тов по эксплуатации, ремонту, бое-вому применению вооружения и военной техники, выполнению учебно-боевых задач:
при проведении учебных сборов (стажировок) на базе гражданских вузов организовать практическое обучение с требуемым качеством не представляется возможным.
7.Также в качестве одного из направлений оптимизации расходов федерального бюджета можно было бы предложить пересмотр структуры системы выплат и размеров стимулирующих надбавок военнослужащим, но в настоящее времяэтот процесс неэффективен и нецелесообразен, так как реформирование системы денежного довольствия военнослужащих проведено с 1 января 2012 г.Перечень и размеры установленных дополнительных выплат позволяют в значительной мере материально компенсировать военнослужащим трудности, определяемые порядком и условиями прохождения службы, оценить профессионализм военнослужащих, а также стимулировать их на достижение высоких результатов в службе.
Литература:
1. Постановление Правительства РФ от 06.03.2008 г. №152 "Об обучении граждан Российской Феде-рации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных уч-реждениях высшего профессионального образования".
2. Федеральный закон от 01.12.2014 г. № 384-Ф3 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плано-вый период 2016 и 2017 годов".
3. Федеральный закон от 28.11.2015 г. № 329-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015
год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
4. Приказ Министра обороны РФ от 30.12.2011г. №2700 "Об утверждении Порядка обеспечения де-нежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации".
5. Приказ Министра обороны РФ от 06.06.2001г. №200 "Об утверждении Руководства по оформле-нию, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Воо-руженных Силах Российской Федерации".
6. Приказ Министра обороны РФ от 21.06.2001г. №888 "Об утверждении Руководства по продоволь-ственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и некоторых других категорий лиц, а также обеспечению кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время".
7. Викулов С.Ф., Трофимец В.Я. Оценка военно-экономической эффективности военного строитель-ства // Вооружение и экономика [Электронный ресурс]. 2009. №1(5). URL: http://www.viculov. ru (дата обращения: 10.04.2016).
8. Воробьев В.В. Финансово-экономическое обеспечение оборонной безопасности России: проблемы и пути решения. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.
9. Шкодинский С.В., Хачатурян К.С. Финансовый контроль и реформирование бюджетного процесса в Министерстве обороны Российской Федерации // Вестник АКСОР. 2014. № 3.
10. Шкодинский С.В., Хачатурян А.А.Особенности финансового обеспечения Вооруженных Сил России в условиях реализации новой системы доведения бюджетных средств // Вестник АКСОР, 2014, № 4.
УДК 338
МОДЕЛЬ ВЫБОРА ИСПОЛНИТЕЛЯ УТИЛИЗАЦИИ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
Козин М.Н., д.э.н., профессор, главный научный сотрудник, ФКУ «НИИ ФСИН России» Полежаев В.А., соискатель кафедры «Экономические теории и военная экономика», Военный университет Министерства обороны
Российской Федерации
В статье проводится анализ основных проблемных вопросов системы утилизации вооружений и военной техники, раскрывается квалиметрическая модель комплексной оценки квалификации исполнителя государственного контракта с использованием метода анализа иерархий.
Ключевые слова: модель, утилизация, вооружения и военная техника, эффективность, метод иерархии, контракт, поставщик, государственный оборонный заказ, лицензионные требования.
MODEL SELECTION OF ARTIST UTILIZATION OF WEAPONS AND MILITARY EQUIPMENT ON THE BASIS OF ACCOUNTING LICENSING REQUIREMENTS
Kozin M., Doctor of Economics, professor, chief researcher, Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia Polezhaev V., the applicant, Economic Theory and the war economy chair, Military University of the Ministry of Defence of the RF
The article analyzes the main problematic issues disposal weapons systems and military equipment, disclosed qualimetric model is a comprehensive assessment of qualification of the executor of the state contract with the analytic hierarchy process.
Keywords: model, recycle, weapons and military equipment, efficiency, hierarchy method, a contract supplier, the state defense order, license requirements.
В современных условиях независимая и принципиальная позиция Российской Федерации по урегулированию кризисных и нестабильных ситуаций на Украине, в Сирии, а также в отдельных странах Африки, Ближнего Востока и Центральной Азии воспринимается США и их союзниками по блоку НАТО как проявление «недозволенной» самостоятельности в отстаивании национальных интересов нашей страны. Реакция стран Запада проявляется через политическое и экономическое давление на Российскую Федерацию, а также за счет наращивания военного потенциала Организации Североатлантического договора. Исходным положением обеспечения военной безопасности для РФ сегодня становится тот факт, что военная сила в системе международных отношений не утрачивает своего значения. Поскольку военно-политическая обстановка не исключает возможности возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности Российской
Федерации[6].
