Научная статья на тему 'Модели и каналы распространения передовой технологии'

Модели и каналы распространения передовой технологии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Султанова Л. Ш.

В статье рассматриваются успешные модели трансферта передовых технологий: американская, европейская, японская. Также определены основные каналы трансферта передовых технологий: международная торговля, ПИИ, и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS AND DISTRIBUTION CHANNELS OF ADVANCED TECHNOLOGY

The article describes the successful model of the transfer of advanced technologies: the American, European, Japanese. Defined the major channels of the transfer of advanced technologies: international trade, FDI, etc.

Текст научной работы на тему «Модели и каналы распространения передовой технологии»

Султанова Л.Ш.,

к.э.н., с.н.с Институт экономики АН РУз

МОДЕЛИ И КАНАЛЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЕРЕДОВОЙ

ТЕХНОЛОГИИ

Сегодня главной движущей силой экономического роста, промышленного развития и повышения эффективности труда является потенциал освоения в стране, или способность использовать глобальный банк технологий. Процесс освоения знаний не является автоматическим или бесплатным. Более того, он происходит посредством различных каналов и механизмов. Для получения и адаптации технологий, впервые апробированных за пределами региона или страны, к существующим экономическим условиям необходимы

широкомасштабные активные усилия, направленные на улучшение потенциала освоения.

Способности организации, отрасли или экономики в целом определить ценность внешних знаний и технологий, производить необходимые инвестиции и вносить организационные изменения для освоения и применения этой ценности в производственном процессе, являются ключевыми факторами распространения технологий.

В данном контексте нам представляется важным обозначить следующие вопросы. Первый из них носит стратегический характер: Какие особенности имеют успешные модели поддержки распространения высоких технологий на государственном уровне? Второй можно охарактеризовать как тактический: Каковы основные каналы распространения иностранных технологии для стран с развивающейся экономикой?

Для осмысления первого вопроса обратимся к существующим моделям распространения (трансферта) высоких технологий. Специалисты различают несколько моделей трансферта технологий: американскую, европейскую, японскую.

Американская модель трансферта технологий - это модель широкого участия государства в распространении технологий на всех уровнях развития национальной инновационной системы (НИС) вплоть до выработки конкретной системы мер инновационной государственной политики. В стратегическом плане американская модель диффузии технологий рассчитана на лидерство (выработана

целая программа под названием «Национальная инициатива конкурентоспособности: мировое лидерство по инновациям»). Закон «Америка конкурирует» предполагает налоговые льготы и увеличение масштабов финансирования НИОКР. Опыт США демонстрирует тщательную и последовательную работу по вопросам законодательного решения всех аспектов распространения технологий, унификации лицензирования интеллектуальной собственности, защите прав изобретателя на объекты интеллектуальной собственности - патенты.1 Правила, которые легли в основу современных принципов трансферта технологий, связаны с получением университетами возможности выступать в роли собственников той интеллектуальной собственности, которая создается за счет государственных грантов. Отсюда возникает спрос бизнеса на университетские исследования и технологии. Быстрое превращение результатов фундаментальных исследований в практическую плоскость применения является характерной особенностью НИС этой страны. В стране сложилась работоспособная инфраструктура трансферта технологий со связанной системой институтов. Государственное присутствие в реализации стратегии опережающей коммерциализации технологий не противоречит активному участию бизнеса на рынке технологий (67 процентов от всех расходов на НИОКР поступает из частного сектора - основная часть на исследования и разработки для предприятий промышленности).

Европейская модель распространения технологий нацелена на обеспечение конкурентоспособности своих высоких технологий и на конкурентоспособность своей высокотехнологичной продукции. Для решения стратегической задачи по обеспечению конкурентоспособности европейцы решают, как минимум, две задачи, во-первых, обеспечить конкурентоспособность исследований и разработок в рамках Союза, во-вторых, обеспечить работоспособный институциональный механизм коммерциализации НИОКР. Данная модель характеризуется наличием спроса на высокотехнологичную продукцию со стороны среднего класса европейских стран, что связано с высокими стандартами жизни.

