УДК 339.15(100):005
ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫМ БИЗНЕСОМ
© 2016
Кузубов Алексей Алексеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Международного бизнеса и финансов» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток (Россия)
Аннотация. В условиях качественных структурных изменений мирохозяйственного пространства системные преобразования конкурентных отношений как на микро, так и на макроуровне неразрывно связаны с трансформацией международной конкуренции в глобальную, что проявляется в расширении спектра субъектов конкурентных отношений и использовании нового инструментария реализации хозяйственных отношений. Такие преобразования, в свою очередь, способствуют изменению общих императивов и концепций международного менеджмента, формированию новой парадигмы управления международным бизнесом, которая адекватно отвечала бы современным реалиям бытия. Поскольку традиционный менеджмент, как механизм воздействия на сознание людей в разных его моделях, формах, системах, исчерпал себя и не способствует в полной мере решению общепланетарных проблем развития цивилизации, возникает настоятельная необходимость становления новой парадигмы управления, которая должна быть направленна на обеспечение инновационного воспроизводства, основу которого составят передовые интеллектуальные технологии организации управления. Они определяют условия активизации инновационной деятельности на всех уровнях хозяйствования, способствуют созданию условий для гармонизации открытых саморегулятивных систем: человека, организации, общества; позволяют предвидеть и реализовывать возможности, открывающиеся от конструктивного использования ресурсного потенциала предприятия; формировать и внедрять механизм управления творчеством на всех уровнях для любой открытой системы. В статье рассмотрены и обобщены содержание процесса формирования новой парадигмы международного менеджмента как необходимого условия функционирования и устойчивого развития бизнеса в условиях глубинной трансформации мирового порядка, предложена концептуальная модель управления бизнесом как одна из возможных альтернатив адаптации и прогнозирования эффективности бизнеса в быстро меняющемся внешней среде.
Ключевые слова: международный менеджмент, международный бизнес, торговые компании, транснациональные корпорации, парадигма управления, концептуальная модель, потенциал предприятия, эффективность бизнеса.
FORMATION OF NEW PARADIGM OF INTERNATIONAL BUSINESS
© 2016
Kuzubov Alexey Alexeyevich, candidate of economic sciences, associate professor of "International Business and Finance" Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok (Russia)
Abstract. In terms of quality of structural changes of world economic space systemic transformation of competitive relations both at the micro and at the macro level are inextricably linked to the transformation of the international competition in the global, which is manifested in the expansion of the range of subjects of competitive relations and the use of new tools of realization of economic relations. Such changes, in turn, contribute to a change in the general imperatives and concepts of international management, the formation of a new international business management paradigm that would adequately meet the modern realities of life. Because traditional management, as a mechanism to influence the minds of people in its various models, forms, systems, exhausted and does not contribute to the full solution of global problems of civilization, there is an urgent need to develop a new paradigm of governance, which should be aimed at innovating reproduction, which constitute the basis of advanced intelligent technology management. They define the conditions of activization of innovative activity at all levels of management, contribute to the creation of conditions for the harmonization of public samoregulyat-ivnyh systems: human, organization, society; allow to anticipate and realize the opportunities offered by the constructive use of the resource potential of the enterprise; generate and implement creative control mechanism at all levels for any open system. The article describes and summarizes the content of the formation of a new paradigm of international management as a prerequisite for the functioning and sustainable development of business in the conditions of a deep transformation of the world order, the conceptual model of business management as one of the possible adaptation options and forecasting business performance in a rapidly changing environment.
Keywords: International Management, International Business, trade companies, multinational corporations, management paradigm, the conceptual model, the potential of the enterprise, business efficiency.
