Научная статья на тему 'Совершенствование взаимодействия рыночных субъектов в логистической системе оптовой торговли ГСМ'

Совершенствование взаимодействия рыночных субъектов в логистической системе оптовой торговли ГСМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
503
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНЫЕ СУБЪЕКТЫ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕПИ / ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ / КАНАЛЫ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ / КРИТЕРИИ ВЫБОРА КЛИЕНТА / MARKET ACTORS / LOGISTIC CHAINS / WHOLESALE TRADE / DISTRIBUTION OF GOODS / SELECTION CRITERIA OF THE CLIENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Былинкина Н. В.

Процесс оптовой торговли рассматривается с позиции организации логистической системы. Основным направлением является выявление логистических субъектов и их логистические взаимодействия. Более подробно рассмотрены варианты построения логистических цепей оптовой торговли горючесмазочными материалами, выявлены их преимущества и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE INTERACTION OF MARKET PLAYERS IN THE LOGISTICS SYSTEM OF WHOLESALE TRADE OF PETROLEUM PRODUCTS

The process of wholesale trade is considered in terms of organization of the logistics system. The main task is to identify the logistics actors and their logistics cooperation. A detailed consideration is made of the construction variants of logistic chains for wholesale trade of combustive-lubricating materials, their advantages and disadvantages.

Текст научной работы на тему «Совершенствование взаимодействия рыночных субъектов в логистической системе оптовой торговли ГСМ»

УДК 658.8+339.187

Н.В. Былинкина

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЫНОЧНЫХ СУБЪЕКТОВ

В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ГСМ

Процесс оптовой торговли рассматривается с позиции организации логистической системы. Основным направлением является выявление логистических субъектов и их логистические взаимодействия. Более подробно рассмотрены варианты построения логистических цепей оптовой торговли горючесмазочными материалами, выявлены их преимущества и недостатки.

Рыночные субъекты, логистические цепи, оптовая торговля, каналы товародвижения, критерии выбора клиента

N.V. Bilinkina

IMPROVING THE INTERACTION OF MARKET PLAYERS IN THE LOGISTICS SYSTEM OF WHOLESALE TRADE OF PETROLEUM PRODUCTS

The process of wholesale trade is considered in terms of organization of the logistics system. The main task is to identify the logistics actors and their logistics cooperation. A detailed consideration is made of the construction variants of logistic chains for wholesale trade of combustive-lubricating materials, their advantages and disadvantages.

Market actors, logistic chains, wholesale trade, distribution of goods, selection criteria of the client

Система торговли в своей основе содержит совокупность связей, выраженных во взаимодействии рыночных субъектов. Торговля всегда выступала движущим механизмом в развитии рынка. Научная концепция изучения процесса торговли предполагает рассмотрение совокупности взаимодействия ее элементов как функционирование живого организма. Необходимость такого подхода обусловлена безусловным многообразием трансформаций внутренних процессов и связей, действующих неразрывно и взаимозависимо. С позиций логистики именно выявление, изучение и получение возможностей влияния на эти взаимодействия является одной из составляющих «формулы успеха» в бизнесе. Исторически процесс развития товарного хозяйства способствовал обособлению сферы обращения и выделению в ней посреднических отраслей - оптовой и розничной торговли. Оптовая торговля предшествует розничной, в результате оптовой продажи товары не переходят в сферу личного потребления, они поступают либо в производственное потребление, либо приобретаются розничной торговлей для реализации населению. Таким образом, оптовый товарооборот представляет собой совокупный объем продажи товаров производственным и торговым предприятиям, а также посредниками другим торговым предприятиям и юридическим лицам для последующей реализации населению или для производственного потребления.

Функции оптовой торговли можно разделить на два вида: традиционные - главным образом организационно-технические (организация оптовой купли-продажи, складирование и хранение запасов, преобразование ассортимента товаров, их транспортировка) и новые, возникающие под влиянием развития рынка.

Специализация оптовой торговли на выполнении контактной функции (связь производителя товара с покупателем) обеспечивает значительную экономию издержек обращения, что обусловливает уменьшение числа контактов. В результате покупатель (т.е. розничная торговля) экономит время,

223

так как освобождается от закупок у множества производителей, снижает материальные затраты, связанные с хранением, формированием ассортимента товара и их доставкой.

Исследование логистических систем оптовой торговли позволяет выявить ряд взаимодействующих субъектов: покупатель, продавец, поставщик, посредник, перевозчик, хранитель. Специфика того или иного оптового предприятия может отличаться составом субъектов - появляются новые звенья в цепи либо объединяются существующие субъекты. Грамотное выявление и оптимизация связей этих субъектов являются важными задачами, решение которых позволяет обеспечить построение логистических систем в оптовой торговли [1].

Все большую актуальность приобретает изучение рынка горючесмазочных материалов (ГСМ). Любое перемещение груза в пространстве требует топливных затрат. В связи с этим необходимо проведение глубокого анализа взаимодействия рыночных субъектов функционирования рынка оптовой торговли ГСМ.

