Научная статья на тему 'Динамика показателей профессиональной подготовленности тренеров по футболу в процессе курсов повышения квалификации'

Динамика показателей профессиональной подготовленности тренеров по футболу в процессе курсов повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНЕРЫ / ФУТБОЛ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ФУТБОЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ДИНАМИКА / ЗНАНИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / АТТЕСТАЦИЯ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брехова Т.Е., Золотарев А.П., Гакаме Р.З., Лавриченко В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика показателей профессиональной подготовленности тренеров по футболу в процессе курсов повышения квалификации»

УДК 796.332+796.015.3

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ТРЕНЕРОВ ПО ФУТБОЛУ В ПРОЦЕССЕ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Т.Е. Брехова, магистрант,

A.П. Золотарев, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики футбола и регби,

Р.З. Гакаме, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики футбола и регби,

B.В. Лавриченко, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики футбола и регби,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: a.p.zolotarev@yandex.ru.

В связи с очевидной обусловленностью отдельных проблем современного российского футбола уровнем профессиональной подготовленности отечественных тренеров и необходимостью, с позиций конкурентоспособности, соответствия ведущим зарубежным специалистам, актуализируется вопрос системной подготовки тренерских кадров как для профессионального, так и детско-юношеского футбола. При этом отдельной проблемой стоит подготовка специалистов по женскому футболу.

В настоящей статье представлены результаты анализа отчетных документов Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Межрегиональный центр подготовки специалистов в сфере футбола «Юг» за 10 лет работы, с 2008 по 2017 год включительно. Проанализированы данные об итоговой аттестации на лицензионном уровне «С» 1066 тренеров Южного и СевероКавказского федеральных округов, работающих в мужском футболе, и 35 - в женском.

Систематизация и анализ показателей оценки профессиональной подготовленности тренеров по футболу по итогам повышения квалификации позволяют косвенно судить о качестве процесса. Так, в среднем за курс обучения на лицензионном уровне «С» уровень теоретических знаний тренеров повышается в переделах 40 %. Специалисты женского футбола имеют более высокие, чем тренеры муж-

ского футбола, показатели теоретической подготовленности, уступая им при этом в показателях оценки практических умений и навыков.

В динамике периода приведены данные об уровне профессиональной подготовленности футбольных тренеров, показаны отличительные особенности специалистов двух видов спорта, сформулированы перспективные направления дальнейшей научной разработки проблемы повышения квалификации тренеров по футболу.

Ключевые слова: тренеры; футбол; Межрегиональный центр подготовки специалистов в сфере футбола; профессиональная подготовленность; повышение квалификации; динамика; знания; практические умения и навыки; аттестация; лицензирование.

Для цитирования: Брехова Т.Е., Золотарев А.П., Гакаме Р.З., Лавриченко В.В. Динамика показателей профессиональной подготовленности тренеров по футболу в процессе курсов повышения квалификации / Т.Е. Брехова, А.П. Золотарев, Р.З. Гакаме, В.В. Лавриченко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 1. - С. 29-34.

For citation: Brekhova Т., Zolotarev А., Gakame Р., Lavrichenko V. Dynamics indicators of professional preparedness of football coaches during the courses for improvement of qualification. Fizicheskaja kul'tura, sport -nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2018, no 1, pp. 29-34 (in Russian).

Введение. В официальных документах по развитию футбола в нашей стране в качестве основополагающих предпосылок для разработки стратегии развития этого вида спорта в Российской Федерации до 2020 года выделяются следующие: новая стратегия развития государства до 2020 года; новая стратегия развития физической культуры и спорта до 2020 года; чемпионат мира 2018 года в России; завершение двух этапов «Стратегии развития футбола в РФ до 2016 года»; начало второго этапа реализации подпрограммы развития футбола в РФ Федеральной целевой программы и ее пролонгация до 2020 года; новый курс нового президента Российского футбольного союза (РФС); новые вызовы конкурентов [11].

В последнее время специалистами неоднократно подчеркивается, что проблемы современного российского футбола актуализируют потребность в подготовке высококвалифицированных тренеров, способных к организации учебно-тренировочного процесса подготовки футболистов, основанного на результатах современных научных достижений теории и практики футбола и спорта в целом [1, 4, 5, 8, 12]. При этом отдельным вопросом стоит подготовка специалистов по женскому футболу [2, 5, 9], которая целенаправленно относительно недавно стала осуществляться Академией тренерского мастерства РФС [7, 10].

