Список литературы:
1. Будкин В., Петренко З., Нгуен Тхи Хань. Зоны высоких технологий: мировой опыт и реалии // Экономика Украины. - 2005. - № 10. - С. 70.
2. Ореховский П. Власть и инновации (почему в России не получается построить инновационную экономику) // Общество и экономика. - 2009. -№ 8-9. - С. 116.
3. Фомин С.С. Опыт государственного регулирования в Японии и новых индустриальных государствах Азии: рабочие материалы 1СЕМВ НАНУ -М., 2007. - 359 с.
4. Хорев А.И. Основные подходы к формированию инновационной деятельности предприятий хлебопекарной промышленности в условиях глобализации / А.И. Хорев, Н.И. Пономарева // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - 2012. - № 6. - С. 20-23.
5. Хорев А.И. Развитие форм и методов управления инновационной деятельностью предприятий хлебопекарной промышленности: монография / А.И. Хорев, Т.И. Овчинникова, Н.И. Пономарева. - Воронеж: ЦНТИ, 2012. -218 с.
МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
© Сушкевич Е.А.*
Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
В работе приводятся данные о современном состоянии возобновляемой энергетики в масштабах мировой экономики, анализируются модели государственной поддержки и стимулирования развития данной отрасли в различных странах.
Сегодня возобновляемая энергетика является одной из наиболее динамично развивающихся и перспективных отраслей экономики в мире. И это неслучайно, поскольку наряду с решением глобальной проблемы ограниченности и исчерпаемости органического топлива использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) позволяет значительно уменьшить негативное антропогенное воздействие на окружающую среду, стимулирует применение инновационных технологий в энергетике, позволяет решить
* Аспирант кафедры Маркетинга, магистр экономических наук.
ряд социально-экономических задач в области занятости населения, обеспечения стабильных тарифов на энергию и др.
В 2011 г. доля возобновляемой энергии в мировом производстве электроэнергии достигла 20,3 %, в мировом конечном потреблении энергии -около 17 %. Установленная мощность ВИЭ в мировом масштабе составила более 1360 ГВт (на 8 % больше, чем в 2010 г.). Объем инвестиций в возобновляемую энергетику в 2011 г. увеличился по сравнению с 2010 г. на 17 % и достиг 257 млрд. долл. США [1, с. 13, 23, 61].
В настоящее время себестоимость «зеленой» энергии все еще значительно больше себестоимости производства энергии из традиционного углеводородного топлива [2]. По прогнозам экспертов, технологическая база энергетики, которая позволит ВИЭ реально конкурировать с нефтью, газом, углем, может сформироваться не ранее, чем через 30-40 лет. В связи с этим сегодня возобновляемая энергетика не может функционировать без патронажа и активной поддержки государства.
В 2011 г. содействие освоению и использованию ВИЭ оказывали правительства 109 стран мира (в 2010 г. их было 96), включая 36 стран с высоким уровнем валового национального дохода (ВНД) на душу населения, 36 стран с уровнем ВНД на душу населения выше среднего и 37 стран с уровнем ВНД на душу населения ниже среднего и низким уровнем [1, с. 66, 70-72].
В разных странах используются различные модели государственной поддержки развития возобновляемой энергетики. Их особенности определяются преобладанием в конкретной стране тех или иных видов ВИЭ, национальным уровнем экономического и научно-технического развития, стратегической политикой правительства в отношении «зеленой» энергетики и другими факторами. Однако, несмотря на национальную специфику, в большинстве стран с высоким уровнем развития (в том числе в США, Канаде, Германии, Италии) экономический механизм стимулирования «зеленой» энергетики предполагает использование практически всего спектра инструментов как в области регулятивной политики, так и в сфере финансового поощрения и государственного (бюджетного) финансирования [1, с. 70].
В странах с уровнем ВНД на душу населения выше среднего (Россия, Беларусь, Бразилия, Турция и др.) и ниже среднего (Китай, Индия, Украина и др.) поддержка возобновляемой энергетики, как правило, осуществляется посредством бюджетного финансирования, уменьшения различных видов налогов, связанных с процессом производства (потребления, продажи) «зеленой» энергии, и использования такого инструмента регулятивной политики, как компенсационные тарифы.
В странах с низким уровнем ВНД на душу населения (Кения, Эфиопия, Непал и др.) содействие со стороны государства освоению возобновляемой энергетики в основном осуществляется посредством прямого бюджетного финансирования данной отрасли [1, с. 72].
К основным инструментам регулятивной политики относятся следующие: компенсационные (льготные) тарифы (Feed-in tariffs); портфельные стандарты (система квотирования) (Electric utility quota obligation / Renewable portfolio standard); система «чистого измерения» (возврат электроэнергии в сеть) (Net metering); обязательства по производству теплоэнергии из ВИЭ (Heat obligation); обязательства по производству биотоплива (Biofuels obligation); «зеленые» сертификаты (Renewable energy certificates).
