Научная статья на тему 'Модели европейского образования в контексте конкурирующих форм демократии'

Модели европейского образования в контексте конкурирующих форм демократии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕПРОДУКТИВНАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ ЛИБЕРАЛИЗМА И КОММУНИТАРИЗМА / СОВРЕМЕННЫЙ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ДЕМОКРАТИИ В ОБРАЗОВАНИИ / REPRODUCTIVE AND PRODUCTIVE MODELS OF EDUCATION / PRINCIPLES OF LIBERALISM AND COMMUNITARIANISM / MODERN TRANSCENDENTALISM IN EDUCATION / COMMUNICATIVE MODEL OF DEMOCRACY IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремова Зоя Ивановна

В статье рассматриваются модели европейского образования в контексте трех конкурирующих форм демократии либерализма, консервативного коммунитаризма и коммуникативной демократии. Аналитическое исследование опирается на рефлексию двух типов европейской рациональности репродуктивную и продуктивную модели образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is focused on the models of European education in the context of three competitive forms of democracy liberalism, conservative communitarianism and communicative democracy. The analytical research is based on the reflection of two types of European rationality reproductive and productive models of education.

Текст научной работы на тему «Модели европейского образования в контексте конкурирующих форм демократии»

Зоя ЕФРЕМОВА

МОДЕЛИ ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КОНКУРИРУЮЩИХ ФОРМ ДЕМОКРАТИИ

В статье рассматриваются модели европейского образования в контексте трех конкурирующих форм демократии - либерализма, консервативного коммунитаризма и коммуникативной демократии. Аналитическое исследование опирается на рефлексию двух типов европейской рациональности - репродуктивную и продуктивную модели образования. The article is focused on the models of European education in the context of three competitive forms of democracy - iiberalism, conservative communitarianism and communicative democracy. The analytical research is based on the reflection of two types of European rationality - reproductive and productive models of education.

Ключевые слова:

репродуктивная и продуктивная модели образования, принципы либерализма и коммунитаризма, современный трансцендентализм в исследовании проблем образования, коммуникативная модель демократии в образовании; reproductive and productive models of education, principles of liberalism and communitarianism, modern transcendentalism in education, communicative model of democracy in education.

С середины XX в. в Европе намечается общая тенденция понимания системы образования как института обеспечения демократического развития личности и защиты гражданского общества от посягательств авторитарной власти. Для послевоенного общества становится очевидным, что демократизация образования не только повышает степень свободы человека, но и способствует раскрытию его потенциальных возможностей. Основой системы образования становятся модели европейской демократии, определяющие и задающие исходные принципы образования как символа «дороги к свободе».

Несмотря на свой многолетний опыт, либеральный дух системы образования в Европе сегодня претерпевает глубокие изменения. Как показали дебаты последних двух десятилетий, европейские гражданские институты свободы оказались не готовыми к защите своих собственных исходных принципов. Либеральная модель становится мишенью для критиков со стороны консерваторов и социалистов, а необходимость либерального образования (Liberal Arts Education) превращается в предмет спора «экспертов» и самих педагогов, в частности, американской высшей школы1. Сторонники элитарной системы говорят о необходимости ее скорейшего обновления и «реструктуризации»2.

Спор вокруг «системного кризиса» европейского образования связан с осмыслением форм и моделей современной демократии. Предметом дебатов становятся те или иные особенности системной институционализации образования в правовом государстве. В одном случае идея образования рассматривается в контексте совершенствования прав и свобод человека, в другом — обосновывается как форма гражданской или политической социализации общества. На государственной универсализации гражданских прав на-

1 Conner W.R. Liberal Arts Education in the Twenty-First Century // AALE Occasional Paper № 2, 25 May, 1998 // www.aale.org/conner.htm

2 Barker С.М. Liberal Arts Education for a Global Society. — Carnegie Corporation of New York, 2002 // www.carnegie.org, p. 9; Katz S. Restructuring for the Twenty-First Century / Farnham N.H., Yarmolinsky A. (eds.) Rethinking Liberal Education. — N.Y. : Oxford University Press, 1996, p. 77-90; Oelkers J., Schulz W.K., Tenorth H.-E. (Hg.) Neukantianismus. Kulturtheorie, Pädagogik und Philosophie. — Weinheim, 1998.

