Научная статья на тему 'МОДЕЛИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ КАНАЛОВ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

МОДЕЛИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ КАНАЛОВ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КАНАЛ / КАНАЛ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ / ЦЕПЬ ПОСТАВОК / ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / МОДЕЛЬ КАНАЛА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ / LOGISTICS / LOGISTICS CHANNEL / PRODUCT DISTRIBUTION CHANNEL / SUPPLY CHAIN / TRADING COMPANY / PRODUCT DISTRIBUTION CHANNEL MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамов А.А.

В статье исследуются взаимодействие участников логистического канала товародвижения, а именно предприятий розничной и оптовой торговли, перечислены основные функции оптовой и розничной торговли. Рассмотрены различные варианты реализации готовой продукции и товаров. Приведен пример построения модели каналов товародвижения в торговой сфере, показаны основные аспекты и показатели эффективности при организации данной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF LOGISTICS CHANNELS OF PRODUCTION IN THE SYSTEM OF MANAGEMENT OF TRADE ENTERPRISE

The article examines the interaction of participants in the logistics channel of product distribution, namely, retail and wholesale enterprises, lists the main functions of the wholesale and retail trade. Considered various options for the implementation of finished products and goods. An example of building a model of distribution channels in the trade sector is given, and the main aspects and performance indicators for organizing this model are shown.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ КАНАЛОВ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 339.18

Абрамов А.А. студент магистратуры Ростовский государственный Университет путей сообщения Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону МОДЕЛИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ КАНАЛОВ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: в статье исследуются взаимодействие участников логистического канала товародвижения, а именно предприятий розничной и оптовой торговли, перечислены основные функции оптовой и розничной торговли. Рассмотрены различные варианты реализации готовой продукции и товаров. Приведен пример построения модели каналов товародвижения в торговой сфере, показаны основные аспекты и показатели эффективности при организации данной модели.

Ключевые слова: Логистика, логистический канал, канал товародвижения, цепь поставок, торговое предприятие, модель канала товародвижения.

Abramov A.A. graduate student Rostov State University of Railway Transport Russian Federation, Rostov-on-Don MODELS OF LOGISTICS CHANNELS OF PRODUCTION IN THE SYSTEM OF MANAGEMENT OF TRADE ENTERPRISE

Annotation: the article examines the interaction of participants in the logistics channel of product distribution, namely, retail and wholesale enterprises, lists the main functions of the wholesale and retail trade. Considered various options for the implementation of finished products and goods. An example of building a model of distribution channels in the trade sector is given, and the main aspects and performance indicators for organizing this model are shown.

Key words: Logistics, logistics channel, product distribution channel, supply chain, trading company, product distribution channel model.

В современной логистической системе важными ее элементами являются логистическая цепь товародвижения и входящие в нее каналы товародвижения.

Целью любой организации является способность сформировать свой канал товародвижения, который сможет осуществлять бесперебойные поставки нужных товаров и произведенной продукции в места ее реализации и продажи заинтересованным клиентам.

Товародвижением в логистике принято считать систему, которая обеспечивает процесс доставки товаров к местам продажи точно в срок за определенное время и с максимально высоким уровнем обслуживания клиентов или покупателей. Зарубежные авторы под этим понятием

подразумевают процесс систематического принятия решений в отношении физических перемещений и передачи собственности на товар или услугу от производителя к потребителю, включая такие услуги как транспортировка, хранение и совершение сделок.

К основным участникам канала товародвижения следует относить (не считая предприятий производителей и поставщиков сырья) являются предприятия оптовой и розничной торговли. Цели и функции таких предприятий имеют явные различия, которые обуславливаются их сферой деятельности.

