Научная статья на тему 'Модели формирования налоговых поступлений - составляющих налогового потенциала'

Модели формирования налоговых поступлений - составляющих налогового потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОН / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ТЕНДЕНЦИЯ / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Г.Л.

В статье приводится исследование динамики налоговых поступлений на территории Центрального федерального округа. Построенные регрессионные модели позволяют анализировать изменения влияния факторов на рост налоговых поступлений во времени (в докризисный, кризисный и посткризисный периоды). По результатам проведенного изучения сформированы выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели формирования налоговых поступлений - составляющих налогового потенциала»

41(179) - 2013

Налоги и налогообложение

УДК 336.221.4

модели формирования налоговых поступлений — составляющих

налогового потенциала

Г. л. ПОПОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и качества E-mail: galina2011.popova@yandex. ru Тамбовский государственный технический университет

В статье приводится исследование динамики налоговых поступлений на территории Центрального федерального округа. Построенные регрессионные модели позволяют анализировать изменения влияния факторов на рост налоговых поступлений во времени (в докризисный, кризисный и посткризисный периоды). По результатам проведенного изучения сформированы выводы.

Ключевые слова: налоговый потенциал, регион, сравнительный анализ, тенденция, оценка.

Экономический рост регионов неразрывно связан с ростом налогового потенциала. Это максимально возможный объем поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет территории с учетом сложившихся существенных внутренних и внешних факторов, определяющих уровень финансово-экономического развития региона [1, с. 7—17].

Налоговый потенциал региона может быть определен по формуле

НП = Х НПг + Зб + Н т, где ^ НПi — налоговый потенциал 7-х налогов, поступающих в бюджетную систему региона; Зб — задолженность перед бюджетом за соответствующий период;

Нт — размер налоговых поступлений, скрываемых от органов государственного управления или находящихся в теневой экономике.

Социально-экономические процессы, протекающие в мировой экономике, оказывают влияние на динамику развития каждого отдельно взятого региона России, что в свою очередь оказывает влияние на тенденции роста налогового потенциала.

Целью выполненного исследования было проведение сравнительного анализа формирования налогового потенциала в докризисный (2006— 2007 гг.), кризисный (2008—2009 гг.) и посткризисный (2010—2011 гг.) периоды.

В качестве объекта исследования были выбраны регионы Центрального федерального округа (ЦФО), за исключением Белгородской, Липецкой, Московской областей и г. Москвы. Причиной такого исключения стало наличие существенных особенностей социально-экономического развития этих территорий в сравнении с остальными регионами ЦФО. Например, в Липецкой и Московской областях расположены особые экономические зоны. В Белгородской области значительный вклад в динамику развития региона оказывает добывающая промышленность.

С 2005 по 2011 г. объемы налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет регионов России возросли в 2,1 раза (с 4,6 до 9,7 трлн руб.), по территории ЦФО — в 2,5 раза (с 1,22 до 3,07 трлн руб.). Анализируемый показатель по территории округа (кроме Белгородской, Ли-

7х"

25

Рис. 1. Динамика поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей* в консолидированный бюджет регионов ЦФО, трлн руб. [6—9].

* Далее для сокращения вводится обозначение «налоги и прочие платежи».

пецкой, Московской областей и г. Москвы) возрос за этот период в 2,3 раза (с 0,21 до 0,50 трлн руб.). Иначе говоря, темпы роста поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей опережают среднюю сложившуюся динамику по территории РФ (рис. 1).

В докризисный период (2004—2007 гг.) наблюдался рост объемов поступления налогов и прочих платежей в 2,78 раза (с 0,96 трлн руб. до 2,66 трлн руб.). Темпы роста анализируемого показателя на территории ЦФО превышают средний уровень по России на 68,0 %.

Во время кризиса происходило снижение объемов налоговых поступлений и прочих платежей по сравнению с уровнем 2007 г. на территории всей России. Падение показателя (табл. 1) на территории ЦФО оказалось более существенным по сравнению со средним уровнем по стране: 19,8 % (с 2,66 трлн руб. в 2007 г. до 2,14 трлн руб. в 2009 г.) против 9,6 % (с 6,96 трлн руб. до 6,29 трлн руб.).

В последующем в среднем по России наблюдался более стремительный рост поступлений налогов

Таблица 1

Темпы роста налоговых поступлений, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет регионов

ЦфО, %

Регион 2007 г. 2009 г. 2011 г.

к 2004 г. к 2007 г. к 2009 г.

