УДК 342.92
МОДЕЛЬ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА ПО МАТЕРИАЛАМ ТАМОЖЕННОЙ
ПРОВЕРКИ
С. А. Агамагомедова, Н. О. Пексимов
MODEL DETECTION OF ILLEGAL USE OF A TRADEMARK BASED ON THE CUSTOMS CHECK
S. A. Agamagomedova, N. O. Peksimov
Аннотация. В связи с развитием Таможенного союза и вступлением России во Всемирную торговую организацию увеличивается объем перемещаемых через таможенную границу товаров. Данная статья посвящена вопросам противодействия обороту контрафактной продукции таможенными органами РФ. Авторами предлагается модель выявления незаконного использования товарного знака c помощью такой формы таможенного контроля, как таможенная проверка.
Ключевые слова: таможенная проверка, интеллектуальная собственность, товарный знак, реестр объектов интеллектуальной собственности, государственные органы, Федеральная таможенная служба, Таможенный кодекс Таможенного союза.
Abstract. In connection with the development of the Customs Union and Russia's entry into the World Trade Organization increases the amount transferred across the customs border of the goods. This article is devoted to combating trafficking in counterfeit goods by the customs authorities of the Russian Federation. The authors propose a model of detecting illegal use of a trademark by a form of customs control as a customs check.
Key words: customs checks, intellectual property, trademark, intellectual property register, government agencies, the Federal Customs Service, the Customs Code of the Customs Union.
C каждым годом возрастают роль и значение международной торговли товарами и услугами. Увеличивается объем перемещаемых товаров, создаются новые транснациональные корпорации, а рынки стран насыщаются разнообразной продукцией. От международной торговли, в частности от пошлин, взимаемых за перемещение товаров через таможенную границу, государства, участвующие в этой торговле, получают огромные прибыли. В Российской Федерации контроль за перемещением товаров через таможенную границу, за правильностью исчисления и взимания таможенных платежей осуществляет Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России). Вся деятельность ФТС России основана на таможенном контроле, который представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза [1].
Действующим таможенным законодательством предусмотрено 12 форм таможенного контроля, которые перечислены в ст. 110 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). Важное место среди них в настоящий период занимает таможенная проверка, которая представляет собой основ-
ную форму таможенного контроля после выпуска товаров. Как отмечает Е. В. Трунина, среди всех форм таможенного контроля, предусмотренных ТК ТС, таможенная проверка получила наибольшую регламентацию, что подчеркивает особую роль данной формы в осуществлении таможенного контроля [2].
Таможенная проверка направлена на выявление и пресечение нарушений законодательства в различных направлениях в области таможенного регулирования: недостоверного декларирования, определения таможенной стоимости и исчисления таможенных платежей, определения страны происхождения товаров, защиты прав интеллектуальной собственности и др. Важным направлением проверочной деятельности таможенных органов на современном этапе является выявление и пресечение правонарушений в области интеллектуальной собственности, в том числе и в рамках таможенных проверок. Нами предпринята попытка разработать модель выявления незаконного использования товарного знака по материалам таможенной проверки.
Согласно ст. 122 ТК ТС таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
Круг проверяемых лиц весьма обширен, в него входят: декларант; таможенный представитель; перевозчик, в том числе таможенный перевозчик; лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель; лицо, осуществляющее временное хранение товаров; владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов; уполномоченный экономический оператор; иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру; лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.
Во время проведения таможенной проверки таможенными органами проверяется:
- факт помещения товаров под таможенную процедуру;
- достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;
- соблюдение установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза - условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров Таможенного союза;
- соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза [1].
Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством
Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки. Сроки и периодичность проведения различных форм таможенной проверки различны, они регламентируются гл. 19 ТК ТС. Права и обязанности должностных лиц таможенного органа, проводящего таможенную проверку, и проверяемого лица также указаны в гл. 19 ТК ТС.
Согласно ст. 23 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» при реализации своих обязанностей таможенные органы вправе осуществлять свои функции во взаимодействии с иными государственными органами [3]. Данное взаимодействие приобретает особую актуальность в рамках проведения таможенных проверок.
При этом исходя из ст. 123 ТК ТС под взаимной административной помощью понимаются действия таможенного органа одного государства - члена Таможенного союза, совершаемые по поручению таможенного органа другого государства - члена Таможенного союза - или совместно с ним в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и предупреждения, пресечения, расследования нарушений таможенного законодательства Таможенного союза.
Взаимная административная помощь включает в себя: обмен информацией между таможенными органами государств - членов Таможенного союза; взаимное признание решений, принятых таможенными органами; проведение отдельных форм таможенного контроля таможенным органом одного из государств - членов Таможенного союза - по поручению таможенного органа другого государства - члена Таможенного союза.
Круг участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) весьма обширен, важную роль среди них играют авторы и иные правообладатели. Данные лица стремятся обеспечить защиту своих прав на интеллектуальную собственность. В правоприменительной практике таможенных органов чаще всего речь идет о товарном знаке как об одном из наиболее распространенных объектов интеллектуальной собственности.
Таможенные органы обеспечивают безопасность прав интеллектуальной собственности с помощью механизма реестра объектов интеллектуальной собственности. В настоящее время таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС России насчитывает 2775 объектов интеллектуальной собственности, подавляющее большинство из которых составляют товарные знаки [4]. Правообладатель вправе внести свой объект интеллектуальной собственности в данный реестр абсолютно бесплатно. Следует обратить внимание на тот факт, что в настоящее время таможенные органы вправе принимать меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, не включенные в данный реестр объектов интеллектуальной собственности.
Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением прав интеллектуальной собственности на всех этапах реализации таможенного контроля: до выпуска товаров, после выпуска товаров, а также при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий. Как было указано выше, таможенные органы вправе привлекать к содействию иные государственные органы, и
данное сотрудничество дает положительный результат. Речь идет о проведении выездных таможенных проверок совместно с органами внутренних дел [5].
Модель выявления незаконного использования товарного знака по материалам таможенной проверки включает в себя следующие аспекты:
1) определение этапа таможенной проверки, на котором могут быть выявлены признаки незаконного использования товарного знака;
2) выделение категорий проверяемых лиц, в отношении которых проведение таможенной проверки может привести к выявлению признаков незаконного использования товарного знака;
3) разработку перечня документов и иных объектов таможенного контроля, анализ и проверка которых могут свидетельствовать о признаках незаконного использования товарного знака;
4) отражение признаков незаконного использования товарного знака в акте таможенной проверки;
5) разработку алгоритма дальнейших мероприятий по выявлению и пресечению признаков незаконного использования товарного знака по итогам таможенной проверки;
6) выделение направлений взаимодействия с правообладателями в рамках проведения таможенной проверки;
7) отработку взаимодействия с иными государственными контролирующими органами в рамках выявления признаков незаконного использования товарного знака;
8) методику применения экспертных мероприятий по выявлению признаков незаконного использования товарного знака в рамках таможенной проверки.
По результатам проведенного нами анализа модель выявления незаконного использования товарного знака по материалам таможенной проверки основана на следующих положениях:
1. Признаки незаконного использования товарного знака, предусмотренного ст. 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), могут быть выявлены как на стадии подготовки таможенной проверки, так и при ее проведении в любой форме (камеральной и выездной). Выявленные признаки рассматриваемого правонарушения отражаются в акте таможенной проверки, форма которого утверждена ФТС России [6].
2. В целях выявления незаконного использования товарного знака по материалам таможенной проверки в качестве проверяемых лиц могут выступать декларанты; лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела; участники ВЭД; любые иные лица, прямо или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под таможенную процедуру.
3. При проведении таможенной проверки, по результатам которой потенциально могут быть выявлены признаки незаконного использования товарного знака, объектом проверки выступает достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров.
4. В акте таможенной проверки должны быть отражены признаки незаконного использования товарного знака, в качестве которых может выступать
наличие товаров, упаковки, этикеток товара, на которых нанесен товарный знак или сходное с ним изображение в отношении однородных товаров.
5. Акт таможенной проверки, содержащий признаки незаконного использования товарного знака, становится основанием для дальнейших мероприятий таможенного органа в рассматриваемом направлении. Так, он может быть основанием для возбуждения дела об административном правонарушении соответствующим подразделением таможенного органа (например отделом таможенных расследований).
6. В рамках проведения таможенной проверки при наличии признаков незаконного использования товарного знака таможенный орган взаимодействует с правообладателем на протяжении всех мероприятий в рамках реализации механизма по защите прав интеллектуальной собственности (от выявления признаков правонарушения до вынесения судебного решения по делу).
7. В рамках проведения таможенной проверки при наличии признаков незаконного использования товарного знака таможенному органу необходимо организовать взаимодействие с иными контролирующими органами, например с УВД и прокуратурой. Данное взаимодействие имеет особое значение при выявлении факта незаконного использования товарного знака в отношении товаров, факт трансграничного перемещения которых не подтвержден. В этих случаях материалы проверки передаются полномочным органам.
8. Обязательным условием эффективного выявления и пресечения незаконного использования товарного знака является проведение экспертизы на предмет определения признаков контрафактности товара, на который нанесен товарный знак или иное изображение.
В заключение заметим: несмотря на то, что при реализации таможенными органами механизма защиты прав интеллектуальной собственности в рамках таможенной проверки существуют определенные проблемы, в целом функция таможенных органов по защите прав правообладателей реализуется успешно. Представленная нами модель выявления незаконного использования товарного знака по материалам таможенной проверки позволит повысить эффективность данного направления в деятельности таможенных органов в современный период.
Список литературы
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (от 27 ноября 2009 г. № 17) (с изменениями от 16 апреля 2010 г.) // КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru
2. Трунина, Е. В. Таможенная проверка и таможенная ревизия: сравнительно-правовой анализ / Е. В. Трунина // Налоги. - 2010. - № 20.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Российская газета. -2010. - 29 ноября.
4. Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС России по состоянию на 03.06.2013 // Официальный сайт ФТС России. - URL: http://ved.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=109:2010-09-09-06-26-44&catid= 13:2008-10-16-13-51-15&Itemid= 1814 (дата обращения: 13.06.2013).
5. Ванинская таможня проводит проверки // Официальный сайт Дальневосточного таможенного управления. - URL: http://dvtu.customs.ru/index.php? op-
tion=com_content&view=article&id=9760:2012-09-11-07-08-36&catid=49:press-cat (дата обращения: 26.06.2013).
6. Приказ ФТС РФ от 30.12.2010 № 2713 (в ред. от 03.10.2011) «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок» (зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 № 19737) // Консультант Плюс. -URL: http://www.consultant.ru
Агамагомедова Саният Абдулганиевна кандидат социологических наук, доцент, кафедра государственно-правовых дисциплин, Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Пексимов Никита Олегович
студент,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Agamagomedova Saniyat Abdulganievna candidate of sociological sciences, associate professor,
sub-department of state-legal disciplines Penza State University
Peksimov Nikita Olegovich student,
Penza State University
УДК 342.92 Агамагомедова, С. А.
Модель выявления незаконного использования товарного знака по материалам таможенной проверки / С. А. Агамагомедова, Н. О. Пексимов // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 4 (8). - С. 230-235.