Научная статья на тему 'Модели индикативного планирования социальноэкономического развития сырьевой территории'

Модели индикативного планирования социальноэкономического развития сырьевой территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
475
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лавлинский Сергей Михайлович

В статье обобщается авторский опыт разработки среднеи долгосрочных индикативных планов для некоторых районов Красноярского края и формулируется методический подход, позволяющий на базе специального модельного инструментария сопоставить их природноресурсный потенциал и перспективы социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели индикативного планирования социальноэкономического развития сырьевой территории»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

С.М. Лавлинский “і

МОДЕЛИ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЫРЬЕВОЙ ТЕРРИТОРИИ1

В статье обобщается авторский опыт разработки средне- и долгосрочных индикативных планов для некоторых районов Красноярского края и формулируется методический подход, позволяющий на базе специального модельного инструментария сопоставить их природноресурсный потенциал и перспективы социально-экономического развития.

Современные подходы к индикативному планированию сырьевых территорий основаны на синтезе методов экономической оценки объектов природопользования и моделей регионального прогнозирования.

Экономическая оценка объектов природно-ресурсного комплекса традиционно основывается на идеях Хотеллинга и строится с помощью механизма дисконтирования доходов и расходов, полученных и произведенных в различные моменты прогнозного периода. В целом ряде работ - A.C. Fisher [1], W.H. Dennen [2], D. Johnston [3] и др. - в значительной степени были определены общие направления поиска и сформирован обширный методический и инструментальный задел, успешно применяемый в условиях стабильной экономики. Однако в сегодняшней России практика использования такой устоявшейся методики затруднена «бурным» переходным периодом в условиях существенно нестационарной макроэкономической среды, требующей специальных методов анализа [4].

Региональное прогнозирование в переходной экономике также сопряжено с целым рядом методологических проблем. Практический опыт показывает, что использование в этих условиях методов прогнозирования, основанных на экстраполяции ретроспективы, корректно лишь на краткосрочных горизонтах. Природно-ресурсная ориентация региональной экономики еще более усугубляет ситуацию, поскольку вовлечение в хозяйственный оборот крупных объектов природопользования - мощный дестабилизатор процесса формирования внутрирегиональных пропорций,

усложняющий применение многих известных методов, таких, например, как схема межотраслевого баланса.

Ядро имеющегося российского инструментария регионального прогнозирования составляют выполненные на высоком технологическом уровне аналитические комплексы «Прогноз»2 и «АИС Регион»5. По своей сути эти системы могут эффективно использоваться только для краткосрочных горизонтов (1-2 года) - их генераторы прогнозов построены на базе производственной функции и воплощают идеи генетического прогноза на основе экстраполяции. Это означает, что системы прогнозируют устойчивые тенденции и переносят зависимости, характерные для прошлого и настоящего, на будущее.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проекты № 04-02-00322, № 04-02-12009).

2Разработка компании ЗАО «Прогноз» (г. Пермь).

3 Разработка ОАО «Волгаинформсеть» совместно с Департаментом экономического развития и инвестиций Администрации Самарской области.

бЗ

В рамках этих систем трудно реализовать технологию отработки управленческих решений широкого спектра на базе долгосрочного прогноза последствий их реализации - необходимый элемент управления сырьевой территорией, на которой осуществляются крупные инвестиционные проекты с горизонтом 20-30 лет. Также вне компетенции этих систем оказывается ключевой вопрос о том, за счет каких ресурсов должна развиваться сырьевая территория по мере исчерпания своего основного богатства - невоспроизводимых природных ресурсов. Несмотря на кажущуюся преждевременность этого вопроса для России в целом, в отдельных сибирских регионах уже появилось понимание того, что только следуя в русле идей устойчивого развития, можно избежать экономического застоя и социальной деградации.

Развиваемый далее подход к индикативному планированию дополняет практический инструментарий для сырьевых территорий на средне- и долгосрочную перспективу. В основе подхода - концепция устойчивого развития и эволюционная модель, формализующая динамическую картину взаимодействия основных экономических агентов на территории (отрасли промышленности, крупные предприятия, инвесторы, осваивающие месторождения минерального сырья, население, территориальный орган управления с его процедурой формирования бюджетов). Это позволяет связать планы косвенного регулирования и изменения условий жизни населения, спрогнозировать последствия реализации принимаемых управленческих решений в условиях фиксированного сценария внешних по отношению к экономике региона условий (инфляция, трансформация тарифной и налоговой политики, курс национальной валюты и т. п.) и уже на этой основе сформулировать содержательные оценки индикативного плана как комплексной системы индикаторов, регуляторов и целевых установок.

Долгосрочный характер прогнозов, детальный блок минерально-сырьевого комплекса и модель устойчивого развития территории в качестве инструмента прогнозов - базовые элементы предлагаемой технологии сопоставления производственного и природно-ресурсного потенциала с достижимым уровнем жизни.

