Научная статья на тему 'Модель волонтерской деятельности'

Модель волонтерской деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4688
513
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕАДАПТИВНОСТЬ / ВОЛОНТЕРСТВО / ЛИЧНОСТНЫЙ ДИНАМИЗМ / КАУЗАЛЬНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кретова Ульяна Петровна

В статье представлена и содержательно описана психологическая модель волонтерской деятельности. Данная модель является логическим завершением эмпирического исследования психологических особенностей лиц, включенных в добровольческую активность с точки зрения неадаптивной теории личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of Volunteers Activities

The article presents and describes the psychological model of volunteers activities which logically completes the empiric research of psychological specifics of the persons involved into volunteers activities from the positions of non-adaptive theory of personality.

Текст научной работы на тему «Модель волонтерской деятельности»

УДК 159 : 316.354.4

У. П. Кретова МОДЕЛЬ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлена и содержательно описана психологическая модель волонтерской деятельности. Данная модель является логическим завершением эмпирического исследования психологи -ческих особенностей лиц, включенных в добровольческую активность с точки зрения неадаптивной теории личности.

Ключевые слова: неадаптивность, волонтерство, личностный динамизм, каузальность, толерантность к неопределенности, личностный динамизм, мировоззрение

U.P. Kretova MODEL OF VOLUNTEERS ACTIVITIES

The article presents and describes the psychological model of volunteers activities which logically completes the empiric research of psychological specifics of the persons involved into volunteers activities from the positions of non-adaptive theory of personality.

Key words: non-adaptivity, volunteering, personal dynamism, causality, tolerance to indefiniteness, world view

Современный мир с его ритмом, изменениями и ростом предъявляет к человечеству множество социальных и психологических требований. Личность в своем развитии ищет все новые способы познания себя, выходя за пределы жизненной ситуации. В настоящее время в психологической науке растет интерес к таким формам активности, которые описаны в терминах «неадаптивность» и «над-ситуативность». Ключевой характеристикой неадаптивности, по мнению В. А. Петровского, выступает несовпадение цели с результатом активности, и в этом противоречии исследователь видит источник развития современного человека [17, а 308].

Исследования феномена неадаптивной активности приводят к поиску ее новых форм проявления. На наш взгляд, волонтерская деятельность имеет прямое отношение к указанному феномену и может быть изучена в рамках теории неадаптивной активности личности, а конкретнее — быть определена как одна из форм «надситуативного поведения», т. е. как возможность личности действовать за пределами ситуации, не опираясь на адаптивные действия по отношению к ней.

В основу своего предположения о том, что волонтерство возможно изучать через призму неадаптивности, мы положили идею о том,

что добровольчество выступает не сообразным современной жизненной ситуации, во многом обусловленной финансовыми отношениями.

Подведя итоги по результатам проведенного исследования психологических особенностей волонтеров, мы сделали следующие выводы о признаках неадаптивности в природе добровольчества, которые позволили нам построить модель волонтерской деятельности:

1. Для испытуемых-волонтеров характерно четкое и структурированное представление о добровольческой деятельности. Они рассматривают ее как значимую и благоприятную для общества в целом. Сама по себе добровольческая деятельность не может быть рассмотрена как адаптивная в современном обществе экономических отношений, в котором ведущим мотивом при выполнении работы, наряду с мотивами самореализации и саморазвития, выступает мотив получения материальных благ. Осуществление волонтерской деятельности для добровольцев не мотивировано получением материальной выгоды. Свойственная для волонтеров внутренняя мотивация побуждает их к активности при отсутствии внеш -него подкрепления или наказания. В то же время нельзя заключить, что основными мотивами для осуществления волонтерской деятельно -сти являются самореализация или познание

себя, помощь близким и т. п. Исследование показало, что осуществление добровольчес -кой деятельности обусловлено внутренними интенциями личности, которые формируются в результате особенности мировоззрения волонтеров, определяемой как «мировоззренческая инициатива». Выраженное стремление к изменениям и ощущение осмысленности своей жизни приводит добровольцев к поиску новых решений с опорой на прошлый опыт. Таким образом, для них необходимым условием выступает действие над порогом требуемой ситуации, что является одной из характеристик неадаптивной активности личности.

