Научная статья на тему 'Модели'

Модели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели»

В. МАНУЙЛОВ, профессор, проректор по учебной работе

«МАТИ» - РГТУ им. К.Э. Циолковского

И. ФЕДОРОВ, профессор, директор института проблем развития ВПО МАДИ (ГТУ)

Целевая контрактная подготовка специалистов (ЦКПС) в области техники и технологий осуществляется на основе договоров вузов с научнопроизводственными объединениями, предприятиями опытного и экспериментального производства, совместными предприятиями, академическими институтами РАН, отраслевыми НИИ, фирмами малого и среднего бизнеса, инновационными структурами, которые разрабатывают наукоемкую продукцию, российскими филиалами зарубежных фирм и т.д. Поэтому на практике сформирован развернутый спектр моделей ЦКПС.

Модель № 1 - подготовка специалистов по интегрированным образовательно-производственным программам

Эта модель предполагает достижение наиболее развитых связей высшего учебного заведения и предприятия (организации). Она ориентирована, с одной стороны, на максимальную индивидуализацию подготовки студентов и ее разносторонность, с другой - на наиболее полную адаптацию молодого специалиста к конкретному производству.

Разработка таких интегрированных программ и воплощение их в реальном, долговременно функционирующем образовательно-производственном процессе возможны в условиях многосторонней интеграции вуза с предприятием (организацией или фирмой). Примерная схема реализации этой модели представлена на рис.1.

Модели

Интегрированные образовательнопроизводственные программы существенно отличаются от типовых академических программ. Эти отличия заключаются в следующем:

> студент по«параллельной схеме» осваивает (за счет средств предприятия — базы программы) как минимум одну рабочую специальность с присвоением квалификации;

> в интегрированную программу не включаются производственные практики, т.к. в определенные периоды либо непрерывно студент совмещает учебу с производственной деятельностью;

> срок освоения интегрированной программы рассматриваемого вида, как правило, превышает нормативный (для типовых программ) на один семестр;

> в образовательном процессе, особенно в периоды освоения специальных дисциплин и дисциплин специализации, большую роль играют совместители — работники базового предприятия интегрированной программы.

Временной режим учебно-производственной деятельности может быть различным: а) предусматриваются семестры, в которых студент только учится, и семестры, когда он сочетает учебу с работой; б) учебное время и рабочее время сочетаются непрерывно, причем от семестра к семестру аудиторная нагрузка снижается, а производственная возрастает.

Рассматриваемая модель характеризуется следующими особенностями:

> программа отвечает требованиям ГОС соответствующего направле-

Объединенная информационная система (телекоммуникационная сеть)

Рис. 1. Схема взаимодействия вуза и фирмы по модели № 1

ния или специальности ВПО по уровню подготовки выпускников, перечням и объемам обязательных дисциплин стандарта (циклы дисциплин ГСЕ, ЕН, ОПД и СД), семестровых контрольных мероприятий (зачетов и экзаменов), государственной квалификационной аттестации выпускников;

> срок освоения программ 5,5-6 лет, т.е. на один семестр превышает

срок освоения типовых академических программ инженерного образования;

> недельная аудиторная нагрузка студента распределяется по семестрам в зависимости от избранной в каждом конкретном случае модификации рассматриваемой модели;

> установочные (начальные) курсовые задания по общепрофессиональным дисциплинам разрабатываются

кафедрами вуза, остальные — базовым предприятием по согласованию с кафедрами вуза;

> учебно-исследовательская работа студентов по специальным дисциплинам осуществляется в лабораториях базового предприятия и заменяет лабораторные практикумы;

> темы курсовых проектов (работ) и дипломных проектов разрабатываются базовым предприятием по согласованию с выпускающей кафедрой и утверждаются сторонами договора о ЦКПС по рассматриваемой модели;

> итоги семестровой текущей (промежуточной) аттестации студентов обсуждаются сторонами договора с целью выявления направлений совершенствования образовательно-производственной деятельности студентов;

> итоговая государственная квалификационная аттестация выпускников программы включает проведение комплексного междисциплинарного экзамена (его проводит комиссия под председательством заведующего выпускающей кафедрой, в состав комиссии входят не менее двух ведущих специалистов базового предприятия) и защиты дипломного проекта или дипломной работы в ГАК под председательством руководящего работника базового предприятия (в состав ГАК входят не менее двух представителей базового предприятия).

