МОДЕЛЬ ВЗАИМОСВЯЗИ СФЕР ВЛИЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ИНЖИНИРИНГА, ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА, РИСК-ИНЖИНИРИНГА И РИСК- МЕНЕДЖМЕНТА НА РЫНКАХ ИННОВАЦИЙ ОТРАСЛЕВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ Филатов Владимир Владимирович, к.т.н., доцент кафедры «Менеджмента», Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ), Москва
В статье разработана модель взаимосвязи сфер влияния производственного инжиниринга, производственного менеджмента, риск- инжиниринга и риск- менеджмента на рынках инноваций отраслевых экономических систем и в «зонах риска». Разработанная модель взаимосвязи сфер влияния производственного инжиниринга, производственного менеджмента, риск- инжиниринга и риск- менеджмента на рынках инноваций отраслевых экономических систем формируется на базе конвергенции ос-нвных дисциплин менеджмента.
Ключевые слова: модель, производственный инжиниринг, производственный менеджмент, риск- инжиниринг, риск- менеджмент, рынок инноваций отраслевых экономических систем.
В настоящее время в России сложились устойчивые предпосылки к модернизации промышленных предприятий различных отраслей национального хозяйства, их переходу на выпуск новой, конкурентоспособной продукции и к технологиям, отвечающим современным требованиям. Данная ситуация обусловлена повышением экономической стабильности и устойчивым ростом рынка инноваций отраслевой экономической системы на фоне низкого уровня промышленности, малого количества новых технологий и разработок[1].
В настоящее время имеются положительные факторы в развитии отечественной промышленности: государственные предприятия и стратегически важные направления финансируются государством в рамках различных целевых программ, развиваются рынки инноваций отраслевых экономических систем[2]. Однако существуют определенные проблемы именно на стадии реализации проектов модернизации производства и внедрения современных технологий.
Создание современного высокотехнологичного производства невозможно без инновационной инфраструктуры, обеспечивающей функционирование как отдельных технологических установок и производственных линий, так и всего предприятия в целом. Создание инновационной инфраструктуры высокотехнологичных, наукоёмких производств требует сочетания высочайшего уровня знаний технологических процессов и опыта реализации надежных инженерных решений еще на стадии эскизного проектирования
предприятия. Именно недостаточное внимание к организации систем обеспечения работы технологического оборудования зачастую оборачивается потерей времени и средств на поздних стадиях осуществления проек-та[8].
Необходимость комплексного подхода к модернизации производства диктуется самой логикой производственных процессов. Современное промышленное предприятие - сложная саморегулирующаяся система, для успешного проектирования и эксплуатации которой важно учесть все факторы, как внешние, так и внутренние, возникающие при взаимодействии элементов системы. Поэтому для проведения эффективной модернизации первостепенное значение приобретает комплексный подход при реализации проектов по техническому перевооружению предприятий, обозначаемый в нашем случае, как инжиниринг[11].
Инжиниринг - (англ. Engineering, от лат. Ingenium - изобретательность, выдумка, знания) одна из форм международных коммерческих связей в сфере науки и техники, основное направление которой - предоставление услуг по доведению научно- исследовательских и опытно- конструкторских разработок до стадии производства.
Основная цель промышленного инжиниринга - осуществление комплексных действий по созданию или реконструкции производств, приводящих к выверенному и подготовленному результату [9].
Фокус промышленного инжиниринга направлен на разработку и внедрение технических решений. Основой инжиниринга является практическое использование технических и технологических решений. При всем этом в условиях рынка инноваций отраслевой экономической системы просто выполнить решение, необходимое заказчику, уже недостаточно[3]. Это нужно сделать экономически эффективно, делая упор на достижение необходимой конкурентоспособности. Поэтому вопросы экономики и управления бизнес-процессами, использование современных систем информационных технологий, постановка системы производственного менеджмента так же значимы в инжиниринговом бизнесе, как и технологическая сторона дела.
Производственный менеджмент - комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого продукта на рынке инноваций отраслевой экономической системы[4]. В производственном менеджменте рассматриваются теоретические, методические и практические вопросы организации производственной деятельности. Производственный менеджмент интегрирует практически все виды менеджмента: инновационный, финансовый, налоговый, маркетинговый и др. Эффективность производственного менеджмента во многом определяется точностью прогнозов стратегических тенденций развития общества, производственных и информационных технологий, форм интеграции, организации производства, инновационной политики и др.[5].
Общепризнано, что в современных промышленных инжиниринговых
проектах необходимо использовать опыт, построенный на основе международных стандартов и нормативных моделей. Одним из наиболее распространенных стандартов сегодня является система менеджмента качества (ISO). Инжиниринговые компании строят свою деятельность, ориентируясь на основные принципы этого стандарта, такие, как клиентоориентиро-ванный подход, проведение постоянного самоанализа и мероприятий по улучшению организации деятельности [10].
