Тимур БАДМАЦЫРЕНОВ, Владимир РОДИОНОВ
МОДЕЛИ И СЦЕНАРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ: РОССИЯ И МОНГОЛИЯ
Статья представляет собой аналитический поиск методологического основания для исследования двусторонних отношений на примере российско-монгольского взаимодействия. Авторы показывают, что теория моделирования и сценарный подход обладают высоким прогностическим потенциалом.
The paper is an analytical search of methodological framework for bilateral relationship's study on the example of Russian-Mongolian relations. The authors show that the theory of modeling and scenario approach both have high prognostic potential for bilateral relations studies.
Ключевые слова:
международные отношения, модели, сценарии, российско-монгольские отношения; international relations, models, scenarios, Russian-Mongolian relations.
В современной теории существующая в настоящее время система международных отношений все еще имеет неопределенное наименование Post-Cold War system. Значительной составляющей неопределенности является уровень теоретических исследований в области теории международ -ных отношений, характеризующийся отсутствием доминирую -щей парадигмы и увеличением числа научных центров, зачастую по -разному интерпретирующих текущую международную поли -тику. Типологические описания международных отношений, использующие соперничающие логики теоретических конструк тов, создают взаимоисключающие модели политических систем. Текущие исследования российско-монгольских отношений не являются исключением и также испытывают воздействие сло жившихся методологических подходов в теории международных отношений и мировой политики.
В целом, в области теоретического моделирования междуна -родных отношений традиционно выделяют несколько парадигм. Большинство исследований тяготеют к парадигме реализма/ неореализма, основными представителями которой являются Э. Карр, Дж. Кеннан, Г. Моргентау, Р Арон, Р. Нибур, К. Уолтс, Б. Бузан. Для них характерно признание определяющей роли госу -дарств в системе международных взаимодействий, концентрация внимания на исследовании баланса сил и национальных интере сов, военно - политической проблематике. Хотя реальные взаимо -действия между странами, национальными институтами и инди -видами имеют весьма сложную природу, их структура на макро -уровне описывается через этапы развития Вестфальской системы международных отношений как государственно - центристской модели. Природа международных отношений в парадигме реа -лизма в целом рациональна и интерпретируется через понятия «национальные интересы» и «баланс сил», а суть самих нацио -нальных интересов сводится к трем составляющим: безопасности государства, удовлетворению его экономических потребностей и повышению престижа1. В новейших исследованиях неореалистов пристальное внимание уделяется изучению меж- и надгосудар -ственных структур в виде межправительственных организаций и союзов, которые оказывают влияние на внешнюю политику госу
1 Wolfers A. The Pole of Power and the Pole of Indifference // World Politics, 1951, № 4, p. 39-63.
БАДМАЦЫРЕНОВ
Тимур
Баторович —
к.соц.н., старший
преподаватель
кафедры
политологии
и социологии
Бурятского
государственного
университета,
г. Улан-Удэ
РОДИОНОВ
Владимир
Александрович —
к.полит.н., доцент
кафедры истории,
археологии и
этнографии
Бурятского
государственного
университета
\^Шг198025@
yahoo.com
дарств и формируют соответствующую международную структуру.
Одним из направлений реализма/нео -реализма являются геополитические и геостратегические исследования, полу -чившие популярность в России в постсо -ветский период. В рамках геополитиче -ского подхода мощь и интересы государ -ства определяются его местоположением в пространстве, климатом, демографией, природными ресурсами. Еще одной разно -видностью парадигмы реализма является теория «буферных отношений» (М. Аюб, О. Кнудсен, А. Ванденбош, Р. Ротстайн, М. Партем). С учетом того, что Монголия расположена между двумя великими дер жавами, данная теория имеет значитель ный потенциал для использования при анализе советско монгольских и совре менных российско - монгольских отноше -ний.
