Научная статья на тему 'Модель взаимодействия российских компаний с коммерческими банками'

Модель взаимодействия российских компаний с коммерческими банками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ / ЗАЙМЫ / ПРИВЛЕЧЕННЫЙ КАПИТАЛ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С БАНКОВСКИМ СЕКТОРОМ / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛОМ / COMMERCIAL BANKS / LOANS / DEBT CAPITAL / INTERACTION WITH THE BANKING SECTOR / MANAGEMENT EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лушников С.В., Василенко Н.В.

В условиях неравномерного распределения капитала между экономическими субъектами России, финансового кризиса и ряда санкций наложенных на инвестиционные потоки из вне, остро встает вопрос создания механизма насыщение российских компаний и корпораций необходимой денежной массой. Ключевым инструментом для создания такого рода механизма является банковская система страны. В статье рассматриваются особенности взаимодействия российских компаний с коммерческими банками, выделяются двусторонние факторы, влияющие на возможность взаимодействия в целом. Автором выделяются основы управления привлеченным капиталом и нюансы работы компании с банковским сектором, присущие им в условиях национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation models of russian companies and commercial banks

Inthecontextofthe uneven distribution of capital between the economic entities of Russia, the financial crisis and a number of sanctions imposed on investment flows from the outside, sharply raises the question of establishing a mechanism saturation of Russian companies and corporations need the money supply. A key tool for the creation of such a mechanism is the country's banking system. The article discusses the features of the interaction of Russian companies with commercial banks, distinguished bilateral factors affecting interoperability in general. The author points out the basics of management and nuances borrowed capital of the company with the banking sector, inherent in the conditions of the national economy.

Текст научной работы на тему «Модель взаимодействия российских компаний с коммерческими банками»

New university

Economics & Law 2015. № 10 (56)

ISSN 2221-7347

СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

УДК 334.01

С.В. Лушников , Н.В. Василенко

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ С КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ

В условиях неравномерного распределения капитала между экономическими субъектами России, финансового кризиса и ряда санкций наложенных на инвестиционные потоки из вне, остро встает вопрос создания механизма насыщение российских компаний и корпораций необходимой денежной массой.

Ключевым инструментом для создания такого рода механизма является банковская система страны. В статье рассматриваются особенности взаимодействия российских компаний с коммерческими банками, выделяются двусторонние факторы, влияющие на возможность взаимодействия в целом.

Автором выделяются основы управления привлеченным капиталом и нюансы работы компании с банковским сектором, присущие им в условиях национальной экономики.

Ключевые слова: коммерческие банки, займы, привлеченный капитал, взаимодействие с банковским сектором, эффективное управление капиталом.

В условиях рыночной экономики одним из ключевых вопросов для компании является поиск источников создания привлеченного капитала. Для российской экономики характерна такая структура привлеченного капитала по источникам создания, при которой наибольшую долю занимают коммерческие банки. [2]. На сегодняшний день экономика любой страны не может развиваться без наличия субъектов, отвечающих за перераспределение финансовых активов, которыми являются коммерческие банки. Экономические отношения между банком и компанией возникают в момент принятия компанией решения о необходимости быстрого привлечения денежных средств: получение кредита, начала лизинговых отношений. Взаимодействие между коммерческим банком и компанией продолжается до тех пор, пока обе стороны не покроют взятые на себя обязательства перед друг другом. Многие современные компании не могут существовать без постоянного взаимодействия с банком, в те случаях, когда привлекают средства для создания своего оборотного капитала. В таком случае взаимосвязь обновляется с периодичностью оборотного цикла компании.

© Лушников С.В., Василенко Н.В., 2015.

DOI: 10.15350/2221-7347.2015.10

Лушников Станислав Владимирович - аспирант кафедры экономики отраслей и рынков, Челябинский государственный университет, Россия.

Василенко Никита Валерьевич - магистр кафедры экономики отраслей и рынков, Челябинский государственный университет, Россия.

51

Новый университет

Экономика и право 2015. № 10 (56)

ISSN 2221-7347

В периоды экономической турбулентности необходимость во взаимосвязи компаний с коммерческими банками усиливается, так как постоянные издержки необходимо перекрывать в любом случае, даже при временной заморозке производства. Коммерческие банки должны иметь широкий ассортимент предлагаемой продукции, чтобы одновременно и максимизировать собственный доход и стимулировать компании к началу финансовых отношений. Эффективная политика коммерческих банков является важным фактором в становлении национальной экономики, развитии малого, среднего и крупного бизнеса.

Таким образом, вопрос эффективного привлечения дополнительных средств с целью увеличения вложений в собственный бизнес, получения большей прибыли со стороны компании и эффективность политики банка в направлении создания допустимых для компаний условий по открытию кредитных линий является актуальным, поскольку играет значительную роль при обосновании управленческих решений в бизнесе.