В европейской модели используются следующие направления поддержки высоких технологий: льготное налогообложение высокотехнологичных фирм; банковское финансирование инновационных проектов, последовательная деятельность в направлении стимулирования частного сектора к финансированию НИОКР. Активно идет такой процесс, как закрепление за

1 США являются нетто-экпортером своей интеллектуальной собственности. В стране ежегодно регистрируется около 100 тысяч патентов, большая часть которых реализуется на мировом рынке интеллектуальной собственности

университетами «третьей миссии», наряду с образовательной и исследовательской - осуществлять трансферт технологий в частный сектор. Значительное место в европейской модели распространения технологий занимает государственное регулирование; домохозяева сформированы как потребители продукции высоких технологий; осуществляется поддержание «дружественного» отношения общества к науке; применяется кластерный подход для обеспечения внедрения высоких технологий в территориальном разрезе; используются форсайт-проекты для выработки приоритетов европейской будущности; повышается мобильность ученых в Европе и др.

Японская модель распространения технологий характеризуется следующими основными чертами: долгосрочное планирование в индустрии высоких технологий, с максимально точными выходами на все параметры выполнения плана по всему технологическому циклу; успешное использования стратегии создания новых технологий на основе приобретенных лицензий; последовательное соблюдение самосовершенствования внутри предприятия; развитие информационной инфраструктуры, интегрированность национального бизнеса в международную информационную инфраструктуру распространения технологий, наличие обширного банка данных об иностранных рынках и технологических тенденциях; последовательная работа по формированию спроса на инновационную продукцию; постоянное внимание к реорганизации институциональной среды распространения технологий с акцентом на возможное превращение промышленных предприятий в технологические фирмы, с привлечением возможностей университетов или ВУЗов; широко используется программа, стимулирующая развитие кластеров в регионах страны, причем региональные университеты выступают в роли ядра кластеров; развитие селективной стратегии инновационного и научно-технического развития. Таким образом, модели распространения высоких технологий стран-лидеров - это модели реализации стратегии опережающей коммерциализации результатов исследований и разработок.

Представляют интерес и модели распространения технологий догоняющих стран, со стратегией так называемого «подхватывания» высоких технологий. Основной стратегической установкой для всех динамично развивающихся стран (например Китая и Индии) можно считать следующее: создание условий для трансферта технологий, особенно освоение и распространения технологических знаний извне; нейтрализация возможных негативных последствий для национальной экономики со стороны конкурентов на мировом рынке; создание конкурентоспособного отечественного предпринимательства; использование опыта развитых стран-лидеров по институционализации распространения технологий.

Одновременно с формированием устойчивой модели поддержки распространения высоких технологий на национальном уровне, необходимо развивать непосредственно методы трансферта технологий.

Для лучшего понимания второго вопроса, обозначенного в начале статьи, обратимся к каналам распространения иностранной технологии в странах с развивающейся экономикой, таким как: международная торговля, ПИИ, каналы международного производства, не связанные с участием в капитале и др.

Международная торговля

II V V V V

На сегодняшний день важнейшей задачей для стран стремящихся модернизировать свою экономику является диверсификация структуры экспорта и увеличение объема импортируемого оборудования для различных отраслей национальной промышленности. В частности это можно проиллюстрировать на примере внешнеторгового оборота между странами СНГ и Европейского Союза (ЕС). Статистические данные об экспорте и импорте позволяют сделать некоторые заключения. Известно, что важнейшим источником технологических инноваций являются новые машины и оборудование. Поскольку значительное количество машин и оборудования, используемых в СНГ импортируется из других стран, импорт и эффективное использование средств производства выступают в целом важным источником инноваций для компаний в СНГ.

