Научная статья на тему 'Модели и методы механизмов ценообразования медицинских услуг в условиях конкурентного взаимодействия'

Модели и методы механизмов ценообразования медицинских услуг в условиях конкурентного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СПРОС / ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ДОЛЯ РЫНКА / СТЕПЕНЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / MEDICAL INSTITUTIONS / DEMAND / PRICE COMPETITION / MARKET SHARE / COMPETITIVENESS DEGREE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева Виктория Фархадовна, Засканов Виктор Гаврилович

В данной статье рассмотрены модели и методы управления деятельностью медицинских учреждений, функционирующих в условиях конкурентной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алиева Виктория Фархадовна, Засканов Виктор Гаврилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS AND METHODS OF MECHANISMS OF PRICING OF MEDICAL SERVICES IN THE CONDITIONS OF COMPETITIVE INTERACTION

In this article models and methods of control over activities of the medical institutions functioning in the conditions of a competitive environment are considered.

Текст научной работы на тему «Модели и методы механизмов ценообразования медицинских услуг в условиях конкурентного взаимодействия»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 65.016.1

МОДЕЛИ И МЕТОДЫ МЕХАНИЗМОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

© 2013 В.Ф. Алиева, В.Г. Засканов

Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет)

Поступила в редакцию 02.12.2013

В данной статье рассмотрены модели и методы управления деятельностью медицинских учреждений, функционирующих в условиях конкурентной среды.

Ключевые слова: медицинские учреждения, спрос, ценовая конкуренция, доля рынка, степень конкурентоспособности.

Конкуренция, как фактор рыночной экономики, присуща любым отраслям и их предприятиям. Медицинские учреждения в этом смысле не являются исключением. Несмотря на уникальность деятельности медицинских учреждений, предмета труда (человек, его здоровье) следует отметить, что эти учреждения работают в реальной рыночной действительности, диктующей необходимость обеспечения эффективности функционирования.

Как известно рыночная среда предусматривает экономические взаимодействия производителей и потребителей продукции (услуг). Рассматривая взаимодействия производителей (медицинские учреждения) и потребителей (население) на территории некоторого региона, имеет место замкнутая система.

Следует также отметить, что бюджетное финансирование системы здравоохранения в настоящей момент, не в состоянии обеспечить достаточное финансирование медицинских учреждений (оплата труда, средство на модернизацию оборудования, мероприятия по повышению квалификации и профессионального уровня персонала и т.д.). Таким образом, спрос на медицинские услуги, а в особенности высококачественные, существенно превышают возможности медицинских учреждений в рамках, выделяемых со стороны государства бюджетов. Следствием этого явилось формирование в нашей стране системы платных медицинских услуг:

• частные клиники, лаборатории;

• оказание платных медицинских услуг работниками государственных медицинских учреж-Алиева Виктория Фархадовна, аспирант кафедры организация производства. E-mail: [email protected] Засканов Виктор Гаврилович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой организация производства. E-mail: [email protected]

дений, осуществляемых сверх нормативной загрузки по бюджетному финансированию.

Рассматривая сложившуюся ситуацию можно констатировать, что руководство любого медицинского учреждения функционирует в реальной экономической, конкурентной среде и для «выживания» в этой среде необходимо использование современного аппарата теории управления, позволяющего решать задачи по обеспечению эффективного их функционирования.

Основным инструментом конкурентной борьбы является цена на услуги и предлагаемое их качество. Отметим также, что население конкретного региона и, соответственно, спрос на услуги есть некоторая статистическая константа.

Смоделируем и проанализируем модели ценовой конкуренции между этими ЛПУ (лечебно профилактическое учреждение) при постоянном спросе на медицинские услуги.

Имеет место система, включающая в свой состав п медицинских учреждений, оказывающих однотипные медицинские услуги с фиксированным качеством Q. Общая схема взаимодействия представлена на рис. 1.

