СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ТЕРРИТОРИЙ
Суюнчев
Марат Мазанович
Кандидат экономических наук, директор Института экономики естественных монополий РАНХиГС
Marat M. Suiunchev
Candidate of Economic Sciences, Director of the Institute of Economics of Natural Monopolies of the RANEPA
Файн
Борис Ильич
Директор Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Института экономики естественных монополий РАНХиГС
Boris I. Fain
Director of the Center for Economic Research of Infrastructure Industry of the Institute of Economics of Natural Monopolies of the RANEPA
e-mail: [email protected] УДК 33 (338.4)
Мировой опыт формирования систем ценообразования на электрическую энергию, производимую объектами распределенной генерации
Global experience in the pricing systems for electrical power generated by the distributed generation facilities
В статье рассмотрен опыт зарубежных стран по формированию механизмов государственного регулирования тарифов на электрическую энергию, направленных на стимулирование развития малой и распределенной генерации, в том числе, на основе использования возобновляемых источников энергии. Классифицированы варианты систем ценообразования в отношении тарифов на электрическую энергию, вырабатываемую объектами распределенной генерации. Рассмотрены тенденции развития систем регулирования рынков в электроэнергетике в зарубежных странах в части механизмов ценообразования на электрическую энергию, производимую объектами распределенной генерации.
Ключевые слова и словосочетания: возобновляемые источники энергии, инвестиции, распределенная генерация, регулирование, рынок электроэнергии, стимулирование, тарифы, электроэнергетика.
The paper describes the global experience in creating of mechanisms for state regulation of tariffs for electricity, aimed at the development of small and distributed generation based on traditional and renewable energy sources as well. Classification of the pricing systems variants for the distributed generation facilities is presented. Foreign trends in the development of systems for regulating markets in power industry in terms of pricing mechanisms for electricity generated by distributed generation facilities are considered.
Keywords: renewable energy sources, investments, distributed generation, regulation, electricity market, incentive regulation, tariffs, electricity industry.
В течение последнего десятилетия глобальной тенденцией развития электроэнергетики является усиление роли в энергетическом балансе распределенной генерации, под которой понимается производство электрической энергии генерирующими энергоустановками малой и средней мощности, находящимися
в непосредственной близости от потребителей электроэнергии с выдачей мощности непосредственно в распределительные электрические сети или в сети, находящиеся во владении потребителей.
Основными факторами, обуславливающими целесообразность развития распределенной генерации, являются следующие:
- возможность существенного снижения потерь электроэнергии и иных затрат, связанных с ее передачей по электрическим сетям, в случае расположения объектов генерации вблизи центров потребления;
- удешевление стоимости энергетического оборудования малой мощности, в результате чего становится сопоставимой стоимость электрической энергии, производимой объектами распределенной и традиционной централизованной генерации;
- снижение вредного воздействия на окружающую среду в случае использования распределенной генерации на базе возобновлямых источников энергии и местных видов топлива, а также комбинированного производства электрической и тепловой энергии.
Во многих странах реализуется широкий комплекс мер государственной политики по поддержке развития распределенной генерации, в особенности, распределенной генерации на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ), которая рассматривается как важнейшее направление обеспечения устойчивого территориального развития, энергетической безопасности и решения экологических проблем. К числу применяемых мер относятся налоговые льготы, льготное кредитование и иные меры финансовой поддержки, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет специализированных фондов, установление минимальной доли электрической энергии, которая должна быть произведена за счет возобновляемых источников энергии и другие. В этом ряду одной из важнейших мер является проведение целенаправленной тарифной политики, обеспечивающей стимулирование привлечения частных инвестиций в сектор распределенной генерации и реализуемой путем установления специальных условий ценообразования в отношении электроэнергии, производимой на основе использования возобновляемых источников энергии. В мировой практике широко используются специальные стимулирующие тарифы (Feed-in tariffs), по которым осуществляется обязательная закупка энергокомпаниями электрической энергии, производимой частными или бизнес-производителями на основе использования возобновляемых источников энергии. Как правило, эти тарифы выше средних рыночных цен (тарифов) на электроэнергию, применяемых в отношении объектов традиционной генерации. Величина данных тарифов может устанавливаться на фиксированном уровне или в виде надбавок к рыночному уровню цен.
Действующая в отдельных странах модель ценообразования в отношении электрической энергии, вырабатываемой объектами распределенной генерации, во многом зависит от технологической и организационной структуры электроэнергетических рынков, степени их либерализации, политики государственного регулирования, используемых мер поддержки отдельных видов генерации.