В Саратовской области на протяжении многих десятков лет ведется активная добыча сырьевых составляющих ГСМ - нефти и газа. Создается и функционирует целостная инфраструктура, разрабатывается научная база. Десятки предприятий на территории области работают в сфере нефтедобычи и переработки нефтепродуктов. Географическое расположение этих субъектов логистической системы по праву позволяет считать Саратовскую область одним из нефтегазовых центров России. По данным Управления по недропользованию Саратовской области в 1 полугодии 2011 г добыча нефти и конденсата в сравнении с аналогичным периодом 2010 года выросла на 1,76%, газа - на 61,05%. Рост добычи углеводородного сырья произошел в основном за счет деятельности таких компаний, как ООО «Диалл Альянс», ООО «Прикаспийская газовая компания», ОАО «Саратовнефте-газ», ЗАО «Богородскнефть». Совокупность этих факторов послужила фундаментальной основой для развития рынка оптовой торговли ГСМ.

Выстраивание логистических цепей в системе оптовой торговли составляет основу изучения этого процесса. Выделение субъектов и их связей с целью совершенствования организации функционирования цепей на каждом этапе, минимизации затрат для достижения основных логистических целей является главным направлением исследования [4].

Рынок оптовой торговли ГСМ представлен различными торговыми предприятиями, существующими в разных экономических плоскостях и являющимися как конечными звеньями производственного процесса, так и обособленными фирмами, специализирующимися только на сбыте продукта. Состав субъектов этих цепей существенно различен. Рассмотрим логистическую цепь оптовой торговли ГСМ на примере предприятия с полным производственным циклом данного продукта.

ОАО «ЛУКойл» - российская нефтяная компания. По размеру доказанных запасов углеводородов «ЛУКойл» является второй в мире частной нефтяной компанией после ExxonMobil. С позиции изучения логистических процессов оптовой торговли целесообразно подробнее рассмотреть цикл «производство - реализация». Именно на этом этапе функционируют интересующие нас субъекты логистической цепи: склад поставщика, доставка груза до потребителя, склад потребителя (оптового продавца), последующая реализация клиенту.

Рассматривая предприятия с конечным производственным циклом функционирование некоторых логистических субъектов сводится к формальности. Например, такой элемент цепи, как доставка груза до потребителя (оптового продавца) в случае, когда производитель сам осуществляет оптовую торговлю, приобретает условный характер. Вместе с тем в составе издержек этот элемент также отсутствует, что, безусловно, является положительным моментом, т.к. не увеличивает стоимость товара.

При более детальном изучении данного процесса прослеживается также выпадение ряда других логистических субъектов, таких как хранение товара, складирование у поставщика (эти затраты можно отнести к производственным и не рассматривать их с позиции анализа процесса оптовой торговли). Изучаемому процессу характерно также использование кросс-докинга. Кросс-докинг (от англ. cross-docking ) - это логистическая операция внутри цепочки поставок, при которой отгрузка товара на склад и его последующая доставка получателю согласованы по времени таким образом, чтобы исключить хранение товара на складе. В результате партия продукции доставляется от поставщика (производителя) продавцу за максимально короткий срок. Кросс-докинг проходит в один или два этапа. При использовании одноэтапного кросс-докинга получатель адресует товар определенной торговой точке, и груз проходит через склад как отдельный заказ без изменений. Двухэтапный кросс-докинг предполагает, что партия товара, отгруженная поставщиком на склад в качестве логистической единицы, будет переформирована. При этом товар на складе можно делить на группы (каждая из которых доставляется в торговую точку) или собирать в единый блок (логистическую единицу)

224

вместе с другими частями этого же заказа. Хранение товара на складе при использовании двухэтапного кросс-докинга также исключается. Наличие этих моментов минимизирует затраты в общей составляющей стоимости товара.

Но это теоретический аспект. На практике мы можем видеть совершенно другую рыночную ситуацию. Конечная цена у оптовых продавцов горючесмазочных материалов различна, причем у мелких оптовиков, не являющихся производителями данного продукта, цена отличается несущественно, а иногда даже ниже, чем у некоторых производителей. Это следствие ценовой конкуренции производителей, системы скидок для постоянных клиентов, которые порой покрывают небольшое ценовое преимущество по отношению к цене производителя. Статистика объясняется различной эффективностью функционирования элементов логистических цепей. Все зависит от расстановки приоритетов.

Оптовые предприятия чаще закупают товары у внеобластных и внереспубликанских поставщиков, учитывая, что не во всех областях и республиках развито производство многих товаров и их приходится завозить. Местные поставщики зачастую поставляют товары непосредственно розничным торговым предприятиям, минуя оптовые базы.