Так, в 2010 году импорт стран СНГ из стран ЕС-27 характеризовался широкой товарной номенклатурой (Рисунок1). Доля основных групп товаров, импортируемых из стран ЕС-27 в страны СНГ, не превышала 20% («Неспециальные машины и оборудование»: 20 % экспорта в Туркменистан; «Прочее транспортное оборудование»: 20 % экспорта в Узбекистан). Импорт стран СНГ из стран еС-27 можно разделить на три основные категории: «Машины и транспортное оборудование» (44%), «Другие промышленные товары» (24%) и «Химические продукты» (18 %). За период с 2000 по 2010 гг. около половины прироста импорта стран СНГ из стран ЕС-27 можно объяснить увеличением продаж «Машин и транспортного оборудования», «Химических продуктов» и «Промышленных товаров». Доля «Машин и транспортного оборудования» в общем за 2000 и 2010 гг. увеличилась (+ 6 п. п.), «Химических продуктов» (+4 п. п.), в то время как удельный вес «Промышленных товаров», «Готовых изделий, продовольственной продукции» и «Живых животных» был снижен (каждый: - 3 п. п.). Можно отметить, что это положительная тенденция.

Рисунок 1.

Импорт стран СНГ из стран ЕС-27 в 2010 году по видам

товаров (%)1

Минеральное

топливо 2%

Машиныи транспортное оборудование 44%

Пищевые продукты и живые животные 8%

Дугие товары 4%

Другие промышле нны е товары 24%

Химические продукты 18%

Однако, импорт средств производства в СНГ сдерживается начавшимся в переходный период процессом деиндустриализации, медленным повышением нормы инвестиций, не рациональной структурой их вложений в основной капитал (при низкой доле машин и оборудования) и ограничениями платежного баланса. Медленный рост этого импорта означает, что компании данной группы стран недостаточно быстро модернизируют свои процессы и продукцию.

Структура импорта средств производства в СНГ в значительной степени отражает изменения в производственной структуре, торговой специализации, структуре ПИИ и общем уровне технологического развития этих стран. В последнее десятилетие страны СНГ наиболее активно импортировали горнодобывающее и текстильное оборудование, в то же время страны СНГ импортировали относительно немного сельскохозяйственных машин и средств производства, основанных на ИКТ.

Интеграция в глобальные производственно-сбытовые цепи во многих случаях является одной из весьма немногих альтернатив, имеющихся у компаний и поставщиков из СНГ для получения доступа к международным рынкам и инновационным технологиям и приобретения знаний в процессе экспорта. Хотя с середины 1990-х годов СНГ усилили свою специализацию на нескольких производственно-сбытовых цепях, все же вопрос о существенном повышении качества своей специализации в рамках таких цепочек остается повесткой дня. В большинстве случаев страны СНГ повысили свою специализацию в случае сравнительно базовых товаров с низкой степенью переработки. Такая экспортная структура

1 Источник: Eurostat regional yearbook 2012; http://ec.europa.eu/eurostat

свидетельствует о том, что технологическая модернизация среди компаний СНГ в последние годы была незначительной независимо от их участия в глобальных производственно-сбытовых цепях. Об этом свидетельствуют также данные об импорте стран ЕС-27 из стран СНГ (Рисунок 2). В импорте стран ЕС-27 из стран СНГ преобладают минеральные виды топлива (78 %). С 2000 по 2010 годы увеличение стоимостного объема импорта стран ЕС-27 из стран СНГ объясняется по большей части закупкой «Минеральных видов топлива». Растущий спрос на продукцию этого раздела отражает изменения в распределении импорта стран ЕС-27 из стран СНГ по видам продукции.

Рисунок 2.

Импорт стран ЕС-27 из стран СНГ в 2010 году по видам

товаров (%)1

Доля минерального топлива в импорте стран ЕС из стран СНГ увеличилась на 18 п.п. с 59,4% в 2000 году до 77,8% в 2010 году. Особенно сократилась доля в импорте «Промышленных товаров» (-8 п. п.), «Сырья» (-5 п.п.) и «Химических продуктов» (-2 п.п.).

