Научная статья на тему 'Динамическая модель профессиональной специализации студентов'

Динамическая модель профессиональной специализации студентов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
139
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ КООПЕРАТИВНЫЕ ИГРЫ / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / SOCIAL PARTNERSHIP / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / DIFFERENTIAL COOPERATIVE GAMES / SIMULATION MODELING / IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тарасенко Лариса Викторовна, Угольницкий Геннадий Анатольевич, Дьяченко Владимир Константинович

Предлагается динамическая кооперативно-игровая модель социально-партнерских отношений в системе высшего профессионального образования. Описываются подходы к идентификации модели и ее исследованию на основе имитационного моделирования и теории кооперативных дифференциальных игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Тарасенко Лариса Викторовна, Угольницкий Геннадий Анатольевич, Дьяченко Владимир Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamic model of students'' professional specialization

A differential game theoretic model of the social partnership relations in the system of higher professional education is proposed. The state vector describes a level of students' professional level. Some approaches to the model identification and investigation based on simulation modeling and differential cooperative game theory are considered.

Текст научной работы на тему «Динамическая модель профессиональной специализации студентов»

Динамическая модель профессиональной социализации студентов

Л.В.Тарасенко, Г.А.Угольницкий, В.К.Дьяченко

Современное российское общество - динамично развивающаяся система, в которой трансформационные процессы уже давно приобрели перманентный характер. Это привносит неопределенность и нестабильность во все сферы жизнедеятельности индивида. Не составляет исключения и сфера профессиональной социализации. Сложившиеся модели социализации, включения молодежи в сферу социально-профессиональных взаимодействий оказываются неэффективными, т.к. данные модели не предполагают активного взаимодействия всех субъектов профессиональной социализации. Анализ мотивации профессионального выбора показывает, что в сознании современных студентов до сих пор не вполне сформированы социальные механизмы ответственного, с ориентацией на рынок труда, выбора профессии [1]. Работодатели очень низко оценивают уровень профессиональных знаний и навыков молодых специалистов; лишь половина (54,6%) считают его хорошим или отличным [2]. При разработке учебных планов и программ вузы крайне редко привлекают работодателей. Мнение самих студентов (даже слушателей системы ДПО) и вовсе не учитывается [1]. Таким образом, очевидно, что взаимодействие основных участников процесса профессиональной социализации, степень их взаимного доверия и удовлетворенности крайне низки.

Решение данной проблемы видится в формировании новой модели профессиональной социализации, основанной на принципах социального партнерства, понимаемого как особый тип совместной деятельности, характеризующийся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и стабильностью отношений» [2]. С целью проверки данной гипотезы воспользуемся методами математического моделирования.

Для формализованного описания и математического исследования социальнопартнерских отношений в системе высшего профессионального образования представляется целесообразным использовать апробированные авторами методы моделирования социальных процессов [3-6].

Предлагаемая модель имеет вид

т

1р=! ёр (ир (г) ’мв (г) ’мс (г) ’х(1 ))&+Ор (х (т ))^шах, ир (г )е ир; (1)

0

</в= і ёв (ир (*) ’ив (*) ’ис (*) >х (*)) Ж+Ов (х (Т ))^шах, ив (і )Є и в;

(2)

о

(4)

и'р,ив, ис - области допустимых стратегий поведения;

3 с= Т ёс(мр(г),ив(г),ис(г),х(г))Л+Ос(х(т))^шах, ис(г)еис;

о ()

х= /(х(г),мр(г),мв(г),мс(г)), х(о)= х0

Здесь ^ {р,В,С} - множество субъектов управления;

Р - работодатель; В - ВУЗ; С - студент;

мР (г) ,м„ (г) ,мг (г) Л

р\ /> в\ п <с\ / - стратегии поведения указанных субъектов;

с - облас

3р’3в,3с - функционалы выигрыша субъектов; ёр’ёв’ ёс - текущие функции выигрыша субъектов;

Ср,Ов,Ос - терминальные функции выигрыша субъектов, отражающие требования к финальному значению переменной состояния;

х (г} - переменная состояния модели (уровень профессиональной подготовки студентов); ^ функция изменения уровня подготовки в зависимости от действий субъектов;

Т - период рассмотрения; р = {р р }

I I’--- ы - множество учреждений высшего профессионального образования, участвующих в опросе;

с ={с с }

I 1 ’ • • • ’ т - конечное множество респондентов - студентов ВУЗов;

ир, [0,1 ] - доля годового бюджета р‘ , ассигнуемая на участие в профессиональной подготовке студентов (разработка требований к выпускникам ВУЗов, проведение профориентационных мероприятий и т.п.);

^с, [ 0,1 ] - усилия студентов по повышению профессиональной подготовки; ив [ 0,1 ] - доля годового бюджета ВУЗа, ассигнуемая на образовательные программы;

| к .у т

мр(г)= 7^ мр (г); ис(г)= — ^ ис (г) .

