А.И. Афоничкин, А.Н. Андреев, В.Х. Зиннуров
МОДЕЛИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ В КОРПОРАТИВНЫХ СИСТЕМАХ
A.I. Afonitchkin, A.N. Andreyev, V.H. Sinnurov
INTEGRATED TECHNOLOGICAL CHAIN IN CORPORATION SYSTEMS
Ключевые слова: корпорация, интегрированные системы, технологические
цепочки, модели цепей, баланс интересов.
Key words: corporation, integrated systems, technological chains, chain models, balance of interests.
Аннотация
В работе исследуются проблемы обоснования интегрированных технологических цепей в составе крупных экономических систем, исследуются виды цепей, модели согласования элементов цепей, методы формирования таких цепочек.
Abstract
The work deals with the problems of grounding integrated technological chains being as part of great economic systems; types of chain models congruence, and formation methods of such chains are studied.
Особенность взаимодействия в процессе выполнения технологического цикла в интегрированных системах, заключается в том, что каждое предприятие, выделяющее свои ресурсы для формирования технологической операции, является неотъемлемой частью различных корпоративных систем (КС), что позволяет рассматривать технологическую цепочку как базу для единого осуществления процесса управления. Поскольку сами операции технологической цепочки распределены между элементами-предприятиями интегрированной системы, их можно расположить в порядке выполнения операций по логике технологического процесса.
Упорядоченные таким образом предприятия, осуществляющие взаимосвязанные технологические операции, и представляют собой технологическую цепочку.
Для управления такой рассредоточенной по предприятиям технологической цепочкой необходима адекватная система управления, эффективно ведущая планирование, определение времени и места вхождения необходимых финансовоматериальных ресурсов, формирование необходимого уровня конкурентных преимуществ и пр.
В общем случае в состав ТЦ могут входить и элементы на условиях полной или ограниченной совместной деятельности, непосредственно в структуру КС не входящие, т.е. интегрированные технологические цепочки (ИТЦ) могут образовывать элементы-предприятия, как формально входящие в состав КС, так и независимые, но преследующие на данном этапе общие цели.
Целями и мотивами такого объединения (временного или полного) ресурсов и активов функционирования могут быть:
1. Повышение эффективности функционирования ИЭС за счет достижения цели каждого из участников ИТЦ.
2. Возможность оперативного получения средств и ресурсов для осуществления производственной программы. Государственные интересы представлены возможностью повышения бюджетной эффективности за счет повышения собираемости налогов. Также создание ИТЦ позволяет избавиться от кризиса неплатежей, особенно в период значительной волатильности внешней среды, поскольку затраты предприятий-участников ИТЦ объединяются и в конечном итоге гасятся за счет потребителя конечного продукта.
Таким образом, возникает комплекс управленческих задач:
- разработка системы и механизма управления для цепочки участников ИТЦ;
- осуществление эффективной совместной деятельности;
- выявление узких места в интегрированном технологическом цикле;
- справедливое распределение прибыли от совместной деятельности;
- определение меры ответственности участников ИТЦ;
- оценка эффективности таких ИТЦ.
Если сформирована структура, на которую возложены функции управляющего ИТЦ, то она должна осуществлять весь цикл управления. На нее возлагается обязанность распоряжаться обобщенными финансами и другими ресурсами в рамках ИТЦ.
Таким образом, независимо от формы ИЭС для эффективного управления ИТЦ важно иметь полную и объективную информацию о взаимодействии предприятий внутри такой интегрированной цепочки.
Рассмотрим постановку задачи создания интегрированной технологической цепочки, которая определяет стимулы и преимущественные факторы создания и функционирования бизнес-процесса такого типа.
Пусть для некоторой интегрированной экономической системы возникла необходимость создания технологической цепочки, в состав технологии которой могут быть включены как собственно операции по переработке материальных ресурсов, так и операции по работе с финансовыми и нематериальными активами. Технологическая цепочка в общем случае состоит в производстве конкурентной продукции или услуг, включает несколько разнородных операций, начиная от закупки сырья и материалов и заканчивая выпуском продукции технологического передела и продукции, пригодной для продажи конечному потребителю.
Возникает задача выбора необходимой группы элементов-участников ИТЦ как предприятий и организаций ИЭС, так и автономных, обладающих необходимыми для данного технологического цикла ресурсами и потенциалом, связанных в единый технологический цикл (интегрированную технологическую цепочку).
Для организации такой ИТЦ необходимо выделить в структуре ИЭС подсистему управления ИТЦ, наделенную соответствующими правами и обязанностями.
Для формирования интегрированной технологической цепочки необходимо реально представлять желаемый конечный результат и обладать совокупностью ресурсов управления и инструментов для его достижения, представляющих механизм управления.