В таблице 1 представлена классификация применяемых в мировой практике принципиальных подходов к формированию системы тарифов на электрическую энергию, производимую объектами распределенной генерации на основе ВИЭ [1].
Таблица 1 - Классификация подходов к формированию систем ценообразования в отношении тарифов на электрическую энергию, производимую объектами распределенной генерации.
Хара ктер истика системы тарифообразования Варианты реализации Комментарий
База це нообразования Затраты на генерацию Тариф определяется исходя из фактических затрат на производство электроэнергии по данной технологии и определенной нормы доходности
Ценность для энергосистемы Тариф определяется с учетом режимов выдачи мощности генерации, альтернативных затрат, выгод для сети и других параметров
Фиксированный стимулирующий тариф Устанавливается на фиксированном уровне вне зависимости от величины затрат
На основе аукциона Тариф устанавливается на основе периодически проводимых аукционов (для различных технологий генерации и различных масштабов проектов)
Принципы дифференциации По виду технологии и виду топлива Устанавливается дифференцировано для различных технологий и видов топлива
По масштабу проектов Устанавливается дифференцированно в зависимости от мощности генерации
В зависимости от качества возобновляемого ресурса Устанавливается дифференцированно в зависимости от мощности генерации
В зависимости от р ас поло жения/ пр именения Устанавливаются специальные тарифы для отдельных видов проектов (солнечные крыши, прибрежная ветрогенерация и др.)
Вспомогательные элементы дизайна С предварительно устанавливаемым графиком снижения Предварительно устанавливается график ежегодного сокращения тариф с целью стимулирования сокращения затрат
Снижение в зависимости от рыночных параметров Будущее снижение тарифов зависит от параметров рынка
Привязка к уровню инфляции Позволяет защитить доходы по проекту от влияния инфляции
Ограничения на право применения тарифа Тип владельца генерации Тариф может применятся для отдельных категорий владельцев распределенной генерации
Используемая технология Тариф может применяться для всех либо определенных технологий возобновляемой генерации
Масштаб проекта Тариф может применяться в отношении любых проектов либо ограниченных определенным диапазоном мощности
Расположение Тариф может применяться в отношении энергообъектов, ограниченных определенной зоной сети
Обязательность покупки Наличие/отсутствие Может быть установлена обязанность энергоснабжающей организации закупать всю производимую электроэнергию. Если такая обязанность не установлена, производитель самостоятельно реализует электроэнергию на спотовом рынке.
Периодичность пересмотра политики установления специальных тарифов Период пересмотра уровня тарифов и структуры тарификации Может осуществляться ежегодно либо раз в несколько лет
Ограничения, связанные с достижением целевых показателей развития рынка Суммарная мощность энергообъектов, вводимых в рамках программы стимулирования Применение тарифов для новых объектов может быть прекращено при достижении целевых показателей программы стимулирования (суммарная мощность объектов в целом или по отдельным технологиям генерации)
Затраты на реализацию программы стимулирования Применение тарифов для новых объектов может быть прекращено при достижении предельных показателей затрат на реализацию соответствующих программ стимулирования (суммарных или ежегодных)
Источник финансирования специальных тарифов За счет потребителей Расходы, связанные с покупкой электроэнергии по специальным тарифам, включаются в счета за электроэнергию, выставляемые конечным потребителям
За счет налогоплательщиков Расходы, связанные с покупкой электроэнергии по специальным тарифам, финансируются за счет бюджетных источников
Дополнительные механизмы Расходы, связанные с покупкой электроэнергии по специальным тарифам, покрываются за счет продажи квот на выбросы парниковых газов и др.
Источник: National Renewable Energy Laboratory
Таким образом, в зарубежной практике применяется достаточно широкий диапазон подходов к формированию систем ценообразования на электрическую энергию, производимую объектами распределенной генерации на основе ВИЭ. Конкретная система тарифов в отношении электрической энергии, вырабатываемой объектами распределенной генерации, определяется такими характеристиками, как используемая база ценообразования, принципы дифференциации тарифов, привязка уровня тарифа к различным рыночным параметрам, ограничения при применении соответствующих тарифов для отдельных типов энергообъектов.
В таблице 2 представлены примеры применения в мировой практике различных принципиальных подходов к определению базы формирования специальных стимулирующих тарифов [1].
Таблица 2 - Примеры применения в мировой практике стимулирующих тарифов в отношении электрической энергии, вырабатываемой на основе возобновляющих источников энергии.
