Научная статья на тему 'МОДЕЛИ ДИАГНОСТИКИ ОДАРЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ'

МОДЕЛИ ДИАГНОСТИКИ ОДАРЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
382
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / МОДЕЛИРУЮЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ДИАГНОСТИКА / ТВОРЧЕСТВО / ИНТЕЛЛЕКТ / СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Слепко Юрий Николаевич

В статье исследуются моделирующие представления отечественных психологов при выборе методов диагностики одаренности и организации процедуры ее психодиагностического исследования. Обосновывается актуальность проведения теоретических, методологических, исторических исследований проблемы одаренности в психологии. Акцентируется внимание на недостаточном количестве исследований, посвященных анализу, обобщению, рефлексии современных подходов к изучению одаренности. Представлен анализ современных эмпирических и экспериментальных исследований, предмет которых связан с изучением разных типов, видов одаренности. В результате сравнительно-психологического анализа публикаций психологов в ведущих рецензируемых изданиях выделены типы моделирующих представлений об одаренности и способах ее эмпирического и экспериментального исследования: 1) изучение одаренности как творчества и творческих способностей; 2) исследование одаренности как уровня развития интеллекта и интеллектуальных способностей; 3) изучение одаренности как комплекса когнитивных и некогнитивных характеристик человека; 4) анализ одаренности как способностей, обеспечивающих высокие достижения в деятельности; 5) исследование одаренности в раннем детском возрасте. Таким образом подтверждаются идеи В. А. Мазилова о зависимости выбора эмпирического метода от предтеории. Утверждается, что многообразие моделирующих представлений приводит к потере одаренностью статуса самостоятельного научного понятия. Основной тенденцией современных исследований является редукция понятия и психологического содержания одаренности к другим психологическим понятиям (творчеству, интеллекту) или комплексу когнитивных и некогнитивных характеристик человека (интеллект, способности, мотивация, качества личности и т. д.). Предлагается использовать современные исследования в области теории и методологии психологии (В. А. Мазилов), а также современную теорию способностей и одаренности В. Д. Шадрикова для интеграции моделей понимания и изучения одаренности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS FOR DIAGNOSING GIFTEDNESS IN MODERN RUSSIAN PSYCHOLOGY

Modeling representations of domestic psychologists are studied when choosing methods for diagnosing giftedness and organizing the procedure for its psychodiagnostic research. The relevance of theoretical, methodological, historical studies of the problem of giftedness in psychology is substantiated. Attention is focused on the insufficient number of studies that analyze, generalize, and reflect on modern approaches to the study of giftedness. The analysis of modern empirical and experimental studies, the subject of which includes the study of different types, types of giftedness, is carried out. As a result of a comparative psychological analysis of psychologists' publications in leading peer-reviewed publications, types of modeling ideas about giftedness and methods for its empirical and experimental research were identified: 1) the study of giftedness as creativity and creative abilities; 2) the study of giftedness as a level of development of intellect and intellectual abilities; 3) the study of giftedness as a complex of cognitive and non-cognitive characteristics of a person; 4) analysis of giftedness as abilities that ensure high achievements in activity; 5) the study of giftedness in early childhood. Thus, the ideas of V. A. Mazilov on the dependence of the choice of the empirical method on the pre-theory. It is argued that the variety of modeling ideas leads to the loss of the status of an independent scientific concept by giftedness. The main trend of modern research is the reduction of the concept and psychological content of giftedness to other psychological concepts (creativity, intelligence) or a complex of cognitive and non-cognitive characteristics of a person (intelligence, abilities, motivation, personality traits, etc.). It is proposed to use modern research in the field of theory and methodology of psychology (V. A. Mazilov), as well as the modern theory of abilities and giftedness by V. D. Shadrikov to integrate models of understanding and studying giftedness.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ ДИАГНОСТИКИ ОДАРЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»

Научная статья УДК 159.9

DOI: 10.20323/1813-145X-2022-3-126-105-117 EDN: IUKINO

Модели диагностики одаренности в современной российской психологии Юрий Николаевич Слепко

Доктор психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии, декан педагогического факультета ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского». 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6768-4652

Аннотация. В статье исследуются моделирующие представления отечественных психологов при выборе методов диагностики одаренности и организации процедуры ее психодиагностического исследования. Обосновывается актуальность проведения теоретических, методологических, исторических исследований проблемы одаренности в психологии. Акцентируется внимание на недостаточном количестве исследований, посвященных анализу, обобщению, рефлексии современных подходов к изучению одаренности. Представлен анализ современных эмпирических и экспериментальных исследований, предмет которых связан с изучением разных типов, видов одаренности.

В результате сравнительно-психологического анализа публикаций психологов в ведущих рецензируемых изданиях выделены типы моделирующих представлений об одаренности и способах ее эмпирического и экспериментального исследования: 1) изучение одаренности как творчества и творческих способностей; 2) исследование одаренности как уровня развития интеллекта и интеллектуальных способностей; 3) изучение одаренности как комплекса когнитивных и некогнитивных характеристик человека; 4) анализ одаренности как способностей, обеспечивающих высокие достижения в деятельности; 5) исследование одаренности в раннем детском возрасте. Таким образом подтверждаются идеи В. А. Мазилова о зависимости выбора эмпирического метода от предтеории. Утверждается, что многообразие моделирующих представлений приводит к потере одаренностью статуса самостоятельного научного понятия. Основной тенденцией современных исследований является редукция понятия и психологического содержания одаренности к другим психологическим понятиям (творчеству, интеллекту) или комплексу когнитивных и некогнитивных характеристик человека (интеллект, способности, мотивация, качества личности и т. д.). Предлагается использовать современные исследования в области теории и методологии психологии (В. А. Мазилов), а также современную теорию способностей и одаренности В. Д. Шадрикова для интеграции моделей понимания и изучения одаренности.

Ключевые слова: одаренность; моделирующее представление; диагностика; творчество; интеллект; способности

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 18-18-00157, https://rscf.ru/project/18-18-00157/

Для цитирования: Слепко Ю. Н. Модели диагностики одаренности в современной российской психологии // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 3 (126). С. 105-117. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-3-126-105-117. https://elibrary.ru/iukino

Original article

Models for diagnosing giftedness in modern russian psychology Yuri Nikolaevich Slepko

Doctor of psychological sciences, associate professor of department of general and social psychology, dean of pedagogical faculty, FSBEI HE «Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky». 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya st., 108/1

[email protected], https://orcid.org/0000-0001-6768-4652

Abstract. Modeling representations of domestic psychologists are studied when choosing methods for diagnosing giftedness and organizing the procedure for its psychodiagnostic research. The relevance of theoretical, methodological,

© Слепко Ю. Н., 2022

historical studies of the problem of giftedness in psychology is substantiated. Attention is focused on the insufficient number of studies that analyze, generalize, and reflect on modern approaches to the study of giftedness. The analysis of modern empirical and experimental studies, the subject of which includes the study of different types, types of giftedness, is carried out. As a result of a comparative psychological analysis of psychologists' publications in leading peer-reviewed publications, types of modeling ideas about giftedness and methods for its empirical and experimental research were identified: 1) the study of giftedness as creativity and creative abilities; 2) the study of giftedness as a level of development of intellect and intellectual abilities; 3) the study of giftedness as a complex of cognitive and non-cognitive characteristics of a person; 4) analysis of giftedness as abilities that ensure high achievements in activity; 5) the study of giftedness in early childhood. Thus, the ideas of V A. Mazilov on the dependence of the choice of the empirical method on the pre-theory. It is argued that the variety of modeling ideas leads to the loss of the status of an independent scientific concept by giftedness. The main trend of modern research is the reduction of the concept and psychological content of giftedness to other psychological concepts (creativity, intelligence) or a complex of cognitive and non-cognitive characteristics of a person (intelligence, abilities, motivation, personality traits, etc.). It is proposed to use modern research in the field of theory and methodology of psychology (V. A. Mazilov), as well as the modern theory of abilities and giftedness by V D. Shadrikov to integrate models of understanding and studying giftedness.