К основным потребителям оптовой торговли относят: коммерческие предприятия, промышленные предприятия, государственные компании, различные организации розничной торговли. Функции, которые выполняет оптовая торговля в каналах товародвижения это:

• предоставление возможности производящим предприятиям реализовывать свою произведенную продукцию в местах ее потребления с минимальным контактом с конечным клиентом;

• обеспечение торговой сферы высококвалифицированным персоналом со специализацией торговля;

• обеспечение различных видов поддержки (маркетинговая, транспортная, техническая и тому подобное) участников в ходящих в каналы товародвижения;

• выборка и формализация нужного ассортимента продукции для конечных клиентов с дальнейшей минимизацией сделок для компании производителя;

• закупка конечной продукции и товаров в больших количествах для снижения показателей транспортных издержек;

• формирование и поддержка материальной базы для осуществления ее хранения и складирования в виде запасов;

• осуществление финансовой поддержки для всех участников логистического канала товародвижения в связи с наличием конкретной критической ситуации или при других случаях;

• осуществление обратной связи с компаниями производителями для осуществления процессов возврата некачественной продукции или других ее выявленных изъянах;

• принятие предпринимательских рисков таких как хищение и другие возможные потери в процессе реализации продукции и ее обращения.

В розничную торговлю входят все торговые предприятия, занятые в сфере продаж готовой продукции и товаров конечным потребителям. Розничная торговля является последним этапом любого логистического канала товародвижения. К функциям розничной торговли относят:

• осуществление процессов сортировки, а именно: распределение товара в пределах торговой площади, формализация товара, подбор ассортимента;

• работа с информацией о товаре с клиентами и другими участниками логистического канала товародвижения;

• осуществление различных операций хранения товара его расфасовки, упаковки;

• завершение цикла товара в канале товародвижения, то есть его продажа конечному покупателю.

Моделью каналов товародвижения принято считать визуализированное описание каналов товародвижения между участниками конкретной логистической бизнес-системы. При том построенная модель является элементом других возможных моделей, используемых для организации своего рода структуры бизнес процессов предприятия или иными словами его бизнес-архитектуры. Бизнес-архитектура является построенной совокупностью различных элементов и проекций (системы, подсистемы, ресурсы, процессы, проекты, организационные структуры и тому подобное), которые находятся в определенной взаимосвязи между собой, которые также могут быть представлены в виде описывающих моделей с целью в дальнейшем усовершенствовать работу системы управления.

Следует также заметить, что моделирование каналов товародвижения не только оказывает существенное влияние на формирование бизнес-архитектуры организации, а также играет ключевую роль в процессах взаимодействия компании с внешней средой и осуществления анализа угроз во внутренней среде организации.

Организация производитель продукции, которая является участником или иными словами элементом логистической системы осуществляет закупку ресурсов и сырья у конкретных поставщиков в определенном количестве. В зависимости от широты ассортимента и предоставляемых услуг в сфере реализации, изменяется количество выше указанных поставщиков и компаний производителей. Дальнейший шаг это, работа самой сферы реализации товаров и продукции, то есть материальный поток касается предприятий участников сферы реализации товаров и услуг и работы с конечным потребителем. Обычно дальнейшая реализация может иметь два варианта:

1) Получаемая продукция еще не имеет товарный вид и требует переработки, что ведет к тому что происходит увеличение канала товародвижения в целях осуществления дополнительных операций по преобразованию товара в конечный продукт. В данном варианте могут быть осуществлены следующие короткие этапы работы с продукцией: упаковка, фасовка, чистка, формализация и так далее.

2) Получаемая продукция не требует операций переработки и преобразования, то есть продукция имеет товарный вид, то следующими операциями в канале товародвижения становятся процессы хранения и дальнейшей продажи конечному потребителю. В данной ситуации, операции с упаковкой конечного товара могут отсутствовать. Здесь роль играет вид данного конечного товара (с наличием упаковки или без), а также наличии затрат на осуществление его упаковки.

На современном этапе наиболее эффективным способом формирования и использования логистического канала товародвижения является следование процессам интеграции и интернационализации. Следует также не забывать, что при следовании данным процессам дополнительный риск для предприятий участников торговых отношений, в которых в первую очередь решается вопрос экономической безопасности и качества взаимодействия между каждым участником, совпадением целей и идей.

Далее наступает роль следующего этапа работы логистического канала товародвижения, а именно хранение товаров и готовой продукции. Этот процесс осуществляется в зависимости от самой компании продавца и специфики товара. Может быть, что складское помещение отсутствует, в таком случае товар может быть размещен непосредственно в витрину или на полку.

Реализация продукции и товаров может осуществляться напрямую для физических или юридических лиц, или с использованием агентов к примеру различные дилеры, киоски или магазины, которые осуществляют продажу продукции определенной торговой сети.