Постановка проблемы. Актуальность тематики, связанной с исследованиями изменения императивов и концепций международного менеджмента, поиска новых форм и методов управления международным бизнесом, связана в первую очередь с тем, что, во-первых, ключевые субъекты мирового хозяйства прокладывают свой путь к высотам современной цивилизации через применение подходов научно-креативного менеджмента и мирового управленческого опыта, проектируемого к условиям глобализирующего мира; во-вторых, в связи с регулированием социально значимых процессов и обновления методологического инструментария посткла-сического направления; в-третьих, повышенная актуальность работы продиктована и особенностями разработки методологической основы менеджмента как науки об управлении, которая вынуждена разрабатывать эффективные управленческие стратегии развития социума и изучать не только феноменологию нестабильности, но и условия перехода от условий неопределенности прогнозируемого развития.
Анализ последних исследований и публикаций. Хочется отметить, что эта тема более исследована зарубежными специалистами. Однако ряд авторов постсоветского пространства посвятили свои работы тематике управления компаниями в условиях изменения императивов международного менеджмента, в частности можно отметить Акмаев Р. [1], Павелко В. [2], Фирсанова А. [3], Панченко Е. [4,] и др. Однако недостаточное обоснование в научной сфере отечественными учеными данной проблематики, ее сложность, системность заставляет продолжать исследования в данном направлении.
Цель исследования. Обосновать теоретические основы и выявить характеристики и условия формирования новой парадигмы менеджмента торговых компаний в условиях транснационализации мировой торговли; охарактеризовать процесс становления и развития современного международного бизнеса, который обусловлен активным развитием глобализации, многомерностью международных отношений, формированием «новой экономики», основанной на знаниях, информатизации
общественного развития; определить природу современной парадигмы глобального менеджмента и изменения базовых концепций управления; разработать концептуальную модель управления бизнесом в условиях формирования новой парадигмы менеджмента.
Изложение основного материала. Революционные трансформации экономических и социальных структур способствуют формированию принципиально нового глобального мирового порядка и адекватной ему системы глобального управления. Развитие мирового хозяйства в XXI ст. характеризуется важными глобальными преобразованиями международных экономических отношений, накладывает свой отпечаток на все сферы общественной жизни. Это - динамическая трансформация структуры общественных потребностей, которая обусловливает исчезновение традиционных и активное становление новых рынков; интенсивное развитие научно-технического прогресса, оказывает существенное влияние на процессы интернационализации в контексте становления глобального инновационной среды; изменение общественного сознания, формирует новое отношение к экономической деятельности и способствует становлению новых социальных стереотипов, моделей, форм взаимоотношений и связей в бизнес-процессах; глобализации экономических отношений различных уровней, качественно меняет характер функционирования экономических систем, в том числе национальных экономик, ТНК, региональных объединений, предоставляя им новые возможности и генерируя новые риски.
Специфическая характеристика международного менеджмента заключается в необходимости принимать решение в пространстве глобальных, локальных и других экономических интересов, именно поэтому он должен быть нацеленным на формирование баланса интересов бизнеса разного уровня с учетом ограничений интернационального и национального характера. Менеджмент - это огромная социальная инновация XX в. Так, Е.Г Панченко определяет международный менеджмент как процесс применения управленческих концепций и инструментов в многокультурной среде и получении благодаря этому дополнительных преимуществ и экономии времени [5]. Именно менеджмент положил начало организационным наукам, реформированию производственного процесса и придал особого, уникального значения человеческому капиталу. Благодаря направлению человеческой энергии, инициативы, интеллекта в необходимое русло и созданию благоприятных условий для генерирования креативных идей управление, менеджмент достигает удивительных результатов. Однако нет предела совершенству, а рассчитывать на стали результаты в условиях быстро изменяющегося внешней среды является неуместным, ведь реалии современных глобальных процессов влияют как на развитие международной предпринимательской деятельности, так и на международную систему торговли, формируя при этом новые императивы и проявления транснационализации бизнеса. Сегодня ТНК становятся определяющим фактором в мировой экономической системе, поскольку благодаря широкой амплитуде функционирования - от производственных процессов до операций в области инвестиционной, финансовой и торговой политики - они играют роль международного регулятора производства и распределителя товаров. Следствием высокой степени интернационализации производства в крупнейших ТНК стало установление ими господства на мировых товарных рынках и в ведущих отраслях мирового хозяйства [6, с. 40].