ЕФРЕМОВА Зоя

Ивановна — оопиронт

Саратовского госу-иарственного университета им. Н.Г. Чернышевского efremova z@mail.ru

88

ВЛАСТЬ

2011 '03

стаивают только либералы левого крыла и партии социальных реформ. Либеральное образование, считают они, является не только фундаментальной частью процесса демократизации, но и выступает способом поддержки активной социальной гражданской позиции. Консервативные возражения придают существующей полемике конституционное напряжение и возвращают общеевропейской традиции утраченное понимание демократии как культурного и образовательного проекта.

Ю. Хабермас, авторитетный немецкий философ, считает, что европейское образование опирается на две конкурирующие в рамках существующих форм демократии идеальные модели образования1. В первом случае речь идет об образовательной модели Великобритании и возникшей на ее почве американской системе. Принципиально иная модель образования присуща, в частности, Германии, Италии и Франции. Важнейшая задача европейской модели — сохранение национальной культуры и развитие национального идеала. В целом они и задают по преимуществу весь возможный критический спектр демократизации образования в целом.

Либеральная модель образования предполагает индивидуальные стандарты культуры и основана по преимуществу на идее репродуктивной рациональности. В истории западноевропейской науки данный тип рациональности представлен неопозитивистскими и постпозитивистскими методами формирования научного знания. Пунктом, объединяющим представителей этих двух разных направлений, является понимание образования как «консервативного института», призванного воспроизводить в качестве своего идеала существующие достижения научного знания. В основу систем образования предлагается закладывать уже сформированные в ходе последних «научных революций» теоретические парадигмы, понятия и образцы научной рациональности.

Консерватизм системы образования в данном случае поддерживает принципы воспроизводства культурно-исторического знания и сохраняет при этом установку «научного догматизма», который становится ведущим мировоззрением и своего рода идеологемой «наукообразия» педа-

1 Хабермас Ю. Вовлечение другого: очерки политической теории. — СПб. : Наука, 2001, с. 381-393.

гогики и теории воспитания. Наиболее реально данная «прагматическая» модель демократизации образования получает развитие в США. Образование в контексте репродуктивного типа ориентировано на поддержание информативной установки научного знания и ограничено установкой, имеющей чисто прагматический характер.

В прагматизме значимым является не научная истина и не гражданская польза. Здесь действует один критерий — успех и эффективность сиюминутного предприятия. Систему образования прагматик воспринимает только как определенный вид платных услуг, предоставляемых ему на основе законно действующей сферы востребованных и предоставляемых клиентских услуг. Научное и образовательное сообщество в такой ситуации меньше влияет на программы высшего и среднего образования. На смену академическому образованию, нацеленному на профессиональную теоретическую подготовку специалиста, приходит система практически ангажированных работников. Американские колледжи и университеты ориентированы в большей мере на запросы рынка и коммерческие интересы бизнес-элиты. В этом смысле основополагающей идеей института либерального образования выступает развитие личности успешного бизнесмена, а не подготовка специалиста в каком-либо конкретном виде деятельности. Бывшие либералы, а сегодняшние «неоконсерваторы» наиболее активно выступают за введение рыночных отношений в систему образования.

