Научная статья на тему 'Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста, не посещающих детские дошкольные учреждения'

Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста, не посещающих детские дошкольные учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1434
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бойкова М.Б., Курдюков Б.Ф., Курдюкова Е.А., Шиянов Г.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста, не посещающих детские дошкольные учреждения»

УДК 373.203.71

ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДЕТСКИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

М.Б. Бойкова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной и дошкольной педагогики,

Б.Ф. Курдюков, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной и дошкольной педагогики,

Е.А. Курдюкова, аспирант,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар,

Г.П. Шиянов, кандидат педагогических наук, доцент,

Российский государственный университет правосудия, г. Краснодар.

Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161,

e-mail: marina-boikova1983@yandex.ru.

В статье рассматриваются вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста. В качестве основной проблемы представлено физическое развитие детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные заведения. Анализируются причины, приведшие к большому числу детей, не имеющих возможность поступить в детский сад. Определяются тенденции развития материально-технической базы детских дошкольных учреждений, а также возможности решения этой проблемы в рамках обеспечения потребности в ближайшем и отсроченном будущем.

В статье приводятся данные собственных исследований, проведенных с целью изучения состояния вопроса о качестве и эффективности физического воспитания дошкольников в домашних условиях, которые рассматриваются на фоне осведомленности родителей в области физической культуры и дошкольного воспитания.

Особое значение придается открывшемуся, не охваченному вниманием пространству, в рамках которого целесообразно осуществлять научный поиск решения по проблеме физического воспитания дошкольников в условиях домашнего быта. Приводятся факты, указывающие на проявление негатива в этой сфере, что в последствии может привести к возникновению рисков, связанных с невозможностью сохранения и укрепления здоровья дошкольников данной группы.

На основании анализа состояния проблемы и возможностей ее частичного решения авторы вносят предложения, которые уже сегодня могут позитивно повлиять на сложившуюся неблагоприятную обстановку в границах рассматриваемых проблем.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста; физическое воспитание; педагогический процесс; домашние условия; дошкольные образовательные организации.

Актуальность. В настоящее время в системе научных знаний огромное внимание уделяется процессу физического воспитания детей дошкольного возраста. При этом используются различные подходы, разрабатываются инновационные программы, оптимизируются режимы, внедряются новые технологии. Все это посвящено одной единственной цели - воспитанию гармоничной, разносторонне развитой личности ребенка. И все же в этом возрасте в приоритете находится их здоровье, то есть естественный процесс физического развития [7].

Данная установка абсолютно понятна. В связи с этим большое внимание уделяется вопросам физического воспитания детей дошкольного возраста. За последние двадцать лет было защищено множество диссертационных работ, посвященных данной тематике (Ю.К. Чернышенко, Н.И. Дворкина, Н.М. Аркадьева, Е.В. Демидова, Е.А. Ветошкина и др.). Надо признать, что рассмотрение данного вопроса на уровне научных изысканий приносит свои плоды.

В то же время необходимо обратить внимание на то, что физическое воспитание детей дошкольного возраста рассматривается в условиях дошкольной образовательной организации. Однако известно, что в России сформировалась серьезная проблема по обеспечению нуждающихся местами в дошкольных образовательных организациях. Согласно статистическим данным, представленным в средствах массовой информации, на сегодняшний день около 40,0 % детей дошкольного возраста воспитываются дома. Конечно же, есть благополучные регионы в этом отношении, такие как Ярославская область (97,7 %). Но в большинстве регионов проблема весьма актуальна. Согласно данным, приведенным фондом «Человеческий капитал» (2016), с 2000 года вплоть до 2014 года наблюдается постоянное усугубление проблемы по обеспечению нуждающихся в устройстве ребенка в детский сад. Следовательно, в ближайшее время рассчитывать на решение обозначенной проблемы в полной мере не приходится. Это обстоятельство позволяет обоснованно разделять детей дошкольного возраста на две группы: посещающих и не посещающих дошкольные образовательные организации [1].

Сложившаяся ситуация является сдерживающим фактором в развитии системы физического воспитания дошкольников. Учитывая важность этого вопроса, поднятая проблема, по нашему мнению, является актуальной.

Цель исследования: изучение состояния вопроса и определение направления поиска рационального решения установленной проблемы.

Методы исследований. С целью получения необходимой информации использовались общеизвестные, опробованные методы, характерные для проведения педагогических исследований: анализ научно-методической литературы, статистические методы, опросы, беседы, наблюдения, статистические методы обработки данных.

Результаты исследований. Деление детей по указанному признаку означает, что одна часть детей воспитывается в специально организованных условиях, под руководством компетентных специалистов, а другая - в условиях домашнего быта под руководством родителей, которые в своем большинстве являются дилетантами в области дошкольного воспитания. Последнее утверждение основано на данных, полученных в ходе проведенных исследований. В частности, было установлено, что из числа опрошенных родителей (п=60), воспитывающих детей в домашних условиях, только 6,7 % имеют педагогическое образование. С дошкольной педагогикой не знакомы 96,7 %. В воспитании собственных детей опираются на собственный опыт 73,0 %, подражают собственным родителям 24,0 %, пользуются советами специалистов 30,0 %, прислушиваются к мнению знакомых 36,0 %, черпают знания из литературных источников 27,0 %. К сожалению, никто из опрошенных не смог объяснить, что конкретно они используют для формирования таких личностных ка-

честв и способностей, как самостоятельность, доброта, эмпатия, воля, упорство, настойчивость и др.