РФ 210,8 90,4 154,6

ЦФО 278,8 80,2 143,6

ЦФО (с исключением) * 173,6 112,0 141,1

* Здесь и далее по тексту — все регионы ЦФО за исключением Белгородской, Липецкой, Московской областей и г. Москвы.

и прочих платежей по сравнению с ЦФО. В 2011 г. по сравнению с 2009 г. темп прироста этих поступлений на территории РФ составил 54,6 % (6,29 трлн руб. до 9,72 трлн руб.), что выше на 11,0 % по сравнению с темпами прироста по ЦФО. За анализируемый период аналогичный показатель в ЦФО составил 43,6 % (с 2,14 до 3,07 %).

При исключении из состава налогов и прочих платежей вклада Белгородской, Липецкой, Московской областей и г. Москвы наблюдаются существенные отличия динамики налоговых поступлений от общих тенденций по ЦФО и России. Если в докризисный и посткризисный периоды темпы роста налогов и прочих платежей ЦФО опережали аналогичные показатели на территории ЦФО (с исключением), то в период кризиса ситуация изменилась на противоположную (см. табл. 1).

Особенности социально-экономического развития региональной экономики могли стать причиной возникновения расхождений. В частности, ориентация местной экономики на потребности внутреннего развития и развития национальной экономики.

Вклад регионов ЦФО в общий объем налогов, сборов и иных обязательных платежей на территории РФ превышает 30 % (рис. 2). С 2005 по 2007 г. наблюдалась тенденция роста объемов этих поступлений ЦФО в составе РФ. В 2007 г. она достигла максимального уровня в 38,28 %.

В кризисный и посткризисный периоды шло снижение доли анализируемого показателя в составе РФ. В 2001 г. удельный вес объема налогов, сборов и иных обязательных платежей достиг минимального значения и составлял 31,56 %. С 2005 г. (максимальный уровень) до 2011 г. (минимальный) снижение удельного веса составило 6,72 %.

Совокупный вклад налогов и прочих платежей Белгородской, Липецкой, Московской областей и г. Москвы в составе РФ превышает 20 % от общего объема. Вклад остальных регионов ЦФО с 2005 по 2011 г. является незначительным и находится в пределах от 4,50 до 5,58 %.

Объем налоговых поступлений зависит от размера производительных сил, участвующих в производстве валовой добавленной стоимости. Для исключения эффекта масштаба проведем более детальный анализ налогового потенциала на душу населения.

С 2004 по 2011 г. объем налогов и прочих платежей в среднем по ЦФО (с исключением — рис. 3)

Налоги и налогообложение

41(179) - 2013

2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005

□ 31,56

5,09

33,15

5,47

33,97

5,58

33,02

4,69

38,28

4,51

□ 29,15

4,65

26,45

4,56

0 10 20 30 40

□ Доля ЦФО в РФ □ Доля ЦФО (с исключением) в РФ

Рис. 2. Доля налогов, сборов и иных обязательных платежей регионов ЦФО в составе РФ, %

Рис. 3. Динамика поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ в среднем по ЦФО (с исключением), тыс. руб. /чел.

возрос в 2,88 раза (с 10,11 до 29,09 тыс. руб. /чел.). С 2004 г. по 2008 г. наблюдалась тенденция роста этих поступлений на душу населения. После незначительного снижения в 2009 г. эта тенденция продолжилась.

Среди анализируемых регионов ЦФО наблюдается значительная неоднородность по объемам налогов и прочих платежей на душу населения. Если в 2005 г. 7 из 14 регионов принимали значения ниже среднего, то в 2011 г. их количество достигло 10. Состав правофланговых (Ярославская, Рязанская и Калужская области) и аутсайдеров (Тамбовская, Ивановская, Брянская и Воронежская области) остался неизменным. С 2005 по 2011 г. наблюдалось усиление дифференциации между регионами по размерам налогов и прочих платежей на душу населения (табл. 2). Поэтому особый интерес вызывает объяснение взаимосвязей, оказывающих влияние на возникновение выявленных тенденций.

Для исследования факторов влияния на налоговый потенциал региона были выбраны следующие показатели [2—9]:

• у1 — поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ, тыс. руб. /чел;

• х 1 — среднедушевые денежные доходы населения, тыс. руб.;

• х2 — стоимость основных фондов на душу населения (фондовооруженность труда), тыс. руб. /чел;

• х3 — инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб. /чел.;

• х3((—1) — инвестиции в основной капитал на душу населения (с временным лагом в один год), тыс. руб. /чел.;

• х4 — выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг на душу населения, тыс. руб. /чел.;

Таблица 2

Ранжирование регионов ЦфО по величине отклонения налогов, сборов и иных обязательных платежей от среднего уровня, %

Место Область 2005 г. Область 2008 г. Область 2011 г.