Современные вызовы безопасности Российской Федерации не остаются без адекватной реакции, а предпринимаемые в этой связи превентивные меры позволяют обеспечить надежную защиту интересов России. В этой связи для обеспечения стратегического паритета особо актуальны программы технического перевооружения и войск, предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК)[10,13]. В настоящее время в ВС РФ поступают современные ракетные комплексы, обновляется парк стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев, вводятся в строй новые подводные ракетные крейсеры. Одновременно совершенствуется воздушно-космические силы (ВКС) и реализуются планы перевооружения войск (сил) на современные и перспективные образцы вооружения и военной техники (ВВТ).
Несмотря на непростую финансово-экономическую ситуацию практически все задания государственного оборонного зака-
за (ГОЗ) 2015 года выполнены в полном объеме и в установленные сроки. К основным приоритетам действующей госпрограммы относятся стратегические ядерные силы, космические средства и средства разведки, связи. Стоимость госпрограммы вооружения на 2011-2020 годы составляет порядка 20 трлн рублей. В 2016 году военные расходы на 2016 год составляют 4,17% от ВВП. Для сравнения: США тратит на военные расходы 3,3% от своего ВВП, но при этом средств на оборону выделяется в 11 раз больше, чем в России (рис. 1) [17].
До 2020 года планируется закупить свыше 5 тысяч новых и около 6 тысяч модернизированных образцов бронетанкового вооружения и военной техники, а также около 14 тысяч современных образцов автомобильной техники. Только в 2015 году в соединения и воинские части Сухопутных войск поступлю более 2,5 тысяч основных образцов ВВТ.
В связи с обновлением образцов бронетанкового вооружения и военной техники и наличием накопленных запасов относительно устаревшего (морально и физически) ВВТ особо актуально ставится вопрос о совершенствовании процессов промышленной утилизации отслужившей свой срок этой техники.
Утилизация ВВТ представляет собой совокупность организационно-технических, экономических, технологических и экологических мероприятий, которые обеспечивают демилитаризацию, диверсификацию и переработку военной техники или придания ей других функций с целью использования в качестве гражданской техники (без доработки и раскомплектации) и реализацию полученных, в результате этих процессов, изделий и материалов для дальнейшего использования.
Непосредственные исполнители работ - предприятия и организации свою работу осуществляют в соответствии со следующими принципами[11]:
- комплексная безопасность (безопасность транспортировки ВВТ к местам проведения работ и в ходе мероприятий по утилизации, безопасность населения и экологическая безопасность):
- экономическая эффективность производимых работ (утилизируемые образцы ВВТ - это потенциальный источник дорогостоящего сырья и материалов, которые после демонтажа, обрезки, измельчения, сортировки полученного лома по типам сырья и материалов, приводятся в соответствие с требованиями ГОСТов и реализуются на рынке с последующим перечислением денежных средств доход федерального бюджета).
Начиная с 1994 года, в рамках федеральных целевых программ (ФЦП) в Российской Федерации осуществляются мероприятия по промышленной утилизации ВВТ. В настоящее время действует уже третья программа утилизации ВВТ - на 2011-2015 годы и на период до 2020-го года. В 2012-2013гг. из боевого состава с последующей утилизацией были выведены танки Т-55, Т-62 и Т-64, а также автомобили ГАЗ-66 и ЗИЛ-31.
На цели Программы утилизации ВВТ в 2011-2012 годах государство выделило 7,54 млрд руб., планируя при этом возвратить в бюджет за счет реализации продуктов лишь 1,6 млрд руб. Однако в бюджет РФ вернулось 50 млн рублей. При реализации ФЦП «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011 - 2015 годы и на период до 2020 года» были выявлены следующие проблемы[5,14,18]:
- допускаются нарушения нормативных правовых актов Российской Федерации в области лицензирования отдельных видов деятельности, антимонопольного законодательства и законодательства о поставках для государственных нужд;
с большим опозданием заключаются Государственные контракты на утилизацию ВВТ;
- контрактные обязательства отдельными предприятиями были выполнены не в полном объеме (или выполнены не вовремя);
- осуществление 100 процентного авансирования цены контрактов не оказывает существенного влияния на своевременность и полноту выполнения обязательств;
- производственные мощности предприятий для целей утилизации ВВТ задействуются не полностью;
- государственные контракты на утилизацию ВВТ и боеприпасов заключаются с исполнителями, которые не имеют собственных производственных мощностей (контракты заключаются с посредниками);
- темпы утилизации ВВТ по срокам и объемам отстают от плановых показателей;
- не выполняется программа повторного использования блоков, агрегатов и использования возвратных материально-сырьевых ресурсов, которые направляются на пополнение мобилизационных запасов;
- выявляются факты появления в сфере производства и ремонта ВВТ контрафактных запасных частей и комплектующих изделий, которые были незаконно изъяты при утилизации.
