Научная статья на тему 'Модель выбора акме-форм образовательного процесса'

Модель выбора акме-форм образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
127
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ФАКУЛЬТАТИВ / ВНЕДРЕНИЕ / ACMEOLOGY / EDUCATIONAL PROCESS / FACULTATIVE SUBJECT / INTRODUCTION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Смолькин Е. Б., Чайкина Н. Н., Князева Т. Н.

Представлена модель выбора средств реализации акмеологической направленности образовательного процесса в Институте дополнительного профессионального образования ВГМА им. Н.Н. Бурденко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Смолькин Е. Б., Чайкина Н. Н., Князева Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHOICE MODEL OF ACMEOLOGICAL TENDENCY OF THE EDUCATIONAL PROCESS

In the article the choice model of the realization means of acmeo-logical tendency of the educational process in Institute of additional vocational training Voronezh Burdenko State Medical Academy.

Текст научной работы на тему «Модель выбора акме-форм образовательного процесса»

RHEOLOGICAL PROPERTIES OF ERYTHROCYTES IN PATIENTS WITH ARTERIAL HYPERTENSION, DYSLIPIDEMIA ON THE BACKGROUND OF FLUVASTATINA

I.N. MEDVEDEV, I.A. SKORJATINA Kursk Institute of Social Education (branch) Russian State Social University

In the 32 patients with arterial hypertension, dyslipidemia work identified an opportunity to mitigate violations of erythrocyte rheolog-ical properties with fluvastatin. The monitoring group comprised 26 healthy people of a similar age. It is established that the application fluvastatin the categories of patients during the 52 weeks optimizes lipid composition and lipid peroxidation of plasma and erythrocytes, erythrocyte aggregation and cytoarchitecture.

Key words: arterial hypertension, dyslipidemia, fluvastatin, red blood cells, blood rheology.

УДК 61 : 37

МОДЕЛЬ ВЫБОРА АКМЕ-ФОРМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Е.Б. СМОЛЬКИН, Н.Н. ЧАЙКИНА, Т.Н. КНЯЗЕВА*

Представлена модель выбора средств реализации акмеологической

направленности образовательного процесса в Институте

дополнительного профессионального образования ВГМА им. Н.Н.

Бурденко.

Ключевые слова: акмеология, образовательный процесс,

факультатив, внедрение.

Высокий профессионализм и творческое мастерство специалистов - один из важнейших собственно человеческих ресурсов, который становится фактором оптимального решения насущных глобально-кризисных проблем [1]. В этом социокультурном контексте особое значение приобретает новая интегративно-комплексная наука акмеология (греч. akme — вершина, расцвет). Именно она изучает закономерности и технологии развития профессионализма и творчества как акме-форм оптимального осуществления всевозможных видов профессиональной деятельности. Поэтому одним из путей повышения качества обучения в современном вузе является реализация акмеологической направленности образовательного процесса. Акмеологической направленностью образовательного процесса названо свойство системы, состоящее в формировании и развитии у обучающихся творческих способностей профессионалов с учетом различных аспектов их подготовки и совершенствования, реализации человеком себя как высшего класса профессионала или, как говорил А. Маслоу, по максимуму самоактуализироваться.

Для этого целесообразно разработать модель выбора средств реализации акмеологической направленности (РАН) образовательного процесса.

Проблема выбора РАН является трудноформализуемой многосвязной, многопараметрической и многокритериальной проблемой. Многосвязность означает, что работы, которые необходимо выполнить для реализации акмеологической направленности, связаны отношением предшествования или наследования. Многопара-метричность означает, что любое средство реализации акмеологической направленности характеризуется, как минимум, временем реализации, затратами живого и овеществлённого труда преподавателя, потребным организационным ресурсом и др. Многокритериаль-ность означает, что, во-первых, при выборе акме-форм преподаватель сталкивается с противоречивыми требованиями, а, во-вторых, этих требований может быть несколько.

Акмеологическую направленность образовательного процесса можно реализовать различными средствами, в т.ч. компьютерными. Применение конкретного средства зависит от большого числа факторов. Перечислим некоторые из них:

• уровень (поколение) информационных технологий обучения, используемых в образовательном процессе, в рамках которых предполагается реализовать акмеологическую направленность;

• организационная возможность и готовность руководства вводить в учебный план новые дисциплины;

• готовность кафедр модернизировать рабочие программы дисциплин;

• профессиональная способность преподавателей к реализации акмеологической направленности;

• готовность преподавателей разрабатывать новый учебный материал для лекций и семинаров, связанный с реализацией акмеологической направленности;

• способность преподавателей разрабатывать методическое, информационное и программное обеспечение для реализации акмеологической направленности;

• наличие у преподавателей профессиональных знаний и умений в смежных предметных областях;

• наличие на кафедрах необходимой технической базы;

• наличие у преподавателей физического времени на дидактическое проектирование и реализацию акме-форм;

• наличие материальных и финансовых ресурсов;

• явная и скрытая акмеологическая эффективность средства и др.

