Зоя ЕФРЕМОВА
МОДЕЛИ ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КОНКУРИРУЮЩИХ ФОРМ ДЕМОКРАТИИ
В статье рассматриваются модели европейского образования в контексте трех конкурирующих форм демократии - либерализма, консервативного коммунитаризма и коммуникативной демократии. Аналитическое исследование опирается на рефлексию двух типов европейской рациональности - репродуктивную и продуктивную модели образования. The article is focused on the models of European education in the context of three competitive forms of democracy - iiberalism, conservative communitarianism and communicative democracy. The analytical research is based on the reflection of two types of European rationality - reproductive and productive models of education.
Ключевые слова:
репродуктивная и продуктивная модели образования, принципы либерализма и коммунитаризма, современный трансцендентализм в исследовании проблем образования, коммуникативная модель демократии в образовании; reproductive and productive models of education, principles of liberalism and communitarianism, modern transcendentalism in education, communicative model of democracy in education.
С середины XX в. в Европе намечается общая тенденция понимания системы образования как института обеспечения демократического развития личности и защиты гражданского общества от посягательств авторитарной власти. Для послевоенного общества становится очевидным, что демократизация образования не только повышает степень свободы человека, но и способствует раскрытию его потенциальных возможностей. Основой системы образования становятся модели европейской демократии, определяющие и задающие исходные принципы образования как символа «дороги к свободе».
Несмотря на свой многолетний опыт, либеральный дух системы образования в Европе сегодня претерпевает глубокие изменения. Как показали дебаты последних двух десятилетий, европейские гражданские институты свободы оказались не готовыми к защите своих собственных исходных принципов. Либеральная модель становится мишенью для критиков со стороны консерваторов и социалистов, а необходимость либерального образования (Liberal Arts Education) превращается в предмет спора «экспертов» и самих педагогов, в частности, американской высшей школы1. Сторонники элитарной системы говорят о необходимости ее скорейшего обновления и «реструктуризации»2.
Спор вокруг «системного кризиса» европейского образования связан с осмыслением форм и моделей современной демократии. Предметом дебатов становятся те или иные особенности системной институционализации образования в правовом государстве. В одном случае идея образования рассматривается в контексте совершенствования прав и свобод человека, в другом — обосновывается как форма гражданской или политической социализации общества. На государственной универсализации гражданских прав на-
1 Conner W.R. Liberal Arts Education in the Twenty-First Century // AALE Occasional Paper № 2, 25 May, 1998 // www.aale.org/conner.htm
2 Barker С.М. Liberal Arts Education for a Global Society. — Carnegie Corporation of New York, 2002 // www.carnegie.org, p. 9; Katz S. Restructuring for the Twenty-First Century / Farnham N.H., Yarmolinsky A. (eds.) Rethinking Liberal Education. — N.Y. : Oxford University Press, 1996, p. 77-90; Oelkers J., Schulz W.K., Tenorth H.-E. (Hg.) Neukantianismus. Kulturtheorie, Pädagogik und Philosophie. — Weinheim, 1998.
ЕФРЕМОВА Зоя
Ивановна — оопиронт
Саратовского госу-иарственного университета им. Н.Г. Чернышевского efremova z@mail.ru
88
ВЛАСТЬ
2011 '03
стаивают только либералы левого крыла и партии социальных реформ. Либеральное образование, считают они, является не только фундаментальной частью процесса демократизации, но и выступает способом поддержки активной социальной гражданской позиции. Консервативные возражения придают существующей полемике конституционное напряжение и возвращают общеевропейской традиции утраченное понимание демократии как культурного и образовательного проекта.
Ю. Хабермас, авторитетный немецкий философ, считает, что европейское образование опирается на две конкурирующие в рамках существующих форм демократии идеальные модели образования1. В первом случае речь идет об образовательной модели Великобритании и возникшей на ее почве американской системе. Принципиально иная модель образования присуща, в частности, Германии, Италии и Франции. Важнейшая задача европейской модели — сохранение национальной культуры и развитие национального идеала. В целом они и задают по преимуществу весь возможный критический спектр демократизации образования в целом.
Либеральная модель образования предполагает индивидуальные стандарты культуры и основана по преимуществу на идее репродуктивной рациональности. В истории западноевропейской науки данный тип рациональности представлен неопозитивистскими и постпозитивистскими методами формирования научного знания. Пунктом, объединяющим представителей этих двух разных направлений, является понимание образования как «консервативного института», призванного воспроизводить в качестве своего идеала существующие достижения научного знания. В основу систем образования предлагается закладывать уже сформированные в ходе последних «научных революций» теоретические парадигмы, понятия и образцы научной рациональности.
Консерватизм системы образования в данном случае поддерживает принципы воспроизводства культурно-исторического знания и сохраняет при этом установку «научного догматизма», который становится ведущим мировоззрением и своего рода идеологемой «наукообразия» педа-
1 Хабермас Ю. Вовлечение другого: очерки политической теории. — СПб. : Наука, 2001, с. 381-393.
гогики и теории воспитания. Наиболее реально данная «прагматическая» модель демократизации образования получает развитие в США. Образование в контексте репродуктивного типа ориентировано на поддержание информативной установки научного знания и ограничено установкой, имеющей чисто прагматический характер.
