Научная статья на тему 'Модели мобильного банковского обслуживания'

Модели мобильного банковского обслуживания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН / ЭЛЕКТРОННЫЙ КОШЕЛЕК / МОБИЛЬНОЕ БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / A MOBILE PHONE / AN ELECTRONIC PURSE / MOBILE BANK SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионов А. С.

В настоящее время создается все больше предпосылок для превращения мобильного телефона в «электронный кошелек». В статье рассмотрены различные подходы к организации моделей мобильного банковского обслуживания. Успех таких проектов зависит от налаживания сотрудничества между поставщиками товаров и услуг, оплачиваемых через мобильную связь, операторами мобильной связи и банками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODELS MOBILE BANK SERVICE

Now it is created more and more preconditions for mobile phone transformation into «an electronic purse». In article various approaches to the organisation of models of mobile bank service are considered. The success of such projects depends on cooperation adjustment between suppliers of the goods and the services paid through a mobile communication, operators of a mobile communication and banks.

Текст научной работы на тему «Модели мобильного банковского обслуживания»

МОДЕЛИ МОБИЛЬНОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Родионов А.С., аспирант МФПА

В настоящее время создается все больше предпосылок для превращения мобильного телефона в «электронный кошелек». В статье рассмотрены различные подходы к организации моделей мобильного банковского обслуживания. Успех таких проектов зависит от налаживания сотрудничества между поставщиками товаров и услуг, оплачиваемых через мобильную связь, операторами мобильной связи и банками.

Ключевые слова: мобильный телефон, электронный кошелек, мобильное банковское обслуживание.

THE MODELS MOBILE BANK SERVICE

Rodionov A., MFPA, the post-graduate student

Now it is created more and more preconditions for mobile phone transformation into «an electronic purse». In article various approaches to the organisation of models of mobile bank service are considered. The success of such projects depends on cooperation adjustment between suppliers of the goods and the services paid through a mobile communication, operators of a mobile communication and banks.

Keywords: a mobile phone, an electronic purse, mobile bank service.

Если на первом этапе развития мобильной связи электронным кошельком могли пользоваться только владельцы сложных мобильных устройств, то в настоящее время практически любой мобильный телефон обладает характеристиками для простейшего дистанционного распоряжения счетом. Поэтому мобильная связь рассматривается многими аналитиками как одна из самых мощных по потенциалу развития сети форм платежей, даже по сравнению с Интернет-банкингом, рассчитанной на компьютерные устройства. В техническом плане разница между телефонами нового поколения и персональном компьютером практически стирается.

Хотя существующие масштабы мобильных платежей невелики, аналитики предсказывают существенный рост в последующие пять лет, потому что все больше потребителей приобретает смарт-фоны, а поставщики решений для платежей начинают переходить к более наступательному маркетингу. Корпорация Insight Research Corporation оценивает, что 2,2 млрд. потребителей-пользователей мобильной связи будут генерировать 124 млрд. долл. дохода по финансовым операциям к 2014 г. Смогласно более консервативной оценке также предвидится мощный рост: фирма Mercator Advisory Group полагает, что платежи через мобильные и другие дистанционные устройства возрастут с объема в 389 млн. долл. в 2009 г. до 8,6 млрд. долл. в 2014 г.1.

Мобильные платежи или мобильный банкинг?

Разнообразные понятия используются для описания способов того, как мобильные телефоны обеспечивают финансовые услуги: мобильный банкинг, мобильный платеж, мобильные переводы. Некоторые эксперты предлагают также обобщающее понятие - «мобильные деньги» как услуги, которые финансово связывают пользователей, потребителей через мобильную связь2. Мобильные деньги позволяют любому пользователю - будь он клиент банка или нет - помещать на депозит на свой мобильный счет определенную сумму денег, отправлять определенные суммы через простые устройства другому пользователю мобильной связи, а получателю денег - легко и дешево превращать запись поступления средств в наличные деньги. Первоначально мобильные деньги появились как простые переводы, но со временем сделались более сложными и позволили снизить себестоимость предложения сбережений, кредитов и страхования по сравнению традиционными продажами через филиал или банкоматы.

Мобильный платеж, по мнению исследовательской компании Juniper, является «платежом за товары или услуги с использованием мобильного устройства, такого как телефон, персональный цифровой помощник (PDA) и другим такого типа прибором»3. Мобильные платежи совершаются на мизерные суммы, в Британии - до 10 ф.ст., а в странах ЕС - до 10 евро. Это служит одной из причин пренебрежения банков к розничным платежным системам такого типа. Хотя оно должно быть стимулом для перевода значительной части мелких платежей своих клиентов на более дешевый канал мобильной связи вместо поседения филиала или пользования банкоматом. Умелая дифферен-

циация тарифов за услуги для платежей с использованием кредитной карточки и через мобильную связь позволит банку переориентировать часть мелких платежей клиентов на более дешевые каналы, сэкономить ресурсы самого банка, и в то же время не потерять клиента.