Целевая функция ¿-го ЛПУ при этом будет иметь следующий вид:

= А01(р)(р1 - а,) - к<<р , (1) где А - общий спрос на услуги, имеющий место на рынке;

- доля рынка 1го игрока (исполнителя); с. - себестоимость услуги 1ой организации; к i 0 - неотрицательный коэффициент, отражающий затраты на обеспечение качества; р = ( р1, р2,..., р. ) - вектор цен на услугу. Предположим, что ЛПУ разыгрывают игру в нормальной форме, т.е. выбирают цены на оказываемые услуги одновременно и независимо.

Обозначим Л - степень конкурентоспособ-

Рис. 1. Система оказания медицинских услуг

ности по цене, л > 0. При Л =0, спрос делится между всеми ЛПУ равномерно. Примем, что

(

D =1+ Л

г

п

I p,

Л

j * '

n -1

- Рг

(2)

V У

Откуда следует, что

D-1

л =

n

I р,

j * г n - 1

(3)

Дифференцируя целевую функцию (1) по цене и с учетом (2) соответственно, и приравнивая производную к нулю, получим:

С,- 1 Рг ==-- + +

I Pj

je N

(4)

Л Лп 2(n -1)

Просуммировав выражение (4) по всем ЛПУ и обозначив Pi = I Pj , = I Ct получаем:

jeN

PI =Л + CI

(5)

Интегрируя (4) и (5) получим выражение равновесных по Нэшу значений цен:

Р* = Сг +

n-1

2n -1

1

n-1

Тс -

j

с, - С,

+ ■

Лп

(6)

Модель (6) позволяет количественно оценить снижение равновесной цены с увеличением количества ЛПУ на рассматриваемой территории,

а также показывает то, как влияет увеличение себестоимость медуслуги с , оказываемое в 1-ым ЛПУ на рост равновесной цены.

Следует отметить, что информация о равновесных состояниях необходимая руководству лечебных учреждений недостаточна, с точки зрения оперативного управления. Речь идет о том, что равновесные состояния достигаются в результате достаточно большого количества «шагов», т.е. совокупности принимаемых управленческих решений и получаемых результатов множеством игроков, участников рыночных взаимодействий. Если конкретизировать сказанное через призму исследуемого объекта, а именно замкнутого рынка медицинских услуг можно утверждать, что имеет место игра, в которой каждый из участников взаимодействия (руководство конкретного ЛПУ) при определенных шагах выбирает свои решения. При выборе этих решений он стремится оптимизировать свою функцию цели (критерий оптимальности). Получаемый результат, однако, зависит не только от выбора конкретного субъекта, но и от тех решений, которые выбирают другие участники рынка (конкуренты). Таким образом, равновесные состояния, модели оценки которых рассматривались выше, достигаются в процессе неоднократного проигрывания процедур: принятие решений - результат -анализ - принятие решений и т.д. следовательно, «выход» в точку равновесия системы из исходного состояния сопровождается реализацией нескольких этапов функционирования. Выбор решений на каждом этапе при этом представляет самостоятельную задачу. На рис. 2 представлен разработанный нами алгоритм принятия решений по ценообразованию в условиях конкуренции.

Проиллюстрируем работоспособность предложенных моделей и алгоритмов принятия решений на конкретном примере.

Пусть имеется некоторый базис, характеризующийся следующими исходными параметрами (к=0).

Пусть

Р1 = 30 ;

А=300; с = 25 :

Р2=33; р3 = 40;

с2 = 26; с3 = 34 ;

¿1 = 0,45; Е22 = 0,36; Е33 = 0,19

Используя модель (3), рассчитаем показатель конкурентоспособности по цене. Отметим при этом, что данный показатель является общим для всех 3-х участников взаимодействия, которые рассматриваются в примере.

Поэтому рассчитываем частный показатель конкурентоспособности.

