в аспирантуре, преподавателям за развитие исследовательской деятельности студентов выражается благодарность с занесением в трудовую книжку.

В рамках третьего направления «Открытая система информирования о нормативно-правовых документах, определяющих особенности организации, цели и задачи, содержание исследовательской деятельности студентов» с целью обеспечения целенаправленности и легитимности исследовательской деятельности преподавателей и студентов является постоянно действующим и доступным информационный стенд, включающий положения о СНО, о конкурсах грантов и т. п.

В рамках четвертого направления «Усиление исследовательского компонента в содержании учебных программ» с целью обеспечения соответствия требованиям стандартов нового поколения, идеологии образовательного процесса, отвечающего современным социокультурным условиям, корректируется содержание программ учебных дисциплин, осуществляется наполнение их заданиями исследовательского характера.

В рамках пятого направления «Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава» с целью развития организаторских способностей профессорско-преподавательского состава проводятся курсы повышения квалификации «Современные технологии обучения в вузе», освещающие вопросы дидактики высшей школы, педагогической психологии, современных информационных технологий, технологий трансляции научного содержания дисциплин в студенческой аудитории.

В рамках шестого направления «Обеспечение высокого уровня научно-методического сопровождения исследовательской деятельности студентов» с целью создания условий для осуществления продуктивной исследовательской деятельности студентов, апробации, презентации, внедрения полученных результатов исследований на практике, осознания ценности нового научного знания каждым преподавателем в рамках читаемого курса ежегодно обновляются тематика рефератов, курсовых, выпускных квалификационных работ, задания для самостоятельной работы, корректируются методические рекомендации, памятки для студентов, программы спецкурсов по выполнению исследовательских работ с учетом контингента обучающихся. Для ознакомления с современным учебным оборудованием проводятся экскурсии в научно-исследовательские институты и научно-образовательные центры города. Проводится организация занятий по поиску информации в сети Интернет. Параллельно учебному процессу читаются специализированные курсы («Основы исследовательской деятельности студентов», «Основы научного исследования»).

В рамках седьмого направления «Создание системы оценки качества исследовательской деятельности студентов» с целью разработки системы оценки качества исследовательской деятельности студентов в образовательном процессе вуза, построения индивидуальной траектории развития исследовательской компетентности каждого студента разрабатываются требования и критерии оценки выполненных исследовательских работ; результаты мониторинга исследовательской деятельности студентов вносятся в повестку дня заседаний кафедр.

В рамках восьмого направления «Интенсификация процессов сотрудничества университета с другими научными и образовательными учреждениями» (академическими институтами, университетами, колледжами, гимназиями, школами) с целью инфраструктурной поддержки исследовательской деятельности студентов, межотраслевой интеграции вузов, производственных организаций и научных учреждений осуществляется сотрудничество кафедр с кафедрами других вузов в процессе совместной разработки грантов. На международных конференциях позиционируются результаты исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава. Путем электронной рассылки осуществляется информирование профессорско-преподавательского состава о предстоящих научных конференциях, симпозиумах, выставках и т. п. Преподаватели и студенты привлекаются к организации конференций, семинаров, круглых столов, мастер-классов на базе университета.

В рамках девятого направления «Научно-профессиональная направленность исследовательской

деятельности студентов» с целью поэтапного научного роста каждого студента на протяжении всего обучения в вузе студенты закрепляются за конкретным преподавателем как будущим научным руко-

Принципами реализации модели являются:

Принцип системности. Предполагает сведение в единое целое усилий всех подразделений университета, развитие диалога между ними в организации исследовательской деятельности студентов.

Принцип коммуникативности. Предполагает приоритетность взаимодействия вузов по организации исследовательской деятельности студентов, расширение диапазона взаимодействия на основе совместной деятельности.

Принцип комплексности. Требует в процессе организации исследовательской деятельности студентов учитывать разнообразные формы и методы, способствующие развитию их исследовательской компетентности (проекты, семинары, дебаты, ролевые игры, «мозговые атаки», тренинги, дискуссионные группы, круглые столы и т. п.).