2. В ситуации личностного выбора волонтеры склонны предпочесть новую и непривычную ситуацию, ситуацию неопределенности в противовес равнодушному выбору или выбору привычной ситуации. Для добровольцев характерен поиск неординарных решений. Высокий уровень толерантности к неопределенности обуславливает самобытность их мышления и своеобразие поведения, что толкает их на поиск неординарных решений повседневных задач. Одним из таких решений и выступает осуществление волонтерской деятельности.

3. Волонтерам свойственна убежденность в значимости борьбы независимо от гарантий успеха выполняемых действий. Они не склонны рассматривать волонтерскую деятельность как перспективную, не оценивают ее в контексте времени. Высокий уровень жизнестойкости объясняет стремление волонтеров к неизвестности и активному участию в происходящем в жизни в целом. Можно заключить, что для волонтеров характерна сознательная постановка целей с непредрешенным исходом, что выступает признаком неадаптивной активности личности.

4. Способность личности выходить за пределы предустановленного — как характеристика проявлений неадаптивных тенденций личности — проявляется у волонтеров немотивированным стремлением к изменениям даже в привычных жизненных ситуациях. Преодоление инерционной силы, способность осуществить усилие над собой как показатели

стремления к изменению свидетельствуют о способности волонтеров к совершению поступков, направленных на свободное осуществление своих потенциальных возможностей и на развитие себя как личности.

5. Высокий уровень личностного динамизма волонтеров, проявляющийся во внутреннем плане как интенциональная предпосылка совершения действия или поступков, направленных на свободное осуществление своих потенциальных возможностей, на развитие себя как личности, свидетельствует о способности волонтеров воплощать новые требования к себе. Автономная каузальная ориентация, характерная для волонтеров, объясняет высокую степень осознания ими базовых потребностей и четкое использование инфор -мации для принятия решений о поведении, вследствие чего развивается чувство компетентности и высокий уровень самодетерминации, тесно связанный с понятием воли как способности человека выбирать на основе процессов, происходящих внутри личности.

Волонтеры проявляют признаки неадаптивной активности в широком смысле через предпочтение сложности, демонстрацию неожиданного поведения, уверенности в своих решениях, ответственность за принятые решения и стремление к преодолению себя и препятствий.

Теоретическое исследование добровольческой деятельности и эмпирическое изучение психологических особенностей волонтеров в рамках теории неадаптивной активности личности позволило нам сконструировать модель волонтерской деятельности, которая в своем содержании раскрывает компоненты, необходимые для осуществления добровольческой активности. К ним мы отнесли: ресурсный компонент, в который вошли необходимые для включения в волонтерство личностные качества; смысловой компонент, раскрывающий особую ценность ощущения потока жизни как необходимость для осуществления добровольческой деятельности; внешний компонент как особый внешний стимул, вокруг которого и осуществляется волонтерская деятельность.

В настоящей статье мы хотим уделить внимание содержательному описанию представленной модели, опираясь не сколько на теоретический анализ проблемы волонтерской деятельности, сколько на данные, полученные в ходе эмпирического изучения этого социального феномена.

Раскрывая содержание ресурсного компонента добровольческой деятельности, стоит отметить, что в нашем исследовании мы делали уклон в сторону таких личностных качеств, которые могли бы позволить рассмотреть во-лонтерство как форму «надситуативного поведения». Таким образом, мы не рассматривали такие качества личности, как самооценка, эмпатия и др. В рамках концепции нашей работы эмпирическому анализу подверглись такие характеристики, как жизнестойкость, уровень личностного динамизма, управляемость своей жизнью и открытость опыту или мировоззренческая активность, толерантность к неопределенности.