В первую очередь следует обратить внимание на особенности взаимодействия российских компаний с коммерческими банками.

Во-первых, в настоящее время российский рынок кредитования представляет собой развивающийся, активно растущий сегмент;

Во-вторых, покрытие дефицита бюджета, рефинансирование долговых обязательств могут сегодня эффективно финансироваться путем займов у крупных коммерческих банков;

В-третьих, основными видами привлеченных средств компании являются долгосрочные кредиты выданные коммерческими банками;

В-четвертых, формирование привлеченных средств фирмы должно быть основано на принципах и способах разработки и исполнения решений, регулирующих процесс привлечения привлеченных средств с условием на последующее срочное закрытие обязательств в полном объеме;

В-пятых, основными объектами управления при формировании привлеченных средств являются цена и структура, которые определяется в соответствии с внешними условиями. [7].

В-шестых, основополагающими принципами взаимодействия компании с коммерческими банками на финансовом рынке должны являться контроль над формированием привлеченного капитала фирмы и оперативное реагирование на изменение условий заимствования. Таким образом, может быть решен ряд проблем, связанных с увеличением или уменьшением цены источника привлеченных средств. Мониторинг условий рынка актуален не только на начальной стадии привлечения ресурсов, но и при сформировавшемся портфеле.

Управление финансами это, прежде всего, управление капиталом.

С позиций управления капиталом, как важнейшей составной частью финансовых ресурсов, необходимо:

- определение оптимального состава и структуры финансовых ресурсов;

- установление потребности организации в финансовых ресурсах;

- выбор и при необходимости конструирование инструментов финансирования, обращающихся на финансовом рынке;

- эксплуатация финансовых ресурсов в соответствии с их назначением;

- сохранность финансовых ресурсов.

Факторы, влияющие на возможность предприятия получить кредит от коммерческого банка, представлены на рисунке 1.

При исследовании вопроса об источниках заимствования капитала российских компаний через банковское кредитование установлено, что одной из основных проблем является нежелание банков давать деньги на финансирование новых, не имеющих кредитной истории компаний. А ведь именно в этот период источники заимствования капитала для таких компаний особенно важны. Кроме того, проблема высоких ставок для новых компаний также трудноразрешима.

52

New university

Economics & Law 2015. № 10 (56)

ISSN 2221-7347

Рис. 1. Факторы, влияющие на решение банка о выдачи кредита (привлеченный капитал)

Во взаимодействии предприятия и банка выделяются следующие задачи:

1. Определение причин.

2. Определение проблем, которые могут быть решены в скором времени.

3. Выбор средств решения данных проблем.

4. Определение стратегий решения долгосрочных задач.

5. Определение эффективности решения задач для компании и коммерческого банка.

6. Разработку программы принятия решения по взаимодействию.

7. Развитие методической базы, обеспечивающей информационную поддержку взаимодействия коммерческого банка и компании.

Чтобы все эти задачи были реализованы, необходимо иметь абсолютно доверительные отношения между компанией и банком. Это доверие строится в первую очередь на оценке их финансово-экономических возможностей как существующих, так и потенциальных. Для этого существуют различные методы принятия управленческого решения.

В большинстве случаев привлечение банковских кредитов подразумевает наличие ликвидных залогов, т.е. покрытие источников заимствования капитала. В некоторых случаях банки требуют от компаний держать на счету неснижаемый остаток. Таким образом, компании становится «привязанной» к одному банку.

Наиболее часто используемые в хозяйственной практике виды кредитования - возобновляемая кредитная линия и банковский овердрафт.

Проанализировав особенности взаимодействия российских компаний с коммерческими банками, можно сделать следующие выводы:

1) на начальном этапе становления компании крайне тяжело получить кредитную линию у коммерческого банка в виду отсутствия вотума доверия;

2) к особенностям банковских кредитов относим зависимость от одного кредитора, а также возврат привлеченных средств по высоким ставкам;

3) в большинстве своём привлечение компанией денежных средств у банка происходит под залог движимого и недвижимого имущества, так как это снижает банковские риски. [6].

Большинство российских компаний по-прежнему не имеют внешних источников финансирования в достаточном количестве. Остаются высокими риски невозврата привлеченных средств, влекущие за собой повышение цены капитала. Следовательно, можно предположить,

53

Новый университет

Экономика и право 2015. № 10 (56)

ISSN 2221-7347

что немаловажный источник заимствования капитала - кредиторская задолженность, краткосрочные кредиты и займы. Вид фактически используемой задолженности будет зависеть от конкретных активов, которые необходимо профинансировать, а также от условий рынка капитала в то время, когда дополнительные источники капитала будут привлекаться.

