Научная статья на тему 'Модели активных форм обучения на базе технических средств и информационных технологий'

Модели активных форм обучения на базе технических средств и информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ACTIVE FORMS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лавлинская О.Ю., Курченкова Т.В., Гончарова И.Н.

В статье рассматриваются проблемные вопросы подачи материала на занятиях. Дается описание образовательных технологий, которые разработаны, внедрены и используются в учебном процессе Воронежского института высоких технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели активных форм обучения на базе технических средств и информационных технологий»

Лавлинская О.Ю., Курченкова Т.В., Гончарова И.Н.

Доцент, Воронежский институт высоких технологий Доцент, Воронежский институт высоких технологий Аспирант, Воронежский институт высоких технологий

МОДЕЛИ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА БАЗЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемные вопросы подачи материала на занятиях. Дается описание образовательных технологий, которые разработаны, внедрены и используются в учебном процессе Воронежского института высоких технологий.

Ключевые слова: образовательные технологии, активные формы обучения.

Keywords: educational technologies, active forms of education.

В современном образовании превалируют тенденции перехода на индивидуальное обучение, которое принимает различные формы: обучения по индивидуальному плану, обучения по индивидуальной образовательной траектории (для людей с ограниченными физическими возможностями). Для организации индивидуальных форм и траекторий обучения необходимо использовать различные технические средства обучения, информационные технологии и методики активных и интерактивных форм проведения занятий.

В образовательных учреждениях остро стоит вопрос качественного освоения обучающимися теоретического, лекционного материала. Без демонстрации практических примеров, либо обсуждения и активного участия

слушателей, существенно снижается качество усвоения материала. Для выработки навыков программирования и моделирования требуется серьезная самостоятельная работа студентов, которая сопряжена с трудностями овладения инструментальными средствами и сопровождается большим количеством ошибок. Поддержка преподавателя при исправлении ошибок в момент самостоятельной работы студентов возможна только при использовании современных телекоммуникационных технологий и приложений удаленного доступа [2, 212]. Под грамотным руководством преподавателя и в процессе совместной проектной работы над общей темой наиболее эффективно происходит приобретение инженерных компетенций и выработка самостоятельного мышления у обучающихся [3, 136].

Рассмотрим опыт внедрения разработанных в Воронежском институте высоких технологий образовательных технологий, которые позволяют решить вопросы качественного и доступного преподавания различных дисциплин.

Одной из таких технологий является возможность проведения лекций -презентаций в сочетании с демонстрацией примеров исходного кода (для дисциплин, связанных с программированием), результатов моделирования и проектирования, разработки баз данных и т.д.

Для проведения занятий такой формы требуется специализированное материально-техническое обеспечение: ноутбук, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска).

Методика организации занятия включает подготовку слайдов по теме лекции, подготовку примеров в виде исполняемого файла (.ехе, .шШ и т.д.), исходников в среде программирования или моделирования, а также организацию гиперссылок на соответствующие файлы в том месте демонстрационного слайда, где это необходимо.

Следующей одной из наиболее эффективных технологий проведения лекционных и практических занятий, часто используемой в ВИВТ, является разработка презентаций в приложении POWERPOINT на основе MICROSOFT MOUSE MISCHIEF.

Отличается от предыдущей она тем, что студент может непосредственно участвовать в процессе обучения, выбирая кликом мыши на слайде презентации какие-либо варианты заданий, либо ответов на вопросы, предусмотренные преподавателем. Каждый студент может выбрать свой вариант ответа, а для упрощения визуальной идентификации отдельного пользователя, как правило, используются различные графические изображения указателя мыши.

Программа Microsoft Mouse Mischief представляет собой плагин, который интегрируется в программу PowerPoint пакета Microsoft Office, после его установки в программе создания презентаций появляется новая вкладка «Несколько мышей» [1].

Материально-техническое обеспечение данной формы занятий: ноутбук, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска), необходимое количество (по числу студентов) проводных и беспроводных манипуляторов, типа «мышь», а также USB-hub для подключения манипуляторов к преподавательскому компьютеру. Право управления у мыши, которая подсоединена к компьютеру. Остальные мыши идентифицируются по порядку, каждой мыши назначается свой графический курсор.

В процессе проведения занятия преподаватель задает вопрос по тематике изучаемого раздела. На слайде студенты кликают мышкой на том варианте ответа, который считают нужным. Преподаватель видит результат выбора каждого студента. Студенты же имеют возможность сравнить свой вариант ответа с другими. Преподаватель имеет возможность сразу же обсудить

результаты ответов студентов, оценить качество усвоения материала и скорректировать подачу дальнейшего материала, в зависимости от результата.

Методика создания материала для проведения занятия на основе технологии Mouse Mischief включает следующую подготовительную работу [1]:

• установка расширения к приложению PowerPoint (ссылка для его скачивания: http://www.microsoit.com/multipoint/mouse-mischiei/ru-ru/default.aspx);

• открытие программы PowerPoint (при этом в горизонтальном меню появляется новая вкладка "Несколько мышей");

• создание интерактивных уроков Mouse Mischief, используя шаблоны, предоставленные Microsoft по адресу:http://office.microsoft.com/en-us/templates/results.aspx?qu=Mouse+Mischief&ex=1.

При создании интерактивной презентации имеется возможность использования четырех видов слайдов:

1. стандартные слайды (статичные);

2. слайды с вопросами типа да/нет;

3. слайды с выбором одного из нескольких вариантов ответов (от 2 до

10);

4. слайды с возможностью рисования от руки.