Как следствие, расходы государства утилизацию ВВТ составляют в пять раз больше, чем средства, которые планируются вернуть в государственный бюджет. Однако в итоге, реально возвращенных средств оказалось в 150 раз меньше. Мо мнению отдельных специалистов, при применении в 2011-2012 годах была схема «нулевой утилизации», экономия государственного бюджета могла составить не 1,6 млрд руб., а 7,54 млрд [20].
Для отечественного исполнителя контракта на утилизацию ВВТ можно выделить ряд проблемных моментов, которые сдерживают развитие этого процесса:
1) неразвитость нормативно-правовой базы;
2) низкая степень востребованности вторичных материалов в производстве, за исключением металлов;
3) многообразие типов отходов, которые затрудняют подбор
Рисунок 1 - Динамика Государственного оборонного заказа Минобороны России в части ВиВТ (млрд. руб.)
Таблица 1 - Рекомендуемая шкала относительной важности показателей
Интенсивность относительной важности Определение
1 Равная важность элементов
3 Умеренное превосходство одною над другим
5 Существенное или сильное превосходство
7 Значительное превосходство
9 Очень сильное превосходство
2, 4, 6, 8 Промежуточное суждение между двумя соседними
Обратные величины принеленных выше чисел Обратные соотношения между сопоставляемыми элементами
технологий переработки (так, например, материальный состав ресурсов в % от общей массы автомобиля, составляет[4]: черные металлы - 67%, пластмассы - 10%, цветные сплавы - 7%, резина -6%, шумо-, вибропоглощающие материалы - 5%, стекло - 4%, текстильные материалы - 1%);
4) высокий уровень затрат по сбору, подготовке к использованию и обработке вторичного сырья.
Для решения вышеуказанных проблем в 2012г. Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2012 г. № 581 определен порядок лицензирования разработки, производства, испытания, установки, монтажа, техобслуживания, ремонта, утилизации и
реализации ВВТ[1].
В числе основополагающих лицензионных требований и условий - это наличие у исполнителей государственных контрактов соответствующих помещений, оборудования и техдокументации, а также квалифицированных специалистов и военного представительства Минобороны России. Кроме того, установлено, что система менеджмента качества, должна отвечать одновременно требованиям ИСО 9000 и государственным военным стандартам. Кроме этого, если в процессе утилизации ВВТ используется гостайна, то исполнитель обязан выполнять мероприятия по её защите и предпринять определенные меры по
Рисунок 2 - Схема алгоритма модели выбора исполнителя утилизации вооружения и военной техники на основе учета лицензионных
требований
противодействию иностранным техническим разведкам.
Соответственно возникает новая научно-методическая задача отбора исполнителя контракта утилизации ВВТ учитывающая лицензионные требования, предъявляемые к соискателю.
Постановка задачи.
Повышение эффективности принятия решений в области утилизации ВВТ обеспечивается за счет внедрения новых технологий выбора исполнителя государственного заказа. Эффективность утилизации ВВТ является многофакторным показателем, который зависит от различных переменных. Сила влияния этих переменных и их уровень существенным образом воздействуют на выбор исполнителя государственного контракта утилизации ВВТ. Поэтому перед государственным заказчиком встает задача выбора наиболее эффективного (эффективных) исполнителей государственных контрактов с позиции выполнения лицензионных требований.
В настоящее время существует достаточное количество технологий, которые позволяют решить проблемы, связанных с процессами принятия решений в различных предметных областях. В нашем случае, проблему выбора исполнителя государственного заказа по утилизации ВВТ предлагается решить на основе метода анализа иерархий (МАИ)[15-16], который позволяет выявить не только наиболее предпочтительное решение, но и обеспечивает количественное выражение степень предпочтительности посредством рейтингования. Поскольку данный подход способствует наиболее полному принятию решения с оценкой непротиворечивости исходных данных.
