Научная статья на тему 'Модели межрегионального взаимодействия на основе активизации инновационно-инвестиционной деятельности в регионах'

Модели межрегионального взаимодействия на основе активизации инновационно-инвестиционной деятельности в регионах Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
240
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / КЛАСТЕРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / іННОВАЦіЙНО-іНВЕСТИЦіЙНА ДіЯЛЬНіСТЬ / МіЖРЕГіОНАЛЬНА ВЗАєМОДіЯ / ЕКОНОМіКО-МАТЕМАТИЧНі МОДЕЛі / КЛАСТЕРНі ОБ''єДНАННЯ / INNOVATION AND INVESTMENT ACTIVITIES / INTER-REGIONAL COOPERATION / ECONOMIC AND MATHEMATICAL MODELS / THE CLUSTER ASSOCIATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тян Р. Б., Иванов М. Ф., Тян Е. Р.

Рассматриваются экономико-математические модели активизации инновационно-инвестиционной деятельности на региональном и межрегиональном уровнях с целью обоснования перспектив создания межрегиональных кластерных объединений. Использование этих экономико-математических моделей межрегионального взаимодействия в инновационно-инвестиционной сфере позволяет определить рациональные варианты международных и межрегиональных, инновационно-инвестиционных, интеграционных кластерных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with economic and mathematical models of enhancing innovation and investment at the regional and interregional levels to study the prospects for creating inter-cluster associations. The use of these economic and mathematical models of interregional cooperation in the innovative and investment area allows to determine the rational options for international and inter-regional, innovation and investment, integration of cluster associations.

Текст научной работы на тему «Модели межрегионального взаимодействия на основе активизации инновационно-инвестиционной деятельности в регионах»

№ 4 квітень 2011

достаточной для решения сложных вопросов, связанных с функционированием финансовокредитных институтов на макро- и микроуровне;

-■организация и отработка содержания учебного процесса на уровне, соответствующем стандарту и мировой практике ;■

- проведение научных исследований по фундаментальным проблемам финансов, денег, кредита, банков, банковской деятельности, бюджета, отвечающим требованиям текущей, среднесрочной и долгосрочной перспективы;

- подготовка научно-педагогических кадров и молодых ученых, повышение квалификации персонала коммерческих банков, работников внебюджетных фондов, финансовых компаний, коммерческих организаций и т. д.;

- оказание практической помощи на основе консультации, разработка и выполнение исследований по заказам кредитных, страховых, бюджетных и других организаций.

УДК 332.1 (075.8)

МОДЕЛИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ

Р. Б. Тян, д. э. н., проф., М. Ф. Иванов, к. т. н., доц., Е. Р. Тян, асп.

Ключевые слова: инновационно-инвестиционная деятельность, межрегиональное

взаимодействие, экономико-математические модели, кластерные объединения.

В современных условиях преодоление отсталости экономики регионов Украины и выход из финансово-экономического кризиса возможны только на основе активизации инновационной и инвестиционной деятельности на национальном, региональном и местном уровнях. Об этом убедительно свидетельствует мировой опыт. Однако в Украине в связи с политической нестабильностью и незавершенностью конституционной реформы не определенными являются реальные возможности регионов и органов местного самоуправления по активизации инновационно-инвестиционной деятельности (ИИД) на своих территориях. В настоящее время на национальном уровне предпринимаются меры по активизации инновационной и инвестиционной политики, которые ведут к улучшению инвестиционной и инновационной привлекательности Украины. Таким образом, в современных социально-экономических условиях особенно актуальной проблемой является создание организационно-экономического механизма активизации ИИД как на национальном уровне, так и на региональном и межрегиональном уровнях на основе использования различных рычагов активизации, включая кластерную модель развития.