Более пристальный взгляд на базу данных о торговле COMEXT Евростата, включающую информацию, выраженную в единицах массы (кг) показывает, что увеличение стоимостного объема импорта «Минерального топлива» стран ЕС-27 из стран СНГ было в значительной степени обусловлено ростом цен. Это относится, например, к продуктовой группе МСТК (на трехзначном уровне) «Нефть сырая и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород», на долю которых приходилась половина стоимостного объема всего импорта стран ЕС-27 из стран СНГ в 2010 году (50,2%).

Источник: Eurostat regional yearbook 2012; http://ec.europa.eu/eurostat

На фоне повышения спроса, который удовлетворялся более высоким объемом производства и транспортировкой сырой нефти, наблюдается ежегодный прирост ее импорта странами ЕС-27 из стран СНГ в натуральном выражении (кг) с 2000 по 2010 гг. в размере 87,1%. Стоимостной объем импорта сырой нефти стран ЕС-27 из стран СНГ вырос почти в четыре раза за этот период (+ 285 %). В частности, это может быть связано со значительным повышением цен на сырую нефть на международных рынках в период с 2003 по середину 2008 года.

Прямые иностранные инвестиции

Считается, что меры, которые повышают привлекательность экономики для иностранных инвестиций, активизирует диффузию в страну зарубежных технологий. В посткризисное время развивающиеся страны еще более повысили свой вес как в качестве получателей ПИИ, так и в качестве внешних инвесторов. В 2010 году они впервые освоили более половины глобальных потоков ПИИ (таблица 1). В том же 2010 году половину из двадцатки крупнейших стран, принимающих ПИИ, составили развивающиеся страны или страны с переходной экономикой.

Таблица 1.

Потоки ПИИ в разбивке по регионам, 2008-2010 годы (в

А

_миллион долларов и процентах)'_

Ввоз ПИИ Вывоз ПИИ

Регион 2008 2009 2010 2008 2009 2010

Все страны мира 1 744 1 185 1 244 1 911 1 171 1 323

Развитые страны 965 603 602 1 541 851 935

Развивающиеся страны 658 511 574 309 271 328

Африка 73 60 55 10 6 7

Латинская

Америка и Карибский бассейн 207 141 159 81 46 76

Западная Азия 92 66 58 40 26 13

Южная,

Восточная и 284 242 300 178 193 232

Юго-Вост.Азия

Юго-Вост. Европа, СНГ 121 72 68 60 49 61

л

1 Источник: Доклад о мировых инвестициях, 2011 год, www.unctad.org/diae

Несмотря на нестабильность развития мировой экономики, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) и в 2011 году согласно данным UNCTAD выросли на 17% и достигли 1,5 триллиона долларов США, превысив докризисный показатель. В 2011 году многие страны продолжили внедрять меры, направленные на дальнейшую либерализацию и снятие барьеров импорта ПИИ, а также вводить новые меры регулирования прямых иностранных инвестиций. В 2011 году потоки инвестиций в развивающиеся страны установили рекордный показатель - 755 миллиард долларов США, при этом превалирующей формой инвестирования выступали инвестиции в новые проекты (дгеепАеЮ inves tments).

Следует отметить, однако, что прямые иностранные инвестиции оказывают неоднозначное влияние на принимающую экономику. Это объясняется, прежде всего, секторальной структурой ПИИ, приоритетами политики принимающих стран и поглощающей способностью экономики этих стран. В развивающихся странах с высокой долей добывающих отраслей деятельность транснациональных корпораций (ТНК) в секторах по добыче минеральных ресурсов обычно является капиталоемкой, оказывает незначительное влияние на занятость, характеризуется высокой степенью географической концентрации, включает большой импортный компонент и приводит к экспорту продукции в виде необработанного сырья. Большинство этих производственных операций полностью принадлежит иностранным инвесторам, и значительная доля получаемой валютной выручки удерживается за границей. Такие операции, как правило, носят анклавный характер, поскольку они слабо интегрированы в национальную экономику из-за отсутствия существенных прямых и обратных технологических связей в экономике принимающей страны.

