УДК 373.203.71+796.332
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ФУТБОЛУ В ГРУППАХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Е.А. Курдюкова, соискатель,
М.Б. Бойкова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной и дошкольной педагогики,
Б.Ф. Курдюков, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной и дошкольной педагогики,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, д. 161, e-mail: [email protected]
В статье представлены результаты моделирования педагогических условий, обеспечивающих рациональное построение процесса взаимодействия участников учебно-тренировочного процесса по футболу в группах детей дошкольного возраста. Представленные результаты являются итогом ранее проведенных исследований, позволивших установить специфические особенности дошкольного возраста и возможности участия данного контингента в учебно-тренировочном процессе по футболу.
Авторы раскрывают причины, способствующие возникновению трудностей в работе тренера по футболу в группах детей дошкольного возраста. Кроме этого, отмечается высокая активность родителей в учебно-тренировочных занятиях по футболу в этих группах. В статье также приводятся логические суждения по поводу построения коммуникаций и взаимоотношений между тренером и родителями. Рассматриваются и анализируются варианты их построения. Предлагается рациональный подход к созданию наиболее благоприятных условий, способствующих обеспечению высокой эффективности взаимодействия тренера, детей и родителей.
Как итоговый результат работы представлена модель организационно-педагогических условий взаимодействия участников учебно-тренировочного процесса по футболу в группах детей дошкольного возраста, в которой раскрывается не только суть всего целостного коммуникативного процесса участников учебно-тренировочного про-
цесса, но и определяется роль каждого в системе структурного взаимодействия. В разработанной модели отражены основные направления образовательной подготовки, обеспечивающие готовность тренеров по футболу к работе с контингентом детей старшего дошкольного возраста. Представлены формы организации деятельности тренера с детьми и их родителями.
Представленный в статье материал, в том числе разработанная модель взаимодействия участников учебно-тренировочного процесса по футболу в группах детей дошкольного возраста, содержит новые научные знания. В связи с этим статья будет интересна и востребована, в первую очередь, тренерами-практиками, работающими с данным контингентом, а также специалистами в области теории и методики футбола.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста; модель; учебно-тренировочный процесс; организационно-педагогические условия; коммуникации и общение.
Для цитирования: Курдюкова Е.А., Бойкова М.Б., Курдюков Б.Ф. Модель взаимодействия участников учебно-тренировочного процесса по футболу в группах детей дошкольного возраста // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 1. - С 3-8.
For citation: Kurdyukova E., Boykova M., Kurdyukov B. Interaction model of educational-training process of participants in football of preschool children's groups. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2018, no 1, pp. 3-8 (in Russian)
Введение. Основными причинами, вызывающими сложности в работе тренера по футболу, работающего с детьми дошкольного возраста, являются:
- активное вмешательство родителей в учебно-тренировочный процесс, что объясняется возможностью прямого контакта с собственным ребенком; эмоциональной реакцией на постоянно меняющиеся ситуации, которые могут провоцировать эмоциональную активность; необоснованной высокой самооценкой собственной компетентности в области теории и методики спортивной тренировки; ошибочным восприятием игры в футбол как вполне понятного, простого и обычного; отсутствием дисциплинарных ограничений;
- отсутствие какой-либо организации родителей; индивидуализация интересов и ценностей у родителей; отсутствие контактов с тренером; интуитивная, субъективная оценка деятельности тренера; принятие роли советчика; непризнание себя дилетантом;
- отсутствие у тренера достаточного опыта работы с группами детей дошкольного возраста; отсутствие представлений о работе с родителями; недостаточные знания в области построения коммуникативных связей с родителями; отсутствие опыта работы и взаимодействия со взрослым контингентом; трудности с восприятием родителей как участников учебно-тренировочного процесса и прочее.
Результаты исследования. С целью поиска наиболее рационального варианта взаимодействия между тренером и родителями опираться следует на традиционное управление учебно-тренировочным процессом. Обычно этот процесс строится по схеме, согласно которой субъект педагогического воздействия (тренер) через предмет воздействия (учебно-тренировочный процесс) оказывает влияние на объект воздействия (занимающиеся дети).