Решению проблем совершенствования экономического механизма активизации инновационно-инвестиционного направления развития экономики Украины и ее регионов посвящены научные труды отечественных ученых-экономистов В. М. Гейца, М. И. Долишнего, Н. Г. Чумаченко, А. И. Амоши, В. Оскольского, С. В. Богачева, В. М. Василенко, И. П. Булеева, В. Н. Амитана, В. Г. Федоренко, Т. А. Ткаченко, З. С. Варналия и др. [1; 4 - 7].

Следует отметить, что до настоящего времени недостаточно разработаны системы организационно-экономических механизмов взаимодействия по активизации ИИД на региональном и межрегиональном уровнях управления, в том числе путем создания межрегиональных кластерных объединений. При этом в связи со сложностью исследуемых процессов в научных работах редко применяются экономико-математическое моделирование для обоснования перспектив создания новых форм хозяйствования на уровнях «предприятие -город - регион - государство». Особенно мало вышеуказанное моделирование используется для решения проблем межрегионального взаимодействия в инновационно-инвестиционной сфере.

Целью статьи является разработка экономико-математических моделей межрегиональных научно-производственных, кластерных объединений на основе активизации инновационноинвестиционной деятельности в регионах Украины.

При разработке экономико-математической модели организационно-экономического механизма активизации ИИД на национальном, региональном и межрегиональном уровнях

11

Вісник ПДАБА

используется целевая функция в виде достижения максимальной конкурентоспосбности каждого і -го региона и государства в целом, т. е.:

KR ^ max (1)

х

X KRi ^ max (2)

і=1

где KRi - конкурентоспособность і -го региона;

N - количество регионов в государстве.

Согласно исследованию [3], индекс конкурентоспособности региона состоит из итоговых показателей конкурентоспособности и конкурентных преимуществ. В свою очередь, итоговые показатели конкурентоспособности региона состоят из уровня жизни, который связан с показателем валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, с экономическим ростом (показатель темпа роста ВРП), а также конкурентоспособностью продукции (показатель участия экспорта в ВРП).

Вместе с тем, конкурентные преимущества включают ресурсные преимущества (показатели производительности труда с учетом отраслевой структуры, фондоотдача), инфраструктурные преимущества (показатель плотности автодорог), инвестиционные преимущества (показатель инвестиций на душу населения), инновационные преимущества (показатель доли занятых исследованиями и разработками), информационные преимущества (показатель доли занятых в сфере «информация»), институциальные преимущества (показатели количества малых предприятий на 100 человек населения и финансового обеспечения на душу населения).

Национальный центр при разработке и реализации инновационно-инвестиционной модели развития национальной экономики может проводить соответствующую политику, которая направлена на увеличение инвестиционных и инновационных расходов из государственного бюджета и внебюджетных фондов. Но необходимо учитывать возможность регионов и их способность к взаимодействию в инновационно-инвестиционной сфере.

Рассмотрим модель межрегионального взаимодействия в государстве в инновационноинвестиционной сфере. В квадратной матрице ||xj|| находятся потоки инвестиций и инноваций

между і -м и j -м регионами. Каждое значение х j означает сумму инновационных и

инвестиционных расходов, или назовем затратами, на научно-технический прогресс, которые на уровне регионального взаимодействия поступают из i -го региона в j -й. В свою очередь,

каждое значение х j показывает научно-технические затраты в обратном направлении из j -го

региона в і -й. При этом рассматривается параллельно взаимодействие каждого из региональных центров (РЦ) с национальным центром (НЦ) с точки зрения распределения общенациональных затрат на научно-технический прогресс между регионами. Степень взаимодействия между 7-м и і-м регионами в одном и противоположном направлении определяется показателем по формуле (3), которая применяется в региональной экономике в известной модели тяготения [2]:

pvn _ pvt

I„ = Лі ' j

R 2

(3)

где I j - степень взаимодействия в инновационно-инвестиционной сфере между і-м и j -м

регионами внутри государства;

Л - постоянная величина;

PV - сумма инновационно-инвестиционных затрат, которые при межрегиональном взаимодействии производятся в i -м регионе;

nvn

Pj - тоже в j -м регионе;

Rj - расстояние в пространстве между і -м и j -м регионами.