В российском футболе к настоящему времени создана и успешно функционирует многоуровневая система непрерывного образования тренеров, позволяющая [5]:

- классифицировать тренеров в соответствии с эффективностью их практической деятельности и уровнем профессионального образования;

- в соответствии с тенденциями развития современного футбола осуществлять совершенствование программного обеспечения подготовки тренеров;

- разрабатывать и вводить новые образовательные уровни для автономных разновидностей игры (пляжный футбол, мини-футбол);

- повышать качество профессиональной подготовленности российских тренерских кадров и их конкурентоспособность зарубежным специалистам.

Цель настоящего исследования заключалась в систематизации и анализе данных о многолетней динамике показателей оценки профессиональной подготовленности тренеров по футболу по итогам повышения квалификации. В качестве методов исследования использовались анализ специальной литературы, анализ архивной отчетной документации, анкетирование, экспертная оценка, методы математической статистики. Организация исследования и данные о контингенте обследуемых раскрыты ниже.

Результаты исследования. Российским футбольным союзом в 2008 году в Краснодаре, на базе Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, был открыт Межрегиональный центр подготовки специалистов в сфере футбола «Юг» [3], который начал осуществлять повышение

квалификации и лицензирование тренеров по соответствующим категориям РФС национального уровня «й», «С» и, начиная с 2015 года, «В-РФС юношеская».

Настоящее исследование было посвящено анализу отчетных документов за 10 лет работы Центра «Юг», с 2008 по 2017 годы включительно. Всего проанализированы итоги аттестации на лицензионном уровне «С» (124 учебных часа) 1066 тренеров Южного и Северо-Ка-казского федеральных округов, работающих в мужском футболе (этот вид спорта мы рассматривали отдельно). В данном случае все лица были мужского пола. Из этого количества 126 человек работали в структуре профессиональных футбольных клубов, 38 являлись мастерами и 77 - кандидатами в мастера спорта, выступавшими в свое время в профессиональном футболе. Стаж тренерской работы обследуемых находился в достаточно широком диапазоне - от 1 года до 37 лет. Поскольку в нашей работе автономно рассматриваются показатели профессиональной подготовленности тренеров непосредственно по женскому футболу, считаем необходимым привести характеристику обследуемых отдельно. Из 35 тренеров 8 работали в структуре профессиональных футбольных клубов, из них 2 - главными тренерами профессиональных женских футбольных команд. Из 35 тренеров только 4 являлись мужчинами, остальные 31 - женщинами.

В процессе анализа теоретической подготовленности обследуемого контингента нами, наряду с данными экспертной оценки результатов анкетного опроса тренеров, обсуждались показатели среднего по группам и годам значения оценки на итоговом экзамене согласно отчетам председателей аттестационных комиссий. В качестве экспертов выступали авторитетные специалисты РФС. Установлено, что в среднем за 10 лет анализируемого периода начальные («входные») и конечные показатели анкетного опроса в процессе курса повышения квалификации свидетельствуют о существенном улучшении качества ответов на вопросы анкеты по окончании курса повышения квалификации (таблица 1).

Для определения уровня профессиональной практической подготовленности тренеров мужского футбола по итогам проведения учебной практики комиссией производилась экспертная оценка по традиционной 5-балльной системе. Анализ практических умений и навыков тренеров выявил следующие результаты. Установлено, что средний показатель экспертной оценки данного вида деятельности обследуемого контингента в динамике 10 лет находился на достаточно высоком, по мнению экспертов, уровне в диапазоне от 4,6 до 3,9 балла (таблица 2).