Авторы доклада о развитии банковских финансовых услуг и потенциале неохваченного банковским сервисом населения К. Бойд и К. Джакоб предлагают трактовку предоставления финансовых услуг через мобильные телефоны (или мобильные финансовые услуги) как совокупности мобильного банкинга и мобильных платежей. При этом мобильный банкинг означает только предоставление информации о счете и возможности проведения операций, а мобильный платеж -любая трансакция, оплаченная с использованием мобильного телефо-на4.

Основными участниками систем мобильных платежей являются банки, телекоммуникационные компании и поставщики услуг и продуктов, которые соглашаются (и заинтересованы) на такую форму оплату.

Всеобщая электронизация делает возможным интеграцию мобильных платежей с любыми бизнес-процессами. Платеж может тесно интегрироваться с платежными поручениями или инвойсами. Контроль дебетования счета также может отслеживаться заранее установленными параметрами акцепта платежа, а активно активное акцептование может требоваться только крупных или особых платежей. Стандартизированная информация по счетам позволит вводить записи в систему учета автоматически. Выписки по счету могут делать прямой и автоматизированный ввод в баланс.

В банковском секторе с точки зрения технологий мобильный банкинг осуществляется по трем основным направлениям:

1) На основе сообщений, преимущественно SMS, но также в формате USSD;

2) Мобильный Интернет-браузер;

3) Загружаемые приложения (обычно Java).

Мобильный банкинг на основе сообщений является в настоящее время наиболее популярным методом мобильного бакинга, а также самым простым для применения с точки зрения финансового учреждения. Текстовое SMS-сообщение является до настоящего временя преобладающей технологией мобильной связи, хотя также применяется и стандарт USSD.

Модели мобильного банкинга

В специальной литературе можно встретить различные подходы к характеристике моделей мобильного банковского обслуживания.

Например, авторы доклада о механизм регулирования мобильного банкинга в Пакистане выделяют типы моделей банковского дистанционного обслуживания клиентов на основе альтернатив обслуживанию клиентов филиальной сети5 :

Классификация моделей дистанционного обслуживания

В большинстве стан мобильный банкинг является основой разви-

1 Nacha to rewrite rule book for mobile payments. - 22 September 2009 - http://www.finextra.com/fullstory.asp?id=20527

2 Cm. Mobile money for the unbanked. - Annual report 2009.

3 Mobile banking. Strategies, applications and Markets. 2008-2013. Report. - Juniper Research Limited.

4 Cm. Boyd C., Jacob K. Mobile financial services and underbanked: opportunities and challenges for Mbanking and Mpayments. - April 2007. Center for financial services innovation. - www.cfsinnovation.com.

тия мобильных платежей, но само понятие «дистанционного обслуживания посредством мобильной связи» во многих банках остается на уровне информационной составляющей. Для банка такого рода проект является долгосрочным и малоприбыльным, особенно на фазе продвижения нового канала доставки. Особенностями некоторых стран является активное использование банками сети розничных агентов, например в Бразилии, где эта сеть охватывает маленькие магазины, аптеки, почтовые отделения и лотерейные киоски. Другим ярким примером сотрудничества банка и небанковского предприятия служит совместный проект MTN Banking, на основе соглашения между Stabdard Bank и компанией MTN Miobile, которым предлагается для клиентов открытие счета «мобильных денег» с доступом к некоторым банковским услугам. Иной подход применяет South African bank, создавший специальное предприятие по предоставлению мобильного банковского обслуживания WIZZIT: от клиентов не требуется открывать банковский счет, и система совместима с телефона первых поколений, популярных в среде населения с низкими доходами. Система позволяет совершать трансакции между телефонами, а также выпускает дебетовые карты Maestro, которые могут использоваться в банкоматах или в розничной сети. Комиссия, начисляемая системой WIZZIT, варьируется от 0,15 до 0,78 долл. США за операцию. На Филиппинах функционирует служба компании Globe Telecom, которая предлагает счет электронных денег, привязанный к контрактному абоненту мобильной связи - информационному модулю (SIM-карта). Этот счет может пополняться и списыват^я посредством депонирования или списания денег в сети розничных агентов, а также в сети дилеров этого мобильного оператора. Клиенты могут хранить денежные средства в форме электронных денег, отправлять средства друг другу, оплачивать счета и совершать погашение кредитов, а также покупать товары в магазинах, используя сумму электронных денег на своих «мобильных» счетах.

На рынках развивающихся стран и стран с переходной экономикой именно мобильные платежи в условиях глобального кризиса и сворачивания многих масштабных проектов, продолжают привлекать повышенное внимание и инвестиции. Особенно в регионах, где состояние общей инфраструктуры и развитие сети филиалов банков слабое, мобильные платежи несут ощутимые сравнимые выгоды для большого числа людей и малых предприятий по сравнению с традиционными формами платежей. В этом случае мобильные платежи могут сыграть обратную роль - своим развитием стимулировать возвращение потребителей в сферу банковского бизнеса и способствовать большей формализации рынка.