№ п/п Характеристика базы ценообразования Страны
1 Определение величины тарифа, исходя из величины приведенной стоимости производства электроэнергии (levelized cost), к которой добавляется норма прибыли, устанавливаемая регулятором Большинство стран Европейского союза.
2 Оценка ценности распределенной генерации для общества в целом (с учетом экологического эффекта, повышения энергобезопасности и иных эффектов) либо непосредственно для энергоснабжающей организации (альтернативная стоимость производства/ покупки электроэнергии) Калифорния (США), провинция Британская Колумбия (Канада), Португалия.
3 Установление стимулирующего тарифа, не привязанного напрямую ни к стоимости генерации, ни к оценке ценности электроэнергии, произведенной возобновляемой генерацией. В этом случае величина тарифа устанавливается на уровне, который, по мнению регулирующего органа, необходим для достижения заданных целей по развитию определенного вида генерации. Отдельные штаты США в отношении коммунальных энергоснабжающих организаций.
4 Определение тарифа путем проведения аукционов на строительство генерирующих объектов и последующую поставку электроэнергии на основе ВИЭ. Испания, Индия, Китай, Бразилия, отдельные штаты США, Германия.
Источник: National Renewable Energy Laboratory
Специальные стимулирующие тарифы устанавливаются на определенный контрактный период, продолжительность которого обычно составляет от 5 до 25 лет (наиболее часто на период 15 - 20 лет). Контракты могут предусматривать систему штрафов за отклонение объемов поставки электрической энергии от определенной величины.
К числу преимуществ использования механизмов ценообразования на электрическую энергию, вырабатываемую объектами распределенной генерации на базе ВИЭ, основывающихся на применении специальных стимулирующих тарифов (Feed-in tariffs), можно отнести следующие:
- простота модели, которая, при этом, может быть настроена для достижения специальных целей по развитию определенных технологий (видов) генерации и планируемых сроков их достижения;
- ограничение риска для инвесторов, осуществляющих инвестирование в строительство соответствующих энергетических объектов;
- содействие появлению на рынке новых участников; стимулирования максимизации выработки электроэнергии энергообъектами на базе ВИЭ.
Среди недостатков использования специальных стимулирующих тарифов необходимо отметить следующие: данный подход применим только к объектам распределенной генерации, осуществляющим выдачу мощности в общую сеть, и не применим к энергообъектам, предназначенным для выдачи мощности непосредственно в сети или энергопринимающие устройства, принадлежащие потребителю;
отсутствие реакции на рыночные сигналы (при установлении фиксированного тарифа);
не обеспечивается конкуренция межу инвесторами/девелоперами (за исключением варианта определения величины тарифов путем проведения аукциона);
механизм является затратным для бюджета либо приводит к росту тарифов для потребителей (в зависимости от источника финансирования).
По данным отчета RENEWABLE 2017 [2] политика предоставления льготных тарифов или надбавок к рыночным ценам в отношении электроэнергии, производимой на основе ВИЭ, использовалась в 82 странах мира, проведение аукционов на поставку электроэнергии ВИЭ - в 34 странах, стандарт портфеля ВИЭ (обязательства энергокомпании поставлять электроэнергию, произведенную за счет ВИЭ, не ниже определённой доли в общем объеме поставок) - в 33 странах.
Одной из первых стран, где начали использоваться специальные стимулирующие тарифы для приобретения электроэнергии у распределенной генерации, основанной на ВИЭ, была Германия. Специальные стимулирующие тарифы впервые стали использоваться в Германии с 1990 года. Первоначально уровень тарифных ставок, по которым оплачивалась выработанная данным типом генерации электрическая энергия, был недостаточно высоким,
при этом стимулирование развития распределенной генерации на основе ВИЭ осуществлялось, в первую очередь, за счет применения иных инструментов поддержки инвестиций в возобновляемую генерацию, в частности, применения налоговых льгот, а также предоставления льготных процентных ставок по привлекаемым кредитам. В 2000 г. стимулирующие тарифы были повышены до уровня, позволяющего осуществлять эффективную реализации проектов ВИЭ, при этом предусматривалось том предусматривалось установление долгосрочного тарифа на 20-летний период. С 2009 г. введен коридор тарифных ставок для электроэнергии, производимой на основе технологии фотоэлектрического преобразования солнечной энергии, и их постепенное снижение по мере достижения целевых показателей по объемам введенных мощностей, основанных на использовании указанного вида генерации электрической энергии. До 2009 г. в Германии производители электроэнергии - владельцы объектов распределенной генерация на основе ВИЭ не участвовали в биржевой торговле электроэнергией на рынке, поскольку установленные специальные тарифы на электроэнергию, вырабатываемую на основе ВИЭ, были более выгодными, при этом гарантировалась закупка системным оператором всей электроэнергии, произведенной генерацией на основе ВИЭ. С 2009 г. владельцам объектов распределенной генерации на основе ВИЭ предоставлена возможность временного отказа от использования специальных тарифов в тех случаях, когда участие в рыночных торгах электрической энергией становится для них более выгодной опцией [3].