Keywords: giftedness; modeling representation; diagnostics; creativity; intellect; abilities

The study was supported by the Russian Science Foundation grant № 8-18-00157, https://rscf.ru/project/18-18-00157/

For citation: Slepko Yu. N. Models for diagnosing giftedness in modern russian psychology. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(3): 105-117. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-3-126-105-117. https://elibrary.ru/iukino

Введение

Обращение к проблематике одаренности, к ее теоретическому, эмпирическому, экспериментальному анализу вряд ли нуждается в дополнительной актуализации ввиду ее особой роли в решении множества проблем психологического, социально-психологического, психолого-

педагогического и пр. характера. Между тем, несмотря на декларирование психологическим и педагогическим сообществом актуальности и значимости решения проблемы одаренности, наукометрический анализ [Мазилов, 2021б] позволяет говорить о непрерывном снижении интенсивности исследований, посвященных разным аспектам данной проблемы. Снижается количество публикаций, посвященных проблеме одаренности; сужается круг научных журналов, публикующих соответствующие тематические статьи; сокращается круг ведущих специалистов психологов, разрабатывающих проблемы теории, методологии, истории одаренности. Ключевой причиной последнего является использование разработанной более восьмидесяти лет назад Б. М. Тепловым концепции одаренности, не ставшей, по сути, обобщающей и общепринятой теорией одаренности.

Наиболее ярко описанное положение в области психологии одаренности проявляется на уровне методов психологической диагностики, выбор исследователями которых определяется исходными моделирующими представлениями о сущности этого психологического феномена. Как

моделирующие мы понимаем такие представления, которые «обычно не только не вербализуются исследователем, но и вообще не эксплицируются... К примеру, "мышление" как таковое представляет собой абстракцию, которую невозможно изучать, для этого оно должно во что-то "воплотиться". Это "воплощение" и есть моделирующие представления: решение задачи, соотнесение понятий, понимание выражений... Опредмеченность проблемы (иными словами, латентное присутствие определенной трактовки предмета психологии) определяет идею метода» [Мазилов, 2017, с. 341-342].

В ряде наших работ показано, что при разнообразии исследований проблемы одаренности типичными моделирующими представлениями являются «воплощения» одаренности в творчество, интеллект, качества личности, комплексы когнитивных и некогнитивных характеристик человека [Мазилов, 2021а; Петрова, 2019; Савенков, 2019]. Ввиду этого мы и можем предположить, что подобная опредмеченность проблемы одаренности будет соответствующим образом определять идею метода. Предметом настоящей статьи является анализ моделирующих представлений психологов об одаренности на уровне выбора эмпирических методов и процедур ее исследования. Необходимость проведения данного исследования обосновывается актуальностью решения проблемы понимания того, являются ли существующие моделирующие представления непротиворечивыми и объясняют ли они одарен-

ность как самостоятельный психологический феномен.

Обзор литературы

В современной отечественной психологии реализуются, хотя и достаточно ограниченные по числу, разнообразные теоретические, методологические, исторические исследования проблемы одаренности. Обсуждается история изучения одаренности в психологии и других гуманитарных науках, проводится анализ понятия одаренности, методологии и методов ее изучения, дается сравнительно-психологическая оценка исследований одаренности в России и зарубежом.

В первую очередь, обратим внимание на комплекс исследований, в которых рассматриваются разные аспекты истории развития представлений об одаренности как психологическом феномене. В ряде работ Д. Б. Богоявленской проводится анализ истории изучения понятия «одаренность», предпринимается попытка создания исторической периодизации на основе выделяемых этапов его (понятия) изучения, реализуется синтез исследований творчества и одаренности [Богоявленская, 2010а; Богоявленская, 2010б; Богоявленская, 2019; Богоявленская, 2020]. Отдельное внимание уделяется анализу дискуссий в отечественной психологии по проблеме соотношения общих и специальных способностей (В. А. Крутецкий, С. Л. Рубинштейн) [Богоявленская, 2017]. В работах В. Д. Шадрикова представлены результаты анализа истории изучения проблемы способностей и одаренности; сравниваются классические (Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн) и современные (М. А. Холодная, В. С. Юркевич, Ю. Д. Бабаева, В. Н. Дружинин, Д. В. Ушаков, А. Н. Воронин, Н. Б. Шумакова, В. И. Панов и др.) подходы к исследованию способностей и одаренности [Шадриков, 2019а; Shadrikov, 2019]. В исследовании В. Д. Шадрикова и В. А. Мазилова проводится анализ истории и современного состояния проблемы развития мышления, способностей, одаренности [Шадриков, 2018]. Отдельное внимание уделяется истории изучения детской одаренности в конце ХГХ-ХХ в. [Савенков, 2016; Савенков, 2012а], анализу эволюции понятия интеллект, в том числе понятия интеллектуальная одаренность в психологии XX в. [Савенков, 2012б]. В ряде работ предпринимаются попытки выделения тенденций и закономерностей истории изучения проблемы одаренности [Клочко, 2013б].

На уровне теоретического анализа обсуждаются проблемы определения понятия одаренности [Богоявленская, 2020; Богоявленская, 2010б], в том числе в контексте реформирования системы общего образования в России [Богоявленская, 2014], в контексте разработки теории способностей и одаренности [Шадриков, 2019а], редукции понятия «одаренность» к творчеству, интеллекту, качествам личности [Мазилов, 2021а].

Важное место в современных исследованиях занимает обсуждение проблем методологии и методов изучения одаренности. Речь идет о выделении идеологических и методологических проблем, затрудняющих изучение одаренности [Шадриков, 2017], классификации исследований одаренности [Мазилов, 2021б; Петрова, 2019]. Отдельное внимание уделяется сравнительно-психологическому анализу современных психологических и педагогических подходов к структуре одаренности, месту в ней интеллектуального, творческого и личностного компонентов [Савенков, 2019]; теоретическому анализу проблемы диагностики одаренности — организации процесса исследования и выбора методов исследования [Савенков, 2012в], организации кросс-культурных исследований одаренности [Клочко, 2013а].

Предметом ряда современных исследованиях так же является проведение сравнительно-психологического анализа особенностей изучения одаренности в России и зарубежных странах. Обсуждаются отечественные и зарубежные варианты решения проблемы соотношения общих, специальных и творческих способностей [Богоявленская, 2017], проблемы образования одаренных детей и молодежи [Ушаков, 2014; Фримен, 2011], специфики российской системы образования одаренных детей [Рубцов, 2009; Рубцов, 2010].

Обобщая, необходимо акцентировать внимание, что в общем объеме исследований, посвященных проблематике одаренности, работ теоретического, методологического, исторического характера крайне мало. Конечно, это связано и с высокой степенью сложности данного психологического феномена. Хотя нельзя не обратить внимание и на достаточно ограниченный круг исследователей, систематически изучающих одаренность на уровне теории, методологии, истории психологии (Д. Б. Богоявленская, А. И. Савенков, В. Д. Шадриков и ряд других).