При таком многообразии источников заимствования капитала компании начинают задумываться о разработке эффективного механизма по формированию пассивов. Становятся востребованными методики и инструментарий оптимизации структуры источников заимствования капитала компании так как процентные ставки предлагаемые коммерческими банками часто не устраивают российские компании. [8].

Анализируемое условие определено имеющейся тенденцией нарастания разрыва между разнообразием источников заимствования капитала компании, которые становятся доступными даже на российском финансовом рынке, и методической базой, позволяющей эффективно выбирать из этого многообразия наилучшие источники. Существующие методики и инструментарий оптимизации структуры источников заимствования капитала нуждаются в адаптации к российской экономической специфике. Каждая компания, находящаяся в уникальной ситуации стадии развития, доступных источников и т.д. вынуждена самостоятельно дорабатывать методический аппарат, чтобы иметь возможность адекватно оценить перспективы использования такого источника. [1]. Участились случаи, когда выбор компаниями нового источника заимствования капитала определяется не количественными расчетами экономической эффективности, а копированием опыта лидера отрасли в применении источников заимствования капитала.

В современной экономической ситуации компания всегда осуществляет операции с использованием ПК заимствованного у коммерческих банков, результатом чего могут стать как потери так и прирост имеющегося финансового потенциала предприятия. Утрата финансового потенциала компании чревато негативными последствиями как в локальном так и с стратегическом развитии компании. В связи с этим необходимо разработать теоретические и прикладные аспекты, а также систему современных инструментариев реализации взаимодействия российских компаний с коммерческими банками-партнерами.

Определение предельно допустимого V привлеченных средств на предприятии. Максимальный V этого привлечения диктуется двумя основными условиями:

- предельным эффектом финансового левериджа.

- обеспечением достаточной финансовой устойчивости фирмы. Фирма устанавливает лимит использования привлеченных ресурсов в своей финансовой деятельности. [3].

Оценка стоимости ПК из всевозможных источников.

Данная оценка отталкивается от структуры и форм привлеченного из внешних и внутренних источников капитала. Результаты такой оценки являются базисом РУР относительно выбора альтернативных источников привлечения средств, обеспечивающих эффективную работы фирмы.

Нахождение соотношения Vпривлеченных средств на срочной основе. Пропорция между необходимыми V долгосрочных и краткосрочных обязательств зависит исключительно от целеполагания фирмы.

Период времени с начала поступления привлеченных средств до окончательного погашения всей суммы долга называется полным сроком использования привлеченных средств.

[4].

Существуют три временных периода:

1) период полезного использования

2) льготный период

3) срок погашения

Расчет полного срока использования привлеченных средств осуществляется в разрезе перечисленных элементов исходя из целей их использования и сложившейся на финансовом рынке практике установления льготного периода и срока погашения. Средний срок использования привлеченных средств представляет собой средний расчетный период, в течение которого они находятся в использовании у компании.

54

New university

Economics & Law 2015. № 10 (56)

ISSN 2221-7347

Средний срок использования привлеченных средств определяется по каждому целевому направлению привлечения этих средств.

По V их привлечения на кратко- и долгосрочной основе; по привлекаемой сумме привлеченных средств в целом.

Отношение ПК, привлекаемых на краткосрочной и долгосрочной основе, может быть посчитано с учетом стоимости их соответствующего привлечения. [5].

Формы привлечения средств.

Данные формы подразделяются в разрезе финансового кредита и исходя из целей и специфики финансовой деятельности компании.

Определение состава основных кредиторов.

Данное определение зависит напрямую от форм привлечения средств. Основными кредиторами компаниями являются обычно постоянные поставщики и коммерческий банк, в котором обслуживается расчетный счет компании.

Создание эффективных условий привлечения кредитов.

К числу важнейших из этих условий относятся:

- срок предоставления кредита - это ключевой показатель его привлечения. Оптимальным считается такой срок предоставления кредита, при котором реализация цели компании проходит на 100% (ипотека, инвестиционный проект; производственный и реализационный цикл и т.п.);

- ставка процента за кредит характеризуется тремя основными параметрами:

• Форма;

• Вид;

• Размер.

По формам различают процентную ставку и учетную ставку (например при досрочном погашении векселя). Если эти ставки равны, то главной считается процентная ставка, так как в этом случае расходы по обслуживанию долга будут наименьшими. По видам ставки делятся на фиксированную и плавающую (при этом считается, что фиксированная ставка выгодна при стабильной или развивающейся экономике, а плавающая - для кризисного периода).

Условия выплаты суммы по процентам характеризуется условиями выплаты основной суммы долга. Существует три принципиально разных варианта выплат:

•Выплата всей суммы процента в момент заключения кредитного соглашения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

•Выплата суммы процента равными частями;

•Выплате всей суммы процента в день закрытия обязательства.