Инструментально подход реализован в виде многопользовательской прогнозноаналитической системы «ТРАСТ»4, детально воспроизводящей функционирование основных региональных комплексов и работающей с индикативными планами в режиме мониторинга.

Методика индикативного средне- и долгосрочного планирования проиллюстрирована на примере некоторых ресурсных районов Красноярского края. Для конкретных территорий в сценарном режиме построены индикативные среднесрочные планы и спрогнозированы последствия их реализации на перспективу до 2010 г. Вопросы устойчивого развития этих территорий изучаются на основе прогнозов выполнения долгосрочных индикативных планов социальноэкономического развития с горизонтом 20 лет и более.

Прогнозно-аналитическая система «ТРАСТ». Постулируя в качестве главной цели управления повышение уровня жизни населения и приоритет идей устойчивого развития, построим технологию индикативного планирования на основе концепции целевого прогноза.

Для сырьевой территории в стратегических индикативных планах присутствуют специфические разделы, включающие перечень мероприятий, направленных на освоение минерально-сырьевой базы и решение проблемы диверсификации

4 Совместная разработка Красноярского НИИгеологии и минерального сырья (КНИИГиМС) и Института математики СО РАН.

экономики с аккумулированием части доходов от продажи сырья в траст-фонде, создаваемом для того, чтобы со временем снизить зависимость бюджетных доходов от конъюнктуры сырьевых рынков. С учетом этого обстоятельства исходная задача выхода на траекторию устойчивого развития - база для разработки долгосрочного индикативного плана - может быть сформулирована следующим образом.

Фиксируется начальное (сегодняшнее) состояние экономики территории: уровень развития производительных сил; потенциал минерально-сырьевой базы; значения индикаторов уровня жизни населения иг(0), г = 1, ..., N1.

Для заданных эталонных значений индикаторов уровня жизни Е,, г = 1, ..., N1, и планируемого момента выхода на этот уровень ТЕ населением территории

необходимо:

- сформировать долгосрочный комплексный сценарий освоения минеральносырьевой базы;

- разработать программу социально-экономического развития территории, включающую план диверсификации местной экономики;

- сконструировать траст-фонд (фонд развития) (источники и нормативы формирования, регламент использования) таким образом, чтобы обеспечить выполнение следующего условия:

и,(Г) > Е„ г = 1, ..., N1, ? > Те. (1)

Для среднесрочного индикативного плана постановка задачи существенно упрощается. Задав пороговые значения Ег индикаторов уровня жизни и момент их достижения ТЕ, необходимо на фиксированном временном горизонте сгенерировать систему обеспечивающих мероприятий, каждое из которых -комбинация косвенных регуляторов из набора, имеющегося в распоряжении региона.

Сформулированная таким образом на содержательном уровне постановка задачи определяет идеологическую конструкцию прогнозно-аналитической системы «ТРАСТ», играющей центральную роль в предлагаемой технологии индикативного планирования.

Основная функциональная нагрузка системы - прогноз последствий реализации разработанного экспертом плана с точки зрения динамики уровня жизни населения. То обстоятельство, что сам план является экзогенным параметром системы, порождено природой индикативного плана. В отличие от директивного, для генерации которого действительно можно было бы сформулировать задачу линейного программирования и рассуждать об эффективности на плоскости объемов выпусков и поставок продукции различных отраслей, зависимость результирующей траектории уровня жизни от входных параметров индикативного плана чрезвычайно сложна. Для описания этой зависимости нужна достаточно детальная, эволюционная по свое природе модель трансформации актов косвенного регулирования в изменение внешних параметров процедур принятия хозяйственных решений и последующие корректировки траектории показателей функционирования основных экономических агентов региональной экономики.

Система «ТРАСТ» вместо того, чтобы генерировать вариант плана, создает благоприятную среду для его формирования экспертом. Так, специальные модели в системе реализуют мониторинг экономической оценки основных объектов минерально-сырьевого комплекса, строя по всему набору месторождений рентные оценки, непосредственно используемые экспертом в процессе формирования

сценариев освоения5. Значительная часть работы по формированию программы социально-экономического развития территории заложена в системе - выбор эталонных значений индикаторов уровня жизни и момента их достижения, дополненный задаваемой экспертом системой приоритетов отраслей в процессе разработки бюджета, алгоритмически определяет ежегодную структуру расходов по всем направлениям.

Для формирования политики воздействия на развитие отраслей в системе содержится библиотека элементарных моделей отдельных рычагов косвенного регулирования - актов налоговых льгот и преференций, льготных кредитов и бюджетных закупок, вариантов тарифной политики, административных мер (лицензирование, квотирование) и т. п. Пользуясь такой библиотекой, эксперт может сформировать совокупности фиксированных отраслевых наборов исходных модулей, аппроксимирующих широкий спектр стратегий косвенного управления - от приоритетного развития добывающего сектора до создания условий для появления новых отраслей, способных в перспективе заменить ресурсную часть бюджетных доходов.