Так же отметим, что чаще всего в работах данного типа материалом, источниками анализа

становятся работы классиков отечественной и зарубежной психологии, занимавшихся проблемами способностей и одаренности (Л. С. Выготский, Н. С. Лейтес, А. М. Матюш-кин, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Ф. Гальтон, Дж. Гилфорд, Р. Стернберг, Э. Торренс и др.). Между тем, несмотря на неугасающую актуальность и значимость работ классиков, решение проблемы одаренности видится в критической оценке и пересмотре моделирующих представлений о ней. Тем более, что в настоящее время результатом многочисленных исследований одаренности стало ее сведение к феноменам творчества, интеллекта, когнитивным и некогнитивным характеристикам человека [Мазилов, 2021а; Савенков, 2019].

Определив в качестве предмета анализ моделирующих представлений о одаренности на уровне выбора методов исследования, целью настоящей статьи является оценка непротиворечивости и полноценности объяснения феномена одаренности как самостоятельного психологического понятия.

Методы исследования

Методом исследования моделирующих представлений о одаренности является теоретический и сравнительно-психологический анализ современных исследований одаренности. Конкретная методика предполагала анализ публикаций российских психологов в ведущих рецензируемых изданиях за десятилетний период. Рассматривались публикации с результатами эмпирических и экспериментальных исследований одаренности.

Результаты исследования

Выше мы уже обращали внимание, что в ряде современных теоретических исследований проблемы [Мазилов, 2021а; Петрова, 2019; Савенков, 2019] были определены типичные моделирующие представления о одаренности — ее «воплощения» в творчество, интеллект, комплексы когнитивных и некогнитивных психологических характеристик человека. Ввиду этого схема анализа эмпирических исследований и попытка их классификации построена в соответствии с установленным способом сведения одаренности к другим психологическим феноменам.

Одаренность как творчество

Рассматривая понятие творчество в широком смысле как «всякую практическую или теоретическую деятельность человека, в которой возни-

кают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты)» [Мещеряков, 2007, с. 536], «воплощение» одаренности в творчестве приводит исследователей к выбору двух вариантов эмпирического исследования. В первом случае исследуются результаты творческой деятельности, во втором — преимущественно ее процесс.

Например, использование методов экспертных оценок и анализа продуктов деятельности позволяет оценить психологические особенности художественной одаренности детей [Кара, 2012]. Так же и в исследовании креативного мышления, музыкальной одаренности используются не только стандартные тесты креативности, но и анализ продуктов деятельности, экспертная оценка, наблюдение за поведением и деятельностью испытуемых [Гетманенко, 2015].

Процессуальный подход к анализу творчества требует обращать преимущественное внимание на способы решения творческих задач. Соответственно исследование конструируется здесь как анализ их решения испытуемыми. Например, речь может идти о решении испытуемыми логических задач [Богоявленская, 2021], оценке испытуемыми продуктов творчества [Григорьев, 2014], анализе дивергентной продуктивности деятельности [Пустовалова, 2013] и креативности [Бельская, 2017].

Итак, мы видим, что на примере опредмечивания проблемы одаренности в понятии творчества исследователями соответствующим образом определяется метод изучения одаренности — изучаются либо продукты творческой деятельности, либо ее процесс. Вместе с тем, необходимо отметить, что разные авторы придерживаются различающихся позиций в отношении определения и понимания творчества (сравните, например, [Богоявленская, 2021] и [Пустовалова, 2013]). Ввиду этого результат опредмечивания одаренности в творчестве опосредуется точкой зрения исследователя на природу творчества. Как следствие и наличие разных позиций в отношении понимания творческой одаренности.

Одаренность как интеллект

Не менее популярным способом опредмечивания проблемы одаренности является использование понятия интеллектуальная одаренность. Обобщенно можно говорить о том, что интеллектуально одаренные испытуемые характеризуются значительно более высокими значениями Щ, чем

большинство людей. Подобная трактовка одаренности приводит исследователей к использованию стандартных тестов интеллекта — теста Д. Векслера [Валуева, 2015], теста Р. Кеттелла [Лола, 2012; Шишкина, 2012] и др.

Между тем, неоднозначность и сомнения в валидности такого способа идентификации интеллектуальной одаренности приводят исследователей к выбору двух дополнительных стратегий ее эмпирического изучения. Первая связана с использованием метода экспертной оценки интеллектуальных способностей [Solobutina, 2020; Гудзовская, 2020; Ларионова, 2012]. Вторая предполагает комплексный подход, в котором изучается сочетание групп переменных: экспертная оценка, школьная успеваемость, познавательные способности [Щебланова, 2019]; интеллектуальные и познавательные способности, креативность, мотивация [Шевчук, 2013]; познавательная мотивация, мышление, обучаемость [Демина, 2016]; интеллектуальные способности, креативность [Саулина, 2013].

Обобщая, необходимо обратить внимание на тот факт, что понятие интеллектуальная одаренность не может быть проинтерпретировано однозначно. Как следствие, способы опредмечивания одаренности в интеллекте будут в значительной мере зависеть от моделирующего представления исследователя (аналогичная ситуация была описана и в отношении опредмечивания одаренности в творчестве).

Одаренность как комплекс когнитивных и некогнитивных характеристик

Представления исследователей о ненадежности опредмечивания феномена одаренности в каком-либо одном психологическом понятии приводят их к выбору комплексной стратегии психологической диагностики одаренности. Конкретное наполнение одаренности комплексом психологических характеристик определяется, как минимум, двумя способами — либо их соотнесением с психологическим содержанием той или иной деятельности, либо широким представлением о общей одаренности человека.

В первом случае, например, профессиональная одаренность машинистов железнодорожного транспорта изучается через диагностику психофизиологических особенностей человека (координация тела, сенсомоторные реакции), особенностей внимания (переключение, устойчивость), мышления, мотивации к успеху [Соболева, 2020]. Или, например, диагностика педагогической ода-

ренности школьников подразумевает оценку коммуникативных, творческих и познавательных способностей, педагогической мотивации, эмпа-тии [Хрусталева, 2012].

Во втором случае одаренность наполняется широким спектром психологических характеристик, выделить среди которых базовую представляется проблематичным. Например, анализ «выдающихся способностей» обучающихся подразумевает диагностику общей одаренности, качеств личности, мотивации, познавательных способностей, эмоциональной сферы, креативности, самооценку обучающимися творческих способностей [Комаров, 2016]. В изучении «скрытой одаренности» акцент делается на использовании метода экспертных оценок, анализе компонентов одаренности — познавательного, мотивационно-го, лидерского, творческого [Белых, 2012]. Одаренность подростков с выраженным интересом к математике предполагает использование методов анализа продуктов деятельности, поведения, креативности, мотивации [Краснорядцева, 2013]. Еще одним вариантом изучения одаренности школьников является диагностика интеллектуальной, мотивационной, предметно-практической и экзистенциальной сферы [Гру-шецкая, 2018; Щербинина, 2016].

Как мы видим, характерной особенностью комплексного подхода является отсутствие явно выраженного базового представления (понятия) о одаренности. Выбор диагностической стратегии определяется либо психологическим анализом изучаемой деятельности (ее процессуальными и результативными параметрами), либо научными предпочтениями исследователя.