Первой характеристикой ресурсного компонента описываемой модели волонтерства выступает жизнестойкость как качество личности, раскрывающее ее особенности совла-дания с собой в стрессовых и неопределенных ситуациях. Эмпирическое исследование психологических особенностей волонтеров позволило выявить у них высокий уровень жизнестойкости в целом и ее структурных компонентов, в частности «контроля». Полученные данные по этой характеристике личности характеризуют волонтеров как осуществляющих выбор неизвестности, выбор будущего, более активно участвующих в том, что происходит в жизни. Люди с высоким уровнем жизнестойкости считают, что могут контролировать события и их последствия, и готовы учиться на своих ошибках, извлекая из них позитивный опыт. В ситуации личностного выбора они выбирают новую, непривычную ситуацию, ситуацию неопределенности в противовес равнодушному, безличному выбору или выбору привычной и знакомой ситуации.

Наиболее выраженным компонентом жизнестойкости, как мы отмечали ранее, у волонтеров является контроль, характеризующий лич-

ность как убежденную в значимости борьбы вне зависимости от гарантии успеха выпол -няемых действий. Личность с развитым компонентом контроля ощущает, что сама выбирает свой путь и предпочтения в деятельности.

Другой психологической особенностью волонтеров, актуальной в рамках нашего исследования, является такая характеристика, как личностный динамизм. Она представляет собой способность к принятию изменений в жизни, готовность активно и самостоятельно привносить их, способность к осознанному риску. Личностный динамизм является составляющей личностного потенциала, который определяется через успешность самореализации и включает личностные особенности, неспецифичные для конкретной деятельности, в его основе лежит возможность постановки целей, выходящих за рамки успешной адаптации.

Для волонтеров характерно стремление к изменениям. На внутреннем уровне прояв -ление внутреннего личностного динамизма — интенциональная предпосылка совершения действий или поступков, направленных на свободное осуществление своих потенциальных возможностей, на развитие себя как личности. «Во внутреннем плане стремление к изменениям разворачивается как процесс активного нарушения гомеостаза, порождение внутреннего препятствия и его же преодоление» [20, с. 73]. На внешнем, актуальном уровне стремление к изменениям проявляется в преобразовании или создании новых отношений с ми -ром, что выражается в установлении социальных контактов, саморазвитии. Возникновение внутреннего дисбаланса, вызванного порож -дением мотивов и способом их реализации, обуславливает развитие внутреннего конф -ликта, ситуации напряжения, требующей разрешения, в результате чего личность приходит к необходимости качественного преобразования состояния дисбаланса и нестабильности, которая и выступает мотивационной составляющей выхода из неопределенности. Как отмечает Д. А. Леонтьев, «...в этой точке человек попадает в ситуацию выбора, борьбы мотивов, необходимости принятия решения, переосмысления ценностей и смыслов» [20].

Такой выбор С. Мадди описан как выбор между неизменностью и неизвестностью, между прошлым с нереализованными возможностями и будущим с его непредсказуемостью. Только это столкновение порождает что-то принципиально новое, ранее не существовавшее для личности. Дисбаланс между сложив -шимися внутренними противоречиями вызывает потребность выхода за границы лично -сти, стремление к осуществлению особого вида активности, характеризующейся немотивированностью и неопределенностью неадаптивной активности.

Помимо высокого уровня личностного динамизма и жизнестойкости, волонтерам свойственно проявление высокого уровня мировоззренческой активности, выражаемой в форме «мировоззренческой инициативы». У людей с таким типом мировоззрения отчетливо выражено стремление к изменениям, толе -рантность к неопределенности и ощущение осмысленности своей жизни; человек подходит к проблеме, считая ее новой, считая, что для ее решения не годятся готовые рецепты. Личность ищет свой ответ, пусть даже опираясь на готовые варианты и имеющийся у нее опыт.