к 1= 1 ‘ т ]= 1 1

Предполагается, что ? возрастает по всем аргументам (усилия субъектов положительно влияют на уровень профессиональной подготовки). Например, в качестве ? можно выбрать

х (г)

/ (х (г) ,ир (г) ,ив (г) ,ис (г ))= И( ир (г) ,ив (г) ,и с (г)) х (г)(1-—^-);

К - максимально возможное в данных условиях значение уровня профессиональной подготовки;

3 3

к(и0,и0,ип)= у аи; а ^ 0; у а = г ;

' Р ’ В’ С' £_ II’ 1 ’ £_ 1 ша^’

1= 1 1 = 1

а 1 г

1 - относительные веса факторов влияния; шах - максимальное значение суммарного

влияния. Что касается функций выигрыша субъектов, то целесообразно исследовать два

варианта их параметризации. Если говорить о реалиях текущего периода времени (первый

вариант), то естественно считать, что Я1 убывает по и1 (экономия личных усилий) и возрастает по остальным аргументам («принцип безбилетника»).

Таким образом, возникает задача согласования частных (экономия усилий) и общего (повышение уровня профессиональной подготовки) интересов в системе социального партнерства. В этом случае в качестве функций выигрыша можно взять Ь и +Ь, и, +Ь х

Я = 11 \к х ,1, з , к = Р, В, С; Ь с. „

*г с ,+Ьм. 1 - относительные веса; 1 - технический

коэффициент.

Второй вариант параметризации описывает желаемое (идеальное) состояние отношений в системе социального партнерства, когда ее субъекты добровольно и осознанно вкладывают ресурсы в развитие социально-партнерских отношений. В этом случае функции выигрыша субъектов становятся возрастающими по всем аргументам, например,

Я1 ( ир,ив,ис,х )= ЬРиР + У в ив+ ЬС ис+ Ь х х ,

где Ьз - относительная значимость фактора1 для субъекта 1 (^= Р,В,С; 1 Р,В,С,х) .

Тогда важнейшей задачей исследования становится сравнение модельных траекторий для двух указанных вариантов, призванное продемонстрировать преимущества более высокого уровня социальной интеграции. Значение х может рассчитываться как по модели, так и посредством обработки результатов опросов.

Гу и ■

Значения 1 также могут выясняться путем опросов или задаваться сценариями компьютерной имитации (тогда данные опросов образуют некие опорные сценарии).

Исследование модели (1)-(4) проводится как методами имитационного моделирования [7], так и методами теории кооперативных дифференциальных игр [8,9]. При этом используются данные социологических исследований [1].

Работа выполнена при финансовой поддержке Южного федерального университета.

Литература:

1. Тарасенко Л.В., Нор-Аревян О.А. Специфика профессиональной социализации современного российского студенчества (на примере вузов Ростовской области). - Азов: ООО «АзовПечать», 2013.

2.Тарасенко Л.В. Моделирование социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования [Текст] // Общество: социология, психология, педагогика. 2011. - №4.

3.Сущий С.Я., Угольницкий Г.А., Дьяченко В.К., Сивогривов А.А. Математическая модель кадровой пирамиды бандподполья на Северном Кавказе // Инженерный вестник Дона. 2012. №2. [Электронный журнал]. - № гос. регистрации 0421100096. -http://ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/845. 4.Сущий С.Я., Угольницкий Г.А., Дьяченко В.К., Сивогривов А.А. Сценарное моделирование борьбы с экстремизмом на Северном Кавказе // Инженерный вестник Дона. 2012. №2. [Электронный журнал]. - № гос. регистрации 0421100096. -http://ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/847.

5.Тарасенко Л.В., Угольницкий Г.А., Дьяченко В.К. Теоретико-игровая формализация динамики уровня доверия между субъектами социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования // Инженерный вестник Дона. 2013. №1. [Электронный журнал]. - № гос. регистрации 0421100096. -

http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2013/1554.

6. Тарасенко Л.В., Угольницкий Г.А., Дьяченко В.К. Модели кооперации в системе социального партнерства // Инженерный вестник Дона. 2013. №1. [Электронный журнал]. - № гос. регистрации 0421100096. - http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2013/1555.

7.Лоу А.М. Имитационное моделирование [Текст]: Монография / А.М.Лоу, Д.В.Кельтон. - СПб.: Питер, 2004. - 847 с.

8.Петросян Л.А. Теория игр [Текст]: Учебник / Л.А.Петросян, Н.А.Зенкевич, Е.В.Шевкопляс. - СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - 432 с.

9. Dockner E., Jorgensen S., Long N.V., Sorger G. Differential Games in Economics and Management Science. - Cambridge University Press, 2000.

10. Petrosjan L.A., Zaccour G. Time-consistent Shapley value allocation of pollution lost reduction [Text] // Journal of Economic Dynamics and Control. - 2003. - Vol.27. - P.381-398.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.