И наконец, проблема выбора конкретной конструкции фонда развития в системе решается с помощью параметризованной модели траст-фонда, ограниченный перечень процентных характеристик на входе которой однозначно определяет источники и нормативы формирования, а также регламент использования фонда.

Созданная таким образом инструментальная среда позволяет облегчить процесс формирования экспертом индикативного плана развития территории и содержательно интерпретировать сам план в терминах входных параметров системы «ТРАСТ». Остается только оценить вариант с точки зрения динамики индикаторов уровня жизни и определить степень достижения исходной цели. Для этого в систему встроен ее самый большой и важный компонент - модель устойчивого развития, являющаяся генератором прогноза последствий реализации сформированного индикативного плана и ключевым звеном предлагаемой технологии.

Общая схема модели. Формальная схема модели как продукт синтеза эволюционного подхода и идей устойчивого развития имеет вид системы рекуррентных соотношений вида:

X(t+1) = F(X(t), 1Р(Х+1), 5(^+1), Е, Те), X = 1,., Т,

где 5 - прогноз внешних условий функционирования, включающий гипотезы о динамике инфляции, ставки рефинансирования и курса национальной валюты, сценарий трансформации бюджетной и налоговой систем, прогнозы темпов роста спроса в задействованных секторах сырьевых рынков и т. п. В совокупности эти гипотезы должны образовать некоторый внутренне непротиворечивый сценарий внешних условий функционирования экономики территории, оказывающий существенное влияние на траекторию ее развития; 1Р - вариант индикативного плана, включающий сценарий освоения минерально-сырьевой базы, программу социальноэкономического развития, выбор конструкции специального фонда, стратегию формирования расходной части территориального бюджета и т. п.; Х(Х) - набор социально-экономических показателей, характеризующих региональный

воспроизводственный процесс и условия жизни населения территории на конец года X. Компоненты вектора Х(Х) определяют для года X демографическую ситуацию,

5 Заведомо отбрасывая месторождения с отрицательной оценкой и упорядочивая остальные по величине ренты, эксперт получает базовую совокупность, которую необходимо эшелонировать во времени и тем самым получить сценарий освоения.

мощности отраслей производственной и непроизводственной сфер, характеристики их развития, доходную и расходную части территориального бюджета в постатейном разрезе, выплаченную зарплату по отраслям и т. п.;

Е = {Ег} и ТЕ - эталон и планируемый момент его достижения.

Оператор F системы формализован в виде совокупности блоков имитационных алгоритмов, описывающих процессы функционирования основных экономических агентов на территории, их взаимодействие, применяемые на практике процедуры принятия текущих производственных решений, возникающие в результате материальные и финансовые потоки всех видов, а также логику формирования индикаторов уровня жизни.

Задав начальное состояние Х(0) и используя рекуррентные уравнения модели,

эксперт получает { X(X)Х=Т } - траекторию развития региональной экономики,

анализ которой позволяет делать выводы о перспективах достижения цели в рамках того или иного варианта индикативного плана при реализации фиксированного сценария внешних условий.

Модель включает следующие основные блоки.

Блок непроизводственной сферы. В непроизводственной сфере выделяются два сектора - государственный, финансируемый из территориального бюджета, и негосударственный, «возникающий» при появлении со стороны населения

большого неудовлетворенного платежеспособного спроса и функционирующий как стандартный экономический агент рыночной экономики, расширяясь или сужаясь в зависимости от конъюнктуры. В каждом из секторов выделяется набор отраслей (жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, культура и т. п.), строящих новые мощности и производящих услуги на основе госзаказа и рыночного спроса.

Блок формирования уровня жизни. Уровень жизни характеризуется в модели целым набором индикаторов - уровнями доходов, накоплений и занятости населения, а также параметрами обеспеченности населения объектами непроизводственной сферы.

Среднедушевой доход, генерируемый на территории, играет принципиальную роль в оценке уровня жизни, но тем не менее не является единственным параметром, его определяющим. Кроме доходов на уровень жизни населения существенно влияет степень обеспеченности жителей услугами отраслей непроизводственной сферы и размер платы за пользование ими.

В рамках данной модели обойдемся сравнительно небольшим перечнем индикаторов уровня жизни, исключив из рассмотрения большую часть индикаторов качества самого населения (показатели уровня образования, квалификации, физического здоровья, стабильности семьи, социальных патологий и т. п.)6. Это связано с трудностями моделирования - в отличие, например, от уровня развития социальной сферы, где можно достаточно быстро построить школы, больницы и в момент ввода их в строй в существенной степени изменить соответствующие показатели обеспеченности, индикаторы качества населения меняются очень медленно, а их рост зависит от множества факторов чрезвычайно сложным образом и проявляется, как правило, с существенным лагом.

Задав эталоны (пороговые значения) уровня доходов (руб./чел.), накоплений (руб./чел.), занятости (% от численности трудоспособного населения) и обеспеченности услугами отраслей непроизводственной сферы (в натуральных показателях - кв. м., местах, и т. п. на жителя, школьника, дошкольника) - Ег, г =

6 Хотя такие показатели фиксируются статистикой и дополняют картину регионального развития.