Можно заключить, что понятия инициативы и волонтерства — это явления одного порядка, недетерминированные извне. Особенности внутренней активности личности, включенной в волонтерскую деятельность (поиск своих ответов и конструктов), проявляются и во внешней добровольческой дея -тельности. Нужно отметить, что волонтерская деятельность не обусловлена какими-либо четкими целями для самой личности. Волонтеры могут как осуществлять ее, так и не осуществлять; ничто не заставляет человека вступать в добровольческие движения. Однако, внутренние интенции личности, обусловленные спецификой ее мировоззрения, приводят к нарастанию напряжения и активности в плане сознания. Таким образом, единство сознания и деятельности приводит к необходимости осуществления особого вида активности, не ограниченной рамками целей и задач, — неадаптивной активности личности.

И в заключение описания ресурсного компонента необходимо рассмотреть личностную толерантность к неопределенности. Высокий уровень данного личностного качества, выявленный в ходе нашего эмпирического исследования, позволяет волонтерам спокойно воспринимать не устоявшиеся взгляды и новые идеи, оставаться терпимыми к противоречиям и неясностям. Современные исследования толерантности показали, что люди с высоким уровнем толерантности к неопределенности принимают окружающий мир таким, каков он есть со всеми его возможными неожиданностями и проблемами, и при этом стараются всё проанализировать сами, не доверяя авторитетам и получая от этого удовольствие. Для них свойственна такая характеристика личности, как мечтательность, которая также помогает переносить неопределенность. Это результат высокой напряженности внутренней жизни, приводящей к самобытности мышления, своеобразию поведения, незначимости внешних ценностей для личности. Люди с высоким уровнем толерантности к неопределенности стремятся к самостоятельности, независимости, игнорированию социальных условностей и авторитетов, такие лица действуют смело, энергично и активно. Поэтому в случае возникновения неопределенных ситуаций такие личности не будут пассивно ждать прояснения ситуаций с течением времени, а станут активно искать необходимую информацию для прояснения вопроса или займутся компенсаторной деятельностью, если поймут, что не только от их усилий зависит решение вопроса.

Второй компонент нашей модели содержит в себе каузальную направленность личности волонтеров, смысловое содержание жизни в целом для самих волонтеров, а также их собственное представление о выполняемой ими волонтерской деятельности.

Обращаясь к мотивационной направленности волонтеров, можно отметить ее автономную каузальную ориентацию, что означает оперирование личностью своей внутренней мотивационной системой. Для волонтеров характерно воспринимать локус каузальности

как внутренний и испытывать чувства самодетерминации и компетентности; высокая степень осознания базовых потребностей и четкое использование информации для принятия решений о поведении; гибкое поведение и чувствительность к изменениям социальной среды; не свойственно самообвинение в случае неудачи. В контексте методики РОКО, с помощью которой мы исследовали особенности мотивационной направленности волонтеров, самодетерминация или автономия рассматриваются как ощущение и реализация свободы выбора человеком способа поведения и существования в мире независимо от влияющих на него сил внешнего окружения и внутриличностных процессов. Помимо этого, понятие самодетерминации тесно связано с понятием воли, которое определяется как способность человека выбирать на основе информации, полученной из среды, и на основе процессов, происходящих внутри личности. Также понятие самодетерминации связано с психологической функцией внутренней мотивации. Внутренняя мотивация рассматривается как побуждение человека к интересующей его активности при отсутствии внешнего подкрепления или наказания.

Аналогичные данные были получены в исследовании Е. С. Азаровой при изучении добровольцев. Ее исследование показало, что «.занимающиеся добровольческой деятельностью имеют представление о себе как о сильных личностях, которые обладают достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Вследствие этого проявляется независимость их ценностей и поведения от воздействия извне, принятие ценностей самоактуализированной личности, хорошая ориентация в своих чувствах и их рефлексия, самопринятие, стремление к новым знаниям, творческая направленность» [1, с. 13].