Обычно считается, приход ТНК способствует технологической модернизации местных компаний, благодаря сопутствующему технологическому развитию с помощью таких инструментов и средств, как копирование, конкуренция, подготовка кадров, мобильность рабочей силы, прямые и обратные производственно -технологические связи и экспорт (которые делают доступными самые передовые технологии). Такое сопутствующее воздействие может способствовать повышению производительности других компаний. Вместе с тем практическая реализация потенциального позитивного воздействия ПИИ на процесс накопления знаний в принимающих странах зависит от многих условий, включая их структурные особенности, характер интеграции ТНК в экономику принимающих стран, их влияние на создание новых рабочих мест.

Способы организации международного производства, не связанные с участием в капитале (СНУК)

Сегодня международное производство более не ограничивается исключительно ПИИ, с одной стороны, и торговлей - с другой (Рисунок 3).

Рисунок3.

Формирование "среднего звена" между ПИИ и торговлей в системе международного производства со значительными последствиями для процесса развития1

Значимость способов организации международного производства, не связанных с участием в капитале (СНУК), возрастает. СНУК включают в себя подрядное промышленное производство, аутсорсинг услуг, подрядное сельскохозяйственное производство, франшизинг, лицензирование, управленческие контракты и другие типы договорных взаимоотношений, посредством которых ТНК координирует деятельность в рамках своих глобальных производственно-сбытовых цепочек (ГПСЦ) и оказывает влияние на управление компаниями принимающих стран, не участвуя в капитале этих компаний.

С точки зрения процесса развития как партнерства на базе СНУК, иностранные филиалы крупных зарубежных компаний могут обеспечить принимающим странам возможность интегрироваться в ГПСЦ. Одно из главных преимуществ СНУК заключается в том, что они представляют собой гибкие механизмы взаимодействия с местными компаниями, обеспечивающими ТНК стимулы для инвестирования в поддержание жизнеспособности своих партнеров в рамках распространения знаний, технологий и навыков. Это позволяет принимающим странам реализовывать значительный потенциал в деле долгосрочного укрепления промышленных мощностей через целый ряд ключевых каналов воздействия на процессы развития, таких, как обеспечение занятости, создание добавленной стоимости, генерирование экспорта и приобретение технологий. Самая главная

1 Источник: Составлено по данным UNCTAD, World Investment Report 2011

Прямые иностранные инвестиции

Торговля

из основных способностей ТНК - способность координировать деятельность в рамках глобальной производственно-сбытовой цепочки.

Согласно оценкам, в 2010 году трансграничная деятельность на базе СНУК во всем мире генерировала объем продаж, превышающий 2 триллион долларов. Из этой суммы на подрядное промышленное производство и аутсорсинг услуг приходилось 1,1 -1,3 триллион долларов, на франшизинг - 330-350 миллиард долларов, на лицензирование - 340-360 миллиард долларов, а на управленческие контракты порядка 100 миллиард долларов. Разбивка по конкретным способам организации производства в некоторых отраслях приводится в таблице 2.1 Относительные размеры существенно варьируются. В автомобильной промышленности на подрядное промышленное производство приходится 30% глобального экспорта компонентов автомобилей и четверть занятости. В то же время в электронной промышленности на подрядное производство приходится значительная доля торговли и занятости. В таких трудоемких отраслях, как швейная промышленность, обувная промышленность и производство игрушек, вес подрядного производства еще выше. Во многих отраслях на развивающиеся страны приходится почти весь контингент занятых и почти весь экспорт по линии СНУК, тогда как их доля в глобальных объемах ПИИ составляет 30%, а в мировой торговле - менее 40%.