1,..., N1, можно построить интегральный индикатор уровня жизни. Это линейный функционал, определяющийся уровнем достижения эталонных показателей, взятых с некоторыми весовыми коэффициентами:

N1

и*(Х) = X V ттЦ (X) / Ег ;1],

X=1

N1

X V = 1,

X=1

где Ц-(0 - текущие значения в году X индикаторов обеспеченности услугами г-й отрасли непроизводственной сферы, среднедушевого дохода, занятости и накоплений, а V - их веса, отражающие уровень значимости отдельных индикаторов уровня жизни при генерации интегрального показателя. В этих обозначениях условие (1) эквивалентно условию

и* (X) = 1, X > Те , (2)

которое далее использовано в примерах в качестве критерия достижения целей устойчивого развития.

Заметим, что конструкция интегрального индикатора четко фиксирует момент достижения цели - эталона уровня жизни Е. Действительно, до этого момента и (0<1. Цель достигнута, когда интегральный индикатор обращается в 1, что выполняется при условии

и, (X) > Е, , I = 1,., N1.

Интегральный индикатор обладает, с одной стороны, свойством аддитивности (уровень жизни вырос, если хотя бы один частный индикатор имеет положительную динамику, а все остальные не ухудшились), а с другой - делает бессмысленным увеличение фиксированного индикатора ресурсов сверх эталона.

Блок демографии и миграции. Начальная ситуация на территории с демографией фиксируется численностью и половозрастной структурой населения а также ретроспективой сальдо внешней миграции. Собственно алгоритмы блока описывают процессы изменения со временем численности и возрастной структуры

7

населения, а также основные элементы миграционного процесса - это позволяет смоделировать динамику изменения числа и структуры жителей территории (дети, трудоспособные, пенсионеры) и уже на этой основе корректно вычислять текущие значения основных индикаторов уровня жизни.

Блок формирования бюджета населения. Ежегодно в блоке моделируется процесс формирования бюджета домохозяйств - население аккумулирует доходы всех видов и распределяет их между основными статьями расходов: расходами, включаемыми в нормативную потребительскую корзину; платой за услуги непроизводственной сферы государственного сектора; расходами на повышение уровня жизни; накоплениями.

Нормативная потребительская корзина, используемая в модели, в 2-2,5 раза дороже стандартной минимальной потребительской корзины. Назначение нормативной корзины - провести границу расходов населения, за которой кончается спрос на предметы первой необходимости и появляется спрос на платные услуги негосударственного сектора непроизводственной сферы. Расходы, включаемые в нормативную потребительскую корзину, генерируют платежеспособный спрос в соответствующих отраслях сельского хозяйства и

7 Здесь используются уравнения передвижки возрастов и некоторые поведенческие модели.

промышленности, представленных на территории. Плата за услуги непроизводственной сферы государственного сектора поступает в

территориальный бюджет и используется для финансирования расходов государства. Расходы на повышение уровня жизни - основной источник платежеспособного спроса на услуги негосударственного сектора

непроизводственной сферы, пропорции раздела между отраслями которого зависят от текущего уровня обеспеченности населения (с учетом госсектора).

Блок минерально-сырьевого комплекса. Исходная точка анализа - потенциал минерально-сырьевой базы, описываемый объемами (в натуральном выражении) запасов и ресурсов по категориям для основных разведанных месторождений на территории.

В рамках исходной задачи следует перейти от параметров в натуральном выражении к стоимостным, спрогнозировать динамику функционирования имеющихся на

сегодняшний день предприятий комплекса, а среди «незадействованных» месторождений выявить экономически рентабельные и на их основе сформировать долгосрочный комплексный сценарий освоения минерально-сырьевой базы.

Для этих целей в блоке используется модель освоения месторождения, позволяющая описать действия рационального инвестора в рамках условий переходного периода и сложившихся тенденций развития сырьевых рынков. Получив в результате расчетов динамику доходов и расходов инвестора на всем временном горизонте освоения, с помощью модели строится рентная оценка для месторождения, определяются основные показатели инвестиционного анализа и прогнозируется динамика бюджетных потоков - круг вопросов, традиционно возникающих в процессе экономической оценки месторождений.

Для формирования сценария освоения необходимо получить экономические оценки по всем месторождениям «в общей системе координат» - при одних и тех же предположениях относительно динамики инфляции и ставки рефинансирования, прогноза курса национальной валюты и темпов роста спроса в задействованных сырьевых секторах мировой и национальной экономик на перспективу. Очевидно, что только таким образом полученные экономические оценки можно сравнивать между собой и использовать для решения центральной проблемы сырьевых территорий - формирования эффективного сценария освоения минерально-сырьевой базы, обеспечивающего выход на траекторию устойчивого развития.