При этом эксперты и преподаватели-инструкторы Центра во время анализа проведения тренировки в процессе методических учебных занятий с тренерами отмечали, что наиболее часто встречающимися методическими неточностями при составлении оперативного планирования и, как следствие, непосредственно в процессе занятий, были такие моменты, как составле-

Таблица 1

Средние данные о динамике профессиональных знаний тренеров мужского футбола (п=1066) в начале и конце курса повышения квалификации в Центре «Юг» (% правильных ответов на вопросы анкеты)

№ п.п. Этапы Показатель (%) правильных ответов (М ± б) Показатель(%) прироста Достоверность различий

1. В начале курса обучения 32,2 ± 6,3 - -

2. В конце курса обучения 72,1 ± 8,5 40,1 1 = 9,4; р < 0,001

Таблица 2

Многолетняя динамика экспертной оценки (среднегодовой балл) практических умений и навыков тренеров мужского футбола (п=1066), обучающихся в Центре «Юг» (М ± б)

№ п.п Временной период (год) / экспертная оценка (средний балл)

1. 2008 (п=29) 2009 (п=130) 2010 (п=76) 2011 (п=132) 2012 (п=151) 2013 (п=89) 2014 (п=114) 2015 (п=109) 2016 (п=95) 2017 (п=141)

2. 4,5 ± 0,7 4,2 ± 0,9 4,6 ± 0,4 4,3 ± 0,6 4,4 ± 0,9 4,2 ± 0,5 4,0 ± 0,9 4,1 ± 0,6 4,0 ± 0,6 3,9 ± 0,8

Примечание: в первый год работы, в 2008 году, была всего одна учебная группа.

ние плана-конспекта - подбор тренировочных средств и методов, адекватных поставленным задачам.

В целом, можно заключить, что уровень практической подготовленности тренеров несколько выше уровня их теоретических знаний. И данная закономерность прослеживается в течение всего рассматриваемого временного периода. Необходимо также отметить, что за рассматриваемый период 10 человек не получили искомые лицензии, не сдав итоговый квалификационный экзамен.

Общепризнанным является мнение, что женский футбол достаточно существенно отличается от мужского и, следовательно, тренеры, работающие в этом виде спорта, должны иметь соответствующую подготовленность. В этой связи представляется очевидным, что одной из проблем развития женского футбола в нашей стране в настоящее время является подготовка квалифицированных специалистов в области женского футбола, в первую очередь - тренеров.

В данном фрагменте работы мы рассматриваем обобщенные показатели повышения квалификации тренеров женского футбола, обучающихся в разное время в двух группах - в 2009 и в 2011 году. При оценке уровня теоретической подготовленности обследуемого контингента тренеров женского футбола мы также руководствовались показателями экспертной оценки результатов анкетного опроса тренеров.

Динамика уровня теоретических знаний специалистов данного вида спорта свидетельствует, что по окончании курса повышения квалификации тренеры практически вдвое улучшают качество своих ответов на вопросы анкеты.

При этом характерно, что существенно улучшаются ответы на второй («Перечислите методы практического упражнения, применяемые в спортивной тренировке») и третий («Приведите факторы, обусловливающие нагрузку в учебно-тренировочном занятии, критерии, с помощью которых вы управляете нагрузкой») вопросы анкеты (рисунок 1).

Рисунок 1. Динамика показателя правильности (%) ответов тренеров женского футбола на вопросы анкеты по итогам обучения на курсах повышения квалификации в Центре «Юг»

Научно-методическое обеспечение непрерывного обучения тренеров

Содержательный

компонент подтверждения тренерской лицензии

Рисунок 2. Блок-схема перспективных направлений разработки проблемы повышения квалификации тренеров

по футболу

Это же отражается и в результатах устного экзамена. Так, средний балл итогового экзамена по обследуемой группе тренеров составил 4,8 (7 человек, из них трое тренеров-мужчин, получили оценки «хорошо», 28 - «отлично»).

Уровень профессиональной практической подготовленности тренеров женского футбола, так же как и специалистов мужского, оценивался экспертной комиссией по итогам проведения учебной практики.

Анализ показал, что средняя оценка практической подготовленности обследуемого контингента тренеров составила 4,1 балла. При этом в качестве наиболее выраженных недочетов при проведении занятий выявлены такие же методические ошибки, как и у специалистов мужского футбола. Среднегрупповые результаты оценки практической деятельности тренеров женского футбола оказались статистически достоверно ниже показателей их теоретической подготовленности на 0,7 балла (1 = 2,1; р < 0,05).

Таким образом, результаты анализа показателей многолетней динамики оценок профессиональной подготовленности тренеров по футболу, обучающихся по программе повышения квалификации на базе Межрегионального центра «Юг», позволяют косвенно определить качество процесса. В среднем за период одного курса обучения уровень теоретических знаний слушателей повышается на 40 %. В динамике 10-летнего периода средний показатель оценки аттестационной комиссией ответов специалистов на теоретическом экзамене находится в диапазоне от 3,4 до 4,1 балла.