1-е Ярославская 96,31 Ярославская 80,73 Ярославская 91,34

2-е Рязанская 34,90 Рязанская 46,33 Рязанская 68,10

3-е Калужская 18,88 Калужская 31,52 Калужская 57,10

4-е Тверская 12,75 Курская 10,82 Владимирская 3,23

5-е Курская 12,58 Тверская 2,79 Тверская —2,65

6-е Орловская 2,68 Владимирская —0,37 Курская —8,28

7-е Смоленская 2,18 Тульская —2,04 Смоленская —10,69

8-е Владимирская —5,87 Костромская —7,01 Орловская —16,36

9-е Тульская —18,79 Орловская —8,03 Костромская —18,60

10-е Костромская —19,80 Смоленская —11,37 Тульская —21,35

11-е Брянская —23,91 Воронежская —22,75 Воронежская —22,93

12-е Воронежская —28,69 Брянская —31,10 Брянская —24,51

13-е Тамбовская —31,46 Ивановская —34,73 Ивановская —37,40

14-е Ивановская —32,97 Тамбовская —44,29 Тамбовская —47,44

х5 — объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг на душу населения (в том числе добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии), тыс. руб. /чел.; х8 — внешнеторговый оборот со странами ближнего и дальнего зарубежья (экспорт + импорт), тыс. руб. /чел.;

х 10 — оборот оптовой торговли на душу

населения, тыс. руб. /чел.;

12

— объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», на душу населения, тыс. руб. /чел. Анализ взаимосвязей проводился за период с 2005 по 2011 г. Количество объектов исследования — 98. Полученная матрица парных коэффициентов корреляции указала на наличие положительной взаимосвязи между всеми рассматриваемыми показателями (рис. 4).

Между показателем «Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ» у1 и пятью из выбранных для анализа показателей наблюдалась сильная положительная взаимосвязь. Значение парного коэффициента корреляции составляло:

— гу1х2 = 0,79 — взаимосвязь между у1 и показателем х2 «Стоимость основных фондов на душу населения (фондовооруженность труда)»;

— гу1х4 = 0,74 — взаимосвязь между у1 и показателем х4 «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг на душу населения (производительность труда)»;

У1 х1 х2 хз хз(г-1) х4 х5 х8 х10 х11 х12

У1 1,00 0,65 0,79 0,58 0,61 0,74 0,72 0,38 0,82 0,16* 0,86

х1 1,00 0,77 0,65 0,68 0,74 0,70 0,39 0,73 0,57 0,79

х2 1,00 0,59 0,63 0,59 0,60 0,15* 0,80 0,26 0,84

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

хз 1,00 0,86 0,64 0,59 0,46 0,59 0,35 0,75

хз(г-1) 1,00 0,69 0,62 0,47 0,57 0,37 0,75

х4 1,00 0,94 0,77 0,67 0,25 0,77

х5 1,00 0,76 0,57 0,16* 0,75

х8 1,00 0,20 0,09* 0,44

х10 1,00 0,24 0,80

х11 1,00 0,34

х12 1,00

— гу1х5 = 0,72 — взаимосвязь между у1 и показателем х5 «Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на душу населения»;

— гу1х10 = 0,82 — взаимосвязь между у1 и показателем х10 «Оборот оптовой торговли на душу населения»;

— гу1х12 = 0,86 — взаимосвязь между у1 и показателем х12 «Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», на душу населения».

Внешнеторговый оборот со странами ближнего и дальнего зарубежья не оказывал существенного влияния на рост налоговых поступлений (гу1х8 = 0,38). Слабая связь наблюдалась между уровнем развития сельского хозяйства в регионе и объемом налоговых поступлений (гу1х11 = 0,16).

С 2005 г. по 2011 г. наблюдалось влияние объемов инвестиций в основной капитал на рост налоговых поступлений (гу1х3 = 0,58). Причем более тесная взаимосвязь наблюдалась между налоговыми поступлениями и объемом инвестиций в основной капитал со смещением в один год (гу1х3((—1) = 0,61).