Модели блока позволяют предпринять шаги в нужном направлении. Во-первых, провести инвентаризацию основных месторождений с учетом сегодняшних условий и, построив рентные оценки, выделить экономически рентабельные и проранжировать их. Во-вторых, разработать системный план развития минеральносырьевого комплекса и сформировать пакеты инвестиционных предложений, реализующих различные этапы освоения и решающих тактические и стратегические задачи характерных временн>х горизонтов.

Основной результат работы блока - прогнозы динамики рабочих мест, бюджетных поступлений и выплаченной заработной платы, реализующиеся в рамках выбранного сценария освоения и непосредственно используемые в других блоках модели.

Блок отраслей промышленности и сельского хозяйства. В блоке объединены модели монопродуктовых отраслей с двумя рынками сбыта - внутренним, спрос на котором порождается экономическими агентами территории, и внешним, долгосрочный прогноз конъюнктуры которого задается экзогенно. Модель строит динамику валового выпуска отрасли, удовлетворяющей спрос, числа занятых и бюджетных платежей.

Блок формирования бюджета территории. Доходная часть бюджета ежегодно формируется за счет сырьевых инвестиционных проектов, налогов, полученных от населения и функционирующих на территории предприятий, а также субвенций вышестоящего бюджета и платы населения за услуги госсектора непроизводственной сферы. В условиях дефицита привлекаются средства траст-фонда в соответствии с регламентом расходной политики фонда.

Политика ежегодного формирования расходной части бюджета базируется на нескольких основных принципах. Первоочередными для финансирования считаются расходы на содержание сферы управления. Затем финансируются эксплуатационные затраты по отраслям непроизводственной сферы в госсекторе. Далее формируется и финансируется план строительства новых социальных объектов5, а «бюджетные излишки» (остающиеся средства) поступают в траст-фонд.

Блок функционирования траст-фонда (фонда развития). Конструкция фонда развития в модели в значительной степени универсальна. Так, ежегодное пополнение основного капитала фонда осуществляется за счет фиксированной части доходов от природных ресурсов; определенной доли процентных доходов; бюджетных излишков.

Алгоритм расходования средств фонда в общем случае предусматривает использование определенной части не только процентных доходов, но и основного капитала. Расходуемые средства в фиксированной пропорции делятся на три основных статьи: финансирование бюджетного дефицита; выплата дивидендов населению; ввод в действие так называемых секторов развития территории, цель которых - диверсификация экономики, расширение сферы занятости и налоговой базы.

Описанный алгоритм тщательно параметризован - доходность инвестиционного портфеля, все вышеупомянутые доли, части, пропорции зависят от времени и в совокупности определяют конструкцию фонда, задаются экспертом и покрывают весь мыслимый диапазон специальных финансовых фондов - от классического траст-фонда, в котором используется лишь часть процентных доходов, до «чистого» фонда развития, регламент расходов которого ориентирован на немедленное инвестирование в местную экономику всех получаемых фондом средств.

Блок секторов развития. В модели экзогенно задается политика диверсификации экономики территории - фиксируются пропорции выделенных на развитие средств фонда между прямыми инвестициями и льготными кредитами, и для каждого направления определяется перечень предприятий (отраслей), которые будут строиться (расширяться) за счет средств фонда при соответствующем уровне спроса на его продукцию. Предприятие, получившее прямые инвестиции из фонда, не только платит налоги и создает новые рабочие места, но и направляет в местный бюджет соответствующую часть дивидендов.

Таким образом, модель устойчивого развития сырьевой территории на содержательном уровне сформулирована, большая часть понятий, использованных в исходной постановке задачи, определена, и можно приступить: к прогнозу роста экономики в процессе реализации фиксированного индикативного плана; выяснению, достижим ли эталон; оценке устойчивости траектории развития.

Примеры разработки индикативных планов и прогнозов их реализации

5 Параметры такого плана определяются текущей численностью и структурой населения, достигнутым уровнем развития отдельных отраслей (с учетом негосударственного сектора) и намеченным сроком выхода на уровень эталона Те .

Для иллюстрации возможностей системы «ТРАСТ» рассмотрим два типичных сырьевых района Красноярского края, сегодняшняя экономика которых во многом сходна - субвенции края составляют примерно 70-80% расходной части местного бюджета, уровень безработицы высокий, уровень развития непроизводственной сферы низкий, в производственной сфере - 2-3 слаборазвитых сектора, основанных на использовании природных ресурсов. Существенны различия лишь в потенциале минерально-сырьевой базы - в первом (район 1) преобладают железные и золотые руды, во втором (район 2) найдены достаточно крупные нефтегазовые месторождения. Каковы перспективы выхода каждого из районов на траекторию устойчивого развития?

Сценарии развития первого района строятся на предположении о серьезной модернизации существующих железорудных предприятий и расширении их ресурсной базы за счет месторождений, получивших положительную рентную оценку, а также введении в эксплуатацию золоторудного месторождения. Программа освоения минерально-сырьевой базы второго района основана на разработке нефтегазового месторождения в течение 25-30 лет. Эталонные показатели уровня жизни дифференцированы по районам, а оценка интегрального уровня жизни больше акцентирована на индикаторы непроизводственной сферы. Макроэкономический прогноз внешних условий функционирования предусматривает постепенное снижение инфляции и некоторое увеличение темпов роста в народном хозяйстве РФ начиная с 2005 г.