Формализация механизмов синтеза ИТЦ. Методологические аспекты описания закономерностей функционирования корпоративных систем описаны, в частности, на базе теории активных систем, которые позволяют сформулировать процессы согласования корпоративных взаимодействий. Так, в [4, 5, 6, 7] дается обзор и решение следующих задач корпоративного взаимодействия: разработка механизмов формирования межкорпоративных цен и товарооборота; формирование механизмов стимулирования субъектов взаимодействий; создание механизмов распределения дополнительного эффекта межкорпоративных взаимодействий.
Корпоративные производственно-финансовые системы базируются на принципах финансовой самостоятельности, децентрализации управления, диверсификации функций, экономической заинтересованности элементов в результатах деятельности. В условиях реализации этих принципов остро стоит проблема согласования экономических интересов в процессе взаимодействий между элементами различных корпораций, решение которой оказывает определяющее влияние на результативность финансово-хозяйственной деятельности корпораций в целом.
Решение отмеченной проблемы возможно в рамках интегрированных экономических систем (ИЭС), введенных в [2], которые в дальнейшем интерпретируются как системы нескольких взаимодействующих элементов-участников корпорации. Ранее мы уже говорили о системных мотивах проведения интеграции различных типов экономических объектов
(промышленных предприятий, торговых, кредитно-финансовых, научных организаций и пр.), которые выражаются в возможности снижения производственных и трансакционных издержек; повышения инвестиционной привлекательности бизнеса и его устойчивости в условиях колебаний экономической конъюнктуры; концентрации инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях производства и перспективных научно-исследовательских проектах.
В связи с необходимостью изучения экономических отношений в таких сложных экономических системах необходимо сформировать формальную теорию, позволяющую увидеть взаимосвязи факторов корпоративного взаимодействия.
Одной из важных задач такого типа является задача синтеза интегрированных технологических цепочек в структуре корпоративных систем и оценка параметров такой ИТЦ. Задачи аналогичного типа решаются указанными методами и рассмотрим краткое изложение основных проблем моделирования корпоративных систем.
Проблемы корпоративных систем рассматривались в [9] в контексте следующих основных типов задач внутрифирменного управления: распределение работ и финансов между подразделениями; распределение прибыли; разработка систем стимулирования.
Задачи корпоративного взаимодействия в сфере ценообразования рассмотрены в [3], где решают проблему выбора внутренних цен корпорации при определенном значении цены продажи конечного продукта (механизм цены последующей реализации) и при определенной сумме прибыли корпорации (затратный механизм); более высокие коэффициенты внутренней рентабельности позволяют реализовать первый механизм.
Таким образом, при анализе согласованных взаимодействий в организационноэкономических системах необходимо учитывать модели и методы межкорпоративными взаимодействиями с учетом следующих особенностей:
- различный характер взаимодействий;
- открытый характер структуры ИТЦ в рамках существенной вариативности внешней среды;
- наличие противоречий как между интересами участников, вовлеченных во взаимодействия;
- необходимость обеспечения целесообразности взаимодействий, основанной не
только на потребностях элементов корпорации в получении ресурсов хозяйственной деятельности и расширении рынков продажи продукта, но и на материальной
заинтересованности всех участников взаимодействия при перераспределении
синергетического эффекта взаимодействий.
Структура корпоративных систем. Интегрированные экономические (корпоративные) системы, образующиеся в процессе консолидации различных хозяйствующих субъектов в результате их взаимодействия, являются сегодня одной из доминант целевого вектора экономического развития России.
Необходимость взаимопроникновения функций участников технологической цепочки, формируемой на базе элементов корпорации, порождает потребность в разработке специфических моделей структурирования (формирования структуры) таких ИТЦ;
исследование по организация взаимодействия элементов таких цепочек обусловливает актуальность формирования финансовых, материальных и информационных потоков внутри возникшей бизнес-структуры и, соответственно, особых механизмов его реализации. Наконец, проблема взаимопересечения интересов элементов корпоративных систем, работающих под наблюдением нескольких центров управления, характерные для штабных структур управления, требует разработки механизмов перераспределения экономического эффекта внутри такой цепочки, рассматривая ее как активную подсистему, саму состоящую из активных систем-участников цепочки.
Последний комплекс механизмов не случайно является центральным моментом в организации корпоративных систем, так как эффективное экономическое развитие организационной системы возможно только на основе взаимного согласования социально-
экономических интересов входящих в нее участников. Корпоративное управление должно обеспечивать соблюдение интересов сторон такого взаимодействия и поощрять сотрудничество всех субъектов корпоративной системы в целях общекорпоративного развития.