На современном этапе развития важнейшим направлением деятельности ТНК является инвестирование в инновации, поскольку они обеспечивают гораздо более высокий уровень отдачи, чем простое привлечения дополнительных ресурсов. Более того, транснациональные компании существенную роль отдают управленческим инновациям, то есть креативным, современным подходам менеджмента, который является фундаментом их конку-
рентоспособности в условиях турбулентной глобальной среды.
Решающая роль монополий-гигантов определяется еще и тем, что рядом с торговлей в ее традиционном виде все большее значение приобретают новые формы обмена, такие как производственное сотрудничество, обмен научно-техническими знаниями и опытом, предоставление технических услуг, осуществление подрядных работ, внешний подряд (аутсорсинг) услуг, франшизинг, лицензирования, управленческие контракты и другие типы договорных взаимоотношений, с помощью которых ТНК как одни из ведущих субъектов международных экономических отношений координируют деятельность в рамках своих глобальных производственно-сбытовых цепочек (ГВЗЛ) и оказывают влияние на управление компаниями в принимающей стране, при этом часто даже не участвуя в капитале этих компаний [7, 8,]. Эти относительно новые явления открывают перед развивающимися странами, и странами с переходной экономикой возможности для углубления их интеграции в стремительно эволюционирующей глобальную экономику, для укрепления их отечественного производственного потенциала и повышения международной конкурентоспособности.
Трансграничная деятельность во всем мире имеет значительные масштабы и особенно важна для развивающихся стран. Согласно оценкам, в 2014 году объем продаж на основе современных моделях производства и инвестиций превысил 2 трлн. долларов, в том числе на подчиненное промышленное производство и аутсорсинг услуг приходится 1,1-1,3 трлн. долл., на франшизинг - 330350 млрд. долл., лицензирование - 340-360 млрд. долл., а на управленческие контракты - около 100 млрд. долларов [9, с. 25]. В большинстве случаев рост масштабов использования самых современных способов международной хозяйственной деятельности опережает рост отраслей, в которых эти способы и технологии применяются.
Международное производство расширяется, а зарубежные продажи, занятость и активы в транснациональных корпорациях растут. В 2010 - 2014 годах на фоне улучшения экономических условий показатели международного экономической деятельности ТНК, включая зарубежные продажи, занятость и активы, выросли. Согласно оценкам ЮНКТАД объемы продаж и добавленной стоимости зарубежных филиалов во всем мире достигли соответственно 33 трлн. долл. и 7 трлн. долларов [10, 11, 12, 9]. Кроме того, их экспорт превысил 6 трлн. долл. и составил одну треть от глобального экспорта. Во всем мире ТНК в рамках своих операций как в странах базирования, так и за рубежом генерировали добавленную стоимость в размере примерно 16 трлн. долл., то есть около четверти совокупного мирового ВВП. Доля иностранных филиалов ТНК при этом составила более 10% глобального ВВП и трети мирового экспорта [13].
Благодаря удачному сочетанию организационных и производственных факторов можно наблюдать, с одной стороны, улучшение качества жизни, повышение производительности труда, становления социального управления, формирование национального дохода, а с другой - изменения структуры мировой торговли, инвестиций и производства в международной системе торговли, повлекшие радикальный сдвиг. На ситуацию в области международной торговли отразилось ряд событий, которые породили новые проблемы и возможности, и предоставили еще большее значение многостороннему экономическому сотрудничеству во главе с мощными корпорациями XXI века. Переход к сотрудничеству в международных экономических сетях может стать тем необходимым условием, при котором будет происходить оптимальное сочетание имеющихся материальных и нематериальных активов в интересах как бизнес-структур, так и, потенциально, всего мирового хозяйства. Однако такая форма экономической активности корпораций требует не только определенного ресурсного потенциала, но и новое качество менеджмента, которая должна
определяться умением эффективно сотрудничать с любыми международными компаниями, выходя за рамки производственно-экономических отношений и включая связи в области культуры разных уровней, в том числе корпоративной, персональной и тому подобное.