Среднесрочный горизонт планирования. В качестве срока достижения цели фиксируется 2010 г., за основу принята задача прогноза роста экономики в процессе реализации фиксированного индикативного плана и оценки достижимости эталона.

РАЙОН 1. Начальное состояние экономики района. Численность населения составляет 52 тыс. чел. В экономике района занято 34% населения, большая часть -в сельском хозяйстве и промышленности, более 90% которой - черная металлургия (добыча железной руды, обогащение и производство концентрата).

Исходные показатели уровня жизни населения. Уровень доходов населения составил в 2002 г. около 24 тыс. руб., индикатор обеспеченности населения жильем

- 18 кв. м./чел. Уровень обеспеченности услугами здравоохранения существенно отстает от среднероссийского, ситуация со школами удовлетворительна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эталон. В качестве цели взяты значения, соответствующие реалиям «российской глубинки»: общая площадь - 23 кв. м., среднедушевой доход - 36 тыс. руб. в ценах 2002 г., занятость - 80 %, обеспеченность школами - 1 место на ученика при полуторасменной работе, среднедушевой уровень накоплений - 10 тыс. руб.

Различные варианты среднесрочных индикативных планов - набор регуляторов, эталонные значения индикаторов и горизонт их достижения, обозначенный как 2010 г. - фиксируются в сценарных условиях и служат исходной точкой компьютерного анализа перспектив развития в ходе реализации этих планов.

Сценарий 1. Инерционный путь развития. Предполагается, что в экономике района межотраслевые пропорции существенно не меняются, а инвестиционные проекты ограничены в основном капитальными вложениями в восстановление производственных мощностей традиционного технологического уровня при наличии неудовлетворенного спроса. В ключевой отрасли района - черной металлургии - не планируется никаких активных действий со стороны администрации. Предполагается также, что межбюджетные отношения не претерпевают значительных изменений.

Ожидаемую ситуацию во многом определяет неблагоприятный прогноз развития черной металлургии: провал в динамике объемов производства, активных фондов и числа занятых лишь в 2008 г. сменяется некоторым ростом индикаторов, связанным с улучшением общей макроэкономической ситуации в стране. Результаты развития по такому сценарию неутешительны: индикаторы уровня жизни не растут, объем услуг непроизводственной сферы падает, занятость и среднедушевой доход не обеспечивают потребления на уровне нормативной потребительской корзины, что в свою очередь ведет к снижению интегрального уровня жизни.

Сценарий 2. Реализация проектов освоения минерально-сырьевого комплекса на базе льготного кредита. В рамках этого сценария краевой бюджет льготным образом кредитует проекты развития территории - отработку новых железорудных месторождений и небольшого месторождения рудного золота.

Такой индикативный план в существенной степени способствует развитию, прежде всего, реального сектора экономики (рис. 1). В непроизводственной сфере сценарий обеспечивает некоторое «торможение» процесса разрушения фондов и улучшение динамики целевых индикаторов занятости и среднедушевого дохода. В целом развитие по этому сценарию (рис. 2), по крайней мере, не приводит к снижению уровня жизни, а уровень потребления населения приближается к нормативной потребительской корзине, за которым в дальнейшем возможно мультиплицирование развития новых секторов местной экономики.

Млн. руб.

Тыс. чел.

19

17,5

16,5

Год

18

Рис. 1. Индикаторы состояния экономики района 1, сценарий 2:

Г~1 объем произведенной продукции; СИ остаточная стоимость основных фондов;

— численность занятых в экономике

Отношение к эталону

1,2 •

1

0,2

—□— □—

г г —а

Год

0

2003

2004

2006

2008

2009

Рис. 2. Индикаторы уровня жизни в районе 1, сценарий 2:

эталонный уровень; ---□ школы;

-занятость населения; .........среднедушевой доход;

-жилой фонд; ---& здравоохранение

среднедушевой уровень накоплений;

РАЙОН 2. Начальное состояние экономики района. Численность населения района составляет 12 тыс. чел. В экономике района занято 32% трудоспособного населения, большая часть - в непроизводственной сфере. Промышленность практически отсутствует, и это определяет явно выраженный дотационный статус местной экономики.

Исходные показатели уровня жизни населения. Уровень доходов населения достаточно высок, в 2002 г. он составил 65 тыс. руб. Индикатор обеспеченности населения жильем - 19 кв. м./чел. По среднедушевым индикаторам количества мест в школьных и дошкольных учреждениях, а также в учреждениях здравоохранения район несколько превышает среднероссийский уровень.