Построение иерархии МАИ.
Для проведения анализа на основе МАИ построим иерархию[8,12,19], в которой отразим генеральная цель (первый уровень) и критерии (второй уровень), которые влияют степени на выбор исполнителя госконтракта по утилизации ВВТ (третий уровень). На основе проведенных опросов специалистов, руководителей (ОПК), заказчиков и лицензионных требований выделены следующие уровни иерархии (показатели):
ЛИНВ - степень соблюдения требований ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» при наличии иностранных инвестиций;
ЛХРАН - условия для хранения документации, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, изделий (образцов) ВВТ;
ЛГСТ - выполнение требований по защите сведений, составляющих государственную тайну, мероприятий в области защиты государственной тайны и мероприятий по противодействию иностранным разведкам;
ЛКВАЛ - квалификация специалистов (наличие специалистов, имеющих профессиональное образование и отвечающих установленным квалификационным требованиям);
ЛСМК - уровень системы менеджмента качества у исполнителя государственного контракта (ИСО 9000 и государственные военных стандарты);
ЛКОНТр - оценка эффективности функционирования структурных подразделений и военного представительства, обеспечивающих контроль качества выполнения работ (услуг) в процессе обеспечения утилизации ВВТ;
ЛфИН - уровень финансовой устойчивости и платежеспособности соискателя исполнителя государственного заказа;
ЛИНфр - инфраструктурные ресурсы (наличие зданий, соору-
жений, помещений, технической документации, испытательного, технологического оборудования, средств программного обеспечения и средств измерений для обеспечения утилизации ВВТ.
В разработанной модели предлагаемая система показателей дополнена оценкой финансовой устойчивости и платежеспособности (ЛфИН), которая предъявляется к участникам размещения ГОЗ[2,7,9]. Это позволило сформировать сбалансированную модель оценки выбора исполнителя государственного контракта утилизации вооружения и военной техники на основе учета лицензионных и требований Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2014 г. № 1482. Алгоритм разработанной модели отражен в виде блоков, которые включают определённые показатели (рис. 2).
В данной модели у каждого эксперта присутствует четкое представление о рассматриваемой проблеме, что позволяет ему попарно сравнивать предпочтительность выбора показателей по критерию выполнения лицензионных требований (формируется матрицу парных сравнений А=(а.)). Для каждого показателя, на основе шкала относительной важности, проводится оценка весов важности альтернатив А1,...,А в виде вектора приоритета (таблица 1) [3, 12,19]. "
Построение модели
На первом этапе определяются весовые коэффициенты (приоритеты) выделенных показателей, производится попарное сравнение их относительной важности (таблица 2), формируется «обратно симметричная» матрица. В дальнейшем определяем вектор локальных приоритетов посредством нормализации компонент собственного вектора в рассматриваемой матрице попарных сравнений.
Компоненты собственного вектора матрицы попарных сравнений определяем как среднее её геометрическое значений в каждой строчке:
X,
а
г = 1, п
(1)
где х. - компонент собственного вектора обратно симметричной матрицы, соответствующий её ¡-ой строке;
п - размерность матрицы;
а.. - результаты попарных сравнений альтернатив, включенных в г-ю строку, по всем] столбцам матрицы.
В нашей модели расчет х. произведем посредством извлечения корня восьмой степени из произведения компонент вектора матрицы по строкам (графа 10 таблицы 2).
В дальнейшем суммируем оценки х. по всем столбцам, и каждую компоненту строки делим на уже полученную сумму:
Р
х,.
X,-
г=1
г = 1, п
(2)
где Р. - компонент вектора приоритетов обратно симметричной матрицы, соответствующий ее ¡-ой строке.
Результаты расчета по формуле (2) отражены в столбце 11 таблицы 3.