В прагматизме значимым является не научная истина и не гражданская польза. Здесь действует один критерий — успех и эффективность сиюминутного предприятия. Систему образования прагматик воспринимает только как определенный вид платных услуг, предоставляемых ему на основе законно действующей сферы востребованных и предоставляемых клиентских услуг. Научное и образовательное сообщество в такой ситуации меньше влияет на программы высшего и среднего образования. На смену академическому образованию, нацеленному на профессиональную теоретическую подготовку специалиста, приходит система практически ангажированных работников. Американские колледжи и университеты ориентированы в большей мере на запросы рынка и коммерческие интересы бизнес-элиты. В этом смысле основополагающей идеей института либерального образования выступает развитие личности успешного бизнесмена, а не подготовка специалиста в каком-либо конкретном виде деятельности. Бывшие либералы, а сегодняшние «неоконсерваторы» наиболее активно выступают за введение рыночных отношений в систему образования.
Глобализация и внутренняя модернизация ставят перед европейским сообществом новые проблемы. Решение их требует иного подхода и иных задач. Дискуссии вокруг наследия культуры модерна и постмодерна выявили две внутренне присущие европейской модели образования тенденции. Культура образования детерминирована либо моделями науки, либо теорией культуры. Кроме того, становится очевидной продуктивная модель образования, несущая в себе широкие возможности изменения научной и философской рациональности. Во многом данная модель связана с образовательными процессами, ориентированными на развитие коммуникативных форм публичной демократии в гражданском обществе. В ее основе лежит германская модель социальной демокра-
тии, или программа делиберативной политики в сфере образования. Важнейшим принципом воплощения этой формы демократии в сфере образования считаются навыки по проведению компетентного диалога и дискуссии по выбранной теме, а также способность вести открытую и аргументированную критику либеральной теории демократии. Любой, кто хотя бы потенциально имеет отношение к принятию решений, должен быть включен в состав участников дискуссии1.
Образование в контексте культуры задает понимание автономии человека, оно несет с собой многообразие типов и видов образовательных средств. Оно опирается на достижения теории познания и науки, и, следовательно, можно говорить об автономности системы образования и о генезисе права на знание в истории прав человека. Предпосылкой свободы выступает знание, а демократия является необходимой предпосылкой рациональной организации гражданского общества. Все развитые европейские страны превращаются сегодня в так называемое «общество знаний». А это значит, что процессы производства, использования и распространения знаний будут на десятилетия вперед определять экономическое, социальное и политическое развитие совместной поликультурной кооперации.
В перспективе развития продуктивной модели образования набирает силу и мощь система институционализации дискурсив -ных практик. Различение дискурсивной и социальной институционализации важно не только для самой образовательной практики, но и для последующей систематизации теоретических стратегий и учреждения опытных обучающих методик. Современный неклассический стиль мысли выявляет динамичность современной культуры, мозаичность и смешанность методологических приемов и средств обучения и воспитания. Европейская модель образования готова предложить в качестве
1 Göler D. Deliberation — Ein Zukunftsmodell europäischer Entscheidungsfindung? Analyse der Beratungen des Verfassungskonvents 2002—2003. — Baden-Baden, 2006; Bohman A. Why deliberative Democracy? — Princeton, 2004; Rawls J. Justice as Fairness // A Restatement / E. Kelly (ed). — Cambridge, 2001; Freiheit, Gleichheit und Autonomie / H. Nagl-Docekal (Hrsg.) - Wien, 2003.
альтернативы идеологии американского «научного догматизма» конкурирующий способ понимания целей и задач образования — коммуникативную модель научного сообщества.
Основу всех жизненных практик, форм и институтов составляет язык. Концепт «обучения» изначально предполагает синтез жизненного мира и «аргументативно-го» дискурса, направленного на восстановление частично разрушенного в обществе гражданского согласия и взаимопонимания. Публичное волеизъявление делает возможным разумное политическое взаимопонимание, в т.ч. и между чужими. В демократическом обществе возможна независимая от государства свободная общественная дискуссия. Европейский трансцендентализм, как видим, и в этом случае пытается противопоставить себя позитивизму и постмодернистской методологии.
Различные модели демократии порождают разнообразные формы конкурентной борьбы. Сегодня мы вправе говорить о конкурентоспособности образовательных систем, а это значит, что принципы современного образования во многом должны быть пересмотрены и отвечать жестким требованиям времени. Общество «экономики знаний» должно стремиться уже в ближайшей перспективе стать «обществом знаний» (knowledge society). Существующая модель информационного общества учитывает «демократический» характер процессов модернизации образования, однако общество должно быть управляемым, поскольку гражданское согласие должно стать целью демократических дискуссий в обществе. Открытые дискуссии, порождающие и повышающие моральный потенциал общества, способны направить гражданскую демократию в сторону обсуждения плюрализма ценностей, и, соответственно, задать практические ориентиры образовательным и воспитательным процессам. Европейский опыт демонстрирует, что только в «обществе знаний» институты образования способны преодолеть различия между существующими дискурсами науки и культуры, социума и морального сознания, понимания и самопонимания.