Научная статья на тему 'Модели и методы адаптации пользовательского интерфейса'

Модели и методы адаптации пользовательского интерфейса Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1347
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРФЕЙС / МОДЕЛИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ИНТЕРФЕЙС / АДАПТАЦИЯ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ансарова А. М., Когай Г. Д., Амиров А. Ж.

Работа посвящена исследованию в области развития пользовательских интерфейсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели и методы адаптации пользовательского интерфейса»

международный научный журнал «инновационная наука»

УДК 21474

№10/2015

ISSN 2410-6070

А.М.Ансарова

магистрант КарГТУ

Г.Д.Когай

к.т.н., профессор кафедры ИВС КарГТУ

А.Ж. Амиров доктор PhD, заведующий кафедры ИВС КарГТУ

МОДЕЛИ И МЕТОДЫ АДАПТАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА

Аннотация

Работа посвящена исследованию в области развития пользовательских интерфейсов.

Ключевые слова

интерфейс, модели, интеллектуальный интерфейс, адаптация, пользователь.

Существуют три совершенно различные модели пользовательского интерфейса: модель программиста, модель пользователя и программная модель. Программист, разрабатывая пользовательский интерфейс, исходит из того, управление какими операциями ему необходимо реализовывать в пользовательском интерфейсе. Его интересуют функциональность, эффективность, технологичность, внутренняя стройность и другие не связанные с удобством пользователя характеристики программного обеспечения. Именно поэтому большинство интерфейсов существующих программ вызывают, серьезные нарекания пользователей. Пользовательская модель интерфейса - это совокупность обобщенных представлений конкретного пользователя или некоторой группы пользователей о процессах, происходящих во время работы программы или программной системы. Для построения пользовательской модели необходимо изучить перечисленные выше особенности опыта предполагаемых пользователей программного обеспечения. С этой целью используют опросы, тесты и даже фиксируют последовательность действий, осуществляемых в процессе выполнения некоторых операции, на пленку. Приведение в соответствие моделей пользователя и программиста, а также построение на их базе программной модели интерфейса задача нетривиальная. Причем, чем сложнее автоматизируемая предметная область, тем сложнее оказывается построить программою модель интерфейса, учитывающую особенности пользовательской модели и не требующую слишком больших затрат как в процессе разработки, так и во время работы.

Рисунок 1 — Процесс проектирования пользовательского интерфейса.

44

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

При создании программной модели интерфейса также следует иметь в виду, что изменить пользовательскую модель непросто. Повышение профессионального уровня пользователей и их подготовки в области владения компьютером в компетенцию разработчиков программного обеспечения не входит, хотя часто грамотно построенный интерфейс, который адекватно отображает сущность происходящих процессов, способствует росту квалификации пользователей. Интуитивные модели выполнения операций в предметной области должны стать основой для разработки интерфейса, а потому в большинстве случаев их необходимо не менять, а уточнять и совершенствовать. Многочисленные опросы и обследования, проводимые ведущими фирмами по разработке программного обеспечения, показали, что основными критериями оценки интерфейсов пользователем являются:

1. Простота освоения и запоминания операций системы - конкретно оценивают время освоения и продолжительность сохранения информации и памяти;

2. Скорость достижения результатов при использовании системы - определяется количеством вводимых или выбираемых мышью команд и настроек;

3. Субъективная удовлетворенность при эксплуатации системы (удобство работы, утомляемость и т. д.).

Причем для пользователей-профессионалов, постоянно работающих с одним и тем же пакетом, на первое

место достаточно быстро выходят второй и третий критерии, а для пользователей-непрофессионалов, работающих с программным обеспечением периодически и выполняющих сравнительно несложные задачи -первый и третий. С этой точки зрения на сегодняшний день наилучшими характеристиками для пользователей-профессионалов обладают интерфейсы со свободной навигацией, а для пользователей-непрофессионалов -интерфейсы прямого манипулирования.

Список использованной литературы:

1. Джеф Раскин Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем, Символ-Плюс, 2014 - 200;

2. Купер, Рейман, Кронин Алан Купер об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия, СимволПлюс, 2013 - 250.

© А.М.Ансарова, Г.Д.Когай, А.Ж.Амиров, 2015

УДК: 331.4

В.А.Булаев, к.т.н., доцент, Российский государственный социальный университет, (РГСУ)

е-mail: [email protected]

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОПЕРАТОРА ОТ ШУМА Аннотация

Рассмотрены пути повышения эффективности снижения шума в производственных условиях.

Ключевые слова

Шум, шумопоглощающая панель, кулисные звукопоглотители.

Элементы модернизации существующих конструкций для защиты оператора от шума (рис. 1) содержат каркас здания, выполненный в виде упругого основания 1, являющегося полом помещения (рис.2), теплозвукоизолирующих ограждений 2, жестко связанных с колоннами 3, которые в свою очередь соединены с металлоконструкцией 4, например в виде фермы. Акустический подвесной потолок 5 размещен в зоне ферм 4, и выполнен в виде установленных с определенным шагом кулисных звукопоглотителей, нижняя часть которых выступает за нижнюю часть ферм 4 в сторону основания 1. На ограждениях 2 закреплены акустические стеновые панели 6 (рис.3). На упругом основании 1 помещения установлено виброактивное оборудование 7 и 8. Рабочее место оператора 15, включающее в себя пульты управления 16 и 17

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.