Таблица 2.

Ключевые показатели трансграничных СНУК в отдельных

о

отраслях, 2010 год (в миллиард долларов и в миллион человек)2

Объем продаж Добавлен ная стоимост ь Занятост ь Занятость в Развивающ ихся странах

Подрядное промышленное производство - отдельные техноемкие/ капиталоемкие отрасли

Электронная промышленность 230-240 20-25 1,4-1,7 1,3-1,5

Автомобильная 200-220 60-70 1,1-1,4 0,3-0,4

1 Эти оценки являются неполными и включают в себя только наиболее важные отрасли, в которых применяется каждый тип СНУК. Из общего показателя исключены также другие способы организации производства, не связанные с участием в капитале, такие, как подрядное сельскохозяйственное производство и концессии, которые имеют значительные масштабы в развивающихся странах.

2 Источник: Составлено по данным UNCTAD, World Investment Report 2011 Для обеспечения достоверности данных эти оценки отражают только сугубо трансграничные продажи, и поэтому объем деятельности по линии СНУК в этой отрасли является заниженными

промышленность

Фармацевтическая 20-30 5-10 0,1-0,2 0,05-0,1

промышленность

Подрядное промышленное

производство - отдельные

трудоемкие отрасли

Швейная промышленность 200-205 40-45 6,5-7,0 6,0-6,5

Обувная промышленность 50-55 10-15 1,7-2,0 1,6-1,8

Производство игрушек 10-15 2-3 0,4-0,5 0,4-0,5

Аутсорсинг услуг

Аутсорсинг услуг в области ИТ и бизнес-процессов 90-100 50-60 3,0-3,5 2,0-2,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Франшизинг

Розничная торговля, 330-350 130-150 3,8-4,2 2,3-2,5

гостиничное хозяйство,

рестораны и предприятия общественного питания,

деловые и иные услуги

Управленческие контракты -отдельно выбранная отрасль

Гостиничное хозяйство 15-20 5-10 0,3-0,4 0,1-0,15

Оценки по СНУК во всем мире

Комиссио Продажи Добавлен

нные ная стоимость

Лицензирование

Межотраслевое 17-18 340-360 90-110

лицензирование

СНУК обеспечивают создание значительного числа рабочих мест в формальном секторе в развивающихся странах. Так, согласно оценкам ЮНКТАД, непосредственно в компаниях, действующих по схеме СНУК, во всем мире занято примерно 18-21 миллион работников, большинство из них - в подрядном промышленном производстве, аутсорсинге услуг и в рамках механизмов франшизинга (Рисунок 4). Около 80% рабочих мест, созданных благодаря СНУК, приходится на развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Занятость в подрядном промышленном производстве и -в чуть меньшей степени - в аутсорсинге услуг преобладает в развивающихся странах.

Рисунок 4.

Оценки глобальной занятости в подрядном промышленном

л

производстве в отдельных отраслях, 2010 год (в миллион чел.)

Условия труда в рамках СНУК, основанные на использовании дешевой рабочей силы, нередко вызывают обеспокоенность и значительно варьируются в зависимости от конкретного способа производства и правовых, социальных и экономических структур стран, в которых функционируют компании по схеме СНУК. К факторам, влияющим на условия труда в рамках способов производства, не связанных с участием в капитале, относятся роль правительств в определении, распространении и обеспечении применения трудовых стандартов, а также практика ТНК на основе кодексов поведения международных трудовых стандартов и передовой управленческой практики. Дополнительная обеспокоенность связана с относительной "нестабильностью" СНУК. Сезонность отраслевой деятельности, колебания в объемах спроса ТНК и та легкость, с которой они могут перебазировать производство по схеме СНУК в другие места, могут оказывать сильное влияние на условия труда в компаниях, действующих по схеме СНУК, и на стабильность занятости.