Учитывая перечисленные факторы, введём следующие допущения:

1. Для конкретного поколения информационных технологий обучения, используемых на кафедре, занимающейся проблемой акмеологической направленности учебного процесса, существует конечное число акме-форм. Для внедрения акме-форм необходимо осуществить комплекс мероприятий D={di,}, i =1, ..., n, которые включают организационные мероприятия, проведение НИР, учебно-методическую работу, педагогический эксперимент и др.

2. Процесс проектирования и внедрения комплекса акме-форм может быть представлен в виде сети G = (D, Г), где Г -многозначное отображение D ^ D, реализующее отношение непосредственного предшествования.

3. С каждым di e D может быть связан акмеологический

эффект Efi — 0, измеряемый по шкале отношений; эффект может быть установлен аналитическим, экспертным или эмпирическим путём. Для вершин, не являющихся внедрением акме-форм, Efi = 0.

4. Для проектирования и внедрения комплекса акме-форм D требуется множество видов ресурсов R={r}: рабочего времени преподавателей; компьютерного времени на разработку и отладку моделей, программного обеспечения, учебных файлов и др.; компьютерной техники; финансовых ресурсов и т. д.

5. На сети G = (D, Г) для каждого ресурса г можно установить множество D(r) мероприятий, требующих этого ресурса.

6. Для каждого di e D можно установить:

а) один главный ресурс r-го вида, определяющий возможность выполнения мероприятия: б) количество si,r этого ресурса, необходимого для выполнения мероприятия.

7. Каждое di, e D имеет длительность выполнения Ti = tiK -tiH, где tiH - момент начала, tIK - момент конца выполнения мероприятия; при этом процесс проектирования и внедрения акме-форм после его начала выполняется без прерываний и с постоянной интенсивностью.

8. На некоторый календарный период Т можно установить допустимый расход S(r) ресурса г.

9. Период Т можно разбить на интервалы моментами t =

0,1,2, ..., Т-1.

10. Все величины, характеризующие задачу, целочисленны.

При этих допущениях содержательная постановка задачи

имеет вид: среди множества потенциально возможных акме-форм выбрать такие, которые максимизируют прирост акмеологической эффективности образовательного процесса и которые не выведут за пределы отпускаемых ресурсов и допустимых сроков; определить распределение ресурсов для внедрения комплекса акме-форм.

Математическая постановка задачи имеет вид:

для заданной сети G = (D, Г), значений S(r) и Т для всех г e R и t=0,1,2, ..., Т-1 найти переменные х^ такие, чтобы

n

Z Efi •xi ^ max, i=1 (1)

х e {0,1} (для di e D), (2)

Ti = tik - tiH (3)

tiK - tjK — 0 (для di , dj e D, (j<i)e Г) (4)

t NK — T , (5)

* ГБОУ ВПО «Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н. Бурденко», 394036, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 10

. Xi < S ( r ) (r є R )

Таблица

'> 0

(6)

(Т)

Мероприятия по внедрению комплекса акме-форм

где

1, если внедряется акме форма di 0 в противном случае

Задача (1) - (Т) является задачей целочисленного линейного программирования с булевыми переменными, для решения которой может быть использован В-алгоритм Ю.Ю. Финкельштейна [2]. В результате решения задачи получается ранжированный по Efi набор акме-форм, который можно рассматривать как стратегию кафедры по реализации акмеологической направленности образовательного процесса.

Проанализируем практичность модели, определяемую возможностью сформировать уравнения связи (2) - (1) по допущениям 1-10. Среди этих допущений есть естественные допущения, например, Т, 9, 10, но есть допущения, реализация которых возможна после выполнения определённого комплекса исследований и упрощений учебной ситуации. К этим допущениям относятся в первую очередь утверждения 1, 2, 3. Наиболее важным среди этих утверждений является положение о возможности выделить для конкретного поколения информационные технологий обучения (ИТО) конечное число акме-форм.

Актуальные задачи проектирования и организации учебного процесса по ИКТ

1. Подбор содержания учебного материала

2. Выявление внутрипредметных и межпредметных связей

3. Структурирование учебного материала

4. Разработка компьютерных программ учебного назначения

5. Разработка принципов и методов построения обучающих сред (ОС) с адаптивным алгоритмом обучения

6. Разработка принципов и методов построения электронных учебников различных типов, включая мультимедийные

Т. Разработка принципов и методов построения обучающих

сред

8. Разработка средств ОС для конкретных дисциплин и условий

9. Выбор стратегии управления учебно-познавательной деятельностью (УПД) на основе частично формализованных моделей

10. Выбор стратегии управления УПД в компьютерной обучающей среде

11. Распределение функций между преподавателем и средством обучения

12. Разработка компьютерных средств диагностики знаний и умений

13. Использование компьютерных средств для саморегуляции акмеологической деятельности