Группы студентов, осваивающих программы рассматриваемого типа, целесообразно формировать на полный цикл обучения или со 2-го семестра (для соблюдения режима совмещения учебы и работы студента).

Формирование и реализация интегрированной образовательно-производственной программы предусматривает:

> разработку технического задания (ТЗ) предприятия в адрес вуза -предполагаемого партнера по ЦКПС;

> рассмотрение ТЗ учебным управлением (отделом), выпускающей кафедрой и ректоратом, после чего принимается решение о согласии (несогласии) с предложением заказчика;

> двухстороннюю проработку договора о ЦКПС между вузом и пред-приятием-заказчиком, оформление и подписание договора;

> совместную разработку интегрированной образовательно-производственной программы;

> рассмотрение и утверждение программы ЦКПС Ученым советом вуза и Научно-техническим советом (или Советом директоров) предприятия;

> формирование группы ЦКПС и оформление индивидуальных договоров «студент — предприятие — вуз», а также контрактов «предприятие — студент» (по форме трудового договора, действующей на конкретном предприятии);

> разработку и двухстороннее утверждение плана ресурсного обеспечения программы ЦКПС (материального, кадрового, методического, информационного);

> разработку и двухстороннее утверждение учебно-рабочих графиков, порядка их реализации и взаимодействия сторон договора о ЦКПС (два последних документа могут по усмотрению сторон считаться самостоятельными документами либо неотъемлемыми приложениями к договору);

> практическую реализацию интегрированной образовательно-производственной программы ЦКПС;

> итоговую государственную квалификационную аттестацию выпускников;

> трудоустройство выпускников на предприятии заказчика специалистов.

Организационная схема разработки и реализации программы по модели № 1 представлена на рис. 2.

Рис. 2. Организационная схема разработки и реализации интегрированной образовательно-производственной программы

Модель №2 - интегрированная программа на основе государственного, регионального, муниципального или отраслевого заказа

Программы ЦКПС этого типа инициируются правительством России, региональными и муниципальными властями, руководящими органами отраслей и ведомств и организуются на конкурсной основе.

Формирование контингента обучаемых осуществляется на основе конкурсного отбора и с учетом заинтересованности студентов в трудоустройстве.

Интегрированные программы ЦКПС на основе государственного, регионального, муниципального или отраслевого заказа характеризуются следующими признаками:

> программы соответствуют основным требованиям и параметрам, установленным ГОС по конкретной специальности (направлению подготовки) ВПО, включают все обязательные дисциплины циклов ГСЭ, ЕН, ОПД и СД стандарта (с нормативными объемами);

> в программы вводятся (как вузовский компонент) отдельные дисциплины, а также дисциплины специализаций, перечень и содержание которых определяются заказчиками (программы указанных дисциплин разрабатываются заказчиком и исполнителем заказа совместно);

> недельная аудиторно-лабораторная нагрузка должна укладываться в рамки требований ГОС;

> тематика курсовых заданий, курсового и дипломного проектирования разрабатывается заказчиком, методически обеспечивается вузом;

> программа предусматривает специализированную подготовку на базе заказчика;

> программы практик разрабаты-

ваются заказчиком, методически обеспечиваются совместно заказчиком и вузом — исполнителем заказа;

> итоговая государственная квалификационная аттестация выпускников ЦКПС предусматривает защиту дипломного проекта (работы) в ГАК под председательством руководящего работника отрасли, ведомства или предприятия (организации)-заказчика.

Модель №3 — интегрированная программа с включением курсовых работ и проектов, всех видов практик и дипломных разработок по заданиям заказчика специалистов

Эта модель может быть реализована по всем формам обучения. Она наиболее целесообразна для заказчиков, обладающих ограниченными финансовыми ресурсами.

Программу по модели №3 целесообразнее формировать на период специальной подготовки, если она не финансируется заказчиком полностью (такой вариант более вероятен при оплате предприятием обучения своих сотрудников по очно-заочной форме).

Формирование групп студентов по этой модели осуществляется:

а) из числа студентов очного обучения, выразивших заинтересованность в гарантированном трудоустройстве после завершения освоения ООПП;

б) из числа сотрудников предприятия (организации)-заказчика, зачисленных в вуз для обучения по очно-заочной или заочной форме.