Выделение трех наиболее часто используемых стратегий опредмечивания феномена одаренности подтверждает высказанные ранее идеи о сведении одаренности либо к творчеству, либо к интеллекту, либо к комплексу когнитивных и некогнитивных характеристик [Мазилов, 2021а; Петрова, 2019; Савенков, 2019]. Несмотря на достаточно существенные различия в каждой из стратегий, общим для них является последовательное движение в понимании одаренности от феномена к понятию и далее к его диагностике. Между тем, проведенный теоретический анализ публикаций позволил обнаружить значительный объем исследований, в которых реализуются еще две стратегии психологического анализа одаренности. Согласно первой одаренным признается имеющий высокие достижения в той или иной деятельности человек, согласно второй — ода-

ренность является отличительной особенностью раннего детского (дошкольного) возраста.

Между выделенными пятью стратегиями определения одаренности будет достаточно большое количество пересечений на уровне выбора конкретных методов и методик диагностики. Между тем, нам важно показать, что моделирующими могут быть не только понятийные представления (одаренность-творчество, одаренность-интеллект и т. д.), но и представления о результате деятельности, возрасте испытуемых как отличительном признаке одаренного или потенциально одаренного человека.

Одаренность как высокие достижения в деятельности

Безусловным лидером в идентификации одаренности на основе анализа достижений в деятельности является так называемая академическая одаренность школьников и студентов. Обобщенно под академической одаренностью подразумевается получение обучающимся высоких и сверхвысоких результатов в учебной деятельности. Логика моделирующего представления здесь подразумевает утверждение — если ученик достиг высоких результатов, значит он одарен.

В соответствии с таким моделирующим представлением наиболее часто используемым методом идентификации одаренности является экспертная оценка. Она применяется либо для установления факта академической одаренности [Волкова, 2020; Волкова, 2022], либо для экспертного отбора одаренных обучающихся в специальные образовательные группы [Волкова, 2021; Глухова, 2016; Дымарская, 2012; Лактионова, 2021]. В дополнение к сказанному можно выделить и так называемую предметную одаренность, когда речь идет о высоких академических достижениях обучающихся в отдельных учебных предметах [Бушковская, 2015; Глухова, 2013].

Модель идентификации одаренности на основе достижений применяется и в других типах деятельности. Например, в социально ориентированной деятельности (социальная одаренность) [Киселева, 2013], в научно-исследовательской деятельности [Бельская, 2018], в учебно-профессиональной деятельности студентов [Беловол, 2014].

Детская одаренность

Феномен детской одаренности обладает явно выраженной спецификой в сравнении с описан-

ными выше моделями диагностики. Каждая из последних, так или иначе, предполагает изучение одаренного человека в условиях развитой деятельности (творческой, интеллектуальной, учебной, профессиональной, социальной, педагогической и пр.). Между тем, несмотря на общеизвестные психологические особенности развития в детском возрасте, в современных исследованиях изучаются социальная одаренность дошкольников [Матвеева, 2013], коммуникативные и социальные [Бакаева, 2017; Бакаева, 2019], художественные способности одаренных дошкольников [Комарова, 2014]. Соответствующими возрасту являются и методы диагностики детской одаренности — наблюдение за поведением и игровой деятельностью дошкольников, экспертная оценка.

Заключение

Подводя итоги проведенного исследования, сформулируем ряд обобщающих выводов, а также предложений по решению проблемы одаренности в современной отечественной психологии.

Не вызывает сомнения тот факт, что одаренность должна рассматриваться как сложный психологический феномен. Это проявляется и на уровне его теоретического, методологического, исторического анализа, и на уровне организации конкретных эмпирических, экспериментальных исследований.

Проведенный в настоящем исследовании сравнительно-психологический анализ современных исследований одаренности подтвердил не только высказываемые ранее идеи о ее редукции к другим психологическим понятиям и феноменам [Мазилов, 2021а; Петрова, 2019; Савенков, 2019], но и зависимость выбора методов и методик диагностики одаренности от моделирующих представлений исследователя.

Анализ показал, что в настоящее время существует ряд ставших традиционными вариантов опредмечивания проблемы одаренности, задающих существенно различающееся представление о ней. Одаренность рассматривается как преобразование субъектом деятельности (творчество), как успешное решение задач (интеллект), как достижение успеха в разных видах и типах деятельности, как соответствующий раннему детскому возрасту психологический феномен (детская одаренность) и др. При этом внутри каждого типа опредмечивания (например, в творчестве) будут встречаться разные представления иссле-

дователей о том феномене и понятии, в котором одаренность выражается.

Как следствие, выбираемые исследователями моделирующие представления об одаренности задают цепочку исследовательских процедур — опредмечивают проблему одаренности, определяют базовую категорию, метод, соответствующий эмпирический материал и способы его интерпретации и объяснения [Мазилов, 2017]. Выделенные в результате исследования модели диагностики и соответствующие моделирующие представления, с одной стороны, независимы друг от друга, что приводит к принципиально разному пониманию одаренности. Даже больше — одаренность как психологический феномен растворяется в других понятиях, теряется ее статус как самостоятельного психологического понятия.

С другой стороны, решение проблемы одаренности — это не выбор или разработка новых, более совершенных и точных методов ее диагностики, а организация теоретической и методологической работы с существующими моделирующими представлениями. Эта работа должна быть направлена на поиск путей интеграции многообразного психологического знания об одаренности, на соотнесение многочисленных подходов, концепций, теорий одаренности. Представляется, что эффективную теоретическую и методологическую платформу интеграции составляют современная коммуникативная методология психологии [Мазилов, 2017], исследования в области теории и методологии предмета психологической науки [Мазилов, 2020; Шадриков, 2015], а также новая теория способностей и одаренности В. Д. Шадрикова [Шадриков, 2019а; Шадриков, 2019б].

Библиографический список

1. Бакаева О. Н. Изучение ролевых позиций одаренных детей 5-8 лет в системе семейных отношений // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социоки-нетика. 2019. Т. 25. № 1. С. 83-86.

2. Бакаева О. Н. Изучение уровней овладения общественно-политической лексикой одаренными детьми старшего дошкольного возраста // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 4. С. 59-61.

3. Беловол Е. В. Психологические особенности одаренности личности / Е. В. Беловол, М. А. Рушина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2014. № 3. С. 26-34.

4. Белых С. Л. Выявление особенностей скрытой одаренности путем сравнения прямой и косвенной оценки способностей / С. Л. Белых, М. Ф. Бокинова // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 66-76. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17734546 (дата обращения: 21.01.2021).

5. Бельская Н. А. Апробация теста креативности К. Венкера: проверка конструктной валидности и предложение нового варианта его использования в диагностике одаренности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17. № 4. С. 439-448.

6. Бельская Н. А. Возможности применения личностной типологии Д. Кейрси в идентификации одаренных подростков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18. № 2. С. 184-189.

7. Богоявленская Д. Б. Еще раз о понятии «одаренность»: методологические подходы // Образование личности. 2014. № 4. С. 58-66.

8. Богоявленская Д. Б. О понятии «одаренность» // Образование личности. 2020. № 3-4. С. 52-61.

9. Богоявленская Д. Б. Одаренность: ответ через полтора столетия // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2010а. № 3. С. 3-17.

10. Богоявленская Д. Б. Одаренность: понятие, виды, метод идентификации // Alma mater (Вестник высшей школы). 2010б. № 7. С. 40-45.

11. Богоявленская Д. Б. Философские основы теории одаренности // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 2. С. 14-21.

12. Богоявленская Д. Б. Лонгитюдное исследование становления одаренности / Д. Б. Богоявленская, С. Л. Артеменков, Е. С. Жукова // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14. № 3. С. 122-137.

13. Богоявленская Д. Б. К проблеме соотнесения общих, специальных и творческих способностей (на примере математической одаренности) / Д. Б. Богоявленская, А. Н. Низовцова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 14. № 2. С. 277-297.

