Научная статья на тему 'Модель внутреннего контроля банковских учреждений с целью противодействия легализации незаконных доходов'

Модель внутреннего контроля банковских учреждений с целью противодействия легализации незаконных доходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
431
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНКИ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РИСКИ / ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митюкова Мария Ивановна

Предлагается обобщенная информационно-аналитическая модель, позволяющая выявлять финансовые операции в банковских учреждениях, предположительно связанные с отмыванием преступных доходов. Анализируются основные проблемы, связанные с выявлением достоверных сведений о деятельности клиентов кредитных организаций. Исследуется роль кредитных организаций в профилактике и раннем предупреждении легализации денежных средств, полученных преступным путем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Митюкова Мария Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель внутреннего контроля банковских учреждений с целью противодействия легализации незаконных доходов»

© Митюкова М. И., 2010

МИТЮКОВА Мария Ивановна

Аспирант

Академия экономической безопасности МВД России

129329, РФ, г. Москва, ул. Кольская, 2 Контактный телефон: (499) 189-97-96

Модель внутреннего контроля банковских учреждений с целью противодействия легализации незаконных доходов

Ключевые слова: банки; внутренний контроль; противодействие легализации денежных средств; экономическая безопасность; риски; финансовый мониторинг.

Аннотация. Предлагается обобщенная информационно-аналитическая модель, позволяющая выявлять финансовые операции в банковских учреждениях, предположительно связанные с отмыванием преступных доходов. Анализируются основные проблемы, связанные с выявлением достоверных сведений о деятельности клиентов кредитных организаций. Исследуется роль кредитных организаций в профилактике и раннем предупреждении легализации денежных средств, полученных преступным путем.

Борьба с легализацией преступных доходов, включающая их выявление, изъятие и конфискацию, является одним из важнейших стратегических направлений обеспечения экономической безопасности страны [2, 3]. Она позволяет, в той или иной степени, решать следующие задачи: защищать экономику от криминальных инвестиций; подрывать финансовые основы деятельности преступных организаций; пополнять доходную часть бюджета; контролировать последовательность движения следов финансовых операций от нижнего звена исполнителей до руководства преступных организаций.

Особое внимание в разрезе указанной проблемы следует уделять регулированию деятельности финансово-кредитных учреждений, через которые проходит основной поток нелегально полученных капиталов. В связи с этим особые требования необходимо предъявлять к применяемым финансово-кредитными учреждениями моделям внутреннего контроля, позволяющим выявлять подозрительные финансовые операции, возможно связанные с легализацией теневых капиталов.

Перед владельцами и руководством банка постоянно стоит задача обеспечения его безопасности в широком смысле - с финансовой, организационной, информационной точек зрения. В настоящее время особую актуальность приобретает задача ограждения деятельности банка от рискованной или преступной политики «нежелательных» клиентов. Наиболее сложна эта проблема для крупных банков, которые имеют достаточно большое количество клиентов, а существующие механизмы и технологии внутрибанковского контроля не могут обеспечить эффективное выявление слабых звеньев и опасных зон.

В настоящее время регулярные внутренние проверки и мониторинг деятельности клиента позволяют:

• свести к минимуму контакты с надзорными и правоохранительными органами в разрезе достаточной и всесторонней проверки клиентов на предмет легализации денежных средств, полученных преступным путем;

• выработать критерии в процессе профилактической деятельности и обезопасить банк от принятия неблагонадежного лица в качестве клиента;

• повысить внутреннюю прозрачность функционирования банка и его клиентов.

Эти цели при большом количестве клиентов и, соответственно, большом количестве открытых в банке счетов могут быть решены только в условиях автоматизации процесса мониторинга. Рассмотрим обобщенную модель, предложенную в настоящей работе, в качестве средства первичного финансового мониторинга в рамках мер внутреннего контроля в кредитной организации.