В качестве инструментов финансовых поощрений используются такие, как предоставление субсидий, дотаций или налоговых вычетов (Capital subsidy, grant or rebate); налоговые преференции при осуществлении инвестиционной деятельности и производства «зеленой» энергии (Investment or production tax credits); уменьшение налога с продаж, налога на выбросы углекислого газа, НДС (Reductions in sales, CO2, value-added tax) и других налогов; платежи за производство возобновляемой энергии (Energy production payment).
Государственное (бюджетное) финансирование осуществляется посредством государственного инвестирования, предоставления ссуд и грантов (Public investment, loans or grants); проведения государственных тендеров (Public competitive bidding).
Наиболее широко используемым и эффективным инструментом стимулирования ускоренного развития возобновляемой энергетики является политика компенсационных (льготных) тарифов. К началу 2012 года данная политика использовалась в 65 странах мира и 27 административно-территориальных единицах [1, с. 14].
Существует множество моделей политики компенсационных тарифов, которые различаются как по методике определения размера тарифов, так и по их структуре и критериям дифференциации.
Можно выделить четыре основных подхода к определению уровня оплаты энергии, произведенной из ВИЭ. Первый подход основан на учете нормируемых издержек по производству возобновляемой энергии (leve-lized cost of renewable energy generation) и обеспечении возможности получения ее производителями нормальной прибыли.
Второй подход основан на оценке стоимости «зеленой» энергии (value of the renewable energy generation) как для общества, так и для энергетических компаний. С точки зрения общества учитывается стоимость электроэнергии и различные положительные внешние эффекты использования ВИЭ (благотворное влияние на климат, здоровье человека, энергетическую безопасность страны). Для энергетической компании стоимость «зеленой» энергии рассматривается в контексте альтернативных издержек, а также с учетом времени и стоимости поставки электрической энергии в зависимости от месторасположения ВИЭ.
Третий подход основан на установлении фиксированной льготной закупочной цены (Fixed-price incentive) за единицу возобновляемой энергии.
В основе четвертого подхода лежит формирование уровня компенсационных тарифов в результате проведения аукционов (Auction-based mechanisms) [3, c. VI-VII].
Важным критерием классификации моделей компенсационных тарифов является их зависимость от рыночной цены на электроэнергию. С учетом данного критерия выделяют модель с фиксированными компенсационными тарифами (Fixed-price feed-in tariff payment) и модель с тарифами, зависящими от рыночной цены (Premium-price feed-in tariff payment).
Наиболее распространенной является модель с фиксированными компенсационными тарифами, не зависящими от рыночной цены. Данная модель используется более чем в 40 странах мира, включая Германию, Францию, Швейцарию и Канаду. Опыт этих стран демонстрирует более высокий уровень эффективности использования ВИЭ по сравнению с моделями, в которых компенсационные тарифы на «зеленую» электроэнергию зависят от рыночной цены. Кроме того данная модель обеспечивает меньший риск для инвесторов и более прозрачные условия для развития возобновляемой энергетики [3, с. 23].
Использование модели с фиксированными компенсационными тарифами гарантирует производителям возобновляемой электроэнергии ее продажу по фиксированному тарифу за КВт-ч и обязывает операторов электрической сети не только приобретать эту электроэнергию, но и бесплатно подключать установки, работающие на ВИЭ, к централизованной сети. Такие тарифы выплачиваются в течение длительного периода времени (как правило, до 20 лет) и дифференцируются.
Для дифференциации тарифов, как правило, используется такие критерии, как тип технологии и (или) вид топлива; размер энергоустановки, генерирующей «зеленую» энергию; качество ресурсов; издержки производства возобновляемой энергии с учетом месторасположения ВИЭ.
Наряду с дифференциацией тарифов в различных странах достаточно широко используются целевые выплаты бонусов. Основанием для дополнительного поощрения производителей «зеленой» энергии может быть использование высокоэффективных технологий; когенерация энергии; использование конкретных потоков топлива (например, твердой, жидкой или газообразной формы биомассы); замена и модернизация функционирующих энергоустановок; использование инновационных установок. Например, в Германии предлагается бонус в размере 0,05 евро/КВт-ч за использование петро-термальных технологий [4].
В дополнение к различным вариантам дифференциации тарифов и целевым выплатам бонусов в модели с фиксированными компенсационными тарифами используется ряд вспомогательных моментов. К их числу прежде всего, относится дегрессия тарифов, которая позволяет учесть снижение затрат на производство «зеленой» энергии под влиянием научно-техни-
ческого прогресса, реагировать на темпы роста рынка и стимулировать технологические инновации. Ставка дегрессии в Германии для гидроустановок составляет 1 % в год и действует с 2013 года, для биогазовых установок она установлена в размере 2 % [4].