Основываясь на вышепредставленных данных, можно с уверенностью сказать, что воспитание детей дошкольного возраста в домашних условиях не характеризуется системностью, строится, как правило, на интуиции, осуществляется без ориентации на будущее, протекает спонтанно. Если сравнить эти условия с детской дошкольной образовательной организацией, превосходство последних несомненно. В связи с этим, высоко оценивая воспитательные возможности специально организованных условий, необходимо признать наличие проблемы в условиях домашнего воспитания [3, 5] .

Совершенно очевидно, что аналогичная картина складывается в физическом воспитании дошкольников. Согласно полученным данным, опрошенные родители показали свою несостоятельность в вопросах физического воспитания вообще и дошкольного в частности. Так, у опрошенных (п=72) отсутствуют элементарные знания о физических и психофизиологических особенностях детей дошкольного возраста. При этом определенная часть из них (56,0 %) ошибочно считает себя способной организовывать и проводить физкультурные занятия. В то же время, как показали исследования, они испытывают определенные трудности в составлении комплексов развивающих упражнений.

Установлено, что пребывание на свежем воздухе не планируется, имеет пассивную форму и ограничено в пределах от одного до полутора часов в день. Специально организованные, целенаправленные физкультурные занятия родителями не проводятся.

Таким образом, результаты исследования состояния физического воспитания детей дошкольного возраста в домашних условиях свидетельствуют о том, что на сегодняшний день данный вопрос остается открытым. Учитывая, что здоровье человека закладывается в самом раннем возрасте, сложившаяся ситуация может привести к возникновению рисков, связанных с сохранением здоровья подрастающего поколения. Но ранее уже упоминалось, что в отечественной системе физического воспитания дошкольный возраст представлен достаточно полно. Имеется большой позитивный опыт работы в этом направлении в условиях дошкольного образовательного учреждения. Следовательно, опираясь на имеющийся опыт, научные достижения и технологические решения, необходимо адаптировать их к домашним условиям [6].

Казалось бы, все просто. Однако возникает вопрос: как это сделать и насколько это реально? Анализируя ситуацию и оценивая имеющиеся возможности, можно обозначить два очевидных, на наш взгляд, направления решения проблемы.

Первое направление - это полное удовлетворение потребности семей в предоставлении каждому ребенку места в дошкольном образовательном учреждении. В этом случае, в условиях научно обоснованного и строго регламентированного педагогического процесса,

№4 I 2017

15

появляется реальная возможность достижения желаемого результата в физическом развитии и поддержании состояния здоровья каждого ребенка дошкольного возраста. Однако, реально оценивая возможности государства и тенденции развития материальной базы дошкольных учреждений, можно с большой долей уверенности сказать, что в ближайшее время подобного рода задача невыполнима.

Второе направление - это просвещение родителей, оказавшихся в ситуации вынужденной необходимости приобретения знаний, востребуемых для снижения рисков в процессе воспитания собственных детей дошкольного возраста. Однако возникает вопрос: где и как это можно осуществить?

Рассматривая отечественную систему физического воспитания, можно отметить, что она охватывает практически все возрастные группы. При этом особое значение ему отводится на всех этапах обучения [6]. Но, к сожалению, мы не можем сказать, что в нашей стране каждый человек является образованным в области физической культуры. На наш взгляд, причиной сложившейся ситуации является подход к организации занятий физической культурой как к чисто практической двигательной деятельности, которая осуществляется под руководством и контролем специалиста. Вопросы теории и методики остаются без должного внимания. В связи с этим выявленный в ходе исследований низкий уровень компетентности родителей в области физического воспитания детей дошкольного возраста является предсказуемым результатом [3].

И все же данный путь решения проблемы, на наш взгляд, более реалистичен. Кроме этого, установлено, что многие родители (72,0 %) проявляют неподдельный интерес к вопросам воспитания своего ребенка, в том числе и в физическом плане. К примеру, большая их часть (69,0 %) интересуется телевизионными передачами, посвященными здоровью малышей. Многие отмечают, что стремятся к поиску полезной информации в средствах массовой информации (63,0 %). Абсолютное большинство мам (94,0 %) высказали пожелание иметь возможность прохождения специальных курсов еще до рождения ребенка. Вместе с тем установлено, что после рождения ребенка, со временем, интерес родителей к процессу его воспитания постепенно снижается.

Конечно же, вопрос физического воспитания дошкольников в условиях семьи более серьезный, чем мы его представляли. Кроме этого, совершенно очевидно, что его изучению должны быть посвящены разносторонние исследования [2]. Но уже сейчас понятно, что проблема реально существует. Доступным ее решением на сегодняшний день предположительно является организация специальных курсов, подобных «Школе молодой матери», на дородовом этапе. В дальнейшем, с ростом ребенка, у мам, воспитывающих его дома, должна быть возможность посещения центров физического развития ребенка.