Для принятия квалифицированных решений с помощью электронной обработки данных, на наш взгляд, необходимо использовать глубокий превентивный анализ и выявление возможных рисков отмывания денег с учетом особенностей того или иного банка. На основе этого анализа должна разрабатываться стратегия и тактика конкретных действий по борьбе с отмыванием денег. Анализ возможных опасностей и рисков, разработка и реализация стратегии борьбы с отмыванием денег включают четыре этапа:

Первый этап. Определяются общие критерии и условия для общего анализа возможных рисков и опасных ситуаций, исходя из видов деятельности, осуществляемых кредитной организацией, а также видов деятельности его клиентов, согласовываются конкретные методы анализа, основные характеристики аналитической модели, сроки ее реализации и объем необходимых ресурсов.

Второй этап. Структурируются и группируются все сделки банка на основе возможных рисков отмывания денег по предложенным направлениям и с учетом следующих факторов:

• основные группы клиентов;

• сделки, которые должны подразделяться на отдельные категории (по видам предоставляемых кредитов, по типам осуществляемых расчетов и т. д.);

• структурирование типов транзакций, осуществляемых в каждой категории сделок (например, необходимо сгруппировать платежи по типам в разрезе обслуживаемого платежного оборота, выделить наличные и безналичные платежи, а также платежи с использованием электронных платежных средств);

• группировка по месту проведения операций - в разрезе филиалов и представительств кредитной организации, ее зарубежных подразделений, а также электронных платежных терминалов; кроме того - группировка по банкам-корреспондентам.

По результатам структурирования и группировки всего объема информации, которая находится в распоряжении кредитной организации, можно сформулировать адекватную систему объема и структуры возможных рисков отмывания денег. Для подобного анализа, по нашему мнению, необходимо использовать все доступные источники информации: официальные материалы (типовые документы и каталог возможных рисков), результаты прежних исследований, а также внешние источники информации (данные СМИ и следственных органов). Как правило, разные группы клиентов используют различные виды сделок внутри страны и за рубежом. Так, корпоративные клиенты имеют множество счетов в различных отделениях банка, переводят суммы в несколько стран, получают кредиты на разных условиях. Это значит, что факторы возможных рисков отмывания денег должны рассматриваться только комплексно. Чтобы правильно структурировать финансовые операции и сделки, следует сначала определить группы клиентов, а затем установить, какие виды сделок осуществляет каждая группа клиентов внутри страны и за рубежом.

Документами, с которых начинается проведение анализа в разрезе клиентских групп, являются сведения о месте регистрации организаций (данные Единого государственного реестра юридических лиц, а также сертификаты, выдаваемые организациям, зарегистрированным в иностранных государствах), криминальная статистика

(в том числе результаты проверки организации по материалам средств массовой информации) и собственная база данных о клиентах, которую следует проанализировать в первую очередь. При классификации клиентских групп банка возникают две основные проблемы:

• трудность получения информации о клиентах;

• имеющаяся в банке классификация клиентов (по сферам деятельности или по другим критериям) может быть лишь частично использована для определения клиентских групп с учетом возможных рисков отмывания денег, что требует новой классификации клиентов.

Впоследствии для уже определенным образом структурированных преступных групп необходимо установить виды осуществляемых ими сделок и транзакций. В целях проведения подобного анализа следует прежде всего проанализировать в течение репрезентативного периода времени обычный порядок осуществления организацией финансовых операций и сделок (возможно использование достаточно простых программных продуктов, таких как Microsoft Exel с использованием функций группировки и составления сводных таблиц). Такой анализ позволяет установить нетрадиционные, выбивающиеся из общей массы финансовые операции или сделки, которые можно заподозрить в легализации денежных средств. Основываясь на системном изучении подобных нехарактерных для различных организаций-клиентов финансовых операций, можно создать специфический для данного банка перечень подозрительных критериев (ППК) и применять их для всех групп клиентов, категорий сделок и видов операций. Подразделение финансово-кредитной организации, в обязанности которого входит выявление фактов легализации денежных средств, полученных преступным путем, должно иметь доступ ко всем информационным ресурсам банка. Подобная работа должна проводиться централизованно под руководством уполномоченного сотрудника банка, отвечающего в целом за сферу деятельности финансово-кредитной организации по противодействию легализации денежных средств, полученных преступным путем.