В случае рассмотрения межрегионального взаимодействия, экономико-математическая модель имеет целевую функцию, определенную как интеграционное межрегиональное взаимодействие в инновационно-инвестиционной сфере, а именно:

12

№ 4 квітень 2011

IR = Х'Е'ХУ- • Ij ^ max-

(4)

І=1 j=1

При этом рассматривается матрица межрегиональных связей в инновационноинвестиционном развитии сначала в направлении от i -го региона к j -му региону, а потом наоборот. Каждый i -й регион имеет свой объем инновационно-инвестиционных затрат на научно-технический прогресс Ti или

Ti = Ini + IVi■ (5)

Ограничения целевой функции (4) следующие:

Т'хч ^ Ti

j=1 i = 1...K

(6)

(7)

Z'xj * Tj

i=1 j = l...K .

При этом необходимо рассматривать схему межрегионального баланса взаимодействия регионов в инновационно-инвестиционной сфере:

Tt <T;

j=i

K

(8)

(9)

Tt й T.

j=i

где Tt - объем инновационно-инвестиционных затрат на научно-технический прогресс в

і -м регионе;

Tj - тоже именно в j -м регионе;

T - общенациональные затраты на научно-технический прогресс;

K - количество регионов (областей) в государстве.

Когда необходимо рассматривать комплексные научно-технические программы, нуждающиеся в межрегиональной интеграции в инновационно-инвестиционной сфере, то на уровне НЦ и РЦ необходимо создавать новые организационно-экономические механизмы межрегиональных, научно-производственных и технологических кластеров .

С целью активизации в современных условиях регионального развития и приграничного сотрудничества Ростовской области (Россия) и Донецкой, Днепропетровской и Луганской областей (Украина), по опыту развития региона «Евро» (Бельгия, Германия, Нидерланды, Люксембург) целесообразно в масштабе Восточно-Донбасской агломерации (Россия) и Центрального и Западного Донбасса (Украина) формирование инвестиционного мегапроекта «Международный строительный парк Донбасс - Дон - Днепр» (ДДД) по строительству объектов подготовки к проведению Евро-2012 (Украина), Сочи-2014 (Россия) и дальнейшему развитию рекреационного и постиндустриального потенциалов вышеуказанных территорий. Аналогично проекту «Международный строительный парк на реке Рейн» в регионе «Евро» предлагаемый проект ДДД рассчитывается на 15 - 20 лет реализации. Первым направлением его осуществления является строительство и реконструкция железнодорожных и автомобильных дорог сообщением Днепропетровск - Донецк - Луганск - Ростов-на-Дону, а также строительство современных аэропортов в этих городах.

Уникальное положение Донбасского и Приднепровского регионов в системе международных транспортных коридоров определяется следующим:

- через Донбасс и Приднепровье проходят международные авиационные, железнодорожные и автотранспортные потоки в направлении «Европа - Азия»;

- одновременно в данном направлении «Восток - Запад» и «Запад - Восток» (Великий Шелковый Путь) увеличиваются транспортные потоки из Средиземноморья через Черное море (Стамбул - Севастополь - Одесса) и Азовское море (Мариуполь - Таганрог) через Донбасс в Китай, Россию, Казахстан, Индию и др.;

- в связи с подготовкой Донецка к проведению Евро-2012 и, в свою очередь, подготовкой Сочи к Зимней олимпиаде 2014 года увеличиваются транспортные потоки в направлении Днепропетровск - Донецк - Ростов - Сочи.

13

Вісник ПДАБА

В настоящее время в Донецке осуществляется расширение международного аэропорта, который будет принимать все типы самолетов. В 5 км от него находится крупнейший в Европе железнодорожный узел - станция Ясиноватая Донецкой железнодорожной дороги. Одновременно в пределах международного аэропорта и железнодорожного узла проходит крупнейшая автомагистраль в направлении «Европа - Азия». Все это создает объективные условия для образования на пересечении международных авиационных, железнодорожных и автотранспортных перевозок так называемого «сухого порта», что обеспечит повышение логистического обслуживания вышеназванных транспортных потоков в несколько раз.