С целью проверки адекватности полученной модели: 1. Рассчитывается степень согласованности S, как макси-
Таблица 2 - Матрица попарных сравнений показателей лицензионных требований
Сравниваемые показатели модели Линв ЛхРАН Линв Лквлл Леш Лнонтг ЛФИН ЛЦНФГ
1 2 3 4 5 Г> 7 8 9
Лини 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,333 0,25
Л ХРАП 2 1 1 2 0,333 0,5 0,25 0,5
Линв 2 1 1 0,333 0.25 0,5 0.333 0,5
ЛкЗАЛ 1 0,5 3 1 0,5 2 0,5 0,333
Леш 2 3 4 2 1 3 0,5 0,5
Л КОНТР 1 2 2 0,5 0,333 1 1 0,333
ЛФИН 3 2 3 2 2 1 1 0,5
ЛИНФР 4 2 2 3 : 3 2 1
Таблица 3 - Матрица лицензионных показателей в модели выбора исполнителя госконтракта утилизации ВВТ
Элементы Эле-
Сравнивае- компонент менты
мые показа- Лине ЛхРАП Лннв ЛкВАЛ Лаос Пконт? ЛФИН ЛИПФР собственчо- вектора
тели 14) вектора го строкам приоритетов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Линв 1 0.5 0.5 0,5 0,5 1 0.333 0,25 0,518 0,058
ЛхРАН 2 ] 1 2 0.333 0,5 0,25 0,5 0,733 0,082
Лннв 2 1 1 0.333 0,25 0,5 0.333 0.5 0,586 0,066
Диыл 2 0,5 3 1 0.5 2 0.5 0,333 0,917 0,103
Леш 2 3 4 2 1 3 0.5 0,5 1,565 0,175
ЛкОнтг 1 2 2 0,5 0,333 1 1 0,333 0,828 0,093
Лччш 3 2 3 2 2 1 1 0,5 1,565 0,175
ЛКНФГ 4 2 2 Ъ 2 3 2 ] 2,213 0,248
Итого 8,926 1,000
Таблица 4 - Индексы согласованности для случайных матриц
Размер матрицы, ПАП 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Случайная согласованность/;1 0 0 0,58 0,00 1.12 1,24 1,32 1,41 1,45 1,49
мальное «собственное значение» матрицы попарных сравнений А, по формуле (3):
п п
А = Х(■ аз )
г=1 !=1 . (3)
Алгоритм расчета предполагает суммирование элементов матрицы (суждений экспертов) по столбцам, умножение полученных значений на компоненты вектора приоритетов по следующему правилу: сумма по 1-му столбцу на приоритет 1-й строки, сумма по 2-му столбцу на приоритет 2-й строки и т.д. В последствие полученные значения складываются между собой.
В результате значение суммы собственного компонент вектора в рассматриваемой матрицы составило 8,926 (таблица 3),
что соответствует условиюА > п., где п=8.
2. На втором этапе определяется индекс согласованности матрицы суждений по формуле:
А-
Is =
n
n
1
(4)
где - индекс согласованности;
п - размерность квадратной матрицы суждений.
В нашей модели значение индекса согласованности составило 18 = 0,115.
3. На третьем этапе значение индекса согласованности 1Е сравниваем с его табулированным значением, для стохастической (случайно составленной) матрицы [15,16].
4. На четвертом этапе рассчитываем непосредственно степень согласованности 5 как отношение полученного 1Е к его табулированному случайному значению 1Т:
I
S
1Т
Т . (5)
Достоверность модели определяется выполнением требования степени согласованности при 5 0,10.В нашей модели степень согласованности составила 8 = 0,082. Это свидетельствует, что разработанная модель выбора исполнителя утилизации ВВТ на основе учета лицензионных требований достоверна, поскольку не нарушает личностных суждений экспертов.
Таким образом, для выбора исполнителя утилизации ВВТ на основе учета лицензионных требований предлагается следующая обобщенная квалиметрическая модель:
Из анализа этих данных следует, что наиболее важными
показателями при выборе исполнителя утилизации ВВТ являются:
- ЛИНФР наличие инфраструктурных ресурсов (здания, сооружения, помещения, техническая документация, испытательное, технологическое оборудование, средства программного обеспечения и средства измерений для обеспечения утилизации ВВТ);
- ЛКВАЛ квалификация специалистов;
ЛКОНТр - эффективность функционирования структурных подразделений и военного представительства МО РФ, которые обеспечивают контроль качества выполнения работ (услуг) в процессе утилизации ВВТ.
В разработанной модели показатели выбора исполнителя государственного контракта утилизации вооружения и военной техники учитывают лицензионные требования, а также финансовую устойчивость и платежеспособности, показаны в обобщённом виде, без конкретного описания.
Таким образом, получена в квалиметрическая модель, реализующая комбинированный подход многокритериального аппарата теории квалиметриии использования метода анализа иерархий, обеспечивающая получение комплексной оценки квалификации исполнителя государственного контракта утилизации ВВТ посредством совокупного учета результатов экспертного и формального подходов.
