Научная статья на тему 'Модели кооперации в системе социального партнерства'

Модели кооперации в системе социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
234
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИГРЫ ГОЛОСОВАНИЯ / С-ЯДРО / НМ-РЕШЕНИЕ / ВЕКТОР ШЕПЛИ / SOCIAL PARTNERSHIP / OPTIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / VOTING GAMES / C-CORE / NM-DECISION / SHAPLEY VALUE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тарасенко Лариса Викторовна, Угольницкий Геннадий Анатольевич, Дьяченко Владимир Константинович

Предлагается формализация социально-партнерских отношений в системе дополнительного профессионального образования с помощью математического аппарата теории кооперативных игр. Построена игра голосования трех лиц, проведен сравнительный анализ различных принципов оптимальности для характерных значений числа голосов игроков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Тарасенко Лариса Викторовна, Угольницкий Геннадий Анатольевич, Дьяченко Владимир Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Models of cooperation in the system of social partnership

Relations between subjects of the system of social partnership in the domain of optional professional education are modeled by a voting game. For the 3-person voting game a comparative analysis of such optimality principles as C-core, NM-decision, and Shapley value for the typical values of the players' voices is conducted.

Текст научной работы на тему «Модели кооперации в системе социального партнерства»

Модели кооперации в системе социального партнерства

Л.В. Тарасенко, Г. А. Угольницкий, В.К. Дьяченко

Неразработанность механизмов социального партнерства,

сохраняющегося разрыва связей с работодателями, социальными партнерами порождает проблему разработки концептуальных основ формирования региональной социокультурной модели социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) [1].

В рамках общей теории социального управления Г.П. Зинченко рассматривает понятие «социальное партнерство» как форму взаимодействия многообразных субъектов социума (государственных институтов, корпораций, некоммерческих организаций, социальных групп и др.), позволяющую им свободно выражать свои интересы и находить цивилизованные способы их реализации [2]. Данное определение принято авторами в качестве рабочего понятия при изучении механизмов социального взаимодействия в дополнительном профессиональном образовании, как частном случае его применения.

Все совокупные субъекты социального партнерства в системе ДПО могут быть разделены на две группы: 1 - субъекты, вступающие во взаимодействия между собой на мезосоциальном уровне (учреждения ДПО, органы государственной власти, работодатели); 2 - на микросоциальном (преподавательский состав учреждений ДПО и контингент обучающихся). Таким образом, «партнерство» - это взаимодействие участников

образовательного процесса, с одной стороны. С другой, социальное партнерство субъектов в системе ДПО - это отношения между коллективными субъектами, заинтересованными на определенном этапе взаимодействия в эффективности ДПО. К тому же партнерство является культурным явлением, потому что в нем отражены традиции конкретного этапа культурного развития общества. Сущность социального партнерства

заключается в равноправном взаимодействии социальных (административноправовых, гражданских, культурных и образовательных учреждений), производственных субъектов и бизнес-структур, направленном на целесообразное выполнение профессионально - образовательной миссии образовательным учреждением системы ДПО [3].

Из вышеизложенного вытекает целесообразность описания процессов социального партнерства вообще и в системе ДПО в частности с помощью математического аппарата теории кооперативных игр, позволяющего моделировать образование коалиций субъектов и их взаимодействие [4,5,6]. Методика моделирования социальных процессов описана авторами в работах

Удобной кооперативно-игровой моделью служат так называемые игры голосования [10]. Игра голосования с характеристической функцией

набирает не менее нужного числа голосов б , и проигрывает в противном случае. Удобно задавать игру голосования строкой ; у1, • ■ ■, уп).

В модели социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) игроками являются работодатель (1=1), ВУЗ (1=2) и студент (1=3). В общем случае можно интерпретировать qi как комплексный ресурс игрока 1, а 0 - пороговое значение ресурса, при котором социальное партнерство является эффективным. В качестве примера будем придерживаться трактовки, согласно которой 0 - стоимость

[7,8,9]

(1)

Здесь величина У -0 интерпретируется как число голосов, которыми располагает игрок * . Таким образом, коалиция побеждает ()= 1), если

реализации программы ДПО, qi - сумма, которую игрок 1 готов инвестировать в проект. Программа может быть выполнена, если участники совместно инвестируют в ее реализацию необходимую сумму 0.

Рассмотрим игру голосования вида (1). В предложенной трактовке выигрывающими являются те и только те коалиции, которые располагают необходимыми средствами для реализации программы ДПО, а решение игры показывает принцип распределения полученных доходов.