По уровню автоматизации банковский сектор является одним из лидеров среди отраслей экономики. Информационные технологии для финансовых и кредитных организаций не просто средство обеспечения бизнес-процессов, а один из инструментов создания стратегических конкурентных преимуществ, что становится особенно актуальным в разрезе борьбы с легализацией денежных средств, полученных преступным путем.

Важнейшим в определении признаков легализации денежных средств, полученных преступным путем, является принцип: «знай своего клиента». При разработке модели ППК следует помимо общих критериев учитывать количественные и качественные субъективные оценки специалистов, проводящих такой анализ. С помощью систематических опросов следует определять объем и структуру сделки для той или иной группы клиентов, например:

• средний объем (количество и средняя сумма) операций, характерный для обычных нормальных условий (с учетом сезонных колебаний);

• предельную сумму наличных операций внутри различных групп клиентов в нормальных условиях;

• среднее количество и периодичность осуществления операций в различных странах;

• наличие наиболее часто встречающихся контрагентов во внешнеторговых операциях в различных группах клиентов.

Результатом анализа становится полноценная модель выявления признаков угроз, связанных с легализацией денежных средств, полученных преступным путем. В подобной модели должны содержаться как статические показатели (объемы кредитов

и наличных платежей за месяц, величина оборота по счетам лица за месяц, соотношение наличного и безналичного оборотов за месяц и т. д.), так и динамические критерии, характеризующие изменения объемов и структуры оборота по счетам лица за определенный промежуток времени, колебания и отклонения по сравнению с усредненными показателями (изменение ежедневного сальдо по счету и т. п.)

Определяются также комплексные составные показатели с целью выделения организаций, аккумулирующих финансовые средства (например, значительный оборот по счету в течение всего дня и «нулевой» остаток на конец дня; транзитный характер операций между группой клиентов банка и т. п.). Модель выявления признаков угроз, связанных с легализацией денежных средств, должна иметь динамичную структуру, постоянно дополняться новыми критериями по результатам исследований и мониторинга.

Третий этап. Выявляется и оценивается угроза возникновения опасной ситуации, возможно связанной с мошенническими действиями по легализации денежных средств, полученных преступным путем. На данном этапе особое внимание необходимо уделять:

• определению границ «областей рисков» по различным видам финансовых операций и сделок;

• информационно-техническим системам безопасности и своевременной их модернизации;

• определению частоты пересмотра «области риска» по каждому виду финансовых операций и сделок;

• принятию своевременных и достаточных мер по подготовке и повышению квалификации сотрудников, ответственных за систему противодействия легализации денежных средств, полученных преступным путем.

Четвертый этап. Проводится мониторинг современных норм и требований законодательства национального и международного уровня в области противодействия легализации денежных средств, полученных преступным путем; регулярно пересматриваются методы анализа на предмет установления его полноты, достаточности, адекватности современным, постоянно меняющимся условиям.

Такая проверка концепции позволяет добиваться постоянного улучшения внутренних процессов, анализа возможной опасности и стратегического противодействия отмыванию незаконных доходов.

Предложенная модель автоматизированной системы внутреннего контроля банка в целях противодействия легализации денежных средств, полученных незаконным путем, по нашему мнению, является оптимальной, как с точки зрения затрачиваемых ресурсов на ее реализацию и постоянную модернизацию, так и с точки зрения выявления противоправных финансовых операций и сделок.

В соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ [1] на кредитные организации возложена обязанность осуществлять внутренний контроль и направлять в уполномоченный орган сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, и иным операциям, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Требования Закона целесообразно применять при контроле и проверке клиентов для внутренних интересов банка, имея в виду снижение риска получения неожиданных претензий со стороны силовых структур. При этом необходимо особое внимание обращать на следующие операции клиента:

• с бюджетными средствами (если клиенту предоставлено такое право), чтобы вовремя отследить возможное их хищение путем обналичивания и присвоения;

• по возмещению налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (в случаях возмещения экспортной выручки нерезидентам в течение одного операционного дня);

• по регулярному зачислению крупных сумм денежных средств (в валюте РФ или иностранной валюте) на счета физических лиц (резидентов или нерезидентов) с последующим снятием их в наличной форме;

• по переводу денежных средств в пользу нерезидентов по сделкам купли-продажи ценных бумаг, договорам интеллектуальной деятельности, договорам поставки товаров, приобретаемых за рубежом и не пересекающих границу (серый импорт).

Таким образом, очевидно, что существуют формальные и информационные основания для проверки клиентов. В банке имеются всевозможные данные о клиенте и его деятельности. Эта информация накапливается в электронном виде в различных подразделениях банка - в автоматизированной банковской системе, в кредитном комитете, в службе внутреннего контроля и службе экономической безопасности, валютном отделе и пр. В каждом подразделении информация выполняет свои задачи -банковская информационная система обеспечивает клиентские платежи, внутренний контроль отслеживает информацию в соответствии с Законом № 115-ФЗ, кредитный комитет и служба безопасности оценивают информацию о клиенте для принятия правильного решения по кредиту. Но практика показывает, что далеко не во всех кредитных организациях ставится задача осмысления и интегрированной оценки имеющейся и доступной информации о клиенте, с помощью которой возможно организовать сопоставление заявленных данных с действительными. Наиболее вероятная причина этого - недостаточная координация подразделений внутри банка, где сведения о клиенте хранятся «мертвым грузом» и не анализируются.

К сожалению, многие кредитные организации считают меры внутреннего контроля, принимаемые ими в связи с антилегализационным законодательством, чрезмерными и не свойственными им, воспринимают обязанности по внутреннему контролю как бремя, переложенное государством для решения задач по борьбе с легализацией денежных средств, полученных преступным путем, за счет сил и средств кредитных организаций. Однако мы уже выяснили, что отсутствие мер внутреннего контроля более всего вредит финансовой прозрачности кредитных организаций, а также многократно усиливает риски осуществляемой ими деятельности.

Представляется целесообразным в случае выявления «сомнительной» деятельности клиента финансово-кредитного учреждения давать информацию в электронном виде (в форме отчета) не только об операциях, вызвавших подозрения, но и прилагать свод документов и фактов, подтверждающих подозрение. Подобная практика, по нашему мнению, побудит финансово-кредитные организации к более тщательной проверке клиентов, более адекватному уровню рисков осуществляемой ими деятельности, а также вызовет меньше вопросов надзорных и правоохранительных органов в отношении адекватности мер, принимаемых кредитными организациями для борьбы с легализацией денежных средств, полученных преступным путем.

Таким образом, банковская деятельность как основной элемент функционирования финансовой системы любого государства является объектом наиболее жесткого регулирования государственно-властными структурами по сравнению с любой другой формой экономической деятельности. Это объясняется теми характеристиками банков, которые объективно присущи им и определяют их положение как ключевых элементов финансовой системы.

Предложенная в качестве обязательной (на законодательном уровне) модель автоматизированной системы внутреннего контроля финансово-кредитных учреждений, с одной стороны, поможет уйти от субъективизма в оценке деятельности клиентов, а с другой - обеспечивает защиту системного интереса, и в этом смысле она носит макроэкономический характер.

Источники

1. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

2. Зубков В. А., Осипов С. К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. М. : Городец, 2006.

3. Мельников В. Н., Мовсесян А. Г. Противодействие легализации незаконных доходов. М. : МЦФЭР, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.