Говоря о смысловых ориентациях в жизни в целом, большинство важных событий в своей жизни добровольцы считают результатом собственных действий, могут ими управлять и чувствуют собственную ответствен -

ность за себя и ее результаты. Волонтерам свойственно опираться в саморазвитии на прошлый жизненный опыт, оценивая его как позитивный и плодотворный. Им характерна активная жизненная позиция и высокий уровень осмысленности деятельности и жизни в целом.

Описывая смысловой компонент волонтерской деятельности, необходимо рассмотреть и собственное представление добровольцев о волонтерстве, определить, чем является эта деятельность и непосредственное погружение в нее для них самих и в чем принципиальное отличие представления о волонтерстве самих волонтеров от представления людей, не имеющих отношения к добровольчеству. На наш взгляд, эти данные раскроют саму психологическую суть волонтерства.

Определяя для себя волонтерскую деятельность, сами добровольцы рассматривают ее через призму таких факторов, как «Социальная оценка деятельности», «Внутренняя активность», «Престижность» и «Самореализация». В то же время люди, не включенные в волон-терство, как правило, дают оценку этой деятельности и определяют ее назначение исключительно с точки зрения ее социальной значимости, не рассматривая ее как внутренне значимую, приносящую личности удовлетворение. Таким образом, для большинства не волонтеров волонтерская деятельность представляется лишь работой для других и во имя других, что и составляет особое отличие в их представлениях от определения волонтерства самими добровольцами. Сама по себе добровольческая деятельность не рассматривается волонтерами как приносящая только удовольствие и не ассоциируется с удачей. Включение в волонтерскую деятельность не предполагает для добровольцев конечного предрешенного итога, они не рассматривают свою работу в перспективе и не планируют исключительно удачных конечных результатов.

Лица, включенные в добровольческую деятельность, при ее оценке не применяют такие категории, как «Сложность», «Эмоциональная оценка деятельности» и «Перспективность». Волонтеры не склонны рассматривать осу -

ществляемую ими деятельность как сложную, не дают ей отдельных эмоциональных оце -нок, рассматривая добровольчество как положительное явление в своей жизни через процесс самореализации, не ставят временных рамок для осуществления волонтерской деятельности, оценивая ее как перспективную или бесперспективную. Сама по себе добровольческая деятельность выступает для них как деятельность ради деятельности, как не мотивированная получением материальной выгоды, не рассматривается с точки зрения трудности и опасности.

Третьим компонентом модели волонтерской деятельности выступает внешняя ситуация. В содержательном плане в этот компонент мы включили такие внешние характеристики во-лонтерства, как предмет, виды и формы добровольчества, временная протяженность волонтерской деятельности и т. д.

Добровольческая деятельность содержит в себе актуализированные в справочной социально-психологической литературе признаки совместной деятельности:

1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними — обмена действиями, информацией;

2) наличие единой цели — предвосхищаемого результата деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из участников;

3) наличие органов организации и руководства;

4) разделение процесса деятельности между участниками, обусловленное возможностями.

Соответственно, добровольчество может носить массовый характер, объединяя в своих рядах большое число добровольных активистов, и выступает в качестве массового социального движения.

Рассматривая массовые социальные движения, Д. В. Ольшанский указывает на то, что каждое из них «характеризуется четырьмя основными моментами: социальной базой; целями движения и основной сферой приложении усилий; степенью организованности; направленностью идеологии» [14, с. 332].

Социальная база — это та многочисленная группа или масса, на которую опирается данное движение. Социальную базу доброволь -ческой деятельности составляют люди из разных социальных слоев и возрастных групп, так или иначе проявившие интерес к деятель -ности организации и желающие внести свой посильный вклад.

