Научная статья на тему 'Модель взаимосвязей участников проекта'

Модель взаимосвязей участников проекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
569
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М. В. Медведев

В статье предложена прагматическая (образовательная) динамическая модель взаимодействия участников проекта в ходе его выполнения. Модель демонстрирует, каким обра зом участники вовлекаются в проект в течени! его реализации, показывает их связь с главным стержнем проекта менеджером проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель взаимосвязей участников проекта»

центры затрат по другим подразделениям: складам, отделам и службам предприятия. Учитывая, что все подразделения выполняют определенные функции в процессе деятельности предприятия, центры затрат всегда можно сгруппировать по сферам и видам деятельности. Практически каждая сфера деятельности включает несколько центров затрат. В частности, в сфере снабжения - склады и отдел снабжения; в производстве - цехи, участки, бригады, рабочие места, службы, управляющие ходом производственного процесса и т.д. Этот принцип должен находиться в основе построения всей информационной базы управления издержками. Данная задача легко может быть решена в практике, так как принцип формирования информации адекватен самим процессам формирования издержек.

Рассмотренный подход к выделению и классификации центров затрат, на наш взгляд, будет способствовать системному подходу в управлении издержками производства предприятий и созданию системы ответственности за издержки, совершенствованию информационных возможностей учета, углублению анализа и контролинга затрат.

Он даст возможность фокусировать внимание на областях, в которых контроль за издержками должен быть осуществлен особенно тщательно; выявлять те задачи снижения издержек, которые необходимы для выживания бизнеса и выполнимы.

А построение системы планирования, учета и анализа в соответствии с рассмотренным подходом будет способствовать созданию информационной модели управления затратами, адекватной системе их формирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кутовой Г.М. Центры затрат как объекты управления издержками производства.//Ринков1 важел1 та стимули розвитку господарчих систем. - Одеса. ОГЕУ, 1998, с. 56-64.

2. Чумаченко Н.Г. Учет и анализ в промышленном производстве США. - М.:Финансы, 1971.

3. Бородкин A.C. Учет издержек производства в системе хозяйственного расчета. - Киев: Вища школа, 1975.

4. Учет и контроль затрат на производство в объединениях легкой промышленности. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982.

5. Контроль в системе внутрипроизводственного хозрасчета. - М.: Финансы и статистика, 1987.

УДК 65.012.125

М. В. Медведев

$

МОДЕЛЬ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА

В статье предложена прагматическая (образовательная) динамическая модель взаимодействия участников проекта в ходе его выполнения. Модель демонстрирует, каким обра зом участники вовлекаются в проект в течени! его реализации, показывает их связь с главным стержнем проекта - менеджером проекта. Рис. 1, табл. 1, ист. 4.

Участники проекта - это фактически все лица, кто так или иначе соприкасаются с проектом на любом из этапов. Поэтому состав участников проекта, их роли, распределение функций различаются в зависимости от цели работ, выполняемых в проекте, типа, вида, масштаба, сложности проекта.

Также состав участников изменяется в ходе жизненного цикла проекта -привлекаются временные участники для выполнения тех или иных работ. В [1,2

и др.] подробно перечисляются возможные участники проекта, их состав, роли, функции. Проектный менеджмент - это сложная и многоаспектная сфера профессиональной деятельности, центральным лицом которой является проект-менеджер.

В ходе выполнения проекта главным стержнем, связующим во времени и пространстве (в широком и разноаспектном плане), является менеджер и команда проекта. Поэтому необходима такая многоплановая модель, которая отражала бы внутренние взаимосвязи между всеми участниками проекта, в ходе его выполнения, т.е. во времени, и при этом объединяя их вокруг единого стержня. Однако применяемые при этом модели отображения и передачи этой информации не позволяют наглядно установить взаимосвязи между участниками, установить их роль и место в проекте. Учитывая, что для построения прагматических (образовательных) моделей в проектном менеджменте широко применяются методы аналогий, целесообразно создание модели участников проекта с использованием этого метода. Методы моделирования широко по аналогии применяются в технике, точных науках, философии. В точных науках эти методы применяются в случаях, когда из-за повышенной сложности задачи (моделирование очень сложной системы с множеством неопределенных параметров) аналитическое или численное решение задачи не представляется возможным, т.к. необходимо делать множество упрощений, которые либо дают приближенное, либо неточное значение. Кроме этого, ряды чисел, полученные численными методами, не отражают внутренних взаимосвязей в системе. При моделировании сложных нетехнических, а социальных систем такое решение оказывается совсем невозможным. Поэтому при наличии достаточного количества знаний, информации о системе возникает необходимость построения модели системы.

Моделирование по аналогии основано на внутреннем тождестве процессов, происходящих в действительности, и их аналогии-модели, при этом модель может не иметь наглядного (лежащего на поверхности) сходства с оригиналом, но взаимосвязи в модели достоверно отображают взаимосвязи в реальных процессах. Поэтому следует различать модель, построенную таким образом, от физической модели, т.е. такой, которая в уменьшенном или упрощенном виде точно отображает моделируемый процесс. [3, 4].

