Научная статья на тему 'Модель влияния бюджетного инвестирования на экономическое развитие российских регионов'

Модель влияния бюджетного инвестирования на экономическое развитие российских регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель влияния бюджетного инвестирования на экономическое развитие российских регионов»

Р - рынок, П - персонал, ОС - основные средства,

И - информация (по организации производства и управлению)

Рисунок 1 - Схема организации основной деятельности технопарка

Стратегическое управление представляет собой процесс, определяющий последовательность действий технопарка по разработке и реализации стратегии. Оно включает постановку целей, разработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют технопарку добиваться поставленных задач.

В современной экономической науке выделяют два основных конечных продукта стратегического управления. Один из них - создание потенциала технопарка, который обеспечивает достижение целей в будущем. Потенциал технопарка создается в результате эффективной организации основной деятельности, схема которой представлена на рис. 1.

Со стороны «входа» этот потенциал состоит из сырьевых, финансовых, информационных и людских ресурсов; со стороны «выхода» - из произведенной инновационной продукции и услуг, из набора правил социального поведения, следование которым помогает технопарку добиваться своих целей. Важно заметить, что в потенциал технопарка может быть включена не всякая продукция, производимая на его площадях, а, например, лишь та продукция, которая испытана с точки зрения мировой рыночной привлекательности. Это означает, что продукция технопарка должна быть новая, созданная на базе современных перспективных технологий, обладающая отличительными особенностями, конкурентными преимуществами и пользующаяся спросом на рынке3.

В отличие от стратегического оперативное управление состоит в использовании существующей стратегической позиции технопарка в интересах достижения его целей. В технопарке в процессе решения оперативных вопросов осуществляется деятельность по «превращению» потенциала технопарка в реальную прибыль, включающая определение общих оперативных задач, мотивацию, координацию и контроль руководителей и исполнителей в рамках всего технопарка.

Как стратегическое, так и оперативное управление для нормального функционирования предполагают создание и поддержание определенной организационной архитектоники, подбора и воспитания кадров. Однако эти элементы различны для двух типов управления. Стратегическая архитектоника нацелена на учет изменений макросреды, является гибкой и не имеет жестких структур. Оперативная архитектоника устойчива к изменениям и нацелена на эффективность.

Таким образом, управление технопарком включает два взаимодополняющих вида управленческой деятельности: стратегическое управление, связанное с развитием будущего потенциала технопарка, и оперативное управление, преобразующее существующий потенциал в прибыль.

Стратегическое управление требует предпринимательского организационного поведения, а оперативное управление функцио-

нирует на базе приростного поведения. В последнее время технопарки и другие субъекты инновационной деятельности испытывают потребность в одновременном использовании обоих стилей поведения, для чего им необходимо создавать такую архитектонику, которая бы позволила успешно развивать и предпринимательский, и приростный стиль организационного поведения. В стратегическом управлении необходимо учитывать два аспекта: объекты стратегического управления и проблемы стратегического управления. Рассмотрим их подробнее. В рамках технопарка можно выделить, на наш взгляд, три группы объектов стратегического управления:

• отрасли исследований;

• фирмы - основные драйверы прибыли;

• функциональные зоны технопарка.

В качестве объекта стратегического управления технопарк рассматривается как открытая комплексная социально-экономическая система, представляющая совокупность структурных подразделений (отраслей исследований). Отрасль исследований - это направление или ряд смежных направлений деятельности технопарка, самостоятельное рыночно ориентированное хозяйственное подразделение, которое может выступать полноценным конкурентом на своем сегменте рынка, имеет свой круг поставщиков, потребителей и конкурентов.

Функциональная зона технопарка - это сфера деятельности, организационно представленная функциональными структурными подразделениями, которые специализируются на выполнении определенных функций и обеспечивают эффективную деятельность как отдельных направлений исследований, так и технопарка в целом. Например, сфера бытового обслуживания, лабораторный комплекс, испытательный полигон, офисные помещения - это функциональные зоны, в которых осуществляется инновационная деятельность участников технопарка.