Данная программа ЦКПС характеризуется следующими признаками:

> соответствует основным требованиям и параметрам стандарта ВПО по конкретной специальности (направлению) подготовки;

> содержит обязательные дисциплины (всех циклов — ГСЭ, ЕН, ОПД и

СД) ГОС, в нее могут включаться специализации или отдельные дисциплины в части вузовского компонента, предложенные заказчиком;

> недельная загрузка студентов академическими занятиями соответствует усредненному показателю ГОС (27 часов) на всех курсах обучения;

> производственные практики, включая преддипломную, проводятся на базе заказчика; программы практик и темы курсовых и дипломных проектов разрабатываются вузом и заказчиком совместно (они составляют приложения, являющиеся неотъемлемыми частями ООПП);

> итоговая аттестация предусматривает экзамен, проводимый комиссией вуза, и защиту дипломного проекта в ГАК (председатель - руководящий работник предприятия - заказчика).

Формирование и реализация программы по модели №3 должны предусматривать:

> совместную разработку и оформление соглашения (договора) между вузом и заказчиком;

> получение первичной информации от студентов очного обучения, выявляющей перечень лиц, заинтересованных в ЦКПС по этой модели и последующем гарантированном трудоустройстве;

> выявление сотрудников предприятия-заказчика, заинтересованных в обучении по программе ЦКПС (по очно-заочной или заочной форме);

> формирование группы (групп) ЦКПС;

> оформление контрактов «студент очной формы обучения — заказчик специалиста», устанавливающих намерения, права и обязанности сторон, условия трудоустройства выпускника после завершения освоения ООПП;

> взаимодействие вуза и заказчика на всех этапах организации ЦКПС

(разработку программ практик, курсового и дипломного проектирования, проведение защит проектов комиссиями двухстороннего состава).

Модель № 4 — интегрированная программа целевой подготовки с элементами международного сотрудничества

Эта модель ориентирована на обеспечение кадрами научно-производственных и производственных объединений, выполняющих крупные международные проекты, а также совместных предприятий.

Программа ЦКПС по этой модели предусматривает совмещение академической деятельности студентов, встроенных циклов обучения и практической подготовки студентов за рубежом при участии зарубежных фирм-партнеров предприятия-заказчика.

Программа рассматриваемого вида может быть рассчитана на полный цикл обучения или на период специализированной подготовки.

Международное сотрудничество при подготовке специалистов с высшим образованием неизбежно сопряжено с ликвидацией языкового барьера, т.е. с обеспечением высокого уровня владения английским языком, в том числе профессионально-ориентированным, причем это требование относится не только к каждому студенту, но и к преподавателям — участникам международных циклов подготовки. Поэтому при формировании группы ЦКПС этого вида на первом курсе высокий уровень иноязычной подготовки является одним из главных входных требований.

Если группа ЦКПС формируется на 3-м курсе, отбор студентов производится по уровню академической успеваемости, творческих способностей, а также иноязычной подготовки. В то же время вуз должен «выстроить» долго-

временные партнерские отношения со специализированными средними школами, гимназиями и лицеями, выпускники которых вышеуказанному требованию отвечают в полной мере. Кроме того, вуз должен располагать высокопрофессиональными педагогическими кадрами кафедры иностранных языков или группы кафедр иноязычной подготовки. Лучшим вариантом является наличие в структуре вуза лингвистического центра, имеющего международный сертификат. При указанных условиях вуз способен обеспечить формирование и реализацию дополнительных образовательных программ по иностранному языку, осваиваемых студентами и преподавателями вуза.