Тренеры по женскому футболу в показателях теоретической подготовленности имеют лучшие в сравнении с тренерами мужского футбола результаты по экзамену при примерно таких же темпах прироста профессиональных знаний за период повышения квалификации. В то же время по уровню практических умений и навыков представители женского футбола уступают аналогичным показателям тренеров мужского футбола.

С целью дальнейшего совершенствования повышения квалификации тренеров по футболу на основе ре-

зультатов проведенного исследования представляется целесообразным рекомендовать для научной разработки в аспекте изучаемой проблемы в качестве перспективных направления, отраженные на рисунке 2.

Заключение. На Юге России создана и успешно функционирует система повышения квалификации тренеров по футболу, предусматривающая лицензирование специалистов по соответствующим категориям национального уровня. За 10 лет работы обучение прошли более 1000 представителей Южного и СевероКавказского федеральных округов. В аспекте дальнейшего совершенствования учебного процесса необходима научная разработка перспективных направлений, указанных выше.

Систематизация и анализ данных о многолетней динамике показателей оценки профессиональной подготовленности тренеров по футболу по итогам повышения квалификации позволяют косвенно судить о качестве процесса. Так, в среднем за курс обучения на лицензионном уровне «С» уровень теоретических знаний тренеров повышается в пределах 40 %.

Специалисты женского футбола имеют более высокие, чем тренеры мужского футбола, показатели теоретической подготовленности, уступая им при этом в показателях оценки практических умений и навыков.

Дальнейшее совершенствование системы повышения квалификации тренеров по футболу должно способствовать подготовке высококвалифицированных специалистов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеев В.Н. Система управления процессом развития российского футбола в современных условиях: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.Н. Алексеев. - Майкоп, 2009. - 50 с.

2. Зайцева Т.В. Многолетняя динамика показателей соревновательной деятельности футболисток-юни-орок / Т.В. Зайцева, А.П. Золотарев // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2016. - № 4. -С. 8-9.

3. Ибрагимов Л-А. Х. Межрегиональный центр подготовки специалистов в сфере футбола «Юг»: деятельность в Южном федеральном округе / Л-А. Х. Ибрагимов, Н.Г. Сардак // Актуальные проблемы современного футбола: сборник научных трудов, посвященный 25-летию кафедры теории и методики футбола и регби / под ред. профессора А.П. Золотарева. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. - С. 13-18.

4. Лавриченко В.В. Основы тренерского мастерства в детско-юношеском футболе: учебно-методическое пособие / В.В. Лавриченко, С.К. Григорьев. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2016. - 79 с.

5. Лексаков А.В. Уровневая структура подготовки тренеров по футболу разной квалификации в России / А.В. Лексаков, П.В. Макеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. -№ 2. - С. 49.

6. Неретин А.В. Формирование социально-психологической компетентности тренера по футболу в рамках курсов повышения квалификации / А.В. Неретин, А.А. Шамардин // Актуальные проблемы современного футбола: сборник материалов всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Волгоград: ВГАФК, 2014. - С. 173-177.

7. Положение РФС об обучении и лицензировании тренеров по футболу в России. - М.: Российский футбольный союз, 2006. - 42 с.

8. Рачев А.С. Анализ подготовки тренеров по футболу к управлению детской командой / А.С. Рачев // Молодой ученый. - 2016. - № 16. - С. 401-404.

9. Российский С.А. Система подготовки тренеров по футболу / С.А. Российский // Теория и практика футбола: издание Российского футбольного союза. - М., 2010. - С. 3-6.

10. Руководство РФС по лицензированию футбольных клубов (Р-17 РФС). - М.: Российский футбольный союз. - 2017. - 41 с.

11. Стратегия развития футбола в Российской Федерации на 2016-2020 годы. - М.: Российский футбольный союз, 2016. - 44 с.

12. Ушаков И.Н. К вопросу об оценке педагогического мастерства тренера по футболу / И.Н. Ушаков // Тезисы докладов ХХХХ11 научной конференции студентов и молодых ученых Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (декабрь 2014 года - март 2015 года). - Краснодар, 2015. - С. 231.