Опираясь на сложившуюся практику, можно определить следующие возможные источники пополнения рядов добровольцев: подростки, молодые и зрелые люди, узнавшие об организации из средств массовой информации и других источников; люди, с которыми волонтеры проводят занятия или организуют встречи; студенты, чей профессиональный выбор связан с социальной работой и педагогикой.

Цель и усилия добровольческой деятельности направлены на решение конкретных проблем, стоящих перед обществом, на улучшение качества жизни, личного совершенствования и выражаются в реализации социально значимых программ и проектов.

По степени организованности добровольческая деятельность может быть спонтанной или создаваемой. Новые добровольцы могут вовлекаться в движение стихийно или отби -раться целенаправленно. Организованная добровольческая деятельность осуществляется в некоммерческом государственном и частном секторе, и, как правило, более систематична и регулярна. Неорганизованная добровольческая деятельность — это спонтанная и эпизодическая помощь (например, уход за детьми, помощь в ремонте, мелкие поручения, отклик на стихийное бедствие и др.).

Под направленностью идеологии принято понимать определенный уровень как рацио -нальных теоретических представлений, так и эмоциональной увлеченности целями движения. В добровольческой деятельности идео -логией выступает создание более гуманного и справедливого общества. В общем виде идеология включает ценности и образцы поведения. Ценностями добровольческой деятельности выступают духовная свобода, внутренняя

гармония, развитие и самосовершенствование. Деятельность добровольцев в значительной степени регламентируется высшими ценностными установками и принципами.

Раскрытие основных характеристик добровольческой деятельности ставит перед исследованием задачу рассмотрения ее направлений и форм. Решение данной задачи, на наш взгляд, будет более эффективно и содержательно через анализ добровольческого движения не только в России, но и за рубежом.

Теория и практика современного добровольческого движения показывают, что национальные движения каждой отдельно взятой страны имеют свои собственные особенности возникновения, связанные с историческими и культурными традициями.

Теоретический сравнительный анализ состояния добровольческого движения в таких странах, как Великобритания, Япония, США, Россия показывает следующее.

Во-первых, численность добровольцев за рубежом значительно превышает российское добровольческое движение. Это объясняется тем, что в России добровольчество переживает начальную стадию нового витка своего развития.

Во-вторых, сферы приложения добровольческой деятельности на Западе значительно шире. Можно выделить сферы добровольческого движения, которые присущи всем странам. Это охрана окружающей среды, педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков) семьи и детей, защита животных, проблематика здорового и безопасного образа жизни, трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады), предотвращение преступности, медицинская помощь (службы милосердия в больницах). То есть, в основном, — это социальная сфера. Но, в зависимости от социально-экономических условий, каждая страна уделяет больше внимание каким-то определенным сферам.

Так, японское добровольческое движение делает акцент на охране окружающей среды и международном сотрудничестве [22]. Велико-

британия — на предотвращении преступности, проблематике ВИЧ / СПИД и также на охране окружающей среды [22]. В России самой распространенной сферой добровольческой деятельности являемся воспитание / образование, экологические программы, помощь детям и людям с ограниченными возможностями и программы профилактики. В США выделение каких-то приоритетных сфер не прослеживается, но уделяется много внимания подготовке к волонтерской работе (банк волонтерских данных, образовательная методика «Обучение служению»).

Также можно выделить чисто «западные» сферы добровольческой деятельности, которые в России не охватываются: помощь в рели -гиозных общинах, помощь развивающимся странам, международное сотрудничество.

В-третьих, существенного различия в формах и направлениях работы добровольческого движения нет. Основными формами работы являются такие формы как пропаганда, освещение своей деятельности в СМИ, привлечение новых добровольцев, организация психологической само и взаимопомощи, не специфическая профилактическая деятельность (социально значимые проекты, культурные, творческие и исследовательские проекты), акции.

Акция является самой распространенной формой работы и поэтому имеет свои методы. Такими методами выступают профилактические занятия-тренинги, анкетирование, информационный телефон (постоянно работающая линия), информационная кампания (разработка и выпуск информационно-просветительского материала), консультирование, конкурс плакатов, работ СМИ.