Слайды, позволяющие тестировать студентов, эффективно использовать при групповом занятии, поскольку технология интерактивной презентации позволяет после выбора всеми обучающимися своих вариантов ответов сразу просмотреть панель результатов, иллюстрирующую, сколько человек выбрали каждый из вариантов ответа, а также кто первым правильно ответил на вопрос. По результатам данной статистики преподавателем могут быть выставлены оценки в журнал, либо зачетные баллы при использовании балльно-рейтинговой оценки знаний.

Слайды с возможностью рисования полезно использовать при решении задач моделирования, составления графиков или схем, когда студенту может потребоваться возможность при помощи мыши корректировать представленный материал, а также для обсуждения корректности представленного варианта решения.

Дополнительные сведения о воспроизведении презентаций с технологией Mouse Mischief находятся в справке по настройке (кнопка в панели элементов «Обзор возможностей») [1].

В ВИВТ институте, в рамках курсового проектирования, была разработана и внедрена технология интерактивного обучения техническим дисциплинам на основе WEB-технологий.

Ее основной целью является установление обратной связи со стороны обучающегося и осуществление эффективного руководства выполнением задания со стороны преподавателя.

Материально-техническое обеспечение занятия:

Мультимедийный проектор, ноутбук, смартфоны или планшеты, wi-fi доступ в Интернет и специальное программное обеспечение, разработанное в рамках внедрения технологии для организации интерактивности.

Рассмотрим специализированный программный продукт «Система активного обучения по дисциплине... ».

Программное обеспечение реализовано на языке php и JavaScript и представляет собой клиент-серверное приложение с разделенными функциями административного и пользовательского режима. Данная система обучения направлена на организацию взаимодействия со студентами на лекционных занятиях, в условиях больших лекционных аудиторий [4, 79].

К функциональным возможностям системы относится ввод названия лекций и вопросов по лекциям с вводом правильного ответа (конструктор

активной формы проведения лекции); представление вопросов и реализация функции ввода ответа для студента; проверка правильности ответов; вывод результатов по окончании опроса.

Разработанная система реализует автоматизации процедуры обратной связи преподаватель - студент, тем самым, обеспечивая организацию активной формы обучения студентов.

Применение системы в процессе обучения позволяет решить ряд вопросов: обеспечение познавательной активности и интереса участников к предмету; реализация мониторинга текущего усвоения материала и возможности самоконтроля студентов; обеспечение интерактивного взаимодействия студентов при выполнении групповых заданий.

Рассмотрим алгоритм работы с программной системой.

В ходе лекции преподаватель на слайдах демонстрирует материал и поясняет его, задает вопросы студентам и открывает интерфейс системы активного обучения, предлагая студентам обсудить вопрос и ответить на него, используя свои гаджеты.

Пользовательский (студенческий) интерфейс системы реализован в виде мобильного приложения, которое открывается в браузере мобильного устройства.

После начала работы с мобильным приложением, студент последовательно видит вопросы, который задал преподаватель и отвечает на них в окне браузера.

В конце лекции или, когда все вопросы обсуждены, преподаватель, используя административный режим приложения, открывает результаты и подводит итоги. Он делает обзор правильных и ошибочных вариантов, выбирает оптимальное решение или выбирает команду победителя конкурсной игры. Следует отметить, что с помощью данной системы удобно

организовывать быстрые контрольные работы на лекциях для промежуточного контроля знаний, позволяющие видеть статистику усвоения материала по группе.

К преимуществам разработанной системы активного обучения можно отнести:

1. Возможность ввода ответа, а не выбора из предложенных вариантов. В случае контрольной работы система проверяет правильность ответа, сравнивая его с эталоном, предложенным преподавателем (для технических дисциплин, в условиях формализованной однозначности, это сделать не сложно). Особенно удобно данную форму контроля знаний использовать на таких дисциплинах как математика, программирование, теория систем.

2. Использование системы в режиме ответа на проблемные вопросы, когда баллы не начисляются, а после обсуждения студенты выносят вердикт, а потом ответы сравниваются и обсуждаются всеми. Данная форма обучения вырабатывает у студентов умение анализировать ситуацию, систему, обобщать, синтезировать решение или результат. При этом преподаватель оценивает активность и результативность студентов на занятии, делает выводы о степени усвоения материала.

Рассмотренные основные образовательные технологии, используемые при проведении занятий для студентов дневной и заочной формы обучения ВИВТ, позволяют улучшить качество усвоения материала, а также способствует эффективной выработке практических навыков и умений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Microsoft Mouse Mischief. Справка и руководство // Веб-сайт корпорации Майкрософт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.microsoft.com/multipoint/mousemischief/ru-ru/how-to.aspx#classroom-setup.

2. Анциферова В.И. Основные задачи и модели автоматизации управления образовательным процессом // В.И Анциферова, Ю.С. Сербулов, Зольников В.К. / Системы управления и информационные технологии. 2007. Т. 28. № 2.2. С. 212-215.

3. Лавлинская О.Ю. Модели принятия решений в задаче синтеза учебного плана // О. Ю. Лавлинская, Т. В. Курченкова /Вестник Воронежского института МВД России. 2009. № 1. С. 136-143.

4. Лавлинская О.Ю. Структурно-параметрическая модель учебного плана с учетом требований промышленного и социального заказа на подготовку специалистов. - Вестник Воронежского института высоких технологий. - 2007.Т. 1.- № 1. С. 079-082.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.