14. Бушковская Е. А. Проверка эффективности модели междисциплинарного обучения как фактора развития академической одаренности // Образование и саморазвитие. 2015. № 1 (43). С. 141-146.

15. Валуева Е. А. Диссинхрония когнитивного развития у интеллектуально одаренных детей: структурно-динамический подход / Е. А. Валуева, А. А. Григорьев, Д. В. Ушаков // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 5. С. 55-63.

16. Волкова Е. Н. «Тревожная оценка перспектив» и психологическое благополучие одаренных подростков / Е. Н. Волкова, С. И. Беляева // Сибирский психологический журнал. 2021. № 80. С. 91-106.

17. Волкова Е. Н. Отношение к собственной одаренности у старших подростков, прошедших педагогический отбор на специализированные образова-

тельные программы / Е. Н. Волкова, А. В. Микляева, А. Н. Кошелева, В. В. Хороших // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 3. С. 49-63.

18. Волкова Е. Н. Субъективные предпосылки психологического благополучия одаренных подростков / Е. Н. Волкова, А. В. Микляева, В. В. Хороших // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 1. С. 92-103.

19. Гетманенко А. О. Развитость креативного мышления в структуре музыкальной одаренности // Сибирский психологический журнал. 2015. № 56. С. 86-99.

20. Глухова В. А. Соотношение социометрического статуса с интеллектуально-творческими способностями и личностными особенностями одаренных подростков / В. А. Глухова, Е. М. Баранова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2016. Т. 9. № 2. С. 82-90.

21. Глухова Е. С. Проявление потенциала общей одаренности старшеклассников, обучающихся в профильных классах // Сибирский психологический журнал. 2013. № 48. С. 48-56.

22. Григорьев А. А. Диагностика эстетической одаренности: апробация теста VAST в России / А. А. Григорьев, Т. С. Князева, Р. В. Козьяков, О. М. Смирнова, В. Ю. Сухановский // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 3. С. 96-109.

23. Грушецкая И. Н. Особенности социально-педагогической работы с одаренными детьми в образовательных организациях различного типа / И. Н. Грушецкая, Ж. А. Захарова, О. С. Щербинина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24. № 4. С. 35-39.

24. Гудзовская А. А. Социальная и персональная идентичность одаренных учащихся начальной школы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокине-тика. 2020. Т. 26. № 4. С. 92-97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Демина Е. В. Опыт включения интеллектуально одаренного ребенка в общеобразовательную школу: факторы риска и ресурсы развития / Е. В. Демина, А. Н. Трубицына // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 3. С. 111-119.

26. Дымарская О. Я. Влияние социальных факторов на формирование образовательной траектории интеллектуально одаренной молодежи / О. Я. Дымарская, И. В. Задорин, Д. В. Мальцева, Л. В. Шубина // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 45-52.

27. Кара Ж. Ю. Вопросы художественной одаренности: мастер-класс «У встречных путей прошлого и будущего» / Ж. Ю. Кара, Е. В. Омельяненко, Л. В. Куприянова // Российский психологический журнал. 2012. Т. 9. № 2. С. 41-47.

28. Киселева Т. Г. Психодиагностический инструментарий для оценки социальной одаренности //

Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 2. С. 74-77.

29. Клочко В. Е. Развитие одаренности в разных социокультурных и образовательных средах: проблемы организации кросс-культурного исследования // Сибирский психологический журнал. 2013а. № 50. С. 100-110.

30. Клочко В. Е. Тенденциональный анализ развития представлений об одаренности // Сибирский психологический журнал. 2013б. № 48. С. 18-30.

31. Комаров Р. В. Статистические предпосылки разработки модели развития выдающихся способностей обучающихся / Р. В. Комаров, Д. С. Смирнова // Вестник МГПУ Серия: Педагогика и психология. 2016. № 4 (38). С. 45-56.

32. Комарова Т. С. Художественные способности и одаренность в дошкольном детстве // Одаренный ребенок. 2014. № 4. С. 6-15.

33. Краснорядцева О. М. Актуализация потенциала одаренности подростков с выраженным интересом к математике: возможности психолого-образовательных технологий // Сибирский психологический журнал. 2013. № 48. С. 39-47.

34. Лактионова Е. Б. Особенности психологического благополучия одаренных подростков с разным уровнем развития креативности / Е. Б. Лактионова,

A. Г. Грецов, А. В. Орлова, А. С. Тузова // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 2. С. 28-39.

35. Ларионова Л. И. Кросскультурное исследование психологических особенностей одаренных студентов (на примере России и Монголии) // Сибирский психологический журнал. 2012. № 46. С. 49-59.

36. Лола Е. В. Изучение картины мира интеллектуально одаренных учащихся // Сибирский психологический журнал. 2012. № 43. С. 39-42.

37. Мазилов В. А. Методология психологической науки: История и современность. Ярославль : РИО ЯГПУ 2017. 419 с.

38. Мазилов В. А. Предмет психологии. Ярославль : РИО ЯГПУ 2020. 175 с.

39. Мазилов В. А. Психологическое исследование одаренности: проблема теории и метода /

B. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко // Сибирский психологический журнал. 2021а. № 79. С. 30-47.

40. Мазилов В. А. Способности и одаренность в психологии: современное состояние отечественных и зарубежных исследований / В. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021б. Т. 18. № 3. С. 598-622.

41. Матвеева М. Г. Коммуникативная компетентность как социальная одаренность детей дошкольного возраста // Образование и саморазвитие. 2013. № 1 (35). С. 77-82.

42. Мещеряков Б. Г. Творчество // Большой психологический словарь / сост. и общ. ред.

Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 672 с. С. 536.

43. Петрова С. О. Методология и методы изучения одаренности в современных российских психологических исследованиях // Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 78-88.

44. Пустовалова Н. И. Развитие одаренности у подростков / Н. И. Пустовалова, Д. В. Лазаренко // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 229-231.

45. Рубцов В. В. Развитие системы образования одаренных детей: приоритетные направления /

B. В. Рубцов, А. Л. Журавлев, А. А. Марголис, Д. В. Ушаков // Нижегородское образование. 2010. № 4. С. 7-14.

46. Рубцов В. В. Образование одаренных — государственная проблема / В. В. Рубцов, А. Л. Журавлев, А. А. Марголис, Д. В. Ушаков // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. С. 5-14.

47. Савенков А. И. Представления о детской одаренности, как психическом явлении в современной образовательной практике // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2019. № 6. С. 6-10.

48. Савенков А. И. Детская одаренность как предиктор учебной и жизненной успешности в педагогике и психологии XX века / А. И. Савенков,

C. И. Карпова // Вестник МГПУ Серия: Педагогика и психология. 2012а. № 2 (20). С. 53-65.

49. Савенков А. И. Развитие представлений об интеллекте в психологии XX века / А. И. Савенков, С. И. Карпова // Вестник МГПУ Серия: Педагогика и психология. 2012б. № 3 (21). С. 109-120.

50. Савенков А. И., Карпова С. И. Теоретические аспекты проблемы диагностики детской одаренности / А. И. Савенков, С. И. Карпова // Вестник МГПУ Серия: Педагогика и психология. 2012в. № 1 (19). С. 35-45.

51. Савенков А. И. Психология детской одаренности в трудах русских ученых конца Х!Х начала ХХ века / А. И. Савенков, Т. Д. Савенкова // Одаренный ребенок. 2016. № 3. С. 6-12.