Важным моментом российской добровольческой деятельности выступают способы привлечения добровольцев. На примере Российского общества Красного Креста можно выделить такие способы, как афиши, листовки, набор при встречах, выставки (стенды с фото, плакатами, публикациями газет), публикации в СМИ, передвижной пункт набора (автобус, украшенный плакатами, афишами разъезжает

по людным местам), набор на улице (метод Ф. Роджерса из США), рекуртирование.

Таким образом, добровольческая деятель -ность рассматривается как деятельность, направленная на позитивные общественные изменения путем организации благотворитель -ной, правозащитной, миротворческой и гуманитарной поддержки членов общества. В психологическое понимание добровольческой деятельности включаются такие категории, как «Социальная активность», «Просоциаль-ное поведение», «Альтруизм», «Служение», «Неадаптивная активность».

Наиболее востребованными являются добровольческие усилия в сфере социальной политики и социальной работы. В зависимости от потребностей местного сообщества, возможностей и ресурсов организаторов добровольческой деятельности и актуальных интересов самих добровольцев выделяется преимущество тех или иных видов добровольческой деятельности.

В своей работе Е. С. Азарова [1] классифицирует основные виды деятельности волонтеров по следующим критериям:

1. По степени организованности:

а) организованное добровольчество (осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе и, как правило, более систематично и регулярно);

б) неорганизованное добровольчество (спонтанная и эпизодическая помощь: уход за детьми, помощь в ремонте, мелкие поручения и др.).

2. По сфере воздействия:

а) добровольчество в образовании (волонтерские рейды по школам, развитие творческого потенциала молодежи, поддержка юных исследователей и молодых ученых, правовое просвещение молодежи, профилактика антиалкогольной и антинаркотической зависимости);

б) добровольчество в охране окружающей среды (экологические программы, защита животных);

в) добровольчество в социальной сфере (помощь людям с ограниченными возможностями, пожилым людям, малообеспеченным семьям; защита детства и помощь сиротам; организационно-техническое обслуживание мероприятий);

г) организация добровольческой деятель -ности (привлечение новых добровольцев и их подготовка, освещение своей деятельности в СМИ, организация психологической само -и взаимопомощи).

Таким образом, «добровольческая деятельность — это тип социально одобряемой и социально признаваемой деятельности... разновидность бескорыстного общественного поведения, которое характеризуется нравственным и созидающим уровнем социальной активности, выраженной в любых общественно полезных мероприятиях с целью изменения окружающего мира, и является одним из условий интеллектуального, личностного и деятельного развития личности, определяя ее жизненную позицию как гуманистическую» [1, с. 16].

В заключение стоит отметить, что представленная модель является лишь одной из попыток объяснения специфики волонтерской деятельности, причин ее проявления в современном обществе. В рамках нашего исследования мы предположили, что волонтерская деятельность как одна из форм надситуативной активности обусловлена суммой обязательных трех компонентов: необходимыми личностными ресурсами, значимыми смыслами и возникшей социально-значимой ситуации. Однако в настоящий момент, мы не готовы дать ответы на возможно возникающие вопросы о том, какой из компонентов является ведущим в данной модели, возможно ли исключение одного из компонента, какой из них является воспитуемым и т. п. Поставленные вопросы могут выступить предметом нашего дальнейшего исследования волонтерской активности и, несомненно, требуют тщательного рассмотрения и изучения.

Библиографический список

1. Азарова Е. С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: автореф. дис.

... канд. психол. наук. — Хабаровск, 2008.

2. Алещенок С. В. Социальное добровольчество в России: состояние и перспективы развития // Ценностный

мир современной молодежи: на пути интеграции. — М.: Социум, 1994. — С. 151-153.

3. АсмоловА. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл: Акад., 2002.