DYNAMICS INDICATORS OF PROFESSIONAL PREPAREDNESS OF FOOTBALL COACHES DURING THE COURSES FOR IMPROVEMENT OF QUALIFICATION

^ Brekhova, Graduate student,

А. Zolotarev, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Theory and Methodology of Football and Rugby Department,

Р. Gakame, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Head of the Theory and Methodology of Football and Rugby Department,

V. Lavrichenko, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Theory and Methodology of Football and Rugby Department,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161,

e-mail: a.p.zolotarev@yandex.ru.

In connection with the evident determination of specific problems in the modern Russian football, the level of professional preparedness of local coaches and the necessity of the compliance with the leading foreign experts from the position of competitiveness, the issue of the systemic training of coaching staff for both professional and youth football is relevant. At the same time, a special problem is the training of specialists in women's football.

In this paper we present the results of the analysis of the reporting documents of the of Autonomous noncommercial organization of the additional professional education «Interregional Training Center of football specialists «Yug» for 10 years of work from 2008 to 2017 inclusive.

Data on the final attestation at the «C» license level of 1066 coaches from the South and North-Caucasian Federal Districts, working in men's and 35 ones in women's football were analyzed.

Systematization and analysis of assessment indicators of football coaches' professional preparedness on the basis of the courses for improvement of qualification results allow to indirectly judge the quality of the process. So, coaches' theoretical knowledge increases by a maximum of 40% on the average during the training course at the «C» license level. Specialists of women>s football have higher theoretical preparedness than men>s football coaches, but at the same time they have lower assessment indicators of practical skills and abilities.

Data on the level of professional preparedness of football coaches are given in the dynamics of the period, distinctive features of specialists of two sports are shown, perspective areas for further scientific development of the problem of the football coaches' skills improvement are formulated.

Keywords: coaches; football; Interregional Training Center of football specialists; professional preparedness; courses for improvement of qualification; dynamics; knowledge; practical skills and abilities; attestation; licensing.

References:

1. Alekseev V.N. Control system of development of the Russian soccer in modern conditions. Extended abstract of Doctor's thesis. Majkop, 2009, 50 p. (in Russian).

2. Zajceva T.V., Zolotarev A.P. Long-term dynamics of indicators of competitive activity of football players juniors. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice]. Krasnodar, 2016, no 4, pp. 8-9. (in Russian).

3. Zolotareva A.P., Ibragimov L-A.H., Sardak N.G. The interregional Center of training of specialists in the sphere of soccer «South»: activity in the Southern Federal District. Krasnodar, Prosveshhenie-Jug, 2011, pp. 13-18. (in Russian).

4. Lavrichenko V.V., Grigor'ev S.K. Osnovy trenerskogo mas-terstva v detsko-junosheskom futbole [Bases of trainer's skill in soccer for children and young people]. Krasnodar, Prosveshhenie-Jug, 2016, 79 p. (in Russian).

5. Leksakov A.V., Makeev P.V. -Level structure of training of trainers on soccer of different qualification in Russia. Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical Culture, Education, Training], 2017, no 2, 49 p.

6. Neretin A.V., Shamardin A.A. Formation of social and psychological competence of the trainer on soccer within advanced training courses Current problems of modern soccer. Collection of Proceedings of the Scientific and Practical Conference, All-Russian with the international participation. Volgograd, VGAFK, 2014, pp. 173-177.

7. Position of RFU about training and licensing of trainers on soccer in Russia Football Union of Russia. Moscow, Rossijskij futbol'nyj sojuz, 2006, 42 p.

8. Rachev A.S. Analysis of training of trainers on soccer for management of children's team. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2016, no 16, pp. 401-404.

9. Rossijskij S.A. Sistema podgotovki trenerov po futbolu [System of training of trainers on soccer]. Moscow, 2010, pp. 3-6.

10. Guide of RFU to licensing of football clubs. Moscow, Rossijskij futbol'nyj sojuz, 2017, 41 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. The strategy of development for soccer in the Russian Federation for 2016-2020. Moscow, Rossijskij futbol'nyj sojuz, 2016, 44 p.

12. Ushakov I.N. To a question of assessment of pedagogical skill of the trainer on soccer. Abstracts of Papers of a scientific conference of students and young scientists of the Kuban State University of physical culture, sport and tourism. Krasnodar, 2015, 231 p.

Поступила / Received 15.01.2018 Принята в печать / Accepted 21.02.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.