международный научный журнал «инновационная наука»
УДК 21474
№10/2015
ISSN 2410-6070
А.М.Ансарова
магистрант КарГТУ
Г.Д.Когай
к.т.н., профессор кафедры ИВС КарГТУ
А.Ж. Амиров доктор PhD, заведующий кафедры ИВС КарГТУ
МОДЕЛИ И МЕТОДЫ АДАПТАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА
Аннотация
Работа посвящена исследованию в области развития пользовательских интерфейсов.
Ключевые слова
интерфейс, модели, интеллектуальный интерфейс, адаптация, пользователь.
Существуют три совершенно различные модели пользовательского интерфейса: модель программиста, модель пользователя и программная модель. Программист, разрабатывая пользовательский интерфейс, исходит из того, управление какими операциями ему необходимо реализовывать в пользовательском интерфейсе. Его интересуют функциональность, эффективность, технологичность, внутренняя стройность и другие не связанные с удобством пользователя характеристики программного обеспечения. Именно поэтому большинство интерфейсов существующих программ вызывают, серьезные нарекания пользователей. Пользовательская модель интерфейса - это совокупность обобщенных представлений конкретного пользователя или некоторой группы пользователей о процессах, происходящих во время работы программы или программной системы. Для построения пользовательской модели необходимо изучить перечисленные выше особенности опыта предполагаемых пользователей программного обеспечения. С этой целью используют опросы, тесты и даже фиксируют последовательность действий, осуществляемых в процессе выполнения некоторых операции, на пленку. Приведение в соответствие моделей пользователя и программиста, а также построение на их базе программной модели интерфейса задача нетривиальная. Причем, чем сложнее автоматизируемая предметная область, тем сложнее оказывается построить программою модель интерфейса, учитывающую особенности пользовательской модели и не требующую слишком больших затрат как в процессе разработки, так и во время работы.
Рисунок 1 — Процесс проектирования пользовательского интерфейса.
44
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
При создании программной модели интерфейса также следует иметь в виду, что изменить пользовательскую модель непросто. Повышение профессионального уровня пользователей и их подготовки в области владения компьютером в компетенцию разработчиков программного обеспечения не входит, хотя часто грамотно построенный интерфейс, который адекватно отображает сущность происходящих процессов, способствует росту квалификации пользователей. Интуитивные модели выполнения операций в предметной области должны стать основой для разработки интерфейса, а потому в большинстве случаев их необходимо не менять, а уточнять и совершенствовать. Многочисленные опросы и обследования, проводимые ведущими фирмами по разработке программного обеспечения, показали, что основными критериями оценки интерфейсов пользователем являются:
1. Простота освоения и запоминания операций системы - конкретно оценивают время освоения и продолжительность сохранения информации и памяти;
2. Скорость достижения результатов при использовании системы - определяется количеством вводимых или выбираемых мышью команд и настроек;
3. Субъективная удовлетворенность при эксплуатации системы (удобство работы, утомляемость и т. д.).
Причем для пользователей-профессионалов, постоянно работающих с одним и тем же пакетом, на первое
место достаточно быстро выходят второй и третий критерии, а для пользователей-непрофессионалов, работающих с программным обеспечением периодически и выполняющих сравнительно несложные задачи -первый и третий. С этой точки зрения на сегодняшний день наилучшими характеристиками для пользователей-профессионалов обладают интерфейсы со свободной навигацией, а для пользователей-непрофессионалов -интерфейсы прямого манипулирования.
Список использованной литературы:
1. Джеф Раскин Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем, Символ-Плюс, 2014 - 200;
2. Купер, Рейман, Кронин Алан Купер об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия, СимволПлюс, 2013 - 250.
© А.М.Ансарова, Г.Д.Когай, А.Ж.Амиров, 2015
УДК: 331.4
В.А.Булаев, к.т.н., доцент, Российский государственный социальный университет, (РГСУ)
е-mail: [email protected]
СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОПЕРАТОРА ОТ ШУМА Аннотация
Рассмотрены пути повышения эффективности снижения шума в производственных условиях.
Ключевые слова
Шум, шумопоглощающая панель, кулисные звукопоглотители.
Элементы модернизации существующих конструкций для защиты оператора от шума (рис. 1) содержат каркас здания, выполненный в виде упругого основания 1, являющегося полом помещения (рис.2), теплозвукоизолирующих ограждений 2, жестко связанных с колоннами 3, которые в свою очередь соединены с металлоконструкцией 4, например в виде фермы. Акустический подвесной потолок 5 размещен в зоне ферм 4, и выполнен в виде установленных с определенным шагом кулисных звукопоглотителей, нижняя часть которых выступает за нижнюю часть ферм 4 в сторону основания 1. На ограждениях 2 закреплены акустические стеновые панели 6 (рис.3). На упругом основании 1 помещения установлено виброактивное оборудование 7 и 8. Рабочее место оператора 15, включающее в себя пульты управления 16 и 17
45