Однако существует ряд серьезных аспектов, не позволяющих рассматривать эту парадигму в качестве универсальной. Во первых, прогностическая составляю щая реализма ограничена принципом описания «реального», т.е. уже существующего, а не возможного или желаемого в будущем. Во вторых, государствоцен тризм (этатизм) реалистской парадигмы объективно сужает предметное поле иссле -дования, не учитывая в качестве субъектов международных отношений иных, негосударственных акторов — ТНК, НПО, национальные, гендерные, экологические движения. В третьих, проблемным ока зывается и вопрос о путях формирования национальных интересов и причинах раз личного их восприятия в разных странах, что связано с игнорированием реалистами социокультурных компонентов политиче -ского процесса в той или иной стране.
Либерализм, или либеральноидеалистическая парадигма, представляет собой главную альтернативу реалист ской картине международных отноше ний. Данная парадигма концентрирует внимание на негосударственных акторах международных отношений, общечело веческих идеалах и ценностях, способах обеспечения международной безопасно сти и конструировании международного правопорядка. Яркими представителями либеральной парадигмы международных отношений являются Р. Кохейн, Дж. Най, Э. Моравчик, Б. Рассет, С. Краснер.
Либералы отрицают приоритет силы и военной мощи в деятельности государств на международной арене, противопостав -ляя им экономические, правовые, социо -культурные рычаги влияния. Сами госу -дарства, являясь важными участниками международных отношений, не обладают монополией на взаимодействие и испы -тывают конкуренцию со стороны него -сударственных акторов. Это, в свою оче -редь, приводит к эффекту «размывания» государственного суверенитета и стира нию грани между внутренней и внешней политикой.
Основная критика либерализма/неолиберализма сводится к следующим моментам. Либералы слишком увлечены морально-идеологическими составляющими международной политики, а для многих государств это не более чем инструмент достижения своих целей в борьбе с конкурентами. Сторонники либерального подхода, используя норма тивный принцип, зачастую апеллируют к тому, что должно, а не к тому, что реально возможно.
Марксистское направление по праву рассматривается многими теоретиками в качестве третьей парадигмы теории меж дународных отношений. Оно базируется на принципах исторического материа лизма К. Маркса. Структурализм марк -сизма проявляется в постановке классо вой борьбы в центр системы междуна родных отношений, государство при этом контролируется правящим классом, кон центрирующем собственность на средства производства.
Развитием идей К. Маркса в неомарксистской традиции стала мир системная теория И. Валлерстайна и А.Г. Франка, связывающая развитие капитализма с формированием, через ряд циклов, совре -менной мир - системы с доминирующими наиболее развитыми странами центра, а также полупериферией и периферией. Конкуренция между странами не исклю чает общности их целей, сконцентриро ванных преимущественно в сфере эко номики и производства, что отражается в стремлении стран центра эксплуатировать рынки и ресурсы иных стран1.
При всех достоинствах основных
1 Зуйков Р. Исторические трансформации порядка от гегемонии и империи к миру- системе // Международные процессы, т. 10, 2012, № 1(28).
парадигм теории международных отно шений, а также существующих в их рамках концепций и методик их приме нение к случаям двусторонних отноше ний зачастую является неэффективным. Во первых, усложнение международно политических реалий все менее вписыва ется в довольно жесткие методологиче ские рамки известных подходов и пара дигм. Данное обстоятельство заставляет прибегать к использованию методологи ческого плюрализма в качестве основы исследования.
Во вторых, все классические парадигмы теории международных отношений, как правило, претендуют на осмысление международных отношений в целом, рас сматривая их в качестве единой системы. Такой уровень обобщения не всегда помо гает при работе с менее масштабными уровнями международного взаимодей ствия.