Совершенно очевидно, что в этом процессе нет места родителям. Но дошкольный возраст особенный, и присутствие рядом с детьми родителей (взрослых) имеет свою обусловленность. В связи с этим рассмотрим, каким образом можно включить родителей в этот процесс.
Первый вариант основан на взаимодействии тренера с родителями как с равноправными участниками учебно-тренировочного процесса. В этом случае происходит двухстороннее воздействие на детей на уровне прямых контактов. Кроме этого, родители не могут быть полноправными руководителями учебно-тренировочного процесса, так как не являются специалистами в области теории и методики спортивной тренировки. Следовательно, этот вариант не может удовлетворить в полной мере.
Второй вариант можно представить как деловое взаимодействие между тренером и родителями. При этом тренер осуществляет прямое воздействие на детей, а родители опосредованное.В этом случае разделяются полномочия тренера и родителей, где преимущество принадлежит первому. Но при деловом взаимодействии происходит взаимовлияние. Это мо-
жет привести тренера к некоторой зависимости от родителей, что тоже является неверным. Кроме этого, влияние родителей на детей, хотя и опосредованное, остается. Не факт, что оно будет обоснованным и соотноситься с позицией тренера. Следовательно, и этот вариант не может быть признан рациональным.
Если обратиться к функциям, выполняемым спортивным тренером, то среди них особо выделяется руководящая функция. Указывается, что тренер - это руководитель команды и тренировочного процесса; несет ответственность за всех членов команды, за их спортивную подготовку и достижение высоких спортивных результатов.
Следовательно, в схеме взаимодействия участников учебно-тренировочного процесса ведущая роль принадлежит тренеру. Ему должны быть подчинены все другие участники. То есть родители в общей схеме взаимодействия должны занимать положение объекта воздействия. Хотя последние могут принимать вид «субъект-субъектных» отношений.
Следующий момент, на который следует обратить внимание, связан с организационно-содержательными вопросами управления процессом взаимодействия участников учебно-тренировочного процесса. Если данные вопросы рассматривать относительно родителей, то необходимо вспомнить, что они представлены разрозненной общностью, которую следует объединить на основе общих целей и задач в организованную социальную группу.
Учитывая накопленный опыт работы образовательно-воспитательных учреждений с родителями детей дошкольного и школьного возраста, можно с уверенностью сказать, что наиболее распространенной и эффективной формой их организации являются родительские комитеты. В связи с этим было принято решение трансформировать данную форму организации коллективной деятельности и адаптировать ее к условиям учебно-тренировочного процесса по футболу в группах детей дошкольного возраста.
Подобные условия способствуют построению процесса взаимодействия тренера и родителей на уровне делового партнерства. То есть, когда каждый, в меру своих возможностей, прикладывает максимум усилий для достижения общей цели. Данный вид партнерства выстраивается как деловые отношения, опирающиеся на добровольное сотрудничество, открытость, честность, справедливость, ответственность. Базовой составляющей подобного партнерства являются принципы взаимоуважения, взаимопомощи, взаимоответственности.
Как известно, коллектив способен решать самые сложные задачи. На рисунке 1 показаны примерные вопросы, которые могут решаться как в рамках учебно-тренировочного процесса, так и за его пределами. При этом управленческая функция тренера должна выполняться им в полной мере.
Деятельность тренера и содержание деятельности родительского комитета (фрагмент)_
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ^ 1. Информационно-справочная функция_
2. Встречи, собрания, обсуждения
3. Организация детей_
4. Организация питания
5. Транспортировка
6. Соблюдение гигиенических норм
7. Соблюдение режима на выезде
8. Культурно-просветительные мероприятия на выезде_
КОНТРОЛЬ
1. Посещаемость и активность
2. Выполнение заданий
дополнительных
3. ОФП, СФП
4. Питание
5. Гигиена
Тр -тренеры
РоК - родительский комитет
Рисунок 1. Содержание совместной деятельности тренера и родительского комитета в учебно-тренировочном процессе
(фрагмент)
Основываясь на положениях современной общей и профессиональной педагогики, управленческая культура тренера должна проявляться в образе творческого самовыражения, в различных видах этой деятельности и должна быть направлена на создание и реализацию технологий достижения ценностей. Так как процесс этот разносторонний, компонентами управленческой культуры должны выступать аксиологический, технологический и личностно-творческий.