Рассуждая подобным образом, взаимодействие участников проекта в ходе его выполнения можно представить в виде модели « оркестр », перенося взаимодействие музыкантов в оркестре, играющем симфонию, на тождественные процессы, осуществляемые командой проекта в ходе его выполнения. Тождественную близость процессов, протекающих в проекте и в оркестре, демонстрирует таблица 1. Разумеется, перенос не следует воспринимать как 100% уподобление проекта оркестру, а следует усматривать именно тождество, аналогию этих процессов.

Руководитель проекта - « дирижер оркестра». Команда и постоянные члены проекта - «музыканты». Привлекаемые члены команды - «настройщики музыкальных инструментов». Заказчики, инвесторы, покупатели конечной продукции - «основные слушатели». Внешняя среда проекта ( органы власти, общественные группы населения и др.) - «слушатели на галерке». Сам проект-«симфония».

Аналогичная идея была использована в рекламной компании программных продуктов фирмы «РР1МА\/Е!ЧА», однако она применялась в графической форме, без детализации и четкого обозначения функций членов «оркестра», поэтому данная модель является оригинальной разработкой.

ЪмФ0ння"-пр0ект

Рис. 1. Модель «оркестр»

Таблица 1

Проект Оркестр

Участники Функции, задачи, Участники Функции, задачи,

проекта цели оркестра цели

Менеджер Лицо, координирующее Дирижер Лицо,

проекта действия команды проекта и др. оркестра координирующее музыкантов в ходе выполнения музыкального произведения и др.

Команда Группа людей, Музыканты Г руппа людей,

проекта, взаимодействующих оркестра координированно

постоянные друг с другом и средой исполняющих

члены проекта проекта для достижения целей проекта музыкальные произведения на музыкальных инструментах

Привлекаемые Лица, привлекаемые Настройщики Лица, ответственные

члены команды для решения музыкальных за исправное

определенных задач, инструментов функционирование

возникающих в ходе музыкальных

выполнения проекта. инструментов

П

родолжение таблицы 1

Заказчики,

инвесторы

проекта,

покупатели

конечной

продукции

Лица, выделяющие средства на осуществление проекта, задающие условия и сроки выполнения, предъявляющие требования к продукции проекта и

-ар-

Основные слушатели

Основная масса

слушателей в зале, оплатившая входной билет,

предъявляющая определенные эстетич. и др. требования к музыке и др.

Внешняя среда проекта (органы местной власти, общественные организации и

ДР-)

Следит за соблюдением законодательства, требований

общественности и др., след. 9 вносит ограничения в проект

Слушатели галерке

Меньшая часть

слушателей, на

менее престижных местах в зале, но оказывающая влияние на

исполнение музыки

Сам проект

Удовлетворенность результатами проекта всех его участников

Симфония

Удовлетворенность всех лиц, связанных с оркестром:

слушателей -

музыкой, музыкантов -оплатой и др.

Для того, чтобы на необходимом уровне сыграть «симфонию», т.е. выполнить проект таким образом, чтобы все стороны были удовлетворены, необходима тщательная подготовка как на стадии, предшествующей выполнению, так и в ходе выполнения, поэтому необходимы тщательный подбор команды проекта - «музыкантов», тщательная «настройка инструментов», слаженные действия «настройщиков» и «музыкантов», «сдирижированные» менеджером проекта. Поэтому в рамках этой модели возможны различные развития событий:

1. «Симфония на бис» (наилучший и единственно приемлемый вариант). Все стороны, участвовавшие в проекте, удовлетворены результатами проекта. «Занавес, аплодисменты, музыканты расходятся». Результат слаженных действий и высокого профессионализма проект-менеджера, команды проекта, привлекаемых членов команды.

2. «Концерт освистали». Внешняя среда недовольна результатами проекта. Результат неучтенных каких-либо факторов, чьих-либо интересов.

3. «Музыканты уволены». Потребители или заказчики не довольны результатами проекта. Вариант полностью неприемлемый.

4. «Неполадки инструментов». Конфликты с «настройщиками». В силу различных причин приглашенные члены команды не способны выполнить поручаемую работу.

Модель «оркестр» показывает, каким образом от согласованности участников проекта зависит, будет проект-«симфония» принят «слушателями», делает наглядными взаимосвязи в проекте в ходе его выполнения.

ЛИТЕРАТУРА

на

1. Воропаев В.И. Управление проектами в России. - М.,Алане 1995.

2. Мир управления проектами. Под ред. Решке X., Шелле X.- пер. с англ. М.,Аланс.1993.

3. Гухман A.A. Введение в теорию подобия. Изд. 2-е, доп. и переработан. Учебное пособие для втузов. М., «Высшая школа», 1973.

4. Теории подобия и размерностей. Моделирование. Алабужев П.М. и др. М., «Высшая школа», 1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.