52. Саулина Е. Б. Мотивация и социально-психологическая адаптация когнитивно одаренных подростков, обучающихся в обычных общеобразовательных школах // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 11-19.

53. Соболева Т. Н. Формирование профессиональной одаренности и ее детерминация мотивацией успеха и различной степенью свободы в деятельности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 3. С. 537-557.

54. Ушаков Д. В. Системы работы с одаренной молодежью в России и за рубежом / Д. В. Ушаков, Е. А. Шепелева // Сибирский психологический журнал. 2014. № 54. С. 5-17.

55. Фримен Д. Обучение одаренных детей в Западной Европе // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 63-73.

56. Хрусталева Т. М. Педагогическая одаренность школьников: теоретические основания и эмпирическое исследование // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1 (8). С. 312-315.

57. Шадриков В. Д. К новой психологической теории способностей и одаренности // Психологический журнал. 2019а. Т. 40. № 2. С. 15-26.

58. Шадриков В. Д. Идеологические и методологические проблемы изучения способностей // Методология современной психологии. 2017. № 7. С. 404-414.

59. Шадриков В. Д. Способности и одаренность человека. Москва : ИП РАН, 2019. 274 с.

60. Шадриков В. Д. Мышление, мысль, одаренность / В. Д. Шадриков, В. А. Мазилов // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 6. С. 212-228.

61. Шадриков В. Д. Общая психология /

B. Д. Шадриков, В. А. Мазилов. Москва : Юрайт, 2015. 411 с.

62. Шевчук С. И. Интеллектуальная одаренность старшеклассников и готовность педагогов к ее развитию во внешкольных и общеобразовательных учебных заведениях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 303-306.

63. Шишкина И. А. Особенности восприятия другого человека интеллектуально одаренными подростками // Сибирский психологический журнал. 2012. № 43. С. 43-47.

64. Щебланова Е. И. Связь скорости обработки информации и психологических характеристик школьников разного уровня одаренности // Вопросы психологии. 2019. № 6. С. 46-57.

65. Щербинина О. С. Методы и приемы педагогического стимулирования развития одаренных старшеклассников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Соци-окинетика. 2016. Т. 22. № 1. С. 10-14.

66. Shadrikov V. D. The activity theory: the activity psychological functional system and abilities as a mechanism of activity implememtation // Psychology. Journal of Higher School of Economics. 2019. Т. 16. № 4.

C. 593-607.

67. Solobutina M. M. Ego identity of intellectually gifted and sport talented individuals in puberty and adolescence // Education and Self-Development. 2020. Т. 15. № 1. С. 12-20.

Reference list

1. Bakaeva O. N. Izuchenie rolevyh pozicij odarennyh detej 5-8 let v sisteme semejnyh otnoshenij = Study of the role positions of 5-8 year old gifted children in the system of family relations // Vestnik Kostromskogo gosudar-stvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika. 2019. T. 25. № 1. S. 83-86.

2. Bakaeva O. N. Izuchenie urovnej ovladenija ob-shhestvenno-politicheskoj leksikoj odarennymi det'mi starshego doshkol'nogo vozrasta = Studying the levels of mastery of socio-political vocabulary by gifted children of older preschool age // Vestnik Kostromskogo gosudar-stvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika. 2017. T. 23. № 4. S. 59-61.

3. Belovol E. V. Psihologicheskie osobennosti odarennosti lichnosti = Psychological features of personality giftedness / E. V. Belovol, M. A. Rushina // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Psihologija i pedagogika. 2014. № 3. S. 26-34.

4. Belyh S. L. Vyjavlenie osobennostej skrytoj odarennosti putem sravnenija prjamoj i kosvennoj ocenki sposobnostej = Identification of features of hidden gifted-ness by comparing direct and indirect assessment of abilities / S. L. Belyh, M. F. Bokinova // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2012. № 1. S. 66-76. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17734546 (data obrashhenija: 21.01.2021).

5. Bel'skaja N. A. Aprobacija testa kreativnosti K. Venkera: proverka konstruktnoj validnosti i pred-lozhenie novogo varianta ego ispol'zovanija v diagnostike odarennosti = Approbation of the C. Wenker creativity test: verification of constructive validity and the proposal of a new version of its use in the diagnosis of giftedness // Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija: Filosofija. Psihologija. Pedagogika. 2017. T. 17. № 4. S. 439-448.

6. Bel'skaja N. A. Vozmozhnosti primenenija lich-nostnoj tipologii D. Kejrsi v identifikacii odarennyh po-drostkov = Possibilities of applying D. Keirsey's personal typology in the identification of gifted adolescents // Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija: Filosofija. Psihologija. Pedagogika. 2018. T. 18. № 2. S. 184-189.

7. Bogojavlenskaja D. B. Eshhe raz o ponjatii «odarennost'»: metodologicheskie podhody = Once again about the concept of «giftedness»: methodological approaches // Obrazovanie lichnosti. 2014. № 4. S. 58-66.

8. Bogojavlenskaja D. B. O ponjatii «odarennost'» = On the concept «giftedness» // Obrazovanie lichnosti. 2020. № 3-4. S. 52-61.

9. Bogojavlenskaja D. B. Odarennost': otvet cherez poltora stoletija = Giftedness: answer in a century and a half // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 14: Psihologija. 2010a. № 3. S. 3-17.

10. Bogojavlenskaja D. B. Odarennost': ponjatie, vidy, metod identifikacii = Giftedness: concept, types, identification method // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2010b. № 7. S. 40-45.

11. Bogojavlenskaja D. B. Filosofskie osnovy teorii odarennosti = Philosophical foundations of the theory of giftedness // Kul'turno-istoricheskaja psihologija. 2019. T. 15. № 2. S. 14-21.

12. Bogojavlenskaja D. B. Longitjudnoe issledovanie stanovlenija odarennosti = A longitudinal study of the formation of giftedness / D. B. Bogojavlenskaja,

S. L. Artemenkov, E. S. Zhukova // Jeksperimental'naja psihologija. 2021. T. 14. № 3. S. 122-137.

13. Bogojavlenskaja D. B. K probleme sootnesenija obshhih, special'nyh i tvorcheskih sposobnostej (na pri-mere matematicheskoj odarennosti) = To the problem of correlating general, special and creative abilities (using the example of mathematical giftedness) / D. B. Bogojavlenskaja, A. N. Nizovcova // Psihologija. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki. 2017. T. 14. № 2. S. 277-297.

14. Bushkovskaja E. A. Proverka jeffektivnosti modeli mezhdisciplinarnogo obuchenija kak faktora razvitija akademicheskoj odarennosti = Testing the effectiveness of the interdisciplinary learning model as a factor in the development of academic giftedness // Obrazovanie i samorazvitie. 2015. № 1 (43). S. 141-146.

15. Valueva E. A. Dissinhronija kognitivnogo razvitija u intellektual'no odarennyh detej: strukturno-dinamicheskij podhod = Dissynchronia of cognitive development in intellectually gifted children: a structural-dynamic approach / E. A. Valueva, A. A. Grigor'ev,

D. V. Ushakov // Psihologicheskij zhurnal. 2015. T. 36. № 5. S. 55-63.

16. Volkova E. N. «Trevozhnaja ocenka perspektiv» i psihologicheskoe blagopoluchie odarennyh po-drostkov» = Alarming perspective assessment» and the psychological well-being of gifted adolescents /

E. N. Volkova, S. I. Beljaeva // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2021. № 80. S. 91-106.

17. Volkova E. N. Otnoshenie k sobstvennoj odarennosti u starshih podrostkov, proshedshih pedagogicheskij otbor na specializirovannye obrazovatel'nye programmy = Attitude to self-endowment among older adolescents who have passed pedagogical selection for specialized educational programs / E. N. Volkova, A. V Mikljaeva, A. N. Kosheleva, V V Horoshih // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2020. T. 25. № 3. S. 49-63.