Для компании наиболее выгодным является третий вариант, а для банка - первый. Условия выплаты основной суммы займа так же характеризуются периодами его возврата. Три варианта выплаты:

•Частичный возврат суммы долга в течение всего периода действия кредита;

•Полному возврат всей суммы займа в день окончания договора;

•Возврат всей или части долга в течение льготного периода по истечении срока полезного использования кредита.

Третий вариант является наиболее выгодным для компании, первый вариант - для банка. Источники и формы формирования ПК компании весьма многообразны.

По целям привлечения:

•привлекаемые для вливания во внеоборотные активы;

•привлекаемые для вливания в оборотные активы;

•привлекаемые для вливания в иные хозяйственные или социальные мероприятия.

По источникам привлечения:

•привлекаемые из внешних источников;

•привлекаемые из внутренних источников.

По периоду привлечения:

•долгосрочный период (более 1 года);

55

Новый университет

Экономика и право 2015. № 10 (56)

ISSN 2221-7347

•краткосрочный период (до 1 года).

По форме привлечения:

•денежная форма;

•оборудование (финансовый лизинг);

•товарная форма (товарный или коммерческий кредит);

•иные материальные и нематериальные формы.

По форме обеспечения:

•необеспеченные;

•обеспеченные поручительством или гарантией;

•обеспеченные залогом.

С учетом изложенной выше классификации происходит управление привлеченными средствами, которое представляет собой централизованный процесс их привлечения, использования, получения прибыли от операции с ними, покрытие процентов и возобновления цикла управления.

Обеспечение компании ресурсами за счет привлечения средств у коммерческих банков является неотъемлемой частью успешного и эффективного развития. Это играет следующую роль:

- пополнение требуемого размера постоянной части оборотных активов.

- обеспечение создания переменной части оборотных активов.

- формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Цель использования привлеченных средств от коммерческих банков в данном случае это необходимость ускорения реализации уникального реального проекта (или проектов) фирмы (новое строительство, реконструкция, модернизация), а также необходимость улучшения и обновления ОС и др.;

- обеспечение социально-бытовых потребностей рабочих.

- прочие временные нужды.

Обилие задач, решаемых в процессе этого управления, определяет необходимость разработки уникальной стратегии и финансовой политики в тех компаниях, которые используют значительный объем привлеченных средств от коммерческих банков.

Библиографический список

[1] Бархатов В. И., Хрусталёв Н.А. К вопросу выбора оптимальной структуры капитала компании. // Молодой учёный. - 2014. - № 18. - С. 332-334.

[2] Федорова Е.А., Муратов М.А. Влияние внутренних и внешних факторов на структуру капитала в российских компаниях: эмпирический анализ // Финансы и кредит. - 2015. - № 1. - С. 24-29.

[3] Грязнова А.Г., Барнгольц С.Б. Банковский аудит и его роль в снижении банковских рисков // Деньги и кредит. - 1997. - № 10. - С. 20-28.

[4] Бархатов, В.И. Взаимосвязь свойств и принципов корпорации как системы [Текст] / В.И. Бархатов, Д.А. Плетнев // Фундаментальные и прикладные проблемы науки: материалы VIII Между-нар. симп. - Москва: РАН, 2013. - Т. 8. - С. 125-133.

[5] Ушаева С.Н. Субмодели оптимизации структуры капитала фирмы // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 32. - С. 88-95.

[6] Плетнев Д.А. Устойчивость корпорации [Текст]: физики, Нассим Талеб и системный подход / Д.А. Плетнев / «Современные хозяйственные отношения: вызовы глобализации» Труды международной научной конференции 16-17 октября 2013 года, Москва: Издательство «Перо», 2013. -С. 53-59.

[7] Бланк И.А. Менеджмент банков: организация, стратегия, планирование. - М.: ДИС, 1997. -315 с.

[8] Бор М.З. Стратегическое управление банковской деятельностью: практические рекомендации, международный опыт, адаптация к условиям России. - М.: Приор-Стрикс, 1995. - 516 с.

56

New university

Economics & Law 2015. № 10 (56)

ISSN 2221-7347

UDC 334.01

S. V. Lushnikov, N. V. Vasilenko

COOPERATION MODELS OF RUSSIAN COMPANIES AND COMMERCIAL BANKS

In the context of the uneven distribution of capital between the economic entities of Russia, the financial crisis and a number of sanctions imposed on investment flows from the outside, sharply raises the question of establishing a mechanism saturation of Russian companies and corporations need the money supply. A key tool for the creation of such a mechanism is the country's banking system. The article discusses the features of the interaction of Russian companies with commercial banks, distinguished bilateral factors affecting interoperability in general. The author points out the basics of management and nuances borrowed capital of the company with the banking sector, inherent in the conditions of the national economy.

Keywords: commercial banks, loans, debt capital, interaction with the banking sector, management effectiveness.

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.