Одновременно целесообразно рассматривать создание промышленно-транспортной зоны «Европа - Азия - Донбасс - Приднепровье» как интегратора вышеназванных международных транспортных коридоров в направлении «Восток - Запад» («Запад - Восток») и «Юг - Север» («Север - Юг») с организацией индустриальных (промышленных) парков (зон) по привлечению иностранных инвесторов и строительством промышленных предприятий по сборке высокотехнологичной и другой продукции и созданию новых производств. Аналогом данной зоны является Шеннонский международный аэропорт, промышленный парк (Ирландия) в Европе и Сингапурский международный аэропорт в Азии.

Привлечение инвестиций возможно, во-первых, из стран-членов ЕС: Германия, Австрия, Франция, Великобритания, Италия и др., во-вторых, из стран Юго-Востока Азии: Китай, Япония, Сингапур, Тайвань, Индия и др.; в-третьих, из стран Ближнего Востока: Турции, Египта, Ливии, Саудовской Аравии, Кувейта и др.; в-четвертых, из стран СНГ: Казахстан, Россия, Узбекистан, Азейрбаджан и др.

В настоящее время аналогичный «сухой» порт строится на границе Казахстана и Китая. Через этот международный транспортный узел поток грузов из Китая направляется в Европу и обратно. Предлагаемый в Донбассе «сухой порт» является наилучшим вариантом на Востоке Украины и Европы.

Второе важнейшее направление формирования и реализации предлагаемого инвестиционного проекта «Международный строительный парк «Дон - Донбасс - Днепр»(ДДД) непосредственно связано с подготовкой г. Донецк и Днепропетровск в качестве базовых городов проведения в Украине «Евро-2012», а также с подготовкой г. Ростов-на-Дону и Южного Федерального округа России к осуществлению проектов Зимней Олимпиады «Сочи-2014». По данному направлению существуют огромные потенциальные возможности для инвестиционностроительных комплексов приграничных областей Украины и России по сооружению множества спортивных объектов и объектов инфраструктуры проведения Евро-2012 в Украине и Сочи-2014 в России.

Третье перспективное направление разрабатываемого инвестиционного проекта «Международный строительный парк ДДД» связано с развитием рекреационного потенциала и соответствующим строительством на всей территории от Дона до Днепра с востока на запад и от Славяногорья до побережья Азовского моря с севера на юг. Развитие приграничного и международного туризма, по опыту стран-членов ЕС, должно основываться на совместных культурных и исторических связях. При этом следует активно использовать опыт западных областей Украины по приграничному сотрудничеству, в частности Закарпатской области Украины и области Сабольч - Сатмар - Берег в Венгрии. Необходимо отметить, что в период с 2007 по 2013 год. Европейский Союз считает территориальное сотрудничество одним из трех самых главных направлений деятельности. При этом особое внимание концентрируется на развитии переходящего через границы сотрудничества, а также на преодолении отсталости приграничных территорий [4].

Донбасс является связующим историческим и культурным перекрестком цивилизаций от Днепра до Дона на Великом Шелковом Пути из Европы в Азию и обратно [2; 5].Тут сохранились и требуют своей реконструкции архитектурные памятники различных исторических эпох, а также памятники промышленной архитектуры освоения Донбасского каменноугольного бассейна XVII - XX веков. Перспективными зонами совместного приграничного сотрудничества между Донецкой и Ростовской областями являются территории приграничных Амвросиевского и Матвеев-Курганского, Новоазовского и Неклинского районов, а также других районов и городов. По опыту стран-членов ЕС, решающую роль в развитии приграничного сотрудничества играют органы регионального управления и органы местного самоуправления, а также создаваемые территориальными громадами совместно с

14

№ 4 квітень 2011

вышеперечисленными органами государственного управления предлагаемые Ассамблеи (Советы) развития областей и их исполнительные органы - Агентства развития областей.