Промышленный инжиниринг как инструмент создания конкурентоспособного производства, на рынке инноваций отраслевой экономической системы пока еще находится в неразвитом состоянии, но уже обладает мощнейшим потенциалом для дальнейшего развития промышленности в России[6].
Таким образом, инжиниринг - связующее звено между прикладной наукой и промышленностью. Развитие промышленного инжиниринга является одним из приоритетов государственной политики. Риск-инжиниринг - это система комплексного управления рисками предприятия как отражение экономико-управленческого аспекта укрепления экономической безопасности на микроуровне, обеспечивающая снижение рисков путем реализации своих функций, основными из которых являются планирование, организация, стимулирование и контроль, а специфическими - перенос (трансфер), финансирование и превенция риска[12]. Как отражение новой парадигмы риск-ориентированного производственного менеджмента на рубеже веков сформировалась концепция производственного (комплексного) риск-инжиниринга, призванная стать методологической базой для решения задач интеграции механизмов снижения рисков на рынках инноваций отраслевых экономических систем. Данная концепция разработана зарубежными (прежде всего британскими и американскими) специалистами и практиками в области экономики и менеджмента[13-15]. Анализ ее особенностей дает все основания сделать вывод о том, что производственный менеджмент есть полноценное отражение экономико- управленческого аспекта обеспечения экономической безопасности на рынках инноваций отраслевых экономических систем.
Разработанная в данной работе модель взаимосвязи сфер влияния производственного инжиниринга, производственного менеджмента, риск- инжиниринга и риск- менеджмента на рынках инноваций отраслевых экономических систем и в «зонах риска» должна обеспечить специалистов инструментарием, который позволит профессионально подготовить проекты и планы с учетом всех рисков по перевооружению производственных комплексов или по разработке и созданию новых технологий, продуктов, ус-
луг[7].
Предприятие должно обеспечить применение методов и способов менеджмента риска не только при осуществлении инжиниринговой деятельности, но и внедрить в систему управления проектов, процессов, объектов и комплексов, создаваемых в результате инжиниринга [1]. На рис. 1 про-
иллюстрированы взаимосвязи сфер влияния производственного инжиниринга, производственного менеджмента, риск- инжиниринга и риск- менеджмента на рынках технологических инноваций и в «зонах риска». Треугольник ABC -схематичное отображение зоны риска; треугольник DEP-рынки технологических инноваций; пересечение этих сфер - шестигранник KYNQGH-зона рисков, присущих рынкам технологических инноваций, или иначе - инновационные риски. Сферы влияния основных рассматриваемых нами категорий лежат в основаниях выше упомянутых геометрических фигур, а именно «производственная инженерия» и «производственный менеджмент» в основании треугольника DEP, а «риск-инжиниринг» и «риск- менеджмент» -в основании треугольника ABC.
А АВС -риски; A DEP- рынки технологических инноваций; KYNQGH- инновационные риски; А AKH, A YBN, А GQC- прочие риски; О PI- производственный инжиниринг; О PM- производственный менеджмент; О RI- риск- инжиниринг;
О RM - риск- менеджмент;
Рис. 1 - Взаимосвязи сфер влияния производственного инжиниринга, производственного менеджмента, риск- инжиниринга и риск- менеджмента на рынках инноваций отраслевых экономических систем и в «зонах риска».
Конечным продуктом риск- инженерии является конкретный, для решения определенной задачи, инструментарий, обеспечивающий управление риском или, в более широком понятии, применение его в процессе реализаций основных функций риск- менеджмента (зона 2 на пересечении и Яш, рис.1).
В свою очередь, конечная цель риск- менеджмента -в широком смысле -заключается в получении наибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом для хозяйствующих субъектов соотношении прибыли и риска, что непосредственно коррелирует с основными задачами производственного менеджмента (зона 2 на пересечении Бши ЯМ, рис. 1), основанного на
принципах и методах эффективного управления производственными ресурсами на основе разработанных и сконструированных продуктов производственной инженерии (зона 2 на пересечении и БЫ, рис. 1)[2].
В то время, как нами было уже отмечено выше, риск-инжиниринг представляет собой процесс конструирования инновационных производственных продуктов, создаваемых для снижения различного рода рисков посредством инструментов производственной инженерии (зона 2 на пересечении и М, рис. 1).
При этом зоны пересечения сфер влияния исследуемых нами категорий (зоны 3 на рис. 1) есть результат синергетического эффекта взаимодействия, соответственно отраженного нами ранее на рис. 1, как сегмент 2 и 3, в зависимости от применяемых инструментов (инновационных, посредством производственной инженерии, или традиционных -производственного менеджмента), а также воздействия на соответствующие виды производственных рисков (инновационных, посредством риск- инженерии, или традиционных -риск- менеджмента). Апофеозом этого взаимного влияния и проникновения является зона 4 на рис. 2, которая, в свою очередь, имеет соответствующую нумерацию сегмента на рис. 1, обозначенную и охарактеризованную нами как синергетический инновационный эффект риск-инженерии [3].