В связи с этим в последнее время зна чительное распространение получают теории и методологии, ориентирован ные на конкретно ситуационный ана лиз. В теории и практике международ ных отношений все чаще используются методы прогнозирования, направленные на выявление вероятного развития теку щей ситуации и разработку наиболее приемлемых политических решений. Одним из важных элементов прогно зирования является метод моделирова ния, который позволяет конструировать и анализировать упрощенные подобия реальных систем. Метод моделирования как таковой выходит за пределы между народного прогнозирования и применя ется практически во всех отраслях науки. Использование этого подхода требует строгости при отборе теоретических кон структов, с одной стороны, и эмпириче ских методов — с другой.
В теории международных отношений можно выделить ряд наиболее распро страненных способов моделирования. В области теоретических исследований и на уровне сравнительно типологических обобщений часто используются логико дедуктивные модели, опирающиеся на теоретические допущения относительно изучаемого объекта. В основе вариатив ности теоретического моделирования лежит развитие политической науки через смену и конкуренцию парадигм. Представления о предмете, методоло
гические принципы, характеристика проблематики и эмпирический инстру ментарий исследований политических явлений группируются по «идеологи ческим предпочтениям, поддержанию структуры власти внутри научной дисци плины и увековечиванию устоявшихся порядков»1.
Кроме теоретико аналитического моделирования в изучении международ -ных отношений значительное развитие получили эмпирико ориентированные модели. Для них характерны использо -вание больших массивов эмпирических данных, широкое применение коли чественных статистических методов математического анализа. Построение таких моделей часто рассматривается в качестве этапа общего анализа, предпо лагающего формализацию и математи ческое выражение основных элементов и взаимосвязей изучаемых объектов2. Формальное математическое моделиро -вание международных отношений опи рается на использование данных эконо мической, военно-политической, тех -нической и иных отраслей статистики. Примечательно, что на развитие этого направления существенное влияние ока зал реализм, под воздействием которого сформировались рациональные модели, теория игр, теория торга, модели обеспе чения безопасности и др. На развитии методов формального моделирования международных отношений сказалось также их привлечение к сфере приклад ных исследований внешней политики в период «холодной войны».
В настоящее время моделирование активно применяется в области изучения переговорного процесса, политики сдер живания, баланса сил, функционирова -ния международных институтов, кризисов и конфликтов.
Во второй половине XX в. появляются компьютерные модели международных отношений. Одним из перспективных методов анализа проблем международ -ных отношений является метод анализа иерархий (МАИ), разработанный амери -канским специалистом по теории при
1 Чилкот Р.Х. Теории сравнительной полито -логии. В поисках парадигмы / пер. с англ. — М. : Инфра- М, Весь Мир, 2001, с. 40.
2 Туронок С.Г. Политический анализ. — М. : Дело, 2005, с. 149.
нятия решений Т. Саати1. В основе этого метода лежит процедура разделения про блемы на ряд подпроблем, каждую из которых, в свою очередь, можно после довательно детализировать до необхо димого уровня. Это позволяет свести анализ сложной проблемы к анализу составляющих ее подпроблем и оценить их важность (степень приоритетности), т.е. «вклад» в решение исходной про-блемы2.
Одним из базовых способов моделиро вания международных отношений явля ется метод ивент анализа, позволяющий упорядочить и структурировать сложные политические процессы в виде собы тийного ряда. Данная методика разраба -тывалась для мониторинга социально политической ситуации в странах, пред ставляющих интерес для внешней поли тики США. Существенной составляющей этого метода является выявление и клас сификация типовых признаков события. Информационно - аналитические модели, построенные на основе применения этого метода, позволяют решать комплексные прикладные задачи, проводить монито -ринг и на более сложном уровне осущест влять построение сценариев междуна родной ситуации. Вместе с тем нельзя не отметить наличие сдерживающих факто -ров в развитии применения ивент анализа и количественных моделей международ ных отношений в целом. Прежде всего, это ограничение, связанное с высоким уровнем сложности моделируемых про цессов и сегодняшними информационно аналитическими возможностями, не позволяющими достичь желаемого уровня точности прогнозирования международ ных процессов. Кроме того, на примени мость такого рода моделей оказывает воз действие и конкуренция теоретических направлений.