Заключение. Таким образом, в системе физического воспитания дошкольников образовалось весьма проблемное и актуальное направление, которое долгое время незаслуженно оставалось без должного внимания. Физическое воспитание дошкольников, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, требует тщательного и досконального изучения, а также научной проработки. Но даже сейчас можно предпринять некоторые шаги по решению данной проблемы [5].

Прежде всего хочется надеяться, что на нее обратят внимание специалисты и исследователи, для которых открываются новые направления исследовательской деятельности.

Хочется отметить, что выдвинутые авторами предположения по решению проблемы основаны только лишь на логических предположениях. Дальнейший их поиск будет продолжен в русле научных изысканий.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аркадьева Н.М. Физическое воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях в условиях модернизации российского образования / Н.М. Аркадьева: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2004. - 24 с.

2. Ветошкина Е.А. Повышение уровня физического состояния детей 5-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения на основе преимущественного развития выносливости / Е.А. Ветошкина: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2004. - 24 с.

3. Дворкина Н. И. Родительский ресурс в воспитании ребенка дошкольного возраста / Н.И. Дворкина // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар, 2012. - № 4. - С. 21-26.

4. Демидова Е.В. Влияние упражнений повышенной координационной сложности на физическое развитие детей дошкольного возраста (4-7 лет): Текст.: дис. ... канд. биол. наук: 13.00.04 / Е.В. Демидова. - Краснодар, 1988. - 180 с.

5. Курдюков Б.Ф. Обучение дошкольников социальному взаимодействию в детских группах / Б.Ф. Курдюков, Н.В. Иванова, М.Б. Бойкова, Ю.Ю. Городецкая // Физическая культура, спорт - наука и практика. -2014. - С. 46-48.

6. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Краснодар, 1998. - 50 с.

7. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / [Кубанская ГАФК] / Ю.К. Чернышенко. Краснодар, 1998. - 392 с.

PHYSICAL EDUCATION PROBLEMS OF PRESCHOOL CHILDREN NOT ATTENDING PRESCHOOL INSTITUTIONS

M. Boykova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Social and Preschool Pedagogy Department,

B. Kurdyukov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Social and Preschool Pedagogy Department,

E. Kurdyukova, Postgraduate student,

Kuban state University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar, G. Shiyanov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Russian State University of Justice, Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161, e-mail: marina-boikova1983@yandex.ru.

The article reveals the questions of physical education of preschool children. The main problem is the physical development of pre-school children who do not attend pre-school institutions. The reasons that led to a large number of children who do not have the opportunity to attend nursery schools are analyzed. Tendencies in the development of the material and technical base of preschool institutions, as well as the possibilities of solving this problem in the framework of catering the need in the near and delayed future are determined.

The article presents data of the conducted researches with the aim to study the state of the question about the quality and effectiveness of physical education of preschoolers at home which are considered on the basis of parents' awareness in the field of physical education and preschool education.

Particular importance is given to the open field not covered by attention, within which framework it is rational to conduct a scientific search for a solution of the problem of preschool children's home physical education. There are the facts pointing to the display of negativity in this area, which could then lead to the emergence of risks connected with the preservation and strengthening of preschool children's health of this group.

Based on the analysis of the problem and the opportunities of its partial solutions, the authors make suggestions which even today can positively affect the current unfavorable situation within the considered problems.

Keywords: preschool children, physical education, pedagogical process, home conditions, preschool educational institutions.

References:

1. Arkad'eva N.M. Fizicheskoe vospitanie detej v doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenijah v uslovi-jah modernizacii rossijskogo obrazovanija. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 2004, 24 p. (in Russian)

2. Vetoshkina E.A. Increase in level of a physical condition of children of 5-7 years in the conditions of preschool educational institution on the basis of primary development of endurance. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 2004, 24 p. (in Russian)

3. Dvorkina N. I. Parental resource in education of the child of preschool age. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice]. Krasnodar, 2012, no 4, pp. 21-26. (in Russian)

4. Demidova E.V. Influence of exercises of the increased coordination complexity on physical development of children of preschool age (4-7 years). Extended abstract of candidate's thesis. Krasnodar, 1988,180 p. (in Russian)

5. Kurdjukov B.F., Ivanova N.V., Bojkova M.B., Gorodeckaja Ju.Ju. Training of preschool children in social interaction in children's groups. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2014, pp. 46-48. (in Russian)

6. Chernyshenko Ju.K. The scientific and pedagogical bases of the innovative directions in the system of physical training of children of preschool age. Extended abstract of doctor's thesis. Krasnodar, 1998, 50 p. (in Russian)

7. Chernyshenko, Ju.K. Scientific and pedagogical the basis of the innovative directions in the system of physical training of children of preschool age. Extended abstract of doctor's thesis. Krasnodar, 1998, 392 p. (in Russian)

№4 l 2017

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.