С 2012 г. в Германии были полностью отменены субсидии для фотоэлектрических электростанций с установленной мощностью свыше 10 МВт. Для установок меньшей мощности стимулирующие тарифы были снижены на 20 - 25 %. В 2013 г. продолжилось снижение тарифных ставок для вновь вводимых фотоэлектрических установок. Тарифы были снижены до 15 евроцентов за кВт-ч для установок малой мощности и 10,4 евроцентов за кВт-ч для установок большой мощности, что ниже средних розничных цен на электроэнергию в Германии (27 евроцентов за кВт-ч) [3].
С 2012 г. владельцы объектов распределенной генерации на основе ВИЭ в Германии могут вместо специальных тарифов выбрать опцию «премии к рынку» и реализовывать выработанную электроэнергию на спотовом рынке, получая определенную надбавку к цене в отношении объемов реализованной на рынке электроэнергии.
В настоящее время в Германии, как и в других странах Европейского союза, осуществляется постепенный перевод возобновляемой энергетики на рыночные механизмы, что предполагает отказ от практики льготных тарифов и усиление участия объектов возобновляемой энергетики в конкурентных рыночных торгах [4].
Следует отметить, что в ряде случаев государственная поддержка ВИЭ имеет также и негативные последствия. В аналитическом докладе «Электроэнергетика России: проблема выбора», подготовленном НИУ ВШЭ, отмечается, что проведение многими странами активной политики по поддержке генерации на основе использования ВИЭ, создание преимуществ для этого вида генерации приводит к дискриминации традиционных видов генерации, усложняет оценку соответствующих инвестиционных проектов, увеличивает сроки их окупаемости [5].
В отчете Deloitte [6] отмечается, что широкое распространение возобновляемой энергетики в сочетании с сокращением спроса в результате экономического кризиса, привело к резкому снижению цен на оптовых рынках электроэнергии. При этом в условиях, когда развитие возобновляемой энергетики осуществлялось за счет политической поддержки и государственных субсидий, а не на основе рыночных сигналов, на рынке образовался избыток мощности. В европейских странах крупные электростанции были вынуждены законсервировать более 50 ГВт мощностей современных газовых электростанций. При этом, несмотря на стабильное снижение оптовых цен на электроэнергию, в европейских странах суммы счетов за электроэнергию увеличиваются.
Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что широкое внедрение распределенной генерации, в частности, на основе возобновляемых источников энергии, требует серьезной перенастройки системы регулирования энергетических рынках. Применительно к Российской Федерации мировой опыт применения специальных стимулирующих тарифов может быть использован при заключении долгосрочных инвестиционных контрактов по реализации проектов развития распределенной генерации на основе ВИЭ между региональными органами власти, энергоснабжающими организациями и инвесторами, что является особенно актуальным в удаленных изолированных энергоузлах в целях замещения неэффективной дизельной генерации.
Библиографический список
1. Toby D. Couture, Karlynn Cory, Claire Kreycik, Emily Williams/ A Policymaker's Guide to Feed-in Tariff Policy Design 2010 // National Renewable Energy Laboratory [Электронный ресурс]: https://www.nrel.gov.pdf
2. Renewables 2017 Global Status Report // Renewable Energy Policy Network for the 21st Century, 2017, PP.
302.
3. Market and regulatory incentives for cost efficient integration of DG in the electricity system. IMPROGRES project // European Commission. Bruxelles, сор. 2018 [Электронный ресурс]: https://ec.europa.eu/energy.pdf
4. Справочник по возобновляемой энергетике Европейского союза [Электронный ресурс]: https:// energy.hse.ru
5. Баркин О.Г., Волкова И.О., Кожуховский И.С. Электроэнергетика России: проблемы выбора модели развития: аналит. докл. к XV междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, 2014 г. М.:Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.- 46 с.
6. Будущее мировой электроэнергетики. Подготовка к новым возможностям и угрозам // ЗАО «Делойт и Туш СНГ» М., сор. 2015 [Электронный ресурс]: https://www2.deloitte.com/content/_RUS.pdf