Интегрированная образовательная программа для рассматриваемой модели характеризуется следующими признаками:

> программа должна соответствовать основным требованиям и параметрам ГОС по конкретной специальности или направлению ВПО, включать все образовательные дисциплины (в нормативных объемах) образовательного стандарта;

> в программу вводятся (как вузовский компонент ГОС) дисциплины, отражающие специфику подготовки специалиста с элементами международной интеграции: профессионально-ориентированный иностранный язык; международные стандарты качества; страноведение; международная сертификация и стандартизация; этика делового общения;

> в программу включаются (в объеме, установленном соответствующим ГОС) дисциплины специализации, перечень и содержание которых разрабатываются вузом и заказчиком;

> недельная загрузка студентов на 1-4 семестрах соответствует усредненному стандартному показателю (27 час.), а затем снижается от семестра к

семестру: 5 семестр — 22-24 часа; 6 семестр — 20-22 часа; 7 и 8 семестры — 18-20 часов; 9-11 семестры — 14-16 часов (соответственно возрастает занятость обучаемого работой на фирме или предприятии-заказчике);

> программа предусматривает «встроенные» академические циклы -от одного месяца (3-4 раза за период обучения) до 2 семестров непрерывно, которые могут реализоваться, частично накладываясь на каникулярные периоды;

> программа предусматривает как минимум одну практику за рубежом, остальные практики, включая преддипломную, проводятся на предприятии (фирме)-заказчике специалиста;

> курсовые задания по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, тематика курсовых работ (проектов), дипломной работы (проекта) формируются вузом и заказчиком совместно;

> итоговая государственная квалификационная аттестация выпускника программы предусматривает комплексный государственный экзамен (в вузовскую экзаменационную комиссию вводится представитель заказчика) и защиту дипломной работы или дипломного проекта. Тема утверждается руководством вуза и предприятия (фир-мы)-заказчика. В состав ГАК входят не менее трех представителей заказчика, в том числе председатель - представитель руководящего состава организации или предприятия-заказчика.

Модель № 5 — интегрированная программа образовательной, научной и инновационной деятельности студентов

Модель ЦКПС рассматриваемого типа ориентирована на обеспечение кадрами научно-производственных объединений, отраслевых НИИ, технопарков и других инновационных струк-

тур. Образовательная программа по этой модели характеризуется следующими признаками:

> программа опирается на основные параметры и требования ГОС по соответствующей специальности или направлению, включает все установленные стандартом обязательные дисциплины (в нормативных объемах) всех циклов (ГСЭ, ЕН, ОПД, СД);

> в программу вводятся (как вузовский компонент ГОС) дисциплины, способствующие развитию подготовки обучаемого к исследовательской и инновационной деятельности. В качестве примера приведем рекомендуемый их перечень (в каждой конкретной программе он, естественно, должен дополняться другими курсами, отражающими специализацию и специфику области будущей деятельности): психология творчества, основы маркетинга, основы рекламного дела, психология бизнеса, методология научного исследования, методы математического и компьютерного моделирования, теория принятия решений, основы управления качеством.

> вместо производственных практик в программе рассматриваемого типа предусматриваются научно-исследовательские практики, включая преддипломную (студент занимается только научно-исследовательской (инновационной) деятельностью);

> все курсовые задания, курсовые работы и проекты этой программы носят творческий характер, т.е. формируют «сквозную цепь» ориентации подготовки на профессионально-творческую деятельность;

> итоговая государственная квалификационная аттестация выпускников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

программы предусматривает госэкза-мен по циклам подготовки и защиту дипломной работы по теме научных исследований или инновационной разработки; тема формируется и утверждается руководством вуза и научной организации (инновационной структуры); в состав ГАК входят не менее трех представителей заказчика творческих кадров, в том числе председатель ГАК

- один из руководителей организации-заказчика.

В соответствии с принципом сокращения объемов академической нагрузки и одновременного увеличения объемов работы студентов в профессиональных группах примерный порядок установления недельной загрузки студента программ ЦКПС академическими занятиями должен соответствовать приведенному ниже: 1 семестр — 2730 час; 2 семестр — 25-27 час; 3 семестр

— 22-24 час; 4 семестр — 19-21 час; 5 семестр — 17-18 час; 6 семестр — 1416 час; 7 и 8 семестры — 12-14 час; 9-11 семестры — 6-10 час.

Более подробно проблемы формирования и реализации программ ЦКПС рассмотрены в указанны ниже работах [1,2].

Литература

1. Мануйлов В.Ф., Федотова А.В., Шес-тернина Е.Ю. Целевая контрактная подготовка по интегрированным образовательно-производственным программам. - М., 2002.

2. Петров А.П. Технология интегрированной подготовки инженерных и научнотехнических кадров в МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского // Инновации в высшей технической школе России. Вып. 2. - М., 2002. - С. 51-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.