Таким образом, разработанная модель взаимосвязи сфер влияния производственного инжиниринга, производственного менеджмента, риск- инжиниринга и риск- менеджмента на рынках инноваций отраслевых экономических систем формируется на базе конвергенции трех дисциплин менеджмента. Как показано на рисунке, три дисциплины менеджмента: производственный, инновационный и риск- менеджмент, составляющих ценность эффективности (синергии) управления, сходятся в синергетический инновационный эффект риск- инженерии.
Список литературы
1. Филатов В.В. Методологические модели формирования и регулирования рынка инноваций отраслевой экономической системы пищевой промышленности. [Текст]: Монография - Курск: АНО «Инноватика», 2016
2. Филатов В.В. Формирование и регулирование рынка инноваций отраслевой экономической системы пищевой промышленности: теория и методология. [Текст]: Монография - Курск: изд.-во Юго-Зап.гос.университет, 2015
3. Филатов В.В. Основы формирования и регулирования рынка инноваций отраслевой экономической системы. [Текст]: Монография - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2014
4. Филатов В.В. Научно-техническое развитие как инновационный фактор экономического роста. [Текст]: Монография. / Женжебир В.Н., Положенцева И.В. и др. // Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, Москва : [б. и.], 2014.
5. Филатов В.В. Концептуальные вопросы активизации инновационной деятельности в Российской Федерации. [Текст] /В.В. Филатов// Брошюра. М.: Издательство «НИИЭИСС», 2013
6. Филатов В.В. Современные тенденции развития отраслей легкой промышленности: региональный, стратегический, инновационный аспект. [Текст]: / В.В. Филатов, А.В. Шестов // Монография- Курск: ООО «Инновационные технологии», 2013
7. Филатов В.В. Управление инновационными рисками. [Текст] /В.В. Филатов// Учебно-методический комплекс дисциплины. - Курск: МГУТУ, 2012
8. Источник: Промышленный инжиниринг. [Электронный ресурс] - 2016. - Режим доступа: http://www.eltech.com/epcm-engineering.html, свободный. - Загл. с экрана. -Проверено 30.06.2016
9. Источник: Промышленный инжиниринг. [Электронный ресурс] - 2016. - Режим доступа: http://www.nleng.ru/abouteng.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Проверено 30.06.2016
10. Источник: Что такое промышленный инжиниринг. [Электронный ресурс] - 2016.
- Режим доступа: http://www.magistral-group.com/Promishlennij-inzhiniring.html, свободный. - Загл. с экрана. - Проверено 30.06.2016
11. Источник: Промышленный инжиниринг. [Электронный ресурс] - 2016. - Режим доступа: http://intecinfo.ru/promyishlennyij-inzhiniring.html, свободный. - Загл. с экрана.
- Проверено 30.06.2016
12. Рудометкин, С.В. Развитие механизмов риск- инжиниринга для укрепления экономической безопасности производственных предприятий./ Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. эконом. наук, Ставрополь - 2012
13. Morbey G.K. R&D Expenditures and Profit Growth // Research-Technology Management. -1989. - Vol. 32. - № 3. - P. 20-24.
14. Dosi G., Freeman С, Nelson R., Silverberg G., Soete L. (eds). Technical Change and Economic Theory. — London: New National System of Innovation, 1988. — P. 330—348.
15. Freeman C. The economics of industrial innovation. — London : Campus Verlag, 1982. — 448 p.
СТРЕСС НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ - МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОБЛЕМА
Цынгот Анастасия Викторовна
студентка 1 курса магистратуры направления подготовки «Управление человеческими ресурсами в бизнесе» Школы экономики и менеджмента;
Палагутина Наталья Васильевна доцент кафедры управление персоналом и экономики труда Школы экономики и менеджмента; Панина Алена Васильевна, студентка 4 курса направления подготовки «Управление персоналом» Школы экономики и менеджмента.
Дальневосточный федеральный университет
Руководителям важно понимать, что стресс на работе - это не только личная проблема «владельца» стресса, но и снижение качества работы. Для многих работников стресс на рабочем месте является основной причиной снижения производительности труда, увеличения простоев за счет больничных листов, а также спешного увольнения, что приводит к текучести кадров на производстве. Поэтому идеальным в организации будет такое положение дел, когда производительность находится на высоком уровне, а стресс при этом - на более низком.
Ключевые слова: Стресс, производительность труда, качество работы, персонал, международная проблема.