Конкурентные преимущества ведущих корпораций, их способность противостоять финансово экономическим потрясениям и лидировать в глобальной экономике обусловлена уникальными корпоративными стратегиями, динамичными организационными структурами, в которых доминируют системы стратегического управления, инновационные структуры, крупные научно-исследовательские центры, собственные глобальные производственно-сбытовые цепи, подразделения по повышению квалификации и подготовки кадров [14, 15]. При этом, мировые корпорации управляются менеджерами нового поколения - лидерами, являются создателями и реализаторами изменений и динамики корпоративных структур, готовыми до внедрения управленческих инноваций как инструментария обеспечения долгосрочной жизнеспособности компании и развития глобализированной мировой экономики.
Инновационные подходы к управлению торговой деятельностью международных компаний в новых формах обмена включают инновационные методы к управлению его производственным потенциалом, трудовыми ресурсами, обеспечением материалами и тому подобное. При этом объектом управления является все процессы, ведущие к изменению состава, свойств, структуры связей и отношений, составляющих элементы производственно-экономической системы:
- инновационные процессы, объединяемые в программы развития;
- рост предприятия;
- реинжиниринга бизнес-процессов предприятия;
- процессы реструктуризации и приватизации предприятий;
- процессы кризисного развития и антикризисного управления предприятием, ведущих к количественным и качественным изменениям во всех функциональных областях производственно-экономической системы;
- контуры управления производственно-экономической системы на основе обратной связи, в которых решаются задачи стратегического и тактического управления, запускаются механизмы самоорганизации оперативного управления развитием предприятия [16].
Различия в национальных законодательствах, роли и влияния профсоюзов, системе образования и повышение квалификации, культурных детерминантах приводят к различной восприимчивости тех или иных нововведений, определяют предпочтение определенных видов технологической политики, формируют особые механизмы взаимодействия государства, работодателей, менеджеров, работников, бизнес партнеров и общественности.
Современное рыночная среда характеризуется тем, что технологии, непрерывно развиваясь, меняют рынок, формируя новые потребности и видоизменяя связанные технологические цепочки. Скорость изменений бросает вызов традиционным методам управления, ведь сегодня недостаточно ориентироваться на спрос и его эволюционное развитие - нужно успевать замечать потребности, которые только зарождаются, потому что даже самые мощные в финансовом и производственном отношении компании, опоздав хотя бы на год, оказываются часто не в состоянии занять достаточное для лидерства, или даже выживания, часть преобразованного рынка. Более того, в настоящее время конкуренция осуществляется не столько между товарами и услугами, как между различными моделями бизнеса. При этом в качестве конкурентных преимуществ в бизнесе рассматриваются новые технологии управления и знания персонала. Поэтому неудивительно, что рынок интеллектуальной собственности, знания, современные методы и формы управления играют все более важную роль в развитии бизнеса, особенно
международного.
Международный бизнес на современном этапе постоянно функционирует в условиях неопределенной среды, среды постоянных изменений, к которым компании вынуждены не только приспосабливаться, а предусмотреть их и действовать на опережение. Процесс адаптации и удержания надлежащего уровня конкурентоспособности на международной арене в сложившихся условиях требует поэтапных системных действий, которые можно интерпретировать в виде концептуальной модели управления (рис. 1).
Рис. 1. - Концептуальная модель управления бизнесом в условиях формирования новой парадигмы менеджмента. Разработан автором. Источник [17, 2, 3, 5].