СНУК неразрывно связаны с международной торговлей и определяют глобальную структуру торговли во многих отраслях. При производстве игрушек, в обувной, швейной и электронной промышленности на подрядное производство приходится более 50% глобальной торговли. Таким образом, СНУК могут быть важной "магистралью к рынку" для стран, стремящихся обеспечить рост с опорой на экспорт, и важным первоначальным пунктом доступа к

1 Источник: World Investment Report 2011.

глобальным производственно-сбытовым цепочкам ТНК до постепенного формирования независимого экспортного потенциала.

Прежде всего в некоторых странах Восточной и Юго-Восточной Азии, а также в Восточной Европе, Латинской Америке и Южной Азии приобретение и освоение технологии и навыков компаниями на базе СНУК в электронной, швейной, фармацевтической промышленности, сфере услуг ИТ и в аутсорсинге бизнес-процессов привели к преобразованию местных компаний в ТНК и даже к их становлению в качестве технологических лидеров.

Хотя потенциальный вклад СНУК в долгосрочное развитие является очевидным, нередко высказывается обеспокоенность по поводу того, что страны, в значительной мере опирающиеся на СНУК в своем промышленном развитии, рискуют остаться замкнутыми в нижних звеньях глобальных производственно-сбытовых цепочек, а также остаться технологически зависимыми. В подобных случаях развивающиеся страны столкнутся еще с одним риском - риском уязвимости перед решениями ТНК о перебазировании производств в другие места, поскольку СНУК являются более "нестабильными", чем эквивалентные операции в рамках ПИИ. По мнению специалистов соответствующие риски, связанные с "зависимостью" и "нестабильностью", должны устраняться посредством вплетения СНУК в общую канву стратегий развития стран.

Заключение

Процесс становления эффективной модели поддержки распространения высоких технологий на начальном этапе связан с полноценно функционирующими каналами трансферта технологий извне. Помимо обозначенных в данной статье каналов существуют и другие важные каналы трансферта технологий: лицензирование, патентирование, помощь в целях развития, мобильность человеческого капитала и т.д. Кроме того, следует особо подчеркнуть важность обеспеченности экономики человеческим капиталом, который выступает определяющим фактором ее долгосрочного роста, ее потенциала освоения и возможностей приобретения ею технологических знаний. Это также выступает условием эффективного функционирования торговых, инвестиционных, лицензионных и других каналов распространения технологии.

Процесс накопления знаний, связанный с международными операциями, не происходит автоматически. Например, с каждой "единицей" экспорта или ПИИ в страны с развивающейся экономикой не поступает какого-либо "фиксированного объема" знаний. Поэтому меры по увеличению объема экспорта или притока ПИИ не гарантируют какого-либо прироста в процессе получения знаний. Главная задача заключается в увеличении такого влияния, т.е. в увеличении объема знаний и навыков, приобретаемых "в расчете на

единицу" экспорта, импорта или притока ПИИ. Политика на национальном, региональном и международном уровнях должна быть направлена на усиление потенциального влияния международных связей на процесс приобретения знаний.

Список литературы:

1. Полтерович В.М. (2008a): Стратегии модернизации, институты и коалиции // Вопросы экономики. № 4. 2008

2. Fagerberg, J., Srholec, M. (2008) National innovation system, capabilities and economic development, Research policy, 37, 14171435

3. Furman J., Porter M., Stern S. (2002): The determinants of national innovative capacity // Research Policy. Vol. 31.

4. Holger Gorg and Sourafel Girma, June 2005. Foreign Direct Investme nt, Spillovers and Absorptive Capacity: Evidence from Quantile Regressions. Kiel Working Paper No. 1248, Kiel Institute for World Economics

5. UNCTAD, World Investment Report 2011, www.unctad.org/diae Eurostat regional yearbook 2012 http://ec.europa.eu/eurostat

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.