18. Volkova E. N. Sub#ektivnye predposylki psi-hologicheskogo blagopoluchija odarennyh podrostkov = Subjective prerequisites for the psychological well-being of gifted adolescents / E. N. Volkova, A. V Mikljaeva, V. V Horoshih // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2022. T. 27. № 1. S. 92-103.

19. Getmanenko A. O. Razvitost' kreativnogo mysh-lenija v strukture muzykal'noj odarennosti = Development of creative thinking in the structure of musical gifted-ness // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2015. № 56. S. 86-99.

20. Gluhova V. A. Sootnoshenie sociometricheskogo statusa s intellektual'no-tvorcheskimi sposobnostjami i lichnostnymi osobennostjami odarennyh podrostkov = Ratio of sociometric status with intellectual and creative abilities and personal characteristics of gifted adolescents / V. A. Gluhova, E. M. Baranova // Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Psihologija. 2016. T. 9. № 2. S. 82-90.

21. Gluhova E. S. Projavlenie potenciala obshhej odarennosti starsheklassnikov, obuchajushhihsja v pro-

fil'nyh klassah = Manifestation of the potential of general giftedness of high school students studying in specialized classes // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2013. № 48. S. 48-56.

22. Grigor'ev A. A. Diagnostika jesteticheskoj odarennosti: aprobacija testa VAST v Rossii = Diagnosis of aesthetic giftedness: testing of the VAST test in Russia / A. A. Grigor'ev, T. S. Knjazeva, R. V. Koz'jakov,

0. M. Smirnova, V. Ju. Suhanovskij // Psihologija. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki. 2014. T. 11. № 3. S. 96-109.

23. Grusheckaja I. N. Osobennosti social'no-pedagogicheskoj raboty s odarennymi det'mi v obra-zovatel'nyh organizacijah razlichnogo tipa = Features of social and pedagogical work with gifted children in educational organizations of various types /

1. N. Grusheckaja, Zh. A. Zaharova, O. S. Shherbinina // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika. 2018. T. 24. № 4. S. 35-39.

24. Gudzovskaja A. A. Social'naja i personal'naja identichnost' odarennyh uchashhihsja nachal'noj shkoly = Social and personal identity of gifted primary school students // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika. 2020. T. 26. № 4. S. 92-97.

25. Demina E. V. Opyt vkljuchenija intellektual'no odarennogo rebenka v obshheobrazovatel'nuju shkolu: faktory riska i resursy razvitija = Experience of inclusion of an intellectually gifted child in comprehensive school: risk factors and development resources / E. V. Demina, A. N. Trubicyna // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2016. T. 21. № 3. S. 111-119.

26. Dymarskaja O. Ja. Vlijanie social'nyh faktorov na formirovanie obrazovatel'noj traektorii intellektual'no odarennoj molodezhi = The influence of social factors on the formation of the educational trajectory of intellectually gifted youth / O. Ja. Dymarskaja, I. V. Zadorin, D. V. Mal'ceva, L. V. Shubina // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2012. № 3. S. 45-52.

27. Kara Zh. Ju. Voprosy hudozhestvennoj odarennosti: master-klass «U vstrechnyh putej proshlogo i bu-dushhego» = Issues of artistic giftedness: master class «At the oncoming paths of the past and the future» / Zh. Ju. Kara, E. V. Omel'janenko, L. V. Kuprijanova // Rossijskij psihologicheskij zhurnal. 2012. T. 9. № 2. S. 41-47.

28. Kiseleva T. G. Psihodiagnosticheskij instrumenta-rij dlja ocenki social'noj odarennosti = Psychodiagnostic toolkit for assessing social giftedness // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Serija: Pedagogika. Psihologija. Social'naja rabota. Juvenologija. Sociokinetika. 2013. T. 19. № 2. S. 74-77.

29. Klochko V. E. Razvitie odarennosti v raznyh so-ciokul'turnyh i obrazovatel'nyh sredah: problemy organi-zacii kross-kul'turnogo issledovanija = Development of giftedness in different sociocultural and educational environments: problems of organizing cross-cultural re-

search // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2013a. № 50. S. 100-110.

30. Klochko V. E. Tendencional'nyj analiz razvitija predstavlenij ob odarennosti = Trend analysis of the development of ideas about giftedness // Sibirskij psiholog-icheskij zhurnal. 2013b. № 48. S. 18-30.

31. Komarov R. V. Statisticheskie predposylki raz-rabotki modeli razvitija vydajushhihsja sposobnostej obuchajushhihsja = Statistical prerequisites for the development of a model for the development of outstanding abilities of students / R. V. Komarov, D. S. Smirnova // Vestnik MGPU. Serija: Pedagogika i psihologija. 2016. № 4 (38). S. 45-56.

32. Komarova T. S. Hudozhestvennye sposobnosti i odarennost' v doshkol'nom detstve = Artistic ability and giftedness in early childhood // Odarennyj rebenok. 2014. № 4. S. 6-15.

33. Krasnorjadceva O. M. Aktualizacija potenciala odarennosti podrostkov s vyrazhennym interesom k ma-tematike: vozmozhnosti psihologo-obrazovatel'nyh tehnologij = Actualization of the potential of gifted adolescents with a pronounced interest in mathematics: opportunities of psychological and educational technologies // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2013. № 48. S. 39-47.

34. Laktionova E. B. Osobennosti psihologicheskogo blagopoluchija odarennyh podrostkov s raznym urovnem razvitija kreativnosti = Features of the psychological well-being of gifted adolescents with different levels of creativity development / E. B. Laktionova, A. G. Grecov, A. V. Orlova, A. S. Tuzova // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2021. T. 26. № 2. S. 28-39.

35. Larionova L. I. Krosskul'turnoe issledovanie psi-hologicheskih osobennostej odarennyh studentov (na pri-mere Rossii i Mongolii) = A cross-cultural study of the psychological characteristics of gifted students (using the example of Russia and Mongolia) // Sibirskij psiholog-icheskij zhurnal. 2012. № 46. S. 49-59.

36. Lola E. V. Izuchenie kartiny mira intellektual'no odarennyh uchashhihsja = Learning a picture of the world ofiIntellectually gifted students // Sibirskij psiholog-icheskij zhurnal. 2012. № 43. S. 39-42.

37. Mazilov V. A. Metodologija psihologicheskoj nauki: Istorija i sovremennost' = Psychological science methodology: history and modernity. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2017. 419 s.

38. Mazilov V A. Predmet psihologii = Subject of psychology. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2020. 175 s.

39. Mazilov V A. Psihologicheskoe issledovanie odarennosti: problema teorii i metoda = Psychological study of giftedness: the problem of theory and method / V. A. Mazilov, Ju. N. Slepko // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2021a. № 79. S. 30-47.

40. Mazilov V A. Sposobnosti i odarennost' v psihologii: sovremennoe sostojanie otechestvennyh i za-rubezhnyh issledovanij = Abilities and giftedness in psychology: the current state of domestic and foreign research / V. A. Mazilov, Ju. N. Slepko // Psihologija. Zhur-

nal Vysshej shkoly jekonomiki. 2021b. T. 18. № 3. S. 598-622.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41. Matveeva M. G. Kommunikativnaja kompetent-nost' kak social'naja odarennost' detej doshkol'nogo voz-rasta = Communicative competence as social gifting of preschool children // Obrazovanie i samorazvitie. 2013. № 1 (35). S. 77-82.