14. Разработка модуля ОС с использованием технических средств

15. Разработка модуля ОС для дистанционного обучения

16. Разработка акме-форм образовательного процесса

№ п.п. Перечень мероприятий по внедрению комплекса акме-форм Типы ресурсов

0. Постановка проблемы реализации акмеологической направленности образовательного процесса

1. Решение кафедры о проведении факультативных курсов по основным направлениям акмеологии Организационный ресурс (ОР)

2. Согласование с УМО проведения факультатива по акмеологии ОР

3. Разработка рабочей программы по факультативу Рабочее время преподавателя (РВП), человеческий фактор (чф)

4. Подготовка учебно-методического обеспечения для проведения факультатива РВП, ЧФ, компьютерный ресурс (КР)

5. Утверждение рабочей программы п учебнометодических материалов по факультативу ОР, ЧФ, РВП, КР

6. Утверждение кафедрой НИР по данному направлению, распределение работ между преподавателями кафедры ОР, ЧФ, РВП, КР

Т. Предварительный контроль (тестирование) - оценки степени готовности слушателей ИДПО к изучению факультативного курса по акмеологии ОР, ЧФ, РВП, КР

8. Деятельность кафедры по разработке тем научных исследований по средствам реализации акмеологической направленности образовательного процесса ЧФ, РВП

9. Разработка модели оценки качества усвоения слушателями факультативного курса по акмеологии РВП, ЧФ, ОР, КР

10. Разработка программного обеспечения для п.9 ОР, ЧФ, РВП, КР,ТР-технический ресурс

11. Проведение факультативного курса по акмеологии ОР, ЧФ, РВП, КР

12. Проведение педагогического эксперимента по оценке качества усвоения слушателями акмеологических знаний при изучении профессиональных дисциплин ОР, ЧФ, РВП, КР

13. Разработка модели оценки качества усвоения слушателями акмеологических знаний иа базе нечеткой логики РВП, ЧФ

14. Разработка программного обеспечения для модели п.13 ОР, ЧФ, РВП, КР

15. Анкетирование слушателей п преподавателей ИДПО п. 12 ОР, ЧФ, РВП, КР

16. Обработка результатов педагогического эксперимента п. 12 ОР, ЧФ, РВП, КР

П. Психолого-педагогический анализ результатов эксперимента ОР, ЧФ, РВП, КР

18. Организация учета успеваемости слушателей ОР, ЧФ, РВП, КР

19. Корректировка рабочих программ п разработка учебнометодического обеспечения профессиональных дисциплин с учетом п.16, 11 ОР, ЧФ, РВП, КР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Формирование сборника профессионально - ориентированных задач п разработка образовательноквалификационной характеристики специалиста ОР, ЧФ, РВП, КР

21. Разработка базовой оболочки для обучающих систем по различным кафедрам п дисциплинам ОР, ЧФ, РВП, КР, ТР

22. Внедрение разработанной обучающей среды в образовательный процесс ИДПО ОР, ЧФ, РВП, КР

Рис. Граф мероприятий по внедрению комплекса акме-форм

Литература

1. Назаретян, А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры / А.П. Назаретян.- М., 2005.

2. Финкельштейн, Ю.Ю. Алгоритм для решения целочисленного линейного программирования с булевыми переменными / Ю.Ю. Финкельштейн // Экономика и математические методы.- 1965.- № 5.- С. 746-759.

THE CHOICE MODEL OF ACMEOLOGICAL TENDENCY OF THE EDUCATIONAL PROCESS

E.B. SMOLKIN, N.N. CHAIKINA, T.N. KNYAZEVA

N. N. Voronezh Burdenko State Medical Academy

In the article the choice model of the realization means of acmeo-logical tendency of the educational process in Institute of additional vocational training Voronezh Burdenko State Medical Academy.

Key words: acmeology, educational process, facultative subject, introduction.

УДК 616-091:618.11:611.018.81

СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ «ГИПОТАЛАМУС-ГИПОФИЗ-ЯИЧНИКИ-МАТКА» ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ АЛИМЕНТАРНОГО ДЕФИЦИТА МАГНИЯ

А.А.СПАСОВ, А.В.СМИРНОВ, М.В.ШМИДТ, В.А.ТОЛОКОЛЬНИКОВ, О.Ю.ЕВСЮКОВ, М.В.ХАРИТОНОВА, Л.И.БУГАЕВА, С.А.ЛЕБЕДЕВА*

В работе содержатся данные о структурных изменениях гипотала-мо-гипофизарно-яичниковой системы и ее мишеней, развивающихся в условиях моделируемой магниевой недостаточности. Отмечена ведущая роль повреждения сосудистого эндотелия при дефиците магния. Выявлены структурные особенности повреждения и компенсаторных реакций в изучаемой нейро-эндокринной системе.

i = 1

s

* Волгоградский государственный медицинский университет, г. Волгоград, пл. Павших борцов, 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.