Логистика - нахождение такого канала товародвижения, который обеспечивает минимальные сроки и минимальные затраты по доставке товаров потребителю [2]. С этой позиции развитие бизнеса мелких организаций-оптовиков, торгующих горючесмазочными материалами, имеет большие перспективы в своем развитии. Акцент ставится на оптовую торговлю. Хотя и розничная торговая сеть заправок от производителя не покрывает всей потребности, несмотря на огромные количественные показатели. Сказываются географические факторы расположения потенциальных клиентов. Это специфика необходимости охвата огромных территорий рынка потребителей горючесмазочных материалов. В решении этой проблемы преимущество имеет небольшие оптовые компании. Фирма, осуществляющая оптовую торговлю ГСМ, с небольшим оборотом капитала имеют свою локальную сеть клиентов. Организация доставки товара как субъект логистической цепи может производиться как силами самой торгующей фирмы, так и с привлечением специализированных организаций. Способ выбирается исходя из минимизации затрат на этот элемент логистической цепи. Необходимо учесть все прямые и косвенные затраты: содержание специализированного автотранспорта и персонала, оформление документации по перевозке опасных грузов, риски гражданской ответственности и потерь, организация учета и отчетности в случае оказания транспортных услуг самой торгующей фирмой. Как правило, небольшой торгующей фирме выгоднее доставлять товар до покупателя с привлечением услуг сторонних организаций либо на условиях самовывоза.

Функционирование сбытовой логистики ориентировано непосредственно на увелечение реализации. Создаются наиболее выгодные условия для привлечения клиента посредством маркетинговых операций, поддержанием деловой репутации, предоставления широкого спектра дополнительных услуг и гарантий, влияющих на выбор покупателя того или иного оптового предприятия. Детальный анализ функционирования предприятий с конечным циклом продукта ГСМ позволяет сделать вывод, что, как правило, функционирование такой логистической цепи имеет хорошо отлаженный механизм сбыта крупным оптовикам. Это следствие стабильного роста спроса на данный вид продукции. Крупному производителю-оптовику практически не приходится заниматься вопросами сбыта. Противоположная ситуация складывается у небольших торгующих фирм, являющихся перепродавцами нефтепродуктов. Они ориентированы на другой сегмент рынка потребителей. Таким образом, необходимо создать такие условия поставки, при которых клиент предпочел бы мелкий опт рознице. Исследования показывают, что не всегда определяющим критерием выбора клиента является цена, особенно в условиях несущественных разниц. Мелкие оптовики привлекают клиента территориальной близостью, возможностью кредитования (при том, что производители практически всегда работают на условиях предоплаты), различные способы доставки более мелкими партиями, быстрое оформление и доставку всей необходимой документации. Это, безусловно, положительные моменты с позиции клиента. На практике небольшое сельхозпредприятие - субъект логистической цепи оптовой торговли (клиент) - не имеет финансовой возможности, технического потенциала, чтобы произвести закупку ГСМ у крупного оптовика-производителя по более низкой цене (хотя разница, как правило, несущественна), но испытывает потребность в данном виде продукции ежедневно исходя из своей специфики. Группа таких клиентов предпочтет небольшое торговое предприятие с более гибкими условиями поставки.

Изучение связей логистической системы оптовой торговли позволяет выявлять направления для совершенствования процесса торговли с целью более качественного удовлетворения потребностей потребителя [3]. Рынок сам определяет право на существование как крупных оптовых предприятий, так и мелких оптовых фирм. На поверхности множество проблем, требующих изучения и принятия решения. Необходима разработка юридических аспектов, системы контроля качества, экологичности процесса реализации

ГСМ, направленные на повышение правовой защищенности и безопасности покупателей. Данный вид продукта характеризуется высокой степенью опасности на любом этапе логистического процесса. Каждый из этих аспектов, в свою очередь, является элементом логистической цепи.

Таким образом, рассмотренные варианты построения логистических цепей оптовой торговли горючесмазочными материалами имеют свои преимущества и недостатки. Усиление преимуществ и работа над недостатками - цель логистического подхода к решению этой проблемы. Максимальное получение прибыли для субъекта логистической цепи - оптового продавца - не должно отрицательно сказываться на удовлетворении потребностей другого элемента этой цепи - покупателя. Достижение взаимовыгодных целей всех элементов логистической цепи должно осуществляться посредством грамотного логистического подхода к функционированию любого процесса вообще и к организации оптовой торговли, в частности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гордон М.П. Логистика товародвижения / М.П. Гордон, С.Б. Карнаухов. М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. 183 с.

2. Логистика: интеграция и оптмимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок: учеб. / В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова; под ред. проф. В.И. Сергеева. М.: Эксмо, 2008. 944 с. (Полный курс МВА).

3. Пахомова А.В. Логистика организации процесса закупок: инновационный подход / А.В. Пахомова, Н.В. Астафьева. Саратов: СГТУ, 2005. С. 66-80.

4. Родников А. Хозяйственные связи и управление запасами / А. Родников, А. Щербаков, М. Егорова // РИСК. 1994. №1-2. С. 81-90.

Былинкина Наталья Владимировна -

аспирант кафедры «Экономика и управление на автомобильном транспорте»

Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

Статья поступила в редакцию 27.01.12, принята к опубликованию 04.06.12

Natalia V. Bilmkma -

Postgraduate of the Department «Economy and Management in Road Transport» of Gagarin Saratov State Technical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.