Заключая обзор метода моделирова -ния международных отношений, можно отметить, что его применение имеет значительные перспективы в изучении современных российско-монгольских отношений. Выделение моделей
1 Саати Т. Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий. — М. : Радио и связь, 1993; он же. Математические модели конфликтных ситуаций / под ред. И.А. Ушакова. — М. : Советское радио, 1977.
2 Абаев Л.В. Об актуальных подходах к модели -рованию международных отношений // Проблемы национальной стратегии, 2011, № 2 (7), с. 31—49.
российско- монгольских отношений поможет адекватно отразить типологи ческие особенности исторических форм развития взаимодействия этих стран. Применение прогностического модели рования целесообразно, поскольку не существует единственно верного и одно значного варианта развития российско монгольских отношений. Построение прогнозных сценариев позволит выде-лить и описать факторы, воздействующие на их будущее состояние. В итоге целесо образность выделения различных моде лей российско монгольских отношений подсказывается как исторической ретро спективой, так и текущей ситуацией, характеризующейся многовариантностью развития. Например, существенные раз личия социалистического и постсоциали стического периодов отношений между Россией и Монголией могут служить основанием для построения, как мини мум, двух эмпирико-ориентированных моделей взаимодействия.
В основу метода моделирования системы современных российско монгольских отношений положено пред ставление о наличии у сторон нацио нальных интересов. Категория «нацио нальный интерес» результирует сумму сходящихся/расходящихся интересов национальных государств и других меж дународных акторов в сфере политики, экономики, социокультурной сфере и других отраслях отношений. В наиболее общем виде взаимодействие государств по поводу национальных интересов может быть смоделировано с использова нием линейной типологии «сотрудниче ство — конфронтация», «союз — война». При размещении России и Монголии на этой оси мы получаем крайние случаи модели: союзных отношений на одном полюсе и конфронтации — на другом. Между этими полюсами как радикаль -ной оппозицией возможны иные вари анты отношений, например, срединная позиция — партнерская модель. Таким образом, мы можем выделить 3 основные модели российско - монгольских отноше -ний: модель конфронтационных, союз -нических и партнерских отношений.
Для выявления вероятного развития российско- монгольских отношений в рамках выделенных моделей может быть использован сценарный под ход. Использование сценарного метода
позволяет конкретизировать и редуциро вать большое число вероятных альтерна тив будущего. На основе ивент - анализа, отбора, классификации событий мы можем моделировать вероятное разви тие российско монгольских отношений. Имплицитно предполагается выделение двух фаз развития сценариев — теку -щего и будущего, но при необходимо сти можно предложить и более сложные сценарии для краткосрочной, средне срочной и долгосрочной перспективы. Определяющими факторами сценарного развития событий являются политика России, политика Монголии, политика третьих стран, а также факторы негосу дарственного происхождения, способные повлиять на сценарий развития событий или даже определить его. При этом для каждого сценария существует алгоритм верификации вероятности его осущест вления:
— первичный ситуационный анализ и фиксация представлений о сценарии;
— выявление и описание факторов про -
шлого, настоящего и будущего, способ -ных приблизить к реальности рассматри ваемый сценарий;
— выведение вероятных последствий для российско монгольских отношений в случае реализации рассматриваемого сце нария;
— оценка шансов реализации сценария в будущем.
В итоге речь идет, с одной стороны, об установлении соответствия между настоящим и вариантами будущего, и с другой — о разделении этих вариантов на желательные и нежелательные. Это дает возможность для более рационального политического планирования, связанного с минимизацией вероятности нежелатель ных сценариев и максимизацией вероят ности желательных.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФв рамках научно-исследовательского проекта РГНФ-МинОКНМонголии «“Возвращение” России в Монголию: модели и сценарии» № 12-23-03002.