Глобализация и внутренняя модернизация ставят перед европейским сообществом новые проблемы. Решение их требует иного подхода и иных задач. Дискуссии вокруг наследия культуры модерна и постмодерна выявили две внутренне присущие европейской модели образования тенденции. Культура образования детерминирована либо моделями науки, либо теорией культуры. Кроме того, становится очевидной продуктивная модель образования, несущая в себе широкие возможности изменения научной и философской рациональности. Во многом данная модель связана с образовательными процессами, ориентированными на развитие коммуникативных форм публичной демократии в гражданском обществе. В ее основе лежит германская модель социальной демокра-

тии, или программа делиберативной политики в сфере образования. Важнейшим принципом воплощения этой формы демократии в сфере образования считаются навыки по проведению компетентного диалога и дискуссии по выбранной теме, а также способность вести открытую и аргументированную критику либеральной теории демократии. Любой, кто хотя бы потенциально имеет отношение к принятию решений, должен быть включен в состав участников дискуссии1.

Образование в контексте культуры задает понимание автономии человека, оно несет с собой многообразие типов и видов образовательных средств. Оно опирается на достижения теории познания и науки, и, следовательно, можно говорить об автономности системы образования и о генезисе права на знание в истории прав человека. Предпосылкой свободы выступает знание, а демократия является необходимой предпосылкой рациональной организации гражданского общества. Все развитые европейские страны превращаются сегодня в так называемое «общество знаний». А это значит, что процессы производства, использования и распространения знаний будут на десятилетия вперед определять экономическое, социальное и политическое развитие совместной поликультурной кооперации.

В перспективе развития продуктивной модели образования набирает силу и мощь система институционализации дискурсив -ных практик. Различение дискурсивной и социальной институционализации важно не только для самой образовательной практики, но и для последующей систематизации теоретических стратегий и учреждения опытных обучающих методик. Современный неклассический стиль мысли выявляет динамичность современной культуры, мозаичность и смешанность методологических приемов и средств обучения и воспитания. Европейская модель образования готова предложить в качестве

1 Göler D. Deliberation — Ein Zukunftsmodell europäischer Entscheidungsfindung? Analyse der Beratungen des Verfassungskonvents 2002—2003. — Baden-Baden, 2006; Bohman A. Why deliberative Democracy? — Princeton, 2004; Rawls J. Justice as Fairness // A Restatement / E. Kelly (ed). — Cambridge, 2001; Freiheit, Gleichheit und Autonomie / H. Nagl-Docekal (Hrsg.) - Wien, 2003.

альтернативы идеологии американского «научного догматизма» конкурирующий способ понимания целей и задач образования — коммуникативную модель научного сообщества.

Основу всех жизненных практик, форм и институтов составляет язык. Концепт «обучения» изначально предполагает синтез жизненного мира и «аргументативно-го» дискурса, направленного на восстановление частично разрушенного в обществе гражданского согласия и взаимопонимания. Публичное волеизъявление делает возможным разумное политическое взаимопонимание, в т.ч. и между чужими. В демократическом обществе возможна независимая от государства свободная общественная дискуссия. Европейский трансцендентализм, как видим, и в этом случае пытается противопоставить себя позитивизму и постмодернистской методологии.

Различные модели демократии порождают разнообразные формы конкурентной борьбы. Сегодня мы вправе говорить о конкурентоспособности образовательных систем, а это значит, что принципы современного образования во многом должны быть пересмотрены и отвечать жестким требованиям времени. Общество «экономики знаний» должно стремиться уже в ближайшей перспективе стать «обществом знаний» (knowledge society). Существующая модель информационного общества учитывает «демократический» характер процессов модернизации образования, однако общество должно быть управляемым, поскольку гражданское согласие должно стать целью демократических дискуссий в обществе. Открытые дискуссии, порождающие и повышающие моральный потенциал общества, способны направить гражданскую демократию в сторону обсуждения плюрализма ценностей, и, соответственно, задать практические ориентиры образовательным и воспитательным процессам. Европейский опыт демонстрирует, что только в «обществе знаний» институты образования способны преодолеть различия между существующими дискурсами науки и культуры, социума и морального сознания, понимания и самопонимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.