Таким образом, процесс взаимодействия участников учебно-тренировочного процесса по футболу в группах детей дошкольного возраста после преобразования общности родителей в родительский комитет несколько изменится. В частности, родители будут выступать одновременно и объектом и субъектом. В первом случае они будут подчинены тренеру - руководителю целостного процесса. Во втором случае будут воздействовать на учебно-тренировочный процесс как субъект, в рамках выделенных ему полномочий.
Предложенный вариант взаимодействия позволяет устранить ранее указанные недостатки. Родители превращаются в активных помощников тренера, ко-
торый получает возможность часть текущих вопросов переложить на родителей. При этом, с целью полного понимания родителями предпринимаемых тренером действий и решений, а также согласованности действий родителей, создается система взаимоотношений между ними и тренером. На практике это выглядит как планирование контактных коммуникационных мероприятий оперативного и долгосрочного общения.
Разработанные коммуникационные связи между тренером и родителями позволяют достичь еще одного преимущества. Это возможность организации тренером домашних, дополнительных, индивидуальных занятий детей под руководством своих родителей. Подобные занятия, организованные на основе согласованных действий, управляемых тренером, позволяют корректировать тренировочные воздействия на детей с учетом их индивидуальных особенностей. В результате происходит выравнивание показателей их физической и технической подготовленности, что очень важно в игровых видах спорта, в том числе и в футболе.
Основываясь на вышесказанном и учитывая теоретические предпосылки коррекции системы управления учебно-тренировочным процессом в группах детей дошкольного возраста, занимающихся футболом, появилась возможность с моделировать организационно-педагогические условия, обеспечивающие
эффективное управление этим процессом, на основе рационального взаимодействия тренера с детьми и их родителями.
Если представить процесс взаимодействия всех участников в виде единой, целостной коммун икаци-онной системы (рис. 2), то выглядеть это будет как
Взаимодействие и Управление учебно- Особенности развития
коммуникации с тренировочным детей дошкольного
родителями процессом в группах возраста и работы с
детей дошкольного ними в спортивно-
возраста педагогической сфере
Готовность к работе с детьми дошкольного возраста на основе дополнительной профессиональной подготовки
©
Организационно-педагогические основания
организация в группу_
мотивация
цель и задачи
стратегия и тактика
возрастные особенности:
- физиологические
- психологические
- педагогические
Компоненты
проективный
компетентностный
содержательный
технологический
контрольно-учетный
Результат
сохранение здоровья
опережающее развитие
спортивные достижения
Организационно-педагогические основания
организация в форме
родительского
комитета
решение организаторских задач по заданию тренера_
тренировочно-обучающее воздействие в рамках домашних заданий
контроль, взаимодействие с тренером
Рисунок 2. Модель организационно-педагогических условий взаимодействия участников учебно-тренировочного процесса
по футболу в группах детей дошкольного возраста
взаимодействие трех субъектов, предметом взаимодействия которых является учебно-тренировочный процесс. При этом, в силу особенностей контингента детей дошкольного возраста, а также естественного и необходимого присутствия и участия их родителей в этом процессе, наличие нетипичных условий для работы тренера, основу их взаимодействия составляют персонально определенные для каждого субъекта организационно-педагогические условия.
Заключение. Таким образом, на основе теоретических и логических заключений удалось определить возможности рационального взаимодействия между тренером и родителями детей дошкольного возраста, занимающимися футболом. Кроме этого, мотивируя коллективное участие родителей общей целью и задачами учебно-тренировочного процесса, придавая их общности организованную форму, можно предположить, что такие действия расширят возможности тренера, повысят эффективность всего целостного процесса, а в итоге будут способствовать достижению высоких спортивных результатов. Подобные условия являются наиболее приемлемыми для эффективного управления целостным процессом спортивной подготовки детей дошкольного возраста, а также принятия верных обоснованных решений.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Григорян М.Р. Техническая подготовка юных футболистов с учетом дифференцирования специализированных нагрузок повышенной координационной сложности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Григорян Михаил Романович. - Краснодар, 2009. -21 с.