На основе изложенного можно заключить, что стратегическое управление затрагивает широкий круг наиболее важных организационных решений, направленных на решение проблем, ориентированных на будущее, связанных с генеральными целями технопарка и находящихся под воздействием неконтролируемых внешних факторов. То есть, предметом стратегического управления являются:

1. Проблемы, прямо связанные с генеральными целями технопарка. Генеральные цели ориентированы в будущее и, как правило, направлены на повышение эффективности деятельности технопарка путем обеспечения взаимосвязи целей, ресурсов и результатов. Поэтому решения о создании новых или ликвидации старых производств, привлечении новых фирм, освоении новой продукции, технологии или новых рынков носят стратегический характер. Решения, относящиеся к экономии материальных, энергетических или трудовых ресурсов, имеют частный характер и не относятся к стратегическим.

3 Бандурин В.В. Инновационная политика как составная часть государственной политики. Бюллетень экспертно-консультативного совета при Председателе Счетной палаты Российской Федерации. 2002 г., №4.

Рисунок 2 - Факторы организационной культуры технопарка

2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом технопарка, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящий момент отсутствует или имеется в недостаточном объеме. В практике стратегического управления решение относится к стратегическим проблемам, если планируется разработка и выпуск новой продукции, приобретение нового для технопарка технологического оборудования, приглашение нового персонала (новых специалистов) и т. п.

3. Проблемы, обусловленные спецификой взаимоотношений технопарка, университета и руководства закрытого административно-территориального образования. Как правило, основные источники финансирования деятельности технопарка, а также наиболее значимые материально-технические ресурсы находятся в распоряжении руководства ЗАТО. В этой связи, выстраивание долгосрочных партнерских отношений технопарка и ЗАТО становится одной из существенных задач стратегического управления технопарком.

4. Проблемы, связанные с неконтролируемыми внешними факторами. Эти проблемы чаще всего возникают в результате воздействия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе стратегии и направлении развития, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущее технопарка. Организация постоянного мониторинга внешней среды -

важное условие эффективности и конкурентоспособности технопарка.

В настоящее время выделяются два направления развития стратегического управления. Первое - регулярное стратегическое управление. Оно является дальнейшим логическим развитием стратегического планирования и включает анализ, планирование ресурсов и реализацию стратегии. В целом суть этого направления - управление стратегическими возможностями технопарка во всех перечисленных выше областях. Это направление получило наибольшее распространение в силу того, что в настоящее время более глубоко и полно разработано.

Второе направление развития стратегического управления представляет собой стратегическое управление в реальном масштабе времени, связанное, как правило, с решением неожиданно возникающих стратегических задач. Оно развивается в тех инновационных областях, где изменения во внешнем окружении происходят с такой частотой и порой так непредсказуемы, что требуют немедленной адекватной реакции, и технопарку просто не остается времени на пересмотр своей стратегии. По существу технопарк вынужден одновременно параллельно заниматься уточнением стратегии и решением возникших стратегических задач. Это направление стратегического управления находится в стадии становления.

Обычно различают три стиля стратегического управления4:

Таблица 1 - Методы и технологии анализа в стратегическом управлении

Вид работ(операций,действий) Методы, подходы, технологии

Ситуационный анализ Макроокружение технопарка: • экономика и политика • технология и экология • правовое обеспечение • демография, общество • обзоры, информационные обобщения, проекты, отчеты, библиографические справки, статистические рефераты • кабинетные исследования, разнообразные методы сегментации, сбора данных, анализа и статистической оценки • PEST-анализ

Конфронтационный анализ (технопарк -конкуренция): Идентификация слабых и сильных сторон на основе оценки возможностей с помощью инструментария маркетинговой совокупности • анализ SWOT • методы сравнительного анализа

Детальный анализ параметров маркетинговой совокупности: • анализ позиций стратегических единиц в области рыночных цен • анализ процесса продаж продукции, затрат и прибыли в течение жизненного цикла изделия • анализ доли торговых расходов • анализ цикла "продукция - рынок -товарооборот - прибыль - затраты" • анализ портфеля заказов (по методике Boston Consulting Group, McKinsey, сочетание анализа портфеля и поступления денежных средств) • классификация продукции по П. Дракеру • метод анализа сбыта в течение жизненного цикла изделий • ABC-анализ, оптимум Парето

4 Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Уч. пос. - М.: МГСИ, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.