Эталон. В отличие от первого района второй расположен в существенно более суровых климатических условиях на севере края, где установлены большие северные надбавки. Высокий уровень прожиточного минимума объясняет существенный (до 180 тыс. руб.) подъем планки эталона среднедушевого дохода. Учитывая крайне высокую безработицу в районе, в качестве эталона принята занятость на уровне 40%. Все прочие эталонные значения индикаторов - те же, что и у первого района.

Сценарий 1. Реализация проекта освоения нефтегазового месторождения в условиях лицензии. Перспективы развития экономики района по этому сценарию прогнозируются при условии осуществления проекта освоения нефтегазового месторождения в рамках традиционной налоговой схемы. При этом основные доходы от нефти появятся после 2010 г., что сказывается на процессе формирования доходной части районного бюджета в период 2005-2010 гг. До 2008 г. ведутся доразведка месторождения и специализированное строительство, потенциально создающие небольшое количество рабочих мест для неквалифицированного местного населения, и лишь после 2008 г. увеличение масштаба работ на месторождении обеспечивает расширение налоговой базы. Это в свою очередь сказывается и на динамике индикаторов занятости и среднедушевого дохода, которые намного приближаются к эталонному уровню (рис. 3) и обеспечивают локальный рост интегрального уровня жизни с нормативным

потреблением к 2010 г. Однако в непроизводственной сфере сценарий обеспечивает лишь некоторое «торможение» процесса разрушения фондов.

Отношение к эталону

Рис. 3. Динамика индикаторов уровня жизни в районе 2, сценарий 1:

........эталонный уровень; —□—школы;

— - — - среднедушевой уровень накоплений; --------жилой фонд;

—Д— здравоохранение; —О— занятость населения

.......среднедушевой доход;

Сценарий 2. Реализация проекта освоения нефтегазового месторождения в рамках соглашения о разделе продукции (СРП). Отличие СРП от лицензии заключается в том, что в его рамках может быть представлен достаточно широкий спектр условий для инвестора. В рамках сценария 2 содержится предположение, что инвестор до 2010 г. реализует адресную бонусную программу развития территории района общим объемом 100 млн. долл. При минимальной рентной оценке месторождения в 2,5 млрд. долл. такой «развернутый во времени» бонус, дисконтированный по ставке 15%, составляет 2,5%, вписывается в устоявшуюся мировую практику и представляется вполне разумной позицией территории в процессе переговоров [5].

Позволит ли реализация соглашения со временем отказаться территории от безвозмездной финансовой поддержки краевого бюджета? Каким образом изменится уровень жизни?

Ответы на эти и некоторые другие вопросы дают прогнозы важнейших показателей до 2010 г. (рис. 4-5). Полностью отказаться от субвенций края, как это следует из рис. 4, к сожалению, не удастся - бюджет территории в основном наполняют бонусные платежи СРП, принципиально меняя пропорции источников доходов. Ресурсов хватает уже и для того, чтобы подтянуть до эталона индикаторы непроизводственной сферы и на этой основе добиться постоянного роста уровня жизни до 2010 г.

Млрд. руб.

Рис. 4. Динамика структуры доходов бюджета района 2, сценарий 2:

■ промышленность и сельское хозяйство; Ш проекты;

■ госсектор непроизводственной сферы; □ прочие

И краевой бюджет;

Таким образом, процесс освоения нефтегазового месторождения на условиях СРП с развернутой территориально ориентированной бонусной программой позволяет к 2010 г. существенно повысить уровень жизни в районе и достичь эталонных показателей развития непроизводственной сферы.

Что ожидает район после 2010 г., если за 7 лет «проели» бонусную программу, не образовав никакого резерва на будущее в виде траст-фонда, существенно нарастив мощности непроизводственной сферы и подняв необходимый уровень бюджетных расходов на ее функционирование? Хватит ли доходов от добычи нефти, попадающих в бюджет территории после 2010 г., для дальнейшего устойчивого функционирования местной экономики? Еще более важный вопрос -чем будет жить район после завершения нефтяного проекта?

Для ответа на эти вопросы недостаточно ограничиваться среднесрочным горизонтом прогноза - исследование проблем, связанных с устойчивым развитием территории минерально-сырьевой ориентации, предполагает переход к долгосрочному горизонту 20-30 лет и более [6, 7]. Именно на этом горизонте следует проанализировать «жизненный цикл» крупного месторождения, оценить его воздействие на всю экономику территории, «сформировать» траст-фонд и

спрогнозировать перспективы социально-экономического развития после завершения процесса освоения.

Отношение к эталону

Год

Рис. 5. Динамика индикаторов уровня жизни в районе 2, сценарий 2:

эталонный уровень; —□—школы;

■ - среднедушевой уровень накоплений; ----------жилой фонд;

— здравоохранение; —О— занятость населения

- - среднедушевой доход;

Долгосрочный горизонт планирования. Структура долгосрочного

индикативного плана в существенной мере отличается от структуры среднесрочного. Так, ключевая роль в наборе регуляторов отведена формулировке долгосрочного сценария освоения минерально-сырьевой базы, выбору стратегии формирования бюджета, определению регламента траст-фонда и поиску корректных процедур их взаимодействия в процессе развития территории.