Принцип гуманизации. Основывается на усилении внимания к личности каждого субъекта образовательного процесса как высшей ценности общества, уважении и доброжелательном отношении к каждому студенту, создании благоприятных условий для развития творческой индивидуальности обучающегося.

Принцип диалогичности. Предполагает, что формирование личности студента-исследователя возможно только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного сотрудничества преподавателя и обучающегося, с опорой на его интересы, личный опыт.

Принцип активности. Регламентирует формирование личности студента-исследователя с позитивной мотивационной направленностью и установкой на успех.

водителем и работают над интересующей их темой в течение второго, третьего, четвертого курсов.

Модель успешно реализуется в следующих организационно-педагогических условиях (см. таблицу).

Принцип успешности. Предполагает создание ситуаций успеха. Обеспечивается введением званий лауреатов конференций; комфортной, доброжелательной, конструктивной атмосферы во время защиты результатов исследовательских работ; публикацией этих материалов; признанием достижений обучающихся.

Принцип креативности. Ориентирован на создание обучающимися принципиально новых научных знаний, формирование способностей самостоятельного выбора студентами форм и средств выполнения исследовательских заданий.

Результативность реализации предлагаемой модели подтверждается динамикой роста исследовательской компетентности студентов, устойчивым повышением интереса к выполнению исследовательских работ, ростом удовлетворенности студентов занятиями исследовательской деятельностью, увеличением доли числа студентов, осознающих важность роли и ценности исследовательской деятельности в развитии общества и собственном личностном и профессиональном становлении.

Повышение степени участия студентов в различных видах исследовательской деятельности способствует улучшению качества подготовки будущей научной смены через магистратуру и аспирантуру. Внедрение в образовательный процесс праксиологической модели организации исследовательской деятельности студентов способствует повышению престижа исследовательской деятельности среди студентов и сохранению преемственности поколений научных кадров.

Организационные условия Педагогические условия

1. Нормативно-правовое обеспечение организации исследовательской деятельности студентов. 2. Финансовое обеспечение процесса организации исследовательской деятельности студентов. 3. Кадровое обеспечение процесса организации исследовательской деятельности студентов. 4. Информационное обеспечение студентов и преподавателей 1. Ориентация на гуманистические мировоззренческие установки и духовные ценности в новых социально-политических и экономических условиях общества. 2. Позиционирование образовательного учреждения во внешней среде. 3. Создание оптимальных условий для личностного роста студентов за счет привлечения их к проектной деятельности. 4. Взаимодействие учебного и внеучебного процессов. 5. Научно-методическое обеспечение исследовательской деятельности студентов. 6. Повышение квалификации преподавателей по вопросам организации исследовательской деятельности студентов. 7. Выработка у студентов чувства принадлежности к научному сообществу и ориентация их на профессиональную деятельность ученого

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Президент России молодым ученым и специалистам. URL: http://www.youngscience.ru

2. Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксиология. М.: Академия, 2005. 256 с.

3. Котарбиньский Т. Трактат о хорошей работе. М., 1975. 270 с.

Федотова В. С., ассистент.

Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина.

Петербургское шоссе, 10, г. Пушкин, Ленинградская область, Россия, 196605.

E-mail: vera1983@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 22.08.2010.

V. S. Fedotova

PRAXEOLOGICAL MODEL FOR ORGANIZING RESEARCH STUDENTS

The article represents a model to establish students’ research that meets the requirements of contemporary education. Terms and principles of its successful implementation are also explored. The model is based on a praxiological approach that provides a holistic perception of the problem as well as its solving with the purpose of achieving the highest result.

Key words: praxiological model, research, research competence, praxiological environment, praxiological approach, organizational and educational terms, research activity establishment.

Leningrad State University named after A. S. Pushkin.

Peterburgskoye Shosse, 10, Pushkin, Leningrad region, Russia, 196605.

E-mail: vera1983@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.