Преимущество практического применения разработанной модели оценки квалификации исполнителя ГОЗ заключается в возможности обеспечения:
- максимального возврата бюджетных средств, вложенных изначально в создание ВВТ;
- восстановления ресурса отдельных демонтированных де-фицитныхзапасных частей и их хранение в интересах МО РФ;
- формирование базы данных по восстановленным запасным частям, узлов и агрегатов с их номенклатурой и количеством.
Литература:
1. Постановление Правительства РФ от 13 июня 2012 г. № 581 в ред. Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2014 г. № 148) «О лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники» // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 июня 2012 г. № 25 ст. 3377.
2. Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2014 г. № 1482 ОО требованиях к участникам размещения государственного оборонного заказа о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для исполнения государственного контракта» // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 января 2015 г. № 1 (часть II) ст. 272.
3. Аджина А.О. Развитие методов оценки экономической
КИНТ= 0,058 ЛИНВ + 0,082 ЛХРАН+ 0,066 ЛИНВ + 0,103 ЛКВАЛ+
+ 0,175 Л+ 0,093 ЛкПНТР + 0,175 Л+ 0,248ЛШТ„Г,.(6)
эффективности инновационных проектов в малом предпри-нимательстведиссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05; [Место защиты: Рос.науч.-техн. центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия], М. 2009. - 160 с.
4. Бобович Б.Б. Утилизация автомобилей и автокомпонентов. Издательство «ФОРУМ» 2011. 321с.
5. Буренок В.М. Проблемы утилизации вооружения, военной и специальной техники - особенности современного периода // Вооружение и экономика. 2016. № 1 (34). С. 80-85.
6. Выступление начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации на тему: «Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации в современных условиях» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mil.ru/pubart. htm?id=12016246@cmsArticle. Дата обращения: 4.03.2016г.
7. Горбунов М.М., Козин М.Н. Интегральная финансово-экономическая оценка полезности поставщика товаров и услуг военного назначения // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 5. С. 164-169.
8. Козин М.Н. Квалиметрическая модель оценки полезности поставщика товаров и услуг // Поволжский торгово-экономический журнал. 2010. № 3. С. 38-47.
9. Козин М.Н., Хачатрян Г.А. О необходимости учета сезонных колебаний в определении начальной цены контракта и оценке эффективности государственных закупок // Вооружение и экономика. 2010. № 3 (11). С. 105-116.
10. Князьнеделин Р.А., Курбанов А.Х., Плотников В.А. Специфика оборонно-промышленного комплекса как объекта государственной промышленной политики в современных условиях //Экономика и предпринимательство. 2013. № 8 (37). С. 100-107.
11. Комаров А., Фаличев О. Отслужившему военному имуществу находят новое применение // ВПК [Электронный
ресурс] - Режим доступа http://vpk-news.ru/articles/2547. Дата обращения: 5.03.2016г.
12. Ломазов В.А., Прокушев Я.Е. Решение задачи экономичного многокритериального выбора на основе метода анализа иерархий // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. - 2010. - Т. 7. - № 14-1-1. - С. 128-131.
13. Петров Д.М., Хачатурян А.А. Проблемы создания интегрированных структур кластерного типа в оборонно-промышленном комплексе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013. - № 21.
14. Полежаев В.А. Анализ современного состояния системы утилизации бронетанкового вооружения и военной техники // Экономика и предпринимательство, 2015, № 12-4.
15. Саати Т., Кернс К. Аналитическое планирование. Организация систем. М.: Радио и связь, 1991. - С.99.
16. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993.
17. Телеинформационная сеть военно-промышленного комплекса (ТС ВПК) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// http://www.vpk.ru.. Дата обращения: 4.03.2016г.
18. СП: госконтракты на утилизацию ВВТ заключались с большими просрочками 8 июля 2013 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.ach.gov.ru. Дата обращения: 5.03.2016г.
19. Шерняев В.И. Повышение качества аутсорсинга бюджетных услуг в системе государственного и муниципального заказа: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05. М.: 2011. - 169 с.
20. Шульга О.В. Интриги вокруг утилизации // НВО 28.11.2014 [Электронный ресурс] - Режим доступа http://nvo. ng.ru/armament/2014-11-28/10_intriga.html. Дата обращения: 5.03.2016г.