При этом клиенты разделяются на две категории:

1) Физические лица

2) Юридические лица

Физическими лицами являются непосредственно конечные клиенты и покупатели, юридическими различные организации и подразделения.

Поставщики Ресурсы Продукция Реализация

Изготовление

р^гургпи и

сырья продукции г продукции

Клиенты

Физические лица

Комплектующие

I

Поставщики Ресурсы

ресурсов и

сырья

Изготовление дополнительных комплектующих

Рисунок 1 - Пример построения модели каналов товародвижения.

При осуществлении продаж клиентам категории «физические лица», важнейшую роль играет осуществление управления процессом реализации в розничной сети. Процесс включает в себя наличие профессионального понимания поведения клиента в торговых залах магазинов и других местах розничной среды.

На данный момент ведутся и были уже проведены научные исследования изучающие поведения клиента в процессе осуществления приобретения благ и различных товаров, используя такие показатели, как время, которое требуется клиенту на покупку нужных ему товаров, скорость передвижения и расстояние, которое было пройдено непосредственно в магазине или другом месте реализации и продажи.

Таким образом для оптимизации и организации модели каналов товародвижения включая всю логистическую цепь в целом для торгового предприятия следует проводит анализ ее работы и систем управления в трех аспектах:

1. Эффективность организации и проектирования логистической цепи товародвижения. Основным показателем здесь будет коэффициент звенности цепи. Чем меньше значение показателя, тем меньше посредников в процессе товародвижения, если показатель равен единице, это значит, что при реализации продукции отсутствуют посредники и канал товародвижения имеет прямой и линейный вид.

2. Эффективность работы складского хозяйства в цепи товародвижения. Здесь к основным показателям можно отнести: коэффициент полезной площади склада, коэффициент оборачиваемости товаров на складе, средняя продолжительность хранения товаров на складе.

3. Осуществление эффективной работы торгового зала в местах реализации. Основными показателями являются: коэффициент установочной площади, коэффициент наполнения витрин и полок, средняя продолжительность хранения товаров в торговом зале, коэффициент оборачиваемости готовой продукции и товаров на территории торгового зала.

Модель каналов товародвижения, помогает осуществлять процессы управления процессом товародвижения, а также оптимизирует и совершенствует деятельность всех участников канала и всей цепи товародвижения в целом.

При построении такой модели формируется маркетинговая стратегия управления цепочкой поставок, управление операциями с продукцией и товарами, а также управление взаимодействия мест реализации с конечными потребителями.

Таким образом в современной действительности процессы формирования модели каналов товародвижения и дальнейшего управления построенной системой товародвижения для торговых организаций оказывает

важнейшее влияние на работу промышленной базы, ведь именно качественно работающая цепь товародвижения осуществляет последний элемент работы сети, компенсирует затраты на производство продукции и позволяет развиваться производственной сфере как региона, так и страны.

Использованные источники

1. Ковалев М.Н. Моделирование цепей поставок в промышленности // Вестник ГГТУ им. П.О. Сухого. 2014. № 1. С. 117-124.

2. Ляндау Ю. В. Бизнес-архитектор: построение систем управления. М.: Издательство «Русайнс», 2016. 140 с.

3. Маколова, Л.В. Управление логистическими рисками в цепях поставок: учеб.-метод. пособие / Л. В. Маколова; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д:, 2013. - 12 с.

4. Маколова, Л.В. Транспортировка в цепях поставок [Текст]: учеб.-метод. пособие / Л. В. Маколова; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д: [б. и.], 2013. -31 с.

5. Мамаев, Э.А. Развитие логистического аутсорсинга в России: антикризисные императивы качественной трансформации/ Э.А. Мамаев, М.В. Михайлюк // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2015. №4 (52). - С. 28-33

6. Подольная С. И. Особенности организации и анализа процесса товародвижения в рамках подразделений крупных торговых сетей // Молодой ученый, 2014. № 9. С. 304-307

7. Проценко, О.Д. Логистика и управление цепями поставок - взгляд в будущее. Макроэкономический аспект / О.Д. Проценко, Е.И. Солдаткина, И.О. Проценко. - М.: "Дело" РАНХиГС, 2012. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.