Четвертое перспективное направление создания и функционирования инвестиционного, приграничного проекта «Международный строительный парк «три Д» должно быть связано с формированием индустриальных (промышленных) парков (зон) по опыту ЕС, а также с учетом опыта Ростовской области по созданию таких промышленных зон в последние годы с целью привлечения иностранных и отечественных инвесторов. Аналогичные зоны экономической активности могут быть созданы и в Донецкой, и в Днепропетровской, и в других областях Украины. При этом особое внимание следует уделять активизации инновационного, научнотехнического, приграничного сотрудничества в сфере создания технологических парков, научных парков и комплексов и других инновационных структур, а также формирования совместных инновационно-инвестиционных проектов по высоким технологиям, а именно в области космической техники, авиастроения и вертолетостроения, нанотехнологий, энергосберегающих технологий и т. д.

Важнейшей необходимостью разработки вышеназванного проекта приграничного сотрудничества «Международный строительный парк Дон - Донбасс - Днепр» является современная социально-экономическая ситуация, связанная с глобальным финансовым кризисом, которая особенно болезненно складывается именно в Донбасско-Приднепровском регионе из-за огромного спада промышленного производства в горно-металлургическом комплексе, угольной промышленности, машиностроении и других отраслях. Однако опыт стран ЕС, в частности Германии, Франции, Голландии, Англии и др., показывает эффективный путь преодоления социально-экономических, кризисных явлений в национальной и региональной экономиках за счет инвестиционно-строительного и инновационнго направлений регионального развития, особенно в сфере приграничного сотрудничества.

В качестве конкретных проектов в рамках вышеназванного мегапроекта можно привести предложения по созданию межрегиональных научно-производственных кластеров «Центр энергетического металлостроительства и энергосбережения» и «Центр стимулирования применения стали в строительстве». В частности, для использования ветроэнергетики в Украине в этих кластерах происходит взаимодействие научно-производственных потенциалов Донецкой, Луганской, Днепропетровской, Запорожской, Херсонской, Николаевской, Одесской областей и АР Крым.

Использование вышеприведенных экономико-математических моделей межрегионального взаимодействия в инновационно-инвестиционной сфере, рассмотренных в [1 - 7], позволяет определить рациональные варианты международных и межрегиональных, инновационноинвестиционных, интеграционных, кластерных объединений.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Булеев И. П. Трансформация общества и экономика: опыт и перспективы: Моногр. / Булеев И. П. - Донецк, 2006. - 336 с.(НАН Украины. Ин-т эконом. пром-сти)

2. Державна регіональна політика України: особливості та стратегічні пріоритети: Моногр. / За ред. 3. С. Варналія. - К. : ШСД, 2007. - 768 с.

3. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты / Под ред.

Ю. К. Пермского, Н. Я. Калюжной. - М. : ТЕКС, 2003.- 472 с.

4. Концептуальні засади науково-технічного розвитку регіону / Ред кол.: О. І. Амоша, А. М. Близнюк, М. Г. Чумаченко, В. П. Шевченко, В. Ф. Янукович / НАН України, Ін-т економіки промисловості. - Донецьк, 2002. - 172 с.

5. Оскольський В. Про перспективи становлення конкурентоспроможної регіональної економіки / В. Оскольський // Економіка України. - 2007. - № 12. - С. 4 - 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Основы конкурентных преимуществ и инновационного развития: Моногр. / Б. И. Холод, Т. А. Ткаченко, Р. Б. Тян, С. И. Чимшит, А. И. Щукин // Под общ. и научн. ред. проф. Ткаченко В. А. - Д. : ДУЭП, Монолит, 2008. - 405 с.

7. Регіональна політика та механізми її реалізації / За ред. М. І. Долишнього. - К. : Наукова думка, 2003. - 503 с.

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.