4. Всеобщая декларация добровольчества [Электронный ресурс] // Ин-т проблем гражданского общества:

сайт. — URL: http://inpgo/site/?text=182 (дата обращения: 04.09.2014).

5. Дворко С. Философия добровольчества [Электронный ресурс] // Акварун: астропсихол. центр: сайт. —

URL: http://aquarun.ru/community/goodwill.html (дата обращения: 12.09.2014).

6. Кудринская Л. А. Мотивация добровольческого труда: теоретические подходы в социологии // Граждан-

ское общество в России: опыт участия женских НПО: сб. материалов. — М., 2004. — С. 71-77.

7. КуникинаН. П. Теоретические и эмпирические аспекты изучения профессионально значимых личност-

ных качеств у волонтеров [Электронный ресурс] // Сев.-Кавказ. федер. ун-т: сайт. — URL: http://club. ncstu.ru/Science/articles/hs/2007_05/psychology/l1.pdf/file_download (дата обращения: 10.09.2014).

8. Леонтьев Д. А. Общее представление о мотивации человека // Психология в вузе. — 2004. — №1. —

С. 51-65.

9. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регу-

ляции деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. — 1996. — № 4. — С. 35-44.

10. Мартынова Т.Н. Мотивация волонтерской деятельности учащейся молодежи в социальной работе с по-

жилыми людьми // Эффективные модели социального воспитания: проблемы, поиски, перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 29-30 ноября 2006 г. — Арзамас: АГПИ, 2007. — С. 332-340.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Михайлова С. В. Добровольчество в Санкт-Петербурге, потенциал и признаки индустриализации //

Волонтерское движение в России: реальность и перспективы: материалы междунар. конф. — СПб., 2005. — С. 11-26.

12. МолодяковаЭ. В. Концепция и практика волонтерской деятельности в Японии [Электронный ресурс] //

Ин-т проблем гражданского общества: сайт. — URL: http://inpgo.ru/site/print.php?text=51(дата обращения: 10.09.2014).

13. Ольшанский Д. В. Психология масс. — СПб.: Питер, 2001.

14. ПерцовскийА. Н. Особенности подготовки волонтеров для работы в учреждениях соцзащиты [Элект-

ронный ресурс] // Транзит: сайт приюта для сирот и беспризорных детей. — URL: http://pushkino11. ruprojects/osobennosti-podgotovki-volonterov-dlya-rabotyi-v-uchrezhdemyah-sotszaschityi (дата обращения: 06.09.2014).

15. Петровский А. В. Теоретическая психология. — М.: Акад., 2001.

16. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов н/Д: Феникс, 1996.

17. Решетников О. В. Организация добровольческой деятельности: учеб.-метод. пособие. — М.: РГСУ, 2005.

18. Росс Л. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. — М.: Аспект Пресс, 1999.

19. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: федер. закон РФ от 11.08.1995 г.

№135-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант: информ.-прав. портал. — URL: http://base.garant.ru/104232 (дата обращения: 08.09.2014).

20. Сапронов Д. В., Леонтьев Д.А. Личностный динамизм и его диагностика // Психол. диагностика. —

2007. — №1. — С. 66-84.

21. ЧерепановаН. В. Социальное обучение в добровольческом движении: автореф. дис. ... канд. пед. наук

[Электронный ресурс] // Сев.-Кавказ. Федер. ун-т: сайт. — URL: http://science.ncstu.ru/postgrad/avto ref/cherepanova_nv/index_html/cherepanova_nv.pdf (дата обращения: 10.09.2014).

22. Что такое волонтерство? [Электронный ресурс]. — URL: http://kspu.ptz.ru/projects/hope/ISTORIA.PPT

(дата обращения: 10.09.2014).

23. Чухин С. Г. Гуманизация общественной жизни и потенциал добровольческой социально ориентирован-

ной деятельности [Электронный ресурс]. — URL: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/078.html (дата обращения: 11.09.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.