Вторым вспомогательным моментом модели с фиксированными компенсационными тарифами является их корректировка с учетом инфляции, которая обеспечивает дополнительную защиту интересов инвесторов, а также снижение инвестиционных рисков. Подобную корректировку используют немногие страны и административно-территориальные единицы; в частности, ее практикуют Ирландия, канадская провинция Онтарио [3, с. 42].
В некоторых странах практикуется установление более высоких тарифов в начальные годы функционирования энергоустановок, использующих ВИЭ, и их более низкого уровня в последующие годы, что позволяет обеспечить более высокую доходность проекта в первые годы его реализации, ускорить его окупаемость, быстрее погасить задолженность по кредитам.
Еще один вспомогательный момент, который используется в отдельных странах, это установление более высокого уровня тарифов в период высокого спроса на электроэнергию (в пиковое время). Это позволяет сделать политику поддержки ВИЭ более чувствительной к рыночной конъюнктуре, сформировать более эффективный рынок электроэнергии [3, с. 36, 42-44].
К числу менее популярных в настоящее время моделей реализации политики компенсационных тарифов относятся модели с надбавкой к рыночной цене на электроэнергию. В рамках данной модели можно выделить следующие варианты ее реализации:
1. Модель с постоянной надбавкой к рыночной цене (Constant premium-price feed-in tariff model).
Как и в случае с фиксированными компенсационными тарифами, постоянная надбавка к цене может дифференцироваться в зависимости от типа технологии, вида топлива, размера энергоустановки и других критериев. Данная модель использовалась в Испании с 1998 по 2004 гг., в настоящее время применяется в Чехии, Словении [3, с. 52].
2. Модель с плавающей надбавкой к рыночной цене и установлением ее максимального и минимального уровня (Caps and floors on the total premium amount).
При таком подходе устанавливается минимальный и максимальный размер надбавок (компенсационных выплат) к спотовой цене, которые снижаются при повышении рыночной цены на электроэнергию и увеличиваются при ее падении. Использование данной модели позволяет свести к минимуму получение сверхприбыли в периоды высокого спроса и обеспечить безопасность инвесторов в случае ухудшения рыночной конъюнктуры. Данная модель применяется в Испании с 2007 г. ко всем технологиям ВИЭ за исключением солнечных фотоэлектрических установок.
3. Модель с плавающей надбавкой к рыночной цене и установлением максимального и минимального размера общего платежа (Caps and floors on the total payment amount). Данная модель применялась в Дании для вет-роустановок на суше в 2003-2004 гг.
4. Модель с плавающей надбавкой в виде разницы между гарантированным платежом и спотовой ценой (Spot market gap model). В данной модели компенсационные выплаты осуществляются государством исключительно в случае существования разрыва (разницы) между гарантированным платежом за КВт-ч «зеленой» электроэнергии, дифференцированным по технологиям и видам ВИЭ, и средней рыночной ценой за единицу электроэнергии. Данная система используется в Нидерландах и Швейцарии.
5. Модель с надбавкой к рыночной цене в виде процента (Percentage-based premium-price feed-in tariff payment). Данная модель предполагает установление фиксированного процента к рыночной цене на электроэнергию; использовалась в Испании с 2004 по 2006 гг. [3, с. 52-56].
Опыт различных стран мира по поддержке и стимулированию развития возобновляемой энергетики свидетельствует о том, что при всем многообразии инструментов воздействия на интересы производителей «зеленой» энергии одним из наиболее эффективных сегодня является система компенсационных тарифов. Благодаря ее использованию таким странам, как Германия и Дания немногим более чем за десятилетие удалось добиться грандиозных успехов в продвижении технологий ВИЭ как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Вдохновленные успехами стран-«первопроходцев» в области использования политики компенсационных тарифов, в последнее время ее достаточно эффективно реализуют Австралия, Китай, Турция, Индия, Украина, Беларусь и многие другие государства.
Список литературы:
1. Renewables 2012. Global status report [Электронный ресурс] // Международная организация REN21. - 2012. - Режим доступа: www.ren21.net/ default.aspx?tabid=5434 (дата обращения: 20.01.13).
2. Levelized Cost of New Generation Resources in the Annual Energy Outlook 2011 [Электронный ресурс] // US Energy Information Administration. -2010. - Режим доступа: www.eia.gov/oiaf/aeo/electricity_generation.html (дата обращения: 25.01.13).
3. A Policymaker's Guide to Feed-in Tariff Policy Design [Электронный ресурс] // Международная организация NREL. - 2010. - Режим доступа: www.nrel.gov/docs/fy10osti/44849.pdf (дата обращения: 20.01.13).
4. Feed-in tariff (EEG feed-in tariff): Degression [Электронный ресурс] // Legal sources on renewable energy. - 2012. - Режим доступа: www.res-legal.eu/ search-by-country/germany/single/s/res-e/t/promotion/aid/feed-in-tariff-eeg-feed-in-tariff/lastp/135/ (дата обращения: 25.01.13).