Взаимосвязь между среднедушевыми денежными доходами населения х1 и у1 является заметной, но не сильной. Таким образом, рост среднедушевых доходов не оказывает существенного влияния на рост налогов и прочих платежей. Одновременно сильная взаимосвязь наблюдается между Зна-

чения парного коэффициента корреляции между этими переменными принимают значения не ниже 0,70.

Социально-экономическое развитие регионов с 2004 по 2011 г. подвергалось влиянию различных факторов, которые воздействовали на колебание объемов налогов и прочих поступлений. Поэтому особый интерес вызывает изучение динамики формирования взаимосвязей. Для этого анализируемые показатели были разбиты по годам на группы: 2004—2005 гг., 2006—2007 гг., 2008—2009 гг., 2010—2011 гг.

В ходе исследования было выявлено влияние на рост объемов налогов и прочих платежей следующих показателей: х2, х4, х5, х10. В результате расчетов построены мо-

* Значения коэффициентов корреляции с уровнем значимости, превышающим дели: у = /(х , х ) и у = /(х , х ). р < 0,05.

Рис. 4. Матрица парных коэффициентов корреляции за 2005—2011 гг

Модель у1 = / (х2, х4) отражает влияние показателей эффективнос-

Налоги и налогообложение

41(179) - 2013

Динамика изменения параметров модели у1 = / Х2, Х4 )

Годы Уравнение регрессии ^набл (2; 25) Я2 х2х4

2004—2005 у1 = — 0,539 + 0,035х2 + 0,057х4 (3,86) (3,45) 24,74 0,66 0,46

2006—2007 у1 = — 0,479 + 0,035х2 + 0,063х4 (3,89) (3,51) 28,00 0,69 0,51

2008—2009 у1 = — 2,223 + 0,039х2 + 0,058х4 (4,12) (3,41) 19,12 0,60 0,25

2010—2011 у1 = — 10,218 + 0,057х2 + 0,051х4 (4,75) (3,75) 24,11 0,66 0,24

ти производства на рост объемов налогов и прочих платежей (табл. 3).

Все уравнения регрессии являются статистически значимыми по Г-критерию Фишера, так как Гнабл (2; 25) > Fкр (2; 25) = 3,38, а коэффициенты регрессии Ь1 и Ь2 значимы по ¿-критерию Стьюдента.

Например, в построенном уравнении регрессии по данным 2010—2011 гг. оценки параметров уравнения указывали на значимость полученных значений коэффициентов регрессии:

Ь1: ¿расч (2010—2011) =

= 4,75 > ¿кр (V = 25, а = 0,05) = 2,06;

Ь2: ¿расч (2010—2011) =

= 3,75 > ¿кр (V = 25, а = 0,05) = 2,06.

Аналогично проводилась проверка коэффициентов регрессии за более ранние периоды, значения которых также превышали критическое (пороговое) значение ¿-критерия Стьюдента (2,06).

За все выбранные для анализа периоды коэффициент детерминации равен или превышает Я2 = 0,60. Он означает, что свыше 60,00 % вариации зависимой переменной («Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ», тыс. руб. /чел.) объясняется вариацией независимых переменных.

При сопоставлении значений коэффициентов корреляции между независимыми переменными (фондовооруженность труда и производительность труда) по годам было отмечено снижение взаимосвязи между этими параметрами. Если в докризисный период (2006—2007 гг.) эта взаимосвязь оценивалась как заметная (гх2х4 = 0,51), то в последующие годы взаимовлияние ослабевает, и парный коэффициент корреляции принимает значения не выше 0,25.

Согласно рассчитанным параметрам регрессионного уравнения при увеличении стоимости основных фондов на

Таблица 3 душу населения на 1 000 руб. /чел.

в 2004—2007 гг. поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ должно было возрасти на 35 руб. /чел., а в 2010—2011 гг. — на 57 руб. /чел.

При увеличении выручки (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг на душу населения на 1 000 руб. /чел. в предкризисный период (2006—2007 гг.) поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ должно было возрасти на 63 руб. / чел., а в 2010—2011 гг. — на 51 руб. /чел.

При сопоставлении значения коэффициентов регрессии Ь1 и Ь2, было замечено, что со временем происходит снижение влияния на результирующий признак независимой переменной производительности труда х4 и увеличение влияния фондовооруженности труда х2.

С 2006 по 2011 г. наблюдалось перераспределение степени влияния независимых переменных х2 и х4. Если в 2004—2009 гг. наибольшее влияние на рост у1 оказывал показатель х4 (производительность труда), то в 2010—2011 гг. — показатель х2 (фондовооруженность труда).