42. Meshheijakov B. G. Tvorchestvo = Creativity // Bol'shoj psihologicheskij slovar' / sost. i obshh. red. B. G. Meshherjakova, V. P. Zinchenko. Sankt-Peterburg : Prajm-EVROZNAK, 2007. 672 s. S. 536.

43. Petrova S. O. Metodologija i metody izuchenija odarennosti v sovremennyh rossijskih psihologicheskih issledovanijah = Methodology and methods for studying giftedness in modern Russian psychological research // Voprosy psihologii. 2019. № 4. S. 78-88.

44. Pustovalova N. I. Razvitie odarennosti u po-drostkov = Development of giftedness in adolescents / N. I. Pustovalova, D. V. Lazarenko // Vektor nauki Tol'jat-tinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagog-ika, psihologija. 2013. № 3 (14). S. 229-231.

45. Rubcov V. V. Razvitie sistemy obrazovanija odarennyh detej: prioritetnye napravlenija = Development of the gifted children's education system: priority areas / V. V Rubcov, A. L. Zhuravlev, A. A. Margolis, D. V. Ushakov // Nizhegorodskoe obrazovanie. 2010. № 4. S. 7-14.

46. Rubcov V. V Obrazovanie odarennyh — gosu-darstvennaja problema = Gifted education is a state problem / V V. Rubcov, A. L. Zhuravlev, A. A. Margolis, D. V. Ushakov // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2009. № 4. S. 5-14.

47. Savenkov A. I. Predstavlenija o detskoj odarennosti, kak psihicheskom javlenii v sovremennoj obra-zovatel'noj praktike = Ideas about child giftedness as a mental phenomenon in modern educational practice // Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie: teorija i praktika. 2019. № 6. S. 6-10.

48. Savenkov A. I. Detskaja odarennost' kak pred-iktor uchebnoj i zhiznennoj uspeshnosti v pedagogike i psihologii XX veka = Children's giftedness as a predictor of educational and life success in pedagogy and psychology of the XX century / A. I. Savenkov, S. I. Karpova // Vestnik MGPU. Serija: Pedagogika i psihologija. 2012a. № 2 (20). S. 53-65.

49. Savenkov A. I. Razvitie predstavlenij ob intellekte v psihologii XX veka = The development of ideas about intelligence in psychology of the XX century / A. I. Savenkov, S. I. Karpova // Vestnik MGPU. Serija: Pedagogika i psihologija. 2012b. № 3 (21). S. 109-120.

50. Savenkov A. I., Karpova S. I. Teoreticheskie aspekty problemy diagnostiki detskoj odarennosti = Theoretical aspects of the problem of diagnosing child gifted-ness / A. I. Savenkov, S. I. Karpova // Vestnik MGPU. Serija: Pedagogika i psihologija. 2012v. № 1 (19). S. 35-45.

51. Savenkov A. I. Psihologija detskoj odarennosti v trudah russkih uchenyh konca HIH nachala HH veka =

Psychology of children's giftedness in the works of Russian scientists of the late XIX early XX century / A. I. Savenkov, T. D. Savenkova // Odarennyj rebenok. 2016. № 3. S. 6-12.

52. Saulina E. B. Motivacija i social'no-psihologicheskaja adaptacija kognitivno odarennyh po-drostkov, obuchajushhihsja v obychnyh obshheobra-zovatel'nyh shkolah = Motivation and socio-psychological adaptation of cognitively gifted adolescents studying in ordinary general education schools // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2013. № 1. S. 11-19.

53. Soboleva T. N. Formirovanie professional'noj odarennosti i ee determinacija motivaciej uspeha i razlichnoj stepen'ju svobody v dejatel'nosti = Formation of professional talent and its determination by motivation of success and various degrees of freedom in activity // Psihologija. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki. 2020. T. 17. № 3. S. 537-557.

54. Ushakov D. V. Sistemy raboty s odarennoj mo-lodezh'ju v Rossii i za rubezhom = Systems of working with gifted youth in Russia and abroad / D. V. Ushakov, E. A. Shepeleva // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2014. № 54. S. 5-17.

55. Frimen D. Obuchenie odarennyh detej v Zapad-noj Evrope = Teaching gifted children in Western Europe // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2011. № 4. S. 63-73.

56. Hrustaleva T. M. Pedagogicheskaja odarennost' shkol'nikov: teoreticheskie osnovanija i jempiricheskoe issledovanie = Pedagogical talent of schoolchildren: theoretical foundations and empirical research // Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika, psihologija. 2012. № 1 (8). S. 312-315.

57. Shadrikov V. D. K novoj psihologicheskoj teorii sposobnostej i odarennosti = Towards a new psychological theory of ability and giftedness // Psihologicheskij zhurnal. 2019a. T. 40. № 2. S. 15-26.

58. Shadrikov V. D. Ideologicheskie i metodo-logicheskie problemy izuchenija sposobnostej = Ideological and methodological problems of studying abilities // Metodologija sovremennoj psihologii. 2017. № 7. S. 404-414.

59. Shadrikov V. D. Sposobnosti i odarennost' che-loveka = Human abilities and gifts. Moskva : IP RAN, 2019. 274 s.

60. Shadrikov V D. Myshlenie, mysl', odarennost' = Thinking, thought, giftedness / V. D. Shadrikov, V. A. Mazilov // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2018. № 6. S. 212-228.

61. Shadrikov V. D. Obshhaja psihologija = General psychology / V. D. Shadrikov, V A. Mazilov. Moskva : Jurajt, 2015. 411 s.

62. Shevchuk S. I. Intellektual'naja odarennost' starsheklassnikov i gotovnoct' pedagogov k ee razvitiju vo vneshkol'nyh i obshheobrazovatel'nyh uchebnyh zaveden-ijah = Intellectual talent of high school students and readiness of teachers for its development in extracurricular and general educational institutions // Vektor nauki

Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika, psihologija. 2013. № 2 (13). S. 303-306.

63. Shishkina I. A. Osobennosti vosprijatija drugogo cheloveka intellektual'no odarennymi podrostkami = Features of the perception of another person by intellectually gifted adolescents // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2012. № 43. S. 43-47.

64. Shheblanova E. I. Svjaz' skorosti obrabotki in-formacii i psihologicheskih harakteristik shkol'nikov raznogo urovnja odarennosti = The relationship between information processing speed and psychological characteristics of schoolchildren of different talent levels // Vo-prosy psihologii. 2019. № 6. S. 46-57.

65. Shherbinina O. S. Metody i priemy pedagog-icheskogo stimulirovanija razvitija odarennyh

starsheklassnikov = Methods and techniques of pedagogical stimulation of the development of gifted high school students // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika. 2016. T. 22. № 1. S. 10-14.

66. Shadrikov V D. The activity theory: the activity psychological functional system and abilities as a mechanism of activity implememtation // Psychology. Journal of Higher School of Economics. 2019. T. 16. № 4. S. 593-607.

67. Solobutina M. M. Ego identity of intellectually gifted and sport talented individuals in puberty and adolescence // Education and Self-Development. 2020. T. 15. № 1. S. 12-20.

Статья поступила в редакцию 24.02.2022; одобрена после рецензирования 07.04.2022; принята к публикации 28.04.2022.

The article was submitted on 24.02.2022; approved after reviewing 07.04.2022; accepted for publication on 28.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.