При переходе к долгосрочному горизонту в существенной степени меняются и параметры эталона - во всех последующих рассуждениях планируемый момент достижения эталона «сдвинут» на 30 лет от базового года - до 2033 г., показатель обеспеченности школами вырос до 1 места на ученика при коэффициенте сменности 1,2, среднедушевая площадь жилья увеличена до 28 кв. м., и в 2,5 раза вырос требуемый уровень развития здравоохранения. Необходимый уровень занятости в обоих районах принят на уровне 80%, а среднедушевой уровень доходов увеличен до 200 и 300 тыс. руб. в сопоставимых ценах для первого и второго районов соответственно.

На рис. 6, 7 представлены результаты численных экспериментов, в которых для сформированных сценариев развития конструировались разные фонды и с помощью системы «ТРАСТ» прогнозировалась траектория функционирования экономики. Выяснилось, что потенциал минерально-сырьевой базы первого района явно недостаточен для образования какого-либо фонда, а эталон не достигается ни по одному индикатору. Не удается построить сценарий развития, обеспечивающий рост даже отдельных показателей жизненного уровня при сокращении субвенций из краевого бюджета до некоторого фиксированного уровня. Такое положение объясняется соотношением численности населения и уровня развития непроизводственной сферы с объемами запасов, качеством руд и конъюнктурой рынков.

Иную картину мы можем видеть для второго района, в котором администрация в рамках СРП на базе доходов от природных ресурсов формирует траст-фонд.

Конструкция такого фонда - важный элемент индикативного плана территории, определяющий, будет ли вообще достигнут эталон и какие свойства будут у последующей траектории развития.

Так, использование конструкции фонда, направляющей большую часть процентных доходов на реализацию дивидендной программы для населения, приводит к тому, что к моменту ТЕ удается улучшить лишь ситуацию с жильем и здравоохранением, но при этом не удается ни достигнуть эталона, ни защитить основной капитал фонда от инфляции. Капитал «тает», не обеспечивая достаточных процентных доходов для поддержания достигнутого уровня, и в итоге реализуется траектория индикаторов уровня жизни (рис. 6), не обладающая свойством устойчивости (2).

Отношение к эталону

Рис. 6. Динамика индикаторов уровня жизни в районе 2, дивидендная программа:

-------жилой фонд; ----□---школы;

---а---здравоохранение; ----■---доход;

---о----занятость населения; ..........эталонный уровень

Корректировка индикативного плана в части устройства траст-фонда и запуска программы диверсификации в существенной степени меняет картину развития территории. Новый вариант фонда уже капитализирует часть процентных доходов и финансирует программу диверсификации, льготным образом кредитуя ряд проектов в деревообрабатывающей отрасли. Это дает свои плоды - удается уберечь от инфляции основной капитал, дополнительно расширить налоговую базу за счет сектора развития и в итоге к намеченному моменту выйти на траекторию «квази-

устойчивого» развития (рис. 7) и удовлетворяющую условию (2) для индикаторов непроизводственной сферы.

Отношение к эталону

Число

лет

Рис. 7. Динамика индикаторов уровня жизни в районе 2, программа диверсификации:

--------жилой фонд; ---л----школы;

----л---здравоохранение; ---■----доход;

—о— занятость населения; .........эталонный уровень

Приведенные примеры демонстрируют методику работы с системой «ТРАСТ» в процессе разработки индикативного плана и свидетельствуют, что для исходного состояния экономики территории, взятого эталона и намеченного момента его достижения потенциала разведанных месторождений недостаточно для выхода на траекторию устойчивого развития (2). Однако в результате численных экспериментов удалось найти конструкцию фонда, обеспечивающую устойчивость по некоторым индикаторам уровня жизни. Даже такое знание полезно на практике, а набор индикаторов, по которым нарушается условие (2), определяет направление, в котором необходимо развивать территорию.

Литература

1. Fisher A.C. Resource and Environmental Economics. Cambridge: Cambridge University Press, 1981.

2. Dennen W.H. Mineral Resources. London: Taylor Francis, 1989.

3. Daniel Johnston. Fiscal Systems and Production Sharing Contracts. Tulsa, Oklahoma: PennWell Publishing Company, 1994.

4. Лавлинский С.М. Экономическая оценка месторождения минерального сырья в условиях переходного периода //Экономика и мат. методы. 2004. Т. 40. № 3.

5. Лавлинский С.М. Соглашение о разделе продукции и устойчивое развитие сырьевой территории // Экономика и мат. методы. 2000. Т. 36. № 3.

6. Сибгатулин В.Г. Рациональные критерии оценки эффективности краевых программ воспроизводства минерально-сырьевой базы // Проблемы использования и охраны природных ресурсов Центральной Сибири. Красноярск: КНИИГиМС, 1999.

7. Крюков В., Севастьянова А., Шмат В. Утопическая идея или реальная надежда? Новосибирск: Наука, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.