2. Дворкина Н.И. Родительский ресурс в воспитании ребенка дошкольного возраста / Н.И. Дворкина // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар. - 2012. - № 4. - С. 21-26.
3. Курдюков Б.Ф. Обучение дошкольников социальному взаимодействию в детских группах / Б.Ф. Курдюков, Н.В. Иванова, М.Б. Бойкова, Ю.Ю. Городецкая // Физическая культура, спорт - наука и практика. -Краснодар. - 2014. - № 1. - С. 46-48.
4. Курдюкова Е.А. Футбол в дошкольном возрасте: проблемы и решения / Е.А. Курдюкова, М.Б. Бойкова, Б.Ф. Курдюков // Физическая культура, спорт-наука и практика. - Краснодар. - 2017. - № 4. - С. 18-25.
5. Чернышенко Ю.К. Спортизация воспитания в условиях дошкольной образовательной организации детей 3-7 лет / Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин, Е.В. Демидова, Р.И. Соленова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 10. -С. 321-325. - URL: http: // e-koncept.ru/20016/56872. htm.
INTERACTION MODEL OF EDUCATIONAL-TRAINING PROCESS OF PARTICIPANTS IN FOOTBALL OF PRESCHOOL CHILDREN'S GROUPS
E. Kurdyukova, Aspirant,
M. Boykova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Social and Preschool Pedagogy Department,
B. Kurdyukov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Social and Preschool Pedagogy Department,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161,
e-mail: [email protected].
The article presents the results of the modeling of pedagogical conditions for rational organization of the interaction process of participants of educational-training process in football of preschool children's groups. The presented results are the outcome of the earlier studies, allowing to establish the specific features of preschool age and the possibility of the population participation in the training process in football. The authors disclose the rea-
sons contributing to the difficulties in the work of a football coach in groups of preschool children. It also indicates the manifestation of the high activity of the parents at the football training sessions in these groups. The text also presents the logical statements about the organization of communication and relationship between coaches and parents. Several options for their construction are considered and analyzed. The rational approach to the creation
of the most favorable conditions, capable for the provision of high interaction efficiency among coaches, kids and parents is justified. As a final result of the work the model of the organizational-pedagogical conditions of interaction among participants of educational-training process in children's football groups of preschool age are presented. The latter one reveals not only the essence of the whole integral communicative process among the participants of the training process, but also defines the role of each of them in the system of structural interaction.
It reflects the main directions of the educational training which ensure the readiness of football coaches to work with children of senior preschool age. The forms of coaches' activity with children and their parents are presented.
The material given in the article including the model of interaction among the participants of the educational-training process in football of preschool children's groups has new scientific knowledge. In this regard, the article will be interesting and useful, first and foremost, for coaches-practitioners working with this population and for experts in the field of theory and methodology of football.
Keywords: children of preschool age, model, educational-training process, organizational and pedagogical conditions, communication and interaction.
References:
1. Grigorjan M.R. Technical training of young football players taking into account differentiation of specialized loadings of the increased coordination complexity. Extended abstract of candidate's thesis. Krasnodar, 2009, 21 p. (in Russian).
2. Dvorkina N. I. Parental resource in education of the child of preschool age. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice]. Krasnodar, 2012, no 4, pp. 21-26. (in Russian).
3. Kurdjukov B.F., Ivanova N.V., Bojkova M.B., Gorodeckaja Ju.Ju. Training of preschool children in social interaction in children's groups. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice]. Krasnodar, 2014, no 1, pp. 46-48. (in Russian).
4. Kurdjukova E.A., Bojkova M.B., Kurdjukov B.F. Soccer at preschool age: problems and decisions Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice]. Krasnodar, 2017, no 4, pp. 18-25. (in Russian).
5. Chernyshenko Ju.K., Balandin V.A., Demidova E.V., Solenova R.I. Sportization of education in the conditions of the preschool educational organization of children of 3-7 years. Koncept [Concept], 2016, Vol. 10, pp. 321325. - URL: http: // e-koncept.ru/20016/56872. htm. (in Russian).
Поступила / Received 15.01.2018 Принята в печать / Accepted 21.02.2018