В литературе выделяются следующие основные типы механизмов структурирования взаимодействий [1, 7] интегрированных бизнес-групп:
- имущественные, основанные на участии в капитале, к которым относят холдинги с дочерними и зависимыми обществами, распределенные холдинги, имеющие в виде центра корпорацию и взаимоучастие в капитале;
- неимущественные, выступающие либо виде контроля над ресурсами или продуктами, либо в виде добровольной централизации участниками некоторых функций управления.
Основой формирования стратегии формирования ИТЦ в корпоративных системах является диверсификация в различных аспектах функционирования. Под диверсификацией понимается также проникновение экономических агентов в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной их деятельности, что ведет к появлению интегрированных многоотраслевых комплексов.
При формировании ИТЦ можно выделить следующие основные стратегии их организации: передача участником цепочки имущества или его части для выполнения технологической операции, передача информации, технологии, реструктуризация и получение взамен определенной доли экономического эффекта. Если при передаче имущества имеем дело с финансово-материальным потоком, то в рамках стратегии реструктуризации происходит частичная передача (перераспределение) функций
взаимодействующих участников корпораций, вследствие чего возникают дополнительные материальные, финансовые и информационные потоки.
В результате реализации каждой из этих стратегий образуется комплекс взаимосвязанных материальными, финансовыми и информационными потоками
участников, каждый из которых выполняет свой набор технологических операций так, чтобы общекорпоративная конкурентоспособность была максимальной.
Выделение автономной структуры, управляющей такой цепочкой, необходимо для координации функций и обеспечения взаимовыгодного взаимодействия входящих в нее элементов с последующим перераспределением образовавшегося дополнительного синергетического эффекта. При этом часть эффекта необходимо выделить корпорации, часть - участнику цепочки, часть центру, осуществляющему управление деятельностью самой цепочки.
Реализация такого центра может быть как закреплена в виде некоторых
юридически оформленных соглашений (например, соглашения о совместной деятельности), так и не определена формально.
Для реализации стратегии функционирования ИТЦ в рамках корпоративной системы возможно использование следующего механизма [8], основанного на экономическом стимулировании участников:
1. Идентификация взаимосвязей между уже существующими экономическими агентами-участниками ИТЦ. При этом определяются возможности, которые имеются для разделения технологических операций.
2. Выбор основных видов деятельности, которые составили бы фундамент
операционной деятельности каждого из участников ИТЦ.
3. Формирование организационных механизмов, которые устанавливают взаимосвязи между основными направлениями деятельности участников ИТЦ и служат основанием для дальнейшей диверсификации. Центр содействует развитию взаимосвязей путем укрепления сотрудничества участников цепочки, формирования структурных групп подразделений, проведения соответствующих изменений в стимулировании.
4. Перераспределение экономического эффекта между участниками
взаимодействий.
Рассмотрим обобщенную модель комплексного согласования интересов участников совместной деятельности. Определим, что процесс функционирования интегрированной технологической цепочки в составе корпоративной системы включает в себя следующие компоненты:
- взаимодействующие между собой участники (элементы ИЭС - подсистемы первого уровня), общее количество которых К, с соответствующим индексом k=1,...,K,
- участник интегрированной технологической цепочки (ИТЦ), определяемый как центр управления ИТЦ, причем индекс его k = 0 соответствует как организационной структуре, управляющей синтезированной цепочкой (промаркированные так же, как подсистемы 1 -го уровня);
- комплекс операций, взаимодействие с которыми требуется для выполнения других работ (элементы второго уровня), количество которых у к-го участника корпорации равно Щ, а соответствующему участнику присвоен индекс п=1,2,..., N
- взаимодействующие с ИТЦ внешние организации, но не интегрированные в корпорацию (элементы третьего уровня), количество которых равно Тк, а соответствующей организации присвоен индекс t =1,2,..., Tk.
В дальнейшем используются множества индексов K = {к = 1,2,...,К}, N=^=1,2,..., Ж}. Тк, = ( t =1,2,..., Тк).
Установим, что состояние цепочки ИТЦ, обозначаемой нами как Sищ , определяется значением вектора управления:
и = {икп.к ^К.п^Щ, {и1, Ы2, — $итц,
причем вектор икп управления п-й организации, в которую входит к-я операция, в общем случае может включать в себя несколько параметров. Вектор управления принадлежит допустимой области
и={икп.к е К.п еЩ ,и еи. (1)
На параметры состояния 8итц обычно накладываются некоторые ограничения 0={0к}, число которых для /7-й организации, выполняющей к-ю операцию в общем случае может быть различным:
О [и] < 0. (2)
Цель функционирования системы - максимизация векторного критерия
К = {Ккп.к еК.п<ЕК}, (3)
компонентами которого являются частные критерии эффективности.