При этом сами банки могут в силу своей низкой мотивации даже препятствовать развитию мобильных платежей (вплоть до лоббирования запретов на правовое урегулирование таких платежей). Это случается тогда, когда банки не осознают возможные альтернативы сотрудничества с телекоммуникационными компаниями в данной сфере. Правда, в такой модели может быть, что банк вынужден будет признать свою второстепенную роль, когда оператор строит отношения с клиентов, а банк только управляет средствами и способствует управлению присущими рисками. В развитых странах большинство потребителей уже создали отношения с банками, поэтому банки имеют не только более солидный вес в таких проектах, но и контролируют ситуацию. На транснациональном уровне большая перспектива открывается для платежей через мобильную связь иммигрантов на их родину своим родственникам и близким.

Регуляторы, правительства и банки в целом соглашаются с тем,

что существующая система для осуществления международных переводов малых суммы, включая переводы от иммигрантов, пенсий, депозитов для путешественников и пр., нуждается улучшениях для удобства пользователей. Масштабы таких переводов достигают по разным оценкам не менее 300 млрд. долл. в год. Это потенциально очень прибыльный сегмент рынка, как признают эксперты KPMG, который в настоящее время поделен между неформальными сетями полулегальных переводов, включая «экзотические типа «хавала»6, и специализированные сети денежных переводов - Western Union, TravelMoney, MoneyGram и пр. Эти транснациональные сети интегрированы с остальными международными платежными системами, а банкам в трансакциях отводится незначительная роль. Как одно из решений, которое сейчас обсуждается: мобильные платежи могут быть согласованы оператором с работодателями, что упрощает процедуру «знай своего клиента» в целях борьбы с отмыванием денег и терроризмом до автоматизма.

Несомненным преимуществом мобильных платежей является техническая возможность их осуществления в режиме реального времени.

В силу многих причин пока ни один банк еще может похвастаться выведением проекта мобильных платежей на фазу реального успеха: для крупных международных банков этот сегмент рынка слишком мал, а для небольших местных банков - неподъемный в силу отсутствия инфраструктуры.

Эксперты компании KPMG рассматривают две основных модели бизнеса в сфере мобильных платежей7:

В то же время, отмечают авторы доклада, для многих потребителей мобильный телефон остается лишь одним из многих альтернативных каналов, а для многих форм платежей вообще не существует необходимости в обладании какого-то устройства. Главное, что мобильный телефон является перспективным и доступным средством для сокращения использования наличных денег и чеков. Поэтому его целесообразнее рассматривать не в качестве альтернативы Интернет-банкингу или банкоматам и платежным карточкам, а как серьезная альтернатива традиционному банковскому обслуживанию.

Успех проектов мобильных платежей зависит от налаживания сотрудничества между поставщиками товаров и услуг, оплачиваемых через мобильную связь, и операторами. Например, это относится к концепции предоплаченных карт за проезд в транспорте (когда подтверждение оплаты билета считывается специальным устройством с телефона). Однако для масштабных проектов необходимо сотрудничество между различными странами с участием органов регулирования и надзора. При этом страны уже разделяются по отношению к инновациям в технологиях коммуникаций и платежей - на разрабатывающих новинки и внедряющих их.

Заключение

Именно нерешенные вопросы в сфере безопасности в большей мере являются преградой развитию мобильных платежей и мобильного банкинга. Без этих решений мобильные платежи будут оставаться на фазе пилотных проектов в большинстве стран. Показательно, что усилия взломщиков кодов в Интернет-банкинге прямо пропорциональны увеличению объемов электронных платежей. С другой стороны, создание дополнительных, даже излишних защитных барьеров в мобильной сети снизит удобность и простоту для пользователей, а также увеличит объем инвестиций банков и операторов в расчете на единицу дохода.

Модель «Богатый мир» (ведущая роль банка)

Извещения и продвижение услуг

■=>

Информация о состоянии счета

■=>

Полный комплекс мобильного банкинга

■=>

Мобильные

платежи

Модель «Переходной экономики» (ведущая роль операторов)

Мобильные переводы с использованием эфирных минут

■=>

Мобильные переводы в местной валюте

Международные

переводы

■=>

Ведение счетов (открытие депозитов и небольшие кредиты)

5 Policy paper on regulatory framework for mobile banking in Pakistan. - State Bank of Pakistan. - 2008.

6 Хавала, или hawala, - неформальная система денежных переводов в странах Ближнего Востока, Африки и Азии. В последнее время часто ассоциируется с отмыванием денег и финансированием терроризма. неформальная финансово-расчётная система, основана на переводе денежных средств путём однократных уведомлений по электронной почте, факсу или телефонными звонками. Материальные ценности в виде денег, золота и драгоценных камней перемещаются из страны в страну без сопроводительных финансовых документов.

7 См.: The beating heart of banking Insights into global payments. - Report. - June 2009. KPMG International.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.