Данная модель предполагает наличие семи этапов на пути к желаемой цели с учетом особенностей постоянно меняющейся внешней среды и не всегда готового к изменениям внутренней среды компании. Формирование стратегий и постановка задач, формирования команд по управлению изменениями, разработка планов внедрения изменений, создание взаимосвязи команд, разработка системы мониторинга, внедрение разработанных инициатив, результаты и планы на будущее должны стать именно теми ключевыми шагами на пути к цели, но с учетом ряда факторов влияния. Среди наиболее значимых факторов влияния стоят выделить такие:
- целевая аудитория, ведь обязательно необходимо определить круг потенциальных потребителей и выбрать методы и инструменты донесения результатов изменений, наладить обратную связь и иметь возможность оценить эффективность программируемых изменений;
- распределение функциональных обязанностей и делегирование полномочий, сопровождаемое проведением психологического и ролевого отбора среди основных участников процесса преобразования, объединения полномочия, возможностей и сфер влияния, распределение необходимых ресурсов;
- мониторинг, который предусматривает отслеживания и координации выполнения ключевых индикаторов процесса изменений;
- фокус изменений, что позволит сконцентрироваться на проведении организационной работы и формировании бизнес-систем;
- согласованность, что является императивным условием налаживания системы взаимопонимания и согласованность основных принципов достижения целей с основными участниками процесса, определение ограничений, допустимых границ и создание системы поощрения.
В сложившихся условиях становится объективно необходимым разработка и практическая реализация новой парадигмы менеджмента, которая обеспечит удовлетворение этих требований. В этой связи ряд исследователей указывают на парадигматический кризис менеджмента, а также предлагают собственные подходы к формированию принципиально новых управленческих парадигм [18, с. 26; 12, с. 135-136; 3, с. 8-9]. Следует отметить, что большая их часть сводится к использованию в управлен-
ческой теории и практике методологического базиса естественных наук, в частности синергетических принципов. Поэтому в качестве объекта менеджмента в рамках новой парадигмы чаще всего рассматривают организации самоорганизующихся. Однако, попытки разработать данную парадигму априорным дедуктивным путем, проектируя те или иные принципы синергетики, термодинамики, глобального эволюционизма в плоскость управления социально-экономическими системами, уязвимы к критике по ряду причин. Во-первых, диалектическое доказательства новой парадигмы менеджмента и ее составляющих с философских и научных картин мира должен проходить ряд промежуточных ступеней, которые в настоящее время не разработаны и практически полностью игнорируются. Во-вторых, использование идей естественных наук, которым предоставляется универсальный характер, в такой сфере, как менеджмент, требует большой осторожности. Механическая проекция синергетических принципов в сферу управления создает общественный характер отношений в данной сфере. В-третьих, концепции новой парадигмы менеджмента часто отличаются не вполне корректным определением предмета науки и сущности ее прежней парадигмы.
Таким образом, априорно-дедуктивный подход к разработке новой парадигмы менеджмента представляется малоэффективным. Более рациональной является позиция тех ученых, которые стремятся подойти к ее определению индуктивным путем, рассматривая трансформации отдельных элементов, составляющих менеджмента в рамках новой парадигмы [19, 20, 1, с. 98-107]. Разумеется, изменение парадигмы менеджмента не может не привести к существенным изменениям во всех элементах и частях систем управления.
Учитывая рассмотренные выше факторы, главное для новой парадигмы менеджмента - это то, что она должна обеспечить формирование непрерывной цепи реализованных инноваций, притом креативного характера с целью наиболее полного удовлетворения интересов стейкхолдеров и достижение на этой основе роста прибыли, капитализации в условиях высокой динамичности внешней среды. Притом инновации носят системный характер, охватывают целый ряд бизнес-процессов, начиная от производства и заканчивая логистикой, обучением персонала, финансами.
Выводы. Международные корпорации являются важнейшим элементом развития мировой экономики, международной торговли и международных экономических отношений. Сегодня они выступают как непосредственные участники всего спектра мирохозяйственных связей, как «локомотивы» Мировой экономики, а их бурный рост в последние десятилетия отражает обострение международной конкуренции, углубление международного разделения труда и насущную необходимость к формированию новой философии управления бизнесом. В определенном смысле задачей для транснационального бизнеса является нахождение баланса между внутренними интересами компании и внешним давлением с целью достижения ТНК глобальной эффективности, привлечения в локальные процессы, гибкости и приобретения опыта. При этом внешнее давление в полной мере может означать региональное давление вследствие наднационального объединения стран в области регулирования деятельности ТНК и, в то же время, развития «кластерной» экономики. В подобных условиях приоритетом для международных компаний становится определение инвестиционной политики, конкурентного позиционирования и предложении на том или ином рынке результатов хозяйственной деятельности, исходя из важности регионального аспекта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Акмаева Р.И. Менеджмент организации на основе принятия новой управленческой парадигмы / Р.И. Акмаева // Проблемы теории и практики управления. -
2006. - № 11. - С. 98-107.