Положим для определенности q1 < q2 < q3 , то есть упорядочим участников по возрастанию их готовности инвестировать в программу. Будем считать также, что q1 + q2 > q3 (в противном случае инвестиционный ресурс третьего игрока превосходит суммарный ресурс двух остальных, и объединение становится существенно неравноправным). Очевидно, что представляет интерес рассмотрение программ, стоимость реализации которых находится в диапазоне б е (У^У У2 + У3]. Действительно, если

0 < q3 , то третий игрок может реализовать программу самостоятельно, и необходимости в объединении не возникает. Если же 0 > q1 + q2 + q3 , то даже объединения ресурсов всех игроков все равно недостаточно для реализации программы. Проведем анализ всех возможных случаев соотношения ресурсов игроков и стоимости программы при сделанных предположениях.

1. q3 < 0 < q1 + q2. В этом случае все одноэлементные коалиции проигрывающие, а все двухэлементные и максимальная коалиция -выигрывающие. Игра симметрична, С-ядро в ней отсутствует. Вектор Шепли ф ( ) = (! 11)

имеет вид ф (у) = (3 , 3 , 3), то есть в этом распределении все игроки получают одинаковую долю дохода от реализации программы. Имеется устойчивое

так называемое дискриминирующее решение. Это означает, что те два игрока, которые первыми объединятся и создадут выигрывающую коалицию,

множество

представляет собой

исключают третьего игрока из распределения дохода, деля его поровну между собой.

2. q1 + q2 < 0 < q1 + q3 . Здесь участия третьего игрока необходимо и достаточно, чтобы неодноэлементная коалиция была выигрывающей,

ф ( ) = (11 2)

поэтому С(у) = {(0,0,1)}, ф (у) = (6 , 6 , 3 ). Хотя третий игрок не является

здесь в полном смысле слова диктатором, но его роль в инвестировании существенно выше, чем у двух других игроков, поэтому в С-ядре он забирает весь доход полностью, а в более демократичном векторе Шепли - две трети дохода.

3. q1 + q3 < 0 < q2 + q3 . Здесь в системе для определения С-ядра ненулевую правую часть имеют соотношения

Х2 + Х3 - 1, Х1 + Х2 + Х3 = 1 поэтому С(V) = {(0, X2, Х3), X2 + Х3 = 1, X2 - 0, Х3 - 0}. Из

соображений симметрии и неучастия первого игрока получаем вектор Шепли

1 1

в виде ф (уТаким образом, здесь основную роль в

инвестировании играют более сильные второй и третий игроки, которые и делят между собой инвестиционный доход, исключая первого игрока из распределения.

4. q2 + qз < 0 < ql+ q2 + qз . Здесь

С(V) = 0, ф (V) = (^3, ^3, ^3), единственной выигрывающей коалицией является

максимальная (то есть для реализации программы требуется обязательное объединение усилий всех игроков, которые в этом случае делят

инвестиционный доход поровну).

Литература:

1.Тарасенко, Л.В. Моделирование социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2011. - №4.

2.Михеев, В. А. Основы социального партнерства: теория и политика [Текст] / В. А. Михеев. - М., 2001.

3.Зинченко, Г.П., Рогов, И.И. Социальное партнерство: [Текст]: Учебник / Г.П. Зинченко, И.И. Рогов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Академцентр, 2009. - 224 с.

4.Петросян, Л.А. Теория игр [Текст] / Л.А.Петросян, Н.А.Зенкевич, Е.В.Шевкопляс. - СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - 432 с.

5.Petrosjan, L.A., Zenkevich, N.A. Game theory. - Singapore, London: World Scientific Publishers, 1996.

6.Petrosjan, L.A., Zaccour G. Time-consistent Shapley value allocation of pollution lost reduction [Text] // Journal of Economic Dynamics and Control. -2003. - Vol.27. - P.381-398.

7.Розин М.Д., Сущий С.Я., Угольницкий Г.А., Антоненко А.В. Дескриптивный подход к моделированию коррупции как фактора социальной конфликтности // Инженерный вестник Дона. 2011. №3.[Электронный журнал]. - № гос.регистрации 0421100096. - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n3y2011/561.

8.Сущий С.Я., Угольницкий Г.А., Дьяченко В.К., Сивогривов А.А. Математическая модель кадровой пирамиды бандподполья на Северном Кавказе // Инженерный вестник Дона. 2012. №2. [Электронный журнал]. - № гос.регистрации 0421100096. -http://ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/845.

9.Сущий С.Я., Угольницкий Г.А., Дьяченко В.К., Сивогривов А.А. Сценарное моделирование борьбы с экстремизмом на Северном Кавказе // Инженерный вестник Дона. 2012. №2. [Электронный журнал]. - № гос.регистрации 0421100096. -http://ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/847.

10.Мазалов В.В. Математическая теория игр и ее приложения. - СПб.: Лань, 2010. - 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.