Модель у1 = / (х5, х10) отражает зависимость роста объема налогов и прочих платежей от отраслевой структуры (табл. 4).

Рассчитанные уравнения регрессии за период с 2006 по 2011 г. являются статистически значимыми по F-критерию Фишера—Fнабл (2; 25) > Fкр (2; 25) = = 3,38. Полученные оценки коэффициентов регрессии Ь1 и Ь2 указывают на их значимость по ¿-крите-рию Стьюдента.

С 2006 по 2011 г. коэффициент детерминации принимает значения не ниже Я2 = 0,73. Следовательно, не менее 73,0 % вариации зависимой переменной у1 объясняется вариацией независимых переменных.

Таблица 4

Динамика изменения параметров модели у1 = / (х5, х10)

Годы Уравнение регрессии Г (2; 25) Я2 г х2х4

2006—2007 у1 = — 3,481 + 0,065х5 + 0,136х10 (2,57) (5,71) 36,45 0,74 0,51

2008—2009 у1 = 0,947 + 0,053х5 + 0,187х10 (2,47) (6,22) 34,52 0,73 0,41

2010—2011 у1 = — 14,778 + 0,078х, + 0,290х10 (4,47) (6,11) 34,54 0,73 0,17

7х"

29

При сопоставлении коэффициентов корреляции между независимыми переменными по годам было отмечено снижение взаимосвязи между этими параметрами. В докризисный период (2006—2007 гг.) парный коэффициент корреляции принимал значение гх5х10 = 0,51, поэтому связь между ними была оценена как заметная. В посткризисный период (2010—2011 гг.) значение парного коэффициента корреляции было снижено: гх5х10 = 0,17, т. е. связь между анализируемыми показателями была слабой.

Наиболее существенное влияние на увеличение объемов налогов и прочих поступлений оказывает рост оптовой торговли. Согласно рассчитанным значениями параметров регрессионного уравнения при увеличении объемов оптовой торговли на душу населения на 1 000 руб. /чел. в 2004—2007 гг. поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ должно было возрасти на 136 руб. /чел., а в 2010—2011 гг. — на 290 руб. /чел.

При увеличении объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг на душу населения на 1 000 руб. /чел. в предкризисный период (2006— 2007 гг.) зависимая переменная у1 должна была возрасти на 65 руб. /чел., а в 2010—2011 гг. — на 78 руб. /чел.

При сопоставлении коэффициентов регрессии Ь1 и Ь2 было замечено, что со временем происходит рост влияния на результирующий признак обоих независимых переменных. Однако влияние переменной х10 «Оборот оптовой торговли на душу населения» растет более стремительно по сравнению с показателем х5 «Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг на душу населения». Следовательно, с 2006 по 2011 г. шло усиление влияния показателя х10.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. С 2004 по 2011 г. наблюдался рост объемов налогов и прочих поступлений. Мировой финансовый кризис оказал негативное влияние на эту тенденцию. В 2008—2009 гг. произошло снижение указанных объемов.

2. Если совокупный вклад регионов ЦФО в общий объем налогов и прочих поступлений по РФ составляет свыше 30 %, то при исключении из него долей Белгородской, Липецкой, Московской областей и г. Москвы он становится незначительным — от 4,5 до 5,58 %. За 2005—2011 гг. усилилась дифференциация среди налогов и прочих платежей на душу населения.

3. Построенные уравнения регрессии подтверждают существенное влияние на рост налогового потенциала уровня развития регионального бизнеса: производительности и фондовооруженности труда. Рост анализируемого показателя зависит от отраслевой структуры. Наибольшее воздействие на рост налогов и прочих платежей оказывает уровень развития в регионе производительности труда в добывающих и перерабатывающих производствах и электроэнергетике, а также объемы оптовой торговли. С ростом количества работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», связано увеличение объема налогов и прочих платежей.

Список литературы

1. Попова Г. Л. Финансово-экономический анализ дифференциации налогового потенциала регионов Центрального федерального округа // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 1 (91).

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: стат. сб. / Росстат. М., 2007. 981 с.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: стат. сб. / Росстат. М., 2008. 999 с.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: стат. сб. / Росстат. М., 2010. 996 с.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012. 990 с.

6. Финансы России. 2006: стат. сб. / Росстат. М., 2006. 367 с.

7. Финансы России. 2008: стат. сб. / Росстат. М., 2008. 453 с.

8. Финансы России. 2010: стат. сб. / Росстат. М., 2010. 468 с.

9. Финансы России. 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012. 462 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.