2. Павелко В. Как победить в эпоху неопределенности / В. Павелко // Управление персоналом-Украина.
- 2012. - №5 (224). - С. 21-24.
3. Фирсанова А.В. Моделирование эволюции субъекта рынка в теории глобального эволюционизма / А.В. Фирсанова, Ж.Н. Чупахина // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 2. - С. 7-18.
4. Панченко Е.Г. Международный менеджмент: Учеб-метод. пособие / Е.Г. Панченко. - М.: КНЭУ, 2007. - С. 53.
5. Современная система инновационного менеджмента транснациональных корпораций / Е. Г. Панченко, Н. Е. Кирьякова // Актуал. пробл. экономики. - 2013. - № 7. - С. 104-109.
6. Лукьяненко Д.Г. Инновационно-креативный компонент глобального менеджмента / Д.Г. Лукьяненко, А.С. Титова // Журнал европейской экономики. - Том 11 (№1). - Март 2012. - С. 39-54.
7. Хохлова Т.П. Теория менеджмента: история управленческой мысли: Учебник /Т.П. Хохлова. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 384 с.
8. Мировая экономика и международный бизнес: учебник / кол. авторов; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В. В. Полякова и д-ра экон. наук, проф. Р К. Щенина. - Пятый изд., Стер. - М.: КНОРУС, 2008. - 688 с.
9. UNCTAD, World Investment Report 2015: Investing in the SDGs: An action Plan (New York and Geneva: United Nations, 2015). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary / -wir2015_overview_ en.pdf. - C. 56.
10. UNCTAD, World Investment Report 2011: Non-Equity Modes of International Production and Development (New York and Geneva: United Nations, 2011). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unctad-docs.org/ UNCTAD-WIR2011-Full-en.pdf. - C. 100.
11. UNCTAD, World Investment Report 2012: Towards a New Generation of Investment Policies (New York and Geneva: United Nations, 2012). [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://unctad.org/en/-PublicationsLibrary/ wir2012_embargoed_en.pdf. - C. 234.
12. UNCTAD, World Investment Report 2013: Global Value Chains: Investment and Trade for Development (New York and Geneva: United Nations, 2013) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://unctad.org-/en/publication-slibrary/wir2013_en.pdf. - Р. 264.
13. Современная модель эффективного бизнеса: монография. Книга 14 / Е.Э. Головчанская, М.Ф. Григорьев, А.А. Кузубов и др. / Под общ. Ред. С.С. Чернова. -Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. - 192 с.
14. Кузубов А.А. Анализ системы управления конкурентоспособностью предприятий // Фундаментальные исследования. 2015. № 12-5. С. 1028-1031.
15. Кузубов А.А. Методические подходы и критерии оценки конкурентоспособностью предприятий // Фундаментальные исследования. 2015. № 12-4. С. 801 - 805.
16. Экономические проблемы XXI века: международный и украинские измерения: Моногр. / ред. С. И. Юрия, Е. В. Савельева. - М.: Знание, 2007. - 595 с.
17. Дрогобыцкий А.И. Корпоративное управление в знаниевой экономике: Моногр. / А.И. Дрогобыцкий. - М: Экономика, 2006. - 149 с.
18. Егоров А.Ю. «Пульсирующий» менеджмент / А.Ю. Егоров, Л.Ф. Никулин. - М: Изд-во Росс. экон. акад; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 236 с.
19. Турлакова С.С. Методологические подходы к управлению развитием промышленных предприятий / С.С. Турлакова // Вестник Донбасской государственной машиностроительной академии. - 2006. - № 1Е (6). - С. 7
20. Иванова Т.Ю. Кибернетика-синергетический подход в теории управления / Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004.
- № 5. - С. 132-137.