Таким образом, для управляемой системы требуется определить вектор управления, максимизирующий критерий (3), с учетом ограничений:
и е и = {и е и, С[и]< 0}. (4)
Определим возможную типологию задач согласования и адекватных механизмов управления согласованием [6]. Рассмотрим структуру корпоративной системы и проанализируем основные взаимодействия компонентов ИТЦ в этой системе, предопределяющие цели управления и область допустимых управлений.
Задача горизонтального согласования интересов участников ИТЦ. Суть задачи заключается в организации горизонтальных взаимодействий, максимизирующих критерии эффективности участников, интегрированных в корпорацию. Область согласования охватывает потоки капитала, объемы поставок ресурсов и товаров, циркулирующие в рамках данной технологической цепочки корпорации. Соответственно, параметрами управления в этом случае являются объемы внутрикорпоративного финансирования деятельности ИТЦ и его товарооборота. В частности, внутрикорпоративное согласование интересов базируется на выборе согласованных значений следующих параметров управления:
- объемы передаваемых в ИТЦ привлеченных и размещаемых в данной цепочке финансовых ресурсов и внутрикорпоративные цены (ставки) на привлечение и размещение
ресурсов;
- объемы передаваемой в структуре ИТЦ продукции и ресурсов, произведенной в рамках отдельной технологической операции продукции, работ, услуг и внутрикорпоративная стоимость договоров на передачу соответствующих ценностей, активов, оснастки технологии и пр.;
- для участников ИТЦ, реализующих конечную продукцию параметрами управления являются объемы товарооборота между оптовым и розничным секторами рынка, в том числе и внутрикорпоративного, стоимость (наценка) договоров на передачу соответствующих ценностей;
- для участников ИТЦ, закупающих материалы, сырье комплектующие и пр., параметрами управления являются объемы, ассортимент, стоимость и ТСО закупок, оптимизированных по технологическому циклу каждой операции.
В качестве критериев эффективности согласования горизонтальных взаимодействий внутри ИТЦ выступают как единичные прибыли самих операционных участков предприятий-участников ИТЦ, центра управления ИТЦ и самой корпорации
о={окп).
Комплексный критерий эффективности горизонтальных взаимодействий имеет вид
(5)
Систематизируя полученные результаты предварительного моделирования процессов формирования ИТЦ, можно говорить, что на основе анализа макроэкономических процессов выявлены тенденции интеграции хозяйствующих субъектов и формирования технологических цепей, заключающиеся, во-первых, в концентрации производства за счет укрупнения корпораций в различных отраслях экономики, во-вторых, синтезе технологических цепей по реализации основных или вспомогательных функций.
Общие предпосылки деятельности интегрированных цепочек заключаются в том, что в рамках экономики сложной корпоративной системы сформировалась и функционирует трехуровневая система интегрированных цепочек, имеющая собственные внутренние движущие силы, весомые стимулы и необходимость в самоорганизации для равномерного или опережающего корпоративного развития.
Разработана общая модель комплексного согласования экономических интересов при внутрикорпоративных взаимодействиях.
На основе анализа моделей согласования интересов при взаимодействиях в организационно-экономических системах сделан вывод о необходимости формирования моделей образуемых ИТЦ в сложных корпоративных системах с учетом сетевого характера взаимодействий, предопределяющего инвариантность моделей корпоративного взаимодействия к изменению роли участников ИТЦ; открытого характера ИЭС, требующего многомерных моделей внутрикорпоративных взаимодействий, основанных на действенном механизме стимулирования через перераспределение синергетического эффекта взаимодействий.
Библиографический список
1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. - М.: Магистр, 1998.
2. Афоничкин А.И., Журова Л.И., Ягодин Н.В. Управление развитием интегрированных экономических систем на базе инструментария стратегического зонирования. - Тольятти. Изд-во Волжского ун-та, 2006. - 330 с.
3. Бурков В.Н., Агеев И. А., Баранчикова Е. А., Крюков С.В., Семенов П.И. Механизмы корпоративного управления. - М.: ИПУ РАН, 2004.
4. Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами. - М.: Наука, 1994.
5. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Теория активных систем: состояние и перспективы. -М.: СИНТЕГ, 1999.
6. Гераськин М.И. Согласование экономических интересов в корпоративных структурах. - М.: ИПУ РАН: Анко. 2005. - 293 с.
7. Герасимов Б.Н., Сероногов В.В. Корпоративное управление. - Самара: Изд-во СГАУ, 2004.
8. Новиков Д.А. Стимулирование в организационных системах. - М.: СИНТЕГ,
2002.
9. Портер М. Конкуренция. - СПб., 2000.
10. Щепкин А.В. Внутрифирменное управление (модели и методы). - М.: ИПУ РАН, 2001.