. 0,45 - 0,33

Л = --— = 0,018;

36,5 - 30

0,36 - 0,33 __

Л = —-— = 0,015;

2 35 - 33

. 0,19 - 0,33

Л = —-— = 0,016.

31,5 - 40

Итоговая оценка конкурентоспособности будет определяться как среднее арифметическое локальных показателей.

,„ Л+Л2 + Л 0,018 + 0,015 + 0,016 пплг Л =-=-= 0,016.

п 3

Напомним, что руководитель конкретного 1го учреждения на каждом (к+1)ом шаге функционирование, принимает управленческое решение по выбору цены услуги р1к+1.

На первом шаге получаются следующие результаты:

Р

р2

1 73 25 в1.

-+ — + — = 51,5 ;

0,016 • 3 4 2

1 70 26

-+ — + — = 51,3 ;

0,016 • 3 4 2

1 63 34

-+ — + — = 53,5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,016 • 3 4 2

Доля рынка распределится следующим образом:

В1 = 3 + 0,016^

в2 = 3+0,01в|

51,3 + 53,5

В, = 1 + 0,016 33

51,5 + 53,5

( 51,5 + 51,3 2

- 51,5 I = 0,35;

- 51,3 I = 0,35;

53,5 I = 0,30.

Соответственно каждый участник взаимодействия получит следующий результат:

F11 =2782 , F21= 2656, F31= 1755.

Продолжая расчеты по следующим шагам функционирования, получаем результаты, отра-женныеы в табл. 1.

С целью наглядного представления полученных результатов, на рис. 3-5 представлена динамика изменения показателей по шагам функционирования.

Таким образом, проведенные расчеты и полученные при этом результаты наглядно проил-

Таблица 1. Сводные данные взаимодействия участников в процессе функционирования

3

№ Р1 Р2 Рз Л В1 В2 Вз F2 Рз

шага

(к)

0 30 33 40 0,016 0,45 0,36 0,19 675 756 342

1 51,5 51,3 53,5 0,016 0,35 0,35 0,30 2782 2656 1755

2 54,5 55 59 0,021 0,38 0,37 0,25 3383 3219 1875

3 57,7 58 61 0,02 0,37 0,36 0,27 3629 3456 2187

4 58,8 59,3 62,5 0,02 0,37 0,36 0,27 3752 3596 2308

5 59,5 59,9 63,1 0,02 0,37 0,36 0,37 3829 3640 2357

—•— 01 02 03

к

Рис. 3. Динамика доли рынка (Б.)

k

Рис. 4. Динамика показателей конкурентоспособности по цене (2 )

Рис. 5. Динамика изменения цен (p.)

люстрировали работоспособность предложенных моделей и алгоритма функционирования медицинских учреждений, осуществляющих свою деятельность в конкурентных условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бурков В.Н., Данев Б., Еналеев А.К. Большие систе-

мы: моделирование организационных механизмов. М.: Наука, 2004.-245 с.

2. Новиков Д.А. Методология управление. М.: Либро-ком, 2011. 128 с.

3. Мирзоян ГЛ. Модель территориальной системы здравоохранения и классификация задач управления // Труды международной конференции по проблемам управления. СПб.: ЦНИИ "Электроприбор", 2012. С. 172-174.

MODELS AND METHODS OF MECHANISMS OF PRICING OF MEDICAL SERVICES IN THE CONDITIONS OF COMPETITIVE INTERACTION

© 2013 V.F. Alieva, V.G. Zaskanov

Samara State Aerospace University named after Academician S.P. Korolyov (National Research University)

In this article models and methods of control over activities of the medical institutions functioning in the conditions of a competitive environment are considered.

Keywords: medical institutions, demand, price competition, market share, competitiveness degree.

Victoria Alieva, Graduate Student at the Organization of Production Department. E-mail: [email protected] Victor Zaskanov, Doctor of Technics, Professor, Head at the Organization of Production Department. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.